Индейцы с эквадора племя кечуа. Индейцы кечуа: формирование народности

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа .По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

  • - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...

    Энциклопедия мифологии

  • - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
  • - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...

    Современная энциклопедия

  • - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
  • - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм.; нескл., м, нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...

    Толковый словарь Даля

  • - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...

    Словарь синонимов

"Кечуа (индейский народ)" в книгах

Инки-Кечуа

автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с

Индейский праздник

Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Индейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними

Индейский телеграф

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Индейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на

VI. «Индейский социализм»

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

VI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все

Распространение языков кечуа и хаки

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык

Индейский рис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Майя (индейский народ в Мексике)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Кечуа (индейский народ)

БСЭ

Кечуа (язык народа кечуа)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Несостоявшийся индейский расизм

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Несостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные

Кечуа

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Кечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после

Два разговорных языка: кечуа и аймара

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Два разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное

Кечуа, кичуа, индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили. Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри ("Инка-царь"), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Ю. Е. Берёзкин

КЕЧУА ЯЗЫКИ , группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua). Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско. В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.
Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара (см. АЙМАРА). Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена. Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

Энциклопедия "Кругосвет".

В гости к индейцам кечуа

Перу - загадочное и удивительное место на Земле.
До получения статуса независимости, состоявшегося в начале XIX века, страна триста лет пребывала в колониальном рабстве у воинствующих испанских конкистадоров, которые, сталью и порохом поставили могущественную империю инков на колени.

Но еще до прихода инков, на земле Перу жил и продолжает жить, как ни в чем не бывало, древний индейский народ кечуа.
Сегодня в Южной Америке насчитывается 15 миллионов индейцев этого племени, половина из которых живут в Перу и составляют 50 процентов жителей. Несмотря на проникновение цивилизации в удаленные уголки страны, кечуа продолжают сохранять культурные и языковые традиции.

Гиды решают всё

В эти места не добрались воинственные инки. Сюда так и не дошли алчные конкистадоры
Неудивительно, что некоторые горные районы Долины инков, где до сих пор находятся индейские общины кечуа, оставались сотни лет почти нетронутыми из-за их крайней труднодоступности. Четырехкилометровая высота и разреженный воздух, наполовину лишенный кислорода, суровый климат, каменистая почва и полное отсутствие деревьев - цена независимости и спокойствия этих немногословных людей, этнических перуанцев, с которыми я хотел поближе познакомиться.
Задача оказалась сложной, так как индейцы живут бедно и замкнуто, не пуская к себе чужаков, особенно иностранцев. Тем не менее, нашему гиду, Сергею Баранову (shamansworld.org), удалось договориться о моем визите в высокогорную деревню индейцев кечуа. Откровенно говоря, Сергей заслуживает отдельной истории... Удивительный человек, познакомивший нас с индейскими традициями и ритуалом кактуса Сан Педро. Но об этом я расскажу в другой раз))
И так, рано утром, на рынке городка Калька, мы встретились и познакомились с Леандро Хуамана, главой местного самоуправления Уарки (Huarqui), одной из высокогорных деревень кечуа. Леандро пригласил меня остановиться на ночлег в его доме.

Место встречи изменить нельзя

Сельский рынок как место встречи, был выбран не случайно. Я предложил Леандро посильную помощь - купить продукты питания для его семьи. За продуктами на рынок деревенские жители выезжают в город 2-3 раза в месяц, и процесс этот напоминает натуральный обмен. Но мой случай был исключением: у меня были деньги! Кечуа получают от правительства Перу небольшое денежное пособие, но деньги быстро заканчиваются, и они предпочитают натуральный обмен продуктами.

Мы прошлись по рядам с овощами, фруктами, крупами. Купили телятину, хлеб, макароны, зелень, сахар, чай и пакет листьев коки. Загрузили мешки с провизией в минивэн и тронулись в путь.

Дорогой длинною...

К полудню, преодолев пятьдесят километров грунтового серпантина и парочку живописных перевалов, мы добрались до места назначения.

Аскетичный неземной пейзаж. Голые, коричнево-желтые склоны холмов и белоснежные Анды. Острые вершины гор, словно зубы великана, впивались в брюхо тяжелых серых облаков, медленно спускавшихся к едва заметной линии горизонта.

Погода в этих местах непредсказуемая и меняется мгновенно, независимо от времени года. Зимой температура может опускаться до минус 20 градусов. Вода оттаивает к десяти утра. В начале ноября наступает весна, и днем воздух прогревается до 30 градусов, а ночью опять уходит в минус.
Деревня Уарки принадлежит местной общине индейцев кечуа и находится в одном, из так называемых, «секторов»: около 500 жителей и 160 домов, разбросанных по долинам и склонам гор. В Уарке живет 15 семей. Не так давно здесь построили водопровод, провели электричество и поставили антенну сотовой связи.

Два раза в день между горными селениями и городом Ламей курсирует микроавтобус-маршрутка, а по воскресеньям ходит грузовик, на котором жители близлежащих деревень едут на рынок.

Домик в деревне

Люди живут в домах из «кирпичей», сделанных из местной желтой глины, смешанной с соломой и высушенных на солнце. Нужно ли говорить, что такой строительный материал ничего не стоит, так как его добывают рядом с местом строительства. Вместо цемента, для связки кирпичей, используют тот же материал, но жидкой консистенции. Нужно только выкопать яму, долить воды и перемешать «раствор» ногами. Готово! Можно начинать возведение нового дома.

Обычно, в горах, дома строят очень компактные - площадью не более 25-30 кв.м. Именно таких размеров был дом у Леандро: он находился недалеко от дороги и представлял собой стандартную глиняно-кирпичную прямоугольную конструкцию с остатками соломы на металлической черепице. В доме - одна комната, где спят, готовят и едят.
В трех метрах от входа в дом, с правой стороны, установлен синий бетонный умывальник и сортир с зеленой дверью. На двери туалета и умывальнике, крупными буквами написано, что они - дар местного муниципалитета.

Несколько лет назад государство проводило программу по улучшению условий жизни в деревнях Перу. Теперь почти в каждом деревенском дворе есть уличный туалет с зеленой дверью и синий бетонный умывальник.

В большинстве домов хозяева топят по-черному. Очаг устанавливают у торцевой стены, лишь в немногих домах есть дымоход (труба). Открытый огонь никого не смущает, дым уходит через щель между краем стены и крышей, а также через открытую дверь. Окон нет, столов и другой мебели внутри дома нет, только самодельные лежанки вдоль стен и пара маленьких табуреток на земляном полу. Топят сухим кизяком и деревянными брусочками. На такой высоте деревья практически не растут. Вот почему древесина - очень дорогое удовольствие, и её используют, преимущественно, для строительства, а не для отопления.

Рядом с домом, у Леандро, оказался "гостевой флигель", он же сарай. В нем меня и поселили.
Справа от входа я увидел «кровать», а точнее лежанку из досок, покрытых сеном. Сверху постелили парочку одеял и овечьих шкур.
По местным понятиям, у меня была шикарная кровать! Как выяснилось позже, гостеприимные хозяева, Леандро и его жена Клара, отдали мне свое спальное место, а сами устроились на полу в доме, где бабушка с внучкой ночевали на такой же, как у меня, лежанке.

Куи и праздничный обед

Клара при помощи сухой соломы и специальной трубочки растопила очаг. Комната наполнилась теплым, но едким сизым дымом. Дышать стало нечем, но на улицу – в холод и темноту - выходить было еще неприятней.
Вдруг, Клара и бабушка полезли под кровать и стали ловить разбегающихся в разные стороны морских свинок (куи). В честь моего приезда хозяева решили устроить настоящий пир. Поймали двух штук. Хозяйка взяла пушистую рыжую свинку двумя руками и ловким движением, словно выкручивала мокрое полотенце, свернула ей шею.

Зверёк еще корчился на земле, когда к нему положили второго куи. Клара с маленькой Жаклин искупали свинок в кастрюле с кипятком и начали методично ощипывать мокрый мех. Через полчаса обе свинки были совершенно гладкими и напоминали молочных поросят, внутренности зверьков были аккуратно вытащены и промыты. Позже я узнал, что потроха – заготовка к молочному супу на следующий день.

Каждого куи поделили на четыре части и положили на сковородку в кипящее масло, в котором их жарили около часа. Куи покрылись коричневой хрустящей корочкой и стали напоминать кусочки курицы гриль. Запах жареного мяса и вареной картошки заполнил пространство комнаты.
На гарнир подали овощной салат из помидоров и огурцов, а также два вида картофеля, названия их сортов я не запомнил. На такой высоте в горах, кроме картофеля и кукурузы ничего не растет. Зато разновидностей картофеля здесь видимо - невидимо!

За несколько дней я успел попробовать не только жаренного куи и молочный суп из его потрошков, но и яичницу, кашу, рис, несколько разновидностей картофеля и даже телятину на косточке. Нужно ли говорить, что вместо кофе и чая мы пили исключительно отвар из листьев коки! Короче, голодом меня не морили, а если учесть высоту 4000 метров над уровнем моря, то я могу смело сказать, что испытал на собственном желудке все прелести «высокой» перуанской кухни.

По официальным данным, в Перу выращивают более 450 видов картофеля . Встречаются и озимые сорта. Что касается кукурузы, то её выращивают разного размера, формы и цвета - от белого до сиреневого и черного.

Заварить или пожевать?

Эта музыка будет вечна...

Мне всегда казалось, что настоящие перуанцы должны быть отменными музыкантами. Но когда Леандро достал металлическую дудку, я понял, что ошибался. Дудка была сделана из ножки старой кровати, которую он отмыл от грязи и пыли. Леандро сначала пытался извлечь из своей дудки странные звуки, потом предложил пойти в гости к настоящему музыканту. По пути мы встретили соседа Леандро с такой же дудкой и большим барабаном. Оба очень старались, чтобы их музыка мне понравилась.

Молодой индеец Гримальдо Луна жил в соседнем доме. Каково же было моё удивление, когда, по просьбе «президентэ» Леандро, он принёс современную электрогитару вместе с гигантским громкоговорителем, выполняющим роль динамика, врубил электричество и начал играть нам свои нехитрые мелодии.

Я невольно вспомнил фильм «Кин-Дза-Дза». В перуанской глуши, высоко в горах, далеко от цивилизации индеец кечуа Гримальдо Луна стоял на втором этаже своего дома и играл на гитаре простую мелодию специально для путешественника из России.

«Президентэ» индейской деревенской общины, как правило, знает испанский, умеет читать и писать, может составить письмо или запрос к органам власти. Но он - представитель власти, не обремененный властью, скорее - средство связи кечуа с внешним миром.

У жителей деревни нет времени и денег на развлечения. Они встают с восходом солнца и начинают работать. Сначала нужно подоить корову и отвести овец на пастбище. Потом постирать и высушить белье. Просушить шерсть для новой партии ниток, чтобы было из чего вязать теплую одежду. Дети помогают по дому, пасут скот, иногда работают в поле. В обычной семье 1-2 ребенка, редко – больше. Прокормить много детей тяжело. Женщины каждый день пасут скот, готовят еду, ухаживают за детьми и прядут пряжу из шерсти овец или альпак. Потом из нее вяжут яркие жилетки, шапки, носки, пончо и другие полезные вещи. Основная часть идет на продажу и обмен продуктов питания на рынке, а остатки используют на собственные нужды.

Леандро Хуамано, Президент индейской деревенской общины:
- Я выращиваю картофель, который созревает один раз в год. С нашего поля мы собираем 300 мешков картошки. Чтобы получить такой урожай, нужно правильно посадить пророщенные клубни и через несколько месяцев перевернуть их. Иначе картошка погибнет. В остальное время мы пасем овец, разводим кур. У некоторых соседей есть альпаки. У нас тоже были альпаки, - Леандро, сверкнув глазами, лезет в кучу старой рухляди и достает плетёную веревку с медными бубенцами.
- Вот, - он с нескрываемой радостью просит гида примерить свою находку.
- Когда-то у нас были очень хорошие альпаки. Теперь мы держим только овец.
- Давай я покажу нашего чемпионского мериноса. Этот баран - наша гордость! Настоящий мачо!

Жена Леандро заливается смехом. Она показывает гордость семьи и просит меня сделать памятный портрет вместе с чемпионом.

Новости кечуа слушают по радио. В каждом доме есть старый транзисторный радиоприемник, работающий от солнечной батареи или от автомобильного аккумулятора. Радиосигнал слабый, но хоть какая-то связь с внешним миром.
Телевизоров в домах нет - это здесь большая редкость, а точнее, большая роскошь.

Все индейцы, взрослые и дети, в горах ходят либо босиком, либо в дешевых сланцах, сделанных из остатков автомобильных резиновых покрышек. Видимо, их ноги настолько привыкли к холоду, что они его не замечают.

Жаклин

У Жаклин, маленькой дочки Леандро, есть небольшая плюшевая собачка и видавший виды телепузик. Ей уже восемь, и она ходит в школу. Я смотрю на ее розовые кроксы (разновидность сабо), одетые на босую ногу и с трудом пытаюсь понять, почему ей не холодно? На улице настоящая холодрыга, и, я, не смотря на мой пуховик и теплые ботинки, мерзну и пытаюсь согреться кружкой горячего чая с молоком.

Школа

Самый важный объект в деревне Уарки - школа для детей младшего и среднего возраста. 24 июня 2009 года состоялось торжественное открытие здания. Спонсором проекта выступил японский меценат Ямадзаки Сумио (Yamazaki Sumio).Сегодня в школе обучается около тридцати детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Альберто Кэнъя Фухимори президент Перу с 28 июля 1990 по 17 ноября 2000. Является первым и единственным в Перу президентом-азиатом и единственным японцем, который занимал должность президента и главы государства.

Перед выходом из дома детям нужно не только собрать свои учебники и тетрадки, но и помыть ноги. В школе чистые полы, и поэтому ученикам с грязными ногами в учебном заведении делать нечего.

Занятия начинаются в 8:00 и проходят до обеда. Дети идут пешком из разных деревень, расположенных в радиусе нескольких километров от Уарки. Здание школы находится в самом центре деревни и напоминает букву «П».
Пройдя ворота, мы попадаем на школьный двор, где дети могут побегать и попрыгать на переменах, в перерывах между занятиями.

В Перу к образованию относятся с нескрываемым уважением. Преподавание дисциплин ведется на двух языках - на испанском и языке кечуа. Техническое оснащение здания выше всяких похвал - плоские телевизоры, магнитофоны, видео-проектор и туалеты, оборудованные белыми унитазами и раковинами. Классы светлые и просторные, с большим количеством плакатов и учебных материалов.
Единственное, что не предусмотрено, так это столовая. Но так как ученики и учителя приносят приготовленный обед из дома, она не столь необходима.
В каждом классе установлены парты и черная доска. Дети веселые, но не горят желанием попадать в кадр. Стоит мне направить объектив в их сторону, они с визгом и гиканьем разбегаются врассыпную. Я познакомился с несколькими учителями и директором школы, Виктором Сильво.
Мне не только разрешили снимать на занятиях, но и присвоили статус почетного гостя из далекой России. И, если первый урок начался с короткой молитвы, то последний закончился веселыми песнями учеников под гитарный аккомпанемент сеньора Сильво. На каждом уроке дети танцевали и разучивали песни, помогающие им запомнить учебный материал. Не знаю, каждый ли день проходят занятия в такой атмосфере, но сегодня было очень весело и интересно!

Эпилог

Еще в Москве, планируя это путешествие, я представлял деревню индейцев кечуа, находящуюся в перуанской глуши, немного по-другому: без света, телефона и других благ цивилизации.
Но оказавшись здесь, больше всего удивился тому, что, не смотря на возможность использовать электричество и сотовую связь, индейцы не стремятся перестраивать свою жизнь на современный лад. Наоборот, они стараются отгородить себя от внешнего мира и сохранить тот уклад и те вековые привычки, с которыми тысячи лет назад жили их далекие предки.

- Леандро, как долго эта земля принадлежит вашему роду?
Леандро многозначительно улыбается, закатывает глаза и отвечает на мой вопрос одним словом:
- Всегда…

Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.

В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .


Племена Южной Америки (индейцы)

К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.

1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.

Племя Аймара

2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.

Племя Кечуа

3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.

Племя Гуарани

4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.

Племя Мапуче (арауканы)

5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.

Племя Шипибо-конибо

6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.

Племя Варао

7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.

Племя Ботокудо

Видео: племена Южной Америки (индейцы).