Генетики сделали неожиданное открытие о родословной древних египтян. Какие современные народы являются самыми близкими родственниками древних египтян

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

ДОМАШНИЙ УКЛАД

Мы подробно рассмотрели моральные и социальные основы жизни мусульман в Египте, теперь мы можем ознакомиться с их домашним укладом и традициями. Начнем с высших и средних слоев общества.

Обращаясь к главе семьи или к любому взрослому мужчине, не считая слуг и простолюдинов, мусульмане обычно выражают свое почтение, прибавляя к имени слово шейх (букв, «старший» или «пожилой»). Но часто это обращение, принятое в основном по отношению к известным своей образованностью или святостью людям, употребляется в том же значении, что английское «мистер». Шерифа принято называть сеидом или сейидом («господин»), какое бы положение он ни занимал. Многие шерифы принадлежат к низшим слоям населения, среди почитаемых потомков Мухаммада много слуг, мусорщиков и нищих, но их всех полагается величать этим почетным именем, кроме того, их отличают от других мусульман зеленые тюрбаны 1 . Однако многие из имеющих право на эти привилегии, не только среди бедноты, но и среди богачей, а особенно среди ученых, не хотят ими пользоваться и предпочитают белые тюрбаны и обращение шейх. Мужчину, который совершил паломничество, обычно называют хагг, а женщину - хагга, однако многие паломники, так же как и шерифы, о которых только что шла речь, предпочитают звание шейх. Обычное обращение к женщине - ситт («госпожа»).

Прежде чем приступить к описанию поведения главы семьи, нужно рассказать о том, из кого состоит мусульманская семья. Для гарема отводится специальное помещение (называемое, так же как и его обитатели, «гаремом»), куда никому из лиц мужского пола, кроме главы семьи, некоторых близких родственников и детей, входить не разрешается. Гарем - это жена или жены (числом до четырех), рабыни (белые и «абиссинки», вернее, галла, чаще всего являются наложницами главы семьи, другие, черные, готовят пищу, прислуживают женам и т.д.), наконец, вольные, служанки, которые наложницами, по крайней мере узаконенными, не бывают. Слуги мужского пола - иногда черные или белые рабы, но чаще всего вольнонаемные. Очень мало кто из египтян позволяет себе иметь четырех жен, как это допускается исламом, а еще реже можно встретить мужчину, который кроме двух или более жен содержит еще и наложниц. Даже те, у кого только одна жена, ради сохранения мира в семье или по иным причинам предпочитают не заводить наложниц-рабынь. Другие считают, что лучше не иметь жены, содержание которой обходится довольно дорого, но содержать наложницу-абиссинку, которой прислуживает черная рабыня или служанка-египтянка, выполняющая также и прочие работы по дому. Жен редко помещают в одном доме, обычно они живут в разных местах. Если средства позволяют, глава семьи нанимает одного или двух слуг мужского пола, прислуживающих ему и его гостям - мужчинам, и, кроме того, сакка - водоноса, который обслуживает гарем и сопровождает женщин, когда они выходят из дому 2 , бавваба - привратника, который сидит у входа в дом, и саиса - конюха, который следит за лошадью, мулом или ослом. Редко у кого из египтян есть мамлюк, т.е. белый слуга, чаще всего они принадлежат туркам, и мало кто,

кроме высокопоставленных турок, держит евнухов, но богатый купец-египтянин горд, если у него есть черный раб, который едет или идет позади него и несет его трубку.

Египтяне рано ложатся и очень рано встают, поскольку им полагается встать и одеться до рассвета, когда наступает время утренней молитвы. Обычно, пока глава семьи совершает ритуальное омовение и произносит молитвы, жена или рабыня варит для него кофе и наполняет его трубку, чтобы к моменту, когда он закончит религиозный обряд, все было готово.

Многие египтяне до самого полудня довольствуются чашкой кофе и трубкой, а некоторые рано утром съедают легкий завтрак. Первая трапеза египтян (аль-фатур) состоит, как правило, из хлеба, яиц, масла, сыра и взбитых сливок или кислого молока и пр. или из фатыры - тонких блинчиков, пропитанных молоком и сложенных наподобие салфетки, иногда их поливают медом или посыпают сахаром. Очень часто на завтрак едят бобы вроде наших конских бобов, которые томят целую ночь в закупоренном глиняном сосуде, доверху погруженном в горячую золу печи или бани. Это блюдо едят с льняным или сливочным маслом и обычно приправляют небольшим количеством лимонного сока, в таком виде его и продают по утрам на рынках Каира и других городов. Часто у тех, кто не имеет средств на изысканные яства, трапеза состоит из хлеба и так называемой дакки - смеси соли и перца с заатаром (диким майораном), мятой или тмином, к которым добавляют еще либо зерна кориандра, либо корицу, кунжут или хуммус (мелкий «турецкий» горошек). В эту смесь макают хлеб, который всегда имеет форму круглой лепешки шириной в пядь и толщиной в палец. Почти все египтяне, которым такая роскошь по карману, выпивают чашку кофе и выкуривают трубку рано утром и еще несколько раз в течение дня. Многие всегда имеют при себе трубку: либо сами держат ее в руках, либо передают слуге, который всюду носит ее за господином. Курильщики держат табак в мешочке, сделанном из шалевой ткани, из шелка или из бархата, к этому мешочку часто добавляется еще и маленький кисет, в котором лежат кремень, огниво и трут. Носят его обычно за пазухой.

Трубки (называют их по-разному: шибук, уд и т.д.) обычно бывают от четырех до пяти футов 3 длиной, иногда несколько короче, а иногда и значительно длиннее. Чаще всего трубки делаются из дерева гармашак. Большая часть трубки (начиная с мундштука и примерно на три четверти длины) покрыта шелком, отороченным по концам золотой нитью, часто переплетенной либо с цветным шелком, либо с полоской золота или серебра, а нижний конец шелкового покрова украшен кистью. Изначально этот покров предназначался для того, чтобы его смачивали водой для охлаждения трубки (а следовательно, и дыма), но это делают только в тех случаях, когда трубка старая или некрасивая. Зимой многие египтяне курят трубки из вишневого дерева, их никогда шелком

не покрывают. Летом трубка из гармашака дает более прохладный дым, чем другие. Чашеобразная часть трубки делается из обожженной глины и окрашивается в красный или коричневый цвет 4 . Мундштук делается из двух или более кусков темного и светлого янтаря, соединенных орнаментом из покрытого эмалью золота, агата, яшмы, сердолика или еще какого-либо полудрагоценного камня. Это самая дорогая часть трубки; иногда мундштуки украшают даже бриллиантами. Наиболее распространенный тип трубки стоит примерно от двух до трех фунтов стерлингов. За мундштуком идет деревянная часть, которая быстро засоряется никотином и поэтому часто меняется. Трубку тоже приходится часто чистить, а делается это при помощи пакли, намотанной на длинную проволоку. Многие каирские бедняки зарабатывают на жизнь чисткой трубок.

Табак, который курят египтяне из высших и средних слоев общества, обладает очень тонким и приятным ароматом. Он производится в основном в окрестностях Латакии, в Сирии. В прилегающих к этому городу горах выращивается лучший сорт «горного табака» 5 . Среднее сословие чаще всего курит более крепкий табак, называемый «тирским» - по имени города Тир 6 , иногда курят смесь обоих сортов. При курении жители Египта и других восточных стран затягиваются глубоко, так что значительная часть дыма проникает в легкие. Поэтому арабское выражение «курить табак» буквально значит «пить табак» или «пить дым», поскольку табак и дым обозначаются одним и тем же словом. Редко можно увидеть египтянина, который сплевывает во время курения.

Некоторые знатные египтяне курят персидскую трубку, в которой дым проходит сквозь воду; такая трубка называется наргиле, потому что вода находится в кокосовом орехе, который по-арабски называется наргиле. Другой тип трубки - со стеклянным сосудом - называется шиша 7 . В персидских трубках всегда очень длинный, гибкий ствол. Для водяных трубок употребляется особый тип персидского табака - тумбак. Его сначала несколько раз промывают и набивают им трубку, пока он еще не высох, а сверху кладут два-три куска горящего древесного угля. Такая трубка распространяет очень приятный, нежный аромат, но, поскольку при этом типе курения приходится сильно втягивать дым, оно вредит людям со слабыми легкими 8 . Куря персидскую трубку, люди втягивают в свои легкие дым так же свободно, как воздух. Считается, что из-за курения наргиле среди жителей Аравии и Египта очень многие страдают болезнью печени. Простонародье курит трубку, обычно называемую гоза; она устроена так же, как и наргиле, только ствол у нее короткий, не гибкий и без подставки. Набивают ее либо тумбаком, либо пьянящим гашишем, или коноплей (см. рис. 33).

Кофе (кахва или ахва) заваривают очень крепким и пьют без сахара и без молока. Кофейные чашки (финган) обычно очень маленькие: они вмещают менее полутора унций жидкости. Сделаны

они из фарфора или голландского стекла, без ручек, поэтому их ставят в другие чашки (зарф), очень похожие на подставки для яиц и сделанные из серебра или меди - в зависимости от того, насколько состоятелен владелец сервиза 9 . Свежеобжаренный и смолотый кофе кладут в закипевшую воду и размешивают, после чего один или два раза кофейник ставится на огонь, чтобы довести кофе до кипения, потом его разливают по чашкам, пока поверхность еще сохраняет кремовый цвет. Египтяне особенно любят крепкий кофе без всяких приправ, сахар добавляют очень редко (только в случае болезни), молоко или сливки - никогда, но часто кладут в него немного зерен кардамона. Принято также обкуривать посуду дымом смолы мастикового дерева. В богатых домах ей иногда придают изысканный аромат амбры. Обычно это делается так: в кофейник кладут серую амбру, примерно с карат весом, и растворяют ее на огне, затем приготовляют кофе в другом кофейнике, дают ему немного отстояться и переливают в.кофейник с амброй. А иногда просто прилепляют на дно чашки кусочек амбры весом примерно в два карата: такого количества хватает на две-три недели. Так делают люди, которые хотят всегда пить ароматический кофе, но угощают им не всех. Кофейник иногда подают в серебряном или медном сосуде (азки) с горящими угольями. Такой сосуд подвешивают на трех цепочках. Раздавая кофе, слуга держит ножку зарфа большим и указательным пальцами. Финган берут двумя руками - левой снизу, а правой сверху.

В холодную погоду на пол ставят наполненную углем медную жаровню (манкаль, в просторечии манкад), в которой иногда жгут ароматические вещества (рис. 35). Египтяне очень любят приятные запахи и часто освежают ароматами свое жилище. Чаще всего для этого пользуются низкосортным ладаном, так называемым бахур аль-барр, а также бензойной смолой или древесиной алоэ.

Если египтянин в состоянии держать лошадь, мула или осла или нанимать осла, он очень редко выходит за пределы своего дома пешком, но мало кто из жителей Каира или других городов

решается держать лошадь, потому что это может навести на мысль о его чрезмерном богатстве и побудить власти вымогать у него дополнительные налоги. Современные египтяне пользуются мягкими седлами, покрытыми вышитой или еще какой-нибудь красивой материей или бархатом, оголовье и нагрудную часть уздечки украшают шелковыми кистями, монетами или какими-нибудь орнаментами из серебра (рис. 36). Богатые купцы и улемы обычно ездят на мулах с примерно такими же седлами, только седла, на которых ездят улемы, покрыты саггадой, иногда такими ковриками покрывают и седла для женщин, которые, впрочем, сильно отличаются от мужских, о чем будет рассказано ниже. По узким и заполненным людьми улицам Каира осла обычно пускают мелкой иноходью. Ослов в Каире много, и их всегда можно нанять. Египет искони славился своими прекрасными ослами, которые, как правило, больше английских и превосходят их во всех отношениях. Цена хорошего, породистого и дрессированного осла соответствует примерно трем-четырем фунтам стерлингов, а иногда даже превышает стоимость обычной лошади. На осла надевается мягкое седло, передняя часть которого покрыта красной кожей, а сиденье - мягкой, цветной, сплетенной из шерсти попоной, стремя всегда делается очень коротким. Чтобы расчистить дорогу едущему на коне всаднику, впереди бежит его конюх (их может быть и двое), вооруженный длинной палкой (наббутой), которую он держит вертикально, ухватив за нижний конец. С этой же целью рядом с ослом, позади него, а иногда и впереди тоже бежит слуга, призывая прохожих отойти с дороги или поостеречься, как бы им не досталось по спине, по лицу, по бокам, по ногам или по пяткам 10 . Однако наездник должен не полагаться на своего слугу, а смотреть в оба, как бы не удариться об объемистую поклажу верблюда и не вылететь из седла: такие неприятности неизбежно случаются на узких и заполненных пешеходами улицах. Трубку наездника обычно несет слуга, который наполняет ее и зажигает, когда его господин спешивается около какого-нибудь дома или лавки.

Если у египтянина нет определенного занятия, он проводит большую часть дня либо разъезжая по городу, посещая друзей и знакомых и делая покупки, либо куря трубку, попивая кофе и предаваясь беседе с друзьями дома. По утрам он проводит час, а то и более в общественной бане, наслаждаясь этой процедурой. В полдень, если он соблюдает мусульманские обряды, снова наступает время молитвы, но, как я уже говорил, среди египтян сравнительно мало людей, которые никогда не пренебрегают своими религиозными обязанностями, напротив, многие из них вообще почти не молятся. Сразу после полудня (если у него не было позднего завтрака) египтянин съедает легкий обед, за которым следуют курение трубки и чашка кофе, а в жаркую погоду он в течение некоторого времени предается полуденному сну. Часто глава семьи удаляется для отдыха в гарем, где жена или служанка оберегает его покой или трет ему ступни. В таких случаях, да и в другое время, когда хозяин дома хочет побыть в уединении, слуга объясняет всякому приходящему гостю, что его господин находится в гареме, и все знают, что вызывать его оттуда нельзя, разве что по какому-нибудь очень важному и безотлагательному делу. Со времени дневной молитвы и до захода солнца (время следующей молитвы) египтянин опять наслаждается трубкой и кофе в обществе одного или нескольких друзей у себя дома или где-нибудь еще. Вскоре после захода солнца он ужинает.

Теперь я перейду к описанию обеда (аль-гада), ужина (аль-аша) и того, как принято совершать эти трапезы, из которых главной считается ужин. Готовят обычно днем, а то, что остается от ужина, если в доме нет гостей, съедают на следующий день на обед. Глава семьи обычно обедает и ужинает со своей женой или женами и детьми, но многие мужчины из высших слоев либо считают такую трапезу для себя унизительной, либо слишком для этого заняты и могут принимать участие в семейной трапезе только в редких случаях. Есть и среди простонародья мужчины, которые очень редко едят вместе со своими женами и детьми. Если кто-либо находится в гостях у друга, когда наступает час обеда, хозяин обязательно должен распорядиться, чтобы принесли обед. Это считается необходимым и в тех случаях, когда гость - чужой человек.

Прежде чем сесть за стол, вернее, за ПОДНОС, ВСе ДОЛЖНЫ ПОМЫТЬ руки 11 , а иногда и рот водой с или хотя бы облить правую руку

водой. Слуга приносит медный таз и кувшин (тишт и ибрик) 12 (рис. 37). Таз покрыт крышкой с отверстиями и со специальным возвышением для мыла посередине. Когда воду поливают на руки, она проходит сквозь отверстия в таз, так что, когда таз несут дальше, к другим сотрапезникам, скопившейся в нем воды не видно (рис. 38). Каждому дается по салфетке (фута).

Столом служит круглый медный поднос (он называется синийа и санийа) обычно от двух до трех футов в диаметре; его ставят на деревянную табуретку (курси) высотой примерно в пятнадцать дюймов, которую часто покрывают перламутром, панцирем черепахи, костью и т.д. Эти два предмета составляют суфру (рис. 39). На подносе раскладывают круглые лепешки, иногда разрезанные пополам, несколько разрезанных пополам лимонов, которые выжимают на любое блюдо, требующее кислой приправы, и ложки из самшита или слоновой кости по одной на каждого из сотрапезников. Лепешки часто служат тарелками. Затем в соответствии с обычаем страны на поднос ставят одновременно несколько блюд из меди или фарфора с различными яствами, овощами и пр. или же по одному блюду поочередно на турецкий лад.

Сотрапезники садятся на пол вокруг подноса, и каждый кладет на колени по салфетке; если же поднос стоит вблизи низкого дивана, как это часто бывает, одни садятся на диван, а другие - на пол. Если трапеза особенно многолюдна, поднос ставят на середину комнаты и садятся вокруг него, доложив одно колено на пол, а второе (правое) приподняв - это наиболее принятая во время трапез поза, позволяющая двенадцати сотрапезникам разместиться вокруг подноса шириной в три фута. Садясь за стол, закатывают правый рукав до локтя и, прежде чем начать еду, говорят: «Бисмилля» («Во имя Аллаха») 13 . Эту фразу обычно произносят очень тихо, первым это делает хозяин дома. Она считается и благословением, и приглашением принять участие в трапезе. Если тот, к кому обращаются со словами бисмилля пли тафаддаль (что в данном случае означает: «Окажи мне

милость и прими участие в трапезе»), не хочет принять приглашение, он должен ответить: «Ганиан» («Пусть это будет приятным») или что-нибудь в этом роде, иначе возникнет опасение сглаза, ибо говорят, что пища, которую «сглазили», не благословенна. Но настойчивость, с которой египтяне уговаривают пришельца поесть вместе с ними, показывает, что бисмилля произносится прежде всего из побуждений гостеприимства. Хозяин дома начинает есть первым, его примеру следуют гости и другие сотрапезники. Вилками и ножами мусульмане не пользуются, их заменяют большой и указательный пальцы правой руки; для супа, риса и других блюд, которые трудно есть иначе, подают ложки, а в особых случаях, о которых речь пойдет ниже, пользуются обеими руками. Если на подносе одновременно стоит несколько блюд, каждый берет из какого-нибудь по желанию, а иногда и из всех по очереди, когда же подается только одно блюдо, каждый угощается, а затем блюдо убирают и ставят другое 14 . Считается вежливым взять маленький кусочек и передать его другу. Когда жители Египта и других стран Востока едят руками, это делается не так грубо, как может вообразить европеец, никогда этого не видевший и не читавший точных описаний такой трапезы. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба и опускает его в блюдо, а затем подносит ко рту вместе с кусочком мяса или еще чего-нибудь, взятого из блюда 15 . Кусок хлеба обычно складывают вдвое, держа внутри мясо или еще что-нибудь, пользуясь при этом только большим и указательным пальцами. Если кусок мяса нельзя сразу положить в рот, его кладут на хлеб (рис. 40).

Еда подается так, чтобы ее удобно было есть описанным выше образом. Состоит она, как правило, из йахни - тушеного мяса с нарезанным луком, бамьей 16 или другими овощами; кавурмы - жирной тушенки с луком; варак махши - смеси риса и рубленого мяса (слегка приправленного солью и луком, а часто чесноком, петрушкой и пр.), завернутой в листья винограда, салата или капусты и сваренной в таком виде; огурцов (хийар), черных, белых или красных бадинганов 17 или тыквы (каракуса) такого же размера и

формы, как огурец, фаршированных такой же смесью мяса, риса и специй; кебаба, или маленьких кусочков говядины или баранины, прожаренных на вертеле. Многие блюда полностью или в основном состоят из овощей: капусты, портулака, шпината, бамьи, бобов, люпина, турецкого горошка, мелко нарезанной тыквы и т.д. Часто подают рыбу, приправленную подсолнечным маслом. Поскольку жиры в Египте дефицитны, большинство блюд готовят на очищенном масле, причем кладут его очень много (в жаркую пору оно совсем жидкое). Дичь делят на части либо двумя руками, либо берут вдвоем так, чтобы каждый действовал только правой рукой, некоторые управляются сами, одной рукой. Многие арабы считают недозволенным прикасаться к пище левой рукой и делают исключение только в тех случаях, когда правая рука покалечена 18 . Дичь часто фаршируют изюмом, фисташками, хлебными крошками и петрушкой, иногда также готовят целого ягненка, но его мясо легко отделить одной рукой. Тушеное мясо часто приправляют сладостями: йахни, например, подают с персиками и абрикосами с сахаром. К трапезе подают разнообразные сладости безотносительно к порядку других кушаний. Излюбленное сладкое блюдо египтян - кунафа, на вид нечто вроде тонкой вермишели из пшеничной муки. Ее поджаривают и приправляют сахаром и медом. В соответствующий сезон часть трапезы составляет арбуз (баттых). Его нарезают примерно за четверть часа до подачи и охлаждают на открытом воздухе, но при этом все время следят, как бы не подползла змея и не отравила его своим дыханием или укусом, поскольку считается, что эти пресмыкающиеся особенно любят арбузы и чуют их по запаху на большом расстоянии. В Египте очень много арбузов, весьма вкусных и полезных. Трапеза обычно заканчивается вареным рисом с маслом, солью и перцем (рузз муфальфалъ, турецкий пилав), но в богатых домах за ним часто следует миска хушафа 19 - сладкого отвара изюма с сахаром, охлажденного и приправленного розовой водой 20 . Часто вместо этого подают арбуз 2l .

Египтяне едят немного и довольно быстро. Окончив трапезу, каждый говорит: «Аль-хамду ли-лля» («Хвала Аллаху») и встает, не ожидая других 22 . После этого моют лицо и руки с мылом, слуга подает таз и поливает из кувшина, так же как перед трапезой.

Пьют за трапезой только воду из Нила, а в богатых домах - шербет, который будет описан ниже. Во время еды арабы пьют очень мало или вовсе не пьют, но сразу после еды выпивают довольно много. Нильская вода удивительно вкусная, а в колодцах Каира и по всему Египту вода немного солоноватая. Воду пьют либо из глиняных бутылей, либо из медных чашек 23 . Существует два типа бутылей для воды: дорак - с узким горлышком и кулля - с широким (рис. 41, а и б ). Делаются они из сероватой пористой глины, которая хорошо охлаждает воду испарением, поэтому их обычно выставляют на сквозняк. Внутреннюю поверхность этих бутылей коптят дымом какого-нибудь смолистого дерева, а потом тем же способом придают ей аромат дерева кафали 24 и мастики. Перевернутую бутыль держат над небольшим глиняным сосудом (мибхара), в который кладут необходимый для разжигания дерева горящий древесный уголь и мастику. Примерно в дюйме от горлышка дорак перевязывают тряпочкой, чтобы смола не разливалась по поверхности. Кроме того, для аромата в бутыли вливают немного сока из цветка апельсинового дерева. Бутыли либо закрывают пробками из серебра, меди, олова или дерева, либо покрывают

сплетенными пальмовыми листьями и ставят на поднос из луженой меди, на котором скапливается выступающая из них вода. В холодную погоду во многих домах предпочитают таким бутылям, слишком сильно охлаждающим воду, посуду из фарфора (рис. 42). На рис. 43 изображены чашки для питья наиболее распространенной формы. Внутри некоторых из них выгравированы тексты из Корана и другие изречения или имена «Семи спящих отроков», но это мне редко приходилось видеть. Перед тем, как выпить воды, и после этого обязательно повторяют те же восклицания, которые произносятся веред едой и после еды, а каждый из сотрапезников говорит пьющему: «Пусть это будет приятным» 25 , на что полагается ответить: «Да дарует тебе Аллах радость» 26 .

В некоторых прелестных рассказах «Тысячи и одной ночи» мы читаем о том, что «унесли яства» и «принесли вина», однако в современном Египте мусульмане редко потребляют этот запретный напиток в обществе. Но все же многие позволяют себе выпить вина в компании избранных знакомых. Слуги такого человека точно знают, кого из его друзей можно допускать в дом, когда господин предается этим запрещенным радостям, а всем другим говорят, что хозяина нет дома или что он находится в гареме. Такие люди пьют вино перед ужином, после и во время его, но более всего - перед, потому что считается, что оно возбуждает аппетит. По словам одного моего друга - раскаявшегося мусульманского пьяницы (я не могу рассказать об этом по собственному опыту, поскольку я не пью вина и потому меня никогда не приглашали принять участие в мусульманской пирушке), вино подается на круглом лакированном подносе или на стеклянном блюде. Обычно на таком подносе стоят два кувшина из фигурного стекла: в одном - вино, а в другом - сладкий напиток из изюма и сахара, а иногда еще пара бутылок, несколько маленьких стеклянных чаш и стеклянные блюдца с сухими и свежими фруктами и какими-нибудь соленьями. Кроме того, на подносе стоят две свечи и часто букет цветов в подсвечнике.

Египтяне потребляют различные виды сладкого напитка - шербета. Чаще всего это просто очень сладкая вода, иногда лимонад (шараб аль-лимун) или наиболее ценимый сорт - зеленый напиток, изготовленный из толченых цветов фиалки, вскипяченных с сахаром (шараб аль-банафсаг). Четвертый вид шербета делается из шелковицы (шараб ат-тут), пятый - из щавеля (шараб аль-хумейд). На улицах продают также шербет из изюма (забиб), так он и называется. Есть еще один напиток, который представляет собой крепкий настой солодкового корня (ирсус) и называется так же, как этот корень, третий делается из рожкового дерева и называется по имени его плода - харруб. Шербет подают в стеклянных чашках (кулля) (примерно на три четверти пинты 27 ), расписанных цветами из позолоты (рис. 44). Чашки для шербета ставят на круглый поднос и покрывают круглой салфеткой из

вышитого шелка или парчи. На правой руке того, кто подает шербет, висит большая продолговатая салфетка, расшитая широкими узорами золотом и шелком по краям. Очевидно, она предназначается для того, чтобы вытирать губы после питья, но пользуются ею очень редко, и висит она скорее для вида.

Промежуток между ужином и акта, временем молитвы и наступления ночи, египтяне обычно проводят, покуривая трубку и попивая кофе. Если курение прерывают из-за молитвы, то потом снова предаются этому наслаждению. Кроме того, коротать время помогают беседы, шашки, шахматы или еще какие-либо игры. Члены зажиточной египетской семьи могут проводить время в приятных, но всегда тихих, спокойных занятиях. В час ужина или после него мужчины нередко ходят в гости к друзьям. Обычно они пользуются в этих, да и в других случаях складным фонарем (фанус) из натянутой на проволочные кольца вощеной ткани, с дном и крышкой из луженой меди. На рис. 45 изображены такой фонарь и обычная лампа (кандиль) в деревянном футляре, служащем защитой от ветра. Эта лампа представляет собой маленький стеклянный сосуд с вделанной в дно трубочкой, в которую вставляется фитиль из обкрученного вокруг соломы хлопка. Сначала в лампу вливают воду, а потом горючее. Такого типа лампы часто висят над входом в дом. По ночам интерьеры домов выглядят мрачнее, чем днем: для освещения большого, нарядного помещения считается достаточным зажечь две свечи (стоящие на полу или на табуретке, к тому же иногда скрытые под большим стеклянным абажуром или вставленные в стеклянный фонарь, поскольку в окнах нет стекол, а есть лишь решетки). Летом мало кто из египтян бодрствует позднее трех-четырех часов ночи, т.е. в течение трех или четырех часов после захода солнца (в любое время года точкой отсчета часов является заход солнца); зимой они иногда засиживаются по пять-шесть часов после захода.

Так проводят свои дни египтяне среднего достатка, не имеющие постоянных занятий или дел, которые требовали бы их участия или присутствия. У людей торговых принято вскоре после завтрака отправляться в лавки или на склады и оставаться там почти до захода солнца 28 . В лавке у них достаточно досуга, чтобы курить сколько пожелают, а их покупатели часто курят вместе с ними. Некоторым из покупателей купец предлагает трубку (если у них нет своей) и чашку кофе, которую приносят из ближайшей кофейной лавки. Значительная часть дня часто проводится в приятной беседе с покупателями или торговцами из соседних лавок. Торговцы обычно совершают молитвы, не выходя из лавок. Вскоре после дневной молитвы, а иногда перед ней или вскоре после нее они съедают либо легкий завтрак, либо кебаб с лепешкой (принесенные слугой из дома или купленные на рынке), лепешку с сыром, соленьями или еще с чем-нибудь из продающегося на улицах съестного. Если при этом в лавке присутствует покупатель, его всегда приглашают, и часто очень настойчиво, принять участие

в трапезе. В лавках всегда держат большие глиняные бутыли с водой, которые по мере необходимости наполняются проходящими по улицам сакка. Вечером торговец возвращается домой, съедает свой ужин и вскоре ложится спать.

В Египте общепринято, чтобы муж и жена спали на одном ложе, исключение составляют только богатые семьи, в которых предпочитают иметь разные постели. В домах людей среднего достатка ложе обычно устроено так: кладут набитый хлопком матрас (тарраха) примерно в шесть футов длиной и три или четыре фута шириной на низкие козлы из пальмовых веток (сарир), в изголовье помещают подушку, а простыню расстилают и на подушку и на матрас. Лётом обычно укрываются только легким одеялом (харам), а зимой - стеганым, набитым хлопком (лихаф). Если козел нет, матрас кладут прямо на пол или два матраса один на другой, а иногда по бокам размещают диванные подушки. Предохраняющая от москитов занавеска 29 вешается около постели на четырех шнурках, подвязанных к вбитым в стену гвоздям. Египтяне редко переодеваются, ложась в постель, зимой многие спят во всем облачении, снимая только верхнюю одежду, а летом и вовсе ничего не снимают. Зимой ложе помещается в маленьком чулане (хазна), летом - в большой комнате. Днем все постельные принадлежности сворачивают и кладут сбоку или заносят в чулан. В самую жаркую погоду многие спят на крышах или в открытом помещении (фасха или фасаха), но от сна на открытом ночном воздухе часто возникают глазные болезни и прочие недуги. В наиболее распространенном тине козел из пальмовых веток заводятся жуки, которые в Египте столь же многочисленны летом, как мухи зимой. Самые противные насекомые - вши - почти неизбежны в Египте даже при исключительной чистоплотности, однако тех, кто меняет белье каждые два-три дня, они мало беспокоят, а если такое и случается, то кожу они не затрагивают, заползая только в белье, откуда их легко убрать. Можно почти полностью уберечься от мух, если часто мыть и подметать полы, покрывать двери и окна сетками, но очистить египетский дом от жуков, особенно если в нем, как это часто бывает, много деревянных изделий, невозможно.

Слугам-мужчинам обычно живется очень легко. Исключениесоставляет только саис - конюх, который бежит впереди своего господина или вслед за ним несколько часов подряд и даже в самую

жаркую погоду не обнаруживает никаких признаков усталости. Чаще всего слуги - уроженцы Египта. В Каире и других городах иногда берут в услужение нубийцев, которые обычно выполняют роль привратника и считаются более честными, чем слуги-египтяне. Жалованье слуг очень мало - от доллара до двух в месяц, но они получают много подарков 30 . В праздник ид аль-фитр, после рамадана, хозяин обычно дарит всем своим слугам какую-нибудь одну или все принадлежности туалета: ири (синюю рубашку, служащую верхней одеждой), тарбуш и тюрбан. Другой одеждой (иногда за исключением обуви) слуга должен обеспечивать себя сам. Кроме хозяина слугам делают небольшие денежные подарки и его гости, а также торговцы, с которыми он имеет дело; это происходит практически всякий раз, когда слугу посылают за большими закупками. Слуги спят в том, в чем ходят, на маленьких циновках, а зимой укрываются плащом 31 или одеялом. В некотором смысле их отношения с хозяевами часто носят весьма фамильярный характер, они даже вместе смеются и шутят, но в остальном слуги очень покорны, всячески выражают своему господину глубочайшее почтение и совсем по-детски, безропотно терпят от него телесные наказания.

К черным рабам (абид) мужского пола относятся мягче, чем к вольнонаемным слугам; их образ жизни вполне соответствует их природной лености. Если черный раб недоволен своим положением, он согласно закону может заставить хозяина продать его. Многие рабы в Египте носят турецкую военную форму. Это наиболее фанатичная часть населения, склонная оскорблять христиан и других иноверцев, хотя сами они приняли ислам, зная о его доктринах не более, чем ребенок, проведший в школе одну неделю. О служанках речь пойдет в другой главе.

Знакомство с современными жителями Египта часто заставляет нас сравнивать их домашний уклад с образом жизни средневековых европейцев. При этом, пожалуй, когда речь идет о мужчинах, мы замечаем больше сходства, нежели различия, зато применительно кженщинам мы обнаруживаем картину прямо противоположную.

Современный Египет.

Египет. Конечно, это очень древняя страна с богатой и насыщенной историей, о которой так много сделано открытий, найдено множество вещей древности и еще больше оставлено загадок. Но также поражает и жизнь современного Египта, о которой мы, живущие в России, мало знаем. В настоящее время в Египте живут арабы, которые начали осваивать территорию еще со времен римского вторжения. Всего в Египте проживает 60 млн. человек, из них в Каире-столице страны, 20 млн. Населенные пункты располагаются вдоль Нила. Оросительные каналы превращают пустыню в зеленый сад. Примерно 3% населения составляют копты - потомки древних египтян, позднее принявшие христианство. Таким образом, в Египте существуют две государственные религии: ислам и христианство. Естественно, что более многочисленная часть населения исповедует ислам. Однако, мирно сосуществуют оба абсолютно разных течения. Примером этому служат стоящие рядом с мечетями православные коптские церкви. Может показаться, что мечети выглядят богаче и представительнее. Может, так оно и есть, а может, только, кажется.

Существуют правила и обычаи, появившиеся благодаря национальной особенности. Так, например, арабским женщинам запрещается выходить замуж за мужчин других национальностей, и в частности коптов, а в то же время арабским мужчинам разрешено брать в жены женщин любых национальностей. Это связано с тем, что у египтян нет как таковой фамилии, а к своему имени добавляется имя отца, и это происходит только по мужской линии. Поэтому для сохранения рода женщина египтянка и не может выходить замуж за мужчин других национальностей.

Обряд свадьбы сам по себе очень интересен и заслуживает внимания со стороны туристов. Многоженство в Египте не такое, как многие его себе представляют. Нельзя придти и сказать жене, что женюсь во второй раз. Так не делается. Жениться во второй раз можно, например, после войны, когда женщина остается без кормильца. И то в том случае, если претендент реально сможет прокормить двух жен. Все должно делиться между ними поровну: одной кольцо и второй кольцо, одной платок и другой платок. Вообще после свадьбы женщины чаще всего сидят дома, не работают. Но все зависит от ее собственного желания: если хочет - то может идти работать.

Предварительно жених должен договориться с родителями невесты. И если договорился, то покупает квартиру, мебель, отдает им калым. Калым бывает разный, в зависимости от степени дохода. От невесты требуется лишь кухонный гарнитур.

Развестись тоже можно. Если один раз сказать слово "талак", можно ещё вернуться друг к другу. Если два раза сказать "талак" - тоже. А вот после третьего раза, чтобы вернуться к бывшей жене, необходимо пережить определенную "процедуру." Она должна выйти замуж за другого, он должен три раза сказать "талак", только потом можно опять жить вместе. Это своеобразное наказание за необдуманность поступков. После развода бывшая жена берет свой кухонный гарнитур и возвращается к родителям.

К религии современные египтяне относятся очень трепетно, впрочем, наверное, как и древние жители страны. Каждый день по несколько раз можно услышать молитву. Её можно слушать просто ради музыки. Ведь мелодия, выводимая муэдзином очень приятная и необычная, а голос муллы красивый и мелодичный.

Молятся египтяне пять раз в день: два раза утром, два раза вечером и один раз в обед. Причём промежутки между молитвами утром и вечером составляют не более пятнадцати - двадцати минут. В священный долг мусульманина входит также давать милостыню бедным, совершить паломничество в Мекку, не признавать другого Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его, соблюдать пост.

Большинство из арабов строго подчиняются действующим законам. В этом можно легко убедится. Так, например, во время круиза на теплоходе по Нилу, можно наблюдать, как все незанятые в неотложных работах матросы, в положенное время начинают молиться. Но некоторые молодые египтяне говорят, что начнут регулярно исполнять требования веры, когда состарятся, а пока ходят в мечеть лишь раз в неделю.

По неофициальным данным продолжительность жизни составляет для мужчин 87лет, а для женщин 93 года.

Большинство семей живут бедно. Занимаются сельским хозяйством. Климат позволяет снимать по три урожая в год. Вот почему в продаже всегда много различных овощей и фруктов, которые стоят относительно дёшево. Так, например, апельсины стоят 1-1,5 фунта, столько же стоят мандарины и клубника. Дороже обходится мясо, его цена - 15-20 фунтов.

По статистике один из основных доходов страны - туризм. Поэтому египтяне относятся к приезжим с уважением, особенно в отдалённых пунктах. Они по-особому относятся к тем, кто знает историю их страны, увлечен Древним Египтом, особенно гиды.

Арабская кухня довольно специфична. Она острая или сладкая. Особенно приятны на вкус некоторые национальные блюда: небольшие котлеты со специями, тонкий, из пресного теста, запеченный лист, напоминающий блин, фулл - земляные бобы, отваренные с приправами и кошари - рис, вермишель, горох, жареный лук, приправленные чесночным соусом. Очень вкусны экзотические фрукты залитые соком.

Ещё несколько интересных фактов. В аравийской пустыне, составляющей большую часть страны, проживают интересные люди - бедуины. Они выбрали своеобразный образ жизни: кочуют с места на место, не взирая на границы, государство, законы. У них нет паспортов, их дети не ходят в школу, у них нет денег. В настоящее время бедуинов стараются сделать более оседлыми. Для них строят дома с удобствами, школы, предлагают работу. Но большинство не соглашаются на смену образа жизни и продолжают кочевать. С некоторыми из них туристические фирмы заключают договоры и возят туристов посмотреть на их образ жизни.

В глубине Египта, в местности, удаленной от цивилизации, живут племена, которые верят в древних богов. Их образ жизни практически не изменился со времен фараонов. Они обожествляют нильскую воду и устраивают праздники в честь коровы. В отличие от бедуинов, правительство их не трогает и не пытается вовлечь в цивилизацию.

Современные крупные города: Каир, Луксор, Александрия, Асуан расположены на месте древних городов, поэтому в них современные постройки соседствуют с остатками древних храмов и гробниц. Немного странно воспринимается соседство великих пирамид, храмов Карнака, мастабы с суетой и шумом современного города. Так, в Каире дороги настолько плотно заполнены автомобилями, что к вечеру не проехать и 20 метров, чтобы не попасть в пробку. Марки автомобилей самые разнообразные - начиная от наших "Волг", "Жигулей" и заканчивая Мерседесами. Среди потока автомобилей может встретиться и повозка с запряженными лошадьми и ослами. Однако все это не мешает жителям быть доброжелательными и спокойными.

Любимое место отдыха каирских жителей - плато Гиза, где стоят широко известные пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

Египет - аграрная страна. Прекрасный климат позволяет снимать три урожая в год, поэтому так много разнообразных фруктов и овощей.

Современные жители Египта столь же интересны, как и их древние предки. У них сложилась не менее увлекательная культура, о которой можно говорить очень долго. Порой начинает казаться, что их уклад жизни очень похож на древнеегипетский, что история всё же наложила свой отпечаток и на судьбу современного Египта.

Когда мы думаем о древних египтянах, то обычно вспоминаем Клеопатру или очаровательный процесс мумификации. Однако мы не задумываемся об обычных предметах и идеях, которые используем сегодня в повседневной жизни.

Хотя большинство из современных изобретений приписывают более позднему периоду истории, древние египтяне были на передовой. Как и мы, они всегда искали способ сделать свою жизнь более легкой и свободной от стрессов. Ниже приводится список предметов и идей, переживших испытание временем, о чем не задумывается большинство из нас.

10. Правительство

Хотя часто говорят, что первая система правления возникла в Римской империи, на самом деле, это только первая документально зафиксированная система правления на Западе. Самую первую структуру управления связывают с древними египтянами.

Еще более удивительно то, что эта политическая система не была связана с фараонами, как считают многие. Примерно до 1570 года до н. э. древним Египтом правили цари. В додинастический период Египет находился под контролем Царей Скорпиона, что звучит подозрительно похоже на название банды байкеров. Мы не знаем, как вело себя правительство до тех пор, пока к власти не пришел Царь Нармер (King Narmer) и не установил первое централизованное правление в пределах существующих границ.

С этого момента экономика стала развиваться благодаря торговле, которая велась между классами в отдельных провинциях, индивидуальному благосостоянию и налогам. Это означает, что, возможно, древние египтяне тоже пытались уклоняться от уплаты налогов.

9. Календарь

До тех пор, пока нет государственной политики и действующей экономики, нет необходимости отслеживать дни. Но это касается не столько надоедливых сборщиков налогов, которые должны были знать, когда запугивать людей. У египтян была развитая ирригационная система, и они должны были знать, когда Нил будет разливаться.

Таким образом, они создали календарь, в котором было 365 дней. Сначала в нем было 370 дней, пока египтяне не поняли, что нужно сократить год, и просто добавили високосные годы. Так что, если вы родились в день, который есть только в високосном году, и вам фактически только 20 лет, хотя у вас уже есть внуки, то можете поблагодарить за это старых добрых египтян.

8. Вино

Канун Нового Года, Рождество, дни рождения – это все отличные поводы, чтобы устроить вечеринку и выпить. Мы можем поблагодарить древних египтян за одно из наших любимых развлечений, поскольку они были первыми людьми, которые изобрели вино. Новый календарь, вероятно, дал им еще больше оснований пить, поскольку теперь они могли отмечать разные даты.

Первоначально предполагалось, что обнаруженные археологами виноградники предназначены для выращивания винограда, который затем употребляли в пищу. Затем на дне нескольких горшков археологи нашли остатки вина, это доказывает, что что древние египтяне любили расслабляться.

На самом деле, так много сосудов содержали этот продукт, что возникло ощущение, что древние египтяне были одержимы вином. С таким количеством древних праздников (включая пятидневный праздник в конце года) историкам легко понять, почему было настолько популярным. Итак, в следующий раз, когда вы отправитесь на вечеринку, просто не забудьте расслабиться так, словно сейчас 3000 год до н.э.

7. Зубная паста

В 1600-х годах случаи смерти в Лондоне документировались с помощью «Счетов Смертности». В то время, как это довольно мрачный документ, в нем в качестве одной из основных причин смертности указываются инфицированные зубы (исключая только тяжелые эпидемии, такие как бубонная чума). Это было связано с отсутствием надлежащей стоматологической помощи в то время. На самом деле, люди даже не считали, что употребляемая ими пища может привести к развитию заболевания зубов.

Они также не знали, что многие столетия назад древние египтяне уже решили эту проблему. Древние египтяне поняли, какую цену платят за больные зубы, и обнаружили простое решение. Да, первая формула зубной пасты была изобретена египтянами с использованием почти тошнотворного списка ингредиентов, таких как измельченные копыта быка, пепел и сожженная яичная скорлупа.

Вместе с зубной пастой появились мятные конфеты. У них был менее пугающий список ингредиентов, который включал каменную соль, сушеную и сушеный ирис. На самом деле, были обнаружены несколько рецептов (наряду с руководствами по приготовлению), относящиеся к Древнему Египту. В то время это простое изобретение спасло жизни многих людей.

6. Ручки

Если вы углублялись в какие-нибудь теории заговора, то наверняка сталкивались с убеждением, что инопланетяне дружили с древними египтянами. После обнаружения каких-то подозрительно выглядящих изображений и иероглифов, высеченных в камне, приверженцам теории заговора просто не дает покоя мысль о том, что древние инопланетяне и древние египтяне мирно сосуществовали. Тем не менее, все упустили из виду тот факт, что данные изображения являются намного более редкими, чем мы думаем.

На раннем этапе древние египтяне осознали неудобство такой непрактичной системы письма, что привело к изобретению пергамента и ручек. В то время как большинство из нас предполагают, что прогресс в развитии письменных принадлежностей начался с появления гусиного пера, первыми появились тростниковые ручки.

Древние египтяне разработали форму письма, которой никогда раньше не было. Они размачивали концы длинные стеблей тростника в воде, а затем обрезали концы, придавая им острую форму, которая могла правильно распределять чернила во время письма. Это сделало возможным появление портативных документов улучшило общую эффективность жизни.

Однако вскоре они выяснили, что такие ручки быстро высыхают, что и привело к использованию перьев. Только в конце 1800-х годов общество вернулось к первоначальной египетской идее и разработало современную шариковую ручку, а также колпачок, чтобы она не высыхала так быстро.

5. Часы

Опоздание на работу было проблемой даже для древних египтян, так как у них тоже были часы. Обелиск или солнечные часы были самой ранней версией часов, но они показывали время в том случае, если небо было чистым.

Это привело к изобретению водяных часов. Выглядящие совсем как пивоваренная машина, которую можно увидеть в вашем местном хипстерском кофешопе, эти часы работали благодаря медленно капающей в течение дня воде, что позволяло определять время в помещении.

Они придумали и портативные часы, где для определения времени использовалась тень. Эти устройства оказали такое влияние на повседневную жизнь Древнего Египта, что все были очарованы этой идеей. Так началось путешествие к современным часам.

4. Протезы

Хотя кажется, что протезы - новая концепция, на самом деле они датируются 950 годом до нашей эры. Хотя те протезы не были напичканы электроникой, как некоторые современные, они помогали своим владельцам вести полноценную жизнь.

Археологам удалось обнаружить искусственный большой палец ноги, который является самым ранним протезом в мире. В гробницах древних египтян часто находили многие подобные части тела, но как выяснилось, они служили только для того, чтобы сделать тело целым для загробной жизни. Все изменилось, когда у мумифицированного тела был найден сделанный из дерева и кожи большой палец ноги, состоящий из трех частей.

Чтобы доказать, что этот палец был сделан, чтобы помочь человеку ходить, были созданы несколько аналогов, которые протестировали научными методами. Группа людей, у которых отсутствовал большой палец, ходили с протезом и без него, чтобы выяснить, помогает ли он. Результаты показали, что палец благотворно влиял на процесс ходьбы, что позволило идентифицировать найденный предмет как ранний протез.

3. Ножницы

Распространенным заблуждением является то, что ножницы изобрел Леонардо да Винчи. На самом деле, оригинальный дизайн был создан еще в 1500 году до нашей эры. Хотя римляне спроектировали конструкцию с перекрестными лезвиями, которую мы сегодня, у древних египтян была более простая, но эффективная версия. Это был единый кусок металла, сформированный в два лезвия, которые регулировались с помощью металлической полосы между ними.

С изобретением ножниц древние египтяне смогли создавать различные стрижки. Даже самый умелый стилист не смог бы повторить их без хорошей пары ножниц.

2. Плуг


Фото: Joevilliers

Сельское хозяйство является основой для бесчисленного числа цивилизаций. Но древние египтяне первыми создали технологию, необходимую для эффективного земледелия.

До изобретения плуга, люди должны были ходить с «палками-копалками», которые они втыкали в землю, чтобы сделать отверстия, в которые бросали семена. Без этих палочек работа может потребовать несколько недель или даже месяцев. Египтяне устали от этих «палок-копалок» и длительных часов, проведенных с ними в поле. Так они спроектировали первый известный плуг - ард.

Ард представлял собой обычную «палку-копалку» с ручкой в форме арки и каменным или металлическим острием, прикрепленным снизу. С помощью этого изобретения древние египтяне могли просто пройтись по полю и создать глубокую канаву, куда помещалось сразу много семян. Хотя это изобретение несопоставимо с плугами, которые есть у нас сегодня, эта небольшая инновация изменила жизнь фермеров в те времена.

1. Краска для волос

Если вы когда-либо видели изображения древних египтян, то не удивитесь что выглядели они по-особенному. Они не только создали макияж, парики и наращивание волос, но и разработали первую технику окрашивания волос. Волосы не только влияли на внешний вид, но и отражали социальный статус. Чем лучше выглядели ваши волосы, тем богаче вы были.

Древние египтяне стремились к тому, чтобы всегда выглядеть молодо, и седые волосы не подходили под этот идеал. Поэтому египтяне начали использовать высушенные листья хны для производства рыжевато-коричневой краски для окрашивания волос. Хну также использовали для окрашивания ногтей и губ. Добиться нужного цвета можно было путем добавления в смесь большего или меньшего количества листьев хны.

Территория Египта простирается по Аравийской и Ливийской пустыням. Средоточие поселений и туризма приходятся на пойму Нила и береговую полосу.

Египет – колоритная страна. Старина сочетается с современными технологиями, верблюды и ослики пробираются сквозь ряды шикарных автомобилей. Везде ощущается отпечаток прошлого, и за небольшие деньги можно отдохнуть в комфортабельных отелях, испробовав богатую восточную кухню.

Сунниты – мусульмане – составляют 90 % населения.

Мусульманином считается тот, кто соблюдает 5 заповедей:

1. Почитает единого Бога Аллаха с Пророком Мухаммедом.

2. Пять раз в день совершает молитву (5 ч, 12, 15, 18 и 21 ч). Направление лица молящихся всегда обращено на Мекку. Во всех мечетях есть михраб – стена с выемкой в сторону Мекки. Мусульмане путешествуют с компасом, чтобы всегда знать направление для молитвы. В мечеть заходят только мужчины. Для женщин есть отдельное помещение.

3. Положено подавать милостыню – тебе Бог дал, помоги нуждающемуся.

4. Каждые 9 месяцев отмечают рамадан – до заката нельзя принимать пищу, пить, курить. Принимать алкоголь вообще запрещено Кораном. В Карим (щедрый) бедные едят пищу на улицах.

5. Истинный мусульманин хотя бы один раз должен совершить паломничество в Мекку. Такое путешествие обходится из Египта в 4 тысячи долларов. Состоятельные мусульмане могут себе это позволить чаще.

Мужчины-мусульмане не носят золото. По степени закрытости лица женщин можно определить религиозность. Сильно верующие оставляют открытыми только глаза. От взора посторонних скрывается все: фигура, ноги, руки, волосы, лицо. Египтяне облачаются в галабию – длинную рубашку. Для женщин обязателен платок.

Христиане, составляющие 10% населения, одеваются более демократично. У мужчин-коптов на правой руке татуировка креста.

Курить и пить алкоголь мусульманам также запрещается. Во времена кризисов правительство в первую очередь поднимает цены на сигареты. Алкоголь продается строго в отдельных ресторанах.

На работе перерыва на обед нет. Магазины на оживленных улицах работают с 12 до 24 часов. Продавцы выходят на прохожую часть и зазывают туристов всяческими способами. Тебе могут предложить товар за 1 доллар, просят зайти на чашечку чая, кофе, а то и вовсе обещают подарить сувенир. Но за этим кроется желание продать товар по любой цене. При отсутствии фиксированной цены в Египте принято завышать цену в несколько раз. Если вы сразу сбавите цену в 2, 5, а то и в 10 раз, можете не только привести домой подарки по хорошей цене, но и получите удовольствие от общения, узнаете интересное о волнующей вас теме. Кстати, знание русского, английского, немецкого, итальянского языков являются гарантией продаж. Поэтому основная масса продавцов на улицах могут похвастаться своими знаниями полиглотов.

Машин на дорогах много. Аварии тоже встречаются часто. По городам курсируют ассенизаторские машины, водители которых получают 200 фунтов (40 долларов). Это очень маленькая месячная зарплата и для Египта. Водители опасаются конфликтных ситуаций с этими громадинами – с их шоферов и спрос по зарплате.

Светофоры появились несколько лет назад. Пешеходам следует остерегаться проезжающих машин – темперамент южной страны сказывается и за рулем автомобиля. Такси-бизнес считается доходным. Одна лицензия обходится хозяину в 10 тысяч долларов. О стоимости проезда следует договориться сначала, так как хозяин, подобно продавцам товаров, не прочь хорошо заработать.

В Египте мало только отлично отдохнуть и познакомиться с укладом африканцев, не побывав на пирамидах и не разделив таинства погребения фараонов.

Всего были построены 3100 погребальных пирамид. В настоящее время сохранились только 70 из них. Самые известные, конечно же, это пирамиды Гиза. Покой пирамид может нарушить разрастающийся пригород египетской столицы Гизы. Из окон пятиэтажек видны стремящиеся в небытие вершины трех из них: Хеопса, Хефрена и Микерина.

И, попав к подножию пирамид, ощущаешь себя участником исторических событий, сменяющихся век за веком, правитель за правителем. Только находясь на каменном плато, возвышающемся на 40 метров над уровнем города и глядя вверх на 138 метровую громаду из 2,5 тонных камней, задумываешься о величии и роли человека в этом мире. Перед тобой приоткрывается загадка познаний, сила мысли и величие поступков. Ты ощущаешь, что являешься сильным и неповторимым, несмотря ни на возраст , ни на место проживания.

А еще я ощутила, находясь у основания первого Чуда Света, что все люди на Земле связаны друг с другом невидимыми нитями и должны чтить друг друга вечно!

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”