Кем был оноре де бальзак. Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака

Оноре де Бальзак – французский романист, один из родоначальников реалистического и натуралистического направлений в прозе. Родился 20 мая 1799 г. в городе Туре, был одно время клерком у нотариуса, но продолжать эту службу не хотел, чувствуя призвание к литературе. В течение всей жизни Бальзак боролся со стесненным материальным положением, работал с упорством и настойчивостью, сочинял массу несбыточных проектов, чтобы разбогатеть, но никогда не выходил из долгов и был вынужден писать роман за романом, занимаясь по 12 – 18 часов в день. Результатом такой работы был 91 роман, которые составляют один общий цикл «Человеческая комедия», где более 2000 лиц описаны со свойственными им индивидуальными и бытовыми чертами.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Семейной жизни Бальзак не знал; он женился лишь за несколько месяцев до смерти на графине Ганской, в переписке с которой находился 17 лет и на свидание с которой приезжал не раз в Россию (муж Ганской владел обширными имениями на Украине). Болезнь сердца, которою страдал Бальзак, усилилась во время последнего его путешествия, и, прибыв в Париж вместе с женой, с которой обвенчался в Бердичеве, писатель умер через три месяца, 18 августа 1850 г.

В своих романах Оноре де Бальзак является метким и вдумчивым изобразителем человеческой природы и общественных отношений. Буржуазный класс, народные нравы и характеры описаны им с правдивостью и силой, почти неизвестными до него. По большей части каждое из выводимых им лиц обладает какой-нибудь одной преобладающей страстью, которая служит побудительной причиной его действий и очень часто также причиной его гибели. Эта страсть, несмотря на её всепоглощающие размеры, не придает данному лицу исключительный или фантастический характер: романист настолько ясно ставит эти черты в зависимость от условий жизни и нравственной физиономии субъекта, что реальность последнего остается вне сомнения.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Одной из наиболее деятельных и частых пружин, приводящих в действие бальзаковских героев, служат деньги. Автор, всю жизнь выдумывавший способы для более быстрого и верного обогащения, имел возможность изучить мир дельцов, аферистов, предпринимателей с их грандиозными планами, дутыми, фантастическими надеждами, исчезающими, как мыльные пузыри, и увлекающими с собой и самих инициаторов, и тех, кто им поверил. Этот мир перенесен Бальзаком в его «Человеческую комедию» вместе со всеми различиями, которые страсть к деньгам создает в людях с различным душевным складом и разными привычками, созданными той или иной средой. Описание последней часто уже достаточно у Бальзака для характеристики его персонажей; мельчайшие подробности обстановки изображаются автором с большой точностью, давая своей общей картиной понятие о нравственной стороне героев. Уже одно это стремление к воспроизведению жизненной обстановки действующих лиц во всех её деталях может объяснить, почему Эмиль Золя видел в Бальзаке главу натурализма.

Бальзак подробно изучал местность, среду, лиц, прежде чем приниматься за описание. Он изъездил почти всю Францию, изучая местности, в которых происходит действие его романов; он заводил самые разнообразные знакомства, старался беседовать с людьми разных профессий и разной общественной среды. Поэтому все его персонажи жизненны, хотя большинство из них сгорает от одной преобладающей страсти, которой может быть тщеславие, зависть, скупость, страсть к наживе, или, как в «Отце Горио», перешедшая в манию отеческая любовь к дочерям.

Но насколько силен Бальзак в описании человеческих характеров и общественных отношений, настолько же слаб он при описаниях природы: его пейзажи бледны, тусклы и банальны. Его интересует только человек, а среди людей главным образом те, пороки которых позволяют яснее видеть истинную подкладку человеческой натуры. К недостаткам Бальзака как писателя, следует причислить бедность его стиля и недостаток чувства меры. Даже в знаменитом изображении отеля в «Отце Горио» заметна чрезмерность описаний и увлечение художника. Фабула его романов часто не соответствует реализму характеров и обстановки; романтизм в этом отношении повлиял на него главным образом своей дурной стороной. Но общая картина жизни буржуазного класса в Париже и в провинции, со всеми его недостатками, пороками, страстями, со всем разнообразием характеров и типов, представлена им в совершенстве.

Французская литература

Оноре де Бальзак

Биография

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799−1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806−1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816−1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж. Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835−1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826−1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны - Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833−1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен - частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды - выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845−1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832−1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833−1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869−1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих - Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов - Дело об опеке (L"Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов - Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов - Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837−1843); мелких фабрикантов и торговцев - История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831−1834), Дочь Евы (Une Fille d’ve, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841−1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) - Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них - ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d"oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l’absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834−1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838−1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка - La Fille aux yeux d’or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l’trangre, тт.1−2 опубл.1899−1906; тт.3−4 опубл.1933−1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.

Бальзак Оноре родился в крестьянской семье в 1799 году в южной Франции. Его отец сменил фамилию Бальзас на Бальзак в 1767, когда начинал свою работу чиновником в Париже, которую продолжил и после переезда в Тулу. Уже в 1830, к фамилии прибавилась приставка «де». С 1806 года Бальзак в течение 6 лет обучался в Вандомском колледже. Окончил обучение он уже в Париже и Туле.

С 1816 работал в судейской конторе письмоводителем, но спустя три года ему удалось переубедить родителей и попробовать свои силы в литературной деятельности. За 5 лет он, работая под псевдонимом, создает 6 романов, на которые его вдохновили произведения Ж-Ж Руссо и В. Скота. Кроме того, Бальзак выпускает большое количество коммерческих романов. В 1822 он встречает мадам де Берни, которая была старше писателя в два раза. Их страстные отношения вскоре перешли в платонические. В 1836 после её смерти, в память об их чувствах, Бальзак написал Лилию в долине.

С 1826 он попытался разбогатеть на издательско-типографическом деле, но его планы не осуществились и писатель оказался в огромных долгах.

Бальзак вновь попробовал писать, и в 1829 на свет появилась первая книга под его именем. Первые произведения заинтересовали читателей. С этого момента все книги с его фамилией на обложке получают успех, он заключает контракты с издательствами, иногда даже на ещё незавершенные произведения.

Бальзак стремится описать социальную историю своей страны, указать читателям на болезни общества и способы излечения.

Бальзак работает день и ночь, создавая всё новые и новые творения. Но работа не мешает его любовным увлечениям. Новой возлюбленной Бальзака стала замужняя женщина – польская графиня Эвелина Ганская. Именно ей были посвящены прекрасные Письма к незнакомке. Графиня уверяла, что сразу после смерти её мужа – украинского помещика, они будут вместе. В 1841 этот день настал.

Через некоторое время Бальзак серьезно заболел. Его усталость и нерешительность возлюбленной только ухудшали состояние писателя. Только в 1850 Ганскую и Бальзака объединили брачные узы. Писатель прожил пять месяцев браке с возлюбленной, а 18 августа этого же года Ганская во второй раз стала вдовой.

Произведения

Шагреневая кожа

Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, которые сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном.

Фамилия Бальзак была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование

Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом в Парижскую школу права.

В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно.

Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал сочинения Руссо , Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество

С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать.

С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех

Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава.

Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части: «Этюды о нравах» (в эту часть, например, вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине.

Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя

Только в 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго .

Другие варианты биографии

  • Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.
  • Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.

20 мая 1799 года родился будущий известный писатель Франции Оноре де Бальзак. В Вандомском колледже по желанию родителей он изучал основы права и готовился к профессии юриста. Юноша не отличался примерным поведением, регулярно срывал занятия. В двенадцатилетнем возрасте увлекся миром книг, пробовал писать первые произведения. Изучать право продолжил в Париже, куда вынуждена была переехать его семья. При этом учебу он совмещал с работой нотариусом. Но по-настоящему его увлекал только мир литературы.

Для осуществления своей заветной мечты Оноре просит материальной помощи у родителей. На семейном совете было принято решение материально поддерживать сына на протяжении двух лет. И Оноре приступил к работе. Первое произведение «Кромвель» успеха не получило. После этой неудачи родители отказали будущему писателю в поддержке. В жизни Оноре наступил тяжелый период. Он брался за любую работу, писал романы, которые издавались под чужими именами. Несколько романов с захватывающим сюжетом он опубликовал под своим псевдонимом Орас де Сент-Обен.

С 30-х годов 19 столетия писатель начинает публиковать произведения под своим именем. Долгожданное признание ему принёс роман исторической тематики «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Затем из-под его пера вышли произведения «Эликсир долголетия», «Сцены частной жизни», цикл повестей «Гобсек». Основной работой писателя считается собрание романов и новелл «Человеческая комедия», над которым он трудился на протяжении 20 лет. Сюда входят произведения «Шагреневая кожа», «Этюды о правах», «Аналитические этюды». Писатель удостоен ордена Почетный легион.

Оноре де Бальзака не стало в августе 1850 года после продолжительной болезни. Захоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. История свидетельствует о том, что на церемонию прощания с этим великим человеком пришли все известные французские литераторы.

Творчество для детей

Биография Оноре де Бальзак о главном

Настоящая фамилия Оноре де Бальзака – Оноре Бальсса. Фамилию Бальзак получит от отца, который разбогатев на французской революции, решит поменять ее на более аристократическую. Семью Оноре нельзя была назвать счастливой. Отец и мать изменяли друг другу, да и тихим нравом они не отличались. Отец был эксцентричным и не обделял себя женским обществом до самой старости, а мать – любила больше незаконных детей и не была против пожаловаться. С семьей он не был связан тесными узами. До трех лет его воспитывала няня, потом он жил в пансионате, а затем пошел в колледж, который заменил ему дом на шесть лет.

Детство писателя было счастливым. В колледже отсутствовала, какая-либо свобода, а учителя не брезговали физическим наказанием. Свою горечь Оноре прятал за книгами. Имея доступ к библиотеке, он полностью погружался в сюжет. Часто эта его отрешенность давала повод учителям взяться за розги. После одного из наказаний под названием «колодки», у него случилось нервное расстройство. У него появились проблемы со сном, заторможенность, и он долго не мог вернуться к обыденной жизни. После возвращения домой он долго не мог ходить и говорить нормально. Вскоре после выздоровления, родители отправили его в Парижскую школу права. Нехотя отучившись три года и поработав клерком в мелкой канторе, он выпросил у родителей материальной помощи на два года, дабы стать писателем. Первая драма, написанная Бальзаком «Кромвель» - семейное собрание осудила. Оноре лишится поддержки, и единственный шанс хоть как то выжить, стать писать романы на продажу. По сей день неизвестно, сколько его книг было выпущено под чужим именем.

Ситуация стала меняться в 1820 году. Под именем Орас де Сент-Обен появляются многие его новые книги, а также сборник светского этикета.

Целых 9 лет писатель скрывал своё имя, пока не написал роман «Шуаны, или Бретань в 1799».

Оноре де Бальзак отличался особой настойчивостью и трудоспособностью. Его второе имя это – «трудоголик». Он не жалел себя и своё здоровье. За книгами проходила вся его жизнь. Примерно 16 часов в день он уделял романам и драмам. Его распорядок дня был необычным: он спал шесть часов с вечера и до ночи, потом ночью писал книги, утром спал еще часик, и снова садился работать до вечера. Биографы говорят, что, будучи всегда скромно одетым, он привлекал своим талантом и интеллектом, который он ночами вкладывал в свои сюжеты.

Бальзак не следил за своим здоровьем, плохо питался, употреблял много кофе, не ходил к зубному. Все эти факты негативно сказались на его здоровье. С 1832 начали проявляться симптомы парафазии, нарушения речи связанное с неконтролируемой заменой слов на близкие по звучанию. Тут же стало падать зрение и появляться галлюцинации.

В 1833 Оноре выпускает роман «Евгения Гранде», с сюжетом, очень напоминающим собственную автобиографию. В 1835 году он написал повесть «Прощенный Мельмот», в 1836 - «Обедня безбожника» и в этом же году впервые упал в обморок.

После этого случая у писателя стала болеть голова, появились боли в желудке, отдышка, хрипы в легких. Он переболел бронхитом, молдавской лихорадкой, а из-за гипертонической болезни отслоилась сетчатка. Писатель медленно потухал. Ко всем недомоганиям присоединилась гипертрофия сердца, гангрена и жидкость в брюшной полости. За годы бреда и болезней он написал много произведений: «Музей древности» 1837, «Пьер Грассу» 1839, «Человеческую комедию» - собрание этюдов.

Халатное отношение к своему здоровью повлекло за собой 18 лет мучений, и освободился он 19 августа 1850 года после сильных болей в объятиях матери.

А вот в личной жизни Бальзак был весьма успешным. Робкий от природы, он, тем не менее, заполучал женские сердца. Многие высокопоставленные дамы оказались покоренные им. Были, конечно, и те, кто видел в нем скорее сына или друга, но это редкое явление.

В 1832 его заинтересовала Эвелина Ганская, приславшая ему анонимное письмо. Женщина была замужем за стариком. Через 8 лет, за 6 месяцев до смерти Оноре де Бальзака - они поженились. По некоторым версиям в последние часы жизни мужа, она была с другим мужчиной.

В творчестве Оноре де Бальзака в центре событий находится буржуазное общество. Его можно назвать новатором в историях, рисующих жизни людей и сословий, где буржуазное общество борется за права с аристократией.

Очень кратко

Интересные факты и даты из жизни

Оноре де Бальзак – знаменитый французский романист, родился 20 мая 1799 в Туре, умер 18 августа 1850 в Париже. Пяти лет он был отдан в начальное училище в Туре, а 7-ми поступил в Вандомский иезуитский коллеж, где пробыл 7 лет. В 1814 Бальзак переехал вместе с родителями в Париж, где и закончил свое образование – сначала в частных пансионах, а затем в Сорбонне , где с увлечением слушал лекции Гизо , Кузена, Виллемана. В то же время он занимался изучением права в угоду отцу, который хотел сделать из него нотариуса.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Первым литературным опытом Бальзака была трагедия в стихах «Кромвель», стоившая ему огромного труда, но оказавшаяся никуда не годной. После этой первой неудачи он отказался от трагедии и принялся за роман. Побуждаемый материальной нуждой, он стал писать один за другим весьма плохие романы, которые сбывал за несколько сот франков различным издателям. Такая работа из-за куска хлеба крайне тяготила его. Желание выбиться поскорее из бедности вовлекло его в несколько коммерческих предприятий, окончившихся для него полным разорением. Он должен был ликвидировать дела, приняв на себя более 50.000 франков долгу (1828). Впоследствии, благодаря новым займам для уплаты процентов и другим денежным потерям, сумма его долгов с различными колебаниями все возрастала, и он всю жизнь томился под их бременем; лишь незадолго до смерти удалось ему наконец разделаться с долгами. В начале 1820-х годов Бальзак познакомился и близко сошелся с госпожой де Берни. Эта женщина явилась добрым гением его юности в самые тяжелые годы борьбы, лишений и неизвестности. По его собственному признанию, она имела огромное влияние и на его характер и на развитие его таланта.

Первый роман Бальзака, имевший шумный успех и выдвинувший его из среды других начинающих писателей, был «Физиология брака» (1829). С этих пор слава его растет непрерывно. Плодовитость его и неутомимая энергия поистине изумительны. В том же году он напечатал еще 4 романа, в следующем – 11 («Тридцатилетняя женщина»; «Гобсек», «Шагреневая кожа» и др.); в 1831 – 8, в том числе «Сельский врач». Теперь он работает еще более чем прежде, с необыкновенной тщательностью отделывал свои произведения, по нескольку раз переделывая написанное.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Бальзака не раз соблазняла роль политика. По своим политическим взглядам, он был строгий легитимист . В 1832 он выставил в Ангулеме свою кандидатуру в депутаты и по этому поводу высказал в одном частном письме следующую программу: «Уничтожение всякого дворянства, за исключением палаты пэров; отделение духовенства от Рима; естественные границы Франции; полное равенство среднего класса; признание истинного превосходства; экономия в расходах; увеличение доходов посредством лучшего распределения налогов; образование для всех».

Потерпев неудачу на выборах, он с новым рвением принялся за литературу. 1832 вышли в свет 11 новых романов, между прочим: «Луи Ламбер» «Брошенная женщина», «Полковник Шабер». В начале 1833 г. Бальзак вступил в переписку с графиней Ганской. Из этой переписки возник роман, который продолжался 17 лет и закончился браком за несколько месяцев до смерти романиста. Памятником этого романа служит объемистый том писем Бальзака к госпоже Ганской, изданных затем под названием «Письма к незнакомке». В продолжение этих 17 лет Бальзак по-прежнему без устали работал, и кроме романов писал разные статьи в журналах. В 1835 он начал сам издавать журнал «Парижская хроника»; это издание продолжалось год с небольшим и в результате принесло ему 50.000 франков чистого дефицита.

С 1833 по 1838 год включительно Бальзак выпустил 26 повестей и романов, среди них «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Серафита», «Лилия долины», «Утраченные иллюзии», «Цезарь Бирото». В 1838 он снова покинул Париж на несколько месяцев, на этот раз с коммерческой целью. Ему грезится блестящее предприятие, которая может сразу обогатить его; он отправляется в Сардинию, где собирается эксплуатировать серебряные копи, известные еще во времена римского владычества. Предприятие это оканчивается неудачей, так как более ловкий делец воспользовался его идеей и перебил ему дорогу.

До 1843 Бальзак жил почти безвыездно в Париже, или в своем имении Les Jardies, под Парижем, купленном им в 1839 и обратившемся для него в новый источник постоянных расходов. В августе 1843 Бальзак отправился на 2 месяца в Санкт-Петербург, где в это время находилась госпожа Ганская (её муж владел обширными поместьями на Украине). В 1845 и 1846 он дважды совершил путешествие в Италию, где она с дочерью проводила зиму. Безотлагательная работа и разные срочные обязательства заставили его вернуться в Париж и все его усилия были направлены к тому, чтобы расплатиться наконец с долгами и устроить свои дела, без чего он не мог осуществить заветную мечту всей своей жизни – жениться на любимой женщине. До известной степени ему это удалось. Зиму 1847 – 1848 Бальзак провел в России, в имении графини Ганской близ Бердичева, но за несколько дней до февральской революции денежные дела призвали его в Париж. Он остался однако совершенно чужд политическому движению и осенью 1848 снова отправился в Россию.

В 1849 – 1847 в печати появилось 28 новых романов Бальзака («Урсула Мируэ», «Сельский священник», «Бедные родственники», «Кузен Понс» и пр.). Начиная с 1848 он уже работает мало и почти ничего нового не печатает. Вторичная поездка в Россию оказалась для него роковой. Организм его был изнурен «чрезмерной работой; к этому присоединилась простуда, которая пала на сердце и легкие и обратилась в долгую затяжную болезнь. Суровый климат также пагубно действовал на него и мешал выздоровлению. Такое состояние с временными улучшениями тянулось до весны 1850. 14 марта в Бердичеве состоялось наконец бракосочетание графини Ганской с Бальзаком. В апреле супруги покинули Россию и направились в Париж, где поселились в маленьком отеле, купленном Бальзаком за несколько лет перед тем и отделанном им с артистической роскошью. Здоровье романиста однако все ухудшалось и наконец, 18 августа 1850 после тяжкой 34-часовой агонии он скончался.

Значение Бальзака в литературе очень велико: он расширил рамки романа и, явившись одним из главных основоположников реалистического и натуралистического течений, указал ему новые пути, по которым во многом он шёл до начала XX века. Его основной взгляд чисто натуралистический: он смотрит на всякое явление, как на результат и взаимодействие известных условий, известной среды. Согласно с этим, романы Бальзака являются не только изображением отдельных характеров, но и картиной всего современного общества с теми основными силами, которые управляют им: всеобщей погоней за благами жизни, жаждой наживы, почестей, положения в свете, со всей разнообразной борьбой крупных и мелких страстей. При этом он раскрывает перед читателем всю закулисную сторону этого движения в самых мельчайших подробностях, в его повседневном обиходе, что придает его книгам характер животрепещущей действительности. При обрисовке характеров он выдвигает на первый план какую-нибудь одну главную, преобладающую черту. По определению Фаи, для Бальзака всякий человек есть не более как «какая-нибудь страсть, которой служит разум и органы и которой противодействуют обстоятельства». Благодаря этому его герои получают необычайную, рельефность и яркость, и многие из них сделались именами нарицательными, подобно героям Мольера : так, Гранде стал синонимом скупости, Горио – отцовской любви и т. д. Большое место в его романах занимают женщины. При всем своем беспощадном реализме, женщину он всегда ставит на пьедестал, она стоит всегда выше окружающего, и является жертвой эгоизма мужчины. Его излюбленный тип – женщина 30 – 40 лет («бальзаковский возраст»).

Полное собрание сочинений Бальзака было издано им самим в 1842 под общим заглавием «Человеческая комедия », с предисловием, где он так определяет свою задачу: «дать историю и в то же время критику общества, исследование его недугов и рассмотрение его начал». Одним из первых переводчиков Бальзака на русский язык стал великий Достоевский (его перевод «Евгении Гранде», сделанный ещё до каторги).

(Очерки о других французских писателях см. в блоке «Ещё по теме», ниже текста статьи.)