Краткий анализ произведения толстого детство отрочество юность. Л.Н

Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного - Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача - показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.


Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых - родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.

Тема семьи - это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.

Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.

В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.

Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.

Все это позволило Л.Н. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда.

Характеристики персонажей трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство ». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество ». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души...». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Юность ». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Характеристика образа St.-Jerome

St.-Jerome — француз, гувернер Иртеньевых. Его отношения с Николенькой поначалу не складываются, мальчику кажется, что у того нет «другой цели в жизни, как желания наказать» его. В эпизоде на именинах бабушки герой наказывает расшалившегося Николеньку, и тот, сначала отбивавшийся, а затем все-таки запертый в чулане, воображает, как и чем он мог бы отомстить мучителю. Герой становится объектом непримиримой ненависти со стороны воспитанника. Один из приемов воспитания S. состоит в том, что он, «выпрямляя грудь и делая величественный жест рукою, трагическим голосом кричал: «А genoux, mauvais sujet!» Впоследствии их отношения постепенно налаживаются. «Обсуживая теперь хладнокровно этого человека, я нахожу, что он был хороший француз, но француз в высшей степени. Он был не глуп, довольно хорошо учен и добросовестно исполнял в отношении нас свою обязанность, но он имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности».

Характеристика образа Бабушки

Бабушка — графиня, одна из важнейших фигур в трилогии, как бы представляющая минувшую величественную эпоху (подобно князю Ивану Иванычу). Образ Б, овеян всеобщей почтительностью и уважением. Она умеет словом или интонацией дать понять свое отношение к человеку, которое для многих окружающих является решающим критерием. Рассказчик изображает ее не столько с помощью статических характеристик, сколько через описание ее взаимодействия с другими персонажами, прибывающими поздравить ее с именинами, ее реакций и слов. Б. словно чувствует свою силу и власть, свою особую значительность. После смерти дочери, матери Николеньки, она впадает в отчаяние. Николенька застает ее в момент, когда она разговаривает с покойной как с живой. Несмотря на важность старухи, он считает ее доброй и веселой, любовь же ее к внукам особенно усиливается после смерти их матери. Тем не менее рассказчик сравнивает ее с простой старухой, экономкой Натальей Савишной, находя, что последняя имела большее влияние на его мирочувствование.

Характеристика образа Вальхиной Сонечки

Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Вала-хиной. Николенька знакомится с ней на дне рождения бабушки и сразу влюбляется. Вот первое его впечатление: «...Из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка была вся в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному смуглому личику, а сзади — к голым плечикам...» Он много танцует с С, всячески смешит ее и ревнует к другим мальчикам. В «Юности» Николенька после долгой разлуки вновь встречается с С, которая подурнела, но «прелестные выпуклые глаза и светлая, добродушно веселая улыбка были те же». Повзрослевший Николенька, чувства которого требуют пищи, снова увлекается ею.

Характеристика образа Семенова

Семенов — студент-разночинец. Поступил в университет вместе с Николенькой. Месяц он аккуратно ходил на лекции, а затем закутил и под конец курса совсем не показывался в университете. Пользуется среди студентов особенным уважением, на него смотрят «с каким-то даже ужасом». Рассказчик описывает оригинальный конец его «кутежного поприща»: С, чтобы расплатиться с долгами, добровольно продает себя в рекруты. Из казарм он присылает Зухину долг и записку. Студенты идут к нему туда. Николенька так описывает его вид: «Это был он, с обстриженными под гребенку седыми волосами, выбритым синим лбом и с своим всегдашним мрачным и энергическим выражением лица». Держится он открыто и просто, протягивая всем черную большую руку, а затем повествует Зухину о своих «странных, непостижимых похождениях».

Характеристика образа Грапа Илиньки

Грап Илинька — сын иностранца, который жил когда-то у деда Иртеньевых, был чем-то ему обязан и считал своим долгом присылать к ним И. «Мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением». На него обращают внимание только тогда, когда хотят над ним посмеяться. Этот персонаж — участник одной из игр Ивиных и Иртеньевых — внезапно становится объектом общего издевательства, заканчивающегося тем, что он плачет, а его затравленный вид болезненно поражает всех. Воспоминание о нем связано у рассказчика с угрызениями совести и является, по его признанию, единственным темным пятном детских лет. «Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его?» — спрашивает он себя. Позже И., как и рассказчик, поступает в университет. Николенька признается, что так привык смотреть на него свысока, что ему несколько неприятно, что тот такой же студент, и он отказывает отцу И. в просьбе разрешить его сыну провести день у Иртеньевых. С момента поступления в университет И., однако, выходит из-под влияния Николеньки и держится с постоянным вызовом.

Характеристика образа Гриши

Гриша — странник, юродивый. «Человек лет пятидесяти, с бледным изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой». Очень высокого роста. «Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны, и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти». О нем известно главным образом то, что он зимой и летом ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые принимают за предсказания. Чтобы увидеть пудовые вериги, которые он носит на себе, дети подсматривают, как он раздевается перед сном, видят они и как самозабвенно он молится, вызывая у рассказчика чувство умиления: «О, великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих — ты их не поверял рассудком...»

Характеристика образа Дубкова

Дубков — адъютант, приятель Володи Иртеньева. «...Маленький жилистый брюнет, уже не первой молодости и немного коротконожка, но недурен собой и всегда весел. Он был один из тех ограниченных людей, которые особенно приятны именно своей ограниченностью, которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон и которые вечно увлекаются. Суждения этих людей бывают односторонни и ошибочны, но всегда чистосердечны и увлекательны». Большой любитель шампанского, поездок к женщинам, игры в карты и прочих развлечений.

Характеристика образа Епифановой Авдотьи Васильевны

Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, затем вторая жена Петра Александровича Иртеньева, отца Ни-коленьки. Рассказчик отмечает ее страстную, преданную любовь к мужу, которая, однако, нисколько не мешает ей любить красиво одеваться и выезжать в свет. Между ней и молодыми Ирте-ньевыми (за исключением Любочки, которая полюбила мачеху, отвечающую ей взаимностью) устанавливаются странные, шутливые отношения, скрывающие отсутствие каких бы то ни было отношений. Николенька удивляется контрасту между той молодой, здоровой, холодной веселой красавицей, какой Ё. предстает перед гостями, и немолодой, изнуренной, тоскующей женщиной, неряшливой и скучающей без гостей. Именно неопрятность лишает ее последнего уважения рассказчика. О любви ее к отцу он замечает: «Единственная цель ее жизни была приобретение любви своего мужа; но она делала, казалось, нарочно все, что только могло быть ему неприятно, и все с целью доказать ему всю силу своей любви и готовности самопожертвования». Отношения Е. с мужем становятся для рассказчика предметом особо» го внимания, поскольку «мысль семейная» уже в пору создания автобиографической трилогии занимает Толстого и будет развита в последующих его сочинениях. Он видит, что в их отношениях начинает проглядывать «чувство тихой ненависти, того сдержанного отвращения к предмету привязанности, которое выражается бессознательным стремлением делать все возможные мелкие моральные неприятности этому предмету».

Характеристика образа Зухина

Зухин - товарищ Николеньки по университету. Ему лет восемнадцать. Пылкая, восприимчивая, деятельная, разгульная натура, полная сил и энергии, растрачиваемых в кутежах. Время от времени запивает. Рассказчик знакомится с ним на со» брании кружка студентов, решивших вместе готовиться к экзаменам. «...Маленький плотный брюнет с несколько оплывшим и всегда глянцевитым, но чрезвычайно умным, живым и независимым лицом. Это выражение особенно придавали ему невысокий, но горбатый над глубокими черными глазами лоб, щетинистые короткие волоса и частая черная борода, казавшаяся всегда небритой. Он, казалось, никогда не думал о себе (что всегда мне особенно нравилось в людях), но видно было, что никогда ум его не оставался без работы». Науки он не уважает и не любит, хотя даются они ему с чрезвычайной легкостью.

Зухин — тип разночинца, умного, знающего, хотя и не принадлежащего к разряду людей comme il faut, что поначалу вызывает у рассказчика «не только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую я испытывал к ним за то, что, не быв comme il faut, они как будто считали меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали меня». Несмотря на непреодолимое отвращение к их неопрятной внешности и манерам, рассказчик чувствует в 3. и его товарищах что-то хорошее и тянется к ним. Его привлекают знания, простота, честность, поэзия молодости и удальства. Помимо бездны оттенков, составляющих разницу в их понимании жизни, Николень-ка не может избавиться от чувства неравенства между ним, человеком состоятельным, и ими, а потому никак не может «войти с ними в ровные, искренние отношения». Однако постепенно он втягивается в их быт и еще раз открывает для себя, что тот же 3., например, лучше и яснее его судит о литературе и вообще не только ни в чем ему не уступает, но даже и превосходит, так что высота, с которой он, молодой аристократ, смотрит на 3. и его товарищей — Оперова, Иконина и др., — мнимая.

Характеристика образа Ивина Сережи

Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, «смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими красными губами, которые редко совершенно закрывали немного выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом». Его оригинальная красота поражает Николеньку, и он по-детски влюбляется в него, однако не находит в И. никакого отзыва, хотя тот чувствует свою власть над ним и бессознательно, но тиранически употребляет ее в их отношениях.

Характеристика образа Иртеньева Володи

Иртеньев Володя (Владимир Петрович) — старший (на год и несколько месяцев) брат Николеньки. Сознание своего старшинства и первенства постоянно побуждает его к действиям, уязвляющим самолюбие брата. Даже снисходительность и усмешка, которой нередко он удостаивает брата, оказывается поводом для обиды. Рассказчик так характеризует В.: «Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой». Он подчеркивает «счастливый, благородно-откровенный характер» В. Однако, несмотря на случайные и недолгие размолвки или даже ссоры, отношения между братьями остаются хорошими. Николенька невольно увлекается теми же страстями, что и В., однако из гордости старается не подражать ему. С восхищением и чувством некоторой зависти Николенька описывает поступление В. в университет, всеобщую радость в доме по этому поводу. У В. появляются новые друзья — Дубков и Дмитрий Нехлюдов, с которым он вскоре расходится. Любимые его развлечения с Дубковым — шампанское, балы, карты. Отношения В. с девочками удивляют брата, потому что тот «не допускал мысли, чтобы они могли думать или чувствовать что-нибудь человеческое, и еще меньше допускал возможность рассуждать с ними о чем-нибудь».

Характеристика образа Иртеньева Петра

Иртеньев Петр Александрыч (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки. «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины...

Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришептывание, и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился всем без исключения и был удачлив. Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия. В повести «Юность» он женится вторично на соседке по имению. Рассказчик признается, что для него отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в жизни сына тот и не принимает особенного участия.

Характеристика образа Иртеньевой Любочки

Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки. В повести «Детство» ей одиннадцать лет. Рассказчик называет ее «чер-номазенькой» и описывает ее наряд: «короткое холстинковое платьице и беленькие, обшитые кружевом панталончики». В «Отрочестве» ей уже дается более подробный портрет: «Любочка невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза, и глаза эти действительно прекрасные — большие, черные, и с таким неопределимо-приятным выражением важности и наивности, что они не могут не остановить внимания». Рассказчик отмечает ее фамильное сходство с матушкой, заключающееся в чем-то неуловимом: в руках, в манере ходить, в особенности в голосе и в некоторых выражениях, а также в игре на фортепьяно и во всех приемах при этом.

Характеристика образа Иртеньевой Натальи Николаевны

Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николень-ки. Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота лица. Она рано умирает, и горе потери затем ложится тенью на большую часть детства и отрочества главного героя.

Характеристика образа Карла Иваныча (Мауэра)

Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-величавое выражение. «Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы». Все вещи К. И. разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.

К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей маттри». У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.

Характеристика образа Катеньки

Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой Мими. Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках. К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве (К. и ее маменька Мими бедны, Ир-теньевы — богаты), заставившие его задуматься и ставшие причиной «моральной перемены» в нем.

Характеристика образа князя Ивана Иваныча

Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, воплощение рыцарственного духа минувшей эпохи, отчасти идеализируемой Толстым (ср. повесть «Два гусара»). «Человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого был виден большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня. Несмотря на то что на затылке его оставался полукруг жидких волос и что положение верхней губы ясно доказывало недостаток зубов, лицо его было еще замечательной красоты» — таким он видится Ни-коленьке в первый раз, на торжестве в честь дня рождения бабушки. Рассказчик также отмечает его блестящее положение в обществе и общее уважение, которое князь заслужил своей последовательностью и твердостью, с какими всегда придерживался возвышенного образа мыслей, основных правил религии и нравственности. Герой добр и чувствителен, но холоден и несколько надменен в обращении. Небольшого, по словам рассказчика, ума, он, однако, хорошо образован и начитан. Князь не может без общества и, где бы ни был, живет широко и открыто. Впоследствии, нанося князю после поступления в университет визит, Николенька смущается, зная, что он — наследник князя.

Характеристика образа Колпикова

Колпиков — «невысокий плотный штатский господин с рыжими усами». Между ним и Николенькой, отмечающим вместе с друзьями в Яре свое поступление в университет, происходит нечто вроде ссоры. Обедающий К. распекает закурившего рядом с ним Николеньку, и тот тушуется, отчасти растерявшись, отчасти чувствуя себя виноватым. Инцидент уязвляет самолюбие рассказчика особенно тем, что он вроде как струсил, позволив так с собой обращаться и не найдясь для достойного ответа. Спохватившись, он уже не застает К. на месте. Рассказав затем об этом случае Нехлюдову, он узнает, что К. — «известный негодяй, шулер, а главное трус, выгнан товарищами из полка за то, что получил пощечину и не хотел драться».

Характеристика образа Любови Сергеевны

Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, о которой тот с восхищением рассказывает своему другу Николеньке как о женщине, имеющей на него огромное влияние. Николенька знакомится с ней у Нехлюдова на даче. «Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока». Говорит она не идущими к делу изречениями. Рассказчик, сколько ни пытается, не может отыскать в ней ни одной красивой черты. Он находит ее манерной и неинтересной, хотя из симпатии к другу не хочет признаться в этом даже себе. Она, в свою очередь, тоже не расположена к нему, считая его «величайшим эгоистом, безбожником и насмешником», часто спорит с ним и сердится.

Характеристика образа Мими (Марьи Ивановны)

Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки. Рассказчик, называя ее скучной, сетует, что при ней ни о чем нельзя было говорить, потому что она все находила неприличным. Позже Николенька узнает, что когда-то его отец увлекался ею и потому она относится враждебно к его новому браку.

Характеристика образа Михайлова Якова

Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых. Лицо его всегда спокойно, выражая «сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша!», когда же он говорит, пальцы его находятся в сильнейшем беспокойстве и отчаянно прыгают в разные стороны. Рассказчик присутствует при деловом разговоре Я. со своим отцом и, уже с высоты своего взрослого сознания, дает ему следующую, слегка ироническую характеристику: «Яков был крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и имел о выгодах господских самые странные понятия».

Характеристика образа Натальи Савишной

Наталья Савишна — экономка, в прошлом дворовая девка, потом горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср. Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того как она была взята в госцодский дом, она захотела выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную деревню. Однако никто не мог заменить Н. С, ее возвратили, она же, в свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она была глубоко уязвлена. После смерти матери Николень-ка в комнатке Н. С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что душа Праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует. Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не умеющей притворяться. После отъезда Иртеньевых из деревни она скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как благо (мотив, чрезвычайно важный для Толстого — ср. «Три смерти»), предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала «такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности».

Характеристика образа Нехлюдова Дмитрия

Нехлюдов Дмитрий — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки. Он «нехорош собой: маленькие серые глаза, невысокий крутой лоб, непропорциональная длина рук и ног... Хорошего было в нем только — необыкновенно высокий рост, нежный цвет лица и прекрасные зубы. Но лицо это получало такой оригинальный и энергический характер от узких, блестящих глаз и переменчивого, то строгого, то детски-неопределенного выражения улыбки, что нельзя было не заметить его». Герой, как и Николенька, очень стыдлив и застенчив, хотя именно в те минуты, когда он невольно краснеет, лицо его выражает наибольшую решимость, как будто он сердится на самого себя. Поначалу Николеньке не нравится его быстрый взгляд, гордый вид, а особенно равнодушие, с каким он к нему относится, но затем они сближаются, почувствовав общность интересов и направления, выражающегося главным образом в стремлении к совершенству. Н. делится с другом самым сокровенным — любовью к Любови Сергеевне, планами женитьбы, деревенской жизни и работы над собой (см. повесть «Утро помещика», где Н. является главным героем).

Характеристика образа Нехлюдовой Марьи Ивановны

Нехлюдова Марья Ивановна — княгиня, мать Дмитрия Нехлюдова. «...Высокая, стройная женщина лет сорока. Ей можно бы было дать больше, судя по буклям полуседых волос, откровенно выставленных из-под чепца, но по свежему, чрезвычайно нежному, почти без морщин лицу, в особенности же по живому, веселому блеску больших глаз ей казалось гораздо меньше. Глаза у нее были карие, очень открытые; губы слишком тонкие, немного строгие; нос довольно правильный и немного на левую сторону; рука у нее была без колец, большая, почти мужская, с прекрасными продолговатыми пальцами». Рассказчик, знакомящийся с ней на даче у Нехлюдовых, обращает внимание на ее несколько холодный, открытый взгляд, а чуть позже определяет для себя характер и направление семейства Нехлюдовых как «логичность и вместе с тем простоту и изящество», которые задает именно М. И. Нравится Николеньке и то, что она обращается с ним серьезно и просто.

Характеристика образа Нехлюдовой Софьи Ивановны

Нехлюдова Софья Ивановна — тетка Нехлюдова, старая девушка, полная, невысокого роста, с большими живыми и спокойными голубыми глазами. Поначалу она кажется Николеньке очень гордой, но уже вскоре он переменяет свое мнение и начинает гораздо лучше понимать ее сущность. «Софья Ивановна, как я ее после узнал, была одна из тех редких немолодых женщин, рожденных для семейной жизни, которым судьба отказала в этом счастии и которые вследствие этого отказа весь тот запас любви, который так долго хранился, рос и креп в их сердце для детей и мужа, решаются вдруг изливать на некоторых избранных. И запас этот у старых девушек такого рода бывает так неистощим, что, несмотря на то, что избранных много, еще остается много любви, которую они изливают на всех окружающих...»

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития». Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости. Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «...не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас... существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами...» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию». Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом comme il faut (благовоспитанности). Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее. А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания. Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

Введение

На литературном небосклоне Лев Николаевич Толстой является звездой первой величины. "Кресло Толстого стоит пустое. В мировой литературе, в нашей нынешней также некому пока сравниться с Толстым", - этот вывод сделан советским писателем Л. Леоновым в его "Слове о Толстом".

Лев Николаевич Толстой оставил великое художественное наследство, вошедшее в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. Гениальный художник, страстный моралист, он, может быть, как никто из русских писателей явился совестью нации. Каких бы сторон жизни ни касался этот выдающийся человек в своих произведениях, живописал он небывало глубоко, по-человечески мудро и просто. Но Толстой вошел в историю духовной жизни не только как великий художник, но и как своеобразный мыслитель. ХIХ век ни в России, ни в Европе не знал другого такого могучего, страстного и горячего "искателя правды". И это величие личности Толстого отразилось как на его мысли, так и на всей его жизни

Детство, отрочество, юность

В усадьбе Ясная Поляна, находящейся в четырнадцати верстах от старинного русского города Тулы, 28 августа (11 сентября) 1828 года родился гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Семья Толстых принадлежала к высшей аристократической знати России. Отец Толстого - граф Николай Ильич - мечтательный юноша, единственный сын своих родителей, вопреки желанию родных, 17 лет поступил на военную службу, и в течение ряда лет он участвовал во многих сражениях Отечественной войны 1812 года. По выходе в отставку женился и поселился в имении своей жены в Ясной Поляне, где занимался хозяйством. Мать Толстого - Мария Николаевна - единственная дочь князя Н.С. Волконского, была образованной женщиной своего времени. Большую часть своей юности она провела в Ясной Поляне в имении своего отца. Супруги жили счастливо: Николай Ильич с большим уважением относился к своей жене и был ей предан; Мария Николаевна же испытывала к мужу искреннюю привязанность как к отцу своих детей. А их у Толстых родилось пятеро: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария.

Мария Николаевна умерла вскоре после рождения дочери Марии, когда ее младшему сыну Левушке не было и двух лет. Он ее совсем не помнил и, вместе с тем, в душе своей создал чудный образ матери, который любил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевшими меня искушениями, я молился ее душе прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне", - писал Толстой уже в зрелом возрасте.

Беззаботно и радостно протекала жизнь Л.Н. Толстого в Ясной Поляне в детские годы. Любознательный мальчик жадно впитывал в себя впечатления от богатой яснополянской природы и окружающих его людей. Любил Левочка в детстве читать книги. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. Любовь к Пушкину Толстой сохранил на всю жизнь и называл его своим учителем.

Маленький Толстой был очень чувствителен. Детские огорчения Левочки вызывали в нем, с одной стороны, чувство умиления, с другой, - стремление разгадать тайны жизни, и эти стремления остаются в нем на всю жизнь.

С самого раннего детства Толстого в Ясной Поляне, кроме родных и близких, окружали дворовые (слуги) и крестьяне. Они оказывали большое влияние на Толстого; они сближали его с народом, невольно заставляли его задумываться над вопросом, почему жизнь устроена так несправедливо, что богатые дворяне владели землей и крепостными людьми, сами жили в праздной роскоши, а крепостные крестьяне должны были работать на дворян, жить в нужде и всегда подчиняться своим господам.

Николай Ильич решил перевезти детей в Москву, там было больше возможности дать им образование. Толстому было девять лет, когда он впервые уехал из Ясной Поляны. В дальнейшем Л.Н. Толстому часто приходилось ездить на экипажах из Ясной Поляны в Москву и обратно. Впечатления от этих поездок были так сильны и ярки, что они нашли свое яркое отражение в "Детстве", "Отрочестве".

Вскоре после переезда семьи в Москву умирает отец. Менее чем через год после смерти Николая Ильича скончалась графиня Пелагея Николаевна, так и не сумевшая смириться с потерей сына. Дети Толстые остались круглыми сиротами. Над ними была назначена опека. Сначала их опекуншей была ближайшая родственница - добрая и глубоко религиозная Александра Ильинична Остен-Сакен; а после ее смерти, последовавшей в 1841 году, другая тетка, Пелагея Ильинична Юшкова - женщина хотя и недалекая, однако пользовавшаяся в аристократическом кругу большим уважением, во многом благодаря своему мужу Владимиру Ивановичу Юшкову. Жили Юшковы в Казани, куда дети и были отправлены. Но самым близким человеком для детей Толстых становится Татьяна Александровна Ергольская - дальняя родственница по линии отца. Это была небогатая, довольно привлекательная женщина, всю свою жизнь нежно любившая Николая Ильича. "Главная черта ее была любовь, но как бы я ни хотел, чтобы это было иначе - любовь к одному человеку - к моему отцу, - писал о ней Лев Николаевич. Только уже исходя из этого центра, любовь ее разливалась и на всех людей". Т.А. Ергольская в Казань вместе с детьми Толстыми не поехала.

Весной 1844 года 16-летний Толстой держит экзамен в Казанский университет на арабо-турецкое отделение восточного факультета, с намерением стать дипломатом. Одевшись в шинель с бобрами, в белых перчатках и треуголке, Толстой явился в Казанский университет настоящим джентльменом. С этого времени начинается его светская жизнь.

Толстого захватывала буйная шумная светская жизнь. И светлые детские грезы, и неясные мечты - все утонуло в этом водовороте казанской жизни. Но чем больше он находился среди шумного и праздного общества, тем все чаще юноша Толстой оставался одиноким, ему все больше становился не по душе этот образ жизни.

Рушатся и религиозные представления Толстого в это время. "Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть", - вспоминал он в "Исповеди". Светская жизнь его утомляет и не удовлетворяет, он все больше и больше задумывается над фальшью жизни окружающих его, он начинает испытывать душевную тревогу.

Не имея склонности к дипломатии, Толстой через год после поступления в университет решил перевестись на юридический факультет, считая, что юридические науки более полезны для общества.

С большим интересом он слушает в университете лекции магистра гражданского права Д. Мейера - сторонника Белинского, сторонника передовых идей. Идеи Белинского, его статьи о литературе проникали в стены и Казанского университета и оказывали свое благотворное влияние на молодежь. Толстой с увлечением читал русскую художественную литературу, по душе ему были Пушкин, Гоголь, из зарубежной литературы - Гете, Жан Жака Руссо. В книгах Толстой ищет ответы на волнующие его вопросы. Не ограничиваясь прочтением той или иной книги, он ведет записи по поводу прочитанного.

Но и юридические науки не могли удовлетворить Толстого. Перед ним встают новые и новые вопросы, на которые он не мог получить ответа в университете.

В конце своего пребывания в университете Толстой от случайных записей в тетрадях переходит к систематическому ведению дневника. В дневниках он излагает правила жизни, которым считает необходимым следовать: "1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели чего-нибудь забыл, а старайся сам припомнить". Наряду с составлением правил жизни Толстой задумывается и над вопросом цели жизни человека. Цель своей жизни он определяет так: "…сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего"

В 1847 году, находясь на последнем курсе, Толстой покидает университет. Главное, что побудило его это сделать, как он сам об этом говорит, - это желание посвятить себя жизни в деревне, стремление делать добро и любить его.

По приезде Толстого в Ясную Поляну состоялся раздел между братьями отцовского наследства. 19-летнему Льву Николаевичу, как младшему из братьев, досталась Ясная Поляна. Толстой, молодой хозяин-помещик со всей страстностью стремиться поправить свое пошатнувшееся хозяйство. В деревне Толстой продолжает вести свой дневник. Характерной чертой дневников писателя и в это время является непосредственность, глубокая искренность и правдивость. В них он уделял много внимания самоанализу, бичевал свою праздную жизнь, свои недостатки. Но жизнь в деревне все же не могла полностью удовлетворить писателя и заполнить его интересов. В начале 1849 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург, где с головой ушел "в безалаберную" жизнь светского молодого человека "без службы, без занятий, без цели". Особенно его привлекал "процесс истребления денег" за карточным столом. Чтобы положить конец такому образу жизни, Толстой решает уехать на Кавказ. И в апреле 1851 года отправляется вместе со своим братом - офицером Николаем Николаевичем, получившим туда назначение.

Детство. Николеньке Иртеньеву три дня назад исполнилось десять лет. Карл Иваныч, учитель Николеньки, ведет его и брата к родителям. Николенька любит и гордится своими родителями. Для него нет ничего прекрасней лица матушки, и даже отец, строгий и серьезный, восхищает Николеньку.

Отец объявляет Николеньке и его брату Володе, что он забирает их в Москву. Николенька очень расстроен решением отца. Ему нравилось жить в деревне, ходить на охоту, общаться с дворовыми людьми, и здесь было Катенька, это первая любовь. На следующий день они собираются уезжать. Николенька еще сильней расстраивается, когда нужно выезжать. Он обнимает мать и плачет. Они садятся в бричку и уезжают. Все мысли Николеньки и вспоминания только о матери. Он плачет и машет ей на прощание платком.

Прошел месяц как Николенька с отцом и братом поселились в Москве, в доме у бабушки. На именинах у бабушки Николенька знакомится с родственниками и другими приглашенными. Он преподносит бабушке подарок в виде стихотворения, и очень переживал, когда его зачитывали. Он знакомиться с Сонечкой, и вскоре признается Володе, что любит ее.

Прошло полгода, семья получает письмо из деревни. В нем сообщается, что маменька сильно заболела и просит их приехать. Не медля, они выезжают в деревню. Но маменьки становиться все хуже, она не может встать с кровати. Вскоре она умирает в муках. Перед смертью она просит благословления у Матери Божьей, чтобы не оставляла ее детей.

Николенька не может поверить в смерть мамы. Увидев ее в гробу, он с криками выбирает из комнаты. На этом детство его заканчивается. Они всей семьей переезжают в Москву, периодически возвращаясь в деревню, чтобы сходить на могилу маменьки.

Отрочество. После переезда в Москву Николенька чувствует перемены в себе. У него появляются новые эмоции, он начинает понимать поведения окружающих его людей. Он вспоминает по матушку, и видит горе в глазах бабушки, потерявшею дочь. Николеньку интересует противоположный пол, но он считает, что обречен на одиночество. Он считает себя уродливым и завидует красивому брату.

Бабушка считает, что Карл Иванович плохо присматривает за ними и решает поменять им гувернера. Но новый учитель приходиться не по вкусу Николеньке. Николенька считает, что все настроены против него. Он кричит на брата, ударяет гувернера, пытается взломать портфель папин. За это его сажают в чулан. Николенька чувствует себя униженным. Он извиняется перед отцом, но начинает биться в конвульсиях. Все переживают за него, и он только рад этому.

Но все же Николенька чувствует одиночество. Он все глубже уходит в себя. Большую часть времени он проводит в мыслях и раздумьях. Он подглядывает за отношениями горничной и портного, и не понимает их любовные проявления.

Брат его Володя поступает в университет. Николенька завидует взрослости брата, но все же радуется за него. У них умирает бабушка, он сильно переживает по поводу ее смерти. Он не может понять людей, которых больше интересует ее наследство. Он видит, как стареет отец. Замечает, что с возрастом люди становятся мягче и нежнее.

Пару месяцев остается до поступления Николеньки в университет. Николенька берется за ум, и готовиться в математический факультет. Он в полной мере берется за самовоспитание. Николенька знакомиться с князем Дмитрием Нихлюдовым, знакомым Володи по университету. Николенька видит в Дмитрии единомышленника, они становиться друзьями.

Юность. Николенька всеми силами готовиться к поступлению в университет. Николай ищет свою цель в жизни, он заводит тетрадь для правил и обязанностей, которые он ставит перед собой. Он стремиться к совершенству. Однажды в страстную среду их дом посещает монах. Николай исповедается перед ним и чувствует себя обновленным и чистым. Но ночью он не может уснуть, думает только о том, что скрыл один грех. Он не может уснуть и по рассвету едет в монастырь. Он признается монаху о сокрытом грехе. Теперь он полностью чист. Но он не спешит радоваться. Его терзают сомнения по поводу своих увлечений и наклонностей.

Николай сдает вступительные экзамены и поступает в университет. Отец очень рад успехам сына и отдает ему в распоряжение кучера с экипажем и лошадью. Николай, чувствуя свою взрослость, решает купить трубку с табаком. Впервые закурив, он чувствует головокружение и тошноту. Об этом случае он рассказывает своему другу Нехлюдову. Тот в свою очередь объясняет весь вред и глупость курения. Николай с Володей и их друзьями собираются в ресторане, чтобы отметь поступление в университет их друга. Николай видит, как сильно отличается поведение Нехлюдова от остальных. Ему кажется, что Нехлюдов слишком правильный, он хочет подражать остальным его друзьям. Николаю кажется, что употребление табака и алкоголя выглядит по-взрослому. Он закуривает от свечи в ресторане, тем самым провоцируя посетителя ресторана, который возмущен его поведением. Но Нехлюдов успокаивает его.

На другой день Николай посещает несколько домов по просьбе отца. Но комфортней всего он чувствует себя при общении с Нехлюдовым. Николай видит благородство души Дмитрия и поминает всю серьезность взросления. Он посещает дом матери Дмитрия и мечтает состоять с ними в родстве.

Николай решает съездить в деревню. Он посещает могилу матери и вспоминает о детстве. Он думает о своем месте в будущем. Отец его жениться снова. Но Николай с Володей не одобряют его выбор. Вскоре и у отца с новой женой складываются тяжелые отношения.

В университете Николай знакомиться с новыми людьми и замечает что их цель – получать от жизни удовольствия. Нехлюдов пытается вразумить его, но влияния массы оказывает на него большое воздействие. Он проваливает экзамены, а утешения Дмитрия считает оскорблением.

Как-то вечером он находит свою старую тетрадь с правилами, которые он написал для себя. Он плачет от раскаяния. Но вновь пишет для себя новые правила, которым он собирается придерживаться и не изменять своим принципам.

Повесть «Юность» Толстого Л.Н. является заключительной частью известной трилогии автора «Детство. Отрочество. Юность». В ней писатель продолжает свой автобиографический рассказ, героем которого стал Николай Иртеньев. Он предстает перед читателем обычным молодым человеком, находящимся на пороге взросления. Николай поступает на учебу в университет, его обуревает множество мыслей и вопросов. Пытаясь найти свое место в новой жизни, он то пускается во все тяжкие «грехи» молодости, то осознает неверность такого поведения. Но духовная чистота и нравственность все же побеждают в этой борьбе. Повесть «Юность» очень тонко передает все оттенки духовной борьбы взрослеющего человека, она наполнена глубокими философскими размышлениями самого автора о смысле жизни, и о том, как правильно ее прожить. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» найдет своих читателей в любой возрастной группе. Написанная легким и понятным языком, она неизменно заставляет задуматься над вечными вопросами. Великому писателю удалось создать произведение, будто наполненное теплым солнечным светом.

Чтобы прочитать книгу Л.Н. Толстого полностью, достаточно зайти на наш сайт, на котором текст произведения представлен в полном объёме. Повесть «Юность» читать можно в режиме онлайн, а также доступна функция скачивания.