Кто был до славян. Русское язычество - славяне - славянская культура - русская культура

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

Славяне исстари считались воинственным народом. Первыми наши предки нападали далеко не всегда, но уж за себя постоять умели вполне.

Могущественная Византийская империя стонала от нашествий славянских варваров, буйные германцы постоянно вступали со славянами в кровопролитные схватки, и многочисленные волны степных кочевников периодически разбивались о славянские рати. Какие же славянские племена относились к числу самых воинственных?

Лютичи

Так называли племена полабских славян, обитавших до X века между Одером и Эльбой. Сами себя они именовали велетами или венедами. Название «лютичи» толкуется вполне понятно для современного русского слуха – происходит от слов «лютый, жестокий, злой». Военной эмблемой племени был волк, отсюда и определения, вполне подходящие этому хищнику. Современники пишут о храбрости и воинственности этого племени, доходящих до настоящей свирепости.

Лютичи не давали покоя императору франков Карлу Великому, а в 983 году возглавили восстание славянских племен против Священной Римской империи, которая активно занималась колонизацией земель восточнее Эльбы. Они сопротивлялись колонизации почти 200 лет.

Вятичи

Вятичи – это восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XIII веках в районе верхней и средней Оки, на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Липецкой, Орловской областей. Они жили в глухих лесах, и по отзыву первого русского летописца Нестора отличались буйным «зверинским» нравом. Они дольше всех не принимали крещения и хранили архаичные обычаи, такие как «умыкание невест».

Вятичи – последний из восточнославянских племенных союзов, вошедший в состав Древнерусского государства. Произошло это лишь после того, как великий воин Святослав Игоревич не без труда покорил их. Однако уже сыну Святослава Владимиру пришлось покорять упрямых вятичей снова. В XI веке Владимир Мономах вновь ходил в поход на вятичей.

Кривичи

Кривичи – союз восточнославянских племен, который в VII-X веках обитал в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Кривичи известны современным историкам как создатели знаменитых длинных курганов - воинских захоронений, и сегодня поражающих богатством вооружения и другого инвентаря. Кривичи являлись родственниками лютичей и были похожи на них своим суровым нравом.

Поскольку кривичи селились на реках, вдоль которых шел знаменитый путь из варяг в греки, они рано познакомились с варяжскими наемниками, охранявшими караваны с добром, шедшие в торговые города Черного моря. И варяги быстро поняли, что с этими людьми лучше дружить, чем враждовать. Кривичи были активными участниками торговых и военных экспедиций, не уступая буйным нравом даже знаменитым норманнам – «ужасу Европы». Кстати сказать, Смоленск – это древняя столица кривичей, и город с самой, наверное, драматической военной историей в России.

Славяне острова Рюген

Остров Рюген – легендарный остров Буян из русских сказок - расположен в Балтийском море. Сегодня он относится к германской земле Макленбург. Здесь исстари поселилось славянское племя, родственное лужицким славянам, которое называли «руянами», иногда «ругами» и даже «русами».

Саксон Грамматик писал о них: «Племя то умеет воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями...». Руяне строили боевые корабли и ходили в набеги по всему Балтийскому побережью – это дало основания многим исследователям считать, что в знаменитом отрывке о призвании варягов в «Повести временных лет» речь идет не о скандинавском племени «рус», а о самых что ни есть славянах, «русах», жителях острова Рюген.

На земле не дает покоя ученым-историкам уже почти тысячу лет. Первым этот вопрос поднял автор леписи «Повести временных лет» Нестор. В его описаниях событий можно было найти упоминания о том, как славяне были вынуждены покинуть Римскую провинцию. Они стали жить на новых местах в разных концах Европы. О датах их переселений не было информации.

Теории происхождения славян

В византийских источниках первое упоминание о славянах было в первой половине VI века. Народ этот оказался мощной силой и занимал земли от Иллирии до Нижнего Дуная. Позднее поселения славян распространились вдоль реки Эльбы, дошли до побережья Балтийского и Северного морей и проникли даже в Северную Италию.

Каждый, кто хоть немного углублялся в историю происхождения праотцов, встретился с теорией, согласно которой предками славян были венеды. Так называли племена, жившие близ Балтийского моря. Однако и эта теория имеет недостаточно доказательств.

Интересную точку зрения представили историки. Они убеждены, что не было единого первоначального пранарода. По их мнению, славянский народ, наоборот, образовался в результате соединения множества разных древнейших племен.

Библейское сказание гласит, что после «Великого потопа» сыновьям Ноя достались разные земли. Страны Европы оказались под покровительством Аорета. На этой земле и появились славяне. Изначально они поселились вблизи реки Вислы, сейчас это Польши. Затем поселения разрастались вдоль таких рек, как Днепр, Десна, Ока, Дунай. Данная теория, выдвинутая еще летописцем Нестором, имеет множество археологических доказательств.

Кто был до славян?

Среди археологов не существует единого мнения по поводу более ранних культур славян, и неизвестно, как происходила преемственность среди поколений. Однако согласно существующим научным версиям предполагают, что праславянский язык выделился из праиндоевропейского. Это становление языка происходило в очень широких временных рамках от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Данные, полученные учеными с помощью языкознания, письменных источников и археологии, указывают, что изначально славяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы. С разных сторон их окружали германцы, балты, иранские племена, древние македоняне и кельты.

Становится ясно, что сегодня нельзя с уверенностью ответить на вопрос «Как появились славяне на земле?», и по сей день он остается открытым для многих умов.

СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

Древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо земледельческих … Художественная энциклопедия

Словене Словарь русских синонимов. славяне сущ., кол во синонимов: 1 словене (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

СЛАВЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и… … Толковый словарь Ожегова

Славяне - (Slavs), группа народов Вост. Европы, известные в Древн. Риме как сарматы или скифы. Полагают, что слово С. происходит от slowo (хорошо говорящий; тот же корень имеет слово словенец). После распада гуннского гос ва в 5 в. С. мигрировали на 3 … Всемирная история

Славяне - СЛАВЯНЕ, группа родственных народов общей численностью 293500 тыс. чел. Основные регионы расселения: страны Восточной Европы (около 290500 тыс. чел.). Говорят на славянских языках. Религиозная принадлежность верующих: православные, католики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Славяне, их взаимные отношения и связи Т. 1-3 , . Славяне, их взаимные отношения и связи / Соч. Иосифа Первольфа, орд. проф. Варшав. ун-та. Т. 1-3A 183/690 U 62/317 U 390/30 U 238/562:Варшава: тип. Варшав. учеб. окр., 1893: Воспроизведено в…
  • Славяне в европейской истории и цивилизации , Франтишек Дворник. Предлагаемое издание является первой монографической публикацией на русском языке одного из крупнейших в XX столетии византинистов и славистов Франтишека Дворника (1893- 1975). Книга `Славяне…

То, как Вы относитесь к смерти, формирует Вашу жизнь. Посмотрим, во что верили арии и их потомки, славяне, и что такое для них была правильная жизнь.

Мы Бога не боимся

Славяне не были атеистами, когда отсутствие веры в высшие силы и бессмертие души разрешает любые поступки. В их миропорядке были Боги, были высшие силы, было понимание божеских заветов – все, что есть и у христиан, мусульман, буддистов и т.д. И, конечно, именно божеские заповеди определяли мораль, формировали совесть, руководили мирскими поступками.

Но поразительное отношение славян к миру, Богам и к себе, в любом случае нельзя назвать «богобоязненным»! И пропасть лежит между славянской верой и христианской, где основной заповедью является: «Я, раб Божий».

Славяне верили в Правь, и знали, что мир устроен ПРАВильно, по законам светлых Богов. Этим можно поражаться бесконечно, но отсутствие пороков, которые сейчас процветают, в те времена строилось на гордом ощущении: «Мы потомки Богов». Своих предков надо уважать, просить совета и помощи, но как их можно бояться? Славяне и не боялись.

Нет ни Рая, ни Ада

На иллюстрации «Устройство мира» (см. ниже) показано то, как славяне представляли себе мир.

Мы с Вами живем в Яви – отсюда выражения «наяву», «мечта стала явью», «являться» в значении быть. Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Мир явный, это мир людей, мир, в котором человек лишь гость. Душа, временно обретая плоть, проходя через явное состояние, учится и совершенствуется.

Но, одновременно, существует Правь – и наш миропорядок в явном мире - это отображение мира Прави. Жить «неПРАВильно» - это значит, нарушать сложившийся миропорядок. Правь также называлась «Светлый Ирий» и состояла из девяти небес. На седьмом небе жили Светлые Боги Прави. Отсюда выражение «Оказался на седьмом небе» как синоним высшего счастья.

И, наконец, Навь – это мир, в который уходит Душа в ожидании следующих явных жизней. И что очень важно! Вспомните заветы христианской религии – надо соблюдать заповеди, потому – что надо «спасать душу», иначе она попадет в Ад. У славян в период расцвета культуры не было понятия Ада (только позднее, под влиянием той же христианской религии, произошли искажения – появилось представление о Пекле (как нижнем мире, где страдает душа) и о том, что некоторые души поднимаются в Правь, Светлый Ирий)!

Не было ни Рая, ни Ада, и это означало, с точки зрения психологии, что у славян не было основных внешних регуляторов поведения – ни позитивной мотивации в виде пряника («будешь хорошо себя вести, попадешь в Рай и блаженствовать вечно»), ни отрицательной мотивации в виде кнута («будешь плохо себя вести, попадешь в Ад и вечно гореть в адском пламени»).

И, если Вы задумаетесь от том, как целый народ жил без этих регуляторов, Вы сможете понять гордую славянскую мораль: «Я человек, я Бог, и то, что я делаю, есть ПРАВильно». Изначальное самосознание, регулируемое только собственной совестью.

Творцы против убийц

В современном мире такое самосознание на основе исключительно внутренних регуляторов порождает как просветленных творцов, так и злодеев и убийц. Кто такие эгоисты, злодеи и убийцы? Они БезСовестные.

Строить свою жизнь по велению Совести… Откуда берется в человеке Совесть? Совесть формируется в детстве. Именно поэтому нерушимыми славянскими традициями были свадебные обряды, закрепляющими начало семьи на всю жизнь, крепость семейных уз для воспитания следующего поколения. Только в таких условиях у ребенка формируется правильное мировоззрение – внутренняя свобода, регулируемая правильной совестью.

Именно поэтому мы можем признать, что наши предки славяне были талантливым народом - свободным и живущим правильно. Вы ведь знаете, что верховным Богом славян был Сварог, Бог – кузнец, из искр кузнецы которого рождались Боги, а, если эта искра попадала на человека, то в нем просыпался Творец. Отсюда выражение «искра Божья», которая означает талант.

Как нам разбудить генетическую Совесть?

Некоторые из нас уже проснулись – не случайно мы сейчас здесь, на этом сайте, ищем какие-то ответы на потаенные вопросы.