Православный храм. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство


Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Храм - это здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем, делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами .

В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, символизирующим небо. Освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:

· Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

· Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа , две области творения (ангельскую и человеческую).

· Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

· Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

· Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

· Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.

· Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

· Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма:

· Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. Продолговатого четырех-угольника (вид корабля). Мир есть житейское море, а церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного.


2. Форму креста. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Форму звезды. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Форму круга. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Так, например:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

· Красный - посвященный мученику (мученикам)

· Зелёный - преподобному

· Жёлтый - святителю

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть, или собственно храм и алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - (гр σολ?α, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.

Амвон - полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма.

И к нему вела каменная дорожка-помост (архиерейская кафедра посреди храма - остаток древнего амвона). Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.

Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами , а боковые — северными и южными, также их еще называют диаконскими. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.

2. Наружный вид православных храмов.

Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - (глухой, световой) цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Световой барабан - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Купол - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

В древнерусском зодчестве на протяжении X -XIII вв. параллельно развивались две формы архитектуры: деревянная и каменная, с преобладанием деревянного зодчества. В первую очередь строились оборонительные сооружения: города, городцы, детинцы, кремли и остроги. В этот период основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления. Это были земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами сверху.

Первый христианский храм, деревянная церковь Ильи в Киеве, был построен в середине X в. В Ростове из дуба был построен собор. Летопись называет имена первых архитекторов: вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. При Владимире Крестителе начинается каменное монументальное строительство. Заимствовав зодчество из Византии, Русь унаследовала и символику храма - звездного неба. В основе был крест как символ христианства и спасения. Главу храма держит Христос Вседержитель (Пантократор), а шею (барабан) - апостолы. Именно их и изображали на фресках в главном куполе и на барабанах. Культовое здание строго ориентировалось по сторонам света. Алтарь всегда размещался в восточной центральной апсиде. Он являлся символом пещеры, где родился Иисус, но одновременно и Голгофы, где он был распят, а также небесного престола - рая, куда вознесся Иисус после. Алтарь отделялся от помещения для молящихся амвоном - возвышением, а впоследствии сплошной стеной иконостаса. Кубическая форма церковного здания сложилась в X-XII вв. и просуществовала до XVII в.

Ярослав Мудрый много занимался обустройством Киева. При нем не только были укреплены стены, но и воздвигнуто трое ворот из камня. Одни из них были названы Золотыми: их медные створки были покрыты золотом, а над ними возвышалась церковь. При Ярославе было построено три каменных храма: Георгиевский, Св. Ирины и Св. Софии, которую чтили греки под именем Афины, а византийцы поклонялись «мудрости» в образе Богоматери.

Киевский собор Св. Софии был заложен на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Ему было отведено самое высокое место в городе. И любому человеку в Киеве он в то время был прекрасно виден. Храм не был побелен. Кирпич чередовался с розовым скрепляющим раствором - цемянкой. Собор по размерам превосходил многие византийские храмы. У него, например, было не три нефа, а пять. Храм был увенчан тринадцатью куполами, символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа. Когда верующие входили в храм, они поражались тому, что их встречал не необыкновенный простор и высота, а теснота и темнота. Двенадцать мощных столбов расчленяли внутреннее пространство храма. Только в центре из купола проникал солнечный поток. (Именно под главным куполом и свершались все главные государственные церемонии.) Почти весь второй ярус храма был занят хорами - огромными полатями для князя и других высокопоставленных лиц, что делило по горизонтали внутренний объем.

Исконно русской особенностью храмовой архитектуры считается выделение мозаичным рисунком центрального купола и главной апсиды. В главном куполе храма было мозаичное изображение Вседержителя, а в своде центральной апсиды - гигантская фреска с фигурой Богоматери. На вогнутом своде она как бы обнимала руками молящихся людей. Мозаики Софии Киевской первоначально занимали площадь в 640 м2. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Фрески собора сохранились много хуже, чем мозаика.

Ярослав в благодарность новгородцам за то, что те способствовали его восхождению на киевский престол, направил к ним своего любимого сына Владимира. По повелению Владимира после победы над волжскими булгарами была возведена София Новгородская. Этот пятиглавый храм был построен под непосредственным влиянием аналогичного собора в Киеве. Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но он более массивен. По внешнему виду это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без уступов и оснований до кровли. Но в кладке собора (из огромных, неправильной формы камней) прослеживается влияние и романского стиля. Ведь Новгород тяготел к Северо-Западной Европе. София Новгородская довольно скоро перестала служить олицетворением княжеской власти и превратилась постепенно в символ Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в храме хранили казну, служили торжественные молебны во имя военных побед, возводили на высшие должности.

Собор не расписывали в течение почти 60 лет, но затем пригласили художников из Византии. В куполе традиционно было изображение Пантократора, которого, согласно легенде, написали с благословляющей рукой, но утром все увидели, что рука сжата в кулак. Трижды переписывали фреску, пока не раздался глас Божий, провозгласивший, что в сжатой руке у Пантократора Новгород, который и будет счастливо существовать, пока рука сжата. К сожалению, это изображение было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны.

В Суздальской земле на берегу реки Нерли всего лишь в 2 км от дворца Андрея Боголюбского стоит церковь Покрова Богородицы. Это достаточно сложное архитектурное сооружение. Церковь предполагалось воздвигнуть в месте, заливаемом паводком. Для этого на фундаменте возвели 4-метровый каменный цоколь и засыпали его землей. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом пьедестале и построили церковь. Ее строительство знаменовало собой победу над волжскими булгарами в 1164 г. Булгары в виде контрибуции даже доставляли для нее строительный камень. Увы, фрески ее утрачены. Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. К шедеврам зодчества может быть отнесен и построенный в XII в. во Владимире Дмитриевский собор, украшенный редкой по красоте каменной резьбой.

В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полстолетия. Возрождение приходится на начало XIV в., когда были возведены каменные стены псковского детинца. В Москве в XIV в. при князе Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. В XV в. строится Троицкий собор в основанном Сергием Радонежским (1314 - 1392) Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве - Спасский собор Андроникова монастыря.

Постепенно в Москве, ставшей центром объединения русских земель, каменное строительство, в том числе и гражданское, приобретает особый размах. Это приводит, в частности, к тому, что дорогостоящий строительный материал - тесаный камень стал все больше заменяться более дешевым кирпичом и терракотой. Применение кирпича отразилось на декоративном убранстве фасадов в виде узорной кирпичной кладки.

В конце XV в. Московский Кремль был возведен заново, для его строительства были приглашены итальянские мастера Пьетро Ан-тонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый и Марко Фрязин. Повторяя в основном контуры укреплений предыдущего века, кирпичная стена, общей протяженностью более 2 км с восемнадцатью башнями, являлась не только оборонительным укреплением, но стала и архитектурным украшением столицы. Большинство новых храмов возводилось на местах старых, часто деревянных, тем самым подчеркивалась преемственность поколений.

Сегодняшние дети смотрят советские мультфильмы «Ну, погоди!» онлайн , на компьютере.

В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этом огромном пятиглавом храме, ставшем главным храмом страны, осуществлялись важнейшие государственные акты: венчания на царство и др. Архангельский собор (1505-1508), возведенный Алевизом Новым, становится со временем царской усыпальницей. Этот храм был декорирован в духе архитектуры Ренессанса. Русскими мастерами строятся Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 - 1486). Ансамбль завершался колокольней Иван Великий (1505 - 1508). Московский Кремль стал архитектурным образцом, которому старались подражать архитекторы Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода и других городов. Московская архитектура XV-XVI вв. становится общерусским явлением.

В XVI в. складываются ансамбли Троице-Сергиева, Борисоглебского, Кирилло-Белозерского монастырей. В Москве примером многостолпной композиции стал собор Покрова на Рву, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. Этот архитектурный монумент воздвигнут на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. Его строили мастера Барма и Постник. Но наружные многоцветные росписи были выполнены уже в XVII в.


Лютеранская церковь в Рейкьявике - четвертое по высоте здание в Исландии. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном. На постройку церкви ушло 38 лет. Церковь находится в центре Рейкявика, и видна из любой части города. Она стала одной из главных достопримечательностей города, а также используется в качестве обзорной вышки. Архитектура храмов имеет очень богатую и неоднозначную историю, которая, однако, показывает, что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всем мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира. А также появилось немало современных образцов удивительной архитектуры религиозных сооружений.

Собор Лас-Лахас

Один из самых посещаемых храмов Колумбии. Строительство храма завершилось в 1948 году. Неоготический собор построен непосредственно на 30-ти метровом арочным мосту, соединяющим две стороны глубокого ущелья. заботы о храме несут две францисканских общины, одна - колумбийская, другая - эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

Нотр-Дам-дю-О

Бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском городе Роншан. Архитектор Ле Корбюзье, не будучи религиозен, согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Юбилейная церковь

Или Церковь Милосердного Бога Отца - это общественный центр в Риме. Она была построена архитектором Ричардом Мейером в 1996–2003 годах с целью оживить жизнь жителей района. Храм построен из сборного железобетона на треугольной площадке на границе городского парка в окружении 10-этажных жилых и общественных зданий населением около 30000 жителей.

Собор Василия Блаженного

Православный храм расположен на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры и одна из самых известных достопримечательностей России. Был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Миланский собор

Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн. Беломраморный собор строился более 5 веков.

Церковь Святого Семейства

Церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, это знаменитый проект Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Однако, из-за сложности изготовления каменных конструкций, собор удастся достроить не ранее 2026 года.

Церковь Парапортиани

Ослепительной белизны церковь расположена на греческом острове Миконос. Храм был построен в 15-17 веках и состоит из пяти отдельных церквей: четыре церкви построены на земле, а пятая базируется на этих четырех.

Ставкирка в Боргунне

Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей находится в Норвегии. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались. А количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов. Построена Ставкирка в Боргунне предположительно в 1150-80 гг.

Собор Пресвятой Девы Марии

Кафедральный собор католической архиепархии Бразилиа сооружен в стиле модернизм по проекту известного архитектора Оскара Нимейера. В 1988 году Оскар Нимейер получил притцкеровскую премию за проект Собора. Здание состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих руки воздетые к небу. Пространство между колоннами закрыто витражами.

Церковь Грундтвига

Лютеранская церковь, расположенная в Копенгагене, Дания. Является одной из самых знаменитых церквей города и редчайшим примером культового сооружения, построенного в стиле экспрессионизма. Конкурс проектов будущей церкви выиграл в 1913 году архитектор Педер Клинт. Строительство продолжалось с 1921 по 1926 год.

Собор - малая базилика Славной Богоматери

Это самый высокий в Латинской Америке католический собор. Его высота 114 м + 10 м крест на вершине. Форма собора была создана под впечатлением от советских спутников. Первичный проект собора предложил дон Жайме Луис Коэльо, а спроектировал собор архитектор Жозе Аугусто Беллуччи. Собор сооружался в период с июля 1959 по май 1972 года

Церковь утешения

Расположена в испанском городе Кордове. Совсем еще молодая церковь была спроектирована архитектурным бюро Vicens + Ramos в прошлом году по всем правилам строгих минималистических канонов. Единственным отступлением от строго белого цвета является золотая стена на месте алтаря.

Пещерная церковь, целиком вырубленная в скалах, находится в эфиопском городе Лалибела. Здание представляет собой крест 25 на 25 метров и на столько же уходит под землю. Это чудо было сотворено в 13 веке по приказу царя Лалибелы согласно легенде за 24 года. Всего в Лалибеле 11 храмов полностью вытесанных в скалах и соединенных тоннелями.

Церковь Святого Иосифа

Украинская Греко-католическая церковь Св. Иосифа в Чикаго была построена в 1956 году. Известна в мире благодаря 13 золотым куполам, символизирующим 12 апостолов и Иисуса Христа.

Собор Богоматери в слезах

Собор в форме бетонного шатра возвышается над итальянским городом Сиракузы. В середине прошлого века на месте собора жила пожилая супружеская пара, у которых была статуэтка Мадонны. Однажды статуэтка стала «плакать» человеческими слезами, в город устремились паломники со всего мира. В честь нее был построен огромный собор, прекрасно видный из любой точки города.

Соляной собор Сипакира

Собор Сипакиры в Колумбии высечен в твердой соляной скале. К алтарю ведет тёмный тоннель. Высота собора - 23 м, вместимость - свыше 10 тыс. человек.Исторически в этом месте была шахта, используемая индейцами для получения соли. Когда необходимость в этом отпала, на месте шахты появился храм.

Часовня кадетов Академии ВВС США

Расположена в штате Колорадо на территории военного городка и тренировочной базы филиала академии летчиков ВВС США. Монументальный профиль здания часовни создают семнадцать рядов стальных рам, заканчивающихся пиками на высоте около пятидесяти метров. Здание разделено на три уровня, и в его залах проходят службы католической, протестантской и иудейской конфессии.

Михайловский Златоверхий монастырь

Один из древнейших монастырей в Киеве. Включает Новопостроенный Михайловский Златоверхий собор, трапезную с церковью Иоанна Богослова и колокольню. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Часовня тернового венца

Деревянная часовня расположена в Эврика-Спрингс, штат Арканзас, США. Часовня была возведена в 1980 году по проекту архитектора Е. Фэй Джонса. В здании светлой и просторной часовни в общей сложности 425 окон.

Арктический собор

Лютеранская церковь в норвежском городе Тромсё. По задумке архитектора внешне здание состоящее из двух сливающихся треугольных конструкций, покрытых алюминиевыми пластинами, должно вызывать ассоциацию с айсбергом.

Расписная церковь в Арборе

Расписные храмы - самые знаменитые архитектурные достопримечательности Молдовы. Церкви украшены фресками и снаружи, и внутри. Каждый из этих храмов значится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мечеть в Тиране

Проект культурного центра в столице Албании Тиране, в который войдут мечеть, исламский культурный центр и Музей религиозного согласия. Международный конкурс на проект выиграло в прошлом году датское архитектурное бюро BIG.

Часовня фермеров

Бетонная часовня на краю поля близ немецкого города Мехерних была построена местными фермерами в честь своего святого покровителя Брудера Клауса.

Надувная церковь

Голландский философ Фрэнк Лос (Frank Los) придумал надувную церковь Transparent Church, которую можно возвести в любом уголке земного шара и при любых условиях: на фестивалях, частных вечеринках и прочих массовых мероприятиях. Надувная церковь легко помещается в багажнике автомобиля и в разобранном состоянии вмещает в себя около 30 прихожан.

Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.

Основные части соборов называются:

  • алтарь – святое место;
  • наос – средняя часть;
  • притвор.

Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.

Схема внутреннего устройства православного храма

Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть - площадка перед входом в церковь.

На чертеже изображены основные части строения православного храма.

Описание внутреннего строения храма

Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.

Притвор

Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.

К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.

При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.

Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.

Святилище храма — средняя часть

Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.

Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.

Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.

Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.

На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.

Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.

Солея в храме

Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.

По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.

Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.

На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.

Алтарь в церкви

Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.

Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.

Внутри алтарь состоит из:

  1. Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
  2. Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
  3. Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
  4. Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.

Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.

Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.

Церковный придел

По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.

Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.

Престол

Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.

Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.

Жертвенник в православном храме

Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.

Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.

Амвон

Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.

Архитектурные элементы храма

По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:

  1. Креста – символа спасения.
  2. Круга, символизирующего вечность.
  3. Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
  4. Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
  5. Корабля, повторяющего Ноев ковчег.

Принадлежностью убранства храма являются:

  • образы на иконах и фресках;
  • светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы ;
  • лампады.

Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.

Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.