Конспект нод по изо в средней группе. Конспект НОД по изо в средней группе «Дымковские барашки

Конспект занятия в средней группе «Русская матрешка»

ЗАДАЧИ:
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой;
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Продолжать развивать мышление, воображение.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Цель:
Вызвать желание украшать предметы; продолжать учить работать с красками, правильно держать кисточку. Развивать у детей самостоятельность в выборе узора. Продолжать знакомить с русским народным творчеством.
Формы и средства обучения:
Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения о матрёшках.
Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов-Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов, мольберт, силуэт матрешки, кисти, краски, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «Во саду ли в огороде… », под музыку воспитатель выносит плетёную корзинку, накрытую красивой расписной русской косынкой.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости я пришла не одна. Со мной вместе в этой корзинке гостья-сюрприз! А для того что бы вы её узнали я загадаю вам загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: Матрёшка!
Воспитатель: Конечно ребята - это русская матрёшка! (достает из корзинки игрушку матрешку) Рассматриваем вместе с детьми её наряд, предлагаем потрогать матрешку, какая она на ощупь внутри и снаружи, разбираем и собираем её. Чем отличаются матрешки друг от друга? Какие они по росту? Какими красками нарисовал её художник? Из какого материала выполнена матрёшка? (воспитатель выслушивает разные ответы детей) .
Воспитатель: А сейчас садитесь удобнее, я расскажу вам историю о том, как появилась матрёшка. Рассказ.
Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали и создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет. (Показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь!
Воспитатель: Ребятки, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Матрёшки и мышки»
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную».
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Воспитатель: Молодцы ребятки! Замечательные из вас матрешки получились! Ну а сейчас я предлагаю превратиться в мастеров, научиться расписывать матрёшек, но для начала нам нужно размять наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Мы - красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз - Матрена, два - Милаша, Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре - Маша, правойвой руке, начиная с большого.
Маргарита - это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.
Ну вот наши пальчики готовы пора приступать к работе.
Дети присаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи матрёшки. Под русские народные мелодии дети приступают к работе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто был у нас сегодня в гостях? Что мы делали сегодня? Ответы детей: знакомились с матрешкой, танцевали, украшали наряд матрёшек красками, играли и т. д.
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями. Из вас получились прекрасные мастера. А теперь устроим выставку наших красавиц матрешек!

Конспект НОД по изо в средней группе

«Дымковские барашки»

Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства .

Задачи :

    Учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)

    Закреплять умения концом ватной палочки наносить точки, рисовать круги вокруг точек, использовать для каждой краски отдельную ватную палочку.

    Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

    Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Материалы: дымковские глиняные игрушки, картинки с изображением дымковских игрушек, шаблоны барашков, красивая коробка, гуашь, ватные палочки, непроливайки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня нам в группу принесли в подарок эту коробку. Давайте посмотрим что в ней. (Открывает коробку). Что это? (Игрушки) Это дымковские игрушки.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дыме все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.

Уже много лет такие игрушки делают в селе Дымково. Мастера лепят их из глины, обжигают в печи, окрашивают белой краской, а потом украшают разными узорами. Посмотрите, какие они красивые. (обращаю внимание детей на картинки с изображением дымковских игрушек) Здесь и барышни, и лошадки, и барашки, и индюки, и петухи. А краски какого цвета использовали мастера? (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, черный) Давайте мы внимательно посмотрим, что же рисовали народные умельцы на игрушках (точки, круги, полоски, волны) Ребята, на что похожи круги? (солнышко) А точки? (зернышки, цветы). Молодцы. Полоски похожи на небо или землю, а волнистые линии – на воду, речку.

Ребята, а хотите сами стать народными мастерами и украсить дымковскую игрушку? (Да) Здесь в коробке еще что-то лежит. (достает шаблоны барашков) А вот и барашки-круторожки.

Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Предлагаю украсить барашков точками и кругами. Объясняю, что рисовать дети будут ватными палочками. Для каждой краски должна использоваться отдельная палочка.

Дети самостоятельно составляют узор на силуэте барашка, изображают элементы, и выбирают цвет.

Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

По окончании работы, пока сохнет краска, проводим физкультминутку

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Подведение итогов.

Из выполненных работ предложить сделать выставку. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность в работе.

Вот наши барашки какие нарядные и веселые! Спасибо за вашу работу, мастера! На этом наше занятии закончено.








Конспект занятия по изодеятельности (рисование) «Ёжик» в средней группе.

Программное содержание :

Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.

Материал: - игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа;

Гуашь коричневого цвета; - фломастер на каждого ребёнка;

Кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек. Это наш приятель. (Ёжик)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик. Ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах. (Воспитатель показывает картинку с изображением ежа). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли? Дети: Колючки.

Воспитатель: Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

Воспитатель (от имени ёжика): Я, как ёлка,Весь в иголках,Ловлю смело я мышей.

И хотя я очень колкий,обижать меня не смей.

Я в лесу живу, но в дома я тоже вхож. Это я - забавный ёж.

Воспитатель: а вот теперь мы познакомились. Ребята поняли, что ёжик лесной житель. Правда, ребята?

Воспитатель: Ребята, ёжик был на улице и у него замёрзли и лоб и щёчки и нос. Давайте поможем ему согреться.

Массаж лица «Ёжик»

Жа-жа-жа. Мы в группе встретили ежа (слегка касаясь пальцами провести по лбу 3 раза)

Жу-жу-жу. Подошли мы все к ежу (слегка касаясь пальцами провести по щекам 3 раза)

Ужа-ужа-ужа. Впереди замёрзла лужа (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны)

Жок-жок-жок. Надень, ёжик, сапожок (кулачками массировать крылья носа)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, ёжик согрелся. Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? Дети: Осень

Воспитатель: А что ёжик осенью делает? Дети: Впадают вспячку.

Воспитатель: А давайте у него спросим: «Почему не спишь ты, ёжик? Ходишь, бродишь вдоль дорожек? »

Воспитатель (от имени ёжика): Ох, ребята! Живу я один в большой лесной деревне, скучно мне, вот и не могу уснуть. Может быть, вы подскажете, что мне делать?

Воспитатель: ребята, как же нам ёжику помочь? Что же нам сделать, чтобы у него друзей много стало?

Дети: Нарисовать, слепить.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Мы ему друзей нарисуем. Но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж с ежатами»

Под огромною сосной, (Дети ежата бегут за воспитателем – ежом)

На полянке на лесной, куча листьев где лежит

Ёж с ежатами бежит.

Мы вокруг всё оглядим (Делают повороты головой)

На пенёчках посидим (Приседают)

А потом все дружно спляшем (Кружатся)

Вот так ручками помашем (Машут ручками)

Помахали, покружились (Убегают на свои места)

И домой заторопились. (Садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем рисовать ёжика. Посмотрите на листочки, на них изображён контур ежа. Левой рукой придерживаем листочек, а указательным пальцем правой руки мы обведём этот контур на листочке. Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Теперь посмотрите, я покажу вам, как рисовать иголочки у ёжика. Теперь возьмите в руку кисточку, держите тремя пальцами правой руки, и приступайте к работе. И у вас получится вот такой замечательный ёжик (воспитатель показывает образец)

Воспитатель: Ребята, вы закончили рисовать колючки ёжику? Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что ещё мы не нарисовали? Дети: Глаза, уши, нос.

Воспитатель: Правильно. У вас у каждого на столе есть фломастер. Возьмите и дорисуйте ёжику глазки, нос и ушки. (Дети рисуют)

Итог занятия:

Молодцы, ребята! А как вы думаете, понравились ёжику друзья, которых мы нарисовали? Воспитатель (обращаясь к ёжику): Ёжик, тебе друзья нравятся? И он может смело отправляться обратно, в свою лесную деревню, со своими новыми друзьями. А теперь выставка наших работ.

Конспект НОД по рисованию

в средней группе.

Направление деятельности:

художественно-эстетическое.

Образовательная область:

художественное творчество.

Тема: « Весна»

Воспитатель: Колотушкина М.Г.

Цель : учить детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Образовательная задача:

- расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной;

- учить детей вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей;

- закреплять умение работать кистью.

Развивающие задачи:

- активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память;

- развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество;

- развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным: музыка, картины.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к родной природе;

- формировать умение работать дружно, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; знакомство со способами нетрадиционного рисования; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне.

Оборудование и материалы : репродукции картин и иллюстраций о весне;

акварель, кисти, баночки с водой, салфетки; магнитофон, музыка о весне.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение о весне.

ВЕСНА

По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са!

- Весна великолепное время года, именно весной всё оживает, рождается и особенно хорошо ощущается радость и полнота жизни. О весне много написано стихов, музыки, картин. Давайте рассмотрим некоторые из картин, написанных великими художниками.

Дети рассматривают репродукции картин И.И.Левитана «Март»;

А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картинах?

- Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Всё оживает, тает снег, светит солнце, небо становится синим, прилетают птицы, появляются первые цветы.)

- Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки.)

- Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран?

- Правильно, ребята. А еще весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку. Давайте и мы ему порадуемся.

На заранее приготовленном столе лежат рисунки детей. На мольберте прикреплен альбомный лист, на котором нарисован такой же рисунок, что и у детей.

- На прошлом занятии мы с вами начали рисовать весну. Что мы с вами нарисовали? (небо и землю)

- Давайте посмотрим на наши полянки. Какие-то они у нас получились грустными, совсем не весенними.

Наверное, их заколдовала зима, давайте наши полянки расколдуем.

- Представим, что мы великие художники Весны. Что бы мы могли нарисовать на наших полянках, чтобы стало по-весеннему тепло и весело. (Предполагаемые ответы детей: солнышко, траву, цветы)

- Молодцы! А теперь приступаем к рисованию, но для начала нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнце, солнышко проснись»

- Как мы будем рисовать дерево……?

Воспитатель вызывает к мольберту по одному ребенку, и дети показывают, как изобразить тот или иной объект.

Воспитатель: Ну а теперь садитесь за столы, и приступим к рисованию.

Воспитатель включает классическую музыку Чайковского «Времена года: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ».

Самостоятельная работа детей, по необходимости воспитатель оказывает помощь.

По окончании работы дети рассматривают рисунки друг друга, обмениваются репликами, оценивают свои работы, отмечая, что удалось наиболее удачно. Воспитатель хвалит детей за красивые пейзажи, которые украсят группу и сделают ее нарядной.

Воспитатель:

-Чем мы сегодня занимались? Чему новому научились? Вам понравилось занятие?

- Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Цель:

Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.

Продолжать формировать умение рисовать вертикальные линии,

Закрепить знание о домашних животных и их детенышах (кошка - котята).

Развивать устную диалогическую речь детей, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук.

Вызвать чувство радости в процессе изобразительной деятельности.

Поддерживать интерес к данному виду деятельности.

Воспитывать аккуратность при работе гуашью.

Предварительная работа:

Рассматривание игрушки (кошка), рассматривание предметного изображения кошки, наблюдение за кошкой, продуктивная деятельность: лепка «Кошечка изогнула спинку», чтение потешек «Котя. Котенька, Коток», «Киска, киска как дела?», стихотворений, игра-инсценировка « Почему грустишь ты киска?», подвижная игра: «Водят мыши хоровод», дидактические игры: «Кто как разговаривает?» «Кто это», «Чьи детки?», «Кто что ест?».

1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг,

я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

2. К нам пришла гостья, кто она мы узнаем когда угадаем загадку.

Загадка .

Мохнатенькая, усатенькая,

На лапках царапки, молоко лакает.

Песни распевает (ответы детей)

Рассматривание кошки.

Какое животное кошка, дикое или домашнее?

Кто у неё детёныши?

Что любит кушать кошка?

А вы знаете, стихи про кошку?

Чтение стихов по желанию детей.

Борис Заходер – Кискино горе
Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди бедной Киске
Не дают украсть сосиски!

Почему плачет киска?

Агния Барто – Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Что сделал кот?

Татьяна Ефимова – По двору ходила кошка
По двору ходила кошка,
Замарала кошка ножки.
Не пускают кошку в дом -
Ножки пачкают кругом!
Все её четыре пятки
Оставляют отпечатки!
как тут бедной кошке быть?
Нужно ножки ей помыть!

Почему кошку не пускают в дом?

Что нужно сделать, чтобы ей помочь?

Потешки

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Инсценировка по желанию детей.

Владимир Орлов – Грустная киска
Почему ты плачешь, киска?
У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
Почему же стало грустно?
Потому, что было вкусно!

Потешка

Киска, киска как дела?

Что-же ты от нас ушла?

Не хочу я с вами жить,

Хвостик негде положить!

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

3. - Во что любят играть котята?

(ответы детей)

Вы знаете наша гостья пришла к нам с просьбой.

Она приготовила красивые бантики для котят, но попала под дождь и остался всего один бантик.

Рассматривание образца. Сравнение.

Чем отличаются?

(ответы детей)

Как мы сможем помочь нашей гостье?

(Нарисуем точки и полосочки)

4. Показ выполнения работы воспитателем.

5. Творческая деятельность детей.

(Музыкальное сопровождение)

6. Итоговая беседа.

Кто приходил к нам в гости?

Как мы ей помогли?

Зачем ей бантики?

7. Благодарность от кошки.

(Мешочек с сюрпризом - печенье в форме рыбки на каждого ребёнка)

Дети прощаются с гостями:

А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

И гостям всем на прощанье,

дружно скажем: «До свиданья!»