Где как произошел распад ссср. Когда и почему распался ссср

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и соседних государств, которые являются приемниками бывшего СССР, существует очень много политических, экономических и культурных проблем. Решение их невозможно без основательного анализа событий, связанных с процессом распада Союза Советских Социалистических Республик. Данная статья содержит четкую и структурированную информацию о развале СССР, а также анализ событий и личностей, напрямую связанных с этим процессом.

Краткая предыстория

Годы СССР - это история побед и поражений, экономического взлета и падения. Известно, что Советский Союз как государство образовался в 1922 году. После этого в результате многих политических и военных событий его территория увеличивалась. Народы и республики, входящие в состав СССР, имели право добровольного выхода из него. Неоднократно идеология страны подчеркивала тот факт, что советское государство - это семья дружественных народов.

Касательно руководства такой огромной страны не трудно предугадать, что оно было централизовано. Главным органом государственного управления была партия КПСС. А лидеры республиканских правительств назначались центральным Московским руководством. Основным законодательным актом, регулировавшим правовое положение дел в стране, была Конституция СССР.

Причины развала СССР

Множество могущественных держав переживают сложные времена в своем развитии. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 1991 год в истории нашего государства был очень сложным и противоречивым. Что же этому поспособствовало? Причин, которые обуславливали развал СССР, можно выделить огромное количество. Попробуем остановиться на главных из них:

  • авторитарность власти и общества в государстве, преследование инакомыслящих;
  • националистические тенденции в союзных республиках, наличие в стране межнациональных конфликтов;
  • одна государственная идеология, цензура, запрет на любую политическую альтернативу;
  • экономический кризис советской системы производства (экстенсивный способ);
  • международное падение цены на нефть;
  • ряд неудачных попыток реформирования советского строя;
  • колоссальная централизация органов государственной власти;
  • военная неудача в Афганистане (1989 год).

Это, конечно, далеко не все причины развала СССР, но их по праву можно считать основополагающими.

Распад СССР: общий ход событий

С назначением на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачева в 1985 году началась политика перестройки, которая была связана с резкой критикой предыдущего государственного строя, оглашения архивных документов КГБ и либерализацией общественной жизни. Но положение дел в стране не только не изменилось, но и ухудшилось. Народ стал более активным политически, началось формирование множества организаций и движений, подчас националистических и радикальных. М. С. Горбачев, президент СССР, неоднократно вступал в конфликт с будущим руководителем страны Б. Ельциным по поводу выхода РСФСР из состава Союза.

Общегосударственный кризис

Развал СССР происходил постепенно во всех отраслях общества. Кризис наступил как экономический, так и внешнеполитический, и даже демографический. Об этом в 1989 году было официально объявлено.

В год развала СССР стала явной извечная проблема советского общества - товарный дефицит. С магазинных полок пропадают продукты даже первой необходимости.

Мягкость во внешнеполитическом курсе страны оборачивается падением лояльных к СССР режимов Чехословакии, Польши, Румынии. Там образовываются новые национальные государства.

На территории самой страны также было довольно неспокойно. Начинаются массовые демонстрации в союзных республиках (демонстрация в Алма-Ате, Карабахский конфликт, волнения в Ферганской долине).

В Москве и Ленинграде также происходят митинги. Кризис в стране играет на руку радикальным демократам, которых возглавляет Борис Ельцин. Они приобретают популярность у недовольных масс.

Парад суверенитетов

В начале февраля 1990 года Центральный Комитет партии заявил об аннулировании своего господства во власти. В РСФСР и союзных республиках прошли демократические выборы, на которых победили радикальные политические силы в виде либералов и националистов.

В 1990 и начале 1991 года по всему Советскому Союзу прокатилась волна выступлений, которую потом историки назвали «парад суверенитетов». Многие из союзных республик в указанный период приняли Декларации о суверенитете, что означало верховенство республиканского права над общесоюзным.

Первая территория, которая осмелилась покинуть СССР - Нахичеванская Республика. Случилось это еще в январе 1990 года. За ней последовали: Латвия, Эстония, Молдавия, Литва и Армения. Со временем все союзные государства издадут Декларации о своей независимости (после путча ГКЧП), и СССР окончательно рухнет.

Последний президент СССР

Центральную роль в процессе крушения Советского Союза сыграл последний президент этого государства - М. С. Горбачев. Развал СССР происходил на фоне отчаянной деятельности Михаила Сергеевича по реформированию советского общества и строя.

М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края (с. Привольное). Родился государственный деятель в 1931 году в самой простой семье. После окончания средней школы продолжил обучение на юридическом факультете МГУ, где возглавлял комсомольскую организацию. Там же он познакомился со своей будущей женой - Раисой Титаренко.

В студенческие годы Горбачев занимался активной политической деятельностью, вступил в ряды КПСС и уже в 1955 году занял должность секретаря Ставропольского комсомола. Горбачев продвигался по карьерной лестнице государственного служащего стремительно и уверенно.

Приход к власти

Михаил Сергеевич пришел к власти в 1985 году, после так называемой «эпохи смертей генсеков» (за три года умерло три руководителя СССР). Следует отметить, что титул «Президент СССР» (был введен в 1990 году) носил только Горбачев, все предыдущие руководители именовались Генеральными секретарями. Правление Михаила Сергеевича характеризовалось основательными политическими реформами, которые часто были не особо продуманы и радикальны.

Попытки реформ

К таким общественно-политическим преобразованиям можно отнести: сухой закон, внедрение хозрасчета, обмен денег, политику гласности, ускорение.

В большинстве своем общество не оценило реформы и относилось к ним отрицательно. Да и пользы государству от таких радикальных действий было мало.

Во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачев придерживался так называемой «политики нового мышления», которая способствовала разрядке международных отношений и прекращению «гонки вооружений». За такую позицию Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Но СССР на тот момент находился в ужасном положении.

Августовский путч

Разумеется, попытки реформировать советское общество, а в конце концов и полностью развалить СССР многими не поддерживались. Некоторые сторонники советской власти объединились и решились выступить против тех деструктивных процессов, которые происходили в Союзе.

Путч ГКЧП представлял собой политическое выступление, которое происходило в августе 1991 года. Его цель - реставрации СССР. Путч 1991 года был расценен официальной властью как попытка государственного переворота.

События происходили в Москве с 19 по 21 августа 1991 года. Среди множества уличных столкновений основным ярким событием, которое в конечном счете и привело СССР к развалу, было решение о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Это был новый орган, сформированный должностными лицами государства, который возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев.

Основные причины путча

Основной причиной августовского путча можно считать недовольство политикой Горбачева. Перестройка не приносила ожидаемых результатов, кризис углублялся, росла безработица и преступность.

Последней каплей для будущих путчистов и консерваторов стало желание Президента преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств. После отъезда М. С. Горбачева из Москвы недовольные не упустили возможности вооруженного восстания. Но удержать власть заговорщикам не удалось, путч был подавлен.

Значение путча ГКЧП

Путч 1991 года запустил необратимый процесс по распаду СССР, который и так находился в состоянии непрерывной экономической и политической нестабильности. Несмотря на желание путчистов сохранить государство, они сами поспособствовали его развалу. После этого события Горбачев подал в отставку, структура КПСС распалась, а республики СССР начали постепенно провозглашать свою независимость. Советский Союз сменило новое государство - Российская Федерация. А 1991 год многими понимается как год развала СССР.

Беловежские соглашения

Беловежские соглашения 1991 года были подписаны 8 декабря. Свои подписи под ними поставили должностные лица трех государств - России, Украины и Белоруссии. Соглашения представляли собой документ, который законодательно закреплял развал СССР и образование новой организации взаимопомощи и сотрудничества - Содружества Независимых Государств (СНГ).

Как уже упоминалось ранее, путч ГКЧП только ослабил органы центральной власти и тем самым сопутствовал распаду СССР. В некоторых республиках начали назревать сепаратистские тенденции, которые активно пропагандировались в региональных СМИ. Как пример можно рассмотреть Украину. В стране на общенародном референдуме 1 декабря 1991 года за независимость Украины проголосовало практически 90 % граждан, а президентом страны был избран Л. Кравчук.

В начале декабря лидер выступил с заявлением о том, что Украина отказывается от договора 1922 г. о создании СССР. 1991 год, таким образом, для украинцев стал отправной точкой на пути к собственной государственности.

Украинский референдум послужил своеобразным сигналом для президента Б. Ельцина, который стал более настойчиво укреплять свою власть в России.

Создание СНГ и окончательное разрушение СССР

В свою очередь, в Белоруссии был избран новый председатель Верховного Совета С. Шушкевич. Именно он пригласил лидеров соседних государств Кравчука и Ельцина в Беловежскую пущу для обсуждения сложившийся ситуации и координирования последующих действий. После незначительных дискуссий между делегатами судьба СССР решилась окончательно. Договор о создании Советского Союза от 31 декабря 1922 года был денонсирован, а вместо него был подготовлен план Содружества Независимых Государств. После этого процесса возникло много споров, поскольку договор о создании СССР был подкреплен Конституцией от 1924 года.

Однако следует отметить, что Беловежские соглашения 1991 года принимались не волей трех политиков, а по желанию народов бывших советских республик. Уже через два дня после подписания соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины приняли акт о денонсации союзного договора и ратифицировали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В России 12 декабря 1991 года прошла такая же процедура. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали не только радикально настроенные либералы и демократы, но и коммунисты.

Уже 25 декабря президент СССР М. С. Горбачев сложил полномочия. Так, сравнительно просто, разрушили государственный строй, который просуществовал годы. СССР хоть и был государством авторитарным, но позитивные стороны в его истории, безусловно, были. Среди них можно выделить социальное обеспечение граждан, наличие четких государственных планов в экономике и превосходную военную мощь. Многие люди и по сегодняшний день с ностальгией вспоминают жизнь в Советском Союзе.

Распад СССР причины имеет столь же сложные, как и последствия. Перестройка одной из своих задач ставила реформирование государственного устройства Союза. Начало гласности открыло возможность освещения в СМИ таких фактов, которые раньше в них никогда не попадали. Сразу же был поднят вопрос о невозможности самостоятельного развития некоторых населявших его этносов (которых оказалось не так уж мало). Постепенно стали видны противоречия, которые до этого накапливались, но не обсуждались публично. С 1988 г. такие противоречия стали выливаться в (Узбекистан, Азербайджан и т.д.). Одна за одной республики стали заявлять о своем решении выйти из состава Союза. Первыми на этом стали настаивать Уже в 1990 Литва провозгласила собственную независимость, что ускорило выход из Союза Латвии и Эстонии.

Руководство страны приняло некоторые меры, чтобы предотвратить распад СССР. Был проведен референдум 1991 года, в котором народу было дано право высказаться по вопросу сохранения Союза. Большинство граждан высказалось за единое социалистическое государство, но при этом многие поддержали идею введения президентского поста в России. 12 июня состоялись выборы, по результатам которых к власти пришел М.Горбачев. Возникла необходимость разделения властных полномочий между республиками. Был подготовлен проект Союзного договора (9 Планировалось подписать документ 22 августа. Этого так и не произошло.

19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в Москву ввели войска. Президент СССР оказался фактически под арестом на Крымской даче. 22 августа были арестованы члены ГКЧП, и Горбачев вернулся в Москву. А в сентябре началась разработка нового договора о создании конфедеративного Союза суверенных (а не советских) государств. Однако 1991 лидеры России, Беларуси и Украины объявили о создании СНГ. Так был оформлен окончательный распад СССР. К нему до конца декабря присоединилось еще 8 республик. 25 декабря Горбачев объявил о своей отставке.

Распад СССР называют мирным и бескровным. Многие считают, что о нем ни стоит сожалеть, поскольку события, произошедшие в декабре 1991, стали самым удачным вариантом неизбежного краха империи. По мнению группы исследователей, в случае, если бы Москва попыталась сохранить Союз, то вполне возможны были бы многомиллионные людские жертвы. Однако, если более внимательно присмотреться к тому, что представлял собой распад СССР и его последствия каковы, то можно найти много причин усомниться в бескровности этого события.

Проблема ликвидации Союза до сих остается одной из самых обсуждаемых в политических кругах. Оценка событий далеко не однозначна. Из всех современных ярких только Путин называет распад трагичным событием и геополитической катастрофой 20-го века.

В интернете не так давно был опубликован материал, в котором приводились оценки последствий распада Союза с точки зрения потерь человеческих жизней. По этим данным, количество этих жертв достигло цифр от 100 000 до 600 000 человек. Прежде всего, речь идет о прямых потерях в ходе военных действий на территории бывшего СССР: в Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Чечне, Абхазии и Таджикистане.

Названные 100 000 погибших - это официально подтвержденная статистика. Но нужно понимать, что ведение объективного учета в ходе войны невозможно. Взять хотя бы условия в Карабахе во время конфликта. Если к этому прибавить косвенные потери за счет краха здравоохранения на территориях, вовлеченных в войны, разгул криминала, массовую остановку производств, тотальную алкоголизацию и наркоманию, отчаяние, поразившее миллионы людей, то становится ясно, что цифру можно увеличивать едва ли не на порядок. Распад СССР прошел не так мирно, как кажется на первый взгляд.

За одиннадцать лет до распада СССР

Утром 20 мая 1980 года Рональд Рейган (Президент США) принял Уильяма Кейси (директор ЦРУ), который представил Рейгану новую информацию о положении дел в СССР, а именно Кейси представил неофициальные секретные материалы о проблемах в экономике СССР. Рейган любил читать подобную информацию по СССР и в своем дневнике 26 марта 1981 года он сделал следующую запись: СССР в очень плохом положении, если мы воздержимся от кредитов, они будут просить помощи у других, потому что в противном случае умрут с голоду. Всю информацию по СССР подбирал лично Кейси, приближая свою давнюю мечту – распад СССР .

26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР .

Члены рабочей группы руководищие развалом СССР

Рональд Рейган, Уильям Джозеф Кейси, Джордж Буш старший, Каспар Уиллард Уайнбергер

В начале 1982 года Кейси на закрытом совещании в белом доме предложил план по распаду СССР . Для некоторых высших чиновников Рейгановской администрации предложение по распаду СССР стало шоком. Все 70-е годы Запад и Европа приучали себя к мысли, что с СССР надо не воевать, а договариваться. Большинство считало, что иного пути в эпоху ядерного оружия просто нет. План NSDD был направлен в другую сторону. 30 января 1982 года на собрании рабочей группы был принят план Кейси по развертыванию тайных наступательных операций против СССР, под грифом совершенно секретно он получил название «план NSDD» (директива администрации Рейгана в деле стратегии, целей и устремлений США в отношениях с СССР). План NSDD четко формулировал, что следующей целью США является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. Вся рабочая группа признала необходимое достижение одной цели – распада СССР!

Суть плана NSDD по развалу СССР сводился к следующему:

  1. Тайная, финансовая, разведывательная и политическая помощь движению «солидарность Польши». Цель: сохранение оппозиции в центре СССР.
  2. Значительная финансовая и военная помощь афганским моджахедам. Цель: распространение войны на территории СССР.
  3. Тайная дипломатия в станах Западной Европы. Цель: ограничить доступ СССР к западным технологиям.
  4. Психологическая и информационная война. Цель: техническая дезинформация и разрушение экономики СССР.
  5. Рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне. Цель: подрыв экономики СССР и обострение кризиса ресурсов.
  6. Сотрудничество с Саудовской Аравией для снижения мировых цен на нефть. Цель: резкое снижение поступления твердой валюты в СССР.

Директор ЦРУ У. Кейси понял, что воевать с СССР бесполезно, развалить СССР можно только экономически.

Подготовительный этап по распаду СССР

В начале апреля 1981 года директор ЦРУ У. Кейси отправился на ближний восток и в Европу. Кейси должен был решить 2 проблемы: снижение цен на нефть и усиление сопротивления в Афганистане. Поэтому Кейси посетил Египет (поставщик оружия для афганских моджахедов). Тут Кейси заявил президенту Мохаммеду Анвару ас-Садату (другу ЦРУ), что оружие, которое Египет поставляет афганским моджахедам, – это лом! С ним СССР не победить, и предложил финансовую помощь для того, чтобы начались поставки современного оружия. Однако Садату было не суждено выполнить указания шефа ЦРУ, т.к. через 6 месяцев он был застрелен. Но США все же удалось поставить афганским моджахедам оружие на сумму 8 млрд. долларов!!! Так у моджахедов появились первый ЗРК «Стингер». Это самая крупная тайная операция со времен 2-ой мировой войны.

Далее шеф ЦРУ посетил Саудовскую Аравию. Аналитический отдел ЦРУ подсчитал, что если цены на нефть на мировом рынке упадут всего на 1 доллар, то СССР потеряет от 500 млн. до 1 млрд. долларов в год. Взамен Кейси пообещал шейху защиту от возможных революций, защиту членам семьи, поставки вооружения, гарантировал неприкосновенность личных вкладов в банках США. Шейх согласился с предложением, и добыча нефти в Саудовской Аравии резко подскочила вверх. Так в 1986 году потери СССР от падения цен на нефть составили 13 млрд. долларов. Специалисты уже тогда поняли, что никакого рывка и перестройки Горбачеву не удастся выполнить. Для модернизации требовалось 50 млрд. долларов, их-то и отобрал у СССР план NSDD.
Так же Кейси удалось уговорить шейха в тайном участии Саудовской Аравии в афганской войне и усилении саудовцами афганских моджахедов. На деньги шейха был в свое время рекрутирован скромный владелец строительной фирмы – Усама бен Ладен (террорист № 1 в мире).

После Саудовской Аравии шеф ЦРУ посетил Израиль. Первые пункты уже начали работать, следующий этап по распаду СССР – это информационная и психологическая война, без которого развала СССР могло бы и не быть. По замыслу Кейси израильская разведка моссад должна была сыграть решающую роль. Кейси предложил Израилю воспользоваться американскими спутниками шпионами для получения информации об атомных объектах Ирака, а так же материалы по Сирии. В ответ Израиль открыл для ЦРУ часть своей резидентуры в СССР. Каналы были налажены.

Начало реализации плана по распаду СССР

США решили провести против Польши экономическую диверсию. Одним из авторов данного плана был Збигнев Бжезинский. Смысл этого планы был в том, что западные партнеры поставляли в Польшу предприятия заверив, что в виде оплаты будут брать произведенную на этих предприятиях продукцию, а после запуска предприятия отказывались брать продукцию. Таким образом, сбыт продукции был приторможен, а сумма польского валютного долга полезла вверх. После этой диверсии Польша находилась в больших долгах, в Польше начали вводить карточки на товары (карточки вводились даже на пеленки и средства гигиены). После этого начались забастовки рабочих, поляки хотели кушать. Груз польского кризиса лег на экономику СССР, Польше была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. долларов, однако долг Польши оставался в размере 12 млрд. долларов. Так началась революция в одной из социалистических стран.


Администрация США была уверена, что начавшийся революционный пожар в одной из стран СССР потянет за собой дестабилизацию во всем СССР. Руководство Кремля в свою очередь понимало от куда дует ветер перемен, разведка докладывала, что польские революционеры получают финансовую помощь от стран запада (в подполье издавалось 1.7 тыс. газет и журналов, 10 тыс. книг и брошюр, действовали подпольные типографии), по радио «голос Америки» и «свободная Европа» польские революционеры получали скрытые приказы о том когда и где устраивать забастовки. Москва неоднократно указывала на исходящую опасность из-за границы и начала готовиться к вмешательству. Разведка ЦРУ решила противопоставить Москве следующий козырь: Кейси летит в Рим, где находилась ключевая фигура имеющая влияние на поляков, - это был поляк Кароль Юзеф Войтыла, после интронизации - Иоанн Павел II (предстоятель Римско-католической церкви с 1978 по 2005г.). ЦРУ хорошо помнило, как поляки встречали Иоанна Павла II, когда тот вернулся на родину. Тогда миллионы взволнованных поляков встречали своего соотечественника. После встречи с Кейси он начинает активно поддерживать польское сопротивление и лично встречался с лидером сопротивления Лехом Валенса. Католическая церковь начинает материально поддерживать сопротивление (распределяет гуманитарную помощь, полученную от западных благотворительных фондов), предоставляет убежища для оппозиционеров.

Доклад директора ЦРУ о развале СССР

В феврале 1982 года на совещании в овальном кабинете Белого дома директор ЦРУ вновь отчитывался о проделанной работе. Потеря десятков миллионов долларов, напряженная ситуация в Польше, затянувшаяся война в Афганистане, нестабильность в социалистическом лагере, все это привело к тому, что казна СССР опустела. Так же Кейси рассказал, что СССР пытается пополнить казну за счет сибирского газа поставляемого в Европу, - это проект Уренгой-6. Этот проект должен был дать СССР колоссальные средства. Кроме того Европа была сильно заинтересована в строительстве этого газопровода.

Срыв проекта "Уренгой-6" как одна из причин развала СССР

Из Сибири до границ Чехословакии газопровод должен был прокладывать Советский Союз, но для прокладки требовались импортные трубы. Тут-то администрация США и ввела запрет на поставку нефтяного оборудования в СССР. Но Европа, которая была заинтересована в газе, и которая по договоренности с СССР имела значительную 25 летнюю скидку на газ, тайно (правительство негласно поддерживало контрабандных поставщиков) продолжала поставлять необходимое оборудование для СССР. Администрация США послала в Европу своего человека, который агитировал Европу за американский уголь, природный газ из Северного моря, а также за синтетические виды топлива. Но Европа, чувствуя выгоду от сотрудничества с СССР, продолжала тайно помогать СССР строить газопровод. Тогда Рейган вновь поручил ЦРУ заняться этой проблемой. В 1982 году ЦРУ разработало операцию, согласно которой в СССР через длинную цепочку посредников поставлялось газовое оборудование, в программное обеспечение которого умышленно вносились ошибки. Эти ошибки были задействованы после монтажа, что привело к большим взрывам на транспортных магистралях. В результате этих диверсий "Уренгой-6" так и не был достроен, а СССР вновь понес убытки в размере 1 трлн. долларов. Это стало одной из причин банкротства и распада СССР.

Еще одна тайная операция по развалу СССР

Рейган 23 марта 1983 года предложил развернуть систему, которая должна была уничтожать вражеские ядерные ракеты в космосе. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) или «звездные войны» суть программы сводилась к созданию широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Согласно этой программы США должны были вывести на геостационарные орбиты спутники с лазерным оружием, которые постоянно находились бы над местом базирования ядерных ракет и в момент их пуска могли бы их сбивать. Администрация США с помощью этой программы запугивала СССР и продолжала истощать экономику СССР. США внушало, что в один прекрасный день все советские ракеты станут грудой ненужного металла. Советские ученые начали изучать СОИ и пришли к выводу, что для работы лазерного оружия нужна была мощная энергетическая накачка, и для того чтобы поразить летящую ракету диаметр лазерного луча должен быть с булавочную головку, а по подсчету ученых диаметр лазерного луча у ракеты превращался в световой круг диаметром 100 кв. метров. Ученые доказывали, что СОИ это блеф! Но в Советском Союзе продолжали уделять СОИ слишком много сил и времени, а США в переговорах по ПРО с СССР выступали с позиции силы.

Горбачев так же пытался хоть как-то поднять экономику СССР, он рассчитывал на высокие цены на нефть, но цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Вместо улучшения советские граждане почувствовали ухудшение, полки магазинов стали пустыми, а вскоре, как и во время второй мировой войны появились карточки. Распад СССР вошел в свою заключительную стадию .

Дата распада СССР

Дата распада СССР 26 декабря 1991 года. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".