Из рассказов о сказочниках. Литература и изобразительное искусство

СКАЗКА Ф. И. ЗЫКОВА

Федор Иванович Зыков - сибирский сказочник. Крестьянин глухой таежной деревни, Кульчек (на р. Енисее, Красноярского округа). Сказки его впервые записаны в 1926 г. И. Г. Ростовцевым.

«Федору Ивановичу, - пишет собиратель, - 79 лет. Это высокий, бодрый еще старик с видом библейского патриарха. Копна белых волос на голове, хорошие живые глаза, вполне почтенная седая борода. Длинная ситцевая рубаха перехвачена по старинному шнурком. Широкие холщевые «шановары» спрятаны в короткие «сагыры» (ичиги) с растопырившимися голенищами. «Сагыры» эти кажутся лишними ненужными к крупной кондовой фигуре старика». Он - местный знахарь, сказочник и свадебный дружка. Но, главным образом, сказочник.

«Сказывать сказки ему приходилось много и часто, «на мостах» (дорожная повинность при царе), в тайге, в «беседах», просто длинными зимними ночами - их требовали от него и сейчас еще требуют»... Рассказывает он веско и спокойно. «Не заминается и не останавливается, подыскивая слова. Не вскакивает с места и не бегает по избе, как народные актеры. Он неподвижно сидит на лавке, сочно сплевывая и перебирая кисет с табаком. Только в патетических местах делает несколько энергичных жестов.

У него очень отчетливое представление о роли слова и детали в сказке. «Тут одно слово како неладно и ничего не получатся. Тут надо все быстро делать». Как и большинство сказочников, Федор Иванович многому

верит из того, что рассказывает. Поэтому при передаче геройского поступка какого-нибудь богатыря, он не может удержаться от выражения удивления или восхищения».

Сказки перенял он еще в молодости; сказка о «верной жене» носит явные следы солдатской обработки, но сам сказочник в солдатах не служил; возможно, что эта сказка слышана им от местных поселенцев, от которых переняты им и некоторые другие сказки. Кроме приведенной здесь сказки, от него записаны еще «Франциль Ванциен» и «Иван-Царевич и Чудище медный лоб».

ВЕРНАЯ ЖЕНА

Был купец. И он помер, и жона померла. Оставили оне сына 19 лет. И осталось добра много мангазинов товару. И надо ему жениться, найти бабу. Он заставил дворника запречь корету и поехал по городу. Едет и видит сидит у ворот красавица (от которой собаки бросаются). Он и спрашиват: «Можно ли к вам заехать ночевать?» А оне бедного положения. Она говорит: «Што вы смеетесь над нами?»

«Ничего не смеюсь... »

Заехали. Кучер выпрег коня. Зашли в хату, сели чай пить. Он и спрашиват отца, сколько вашей девице лет? - «Да девятнадцать», говорит. - «Дак пора замуж отдавать уж». - «Да», говорит: «Да кто возьмет - мы люди бедные?» - «Дак отдайте за меня!»

«Что, говорит, вы над нами надсмехаетесь?» - «Ничего», говорит: «не надсмехаюсь. Суррезно!» Наконец, сговорились, условие сделали, честь честью. И сегодня же купеческой сын выговорил ночевать с невестой. Ну как пришлось

ночевать, он стал лакомиться с ней. Ну а она и готова. Вот он и стал думать, что поэтому она мне не жона. Утром встал и говорит хозяину: «Хошь я и засватался», говорит: «а не жених. Проси сколько надо за бесчесьё - с вашей дочерью спал». Тот запросил тысячу рублей. Купеческий сын заплатил и поехал дальше по городу.

Видит он, сидит опеть бедная девица. Он спрашиват: «А что можно заехать к вам чайку покушать?» - «Ежели не помо̀ргуете , то заезжайте». Тот заехал и за чаем опеть спрашивает: - «Сколько этой девице лет?» - «Да уж двадцать», говорят. «Дак можно и замуж отдавать», и стал опеть за себя сватать. Те говорят: «Что смеешься ты над нами, что ли?» Но все-таки сговорились, условье поставили. Он и говорит: «Теперя мы пойдем с невестой в екипаж и отдохнем». Пошли. Он к ней там и стал ластиться. А она не хочет. Он стал грозить и леворвертом, добиваться. А она говорит: «Убивай, не боюся!» Он выташшил нож и стал ножом грозить. А она не хочет. «После свадьбы», говорит: «сколько хошь, а сейчас не желаю Хошь убивай!» Он и думает: «Вот это будет жена!.. »

Втапоры, как сделали условие, отец и говорит: «Как же ты ко мне заедешь? Дом у меня плохой!» Тот спрашивает: «Не продает ли кто здесь дома?» - «Да вот продает одна вдова». Поехали они к ней. А у вдовы дом каменной, трехетажной, в нижнем етаже мангазины с подвалами. Спросили: «Продаешь?» - «Да, продаю!» Ну он заплатил ей сколько-то там тысяч; пошли в присутственно место, написали ку́пчу.

Заплатил он все. Приехали, он и говорит: «Вот, названной ты мой тесть, переезжай в етот дом, живи!» - Дал денег на закуски, на свадьбу. Потом приехал, женился на его дочери, привез ему несколько возов добра: «Торгуй!» Завалил все его подвалы. Тот стал торговать.

Раз поехал он в чужу сторону торговать. Вот пришлося ему в одном присутственном месте, в беседе али в какой гостиннице. Все хвалятся, а он сидит и не хвалится. Его спрашивают: «Ты что жо сидишь?» - «Да так», говорит: «Што есть, то есть, а чего нет, то куплю». Один и говорит: «Хошь бы бабой похвалился!» Он отвечат: «Это да!... Уж никто не сомутит !» Этот фискал вызвался сомутить. Составили условие. Купеческай сын говорит: «Принеси бруслет, часы и перстень!»

Вот тот пошел, а был грамотной. Приехал, написал, что он товарищ ее хозяина. Она его приняла, угостила, спрашиват: «Так ты видел моёго мужа?» - «Да видал», говорит. Вот пришла ночь. Она повела его в отдельну комнату. А он написал туда и подает ей, што муж ей велел ночевать с ним. Она закричала, затопала, позвала работников. Те его избили и выбросили за ворота.

Лежал, лежал он, отлежался и пошел в кабак. Попалась ему дорогой старуха. Он со злости толкнул ее. Та упала и говорит: «Напрасно ты бьешь меня. Я тебе пригожусь». Тот подумал. - «Правду, што старой народ лучше, больше нас знает». - «Помоги», говорит и рассказал ей все. «Ой, говорит, тут трудно помочь. Поди ты и закажи гартироп, да так, штоб в нем был на боку

сучок. Этот сучок надо выбить. Ты сядешь в этот гартироп, а я повезу тебя продавать. Она наверно купит».

Так они и сделали. Вот приехала та на базар, видит гартироп. Купила, заплатила 25 рублей, велела своим слугам ложить его на волока . Поставила она его в свою спальню. Когда она как уснула своим крепким сном, скинула перстень, часы и бруслет и положила на стол. Тогда он вышел и забират эти самы часы, и перстень, и бруслет и отправляется, куда ему нужно.

Приходит в то место, куды они завешшали, и приносит знаки. Втапоры все ахнули: принес все правильно. Тот и говорит: «Ну, забирай все мои товары. Ты будь хозяин, а я ничем!»

Нагружают все товары. Фискал рапоряжается всем. Жона спрашиват: «Что жо это, Иван купеческой сын, у тебя он прикашшик, али кто нибудь?» Он говорит: «Молчи, не твое дело!» Приказал дворнику коня запрягать. «Но, садись. Поедем со мной!» Сяли на лёкку шлюпку. Выехал он за город и говорит: «Я надеялся на тебя, как на стену каменну, а ты себя погубила и меня раззорила». Згреб ее и стал молотить. Избил до полусмерти, потом свалил ее в ему́рину .

Потом она лежит. Отлежалась. Пастух пас скота. Слышит, что человеческой голос. Пастух думат: «Что тако?.. Кто ето кричит?» Подходит к емурине , видит человек лежит. «Ах, кто доброй человек, крешшоной, выручи меня из этой емурины!» Он раньше ее знал, а тут узнать не мог: избита она. Он пас в отгоне , у него нашлась косушка вина. Он напоил

её. Прожила она у него две недели - поправилась.

Когда у нее все знаки зажили, пошла она в город, где шьют лопать. «Сшейте мене мужицку лопать: брюки, сюртук и фуражку с козырьком». Надела, приходит в присутственно место, волосы обрела, груди подтянула. Ее начальник спрашивает: «Што надо, молодец?» - «Хочу, говорит, послужить богу и великому восударю вольноопределяшшим!» Забрели ее, взяли. Как она раньше многому была обучона, выходит дядька, показал, росказал - она всё делает сразу, все понимает и словесность и ружейные приемы. Он и говорит начальнику: «Толи этот вольнопределяшшой, али какой учоной. Все хорошо делат».

Ковда она обучилась всему, жалуют ее чином, ундер-офицером, офицером и так дослужилась до енерала. Женшина!

А тот с етой досады стал пить с горя. Жил плохо. Дожил - в одной рубашке остался. Пошел в кабак, сидел, думал, думал и додумался. Таким же манером приходит, на службу записался. Его также дядька учит. Но у него с печали мешаться стало. Но все таки он понял и словесность и ружейные приемы, смог до возвышения дослужиться, но только до полковника.

Вдруг делатся в том месте тревога. Нужно прибавить в город войска. Приказывают полковнику: «Гони войско в этот город. А ты, енерал, держи войско и наследуй как следушшим порядком».

Ковда она узнала его, своего хозяина (сошлись они в присутственном месте, али где

в беседе, а у него рубец был на шее), она подошла и говорит: «Ах, кака одежа у вас хороша! Кто её шил? Расстегни ка ворот, я лучше разглежу». Тот, дурак, росстегнул. Она поглядела рубец. «Верно - думат - правду, мой хозяин».

Ну, потом нужно гнать полк. Гонят. Доехали до станции. Енерал распоряжатся: «Ну, полковник, иди ишши фатеру!» Ну тот нашол. Не худу́ жо фатеру нашол. А енералу не ндравится. «Запах, говорит, плохой». Ругатся, подошел: хлесь , хлесь - набил полковника. Завтре опеть енерал бьет полковника. А ей хочется свои побои отплатить. Тот думат: «Ну енерал!.. Хошь бы убрали его куды небудь!»

Вот последня станция. Это был тот город. Он кроме своего дома ничего не мог лучше найти енералу. Енерал говорит: «Вот ето хорошой хозяин. Очень рад!» Разошлись по разным комнатам. Енерал с хозяином пошол в отдельну комнату, а полковнику приказал итти в суседню. «Ступай и все пиши». Вот енерал спрашивает: «А што жо, ты - старожил, али приезжой?» - «А я, говорит, вашо превосходительство, мене все это имущество досталось так, дарма»... «Как дарма?» - «Да вот так. Были мы в одном месте. Все хвалились то тем, то другим, а он (прежней хозяин) нечем не хвалится. А я ему и говорю: «Похвались хошь бабой своей». А я ему и говорю: «Я ее угребу ».

«Поспорили, составили договор - достать знаки: перстень, бруслет, чесы. Все сделали. Ежели я принесу знаки - то все заберу, ежели нет - я ему вечной слуга. Вот я явился к ней с письмом, што его товарищ. Она меня приняла честь

честью, потом повела в отдельну комнату. Я ей и говорю, што муж ее велел с ней ночевать. Как она закричит, затопат. Сбежались слуги. Она говорит: «Возьмите етого человека нече́сно ». Стали меня бить. Избили, выбросили. Лежал я до солнца. На другой день стал, пошол в кабак шкалик вина выпить. Пошел, попадает мене старуха встречу. - «Што ты, дитетко, печальной?» Меня серцо взяло, пнул ее. Та говорит: «Не пинай, дитетко, я теби ишшо пригожусь!» Верно, думаю, стары люди! Росказал ей, как меня напотчивали и проводили. Она научила сделать гартироп, на середку выбрать доску с сучком, сучек выбить, дырку сделать и сделали. Старушонка повезла на базар. Та едет, спрашиват: «Как цена?» - «25 рублей». Купила, поставила в свою спальну. Вечером сидела, сидела, плакала, потом уснула своим крепким сном. Я вылез, забрал все: часы, бруслет, перстень. Забрал, пришел в условлено место, где условие писали при всей публике, принес все знаки и все заступил у него сколько было».

А полковник все пишет там. Тут енерал и говорит: «Ну што записал, полковник?» Тот говорит: «Записал всё!» Ну россудил енерал хозяина. Сразу и расстреляли этого человека. А у него были родственики. Оне донесли все в сенат амператору. Тот приехал, призвал енерала, спрашиват: «За что ты росстрелял его?» Тот все россказал, как было. Прочитал царь: - «Правду», говорит: «все тут записано?» - «Правда», говорит: «вашо величество». Тот его выше енерала сделал графом, графску одежу на него надел.

Приежат он в этот город свой. А полковник и думат: «Штоб тебя язвило! Я думал ему там голову снесут, а он графом приехал!» Ну, с дороги все таки стали пить, гулять, хоть и трудно это полковнику.

Ковда погуляли, граф и говорит: «Полковник, как хошь, а эту ночь ночевать со мной должен». Ковда пришло време ночевать, граф розделся, а полковник медлит. Граф кричит: «Што ты думать - роздевайся!» Тот розделся. «Ну, ложись со мной!» Тот лег. «Обнимай», говорит: «меня!» Тот боится. Наконец, узнал, што это женшина. Ну, она и спрашиват: «Ежжал ты в эти ворота» Он говорит: «Што вы, вашо сиятельство!» А она ему: «А помнишь, что ты писал за стеной. За што ты меня избил товда? Я ни в чем не виновата была».

На утро она одеват на него графску одежу, а сама наряжатся графиней. На том и дело кончилось, и сечас так живут.

(Сказки из разных мест Сибири... 72-76 стр.).

Запись:930633

События

Заметки

Зыков Федор Иванович…

Все юбилейные награды военкомат исправно и регулярно выдавал и Федору Ивановичу Зыкову. Фамилия Зыкова всплыла, когда следователь Алексей Кузовов проверял заявление по факту расстрела жителей деревни Гуторово. В ходе расследования выяснилось, что соратник Тараканова Зыков причастен к множеству преступлений.

Цинизму светловолосого паренька (в детстве родители называли его солнышком, золотцем) поражались даже фашисты. Он лично проводил допросы и сам убивал. Бывало, ведут человека на расстрел, а щеголь Федор идет следом, на ходу обрабатывая ногти маникюрной пилочкой. Потом достанет парабеллум и хладнокровно расстреливает жертву. «Я жив не буду, если кого-нибудь не убью! – вспоминают свидетели крики Зыкова. – Сжег весь Пречистенский район, сожгу Смоленск и всю Россию!».

Зыков лично замучил партизана Сашу Прудникова. Семнадцатилетнего паренька распяли на столе, и Зыков, закатав рукава, четвертовал мальчика. Кинжалом вырезал уши, нос, язык, половые органы. Выколол глаза. Вырезал на теле Прудникова звезду. Мучения продолжались несколько часов, но Саша никого не выдал.

Когда Смоленщину освободили, Зыков отступил вместе с немцами. Вскоре он «повысил квалификацию» в лагере особого назначения (Летцен), получил звание подпоручика и в 1944 году в составе полусотни власовских офицеров был направлен в Освенцим. Страшно даже представить себе, чем занимался ангелоподобный Зыков в концлагере…

Федора Зыкова судил военный трибунал Московского военного округа. Смертный приговор был оглашен 5 мая 1989 года в ДК железнодорожников Смоленска. Здесь же в 1987 году судили Тараканова. В 1990-м Зыкова расстреляли. Тараканова – в 1988-м.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

365 сказок для Принцессы
Книга I
Федор Михайлович Зыков

© Федор Михайлович Зыков, 2017


ISBN 978-5-4485-1959-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пролог

Начинать любой труд необходимо с пояснений и определения его сути, что весьма непросто, но обо всем по порядку.

Итак, перед Вами, уважаемый читатель, собрание рассказов с простым названием «365 сказок для Принцессы», пусть оно не создает стереотип легкости и возвышенности, возможно, такие моменты там тоже имеются. Следует помнить, что все это мысли человека, который пытается донести их до других, даже если они идут вразрез с читательскими суждениями.

Термин «Принцесса» не подразумевает дочерей королей и королей, которыми мы являемся сами для себя, но раскрывает скрытое состояние среди людей разного пола, возраста, статуса, вероисповедания, а именно, желание быть защищенным, чувствовать любовь в различных ее проявлениях, заботу и многое другое, что можете, уважаемый читатель, найти внутри себя.

Я вижу ее девочкой, которая изменяется каждый день, всегда находя радость и опыт в любом их проявлении, следует уточнить, время не властно над ней, поэтому каждый раз следует принимать ее по-своему: ребенка, подростка, девушку, женщину. В любом случае, мой возраст, как рассказчика, будет отличаться в большую степень.

Каждый рассказ – законченная мысль со своим тезисом, собирая их можно получить, либо удовлетворение, недоумение, либо неприязнь к автору, это зависит только от отношения читателя к тексту. В этом сборнике всегда найдется противоречие, которое необходимо осознать. Немаловажен эпиграф, в большинстве своем, это строчки из песен, которые могут передать основную мысль текста, в любом случае, желательно прослушать ее, чтобы создать полное впечатление о произведении.

На этой ноте перейдем к преамбуле.

Преамбула

Давно это было, моя дорогая Принцесса, настолько, что я, не помня своего собственного возраста, видел, как бегал мальчишкой великий король – твой дед, а потом рассказывал различные истории твоему отцу. Каждый раз, называя новую цифру своего возраста, верил в нее, будто она отражала хотя бы ту крупицу тысячелетней мудрости, что прошла через мое тело. Подобно джинну, я появляюсь в неизвестной точке нашего мира и исполню сокровенное желание того, кто меня нашел, но не искал.

Твой отец мечтает передать тебе знания и опыт со всех областей земного шара, но больше всего мудрость жизненную, и я исполню его желание. Мы с тобой проведем целый год незабываемых путешествий по глубинам моего сознания, и пусть в тебе отразится то, что формировалось долгие тысячелетия.

Спи спокойно, моя маленькая Принцесса.

Сказка началась.

Сказка о Лепреконе

Давно это было, настолько, что один желудь уже породил вокруг себя вековые дубы, а случайный родничок стал океаном. Знаешь, моя дорогая Принцесса, Ирландия – прекрасное и удивительное место. Но не об этой красоте идет речь, а о чудных лепреконах, которые жили в заповедном лесу. Никому не разрешалось входить на территорию, смельчаков ждала жестокая кара, по сравнению с которой смерть лишь спасение.

Добрый был народец, пел песни, добывал золото, изготавливал сладости, жил беззаботной жизнью. Казалось, о чем может мечтать тот, который все имеет? О том, что ему не нужно…

Это история, моя дорогая, об одном маленьком лепреконе, который решил познать, каково это быть человеком. Случилось это ранней осенью, в те самые дни, когда солнечные теплые лучи согревают опавший ковер золотистой листвы, где пушистая рыжая лисица ожидает зазевавшуюся белку или зайца. Вечер, еще не успевший погаснуть и перерасти в ночь, пленял маленьких человечков своим волшебством. Они верили, что именно в один из таких дней свершится нечто великое. Горькая правда. Все случилось именно в такой вечер.

Лепрекон захотел почувствовать себя человеком. А лучший способ, это пойти к людям, что он и сделал. Нарядился по-серьезному – зеленый камзольчик на белой рубашечке, зеленые шорты, да-да зеленые ботиночки и цилиндр с изображением клевера, старинного символа богатства и удачи, – и отправился в путь, щегольством напоминая немецкого барона. Излишняя доверчивость сгубила его. В кабаке, где он решил набраться опыта человеческого взаимопонимания, находились алчные люди, услышав пьяные истории о золотых реках, что находятся в заповедном лесу, они попросили лепрекона провести их туда. Долго наш герой пытался отказаться от невинной просьбы провести их туда, но хмель сыграл своё, и мошенники всё-таки попали в деревню…

Страшная картина открылась протрезвевшему лепрекону: деревня сожжена, все жители убиты, а те, кого он называл «мои друзья» собрали все золото в мешок и делили его. Горькая истина открылась ему, озлобившись, он убил людей, но слухи о сокровищах росли как на дрожжах, все больше и больше искателей приключений стягивалось к окровавленной поляне. Ужаснулся наш несчастный герой и перетащил мешок в глубины леса. Он проклял золото и самого себя…

Легенда гласит, что где-то на поляне стоит мешок с золотом, из которого выходит радуга, а рядом пляшет вечно веселый лепрекон….

Чашка кофе для Удачи

Очередной рабочий день, ни отдыха, ни перерыва, даже на перекур сократили время, объяснив распоряжением правительства, гадство, нет нам житья. Казалось, существовать миллионы лет ради того, чтобы проводить их в рутине, смешно, но выбора нет.

Странный пролог, точно такой же, как наше общество: вон сидит Пауль – толстый любитель гольфа, ну и что, что он не может поднять клюшку, он все равно обожает его, Руди вы уже видели, как нет, а ну да, это ленивое создание спало, во время вашего последнего визита. Стоп, а где все остальные? Опять меня кинули. Кошмар!

Часы пробили полдень, мне пора идти на собрание, вы, наверное, всегда думали, что судьба мира решается в каких-то овальных кабинетах за бетонными заборами, ошибаетесь, судьба мира решается во время нашей встречи за стаканчиком сока. Так, я забыл представиться – младший сотрудник ответственный за случайность – Милинор. Всего нас семь Пауль, Руди, Фарух, Арчибальд, Горислав, и я самый младший. Все отвечают за свои направления, самый старый – лидер, он выносит на повестку дня те или иные вопросы. Арчибальду не свойственно ошибаться, именно поэтому, его вердикт конечный. А к моим словам никто не прислушивается.

– Тема сегодняшнего заседания: Апокалипсис, – произнес Арчибальд, – у кого какие предположения?

– Давайте взорвем все атомные бомбы, – выпалил Фарух, он всегда отличался воинственностью и жестокостью, – представьте, как быстро все вымрут.

– Погоди, не спеши, – ленивым тоном произнес Руди, – сэр, а что случилось-то?

– Не вмешивайтесь в происходящее, мелкие сошки, – подал голос Горислав, как всегда считавший себя идеальным, – мнение Старшего не обсуждается.

– Эм, а может, мы дадим людям еще один шанс, – робко промолвил я, но мои речи не были услышаны, да и вообще, все сделали выражение лица, как будто Руди снова испортил воздух.

Арчибальд долго думал, всматривался в наши лица и высказался:

– Я согласен.

Они долго писали на бумагах свои планы, а мне не было дозволено принимать участие в голосовании.

– Время вышло…, – произнес Арчибальд и не глядя, в бумаги произнес, – победителем является Руди, смерть через еду наиболее жестока, особенно с личинками различных насекомых и вирусами. Перед завершением совещания приговор будет исполнен, все свободны.

На дрожащих ногах я поднялся раньше всех и сказал:

– Я отказываюсь принимать такие условия, вы все неправы.

Казалось, что время остановилось, лица Арчибальда, Фаруха и Горислава стали красными от ярости….

Щелчок. Тихая мелодия.

Я сижу в кафе. Армагеддон отменился. Совещание не состоялось. Случайность? Или Удача, как меня называли раньше….

– Ваше кофе, сэр, – произнес молодой официант.

Трудности жизни хомяка

– Фырх, меня зовут Хома, – шурх шурх шурх, – и я хомяк. Похлопаем мне. Ффырх. Расскажу вам свою историю.

Когда я появился на свет, меня сразу отдали каким-то людям. Ффырх. Эти ничтожные создания запихнули меня в клетку и заставили крутить колесико, – плюх, шмяк, – ауч, я упал. Изо дня в день они кормили меня и смотрели на мои толстые щеки, которые вовсе не толстые, я идеал хомяка. Ффырх.

Сколько раз я пытался от них сбежать, обломы преследовали меня. Вот стоило мне договориться с Тишкой, это их кот, что тот меня вытащит, а нет, не вышло. В самом деле, ну взял он меня в рот, ну протащил до входной двери, ну зачем так орать и бить несчастное животное веником, ну не умер я. Фьюх. Но мне тоже досталось, они заставили меня грызть морковку, а-а-а, ненавижу моркву, фьють.

Был случай, когда местный попугай научил меня притворяться мертвым, о, это так здорово, задерживать дыхание и чувствовать себя игрушкой, одной из тех, которыми жалкие человечишки меня снабжали, но опять мне не удалось. Ффырх. Ну, притворился я мертвым, а эти гадкие прямоходящие, взяли и начали мне чесать пузико, что ж вы наделали, гады, ну я и фыркнул от удовольствия. Они начали чесать мне спинку, ушки. А-а-а. Этот так приятно, но так стыдно. Ы-ы-ы.

Ну да, попытка с прогрызанием клетки была почти успешной, если бы не Барбосик, эта толстая тупая псина, меня спалила именно на выходе, ну какой его собачий дух, дал ему желание поиграть со мной. Ну и затяфкала эта дворняга, а толстый маленький людишка прибежал на зоф, фырк, ну и все, я опять в клетке.

Все так больше продолжаться не может, пишу послание собратьям по разуму. СПАСИТЕ МЕНЯ. Мне надоело: жрать корм для кошек и запивать водопроводной водой. Я хочу молочка и печенек. Ы-ы-ы.

Вечный ваш друг, хомяк, мечтающий о мировом господстве – Хома.

Всемогущество

Очередной день не приносил никаких результатов, люди, словно ошпаренные муравьи, носились по своим бетонным домикам, а те, кто «пожирнее и слаще» сидели в стеклянных «коробках» и наслаждались происходящим. Что касается меня, то, отдыхая на созданном специально для себя ковре-самолете, наблюдал за зрелищем. Коего к слову не было.

Когда мне пришла в голову мысль, что я – всемогущий? Может быть в детстве, в котором мне приходилось слышать: «Ты не такой, как все, будь уникальным». Смешно, уникальность однотипна. В подростковом ли возрасте, почувствовал, что могу изменять происходящее? Уже не важно «когда», но «зачем». Поначалу было трудно осознать свое превосходство, а овладение силой было весьма затруднительно. Понимая на бессознательном уровне, что любая огласка приведет к хаосу, начинаешь скрываться. Я модифицировал себя, и мог получать доступ к любой информации, так, если бы я ее сам услышал или видел. Мой мозг стал совершенным хранилищем. Все это позволило превратить обычные эксперименты в настоящее перекраивание мира.

Можно играть чувствами, или удовольствиями, или видоизменением тела, или же вообще мутациями, но любая шутка, произнесенная дважды, уже не смешит. Дать тихому отличнику возможность быть секс-гигантом, смешная шутка, но глупая, из этой же серии толстушка с невероятно повышенным возбуждением. Скука.

Пробовал останавливать время: предотвратил пару тысяч краж, убийств, смертей, аварий. Спустя день начались мировые конфликты. Вселенная не любит людей.

Решил начать исполнять желания, стать Творцом. Глупая затея. После сотен исполненных просьб, появились тысячи недовольных, затем миллионы алчных и наглых. В Мариинскую впадину их всех.

Пообщался на днях с Инопланетным разумом, ну что могу сказать, довольно милые ребята, договорились, если доживу, слетать к ним на родину.

День черт-знает-какой-то мне все надоедает, сколько раз я менял этот скучный мир? Так почему он не может быть хорошим? Создать утопию, в которой обязательно появится бунт, было… интересно… недолго.

День последний. Рассвет. «звук выстрела» грохот….

Босиком по пляжу

Есть я и ты, и несколько секунд,

Когда дыханье в страхе замирает.

Я знаю то, что не стареет и не тает;

И есть глаза, которые не врут.

Смысловые Галлюцинации – Вечность встанет с нами рядом


Среди унылых будней мы погружались в депрессию, тебе хотелось на море: поплавать, позагорать, ловить взгляды прохожих. Деньги у нас были, но всякий раз по причине той или иной мелочи, они тратились. Ты впадала в депрессию, я грустил.

Однажды, мне выпал подходящий шанс, и той суммы хватило на два билета. Мы прилетели на море. В конце сентября, когда завершился купальный сезон.

Ты огорчилась. Мы ходили по холодному одинокому пляжу, под ноги ударяла морская волна, которая стирала наши следы.

– Я устала, – произнесла ты, – пошли в номер.

Мои глаза скользнули по берегу и заметили тонкую тропу блестящих следов, они манили меня пройти дальше к чему-то приятному вечному. Казалось, проследуя туда, закончатся мои рутинные дни.

Я посмотрел на путь в вечность…

– Пойдем в номер, там тебе будет легче, – и мы ушли…

А там за спинами волны смывали наши шаги в вечность…

Письма для вечности

А ты пиши, куда и зачем ты знаешь

Пиши, я жду перемен, ты знаешь

Все может быть плен, летая во сне

И падая, падая, падая, падая не замечаешь

Casual – Пиши


Знаете, мое хобби путешествовать во времени и, общаясь с разными случайными людьми, просить написать мне письмо до востребования. Могу показать вам эту коллекцию, к слову на ход истории это не повлияло.

Письма: Иосифа Виссарионовича, Чингисхана, Черчилля, да и обычных людей, но был со мной случай в будущем, где я получил самое ценное письмо для своей коллекции.

3049 год. Венец человеческой эпохи. Люди достигли высот во всех областях, кроме бессмертия, но это уже не казалось тайной. В одном доме жил антиквар, который по утверждениям многих, хранил у себя редкости 20-го столетия. Моя встреча с ним была судьбоносной.

– Добрый день, могу я увидеть Петра Аркадьевича, – проговорил я скороговоркой.

– А, Фридрих, или Фарух, или Федр, как к вам следует обращаться? Какое имя в этой эпохе?

– Позвольте, откуда…, – начал я, но старик махнул ладонью, чтобы следовал за ним. Мы прошли в подсобное помещение, и он вручил мне вот это письмо – записку:

«Здравствуй, путешественник, ты так много посетил эпох, что не заметил маленькую странность, как минимум в пяти случаях мы косвенно пересекались, и в двух я писал тебе письма. Не собираясь ругать тебя, но радуясь тому, что ты уникален, пишу письмо в надежде встретиться снова.

Будучи бессмертным, я проживал очень скудную жизнь: семья умерла, цари менялись один за другим. И вот, однажды, увидев странного паренька просящего написать письмо, вдруг понял, что он – иной, посланник будущего. Спасибо тебе, ты вселил в меня смысл жизни. Надеюсь, мы еще встретимся».

Это самое ценное письмо и является бриллиантом моей коллекции.

Остров


Он существует.
Никто и никогда не был здесь.
К нему открыты дороги и водные течения.
Про него поют песни, хотя не видели его.
Кто захочет сюда попасть – не попадет.
Не видящий – дойдет.
Кто светел – тот и свят.
Не рай, но не ад.
Здесь спокойно.
Пустота.
Не стремись сюда.
Тебе здесь не рады.
Уходи прочь.
Беги.
Спасайся.
Пленник.
Здесь нет правосудия.
Страх.
Одиночество.
Не искушай судьбу.
Ты не достоин.
Безумие твое спасение.
Думай своим умом и найдешь тропу.

Стук

– Какая громкая музыка, – прозвучал приятный голос над моим ухом, – может пойдем отсюда?

Как я мог отказаться от такого предложения в момент, когда уже все наскучило, к тому же, эта девушка, так и пленила мой взгляд, будто весь мир остановился и перестал существовать. Она вела меня сквозь толпу, не задевая никого, словно горячий нож вонзается в холодное масло, так она проходила через этот хаос. Почему я шел за ней? Она мне казалось эфемерно несбыточной, как все те мечты, что терзали мою детскую голову.

– Давай посидим в кафе, – шептал мне тихий голос в голове, и я, вторя ему, озвучивал все вслух. Моя спутница смотрела в мои глаза, и улыбалась.

– Нет, в кафе не интересно, – протянула она, – что еще предложишь?

– Тогда, давай к тебе поедем, – произнес голос, а я, понимая всю беспардонность фразы, краснел, но произносил.

– Даже так? Ну, давай, только, чур, я за рулем, – сказала быстро девушка, схватив меня за руку. Она потащила мое послушное тело к иномарке и кивком головы предложила сесть. Я чувствовал себя, как ничтожество: ни машины, ни денег, ни нормальных отношений.

– Перестань думать, наслаждайся своими последними минутами, – рассмеялась девушка, ускоряясь, – сейчас мы врежемся вон в ту фуру, и перестанем существовать. Наслаждайся жизнью.

Идиотизм. Но первое о чем я подумал в этот момент, оказалась книжка, на которой я в 7 лет нарисовал кораблик, это было так давно.

Машина мчалась на 150 км/ч. Мои мысли исчезали под звонкий хохот спутницы. Хлопок…

– Тебе сахар две ложки положить, – утвердительно спросила она, двигаясь по кухне, – понравилась поездка?

– Это было настоящее?

– А ты как хотел, чтобы все решилось, как по волшебству, захотел понять то, чем дорожишь? Раз и понял. Нет, голубчик, такое бывает лишь в сказках.

– Да, откуда тебе знать, что я думаю, – вспылил неосознанно мой рассудок.

– У тебя на лице написано: что ты любишь, хочешь, чтобы она была счастлива, но у самого мрачные мысли. Не хочешь, чтобы тебя оставила, сомневаешься в ее словах, не доверяешь сопернику. Ты хочешь оградить ее от всего, но лишь терзаешь себе сердце…, – девушка не успела закончить, потому что я прервал ее.

– Что тебе от меня надо? Зачем терзаешь меня?

– Считай, что тебе повезло, будучи ведьмой, исполню одно твое желание, но выбирай осторожно и искренне.

– Какая цена?

– Зависит от сложности желания.

– Я хочу, чтобы все были счастливы, кто прошел со мной весь этот путь.

– Желание принято. Ты молодец. Спи спокойно.

Ведьма исполнила желание. Все обрели свое счастье, а о пареньке они забыли.

Где-то в подвале, в шкафу на верхней полке, в банке с формалином, билось одинокое сердце.

Выходной для зла

– Итак, мои дорогие коллеги, – именно так начал я свой монолог, – сегодня 3345 годовщина падения метеорита, а значит у нас, согласно древнему договору, выходной день. Можете заниматься своими делами.

Мои подопечные восприняли это вяло, в прочем, я их понимаю, наши выходные случались так редко, что мы забыли, как веселиться. Но надо отдать должное, они все разбежались, как тараканы от тапка.

А теперь давайте представлюсь, Валиул Вельзевулович XII или как зовут меня подчиненные – ВиВи. Будучи начальником «Косячного» отдела, слежу за тем, чтобы в людском мире не соблюдались гармония и порядок. Но сегодня, этим будут заниматься в «небесной канцелярии».

Странное дело, стоило мне с девушкой отправиться по людским магазинам (там очень красивые вещи, любая демонесса будет в восторге, особенно моя), так вдруг кто-то неудачно выехал с перекрестка с криками: «Черт бы вас побрал». Смешно звучит. Переглянувшись с подругой, мы помогли несчастному (куда смотрит Свет?). Прошло полдня, а я чувствовал себя светлым, спрашивается «ПОЧЕМУ я должен помогать людишкам?».

Вечер набирал силу, как вдруг ко мне срочно прибегает гонец из «канцелярии»

– Вельзевул Валиулович, помогите нам, люди перестали различать добро и зло. Все ваши сотрудники делают нашу работу, а мы не знаем, как уравновешивать.

– Валиул Вельзевулович для начала, тоже мне, нашли мелкую сошку. А во-вторых, у нас выходной, ваше руководство нам его разрешило.

– Просьба от Верховного, принять любые ваши условия…

– Прямо-таки любые?

– Да, исключение геноциды и войны.

– Скучные вы ребята. Ладно, скажи своим, что мы разрешим ситуацию.

Закончил я диалог, трансформируясь в демона. Ничего они не могут без нас, даже отдохнуть не дадут.

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки , от зимняка поросенка наступчатог о ».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

Обладатель фамилии Зыков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Зыков восходит к прозвищу Зыка. Так в старину называли обладателя «зычного», то есть звучного, громкого голоса. Удивительно, как иногда фамилия соответствует судьбе человека. Так, предок рода Зыкиных, вероятно, также имел прозвище Зыка, а Людмила Зыкина, народная артистка России, и сейчас славится выразительным, глубоким, «зычным» голосом.

Известно несколько дворянских родов Зыковых. Один из них восходит к XV веку. К его представителям относятся: Афанасий Тихонович Зыков, который во второй половине XVII века был думным дворянином; Фёдор Тихонович - воевода в Тамбове и окольничий; Фёдор Андреевич Зыков - воевода в Сургуте и думный дворянин. Этот род Зыковых внесён в VI часть родословной книги Тверской и Ярославской губерний.

Есть еще 2 рода Зыковых, восходящие к XVII веку и внесенные в II и III часть родословной книги Ярославской и Калужской губерний. Остальные роды Зыковых — общим числом девять — более позднего происхождения.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Так потомки человека по прозвищу Зыка получили со временем фамилию Зыковы.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Зыков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Зыков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Бф.О.).