Как любовь к одинцовой меняет базарова. Выдерживает ли Базаров «испытание любовью»? Влияние нигилизма на личность Базарова

Увидев Одинцову, Базаров был смущен и потрясен сдержанной силой и властью этой аристократки. Одинцова в спорах с Базаровым разрушает его односторонний взгляд на людей. Она постоянно заводит его в тупик, он уязвлен, подавлен, смущен. Любовь, которую Базаров отрицал, стала ему понятна. Эта любовь изменила жизнь Базарова, изменила его самого. В душе у него совершается трагический раскол, и он начинает борьбу с самим собой. Жизнь заставляет пережить такие ощущения, которые подрывают основные его убеждения. Отныне в Базарове постоянно живут и борются два человека. Один из них- убежденный противник романтических чувств, тот Базаров, который одержал психологические победы в спорах с Павлом Петровичем; другой- романтик и мечтатель. Но он, влюбленный в Одинцову, всеми силами ума будет давить в себе живое чувство.
Евгений сердится на Одинцову за ее нерешительность в любви и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любви Одинцовой; как нигилист, он призирает себя и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Эта неудача в любви повлекла за собой тяжелые последствия в судьбе Базарова. Она привела к кризису его односторонние взгляды на жизнь. Признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Но как незаурядный человек герой не может с собой справиться: и любовь, и поэзия и сердечное воображение прочно живут в его душе! Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили.
С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.Увидев Оденцову,базаров

Sine ira et studio P.C. Tacitus
(Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.


ЛЮБОВЬ В
ЖИЗНИ БАЗАРОВА И КИРСАНОВЫХ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


Творчество
великого русского писателя Ивана
Сергеевича Тургенева - это гимн высокой,
вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856),
“Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860),
повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и
многие другие произведения. Любовь в глазах
Тургенева прежде всего таинственна: “Есть
такие мгновения в жизни, такие чувства... На
них можно только указать - и пройти мимо”,


- читаем в
финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе
с тем способность любить Тургенев считал
мерилом человеческой ценности. В полной
мере этот вывод относится и к роману “Отцы
и дети”.

Любовь
играет существенную роль в жизни Николая
Петровича Кирсанова. Женившись сразу же
после смерти родителей, Николай Петрович
всецело отдается мирному течению
деревенской жизни. “Десять лет прошли как
сон”. Смерть жены - страшный удар для
Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар,
поседел в несколько недель; собрался было
за границу, чтобы хоть немного рассеяться...
но тут настал 48-й год”.


Отношения
Николая Петровича с Фенечкой значительно
спокойнее, “...она была так молода, так
одинока; Николай Петрович был сам такой
добрый и скромный... Остальное досказывать
нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова
именно своей молодостью, красотой.


Тургенев
проводит через испытания любовью и Павла
Петровича Кирсанова. Встреча на балу с
княгиней Р. резко изменила жизнь героя.


Павел
Петрович не в силах противиться своему
чувству. Пронаблюдаем за отношениями
Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу
Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но
когда она охладела к нему, а это случилось
довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он
терзался и ревновал... таскался за ней
повсюду... вышел в отставку...” Безответная
любовь окончательно выбивает Павла
Петровича из колеи. “Десять лет прошло...
бесцветно, бесплодно и быстро, страшно
быстро”. Известие о смерти княгини Р.
заставляет Павла Петровича бросить все и
поселиться в родовом имении, “

. ..потеряв
свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с
Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же,
не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой
ревности и желании отомстить за поражение в
споре. Но можно ли говорить, что “старички”
Кирсановы не выдержали испытания

любовью?
Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное
и сложное чувство - любовь!

В суждениях
о любви Аркадия Кирсанова чувствуется
влияние Базарова. Подобно своему “учителю”,
младший Кирсанов считает любовь “вздором”,
“чепухой”, “романтизмом”. Впрочем,
реальная жизнь быстро ставит все на места.
Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой
заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”,
“студентиком” рядом с ней. “Напротив, с
Катей Аркадий был как дома...” Молодой
Кирсанов, говоря словами Базарова, не
создан для

терпкой,
бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична.
Женившись на Катерине Сергеевне, он
становится “рьяным хозяином”. “У Катерины
Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже
бегает молодцом и болтает речисто”.
Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу
семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся
теперь выяснить, что значит любовь в жизни
Базарова, ведь молодой нигилист отрицает
все “романтические чувства”. Впрочем,
Базаров “далеко не женоненавистник”. Он
был “великий охотник до женщин и женской
красоты, но любовь в смысле идеальном, или,
как он выражался, романтическом, называл
белибердой, непростительною дурью...”
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и
братьев Кирсановых - молодостью, чистотой,
непосредственностью. Дуэль с Павлом
Петровичем происходит

в
тот момент, когда Базаров испытывает
страсть к Одинцовой. Получается, что
Базаров не любит Фенечку, он испытывает к
ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело
отношения с Одинцовой. “Одинцова ему
нравилась: распространенные слухи о ней,
свобода и независимость ее мыслей, ее
несомненное расположение к нему - все,
казалось, говорило в его пользу; но он скоро
понял, что с ней “не добьешься толку”, а
отвернуться от

нее он, к
изумлению своему, не имел сил”. Тургенев
рисует внутреннюю борьбу героя с самим
собой. Именно в этом заключается объяснение
показного цинизма Базарова. “Этакое
богатое тело! Хоть сейчас в анатомический
театр”, - говорит он об Одинцовой. А между
тем Аркадий замечает в своем друге и
учителе непривычное волнение, даже робость
в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова
- это не только физическая страсть, это
любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он
никак не допускал, над чем всегда трунил,
что возмущало всю его гордость”.


Борьба
Базарова со своим чувством изначально
обречена на неудачу. Своим романом писатель
утверждает вечные ценности любви, красоты,
искусства, природы. Во время свидания с
Одинцовой Базаров вдруг ощущает
потрясающую красоту и таинственность
летней ночи, “...сквозь изредка
колыхавшуюся штору вливалась
раздражительная свежесть ночи, слышалось
ее таинственное шептание. Одинцова не
шевелила ни одним членом, но тайное
волнение охватывало ее понемногу... Оно
сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал
себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...”
“Любовь” и “романтизм”, над которыми
Базаров так едко смеялся, входят в его душу.
Евгений прекрасно видит, что Одинцова
слишком уж себя “заморозила”, что она
очень высоко ценит собственное спокойствие
и размеренный порядок жизни. Решение
расстаться с Анной Сергеевной оставляет в
душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед
смертью с Одинцовой, тургеневский герой
говорит о своем высоком предназначении, о
трагическом одиночестве, о России.
Исповедальные слова! Такие произносят
только

перед
священником или самым близким человеком...
Смерть Базарова свидетельствует о его
незаурядности. “Умереть так, как умер
Базаров, - все равно что сделать великий
подвиг...” (Писарев).

Таким
образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в
жизни нигилиста Базарова любовь играет
трагическую роль. И все же сила и глубина
чувств Базарова не пропадают бесследно. В
финале романа Тургенев рисует могилу героя
и “двух уже дряхлых старичков”, которые
приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели
любовь, святая, преданная любовь не
всесильна? О нет! Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в
могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно
глядят на нас своими невинными глазами: не
об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии


“равнодушной”
природы; они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной...” Таков
философский финал романа “Отцы и дети”.
Главный итог жизни Базарова в том и
заключается, что герой сумел, пусть на
недолгое время, пробудить непосредственные
чувства в тех, кто холоден от природы, как
Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а
не ненависть или нигилизм. Поэтому так
уместны в финале романа слова Тургенева “о
вечном примирении и о жизни бесконечной...”

Как Базарова изменила любовь?

Ответы:

Евгений сердится на Одинцову за ее нерешительность в любви и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любви Одинцовой; как нигилист, он призирает себя и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Эта неудача в любви повлекла за собой тяжелые последствия в судьбе Базарова. Она привела к кризису его односторонние взгляды на жизнь. Признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Но как незаурядный человек герой не может с собой справиться: и любовь, и поэзия и сердечное воображение прочно живут в его душе! Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили. С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”. Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.