История одной картины. «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Про жизненный путь Марии Магдалины ходит множество легенд. Историки так до сих пор и не сошлись в едином мнении, какое именно отношение она имела к Иисусу Христу. Большинство из нас знает, что она блудница, хотя доказательств этому нет. Возможно, ее образ искажался намеренно? Этот вопрос остается риторическим. Множество художников рисовали кающуюся Магдалину. В этой статье речь пойдет об образе легендарной женщины в живописи и ее роли в религии.

Роль Марии Магдалины в православии

Магдалина в переводе с греческого языка означает, что женщина родилась в городе Мигдал-Эль. В Евангелии о ней сказано, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной соратницей. Женщина находилась рядом с Иисусом в момент после распятия, принимала участие в его погребении и первая увидела его после воскрешения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. В православии она является равноапостольной святой.

Образ Магдалины в католической вере

У католиков Мария Магдалина — сестра Марфы и Лазаря, которые приняли Иисуса в Вифании. Она же блудница, которая умастила волосы Спасителя миром и омывала ноги Иисуса своими слезами и вытирала их своей шикарной копной золотистых волос. Эта сцена также является распространенным сюжетом на полотнах европейских художников.

Католики считают, что кающаяся Магдалина решила провести остаток жизни в пустыне, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотнах художников кающаяся Магдалина часто изображена полуобнаженной. Ее шикарные волосы частично заменили ей одеяния.

В западном искусстве ее образ представлен в жанре Vanitas. Он означает, что суета мирская больше не интересует женщину, изображенную на полотне. На картинах кающаяся Магдалина зачастую изображена с черепом. Он свидетельствует о том, что блудница осознала всю бренность земной жизни, и все мысли ее занимает вечная жизнь на Небесах.

Полотно «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана

Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Итальянский живописец в качестве натурщицы пригласил девушку, которая поразила его струящейся, как водопад, отливающей золотом копной волос. Позже ее ангельский лик и шикарные золотые локоны поразили герцога Гонзага настолько, что он решился заказать копию Художник не отказал заказчику. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.

До наших дней дошла легенда о том, что картина «Кающаяся Мария Магдалина» — это последнее, что держал в руках Тициан перед смертью. Это полотно вместе с множеством других унаследовал его сын — Помпонио Вечеллио. Наследник продал картины вместе с домом отца покупателю по имени Кристофоро Барбариго в 1581 году.

Три столетия спустя, в 1850 году, Николай I пожелал выкупить полотно, для того чтобы украсить им один из залов Государственного Эрмитажа в Зимнем дворце. Императору посодействовал в этом русский консул Александр Хвостов. Картину поместили в итальянский зал Эрмитажа. Вместе с этим полотном также здесь расположилось другое творение Тициана - «Венера перед зеркалом».

Анализ картины

Тема произведения искусства была выбрана Тицианом не зря, ведь сам он вел далеко не праведный образ жизни. Для того чтобы смыть с себя позор блуда и усмирить свою плоть, он написал шедевр, который восхищает любителей искусства до сих пор. Образ кающейся Магдалины вызывает ощущение благодати и любви. Фигура дамы прикрыта невесомой и полупрозрачной материей. Золотые локоны рассыпаны по груди, а взгляд устремлен в небесную даль. Магдалина умоляет творца небесного простить ее со слезами на глазах.

Еще одной из знаменитых картин, где увековечена Магдалина, является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» художника Паоло Веронезе. Художник изобразил сцену, когда Магдалина увидела Христа и бросилась обнять его, на что он ответил: «Не прикасайся ко мне!» На Марию была возложена миссия — сообщить о воскрешении Учителя апостолам.

Эта картина относится к сценам ночных раздумий. Живописец по имени Жорж де Латур был незаслуженно забыт длительное время. На созданном им полотне изображена Мария в момент, когда она решила принять христианство. На полотне дама думает над скоротечностью земной жизни. Ее светлый лик освещает луч. Красивые волосы обрамляют нежное лицо.

В центре композиции можно наблюдать свечу и зеркало. Они также имеют аллегорическое значение. Зеркало — символ самолюбования, женского тщеславия и обольщения, а за ним и сластолюбия. Свеча же, наоборот, является символом чистоты и веры, а также символизирует быстротечность человеческой жизни.

На коленях кающейся Магдалины также находится череп — атрибут отшельников, которые приняли аскезу во имя веры. Это говорит о том, что она готова к окончанию своей земной жизни.

О том, что Мария занимала особое место среди учеников Иисуса, также говорит то, что Леонардо да Винчи на своем полотне «Тайная вечеря» изобразил Магдалину по правую руку от Христа.

Исследователи Библии в последнее время в один голос твердят, что Четвертое Евангелие, возможно, было создано Марией Магдалиной. В тексте есть упоминание о том, что его создал любимый ученик. Это только гипотеза, поскольку достоверных доказательств этого нет.

Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина». Размер картины 119 x 98 см, холст, масло. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине», одном из шедевров эрмитажной коллекции. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. На деле же в этой картине Тициан еще раз утверждает гуманистическую и «языческую» основу своего творчества. Великий реалист, решительно переосмысливая религиозно-мистический сюжет, создает произведение, по своему содержанию открыто враждебное реакционно-мистической линии в развитии итальянской позднеренессансной культуры. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа? Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом – уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Кто такая Мария Магдалина? В СССР мы представляли это смутно. Что кающаяся грешница это конечно понятно. Но что это святая, спутница Христа, мироносица, свидетельница его распятия, первая увидевшая его воскресшим - это конечно не представляли (я точно не представлял). Вообще прошу этот пост сильно верующих не считать святотатством-это скорее воспоминание и размышление.

Мозаика Н.К. Бодаревского в Храме Спаса на крови. (Отметим что Храм Спаса на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра 2 и оттуда тянутся длинные нити российской истории и российских исторических персонажей, это конечно Николай Иванович Кибальчич, который перед казнью придумал космическую ракету, рисунки его были опубликованы только в 1918г.) Что 1 марта 1881г Александр 1 был убит знают, но даже имена покушавшихся и казнённых народовольцев знают далеко не все. Скажут они были террористы... А вы прочитайте их биографии, какие это были люди! Они могли составить Славу России, а совершенно бездарно были погублены царским режимом. А с чего всё началось? С хождения в народ, когда они хотели народ обучить и просветить. А их на каторги и в ссылки. Так что и царизм виноват что царя убили. По крайней мере простить по христиански их надо, тем более они заповедь нарушили и в отношении них заповедь нарушили)


Казнь народовольцев - первомартовцев
Казнённые: Андрей Желябов
Николай Кибальчич
Софья Перовская
Тимофей Михайлов
Николай Рысаков

К первомартовцам примыкал проведший долгие годы в заключении Николай Морозов, вообще самый интересный человек с биографией которого удалось в жизни познакомиться. Да, внуком Кибальчича был главный маршал авиации и любимец Сталина Александр Голованов
Ну мы отошли от Марии Магдалины. Не столкнуться с образом Марии Магдалины было почти невозможно. Дело в том, что в Эрмитаже есть картина Тициана. А в СССР искусство широко пропагандировалось и тиражировалось. Естественно эта репродукция появилась в массе журналов и изданий, а также телепередач (а про ЭРМИТАЖ был снят огромный сериал)


Эрмитаж
Ну откуда мы могли тогда знать (в школе), что это не единственная Мария Магдалина Тициана Вечеллио Были ещё и повторы (образ зацепил и автора и зрителей)

Музей во Флоренции

Музей Поля Гетти (США)
Естественно все копии сделаны с одной женщины (Джулии Фестины)
Обратите внимание, что картины несколко отличаются ракурсом, накалом раскаяния и...степенью обнажённости модели.
Теперь знаменитая интермедия Ефима Шифрина о Марии Магдалине (автор Семён Альтов)

Ну это конечно все тогда жившие слышали и смеялись. Но всё на свете неисповедимым путём связано. Что Шифрин дитя репрессий, так как родился в Магаданской области, где его отец отбывал ссылку знают многие, но уже далеко не все. А вот дальше интересней. Всё время со мною спорят, что адмирал Павел Степанович Нахимов не еврей. Попробуйте найти одного единственного Нахима хоть русского, хоть украинца (намякивают, что предок Нахимова был казак Нахименко), хоть кого угодно, но не еврея. Вот вам хоть гугл, хоть яндекс. Ну и кто у вас вылетает первый? Конечно - Нахим Залманович Шифрин. Сразу говорю, мне как интернационалисту абсолютно не важно, кто человек по национальности, но попытки антисемитов обязательно сделать адмирала Нахимова русским, ну хотя бы славянином конечно вызывают только улыбку.
Но вот ещё что интересно. Говорит - то он про картину Эль Греко. (А мы конечно представляли тогда картину Тициана). Но что это за картина??? Оказывается их тоже было несколько и про какую всё это написано не совсем ясно.

1577

1590

С Эль Греко можно уже тихо тронуться умом. У него это вообще разные Марии, от слова вообще. Это разные женщины. И похоже я не все его картины на этот сюжет нашёл.
Но и Эль-Греко далеко не исчерпал тему, тема эта для художников одна из самых любимых

Гверчино

Carlo DOLCI

Виктор Васнецов

Эдельфельд 1890

Carlo Crivelli - Mary Magdalene, 1476

Периджино - Мария Магдалина, ок. 1500

Караваджо

Э. Ф. Сандис - Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte - Maddalena penitente, 17 ст.

José de Ribera - Maria Magdalena,1641

Гвидо Рени - Кающаяся Мария Магдалина

Хайес - Молитва Марии Магдалины 1825

Хайес-Кающаяся Мария Магдалина

Джампетрино

Ла Тур, Жорж де. Кающаяся Мария Магдалина


Арнольд Бёклин -Плачь Марии Магдалины над телом Христа 1868

Джеймс Тиссо- Кающаяся Мария Магдалина

Жан Беро - Магдалина в Доме Симона фарисея 1891

Джузеппе де Рибера

Хендрик Тербрюгген- Меланхолия или Мария Магдалина 1628

Альфред Стевенс 1887

Антонио Канова

Доменико Фетти 1621
Вот то что размещено здесь-это ничтожная часть того, что есть. То есть это ОГРОМНЫЙ пласт мировой культуры. Смысл самого образа. Если согрешил, то можно покаяться и жить как честный человек. Художники стараются отображают образ раскаявшейся грешницы ставшей святой, а люди...люди пока продолжают благополучно грешить (стяжать, убивать, прелюбодействовать и лгать). Но тем не менее раскаяться никогда не поздно (пока жив).

Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ