Кто по национальности Владимир Путин, русский или еврей? Как формируется народ? Смотреть что такое "национальность" в других словарях.

В современном мире довольно остро стоит вопрос: "Национальность - это политическое, социальное или биологическое понятие?" Прежде чем говорить о национальности, следует познакомиться с сопутствующими терминами.

Народ. Этнос. Нация

Народ - "новый род", "народившийся род" людей, объединенных одной общей территорией, - основополагающее понятие в нашей теме. Из определения ясно, что это исключительно биологический термин - люди, имеющие близкое родство.

Этнос - это народ, то есть с течением времени сформировавшаяся из близких народов группа людей, которые имеют один язык (относятся к одной и общее происхождение, корни, но не связаны территориально.

Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями. Если один народ создаст свое он будет называться нацией. Таким образом, это уже более агрессивное, политическое понятие. Нация может включать в себя несколько близких национальных групп.

Национальность - это...

Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, - их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией.

Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики.

Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие - социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению.

Хотя в некоторых странах слово "национальность" - это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

Народная национальность

Народ - это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния - национальность народов или народная национальность.

Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы - вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

У русских насчитывается около тридцати по всей территории России и за ее пределами. И всего два диалекта - севернорусский (окающий) и южнорусский (акающий).

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа - немец, мама - немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось - народы, этносы, нации... Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.

Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения - субъективный и объективный. Первый - это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй - это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность - это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

Одной из причин двух мировых войн, которыми «прославился» двадцатый век, был национализм. Во многом из-за легко приходящей в голову аналогии «национализм» – «нацизм» стало это слово почти неприличным. Что, однако, не должно исключать научного анализа этого сложного явления. Тем более, что современные государства возникли совсем не в результате «непорочного зачатия» в головах отцов-основателей, а в результате развития именно национального движения, зачастую продолжавшегося много веков.

Наука начинается с определения. Попытка дать определение тому, что такое нация, сразу же показывает всю сложность этого понятия. И, как ни странно, лучшим оказывается определение, которой сформулировал И.В.Сталин в начале двадцатого века:

Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

В настоящее время нации рассматриваются как «воображаемые сообщества», продукт индустриального развития, происходившего на протяжении трех последних веков. В результате укрупнения производства, появления новых средств коммуникации, всеобщего образования, стандартизации языка общения появилась возможность объединить людей в очень крупные, до этого не существовавшие, общности. Эти общности, как оказалось, могут включать различные этносы, отличающиеся друг от друга по языку, по религии и даже расово. Объединяет их только национальная идеология (или национальная идея), грубо говоря, сказочка, которой все верят, потому что ее преподают в школе.

Например, национальная идея США, государства возникшего, как государство эмигрантов, является конституция и безусловное первенство закона, опирающегося на эту конституцию. А национальная идея Франции – французский язык и французская культура.

Собственно говоря, развитие национальной идеи происходит в ходе становления национального государства. В каждом государстве это развитие происходит по-разному. В качестве национальной идеи могут выдвигаться те или иные параметры, в зависимости от чего жизнь и даже существование нации могут быть более или менее успешными.

Примером неуспешных национальных идей являются нацизм и коммунизм. Ну, не получилось у этих ребят собрать людей под флагом новой идеи и «выковать» из них новый народ!

Проблемы с национальной идеей возникают в многоэтнических странах, таких как Индия или Индонезия. Даже в Бельгии пока не выработали национальной идеи, равно вдохновляющей два разных народа, образующих бельгийскую политическую нацию. А вот китайская нация, объединившая в себе множество самых разных этносов, даже на совершенно разных языках говорящих, возникла в ходе тысячелетней истории и в данный момент является фактом. Гораздо менее продолжительная история сплотила разные и разноязычные этносы, жившие в центре Европы, в одну Швейцарскую Конфедерацию и в одну швейцарскую нацию. Процесс образования новой политической нации идет сейчас на Украине.

Нация и национальность

Понятие «нация» не равнозначно понятию «национальность». Более того, русское слово «национальность» не соответствует английскому «nationality». Последнее обозначает «гражданство». Например, «швейцарец», «американец», «британец», «израильтянин». Русское же слово «национальность» обозначает этническую принадлежность, что в английском языке обозначается словом «ethnicity». Аналогичная картина и в сравнении с другими европейскими языками.

Понятие «национальность» в многонациональном Советском Союзе было в значительной степени результатом бюрократизации. Существовал список национальностей, включающий граждан иностранных государств (французы, турки, китайцы, венгры, болгары), титульные народы союзных (украинцы, белорусы, грузины и т.д.) и народы автономных республик, краев и областей (татары, башкиры, абхазы, чеченцы, осетины и пр.). В этот список не включались этнические группы. Казаки и поморы считались, например, русскими, а русины, живущие в Закарпатье, – украинцами.

Бюрократическое происхождение понятия «национальность» подчеркивалось тем, что в паспорте имелась соответствующая графа (пресловутая «пятая графа»), которая не могла быть пустой и которая должна была содержать запись из вышеупомянутого списка. В шестнадцать лет, получая паспорт, гражданин указывал свою национальность по собственному желанию. Тот, кто родился в семье, где родители были одной национальности, выбора был лишен. В этом случае в пятую графу записывалась национальность родителей. А вот в семье смешанной, можно было выбрать либо национальность отца, либо национальность матери. При этом знание национального языка никакого значения не имело. Так появились граждане СССР, имеющие некоторую национальность, но национальным языком не владеющие («сибирские» украинцы, «столичные» грузины, евреи, не знающие идиш). С одной стороны, это показывало межеумочность понятия «национальность» в интернациональном государстве, каким себя провозглашал СССР. С другой стороны, имели место серьезные ограничения именно по национальному признаку. Так что молодому человеку, получающему паспорт, часто рекомендовали выбрать «удобную» национальность.

Бывали и анекдотические случаи. Один умник еврейской национальности при выписке паспорта назвался «иудей». Паспортистка написала в соответствующей графе «индей». При обмене паспорта «индей» был заменен на «индейца» (оказывается, в официальном списке имелась такая национальность) Так и воспитали в своем коллективе индейца Рабиновича:)

Веселуха

В настоящее время в России граждане имеют право самостоятельно определять свою национальность. В паспорте национальность не записывается, а об этнической принадлежности спрашивают только в ходе переписей. В результате появились такие национальности, которые советским руководителям и не снились: казаки, поморы, скифы, даже хоббиты и эльфы (горячий привет профессору Толкину). Среди ответов, которые давали во время Всероссийской переписи населения 2010 года значились «помесь», «советский», «человек мира», «иностранец», «интернационалист». Были также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «скобари» и даже «фараоны». Ох, и распустился же народишко!

Ни в каком статистическом справочнике, изданном до 1917 года, невозможно обнаружить сведения о количестве проживающих в России греков, татар, узбеков, русских и др. В любом справочнике тщательно учтены печники, каменщики, золотых дел мастера и прочие специальности, подсчитаны дворяне, купцы, мещане, священники, а вот национальности остались за пределами статистического учёта. Почему? Попробуем разобраться…

Берём «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля. Между словами «нациновать» (надрать лыка) и «нацокать» находим слово «нация». Видим тут разъяснение, что «национальность» - слово женского рода и означает «народность». Что ж, обратимся к этому слову. Не получается – нет у Даля такого слова, зато есть довольно большая статья «народ». И здесь находим интересную фразу: «Чудские племена у нас все русеют и сливаются в один великорусский народ,…». Где же тут национальность?

Возьмём теперь 17-ый том «Большой Советской энциклопедии». Здесь между статьями «Национально-революционная война испанского народа» и «Национальные банки» могла бы быть статья «Национальность». Отсутствует…

Наконец, статья «Национальность» появляется в 4-томном «Словаре русского языка». Это – серьёзное академическое издание 1958 года. Даётся три толкования:

То же, что нация.

Принадлежность к какой-либо национальности.

Национальная самобытность.

Больше всего к нашей теме подходит второе значение. Итак, к какой нации вы принадлежите, такая у вас и национальность. Осталось выяснить, что значит принадлежать к нации.

Если у Вас мама русско-польского происхождения, отец – татарин, но с украинской примесью, а сами Вы, закончив Университет, целиком посвятили себя изучению китайской культуры, то кто Вы по национальности? Вы с удовольствием слушаете татарские песни, которые по праздникам поёт отец под гармошку. Вы в восторге от украинского борща, который хорошо готовит Ваша бабушка-украинка, Вам нравятся польские детские песенки, потому что Вы их слышали ещё в колыбели от бабушки-польки, но большую часть времени Вы заняты изучением современной китайской драматургии. Так кто же Вы по национальности? И кто это должен решать? А если Вы, то в каком возрасте? А как быть с детьми от межнациональных браков? Национальность на выбор? А как определить национальность незаконнорожденных детей? А что делать с национальностью тех детей, которые родились в те годы, когда у барина было «право первой ночи». А барин стал отцом или молодой муж – кто это определит? А известно ли Вам, что замужние женщины иногда изменяют своим мужьям. Муж думает, что это его ребёнок, а жена и сама-то толком не знает. Какая уж тут национальность!

Вот у евреев есть чёткое понятие – если мать еврейка, то и дети – евреи. И неважно, что первый муж был евреем, второй русским, а третий – грузин. Всё равно, все дети – евреи. Но как только евреи поняли, что быть русским выгоднее, они это «чёткое понятие» перестали соблюдать.

Всё время происходит укрупнение национальностей. Были вятичи, поляничи, кривичи, - стали русские. Были аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы и т. п. – все стали грузинами. Есть старая шутка: «Представители какой национальности доживают только до 16 лет»? – «Мегрелы, потому что при получении паспорта они называются грузинами». То же самое происходило в Таджикистане, где бадахшанцев записывали таджиками.

В Германии не всегда были немцы. Были бавары, тюринги, саксы и т. п. К 8-му веку объединились во Франкское государство и стали франками. К 19 веку сложилось множество княжеств, которые Бисмарк объединил в единое государство. И все стали немцами. Кстати, в России немцами называли любого иностранца, который, как немой, не умеет ничего сказать по-русски.

Если бы мы на какой-нибудь «машине времени» попали в русскую деревню середины 19 века и поговорили с местным жителем, мог получиться такой разговор:

Ты кто по национальности?

Православные мы…

Дело в том, что все православные считали себя русскими. Русскими считались евреи, принявшие православие, даже становились основателями русских дворянских родов, например род Вагнеров. Русскими считались чуваши, марийцы, удмурты и прочие, как только принимали «русскую» веру.

Разумеется, все знали свою национальность, но ни в каких документах она не указывалась. Да и что писать, если брак межнациональный? Не писать же

«русско-польско-чувашско-татарский мордвин». А одним словом как скажешь?

Есть люди, которые возмущены ликвидацией соответствующей графы в новом паспорте. Конечно, они не боятся забыть свою национальность. Им обидно, что нельзя прочитать национальность в чужом паспорте. А зачем? Не для того ли, чтобы, заглянув в отделе кадров в паспорт поступающего на работу, сказать:

Извините, но сейчас у нас штатное расписание заполнено…

Для этого?

Если уж так хочется искать врагов, может ввести в паспорт графу: «За какую футбольную команду болеет». Тут можно будет и молодёжь привлечь к борьбе за правое дело. Жизнь станет веселее…

Часто слышу: надо принять закон о русских, потому что это – «титульная нация». Но все понимают, что с такой рождаемостью и такой смертностью недолго это продлится. Титульная нация уступит место другой нации. Да, название страны останется, но как только количество русских катастрофически уменьшится, что помешает новой «титульной» нации назвать страну Татаруссия, Азеруссия или ещё как-нибудь. Может лучше перестать считать людей по национальностям, а заняться сохранением всех национальных культур. Пусть каждый гражданин России заботится о сохранении той культуры, которая ему нравится. Ведь и русская культура создана не только этническими русскими. Достаточно вспомнить полудатчанина В.Даля, курчавого Пушкина, потомка шотландцев Лермонтова, полунемца Фета. Лучший этимологический словарь русского языка написан немцем Фасмером, лучший справочник по русским фамилиям – немцем Унбегауном на английском языке, с 1969 года ждёт перевода на русский язык обширнейший «Словарь русских фамилий» англичанина М. Бенсона. И не надо забывать, что Бабель, Мандельштам и Бродский – русские поэты, потому что обогатили русскую культуру. Ведь писали то они по-русски, а не по-еврейски. При чём же тут национальность?

Вот и получается, что «национальность» - эфемерное, расплывчатое, не имеющее чётких границ понятие. Есть понятие – «национальная культура», есть понятие «нация», но никто (даже родители) не имеет права присваивать человеку национальность. Вырастет – разберётся.

Не лучше ли детям поподробнее рассказать историю своих предков, чтобы они могли гордиться ими, не обращая внимания – кто они: русские, турки или евреи?

По моему пора понять, что любое разделение людей по национальности, вере, классам (буржуи, кулаки, подкулачники, середняки, пролетарии и т. п.) всегда приводит к вражде. Обязательно найдутся люди, которые будут натравливать одних людей на других. Не лучше ли объединиться всем честным людям, независимо ни от чего. А Бог у всех един, сколько бы конфессий не существовало. Поэтому и жить надо по-божески. И хватит натравливать одних на других!

За последние четверть века самоидентификация граждан нашей страны многократно претерпевала изменения и чаще всего на фоне политических волнений. Ну а за последние несколько лет даже стало модно быть «русским». Не зря считается, что национальность «русский» - это больше, нежели просто понятие «народность», это состояние души. Сколько же всего в мире национальностей, как они образовывались и чем они отличаются от гражданства? Все эти вопросы стали очень актуальными в последнее время.

Происхождение национальностей

Еще буквально несколько веков назад такого понятия как «национальность» даже не существовало, подсчитывались лишь данные о носителях того или иного языка. Собственно, так происходит и ныне во многих других странах нашей планеты. Человечество всегда стремилось разделить себя на некие этнические группы, например в племена первобытнообщинного строя. Позднее, в эпоху рабовладения и феодализма, уже начало формироваться понятие народности. А когда общество пришло к буржуазному строю, появились понятия «нация» и «национальность», как следующий этап развития этносов. В большинстве стран мира эти определения относятся к идентификации гражданства, тогда как в России и некоторых других странах они имеют более широкое значение.

В мировых масштабах

Понятия «народность», «нация» и «национальность» практически идентичны, и сложно вычленить основное различие между ними, ведь разделение на этнические группы существует намного дольше, нежели любое из этих определений. На сегодняшний день все национальности мира подсчитать невероятно сложно, ведь они находятся в постоянной динамике, сливаясь между собой, в результате чего многие исчезают. По приблизительным подсчетам на планете сейчас существует около двух тысяч национальностей с тенденцией их постоянного уменьшения. Это несколько больше, нежели самоидентификация по языковому или территориальному признаку, ведь при наличии 251 официального государства в мире существует около шести тысяч языков, каждый из которых является для кого-либо родным. Поэтому сложно определить, сколько национальностей существует на самом деле. Помимо самых распространенных и известных, таких как американцы, англичане, немцы, французы, испанцы, итальянцы, греки, болгары и другие, есть небольшие и мало кому известные этнические группы: белуджи, гольды, ингры, лаппи, мишари и множество других.

Сложности определения

Национальностью принято называть принадлежность к определенному этносу. Она имеет наследственный характер, потому как ее основными признаками являются фамилия и внешность человека, а также некоторые черты характера, которые определяются как менталитет. Но понятие это достаточно условное. В связи с постоянной динамикой к смешению этнических групп в родословной того или иного человека возможно присутствие представителей самых разнообразных народностей, что затрудняет само определение национальности. Таким образом, несмотря на тот факт, что во многих странах основным признаком такого определения является гражданство или язык, национальности все больше остаются понятием самоидентификации личности.

От Империи к Федерации

В Российской империи в 1897 году проходила перепись населения, тогда принадлежность гражданина к той или иной этнической группе определялась по языковому и религиозному признаку. Чуть позднее стало применяться понятие «народности» и «народы», а графа «национальность» в паспортах появилась уже в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Совет Национальностей Верховного Совета СССР имел такое название для более точного определения представленных в нем территориальных образований (республик, автономных областей и округов). Ну а на сегодняшний день Конституция Российской Федерации закрепляет право на самоопределение в выборе национальной принадлежности.

Такие разные «русские»

Многих очень интересует вопрос, почему все национальности мира - это имена существительные (латыши, поляки, румыны, татары и другие), и только у русских - это прилагательное. Сложно наверняка ответить на этот вопрос, и разные ученые выдвигают разные теории. Начать следует с того, что это самая большая народность в мире. Национальность «русский» имеют по разным подсчетам от 130 до 150 миллионов людей по всему земному шару, проживающих не только в России, но и далеко за ее пределами. Русские являются самым многочисленным восточнославянским этносом. Это основная часть населения и коренной народ России, а также большая часть населения бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдавия и других. Но русские распространены не только на постсоветском пространстве, в США, Германии, Канаде и Бразилии, а также в других крупных государствах они представлены большими диаспорами. Языком национальности считается русский. Некоторые субэтносы русского народа в других странах имеют собственные названия: горюны (регион Украины), липоване (регион Румынии), албазинцы (регион Китая), некрасовцы (регион Турции). Что касается непосредственно территории России, то, несмотря на общую национальность «русский», население делится также и на более узкие этнические группы, такие как казаки, саяны, тудовляне, поморы, колымчане, сибиряки, марковцы и многие другие, в зависимости от региона проживания.

Что определяет русского?

Считается, что как национальность «русский» - это слишком сжатое понятие. Это не просто некоторые антропологические признаки или окончания фамилии на -ов/-ев. У В. И. Даля, великого русского ученого, писателя и лексикографа, была своя точка зрения на определение национальности человека, и рациональное зерно в этом мнении, несомненно, присутствует. Он считал, что в зависимости от того, на каком языке человека думает, к тому народу он и принадлежит. На русском языке говорит огромная часть населения земного шара и, помимо России, подавляющее большинство населения некоторых бывших республик СССР, при этом причисляя себя к другим национальностям по территориальному признаку. Русские - это более чем национальность, это цивилизация, самобытная и неповторимая, соединяющая в единое целое язык, культуру, менталитет.

Отличаются от других народов?

Разбор этого вопроса является ключом для прояснения целого ряда недоумений и заблуждений. Эти вопросы касаются двух фундаментальных понятий — Нация и Религия . Если попробовать разобраться в них поглубже, то может проясниться целый ряд вопросов и недоумений.

Как формируется народ?

На каком-то этапе истории, некая этническая группа выделялась из окружающей среды и постепенно, в течение столетий, создавала свои обычаи, верования, культуру, язык и т.д. Это превращало разрозненную группу людей в народ. А впоследствии — то ли они сами продолжали развивать своё верование, превращая его в религию, то ли им насаждалась новая религия, то ли они её сами добровольно принимали, но… при этом они не теряли свои национальные особенности. То есть, в начале происходило утверждение национальное и только потом — религиозное.

Поэтому национальность и вероисповедание существуют независимо и могут при этом соединяться в той или иной комбинации. Может быть англичанин-мусульманин, японец-христианин, эскимос-буддист, национальное отдельно, религиозное — отдельно.

У разных национальностей формируется своя одежда

Поэтому и возникает, на первый взгляд, правомерный вопрос:

А можно ли быть русским иудейской веры?

Ответ — нельзя. Можно быть русским веры христианской, мусульманской и любой другой, но не иудейской.

В этом состоит и ответ на вопрос:

Мы евреи по национальности. Для чего нам нужна религия?

Все граждане Советского Союза
должны были указывать свою национальность

Как было ранее сказано, понятия религиозного и национального у евреев тождественны, поэтому их невозможно разделить.

Нам тяжело признаться и даже подумать, что ничего исконно еврейского в нашей жизни нет, и не было. Речь идет даже не о современной молодёжи, которая в своём большинстве лишена малейшего национального признака, а о предыдущих поколениях, отошедших от еврейской жизни, но хранивших сильную национальную идентификацию. То, что у них считалось исконно еврейским: культура идиша, еврейские песни, одежда, еда, увы…, всё это заимствовано в той или иной степени у народов мира, среди которых евреи жили.

Так, где же вся еврейская суть находится?

С момента получения Торы на горе Синай и до наших дней всё оригинально еврейское находится в Торе и только в Торе. И если у народов мира жизнь регулируется их же желаниями и идеями, то у евреев все аспекты жизни устанавливаются Торой и мудрецами Торы. Только Тора определяет основные понятия, от национального признака — кто еврей, до духовного — что есть еврейское. Только из Торы мы знаем, что еврей, который отошёл от еврейской жизни, тоже еврей и более того, любой человек может стать евреем…

Тора не только содержит всю еврейскую культуру, но и, в конечном счете, это единственное что объединяет евреев как народ. Ведь на протяжении последних 2000 лет все национальные атрибуты, характеризующие другие народы, у евреев отсутствовали. Не было ни общей территории, ни совместной истории, ни единого языка, ни общей генеалогии, ни культуры… и только Тора и соблюдение религиозных предписаний невидимо и безмолвно связывали и объединяли их всех.

И только пока где-то учат Тору, еврейский народ может там существовать. А там, где Тору не учат, не живут по ней, как история однозначно подтверждает, — всё еврейское исчезает в течение нескольких поколений.

Поэтому, конечно же, «евреев от религии можно отделить», но тем самым придется отделить и понятие «еврейское» от самих евреев!