Евгений онегин как энциклопедия жизни. Роман А

В свое время русский критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Но почему «энциклопедией»? Ведь мы привыкли так определять многотомное справочное издание, а не тонкую стихотворную книжку! По моему мнению, дело в том, что в этом романе не впервые в русской литературе с необычайной широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха — жизнь России начала XIX века.

В своем романе и в сюжете, и в лирических отступлениях Пушкин изобразил все слои российского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет нам говорить о «Евгения Онегина» как о подлинно народный роман.

В «Евгении Онегине» показано и столицу, и провинцию, и деревня, и город. Здесь, как в настоящий энциклопедии можно узнать, как воспитывали молодых аристократов, они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, во одевались и что было модным, какие пьесы ставили в театре и каким было меню изысканных ресторанов. На основе пушкинского текста можно даже составить точный распорядок дня молодого дворянина.

Автор хорошо знал и любил Петербург — город, где жили лучшие люди России: декабристы, литераторы, люди искусства. Пушкин очень точен в описаниях, не забывает он ни о «соль едкую тонкой злости», ни о «вездесущих чудаков», ни о «заядлых собирателей эпиграмм». Глазами столичного жителя показана нам московский «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин преимущественно прибегает к саркастических характеристик:

Здесь был, однако, цвет столицы,

И знать, и модности образцы,

И несколько дураков, как положено,

И вездесущие чудаки.

Поэт с нескрываемым сожалением констатирует, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Он показывает бездуховность столичного общества, их низменные интересы и умственную ограниченность.

Уже игрой слов в эпиграфе ко второму разделу поэт показывает, что современная Пушкину Россия — прежде сельская. Видимо, поэтому и дворянство в романе выписано наиболее основательно. Причем, описывая дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией. Провинциальный общество предстает в романе как карикатура на высший свет. Достаточно вспомнить появление пары Скотининих на именинах Татьяны. Показательно и то, что задолго до написания «Евгения Онегина» эта пара уже была осмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывал, что в течение того времени, который отделял современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Онегин — воплощение европейского сознания, культуры, образования. Он читает Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. При этом автор специально подчеркивает его отчужденности от народной жизни: Евгений не имеет семьи, его воспитывал иностранный гувернер, поэтому неудивительно, что и русским языком он пользуется время от времени.

Отвращение к труду, привычка к праздного покоя, безволия и эгоизм — вот то, что Онегин получил от «высшего света».

Именно поэтому идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает в произведении особое значение. Эта идея воплотились в образе Татьяны, с которой Пушкин отождествлял свою музу.

Показательно, что с Татьяной Онегина сближает прежде одиночество, они оба чужие в дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается:

Ты представь: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

В изнеможении мнение туманится,

И спасения уже нет.

Лучшие качества характера Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывала не француженка-гувернантка, а няня-крепостная. Недаром влюблена в Онегина героиня рассказывает о своем чувстве именно ей, близкому человеку на свете.Правда, когда читаешь разговор Татьяны с няней, возникает ощущение, что влюблена барышня и несчастная бесправная женщина вряд ли имеют что-то общее в личной сфере.

Татьяна уверена, что на добро люди должны ответить добром. Понятие достоинства — одно из определяющих в ее образе. Юная девушка заканчивает свое послание к Онегину словами.

Роман в стихах "Евгений Онегин" был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.,
Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо - любимый автор Татьяны.
С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Диддо. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов" .
На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:
Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит.
Под ней снег утренний хрустит.
И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:
Тут был-, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы...
С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, "заслуживающие известность низостью души".
В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих "поместных владетелей”. Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.
Гости на именинах Татьяны - это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.
Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого - глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум...
Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, "чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели".
Таким образом, в романе "Евгений Онегин" все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.
Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”. Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.
Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: “читатель ждет уж рифмы “розы”, на вот, возьми ее скорей”. А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!..
Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:
Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.
Иные нужны мне картины.
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор...
Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником - жизнь, ее повседневная простота.
Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и “Борис Годунов”, и сказки. Поэт в расцвете сил, в разгаре творческого освоения народности.
В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал. "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор.„".

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ». Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра­ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли­тературы. В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта­зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра­зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш­кина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю­бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа­лы… Не говоря уже об эстетическом досто­инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об­щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла­коничного и в то же время полного пред­ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра­вах и страстях представителей всех сосло­вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос­ти, многосюжетностью, описанием отли­чительных особенностей времени, его ко­лорита. В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ­ным произведением». В этом произведе­нии отразился «век и современный чело­век». Действительно, внимательно прочи­тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине» содержат­ся самые разнообразные сведения о пер­вой четверти XIX века: о том, как одева­лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи­тельность. Здесь и глухая помещичья про­винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин полно изобразил среду, в кото­рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе­ру городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина. Вспом­ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за­висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и по­рождает пустоту мыслей, холодность сер­дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре­вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла. Светская красавица признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?

Светское общество коверкает души лю­дей, принуждает соблюдать бессмыслен­ные порядки. Ведь именно следуя свет­ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци­альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че­сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» - восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно­родно. Это и «светская чернь», превратив­шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, - интеллигенция. На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по­лучал двойное освещение: с одной сторо­ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру­гой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто­ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе­зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че­ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го­ды на балы, театры, любовные приключе­ния. Однако очень скоро он начинает по­нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по­терял интерес к жизни. Он впадает в глу­бокую хандру:

Хандра ждала его на страже.

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Отвращение к труду, привычка к свобо­де и покою, безволие и эгоизм - вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле­но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы­ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под­черкивает, что за срок, отделяющий со­временную Пушкину провинцию от про­винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального об­щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин такхарактеризует отца Татьяны:

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый,

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал простой игрушкой…

Таково было большинство представите­лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис­той душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб­рав, мечтать, «она любила на балконе пре­дупреждать зари восход, когда на блед­ном небосклоне звезд исчезает хоро­вод…» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе­де - залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ­ка поэтической русской природе, лишен­ной экзотики. Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре­лестей, светской суете, когда героиня вы­нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе­ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит,

Ей душно здесь…, она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны - страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру­жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потреб­ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав­ливать на ней исполненный любви и бла­годарности взор».

«Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»

В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру или ).

Роман начинается знакомством с , летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.

Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.

Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.

Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.

Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.

Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.

Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».

Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.

Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.

Начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.

Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – . Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.

И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.

Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.

Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.

Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.

В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.

Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть поэма истори­ческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Однако образ историче­ского времени необыкновенно полно представлен в сюжете произведения. Это сама эпоха, дух века, атмосфера жизни, целый спектр различных областей ее: воспитание и образова­ние, литература и театр, хозяйство и сословные отношения, быт, манеры и привычки людей той эпохи. В романе пред­ставлены все времена года, весь круговорот природы, жизнь различных слоев русского общества.

«Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дожд­ливая осень, и морозная зима; тут и столица, и деревня, и жизнь столичного денди, и жизнь мирных помещиков, веду­щих между собой незанимательный разговор О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне; тут и мечтательный поэт Ленский, и тривьяльный забияка и сплетник Зарецкий; то перед вами прекрасное лицо любящей женщины, то сонная рожа трактирного слуги... - и все они, каждый по-своему, прекрасны и исполнены поэзии», - пи­сал Белинский. Пушкин в своем романе коснулся самых разных тем, недаром критик назвал «Евгений Онегин» «эн­циклопедией русской жизни».

Одна из важнейших проблем, которая всегда волновала поэта, - проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего. Как правило, оно было поверхностным: учи­теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами тол­ком не владели предметом. Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к нацио­нальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основатель­ных знаний.

Как замечает Ю. М. Лотман, учили в основном языкам - русскому и иностранным, словесности, истории, танцам, вер­ховой езде, фехтованию. Классический образец общеприня­того светского воспитания - детство Онегина:

Сперва Madam за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Выйдя в свет, Онегин хорошо знает французский язык, умеет поддержать непринужденную беседу, блеснуть эпиграм­мой, знает историю, немного понимает по-латыни, любит те­атр. Его не привлекает литература и поэтическое творчество: он бранит Гомера, Феокрита, не может отличить «ямба от хо­рея», но при этом изучает труды английских экономистов, ему знакомы основные понятия теории физиократов («...умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и поче­му Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»).

Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из об­щения с гувернером, - это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык.

В романе прекрасно владеет французским языком и Тать­яна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским го­раздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байро­на, Нодье.

Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные. Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами - после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев гроз­ный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди. В поместье Евгений ввел «прогрес­сивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он бар­щины старинной Оброком легким заменил».

Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общест­ва первой трети XIX века: аристократии Петербурга, москов­ского и провинциального дворянства.

Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Основные занятия столичных дворян - балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно опи­сывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа - «широкий боливар».

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Молодые люди из дворян нередко были франтами и щего­лями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом го­ворит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами».

Живописно представлены блюда, которыми славился мод­ный ресторан «Talon»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли.., французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой».

Посещение театра - одно из любимых занятий петербург­ской аристократии. В 1817-1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин - также «почетный гражданин кулис». Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского. Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блиста­тельной, полувоздушной» балерине Истоминой.

Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовы­ваться образ города - «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.

Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противо­поставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва - «белокаменная», «с креста­ми золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва - хранительница рус­ских традиций, русской культуры и русской славы.

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Если Петербург следует во всем европейской моде, запад­ному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, не­спешный и по-русски размеренный:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна...

Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности рус­ских традиций есть что-то близкое и родное русскому чело­веку.

Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, искон­ным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые цен­ности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий - купечества, крестьянства.

В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о ре­альных людях - пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем име­на Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее.

Атмосфера времени отразилась и в героях романа Как че­ловеческих типах, своеобразных характерах. Онегин - чело­век, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни.

Ленский, наоборот, - юный восторженный поэт, идеа­лист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «...Он сердцем милый был невежда».

И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, вос­торженный романтик и охлажденный, просвещенный и раз­очарованный скептик-байронист - именно эти два типа отно­шения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», - писал Д. Благой.

Ольга - тип обыкновенной, посредственной уездной ба­рышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувст­вами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее - в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее.

Татьяна - это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность.

И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В. Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу. Так про­изошла подмена многих православных понятий, исконно рус­ских нравственных ценностей. Именно отсюда пошло повсе­местное господство индивидуализма, идей вседозволенности.

Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.

Таким образом, Пушкин представил нам всю русскую жизнь начала XIX века, во всем многообразии ее типов. В ро­мане его живет сам дух тогдашней эпохи, ее представления, ее миропонимание. Однако «Евгений Онегин» открывает нам лишь одну страницу в жизни России, в ее истории. Но пусть «идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор» (Белинский В. Г.).

Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М., 1988. С. 111.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 251.

Там же. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­ментарий. - В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Том 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 238.

Благой Д. Д. Пушкин - зодчий. - В кн: Благой Д. Д. От Кан­

темира до наших дней. Том второй. М., 1973. С. 158.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.