Как рисуется портрет. Рисуем лицо человека

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

с чего начать рисунок портрета человека поэтапно? как научиться простраивать лицо человека. Как правильно прокладывать полутени и добиться нужного сходства в портретах карандашом. Как правильно штриховать портрет. Расскажут художники МАСТЕРСКОЙ PORTRET-ART.

Большинство художников-портретистов, работающих в технике «карандаш» творили в различных школах, где обучались мастерству изображения человека. Все художники, исходя из своего образования, создали для себя свою собственную основу того как нужно вести работу над созданием портрета. В этой статье мы поделимся собственными секретами самой распространенной техники рисования.

начало работы и построение головы

Художники нашей мастерской работают механическими карандашами, т.к. они обеспечивают чистоту во время работы, в отличие от классических карандашей их не нужно долго затачивать, они позволяют справляться с мелкими деталями гораздо быстрее. Чтобы нарисовать портрет качественно нам понадобится «кляча», это такой художественный ластик, с помощью которого вы сможете исправить свои ошибки и не испортить портрет. Для рисунка механическим карандашом нам понадобятся стержни. Мы рекомендуем использовать стержни мягкостью НВ, В, 2В, 4В и 7В (где В – означает мягкий, а Н – твердый). Теперь нам нужно взять обычный листик А4 и подложите его под вашу рабочую руку так, чтобы он закрывал ту поверхность, которую вы уже заштриховали.

В первую очередь, вы должны изучить фотографию, а именно общий вид головы, как она повернута относительно горизонтали и вертикали. Чтобы нарисовать портрет человека карандашом правильно, нам необходимо знать некоторые особенности строения черепа. Это можно посмотреть в любом анатомическом атласе. Исходя из формы головы человека, которого вы изображаете, нужно легкими линиями нанести на бумагу общий контур волос, овала лица и обозначить линию губ, носа и его высоты, глаз и бровей.

работа с плоскостями


Теперь, когда общие линии нанесены, мы можем переходить к разбору плоскостей лица. Мы должны обозначить высоту носа плоскостью (при желании ее можно заштриховать, чтобы увидеть объем, так можно поступать со всем участками, находящимися в тени), плоскость скулы, которая находится ближе всего к нам, плоскость губ и плоскость глаз, соединяющуюся с бровями. На этом этапе мы не вырисовываем лицо плавными линиями, мы стараемся очень легко наметить геометрические особенности лица человека.

детализация лица


На этом этапе работы, мы берем клячу и, проводя ею по плоскости листа, снимаем верхний слой карандаша, то есть делаем линии, нанесенные прежде, почти невидимыми. В этом и есть отличие рисования портретов с фотографии от академических портретов, во втором случае линии построения наводятся и останутся в конечном виде портрета, из-за чего он может получиться грязным. Нам это не подходит. После того, как мы сделали линии построения невидимыми там, где это было нужно, начинаем вырисовывать все черты лица, округлять их и придавать лицу сходство с фотографией. Для того, чтобы добиться сходства можно замерять размеры и отношения их к другим размерам лица, тем самым подбирая оптимальные пропорции. К примеру, сколько ширина носа вмещается в ширину лица, и т.д. Замерять можно все что угодно, здесь нет никаких ограничений.

начало штриховки


Для нала штрихования, вы должны закончить все построения и вытереть все ненужные линии на рисунке, т.к. после начала прокладывания тона у вас не будет возможности сделать это аккуратно. Единых правил штриховки не существует, каждый художник делает это так, как ему удобно. Это может зависеть от того как вы привыкли держать карандаш/ручку, от того, правша вы, или левша и т.д. Мы советуем начинать штриховку с самых темных областей портрета. Так как от них позже вы сможете отталкиваться, не затемнив слишком кожу, одежду и глаза.

проработка полутона


Далее мы должны перейти на полутона, то есть придать тон коже лица, волосам и одежде, если она не черная, так как на черной одежде чаще всего стоит сделать акцент, (даже если одежда белого цвета, на ней обязательно будут присутствовать полутень, для выявления рельефа и текстуры). На данном этапе мы не должны вытирать что либо клячей (если только не поставили пятно или не размазали что-то). Начинать интенсивную штриховку полутонов стоит (если вы правша), с левого верхнего угла листа, чтобы не размазывать рукой то, что вы уже сделали, и соответственно, если вы левша все нужно делать зеркально. На этом этапе допускается мелкая проработка фона портрета.

работа с высветлением


Когда вы закончили со штриховкой, у вас должен получиться почти готовый портрет, но он не будет выглядеть объемно. Не стоит расстраиваться, один из самых приятных этапов в рисовании портрета карандашом, это этап, когда вы высветляете самые светлые места на лице. Чаще всего это кончик носа, белки глаз, верхняя часть скул, надбровные дуги, нижняя губа и в некоторых случаях подбородок. Так же, с помощью клячи, вы можете вырисовать складочки на губах и мелкие морщинки, которые сделают ваш портрет более живым. Волосы нужно осветлять на самых больших переломах форм, тогда они кажутся блестящими и живыми.

затемнение глубин и чистка


После высветления, нужно снова затемнить места, где нужно показать пространство, это могут быть: шея, кромка волос, уши, складки на волосах, фон. С помощью этого затемнения мы будем ощущать, что человек, которого мы рисуем, не «приклеен» к листу, а смотрит оттуда. Это очень важный фактор создания портрета карандашом.

Наш портрет уже готов. Но у вас обязательно останутся какие либо ненужные штрихи или пятна от ваших пальцев, потому что они будут испачканы в карандаш (кстати, во избежание грязного портрета, мы советуем вам несколько раз вымывать руки и хорошенько их вытирать), поэтому вам стоит взять клячу в последний раз и вытереть все, что вам зрительно неприятно. Даже при абсолютном сходстве портрета с фотографией, мы всегда оставляем место для творчества, вы не обязаны перерисовывать то, что вам на портрете рисовать не хочется, вы можете творить и придумывать новую одежду, цвет волос, глаз и т.д. Фото не всегда получается удачным по всем параметрам, поэтому, мы додумываем, корректируем и делаем то, что не смог сделать фотограф, в силу специфики своей работы, а именно – создавать идеальный образ.

С любовью и трепетом, Мастерская

Как известно, изображение людей является одним из наиболее сложных направлений в искусстве. Для того чтобы красиво нарисовать фигуру мужчины, женщины или ребенка, начинающему художнику нужно обладать не только определенными профессиональными навыками, но и знаниями анатомии, а также уметь соблюдать пропорции. Портрет, созданный с помощью простого карандаша, представляет собой один из самых романтичных подарков, какие только можно сделать своими руками. Наверняка каждый из нас хотя бы в мечтах задумывался о том, как нарисовать портрет с фотографии. Не стоит стесняться своей неопытности, попытайтесь выполнить рисунок карандашом, ведь это по силам даже тем портретистам, которые делают свои первые шаги в творчестве.

Начало работы

Перед тем как начать рисовать портрет, следует изучить фотографию, какое положение занимает голова изображаемого человека, как она повернута относительно вертикали и горизонтали. Обязательно уделите должное внимание пропорциональным соотношениям (размерам, а также взаимному расположению) глаз, носа, ушей и рта. Точное соблюдение пропорций при нанесении первых штрихов – это немаловажный залог сходства конечного изображения с лицом на фотографии. Ознакомьтесь с представленными на рисунке среднестатистическими пропорциями человеческого лица, а затем сравните их с исходным изображением на фотоснимке. Если они немного расходятся, нет ничего страшного, так как именно в отклонениях от стандарта и заключается индивидуальность живого человека, запечатленного с помощью фотоаппарата.

Для получения более подробной информации об особенностях строения человеческого черепа, которые могут понадобиться при изображении портрета, всегда можно обратиться к анатомическому атласу. Нанесите легкими линиями общий контур овала лица, волос, линии губ, носа, глаз и бровей.

После этого можно начинать разбор плоскостей лица. На этом этапе следует обозначить высоту носа плоскостью. Для того чтобы лучше видеть объем, ее можно заштриховать. Таким образом следует поступать со всеми участками будущего портрета, которые находятся в тени. Далее обозначаем плоскости губ, скулы, расположенной ближе к нам, а также плоскость глаз, которая соединяется с бровями. На этой стадии создания портрета достаточно легко наметить геометрические особенности, присущие лицу изображаемого человека, не вырисовывая его даже плавными линиями.

Выполняем детализацию лица

Снимите верхний слой карандаша, воспользовавшись ластиком-клячей, чтобы нанесенные ранее линии стали почти невидимыми. После этого приступаем к прорисовке всех черт лица. Округляем их, дабы придать портрету максимальное сходство с фотографией.

Не секрет, что глаза часто называют зеркалом души человека – они очень выразительны. Поэтому нет нужды доказывать важность точной передачи их расположения и формы. Для того чтобы нарисованные на бумаге глаза выглядели более живыми, склеру (так называется белая часть глаза) не нужно изображать белоснежной, так как на самом деле ее цвет изменяется под влиянием собственной тени и тени, которую на нее бросает веко. Нанесите блики на нижнее веко и внутренний уголок глаза.

На рисунке, приведенном ниже, показана сферичность глаза, а также то, как веки опираются на глаза. Здесь же начинающий художник может ознакомиться с последовательностью изображения глаз на портрете, начиная с выделения освещенных и затененных участков (2 и 3) и заканчивая нанесением бликов и теней. Надо отметить, что у женщин и мужчин разных возрастных категорий глаза отличаются. К примеру, у женщин ресницы, как правило, бывают длиннее и гуще, а брови – тоньше и более четко обрисованы, нежели у мужчин.

Рот по своей выразительности не слишком уступает глазам. Именно губы являются местом перехода слизистой оболочки к коже. Этим и обусловлен их характерный розовый цвет. Изображая губы на портрете, следует помнить, что они являются самым подвижным элементом на лице, способным принимать ту или иную форму. Верхняя губа, как правило, бывает тоньше, чем нижняя.

Многие, рисуя портрет с фотографии, сталкиваются с проблематичностью изображения носа, который с различных точек зрения смотрится абсолютно по-разному. Главная задача – суметь передать основной контраст тени и света на носу, дабы рисунок не оказался перегруженным лишними элементами. Обычно, но не во всех случаях, максимум света приходится на кончик носа и переносицу, а самая густая тень падает на основание ноздрей (рисунок).

Что касается ушей, то их форма сильно варьируется у разных людей, но не имеет ярко выраженных особенностей у представителей сильного и прекрасного пола. Несмотря на то что на фотоснимках уши зачастую бывают скрыты прической, профессиональные художники рекомендуют не пренебрегать ими, в частности их максимально выразительным и точным положением по бокам головы. Длина уха у взрослых приблизительно равна длине носа (см. рисунок). У детей уши пропорционально немного больше.

Штриховка, проработка полутонов как важные этапы рисования портрета

По завершении работы над детализацией лица приступаем к началу штрихования. Прежде следует стереть все лишние линии, имеющиеся на портрете, так как после начала прокладывания тона возможности сделать это с достаточной аккуратностью уже не будет. Определенных правил штриховки нет – каждый делает так, как ему удобнее. Профессиональные художники советуют начинать штриховку с наиболее темных частей портрета. В дальнейшем можно будет отталкиваться от них, дабы не затемнить слишком сильно одежду, глаза, кожу.

Придавая тон коже лица, одежде и волосам, не следует использовать клячу (если, конечно, не поставили случайно пятно на будущий портрет). Если вы – правша, то интенсивную штриховку полутонов следует начинать с верхнего левого угла листа, во избежание размазывания того, что уже изобразили. Соответственно, левше нужно все делать зеркально. На данной стадии допускается незначительная проработка фона.

Высветление и затемнение – последние этапы работы над портретом с фотографии

По окончании штриховки, если вы все сделали правильно, получится практически готовый портрет, который, однако, не будет смотреться объемно. Для исправления этой недоработки необходимо высветлить некоторые места на лице, такие как кончик носа, надбровные дуги, верхняя часть скул, склера глаз, нижняя губа и иногда подбородок. Воспользовавшись клячей, художник может прорисовать маленькие складки, имеющиеся на губах, и морщинки, в результате чего портрет станет более живым. Осветление волос следует выполнять в местах самых больших переломов форм. В этом случае они будут казаться блестящими и более реалистичными.

После высветления приступаем к заключительному этапу – затемнению тех участков, где нужно продемонстрировать пространство. Такими местами могут быть уши, кромка волос, фон, складки, имеющиеся на волосах. После этого портрет будет практически готов. Однако у вас в любом случае останутся ненужные штрихи, пятна от пальцев, испачканных карандашом. Поэтому следует в последний раз взять в руки клячу и ликвидировать все то, что зрительно вам кажется лишним.

Прочитав данную статью, не следует воспринимать ее в качестве готового руководства к тому, как нарисовать портрет человека с фотографии. Ведь даже при максимальном сходстве получившегося портрета с фотоснимком мы всегда имеем место для творчества. Вы вовсе не обязаны, перерисовывая, в точности копировать все, что вам не хочется видеть на портрете. Перед вами чистый лист, готовый к воплощению всех задумок. Как известно, фотография не всегда получается удачной по всем критериям. Ну а художник, работая над портретом, может додумать, скорректировать и получить в результате то, что оказалось не по силам, по причине специфики творческого процесса, фотографу.

И начинаешь чертить карандашом цветочки на бумаге. Можно бы нарисовать что-нибудь серьезное. Но как? Кто его знает? И времени много, и материал под рукой, а необходимых знаний нет. Почему бы не научиться рисовать портрет?

Самая распространенная техника

Как рисовать портрет? Художники разных эпох упражнялись в техниках изображения человеческого лица, и некоторые достигли небывалого мастерства. Наша задача - выяснить основные принципы, чтобы научиться тому, как рисовать портрет карандашом. Нельзя сказать, что это так уж трудно. Но, если не знать основ, все равно ничего не получится.

Начинаем работу

Технический прогресс затронул даже изобразительное искусство. Сегодня многие художники используют не обычные карандаши, а механические. Это обеспечивает большую аккуратность работы. Такие карандаши не нуждаются в затачивании. Выполнение мелких деталей занимает меньше времени. С их помощью легче поэтапно рисовать портрет. Так что, если у вас есть возможность, используйте такой карандаш.

Срисовываем с фотографий

Обычно портреты рисуют с фотографий. Такой способ удобнее. Не приходится просить натурщика не двигаться и часами сидеть смирно. Значит, приступаем к изучению фотографии. Нас интересует положение головы сравнительно с горизонтальной и вертикальной линией. Даже начинающему художнику рекомендуется иметь знания устройства черепа человека. Полезно будет обратиться к любому анатомическому атласу. Соответственно форме головы того, кого вы рисуете, наносим слабые линии на листе бумаги, изображая силуэт волос, окружность лица. Чертим дополнительные линии в области глаз и бровей, носа и рта.

Когда изображение общих линий закончено, мы начинаем разбирать область лица. Определяем высоту носа за плоскость. Можно даже нанести штриховку, чтобы постигнуть объемность этой части лица. Если рисуют человека в полуобороте, то необходимо обозначить область ближней скулы, плоскости губ и глаз, не забываем о бровях. Этот этап - не прорисовка плавных линий, а деление человеческого лица на точные геометрические фигуры. Так легче понять, как рисовать портрет. Переходим к детализации лица.

Профессиональные художники часто используют «клячу» - тип ластика. Если стирать им линии, то на бумаге не остается видимых следов. У вас получилось достать «клячу»? Рекомендуем ее использовать в рисовании. Так вот, проводим ей по поверхности листа, чтобы снять верхний слой нарисованного. Таким образом мы удаляем вспомогательные линии совсем, а основные штрихи делаем почти незаметными. Теперь вырисовываем все элементы лица, округляем, где требуется, и придаем рисунку сходство с фото. Известно, что многие художники измеряют величину частей лица, их соотношение, чтобы достичь максимальной идентичности с натурой.

Пришло время для нанесения штриховки. Прежде чем к ней приступить, следует убедиться в том, что закончены все конструкции и вытерты дополнительные линии. Потому что, если вы начнете прокладывать тона, вам не удастся удалить аккуратно ненужные штрихи. Как видите, в процессе урока на тему «Как научиться рисовать портреты карандашом?» мы узнали много разных нюансов. В принципе, общих правил штрихования нет. У каждого художника свой способ. Все зависит от манеры держать карандаш. Но лучше начинать штриховать те места, где тень темнее всего. Они будут использоваться как ориентиры. Именно они помогут избежать сильных затемнений кожи, одежды или глаз.

Переходим к выполнению полутонов. Что это? Мы придаем тон лицу, волосам и частям одежды. Хорошо бы сделать одежду черной. Тогда она бы прекрасно оттеняла лицо и делала бы на нем акцент. Наносим штриховку так аккуратно, чтобы ничего не размазать. После окончания работы наш портрет уже готов на 90%. Единственная проблема - он не выглядит объемно. Чтобы это исправить, переходим к самому приятному этапу работы - высветливанию. Как это? Мы высветлим некоторые части лица. В этом нам снова-таки поможет «кляча». Это придаст рисунку живость и естественность. Осталось только затемнить глубины. Затем можно провести чистку. Затемняем складки, мелкие морщины, некоторые пряди волос. Наш рисунок становится объемным. Вот мы и выяснили, как рисовать портрет.

Самый простой способ

Не у всех из нас имеется врожденный талант художника. Большинству людей тяжело усвоить уроки на тему «Как рисовать портрет карандашом?» Здесь необходима четкая последовательность действий. Именно это мы сейчас и определим. Так что теперь мы рисуем портрет для начинающих. Во-первых, делаем контур изображаемого лица. Важно не нажимать на карандаш, потому что с первого раза получается не у всех, а стирать неправильные жирные линии будет сложно. Попробуйте нарисовать лишь овал лица. Когда он готов, чертим дополнительные горизонтальные линии для глаз, носа и рта. Они должны быть легкими и мало заметными. Также не забываем про уши.

Главной частью лица являются глаза, именно на них нужно делать акцент и рисовать как можно правдоподобнее. Уделите лишнее внимание изображению зрачков, линии рта и начальных контуров волос. Затем начинаем внимательно вырисовывать каждый элемент. Когда все готово, удаляем дополнительные линии и добавляем тени, чтобы придать картинке объемность. Вот и готов ваш первый рисунок. Может быть, не шедевр. Но главное, что исполнен он самостоятельно.

Основные ошибки

Нарисовать идеальный портрет с первой попытки нереально. Как бы точно вы ни следовали предписанным советам, что-то все равно пойдет не так. Как избежать самых распространенных ошибок, обучаясь тому, как рисовать портрет? Во-первых, следует проверить свой карандаш. Он не должен быть слишком твердым. Иначе вы не сможете наносить штриховку и полутона. Линии будут получаться слишком светлыми. Во-вторых, никогда не рисуйте портреты с фотографий на документы. Человеческое лицо, повернутое строго в анфас, изобразить трудно даже умелому художнику. Тем более что на документах люди всегда выглядят неестественно, и нарисовать с таких фото хороший портрет не удастся.

У многих трудности возникают с передачей правильных пропорций черт лица и симметрии. При нанесении штриховки не бойтесь черного цвета. Он жизненно необходим, так как оттеняет более светлые участки и отражает естественную тень. Не пренебрегайте объемностью рисунка. Причина проста. Все естественное имеет объем. К тому же необходимо помнить, что в природе нет предметов, которые имеют четкий контур. Используйте линии с разной тональностью. Не работайте с дешевой бумагой. У нее слишком гладкая поверхность. Она отталкивает грифель, линии получаются слишком тонкие и светлые.

Виды портретов

Мы привыкли считать, что портрет - это изображение человеческого лица. Так ли это? В природе существуют разные виды портретов, а именно: головной, погрудный, поясной, поколенный и в полный рост. Для выполнения каждого из них есть свои нюансы. Но перед тем как научиться рисовать портреты, нужно обязательно изучить человеческую анатомию. В ином случае вы не сможете правильно передать все пропорции тела. А кому нужен искаженный рисунок?

Работа под заказ

Научившись тому, как рисовать портреты карандашом поэтапно, на этом можно неплохо заработать. В последнее время многие хотят иметь собственное изображение, выполненное в классическом стиле или в виде шаржа. Немалой популярностью пользуются также семейные портреты, так что полученные знания и потраченное время не пропадут зря.

Заключение

Пройдя данный урок, вы сможете воплотить мечту. Но после отработки урока на тему «Как научиться рисовать портреты» не стоит останавливаться. Полученные навыки можно приумножить. Они помогут в изображении общих портретов целой группы людей. И не только! Можно приступить к рисованию автопортрета.

Фотография - это, конечно, хорошо. Но рисунок имеет большую ценность. На нем как будто проступает душа человека. Такой подарок, особенно кому-то из близких, обязательно понравится.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.