Капитанская дочка как произведение реализма. Конспект урока "Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

1. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

А.С. Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему - проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести "История седа Горюшкина" и продолжает ее в "Дубровском".

Теперь писатель акцентирует внимание на "мнении народном", как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?

Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой также не только отражает восстание 1773 - 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.

В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный Календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения".

Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Однако в этом романе Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как писатель видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.

Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повесть носит исторический характер.

Также подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А.С. Пушкина, "Капитанская дочка", читатель одновременно следит за сюжетом обыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

2. Судьбы героев романа «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» в центре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами, вовлеченные в историческую круговерть.

Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось их личностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь, ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно эти важнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, как сложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если не подозревает об этом.

Пётр Гринёв – дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.

Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием, ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать в Пугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляет незыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, он должен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе – долг чести – откликнуться на отчаянный призыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх над солдатским долгом перед императрицей – он решается покинуть Оренбург и воспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлся для других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение, милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз – спасти Машу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому, столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.

Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляет проявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самых сложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что она сама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.

Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания в жизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родители хотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему: Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов «бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигает несчастье – жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Её единственный защитник – Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется в Оренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового коменданта крепости – предателя Швабрина.

Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другая девушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал её в чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать его женой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё. Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж за злого, низкого, беспощадного, а самое главное – нелюбимого ей человека, к тому же вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей на полу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Перед бедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиня увидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек, ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни – её родителей. Она не произнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённый Гринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: он сообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие, самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённым отцом на её свадьбе с Гринёвым.

Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо. Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно было понравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных – вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали для своего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двух любящих людей – свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен, а самозванец пойман.

Историческая страничка: эпоха Екатерины II

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: « Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали ». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за этими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, восставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ . Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию.

Пушкин едет туда в 1833 г. 60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие. Поездка дала много интересного:

 ​ В Казани, Оренбурге, Уральске

 ​ Записал беседы со стариками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания

 ​ А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал», - записывает Пушкин.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на истори​ческие темы, он фактически был историком в прямом смысле сло​ва.

В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», ко​торый по указанию Николая I вышел под названием «История пу​гачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над мате​риалами о пугачевском восстании.

«Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес-кую тему. Тема романа — крестьянское вос-стание 1773—1775 годов — так же законо-мерна и важна в идейной и творческой эволю-ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была за-кончена: интерес Пушкина к проблеме крес-тьянства оказался более устойчивым.

Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в осно-ву которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвар-дейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитан-ской дочки», сочетавший историческое со-бытие — восстание Пугачева — с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугаче-ва». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Несмотря на небольшой объем, «Капитан-ская дочка» — произведение широкого тема-тического охвата. В нем нашли яркое отраже-ние жизнь народа, образы крестьян и каза-ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич-ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч-ка» дает широкую историческую картину, ох-ватывающую русскую действительность эпо-хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео-бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го-сударственной внутренней политики, кре-постное право и морально-бытовые сторо-ны жизни дворянства, обязанности дворян-ства перед народом, государством и своим сословием — таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством — крестьянское восста-ние — дано в «Капитанской дочке» в наибо-лее развернутом виде. Противоречия внут-ри самого дворянства привлекают внима-ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово-купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио-нальный состав участников движения, ря-довая масса восставших и ее вожди, рас-права с помещиками и отношение восстав-ших к мирным жителям, психология кресть-янских масс, политика дворянской монар-хии и дворянская расправа с крестьянст-вом — все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не-смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения — присущую участникам восстания гуманность по отно-шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета-ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про-пущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугаче-вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть-янского восстания, показывая чисто фео-дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен-но «пьянели» от ненависти к помещикам, по-казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен-ным ему художественным лаконизмом Пуш-кин индивидуализировано показывал кре-постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть-янства, их быта. На первом плане стояли те-мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду-ализировал в аспекте их политического со-знания, их отношения к помещикам и к Пуга-чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре-стьянства Пушкин характеризует как сти-хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по-нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине-ва в Бердскую слободу. Караульные кресть-яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при-езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни-на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки — зем-ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ — стихий-ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково-дителям, было дано, например, в историче-ском романе современника Пушкина, лите-ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока-зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ-ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от-ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа-ции, реалистичность в изображении Пугаче-ва, художественную и историческую вер-ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич-ности, совмещающей в себе качества выда-ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва-лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче-ва — его глубокая связь с народом. Подлин-ный реализм проявляется во всей силе в ти-пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен-но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ-ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про-тивопоставлены жестокости и эгоизму «про-свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени-ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады-вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об-ратное — гуманизм Пугачева, его способ-ность к проявлению милосердия и справед-ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та-лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен-бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от-сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно-го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус-ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла-бость движения, его политическая незре-лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу-гачеву свойственно недоверие и недобро-желательство ко всякому «барину». Добро-душие и простосердечие Пугачева — также черты характера народного. Ведущее в этом образе — величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи-ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы-вает и трагизм судьбы Пугачева.

Некоторыми характерными для части кре-постного крестьянства чертами и особеннос-тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо-стнической действительности, которая обез-личивала крестьянина.

В образе Швабрина изображены типичес-кие черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоис-тичного и грубо эпикурейского отношения к жизни. В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристическо-го дворянского офицерства, которое осуще-ствляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к про-стому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соедини-лись в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.

Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя об-раз Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала меж-ду «казанской помещицей» и широкими кру-гами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оцен-ка Екатериной личности капитана Мироно-ва. В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружив-шего с Пугачевым, в ее холодном, спокой-ном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво. Пушкин показал, что было действительно сущест-венным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.

Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» — о прошлом, настоящем и буду-щем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушки-на на формирование его героев. Пугачев-ское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкин-скому «шекспировскому» историзму реши-тельно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах цели-ком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозри-тельная историческая связь; преемствен-ность тех и этих событий, когда взаимодей-ствие прошлого и современного обнаружи-вается как бы само собою.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

1. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

А.С. Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему - проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести "История седа Горюшкина" и продолжает ее в "Дубровском".

Теперь писатель акцентирует внимание на "мнении народном", как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?

Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой также не только отражает восстание 1773 - 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.

В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный Календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения".

Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Однако в этом романе Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как писатель видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.

Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повесть носит исторический характер.

Также подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А.С. Пушкина, "Капитанская дочка", читатель одновременно следит за сюжетом обыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.


О его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения". Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и. дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические...

Дух Нации. Таким образом, мы предполагаем, что: 1. В основу образной системы романа «Капитанская дочка» положена антитеза «Власть - Бунт», воплощенная в конфликтах идей и характеров. 2. Эпицентром конфликта и движущей силой сюжета повести является личность «самозванца», исследованию которой Пушкин посвятил свои исторические произведения. II. ОСНОВНАЯ...

Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат "История Пугачевского бунта" воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если "История Пугачевского бунта" историческое сочинение, то "Капитанская дочка" написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении это...

Письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций. Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" написан в виде большого письма, послания, "записок" - так определяет их сам Пушкин, - написанных Петром Гриневым и адресованных, ...