Коптелово. Музей истории земледелия и быта

Среди полей и лесов, на берегу скалистой реки Реж притаилось небольшое старинное уральское село Коптелово. И не услышали бы мы о нем ничего, если бы не местный музей. Здесь не просто собрана уникальная коллекция предметов быта и орудий земледелия уральских крестьян - тут живет дух тех времен, бережно хранимый и почитаемый смотрителями музея.

Нужно видеть, с какой трогательной заботой в музее оседает вся история села, включая и новейшую.

Основатель музея, Александр Григорьевич Потоскуев, более 25 лет собирал предметы старины, воссоздавал быт села, организовывал музей. В родной деревне его часто называли старьевщиком, многие не понимали, зачем ему нужны старые чугунки, литовки, горшки, ткацкие станки. Сейчас же здесь собрана огромная коллекция, рассказывающая нам о жизни и быте крестьян.

Но главная ценность этого музея даже не в уникальности коллекции и неповторимости экспозиции, а в том, что здесь живет душа. Благодаря директору музея Леониду Федоровичу Русакову предметы оживают и делятся с нами своими тайнами. Хороший экскурсовод, увлеченный своим делом человек - это большая проблема современного храма муз. Вспомните, когда вы были в последний раз на экскурсии и получили истинное удовольствие от рассказа профессионала? Сами предметы никогда не раскроют нам своих секретов. Они останутся для нас холодными, пустыми и безголосыми вещами. Но только не в Коптеловском музее.

На фото: Русаков Леонид Федорович, директор музея.

Экскурсия начинается у родника, который вот уже не одну сотню лет бьет из-под земли. Множество красивых легенд и веселых баек связано с этим местом. Этот родник американцы прозвали родником любви. Интересно, почему? Об этом вам расскажет Леонид Федорович. А так же почему вода в роднике никогда не замерзает, почему коптеловские девушки не пользуются косметикой, почему температура воды даже в жаркую погоду остается 4 градуса.

Свою историю село Коптелово ведет с 17 века и, что любопытно, первая изба, срубленная в этой деревне, до сих пор стоит на берегу реки. Достоверно известно, что принадлежала она крестьянину Ивану Коптелову, который и стал основателем села.

Шли годы, вокруг дома Ивана Коптелова рубились избы, росла деревня. Но какая же деревня без церкви? Первоначально церковь была деревянной, но в 1796 году она сгорела. Тогда коптеловские мужики отстроили церковь из кирпича. До сих пор Вознесенский храм виден с дороги. В 20 веке храм несколько раз пытались взорвать, но довести дело до конца так и не получилось.

Одной из главных достопримечательностей села Коптелово, конечно же, является изба бабы Кати.

Доводилось ли вам бывать в доме, который был срублен более 300 лет назад? Дом переходил по наследству от отца к сыну и был выкуплен в музей у последней наследницы Екатерины Тимофеевны Калининой в 1971 году.

Когда-то еще в 19 веке молодая Катюшка стала женой третьего сына хозяина дома. К тому времени в этой избе жило 17 человек. С тех пор в интерьере дома ничего не изменилось: все те же полати, на которых спали дети, большая русская печь, лавки вдоль стен, зыбки, в которых укачивали малышей.

Здесь вам расскажут о многих традициях, укладе жизни крестьян. Объяснят, почему с северной стороны не делали окон, почему палка для зыбки должна быть с сучками, что клали под люльку родители, дабы уберечь свое дитя. Разговор пойдет и про сватовство, и какому гостю где положено сидеть, покажут, как гладили раньше парни портки и поведают о многом таком, о чем мы с вами даже никогда не догадывались.

Уникальность этой избы еще и в том, что внутреннее убранство сохранилось в своем первозданном виде. Внешне все просто и незамысловато. Практически отсутствуют украшения, нет резьбы или росписи. Во всем - суровый крестьянский дух того времени.

Согласитесь, побывать даже просто в одной такой избе и лично увидеть то, как жили наши предки весьма любопытно, тем более с таким рассказчиком, как Леонид Федорович.

Во время экскурсии вы познакомитесь с поверьями, традициями и бытом крестьян того времени. А мы попробовали отправить чугунок в печь: если честно, то даже приподнять его не удалось, а ведь он был пустой. Можно себе представить, насколько наша русская женщина была сильна.

Вообще, когда мы оказались в залах, где выставлены предметы быта крестьян и сельскохозяйственные орудия - стало понятно, какой колоссальный труд проделывали наши предки, чтобы обеспечить себе жизнь самым необходимым.

Ведь мало было вспахать землю, нужно было ее засеять, вырастить урожай, убрать его и переработать. Все это мы знаем с детства, но когда видишь орудия, которыми пахали, боронили землю, орудия, которые помогали в молотьбе, косьбе, становится радостно за то, что ты живешь в современном мире.

Коллекция сельскохозяйственных машин и агрегатов конца ХIХ - начала ХХ веков, не имеет аналогов в Свердловской области. И про каждую машину - свой рассказ. Мало того, здесь происходит целое действо с предметами старины, они вдруг оживают и перестают быть безликим куском дерева или металла.

И именно в интерактиве главная ценность коптеловского музея. Обычно данный вид экскурсий используют с детьми, но здесь разыгрывается действо со взрослыми. Попробуйте угадать, для чего в лодке нужна коза, куда женщина ходила в белом, вышитом красной нитью платье, поднять вилами охапку сена или понять, для чего был нужен деревянный пазл на веревке. Это захватывает и увлекает, ты включаешься в работу, получая при этом невероятное удовольствие.

Здесь и кузня есть, и двор с традиционными крестьянскими ремеслами. Представляете, можно увидеть весь процесс обработки льна! От того момента, когда лен еще был растением и до того, когда он станет нарядным убором. И все это не за стеклом, предметы можно потрогать, повзаимодействовать с ними.

Известность старинному селу Коптелово принесли Музей истории земледелия и «изба бабы Кати» XVII века. Каждые выходные сюда едут туристы из разных уголков.

История села

Датой основания Коптелово считается 1663 год. Свое название оно получило по фамилии основателя. На берегу реки Реж сохранился и дом первопоселенца – Ивана Коптелова. Мало какое уральское поселение может похвастаться подобным. Увы, сейчас дом пребывает в печальном состоянии, а вскоре и вовсе может исчезнуть. Сохранить и восстановить дом не позволяет его владелец – это частная собственность. А ведь этот дом считается самым старым строением Свердловской области!

Дом Ивана Коптелова в наши дни

Жизнь в Коптелово мало отличалась от жизни в других сельских населенных пунктах Урала.

В 1751 году в центре села построили деревянную церковь. Но уже в 1796 году она сгорела. На ее месте построили большую каменную Вознесенскую церковь, которую освятили в 1803 году. Позже возвели приделы и колокольню.

Внутри церковные стены украсили фрески. На одной из них было изображено крушение поезда с Александром III, произошедшее 17 октября 1888 года. Но главной особенностью коптеловской церкви была деревянная скульптура Христа, вырезанная из дерева в натуральную величину.

В 1937 году церковь закрыли, разместили клуб. В 1950-60-е годы закрыли и его. Здание пытались разрушить, но не смогли. Сейчас Вознесенская церковь находится в полуразрушенном состоянии.

Затронули Коптелово и события гражданской войны. В коптеловском музее представлена гильза снаряда, которыми, как говорят, было обстреляно село из колчаковского бронепоезда летом 1918 года. Некоторые коптеловцы пали жертвой этой братоубийственной войны. Братская могила жертв этой бойни находится близ церкви. На памятнике 11 имен + имя одного человека не установлено.

Село Коптелово. Картина из фондов местного музея

В 1960-е годы местный житель Александр Григорьевич Потоскуев вознамерился создать музей. Своими силами собирал предметы старины, а с 1965 году начал показывать их желающим. Сначала экспонаты размещались в его собственном доме. Выделить помещение под музей власти поначалу отказывались. Лишь в 1970-е годы пришло признание.

После смерти энтузиаста в начале 1990-х годов музей стал приходить в упадок. Но тут появился Леонид Федорович Русаков. Благодаря активности нового директора музей стал широко известен и популярен. В Коптелово едут со всей Свердловской области, бывают здесь и иностранцы. (UPD: в 2017 году Л.Ф. Русаков покинул пост директора).

В настоящее время численность населения Коптелово около 1200 человек и постепенно сокращается.

Музей в Коптелово

Главное здание Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян находится на ул. Красных Орлов, в старом кирпичном здании. Раньше это был дом и лавка купца Леонида Торопова, постройки 1904 года. Что только не размещалось в здании в разные годы советского времени: штаб полка «Красных орлов», магазин, молокозавод, промкомбинат по пошиву одежды фронтовикам, отдел милиции, почта, сберкасса, колхозное общежитие, а с 1972 года – музей. На здании установлена мемориальная табличка в память об основателе музея.

Один из самых интригующих экспонатов музея – старинная икона с образом Богородицы. Она приплыла по реке Реж в 1972 году. Как она там оказалась – неизвестно.

Всех приводят в удивление и деревянные пластины, нанизанные на веревку – придуманная нашими предками земельно-шнурвая книга. На каждой пластике отмечено сколько в каждом хозяйстве земель. Каждая дощечка расколота на две части, да так, что вторая часть подойдет только к одной конкретной. Одна хранилась в общей «книге», а другая на случай споров была на руках у крестьянина.

В фондах музея самая богатая на Урале коллекция сельскохозяйственных орудий. Они выставлены в нескольких зданиях музея. Чего здесь только нет: коллекции сельскохозяйственных машин и агрегатов конца XIX – начала XX веков, инструменты по обработке льна, ткацкие станки и многое другое.

Но все же самый интересный объект музея – «изба бабы Кати» (переулок Пушкина, д. 1). Ей повезло куда больше, чем дому Ивана Коптелова.

Изба срублена в конце XVII века, сооружалась без использования гвоздей. Редкий случай, когда столь старая постройка сохранилась в первозданном виде. Она не перевозилась и не восстанавливалась, как подобные избы в других музеях.

Избу назвали по имени последней хозяйки дома - Екатерины Тимофеевны Калининой. Она покинула родной дом в 1971 году в возрасте 93 лет, переехав жить к родным.

Избу приметил основатель Коптеловского музея - Александр Григорьевич Потоскуев. Но вот незадача – перед отъездом баба Катя продала избу местному жителю на дрова. С трудом Потоскуеву удалось отстоять уникальный дом.

На доме нет деревянной резьбы и прочих украшений. В те времена было не до этого. Все просто, незамысловато, функционально. Зато все было сделано на века. От дома так и веет историей.

Внутри почти без изменений сохранился первозданный интерьер. Посетители увидят пол из расколотых надвое бревен, накатной потолок из целых бревен, широкие колотые лавки, печь, полати, красный угол.

Каждый элемент дома выполнял свою функцию, о чем сотрудники музея рассказывают на экскурсии. Собственно только с экскурсией и можно попасть внутрь. Общая продолжительность экскурсии по всему музею 1,5-2,5 часа.

Есть близ музея и родник. Его прозвали Родником Влюбленных. Над источником построили деревянную часовню в честь уральского святого Симеона Верхотурского. Часовня над источником построили еще в XVIII веке, но в советское время уничтожили и возродили вновь лишь в 2003 году. Часовня под замком, попасть в нее можно с экскурсией.

Внутри, помимо прочего, хранится памятник с могилы служителя коптеловского храма К.Н. Плотникова (1836-1878). В советское время этот памятник использовали при строительстве.

Из часовни по деревянному желобу вытекает холодная и чистая ключевая вода. Именно отсюда начиналось Коптелово, здесь брали воду первые поселенцы. Дом основателя села стоит рядом.

В Коптелово проводятся фольклорные праздники с обрядами, катаниями на лошадях, выступлением фольклорных коллективов. В 2008 году Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян стал филиалом Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества.

Окрестности Коптелово

Вдоль села течет река Реж. При желании и возможности по этой реке можно сплавиться как раз до села Коптелово. Выше по течению есть скалы с древними писаницами – рисунками, выполненными нашими предками несколько тысяч лет назад.

А в соседней деревне Исакова родился Иван Данилович Самойлов – основатель Нижнесинячихинского музея заповедника деревянного зодчества . В Нижнюю Синячиху тоже можно заехать во время поездки. Она находится вскоре после города Алапаевск. Да и по самому Алапаевску стоит прогуляться. Его истории и достопримечательностям будет посвящен отдельный рассказ.

Схема достопримечательностей села Коптелово

КОПТЕЛОВО
Музей истории земледелия и быта крестьян

Село Коптелово находится в Алапаевском районе Свердловской области в 130 км от Екатеринбурга. Уникальная программа экскурсии познакомит вас историей крестьянского быта. В комплекс экспозиций Музея земледелия и быта крестьян села Коптелово входит несколько объектов.

Знакомство с селом начинается с осмотра Святого Родника влюбленных, который источает питьевую воду круглый год, не замерзая даже зимой. Источник с водой расположен внутри часовни. Захватите с собой стаканчики, если хотите испить необыкновенно вкусной водицы.

Чуть далее, на одной из улиц села Коптелово вот уже 300 лет стоит деревянный дом, это единственная на сегодняшний день на Урале изба XVII века, срубленная топором без единого гвоздя и находящаяся в том самом месте, где она изначально была построена. Теперь этот дом - музейный экспонат, названный в честь своей последней хозяйки - Изба бабушки Кати.

Внутреннее убранство дома помогает понять, как была устроена жизнь крестьян XVII - XVIII веков. Где находится красный угол? А как сложить печь, чтобы прогревался весь дом? В каком месте должен стоять, к примеру, обеденный стол? Где ночью спали крестьяне в те времена? Ответы на все эти и многие другие вопросы вы узнаете в избе бабы Кати.

Продолжится экскурсия в экспозиционно-выставочном зале по истории земледелия. Здесь вы получите представление об основных видах сельскохозяйственных работ по временам года. Увидите уникальную коллекцию орудий и агрегатов: соху, сеялку, жнейку-самосброску, первые молотилки, машины по обработке зерна, орудия сенокосной страды.

В павильоне народных ремесел вам поведают о минеральных богатствах земли коптеловской, о содружестве крестьянина с природой. Здесь представлены традиционные крестьянские ремесла: охота и рыболовство, обработка природных материалов. Вы увидите деревенскую кузницу, в которой оборудовано рабочее место кузнеца и размещена выставка предметов, рожденных в огне кузнечного горна.

Небольшую паузу в экскурсии заполнит полноценный горячий обед, после которого перед вами выступит фольклорный ансамбль села Коптелово и исполнит несколько традиционных русских народных песен и танцев.

Экскурсия по музею продолжится в зале, посвященном истории XX века. Здесь вам напомнят о существовавших когда-то пионерской и комсомольской организациях, вы увидите всю их атрибутику: знамена, барабаны, значки, галстуки. Не менее забавным будет для взрослых воспоминание, а для детей знакомство с денежными знаками Советской эпохи. Никого не оставит равнодушным экспозиция посвященная Великой Отечественной войне, Афганистану, Чечне. После проникновенного рассказа об этих трагических событиях комок горечи подкатывает к горлу, а на глазах наворачиваются слезы.

Но все равно закончится экскурсия на мажорной ноте. Катание на лошадяхв повозке или на санях вокруг села несомненно поднимет вам настроение.

Продолжительность всей экскурсии 10 часов. Программа в Коптелово длится около 4 часа. Возможно составление тематических программ, приуроченных к какому-либо народному празднику: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и т.д.

Стоимость - 850 рублей.

Коптелово - старинное уральское село в городском округе «МО Алапаевское» Свердловской области , Россия . Известно музеем крестьянского быта и несколькими избами 17 века.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Село Коптелово расположено на левом берегу реки Реж . Находится к северо-востоку от Екатеринбурга , к юго-западу от Нижнего Тагила и в 20 км центра округа города Алапаевска (по шоссе 21 км), в 7 км от одноимённой железнодорожной станции в посёлке Коптелово . В окрестностях села на реке Реж расположена скала Камень Основанский - комплексный памятник природы с сохранившимися рисунками бронзового века. Рядом со скалой обустроен родник .

    История

    Датой основания села считается 1663 год, когда крестьянин Иван Коптелов срубил первую коптеловскую избу. Согласно данным Министерства культуры Свердловской области , начало строительства избы датируется 1630-м годом .

    В начале XX века отмечалось, что село Коптеловское Верхотурского уезда в 142 верстах от епархиального города расположено на левом берегу реки Реж. Местность, занимаемая селом и приходом, была ровной, спускающаяся к реке крутым известковым каменистым обрывом, доходящим в иных местах до 10 сажень. Климатические условия были здесь не благоприятными для здоровья в виду находящихся к югу от села в изобилии болот. Почва была разнообразной: черноземная, песчаная, глинистая, известковая, богатая минералами. Название свое село получило от фамилии первого поселенца на берегу реки Реж. До 1751 года село было деревней Арамашевского прихода. Прихожан в 1902 году было 2153 мужского и 2280 женского пола. Главное занятие жителей было хлебопашество; подсобным же являлась перевозка железа, чугуна, руды Алапаевских заводов к пристаням на реку Чусовую и в города Ирбит и Тюмень . В состав прихода входили деревни: Таборы в 2 верстах, Никонова в 2 верстах, Исакова в 4 верстах, Ермакова в 4 верстах. В деревне Ермаковой была деревянная часовня, построенная в 1842 году в честь апостолов Петра и Павла. В селе было начальное смешанное училище, основанное в 1872 году, а в деревне Исаковой, смешанная школы грамоты была открыта в 1896 году; в деревне Ермаках мужская школы грамоты была открыта в 1894 году;в Пешковой смешанная школа открыта в 1892 году; у всех школ были собственные помещения .

    В 1944-1963 года Коптелово было центром одноимённого района .

    Инфраструктура

    В селе Коптелово действуют каменная православная церковь «Вознесения Господня», деревянная православная часовня и известный на всю область музейный комплекс под открытым небом «Музей истории земледелия и крестьянского быта села Коптелово». В селе работают сельский клуб, библиотека, средняя школа, детский сад, детская и взрослая поликлиники, станция скорой помощи, пожарная часть, опорный пункт полиции, отделения почты и «Сбербанка ».

    До села можно добраться на автобусе из Екатеринбурга и Алапаевска и на электричке до станции Коптелово в посёлке Коптелово , затем на такси до села.

    Промышленность

    • ООО "Коптеловский завод погонажных изделий"
    • ООО "МТПК "Старт- Инвест"
    • ООО "МТПК "Старт- Инвест"
    • ППО колхоза им Ленина
    • ПК ИТК "Прогресс"
    • ООО ПКО "Кедр"
    • ХКО "Хутор Коптеловский"
    • ПК "Факел".

    Родник

    Родник Влюбленных входит в коптеловский музейный комплекс. Именно в устье родника была поставлена изба Ивана Коптелова (1630-1781, по данным Министерства культуры Свердловской области), сегодня признана Объектом культурного наследия . С XVIII века над коптеловским источником стояла часовня, в 2002 году она была восстановлена, удачно вписавшись в общий план села. По преданию, вода родника какой-то особой силой скрепляет настоящую любовь, сохраняя чувства молодых на долгие годы. Именно поэтому коптеловский источник прозвали родником Влюбленных.

    Вознесенская церковь

    Существовавший в селе с 1754 года деревянный храм в 1799 году сгорел, а в 1800 году был заложен каменный в честь Вознесения Господня с приделом во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, освященный 27 октября 1803 года; главный же храм был освящен 17 июня 1823 года; 8 октября 1884 года был при храме заложен правый придел в честь святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и освящен в 1889 году. В 1886-1893 годах храм украшался стенною живописью; в числе изображений были изображения крушения царского поезда 17 октября 1888 года. В храме был образ Спасителя (икона была вырезана из дерева, в рост человека; спаситель находился в сидячем положении с оковой на левой ноге), принесенный одним прихожанином из города Туринска в 1827 году. А музыкальный звон колоколов, приобретенных в 1899-1900 годах в Гатчинском заводе г. Лаврова, были настроенны в тоне А – dur . Эти колокола предназначались для «верхотурского Николаевского монастыря », но коптеловцы их перекупили. Ранее храм окружала ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Храм был украшен фресками в 1886-1893 годах, а в 1936 году церковь была закрыта .

    Коптеловский музей

    В старинном селе Коптелово действует «Музей истории земледелия и крестьянского быта села Коптелово» - уникальный музей, рассказывающий о жизнедеятельности крестьян, их материальной и духовной культуре - музей труда и быта уральских крестьян. Он был открыт в 1969 году ветеринарным врачом и краеведом А. Г. Потаскуевым.

    Общее описание

    Уникальный музейный объект - крестьянский жилой дом конца XVII века, так называемый «Изба Бабы Кати». Последней хозяйкой дома была Екатерина Тимофеевна Калинина, у которой в 1972 года он и был куплен. Музейный комплекс раскинулся по всему селу и пропитан атмосферой сельского труда и быта. Его павильоны подробно знакомят туристов с различными сторонами жизни уральских крестьян в разные периоды истории: изба XVII века и дом XIX столетия, павильон ремёсел и зал по истории земледелия, кузница и мемориальные экспозиции. Но главное достоинство музея не в его богатых коллекциях. Во время экскурсий проводятся выступления фольклорного коллектива, катания на лошадях, знакомство с традиционной деревенской кухней. Здесь самая богатая в Свердловской области коллекция сельскохозяйственной техники .

    Изба бабы Кати

    Главная достопримечательность музея - изба бабы Кати (переулок Пушкина, 1), построенная, судя по применённым методам, в конце XVII века. В книге «Режевские сокровища» утверждается, что это старейшее на Среднем Урале здание. Изба бабы Кати полностью срублена топором, без использования пил и рубанков. Изба названа в честь последней жительницы Екатерины Тимофеевны Калининой. В избе сохранился первозданный интерьер (очень редкое явление и не только на Урале): широкие колотые лавки, накатной потолок из целых брёвен, пол из половиц, глинобитная печь, полати, подлавки, матица, обстановка и хозяйственные предметы. Сегодня признана Объектом культурного наследия .

    Известные люди, связанные с Коптелово

    В Коптелово родился и вырос Юрий Борисихин - советский журналист, полярный исследователь и общественный деятель . В 1961 году, после окончания Коптеловской средней общеобразовательной школы, он переехал в Свердловск, где окончил факультет журналистики УрГУ , в 1982-1983 годах стал участником полярной экспедиции газеты «Советская Россия», а с 1991 года возглавил Урало-Сибирскую Федерацию ЮНЕСКО

    В тот же день - 30 марта 2013, после Арамашевского краеведческого музея, мы поехали в село Коптелово в музей истории и быта крестьян. В этом селе был проездом, но тогда музей не входил в мои планы. Накануне созвонились, и почему то сказали, что посещение по предварительной записи чуть ли не за месяц вперед. Оказалось, это если по ПОЛНОЙ программе: посещение музея, обед, катание на санях, выступление фольклорного ансамбля и пр. Но, для ОБЫЧНОЙ обзорной экскурсии, пожалуйста, в любое время...

    Приехали во втором часу дня и сначала присоединились к экскурсии, которая уже заканчивалась.

    Несколько слов из истории.

    В 1598 году была проложена Государева дорога, словно скрепка, соединившая российские Европу и Азию. Главной задачей русских первопоселенцев на Среднем Урале была зашита Государевой дороги и обеспечение тех, кто по ней двигался. Важнейшей частью этого обеспечения было решение продовольственного вопроса. Для этого правительство проводило политику активного заселения Среднего Урала пашенными крестьянами. Самые сильные и рисковые устремляются за Урал. Продвигаясь с севера от Верхотурья вдоль восточного склона Уральских гор, русские закрепляются вдоль рек текущих с запада на восток и впадающих в Туру: Салда. Тагил, Нейва и Ница и, наконец, река Реж, берега которой осваиваются, начиная с устья, после основания в 1621 году Невьянской слободы (ныне село Невьянское Алапаевского района). Постепенно крестьяне начинают заселять берега нижнего Режа, положив начало большинству современных деревень и сел.

    В середине 17 века один из таких крестьян Иван Коптелов, однажды останавливается и рубит первую избу на месте нынешнего села Коптелово. Так началась история села. В полуразрушенном состоянии в Коптелово сохранилась изба первопоселенца, мало какое селение может похвастаться видом первого своего строения.

    Шли годы. Вокруг избы Ивана Коптелова рубились новые избы. Крестьяне обрабатывали землю, растили детей, изучали окрестные места, давая знакомые нынешним коптеловцам названия. В 1692 году, когда в Коптелово насчитывалось уже 14 дворов, через село по пути в Китай проследовали послы Петра I. Один из них, Адам Брандт, оставил следующее описание окрестностей: "Это короткое путешествие сухим путем было очень легким и приятным не только потому, что повсюду встречались люди, но и потому, что, к величайшему нашему удивлению, нивы и луга были в таком прекрасном состоянии, что было удовольствие любоваться ими. К этому надо прибавить еще запах различных прекрасных и ароматичных растений. Кроме того, там и сям встречались поля, поросшие почти целиком махровым шиповником. Было так красиво, как я вряд ли когда-нибудь в жизни видел ".

    На протяжении многих десятилетий жители села Коптелово пахали, сеяли, занимались ремеслами, рукоделием, растили детей, отдыхали... и воевали, когда Родина призывала. Разные стороны жизни коптеловцев нашли отражение в собрании Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян, основателем которого стал Александр Григорьевич Потоскуев. Лишь в 1964 году, выйдя на пенсию, он занялся историческим самообразованием, сбором информации и предметов старины, связанных с его родным селом. Всю жизнь интересовался историей, но в прикладную науку она превратилась для Потоскуева лишь, когда он стал пенсионером. У кого-то седина в бороду, бес в ребро, а Александр Григорьевич не много немало музей в селе решил организовать. Даже сегодня, в эпоху распространения частной инициативы, такой шаг пенсионера кажется малоубедительным, а в то время конечно же вызвал почти всеобщее сомнение и насмешки. Как только не называли Потоскуева, и чудаком, и барахольщиком, и старьевщиком. Он обижался, переживал, но, несмотря на общественное мнение, потихоньку, но верно шел к цели.

    Сначала все собранные предметы старины он хранил в своем доме да в надворных постройках. С 1965 года начал организовывать экскурсии, в первую очередь для учащихся из Коптелово и других сел. Весьма любопытно, что уже в то время Потоскуев использовал интересные приемы проведения экскурсий, которые даже сегодня очень современны: он не просто рассказывал и показывал, но совершал целое действие с предметами старины, лично перевоплощаясь в образы крестьян далекого прошлого. Несмотря на многочисленные обращения к тогдашнему сельскому начальству с просьбой выделить под музей хоть какое-то помещение, на все был получен категоричный отказ. В Потоскуева не просто не верили, его дело считали пустым. Первыми на помощь пришли несколько пенсионеров: эти "старики-разбойники" начали борьбу за то, чтобы потоскуевский музей стал настоящим, появились те, кто поверил в Александра Григорьевича, жить стало веселее.

    Лишь с начала 1970-х начало приходить признание, со временем подвижническая деятельность Александра Григорьевича была оценена односельчанами по достоинству, Потоскуев стал первым и пока единственным Почетным гражданином села. В июне 1990 года Александр Григорьевич провел последнюю свою экскурсию, по состоянию здоровья он вынужден был отойти ото всех дел. Времена тогда были тяжелые, хозяйственным руководителям было не до культуры: с уходом отца-основателя Коптеловский музей быстро начал приходить в упадок. Казалось, что он доживает свои последние дни. Но судьбой было уготовано иное...

    Как-то в 1972 году коптеловские мужики шли на работу. Идут мимо реки Реж, смотрят, в узкой протоке какая-то большая доска застряла, пройти не может. Вечером, возвращаясь домой, ту же картину увидели. Проняло мужиков любопытство: что за доска, откуда, может в хозяйстве сгодится. Вытащили из воды - оказалось старинная икона с образом Богородицы. Отнесли икону в дар недавно открывшемуся местному музею. Откуда взялась икона в режевской воде в советские времена, трудно даже предположить. Одни говорят, может в селах вверх по Режу икона составляла часть какого-нибудь рыбацкого плотика, такие случаи известны, другие строят свои версии. Но многие местные жители считают, что то был особый знак, знак свыше о замечательном будущем Коптеловского музея, его благородной миссии воспевать забытое прошлое старой уральской деревни. Сегодня старинный образ Божией Матери хранится в основном здании музея, в котором в дореволюционные времена размещалась лавка зажиточного коптеловского купца Торопова. Рядом с удивительной иконой находится образ Спасителя, есть предположение, что он из коптеловской Вознесенской церкви.

    Александр Григорьевич и продолжатели его дела сумели создать весьма интересные музейные коллекции, которые помогают комплексно представить жизнь среднеуральского крестьянства в разные исторические эпохи. Именно это обстоятельство позволяет специалистам утверждать, что в Коптелово создан пока неповторимый музей, даже не учитывая его программы, просто представив музей как обыкновенное собрание предметов.

    Мы продолжаем слушать экскурсовода, которым, как потом выяснилось, оказался Леонид Федорович Русаков - директор музея, именно с ним связан новый этап в жизни музея. По воспоминаниям одноклассников, перед окончанием школы он предложил всем, отучившись в институтах, вернуться в родное село, чтобы отдать полученные знания на процветание своей малой родины. Самым первым поклялся, что непременно вернется в родное Коптелово. В тяжелом 1993 году, когда Коптеловский музей, оставшись без хозяина, казалось отсчитывает свои последние дни, Леонид Федорович бросил административную должность и занялся сначала спасением, а затем развитием музея. И это в то время, когда властям до культуры не было никакого дела, и даже столичные учреждения едва выживали. А он потихоньку, полегоньку сумел сначала поднять музей с колен, связать его с жизнью села, а затем, создав новые программы, совершил настоящую революцию в музейном деле. Именно тогда, на рубеже двух тысячелетий, Коптеловский музей становится одной из визитных карточек Свердловской области, одним из самых популярных экскурсионных маршрутов Среднего Урала. Сегодня этот музей называют "живым". Каким-то образом в этом храме культуры человек становится участником интереснейшего театрального действа, погружается и приобщается к каким-то важным и сокровенным моментам своего культурного прошлого. Поэтому люди возвращаются из Коптелово, не просто услышав новую информацию, но, почерпнув сил, энергии и вдохновения, с желанием еще и еще раз приехать в этот удивительный заповедник духа наших предков. Именно в этом сила Коптеловского музея, его притягательная необычность.

    Вот эти нанизанные на веревку деревянные пластины, вряд ли кто сам догадывается, что это старинная земельно-шнуровая книга, которой в прошлом пользовались наши предки. Эта книга хранилась у самого честного на селе мужика. Количество пластинок соответствует количеству дворов. На каждом бруске отмечено, сколько в каждом хозяйстве пахотных земель, а сколько сенокосных. Каждая дощечка расколота на две части: одна находится в книге, а другая на руках у крестьянина на случай потери книги или возникновения споров.

    В музее есть несколько картин из серии "жизнь села".

    Тут нам рассказывали что означают вышивки, и не только.

    Дальше интересно. Я банально спросил, как называется зал, и вот тут экскурсовод меня расколол, - говорит: "Вы по игре? Какие вас вопросы интересуют, на все отвечу ". Видимо это большая редкость, и настораживает, когда молодежь сама приезжает в деревенский музей... Слегка был ступор и легкий шок. Та группа уже ушла и их экскурсия закончилась. А наша только начиналась. Леонид Федорович оделся и мы пошли за ним по улице к крестьянской избе 17 века. Проходили мимо других старинных и полуразрушенных домов.

    Изба бабы Кати срублена одним топором в конце 17 века. Сегодня столь древних строений, сохранивших свои главные особенности снаружи и внутри, на Среднем Урале, вероятно, больше не найти. Потому коптеловская изба считается ценнейшим памятником архитектуры. Внешний вид строения прост и незамысловат: почти полное отсутствие украшений. Лишь простые ставни у окон, но, какая монументальность и художественная сила. Самое ценное в избе это то, что сохранился почти первозданный интерьер, очень редкое явление не только на Урале. Внешний вид строения прост и незамысловат: почти полное отсутствие украшений, один простой ставень у окон, но, какая монументальность и художественная сила.

    Изба бабы Кати названа в честь последней жительницы дома. Во время Великой Отечественной войны она потеряла своих сыновей. После войны одна осталась в своей избушке, которая, как и хозяйка, казалось, доживала свой долгий век. В 1960-е годы даже среди других ветеранов баба Катя выделялась отсутствием в ее быту практически всяких элементов цивилизации. Говорят, что обстановка в избе совершенно не менялась.

    В 1971 году в 93 года Екатерина Тимофеевна навсегда покидает Коптелово: почувствовав старческую немощь, старушка отправляется к дальним родственникам. Говорят, тогда баба Катя впервые в своей жизни воспользовалась автомобилем. Избушку свою перед отъездом Екатерина Тимофеевна договорилась продать на дрова одному коптеловскому мужику. Об этом узнал Александр Григорьевич Потоскуев. Он хорошо себе представлял историческую ценность этой избы: ничего подобного ни в Коптелово, ни в окрестных селениях было не найти. Пришлось Александру Григорьевичу действовать сразу на два фронта. Сперва он поехал за тридевять земель к Екатерине Тимофеевне упрашивать ее изменить свое решение, а затем мужика, который уже отметил будущую покупку, уговорил не гневаться и прийти к согласию. Сумел, справился. Это была большая победа Потоскуев, радовался он, как ребенок.

    Через несколько лет в Коптелово приехали специалисты-архитекторы, которые провели исследование и выяснили, что изба действительно редкостная, построена 300 лет назад и является ценнейшим памятником архитектуры.

    Человеку среднего роста, чтобы попасть в основное помещение крестьянской избы, нужно несколько шагов пройти склонившись. Всему виной полати - древняя кровать, находящаяся над входом в избу. Говорят, все сделано с расчетом, чтобы любой гость при входе вольно или невольно поклонился избе и ее хозяевам. И сегодня даже самые гордые туристы, хоть русские, хоть иностранцы вынуждены отвесить поклон, чтобы войти в древнее строение.

    Леонид Федорович рассказывает. Самое ценное, что в избе сохранился первозданный интерьер (очень редкое явление не только на Урале): широкие колотые лавки, накатной потолок из целых бревен, пол из половиц (расколотых надвое бревен). У каждого элемента избы свое бытовое и ритуальное предназначение. К примеру, углы в избе скруглены - магический круг защищал семью крестьянина от всякой нечисти. Главная часть дома, печь - источник тепла, дарующего жизнь. Лицом она всегда ставилась напротив ближайшего к северной стороне окна, чтобы холод и смерть, приходившие с севера, боялись попасть в избу, видя языки пламени. По диагонали от печи находится красный угол, в котором размещены божница и обеденный стол. Эта часть избы древняя гостиная. Подполатный угол у входа в избу называется мужским: здесь мужчины занимались домашними ремеслами. По диагонали от него находится женский кут - древняя кухня. Старики в избе спали на печи, дети - на полатях, кто моложе - на голбце, кому надо на вечерки - на лавках, у кого ребенок - тот каждый под своей зыбкой на полу. К печи примыкает голбец с дверью: вход в подполье, древний холодильник.

    Мужской угол избы.

    Красный угол, гостиная.

    Матица - это главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках. Она имела большое значение как при постройке дома, так и в быту. Например, под один из ее концов клали монетку, чтобы хозяева были богатыми и у них всегда водились деньги. Под матицей садились самые важные гости, например сваты.

    Женский угол избы.

    Леонид Федорович рассказывал о каждом предмете: как называется, что означает, как и где использовался.

    По аналогии с Арамашевским музеем, предложили дамам пододвинуть чугунок. Вызвалась Настя, а Надя как "уже опытная" подсказывала как ухватиться. Говорят, он тяжелый и двигать его тяжело. А как же тогда крестьянские жены, наполнив его картошкой с водой и прочим, готовили пищу другим членам семьи? А семья в доме могла исчисляться десятками человек...

    Александр Григорьевич Потоскуев, основатель музея, собрал коллекцию сельскохозяйственных машин и агрегатов конца 19-начала 20 веков, которая не имеет равных в Свердловской области. Название и назначение многих не удалось зафиксировать в памяти, но про некоторые попытаюсь рассказать.

    Это соха - пахотное орудие с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой - полицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря.

    Типовой деревянный самосвал.

    В старину косы были маленькие. Лишь при Петре I косы стали делать с длинным черенком, чтобы крестьянин не гнул спину. Качество лезвия определялось по звуку и гибкости.

    Неизвестные мне агрегаты.

    Серия картин на стене в тему.

    Тут же есть стенды с основами "деревенской" метрологии. Единицы объема, длины, площади и массы, которые использовались в крестьянстве - все тут истолкованы. Теперь я знаю сколько это сажень, а сколько косая сажень.

    Зимние сани и летняя телега.

    Считалось, что если крестьянин ходит зимой в дубленке - он бедный крестьянин. А если его жена худая и стройная, то никто с этим человеком дел не имел, т.к. считалось, что он не способен прокормить даже жену...

    Коллекция продуктов растительного земледелия.

    Это деревянная лодка выдолбленная из цельного дерева.

    Точно не помню, но кажется это "морды" для рыбалки.

    Приспособления для разглаживания ткани.

    Приспособление для снятия сапогов.

    Уголок женских ремесел.

    Швейное мастерство.

    Ткацкое мастерство.

    Кухонное мастерство.

    Знакомые уже маслобойки.

    Коллекция бутылок из-под выпитого коптеловскими жителями спиртного.

    Пишущие машинки.

    Старые телевизоры и радио.

    И поскольку время было уже 15:00 - время закрытия, то, есть подозрения, что остальное не показали. Нам не показали гостевой (крестьянский) дом 19-20 века и другие экспозиции основного здания музея. Мы зашли в музей, а нас торопят, скорее скорее, мы закрываемся. Успели только купить путеводитель за 50 р. и я еще по фоткал экспозицию старых фотоаппаратов.

    В путеводителе оказался текст один в один из книжки Рычковых "Лучшие путешествия по Среднему Уралу", никакой углубленной конкретики. Хотя это вполне ожидаемо, но бывают и некоторые небольшие исключения, например, в . Всю информацию (для этого поста) брал из этой книги, купленного путеводителя и немного из того что рассказал яндекс.

    Как бы то ни было, все остались довольные. Лично я доволен тем, что нам истолковали много вещей, которые нас окружают, а мы и значения (и откуда появилось) не знаем, и все это услышали из уст Леонида Федоровича. Что означают узоры на вышивке, куда невеста должна мести сор в избе на второй день свадьбы, как происходило сватовство в деревнях, как нужно сеять горох и как узнать когда нужно сеять, откуда пошла пьянка на Руси, и что означают звезды у входа в дом - эти и другие вещи, можно узнать посетив этот музей.

    Напоследок небольшое видео из интернетов.