Государственный музей палехского искусства.

:
Точная дата основания Палех неизвестна. Первое упоминание о селе близ города Шуи отно-сится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что Палех существовал уже в XV веке.
Окруженный волжско-окскими глухими борами, расположенный в стороне от рек, по кото-рым в старину велась торговля между городами, Палех долгое время жил очень обособлен-ной и замкнутой жизнью.
Различные документы первой половины XVII века, свидетельствуют о развитом иконопис-ном промысле в Палехе. Причем, со времен татаро-монгольского ига, когда многие монасты-ри, где писались иконы были разорены, а сами иконы подчас сжигались, в народе стали по-пулярны писанки – маленькие карманные иконки, которые можно было легко спрятать от врага при необходимости. И именно в Шуе и ее окрестностях «подпольное» миниатюрное иконописание было весьма развито. Считается, что бежавшие от татар в глухие места горо-жане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда это ремесло.
Правда, для Палеха писание «ширпотребных» икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался торговцами, скупающими оные для розничной продажи, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В середине XVII века слава об иконописцах из Вязников, Гороховца, Мстеры, Мурома, Хо-луя, Палеха, достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. И одно из самых известных творений палехских мастеров – роспись Грановитой палаты московского Кремля.
Другой замечательный пример настенной росписи можно увидеть непосредственно в Палехе, в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1762-1774 годах в центре села. Ныне это фи-лиал Государственного музея палехского искусства.
Вплоть до начала XIX века, в отличие от промышленно развитых Мстеры и Холуя, где про-изводство икон было поставлено на поток, Палех продолжал сохранять очень кустарные, се-мейные, формы производства. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстере и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь про-цесс создания образов не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало еще в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно, по старин-ным образцам, поэтому были уже тогда «эксклюзивны» и дороги, распространялись они, в основном, среди старообрядцев и коллекционеров.
Известна история о том, как в 1814 году И.В. Гете, заинтересовавшись суздальскими иконо-писцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор со-общил, что среди иконописных сел выделяется своим искусством село Палех. В нем иконо-писанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь" - и были отосланы Гете.
С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Все меньше остается мастеров, работающих только со своей семьей. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них, некоторые начинают за-ниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются це-лые дома-мастерские, весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких опе-раций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход.
Тем не менее, на рубеже XIX-XX веков искусные палешане получили новые заказы – они стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новго-роде, Костроме.
Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению ее качества. Положение усугубило и появление дешевой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Лебединой песней мастеров стала в 1900 году реставрация (не совсем удачная) фресок византийских иконописцев XII века в Спасо-Преображенском соборе во Пскове.
В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстере иконописные школы (учебные мастерские) с четырехгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года.
После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы - иконы перестали пользоваться спросом. Многие стали заниматься сельским хозяйством, некоторые попыта-лись освоить другие ремесла - сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т.д. Часть палешан разъехалась по разным городам в поисках заработка.
После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях и вот наступил 1922 год, когда Палех пере-жил второе рождение - живший в то время в Москве палешанин Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) черную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино и решил попробовать. В бывшей иконописной мастерской Голиков написал твореным золотом и серебром на дне фотографических ванно-чек из папье-маше свою первую миниатюру "Адам в раю". Руководство Кустарного музея заинтересовалось этой работой и тут же Голикову выдали полуфабрикат для дальнейшей ра-боты. Подтянулись и другие художники. Изделия бывших иконописцев вновь были хорошо приняты Кустарным музеем, который помог им не только советом специалистов, но и мате-риально, покупая их произведения и снабжая полуфабрикатом. В 1923 году изделия палех-ских мастеров получили диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и про-мышленной выставке, а в 1924 году палехские художники участвовали на выставке в Вене-ции, где их произведения пользовались огромным успехом, ибо венецианцы умеют ценить изящное.
4 декабря 1924 года в Палехе была организована Артель древней живописи. И вновь успех, на этот раз на Международной выставке в Париже в 1925 году. К 1927 году артель в своем составе имела уже 25 членов, в 1932 - более 100. 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Искусство Палеха", привлекшая много посетителей.
Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современ-ности - к революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизирован-ными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жатве, уборке урожая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Послед-ний назвал искусство Палеха "одним из чудес, созданных революцией". Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объем. А изделия из папье-маше были разнообразны и по форме, и по габаритам (шкатулки, ларцы, пудреницы, бисерницы, портсигары, броши, письменные наборы и т.п.). Новым элементом был и сам материал - папье-маше с черной блестящей поверхностью.
К десятилетию основания артели (1935 год) был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, профтехшкола при артели была реорганизована в художественный техникум (позднее - художественное учили-ще). В этом же году село становится районным центром Ивановской области, а 23 апреля 1947 года разросшийся Палех получил статус поселка.
Вот так…
Что же можно сегодня увидеть в Палехе? Во-первых, это Государственный музей палехского искусства, где собраны настоящие шедевры на самые разные темы – иконы, революционный авангард, иллюстрации к сказкам, былинам, стихам, пейзажи и бытовые зарисовки. Ну про-сто восхитительно. Размеры – от крохотной шкатулки до целых панно. Здесь же, при музее, есть магазин, где можно приобрести что-нибудь особенно понравившееся. Только учтите – искусство – вещь дорогая, хотя здесь оно и в 2-3 раза дешевле, чем в Москве. Впрочем, ас-сортимент позволяет приобрести на память и что-нибудь не очень монументальное, рублей эдак за 200-500. Тут, мне, кстати, рассказали, как отличить дешевую подделку «под Палех», например шкатулку, продающуюся за 100-150 рублей, от такой же настоящей за 1500-2000 рубчиков. Очень просто – присмотритесь внимательно – картинка подделки скорее всего на-клеена (чего и быть не может в оригинале!) и залита неровным слоем лака, заметающем сле-ды (тогда как в оригинале слой лака даже не виден, настолько он тонок, а роспись идет уже поверх него).
Особенно Вам повезет, если Вы уговорите какого-нибудь художника раскрыть секреты про-изводства. Мне до сих пор помнятся и горы белых бумажных заготовок под шкатулки, и кис-точка, как магнитом притягивающая сусальное золото и наносящая его точно в нужное ме-сто, и огромная лупа, под которой можно рассмотреть роспись во всех ее деталях. Впрочем, большинство художников не пользуются увеличительными стеклами – традиция такая…
Ну, а после таких переживаний милости просим в терем-столовую, где Вас смогут поподчи-вать традиционными палехскими блюдами, особливо если Вы заранее оповестите о своем визите персонал.
P.S. Извините за многословность, но Палех стоит того, хотя и находится достаточно далеко от Иваново, как бы «в стороне от туристических маршрутов».
P.P.S. А как преображается Палех в ноябре, во время сбора рябины! Кажется, что все жители вывалили на улицу и трясут деревья…

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА

Государственный музея палехского искусства играет ведущую роль в сохранении и развитии лаковой миниатюры. Музей создавался при активном участии А.М.Горького, Н.Н.Крупской, А.В.Луначарского, писателя Е.Ф.Вихрева, искусствоведов А.В.Бакушинского и Г.В.Жидкова, ставшего его первым директором. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года.

В декабре 1934 года для музея была закуплена большая часть выставочного фонда Артели древней живописи - это шестьдесят два произведения лаковой миниатюры. Среди них работы основоположников палехского искусства.

Важную роль в комплектовании коллекции лаковой миниатюры сыграл первый директор палехского музея - Герман Васильевич Жидков, возглавлявшего его до 1937 года. Он предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. Так появились в музейном фонде появились лучшие работы палехских мастеров В.К.Буреева, Н.Д.Вакурова, В.М.Салабанова. При нём коллекция составила 1500 единиц.

На протяжении многих лет в своей собирательской деятельности музей активно сотрудничал с коллективом палехских художников: Товариществом художников Палеха, впоследствии с Палехскими художественно-производственными мастерскими. Существовал художественный совет, в состав которого входили ведущие художники Палеха и сотрудники музея. Наиболее интересные произведения, отобранные Советом, постоянно пополняли фонды музея.

С первых дней существования музея начала формироваться коллекция древнерусской живописи. Г.В.Жидков привёз из Костромы 7 икон, сделав в Книге поступлений запись: «В связи с разработкой вопроса о связях палехской живописи XVIII века с верхне-волжской». В 1936 году был сформирован отдел «Старый Палех», впоследствии дореволюционный отдел Государственного музея палехского искусства. Его фонд пополнялся иконами, привозимыми сотрудниками музея из многочисленных научных экспедиций по Ивановской области.

Значительный интерес представляет коллекция иконописной графики, которая насчитывает более 1500 произведений. Большую часть этой коллекции составляет художественный архив Н.М.Сафонова, чья мастерская работала в лучших традициях византийской и древнерусской живописи. В своём художественном архиве Сафоновы хранили многочисленные образцы для икон, снятые их мастерами с древних подлинников во время частых поездок по России.

Сегодня в фонде дореволюционного отдела ГМПИ находится около тысячи икон, более 1,5 тысяч единиц иконописной графики, предметы народно-прикладного искусства (медные и серебряные оклады, медное литьё, прялки, ткани, деревянная резьба).

Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В 1930-е годы в художественном собрании ГМПИ появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в., переданных из Государственного музея изящных искусств. В 1939 году в отборе и передаче картин для Государственного музея палехского искусства принимал самое активное участие П.Д. Корин. Все картины, прежде чем попасть в палехский музей, были им отреставрированы.

Русская живопись XIX века представлена в основном портретами работы неизвестных мастеров второй половины XIX века, пейзажами и жанровыми композициями. Не так часто в коллекциях провинциальных музеев можно встретить парсуны - первые портретные изображения к.XVII-н.XVIII вв., В ГМПИ хранится одна из таких древних парсун - прижизненный портрет митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия.

Достойное место среди произведений русской реалистической живописи занимают работы палехских художников, принадлежавших к древним иконописным родам и получивших прекрасное художественное образование. Это работы В.Е.Белоусова, М.С. Климанова, братьев Алексея, Андрея и Павла Кориных. Коллекция живописи 1920-1930-х годов представлена работами палешанина М.А.Маркичева, ивановских художников Пырина М.С., Секирина Н.П., Говорова В.Н., Калашникова И.Д., портретами Н.Н.Харламова, пейзажами А.В.Куприна, Н.П.Крымова, П.П.Кончаловского, Г.Г.Нисского. Большая часть этих картин передана музею в постоянное пользование палехским товариществом художников.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом - музей П.Д.Корина, Музей - мастерская Н.В.Дыдыкина, Дом - музей И.И.Голикова, Дом-музей Н.М.Зиновьева в д. Дягилево.

Заказать экскурсию Все отделы ГМПИ работают с 10.00 до 17.30. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца.

Версия для слабовидящих

Основу музейного собрания составляют произведения художников Палеха: лаковая миниатюра и графика. В создании этой уникальной коллекции значительная роль принадлежала первому директору ГМПИ Герману Васильевичу Жидкову. Современная экспозиция позволяет проследить историю развития палехской лаковой миниатюры, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ.
Коллекция лаковой миниатюры и графики насчитывает более семи тысяч экспонатов. А.М.Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал палешанам хранить их лучшие работы. С этой целью в Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В декабре 1934 года музеем была закуплена большая часть выставочного фонда Артели древней живописи – это шестьдесят два произведения лаковой миниатюры. Среди них работы основоположников палехского искусства: «Игра в шашки»1925 г., «Вниз по матушке, по Волге» 1927 г. И.И.Голикова, «Пастушок» 1927 г. И.М.Баканова, «У речки» 1925 г. И.И.Зубкова, «Бой с драконом» 1931 г. И.П.Вакурова. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил музею в день его открытия несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.

Буквально через 10 дней после открытия музея у вдовы Е.Ф.Вихрева, одного из главных инициаторов организации музея в Палехе, было закуплено 82 произведения лаковой миниатюры. Самое замечательное среди них – шкатулка «Курган» И.И.Голикова. Велика роль в создании коллекции лаковой миниатюры первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1937 года. Он предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. При этом сотрудники музея являлись консультантами в процессе создания работ. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К.Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д.Вакурова «Емельян Пугачёв», шкатулка В.М.Салабанова «Чичиков у Коробочки». Но большая часть работ, написанных палешанами в середине 1930-х годов, посвящена произведениям А.С.Пушкина. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулки «Сказка о золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, шкатулка «Три чуда» И.В.Маркичева, шкатулка «Бесы» И.П.Вакурова, шкатулка С.Д.Солонина «Каменный гость». В совершенстве и безупречности художественного решения этих произведений есть несомненная заслуга Г.В.Жидкова. В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» – от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.

На протяжении многих лет работы поступали через Дирекцию выставок Союза художников СССР. Большие коллекции переданы музею в 1962, 1974 и 1984 годах. Традиционными были закупки произведений лаковой миниатюры, которые создавались палехскими художниками специально для юбилейных выставок, посвящённых очередной годовщине Артели древней живописи. Как правило, в этих случаях работы для палехского музея приобретались Министерством культуры РСФСР и РФ, а также Ивановским областным управлением культуры. Значительность объёмов поступлений, их регулярность и качественный уровень позволяли проследить историю развития промысла, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ.

С конца 1980-х годов коллекция лаков пополняется нерегулярно. Очень сложным стал для музея период с середины 1980-х до середины 1990-х годов. За это десятилетие фонд отдела современного палехского искусства пополнился всего 59 произведениями лаковой миниатюры.

Знаменитый музей палехского искусства, который получил почетный статус государственного, выполняет основную роль не только в сохранении, но и развитии традиционной лаковой миниатюры. Создание музея произошло при активной деятельности А.М. Горького, А.В. Луначарского, Н.Н. Крупской, Е.Ф. Вихрева и искусствоведов Г.В. Жидкова и А.В. Бакушинского. Торжественное открытие музея состоялось 13 марта 1935 года.

Зимой 1934 года было закуплено множество предметов выставочного фонда «Артели старинной живописи», представленных 62-мя произведениями лаковой миниатюры. Стоит отметить, что среди приобретенных предметов были работы первоначальных основоположников палехского искусства.

Определяющую роль в процессе комплектования коллекций лаковой миниатюры сыграл первый директор Государственного музея палехского искусства – Жидков Герман Васильевич, который возглавлял музей до начала 1937 года. Именно этот человек сделал предложения самым талантливым и одаренным художникам города писать миниатюры по специально составленным договорам. Таким образом, в музее появились самые лучшие работы мастеров родного города: В.М. Салабанова, В.К. Буреева. При Германе Васильевиче музейная коллекция насчитывала более 1500 единиц хранения.

В течение довольно продолжительного периода времени в процессе собирательской деятельности палехский музей вел совместное сотрудничество с коллективом городских художников, которое вскоре стало называться Палехские художественно-производственные мастерские. Имел место быть художественный совет, который включал в себя ведущих художников города Палех, а также сотрудников музея. Самые интересные и уникальные предметы отбирались советом, по причине чего музейные фонды постоянно пополнялись новыми экземплярами.

С самого начала существования музея произошло становление коллекции старинной древнерусской живописи. Герман Васильевич смог привезти из Костромы семь икон. Важно отметить, что большой интерес представляет собой коллекция старинной иконописной графики, насчитывающей примерно 1500 произведений. Наибольшее количество предметов из этой коллекции входит в художественный архив Н.М. Сафонова, мастерская которого работала в самых востребованных традициях древнерусской и византийской живописи. Художественный архив Сафоновых хранил в себе огромное количество образцов для икон, которые были сняты мастерами со старинных подлинников в период регулярных поездок на территории России.

На сегодняшний день в фонде отдела ГМПИ хранится более тысячи икон, из которых примерно полторы тысячи представлены иконописной графикой, а также предметами народно-прикладного искусства: серебряными и медными окладами, медным литьем, тканями, прялками и резьбой.

Традиционная русская живопись 19 столетия представлена портретами малоизвестных мастеров, творивших во второй половине 19 века, а также жанровыми композициями и пейзажами. Стоит отметить, что достаточно редко в коллекциях и фондах провинциальных музеев можно увидеть парсуны или самые первые изображения конца 17 – начала 18 веков. В музее хранится единственная в своем роде древняя парсуна – портрет Ярославского и Ростовского митрополита Димитрия.

Важное место среди уникальных работ реалистической живописи занимают произведения палехских художников, которые принадлежат к старинным иконописным родам и которые получили отличное художественное образование. К таким произведениям можно отнести работы В.Е. Белоусова, братьев Павла и Андрея Кориных, М.С. Климанова.

Коллекция живописи, относящаяся к периоду 1920-1930-х годов – это работы жителя Палеха М.А. Маркичева, художников из Иваново: Н.П. Секирина, М.С. Пырина, В.Н. Говорова, портреты Н.Н. Харламова, пейзажи Н.П. Крымова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, Г.Г. Нисского.

В состав Государственного музея палехского искусства входят: Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей И.И. Голикова и Дом-музей, посвященный Н.М. Зиновьеву.