Экскурсия в Извару (усадьба Рериха). Экскурсия «Шамбала Николая Рериха

(Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара)

С 30.09.2015 музей-усадьба Извара закрыта на ремонт. Планируя поездку, уточняйте информацию на официальном сайте

  • Сайт: http://www.roerich-izvara.ru/
  • Адрес музея: 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара
  • Телефон: 8-813-73-73-273 – заказ экскурсий;
  • Тел./факс: 8-813-73-73-298
  • Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
  • Электронная почта: [email protected]
  • Режим работы: с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца
  • Съемка в музее: Фотографирование в музее – 60 руб. Съемка на видеокамеру – 150 руб.

Беззаветная любовь к Изваре созрела у выдающегося художника, философа, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха с самого раннего детства: «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово... Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре... От большой дороги сворот в Извару. Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом.
И все так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы... Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками... По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою... На берегу озера молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор...
Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба... Остались валы - отлично для игры в крепость». Рерих верно определил время постройки хлебного амбара - екатерининское.

Мызу Извару с деревнями в 1747 году Елизавета Петровна пожаловала тогда еще камер-юнкеру Карлу Ефимовичу Сиверсу, ставшему позднее генерал-поручиком, гофмаршалом, графом. Его наследники продали поместье в 1784 году Анне Ивановне Логиновой (1760—1838), жене полковника, унаследовавшего большое состояние отца-откупщика. Одновременно она приобрела мызы Лисинскую и Арбовицкую с деревнями и в каждой устроила по усадьбе.
В Изваре Анна Ивановна выбрала весьма выгодное место на берегу большого незамерзающего, питаемого донными ключами, Изварского озера, с западной стороны которого проходила дорога к Нарвскому тракту. Постройки она расположила в треугольнике, ограниченном озером, большаком и въездной дорожкой, отведенной от тракта под прямым углом. По обеим ее сторонам стояли усадебный дом, службы, напротив них до самого озера были насажены регулярный сад и огороды. Въездная дорожка переходила в тропинку, проложенную в лесу, а за ним в поле поставили амбары, один из которых сохранился до рериховских времен. Хозяйственный двор со всеми необходимыми в быту заведениями сформировали у тракта. Озеро имело причудливую форму, в виде четырех рукавов, на оконечности северного через протоку перекинули мост. Усадьба заняла 6 дес. 1371 кв. саж., водная акватория - 31 десятину.







Анна Ивановна Логинова завещала мызы Лисинскую и Арбовицкую старшей дочери Пелагее Ивановне Годейн, а Извару младшей - Елизавете Ивановне Раевской. Ее внук Михаил Федорович Хитрово в 1855 году продал изварскую вотчину штабс-капитану Константину Петровичу Веймарну. За семнадцать лет владения он полностью изменил усадьбу, снес все деревянные постройки, вдоль въездной дорожки, на месте пашен развел пейзажный парк, среди которого поставил каменный господский дом с деревянными крыльями, провел от него дорожку к озеру, увеличил фруктовый сад, заменил на хозяйственном дворе все постройки на каменные, сложенные из булыжника и грубоотесанных блоков. Массивной, почти циклопической кладки, они производили неизгладимое впечатление на маленького Рериха. Усадьба увеличилась до 9 десятин.
В 1872 году она перешла по купчей юристу, владельцу нотариальной конторы Константину Федоровичу Рериху (1837-1900), но оформлена была на его жену Марию Васильевну, урожд. Калашникову. В Изваре и прошло детство и юность Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

Извара - финское название - большие холмы. Действительно, в окрестностях усадьбы, почти при каждой деревне были обширные курганные поля. Их раскопки приблизили Рериха к древнему миру, разбудили фантазию: «1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита „Славяне”. Задуманы „Гонец. Восстал род на род”, и „Сходятся старцы”, и „Поход”, и „Город строится”. Читаются летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах».
В 1897 году Рерих послал В. В. Стасову рисунок мансарды с надписью «моя комната, там работаю», что позволяет предположить время пристройки мастерской. Оформление мансарды и деревянных крыльев трехступенчатым завершением, башенками-пинаклями вписывается в архитектурные поиски конца XIX века.

Архивные материалы и публикации



После смерти Константина Федоровича Рериха Извару продали потомственному почетному гражданину, купцу Александру Петровичу Вернандеру, который поставил хозяйство на капиталистический лад - устроил заводы, мельницы, развел в озере форель. По его завещанию наследники продали имение в 1911 году. Губернское правление открыло в усадьбе сельскохозяйственную школу, комплекс каменных построек для нее с церковью в «русском» стиле возвели по проекту архитектора А. А. Яковлева.
Двадцать шесть лет жизни великого человека были связаны с Изварой. Сейчас здесь «Музей-усадьба Н. К. Рериха», сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения. Память о нем укрепилась в этой земле.
Летом 2016 г. в усадебном доме проводился ремонт, он был закрыт для посещений. Комплекс земледельческой школы в настоящее время пустует и разрушается. Находившиеся на окраине села огромные печи для обжига, также являвшиеся достопримечательностью – сровняли с землей — Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии.

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 118-122

Николай Константинович Рерих (биография)

Родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.

В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др. Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.

В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году - университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года - директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».
В 1900—1910 годах Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.

Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903—1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911—1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—1916).

Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно - в Индии.

В 1920—1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923—1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934—1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931—1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

Основной темой художественного творчества Рериха в 1920—1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927—1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.
Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879—1955) - философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына - востоковед Юрий Рерих (1902—1960) и художник Святослав Рерих (1904—1993).

Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.
Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.

РИА Новости. Рудольф Кучеров
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет - с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур - «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника - его контора. Тогда же здесь построили известковый завод - ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).

Первый в России государственный музей выдающегося русского художника, мыслителя, учёного и путешественника Николая Константиновича Рериха был открыт в Изваре в 1984 году. Поместье, с которым связаны первые 26 лет жизни художника, принадлежало его родителям - Константину Федоровичу Рериху и Марии Васильевне Рерих. В настоящее время это единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н.К. Рерих. Коллекции музея насчитывают более 11 тысяч предметов, в том числе личные вещи и документы семьи Рерихов и три подлинные картины Н.К. Рериха, произведения прикладного искусства, бытовые предметы XVIII -нач. XX вв., археологические находки, естественнонаучные коллекции, редкие книжные издания и многое другое.

Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности, о деле всей его жизни – борьбе за сохранение всемирного культурного наследия, выразившейся в подписании международного Пакта Рериха (Вашингтон, 1935 г.) и создании международного миротворческого движения «Знамя Мира». Показано значение Извары в формировании жизненной позиции и творческого пути художника. Отдельные блоки экспозиции рассказывают об археологии, истории и природе Извары, расположенной на южном склоне Ижорского плато – чрезвычайно интересного и своеобразного историко-географического микрорегиона. Исследования в округе Извары оказали на молодого Н.К. Рериха не меньшее влияние, чем обучение в Петербургском университете и Академии Художеств. Сама территория усадьбы, обитаемая с XII – XIII вв., является археологическим памятником, здесь выявлены следы средневековых поселений. Музей проводит археологические раскопки и выставки, разработан проект археологической экспозиции «Древняя и средневековая история Ижорского плато» на базе реставрируемого Училищного дома Петербургской земледельческой колонии (постр. 1913 – 1915 гг., арх. А.А. Яковлев).

Территория Музея-усадьбы площадью 60 га, включая старинный парк с деревьями-экзотами, родниковыми озёрами и истоком речки Изварки, с 2009 г. имеет статус памятника природы Ленинградской области. Здесь обитают редкие охраняемые виды птиц, зверей, насекомых, произрастают краснокнижные виды растений. В ближайших планах музея – создание эколого-просветительского центра на базе Училищного дома. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих учёных Петербурга.

Километры пути, наматываемые от Петербурга в погоне за ускользающим солнцем. Привычный пейзаж Ижорской равнины – бескрайние поля с яркими пятнами комбайнов и тракторов, убирающих августовский урожай;

грибные леса; дачные дома; развалины красно - кирпичных церквей на деревенских погостах; похожие друг на друга почтовые станции начала 18 века вдоль старинного Нарвского тракта.

Наша конечная станция – Извара. Родовое гнездо художника Н.К. Рериха. Наиболее сохранившаяся из усадеб Волосовского района.

Она запомнилась мне тишиной, уединением и внезапно нахлынувшим ощущением безысходности, когда с утра нам навстречу попались в хлам пьяные еще нестарые женщины. Обступили кольцом их детишки попрошайки: «Тетя, дай на хлебушко!»
Неприглядная действительность русского села, усугубляемая грязью после дождя и разрухой постсоветского времени: почти растасканный по кирпичикам колхозный элеватор, покосившиеся деревянные домишки на въезде, невзрачные пятиэтажки и разбитые окна в здании Земледельческой колонии, с торца которой неожиданно приютилась церковь Казанской иконы Божьей матери, ныне вновь действующая.

Впрочем, господский дом с псевдоготическими башенками теплого солнечного оттенка произвел приятное впечатление, как снаружи, так и внутри. Мне он даже показался обжитым, насколько может быть обжит музей. На резном крыльце нас встретили ласковые кошки, а кассирша, не испытывающая досады из-за отсутствия посетителей, уютно устроилась в кресле с клубком пряжи на коленях.


Дом полон воспоминаний, невидимых ниточек чужих судеб, угадывающихся в личных вещах: письмах, фотографиях, картинах. Скрипят под ногами полы, тикают настенные часы, торопливо деревянными ступеньками убегает на второй этаж лестница в святая святых – в мансарду, где творил художник.
Дом не тот, что был при его бывших владельцах. Тот, прежний, сгорел в 1947 году до каменного основания. Но позже был воссоздан по рисункам и подробным описаниям Н.К. Рериха.

Знаменитый художник любил Извару со всей силой первой пылкой юношеской любви. Он провел в родовом имении 26 счастливых лет жизни. И позже в письмах, дневниках не раз возвращался воспоминаниями к милому сердцу месту.
Здесь он познавал законы мироздания. Увлекся коллекционированием гербариев и минералов. Писал статьи для журналов о природе и животном мире.

С азартом охотился. Благодаря книгам из изварской библиотеки началось его увлечение русской историей и археологией.
Вокруг усадьбы в Волосовском районе сохранились древние курганы – захоронения славянских воинов. В здешних могильниках были обнаружены первые археологические находки Рериха. Экспедиции раскапывают металлические вещи прошлых веков и в наше время. Часть этих находок представлена в одном из залов музея Извары.

Но, главная ценность дома, на мой взгляд, это картины художника – оригиналы и репродукции с них. Рерих творил в мансарде - в небольшой уютной комнате, в которой от прежней обстановки сохранился только круглый стол и пять стульев, привезенные из квартиры художника.
На нереальные божественные краски Гималаев, созданные Рерихом можно смотреть долго, любуясь яркими, разнообразными удивительными оттенками гор. Рассказывают, что Юрий Гагарин, впервые увидевший землю из космоса, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Знаменательно, что в изварском усадебном доме состоялось заочное знакомство юного художника с Индией. Среди картин, украшающих гостиную, было полотно с изображением священной гималайской вершины Канченджанги. Рериху нравилось связывать название любимого родового гнезда с индусским словом Ishvara – Господь, Бог. Нравилась ему и семейная история, рассказывающая, что в соседнем имении Яблоницы во времена правления Екатерины 2 жил индийский раджа. Размышляя о своих корнях, художник замечал влияние индийской культуры на русскую.
И хотя приземленные историки переводят название «Извара» с финно-угорского, как «Большие холмы», мне, как и Рериху, хочется верить в божественное значение древнего места.

Сегодня от бывшей обширной усадьбы Рерихов, кроме дома и здания училища Сельскохозяйственной колонии, сохранились необычный амбар со столбами, сарай из камня с провалившейся крышей и небольшой парк с уникальными прудами.

Издали местные пруды напоминают заросшие ивами болота с валунами и камышами, как на картине Васнецова, где Аленушка грустит на камне. Но, если подойти ближе, можно увидеть свое отражение в чистейшей зеркальной родниковой воде.
С фасада дома сотрудниками музея разбит пестрый цветник. На березах висят кормушки для птиц. Аллеи парка тенистые, пропахшие грибной сыростью. С густым, будто застывшим воздухом, с зарослями репейника и крапивы вдоль гравийной дороги. Здесь даже лягушки сонные, не скачут от ног пешехода, куда глаза глядят, а смотрят на тебя внимательно, пытливо, будто знают большую тайну. Лягушки-царевны.

Иногда ради чего-то большего приходится отказываться от дорогого сердцу, жертвовать любимым. Кто знает, стал бы Рерих известным на весь мир художником, если бы в 1900 году его мать не продала родовое гнездо, и на полученные деньги он не поехал учиться живописи в Европу. Деньги дали художнику возможность путешествовать, познавать себя через мир.
Талант даруется свыше и предназначение каждого человека его развивать. Для меня символичны слова художника: «Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна».

Творения Рериха (особенно индийского периода) нечто большее, чем просто картины. Они, как иконы, способны лечить душу. Я никогда не была в Индии и возможно никогда не побываю, но когда мне грустно, иду в Русский музей и смотрю на горы, изображенные художником. И начинаю чуть лучше понимать себя.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре - единственный в своём роде музейный комплекс, неразрывно связанный с именем выдающегося русского художника, путешественника, археолога, общественного деятеля и писателя Николая Константиновича Рериха, где прошли его детские и юношеские годы. Время, проведённое в Изваре, наложило на творчество Н. К. Рериха неизгладимый отпечаток.

Ранняя история усадьбы

В X-XI столетиях местность, где сейчас располагается усадьба Извара, облюбовали славянские и угро-финские племена, активно осваивавшие пустующие территории плодородной Ижорской возвышенности. Спустя время возникшее на месте нынешней Извары поселение было присоединено к землям Великого Новгорода . Первые письменные упоминания об Изваре как о деревне Взвар, приписанной к Покровскому Озеретцкому погосту Копорского уезда, датируются 1500 годом и содержатся в «Переписной окладной книге Водской пятины», составленной вскоре после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому.

В 1617 году деревня Взвар, согласно Столбовскому мирному договору, была передана Швеции и получила новое название - мыза Изварская (Исфархоф). Почти целое столетие мыза находилась под юрисдикцией этого скандинавского государства, пока император Пётр I в ходе Северной войны не возвратил исконно русскую территорию в казну.

Начиная с 1712 года, когда владельцем Изварской мызы стал генерал-майор, граф Михаил Борисович Шереметев, и до конца XIX столетия, когда усадьбу купил нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Фёдорович Рерих, у неё много раз менялись владельцы, а среди известных числятся представители княжеских и дворянских фамилий Трубецких, Салтыковых, Воронцовых, Хитрово, Веймарнов.

Новые строения на мызе - господский дом с садом, огородом и хозяйственными постройками (конюшнями, скотным двором, амбарами и мельницей на берегу озера) - появились на мызе в конце XVIII столетия, в период владения ею Анной Ивановной Логиновой, и последующие хозяева усадьбы пользовались этими зданиями, не возводя новых и не разрушая существующих.

«Родное гнездо» семьи Рерих

В 1872 году усадьбу Извара выкупил К. Ф. Рерих, а спустя два года у четы родился сын Николай - будущий художник, археолог, путешественник и писатель. Летние месяцы семья проводила в Изваре, поэтому маленький Коля часто исследовал окрестности, как губка, впитывая в себя всё увиденное и услышанное. Извара стала для мальчика особенным, родным местом, откуда он потом на протяжении всей жизни черпал вдохновение для творчества. Время, проведённое в усадьбе, определило его мировоззрение, а найденные в местной библиотеке маленькие книжицы, повествовавшие о Ледовом побоище, о Куликовской битве, о княгине Ольге , о князьях Борисе и Глебе, о великих полководцах А. В. Суворове и М. И. Кутузове подтолкнули будущего художника на размышления о культуре и истории Руси, её значении для человечества.

Необъятные просторы Ижорской земли, на которой в древности происходили приносящие радость побед и горечь поражения битвы, дразнили воображение Н. К. Рериха , поэтому он вплотную занялся изучением истории своей малой родины. Кстати, один из вариантов названия усадьбы - Извара - по финно-угорски означает «большие холмы» или курганы, которых действительно было много в окрестностях усадьбы. Наряду с многочисленными преданиями о происходивших на этой территории событиях таинственные молчаливые курганы пробудили у Николая интерес к археологии, и ещё гимназистом он участвовал в раскопках, проводимых вбили Извары экспедицией под руководством доктора и археолога Льва Константиновича Ивановского.

Археология навсегда осталась для Н. К. Рериха одним из любимых увлечений, но связал свою жизнь он с живописью. Талант Николая Константиновича как художника проявился ещё в детстве, поэтому родными для него в старом птичнике была устроена мастерская, в которой и родились его первые бессмертные полотна - «Сходятся старцы», «Поход», «Город строят» и другие, а живописные окрестности Извары со старинными курганами и вдумчивое изучение и размышления об истории Руси стали основой для написания исторических сюжетов - «Вече», «Заморские гости», «Плач Ярославны». Дипломную работу «Гонец» («Восстал род на род») даже приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков и в настоящее время эта картина украшает один из залов Третьяковской галереи в Москве .

Дальнейшая судьба усадьбы. Создание музея Н. К. Рериха

26 лет жизни Н. К. Рериха были связаны с Изварой, пока в 1900 году не умер его отец и с усадьбой не пришлось расстаться. Мать художника Мария Васильевна, духовным отцом которой был святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своё время напутствовавший Николая Рериха на труд во благо Родины, продала усадьбу почётному гражданину Санкт-Петербурга , начальнику Красносельской железнодорожной станции, составившему путеводитель «По Балтийской железной дороге» Александру Петровичу Верландеру.

В 1912 году имение Извару у А. П. Верландера выкупило Министерство юстиции и разместило там Земледельческую детскую колонию, дополнив к 1916 году усадебный комплекс новыми строениями. После революции Земледельческая колония была реорганизована в детскую исправительно-трудовую колонию, просуществовавшую в Изваре до 1950-х годов.

Волею судеб уехавший из России после революции Н. К. Рерих больше никогда не возвращался в дом своего детства - Извару, но любовь к ней пронёс через всю жизнь, привив это чувство и своим сыновьям.

Неутомимый путешественник, археолог, писатель, художник Николай Рерих прожил долгую плодотворную жизнь, оставив после себя бессмертное наследие - около 7000 картин, множество философско-художественных очерков, первый международный акт по охране культурных ценностей (Пакт Рериха), институт «Урусвати» в долине Куллу (Индия). Его имя, широко известное во всём цивилизованном мире, было не очень знакомо гражданам Советского Союза. Лишь благодаря старшему сыну Н. К. Рериха - Юрию, в 1957 году вернувшемуся в СССР и привезшему на историческую Родину картины и опубликованные за рубежом литературные труды отца, о творчестве Н. К. Рериха заговорили более предметно. И в 1974 году, когда зарубежная общественность пышно отмечала 100-летие со дня рождения художника, в Изваре, где прошло детство и юность Н. К. Рериха, было решено создать мемориальный музей.

В том же 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, коснувшиеся не только восстановления зданий, но и расчистки парка с системой незамерзающих зимой родниковых озёр. К 1978 году Изваре был возвращён дореволюционный облик, но ещё целых шесть лет шли переговоры представителей культурной общественности с чиновниками об официальном открытии музея художника и праве увековечивания его имени. И вот в июне 1984 года в двух комнатах главного усадебного дома состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея «Николай Рерих в Изваре», основу которой составили картины и произведения художника, подаренные музею его сыном Юрием Рерихом.

В настоящее время в музейный комплекс включено 9 зданий XVIII - начала XX столетий, в бывшем господском доме воссоздано убранство гостиной с предметами мебели и личными вещами Рерихов, комнаты художника с его картинами. Помимо экспозиций, посвящённых жизни и творчеству Н. К. Рериха в Изваре, в музее экспонируются иконы из собрания Государственного музея истории религии, археологические находки, а в отдельном зале представлены материалы об истории детской Земледельческой колонии, располагавшейся в усадьбе с 1916 по 1950-е года.

В музейном комплексе, имеющем официальный статус памятника природы и располагающемся на территории 59,6 гектаров, проходят посвящённые русско-индийским связям фестивали, выставки картин художников, фотовыставки, тематические поэтические и музыкальные вечера, ежегодный областной праздник «Зажигайте сердца», семинары и научно-практические конференции, проводятся обзорные экскурсии по музею и парку, работают кинозал, лекторий и керамическая мастерская. С 2002 года на территории музея-усадьбы действует научная экспедиция, занимающаяся изучением природы Извары, проводятся археологические раскопки. В структуре музея также имеются научная библиотека и архив, а среднегодовое количество посетителей составляет порядка 10 тысяч человек.

Информация для посетителей

До Извары из Санкт-Петербурга можно добраться маршрутным такси № 655, отправляющимся каждый час от станции метро «Автово» или маршрутным такси от станции метро «Балтийская» до города Волосово , затем на маршрутках №№ 34, 34-а до Извары.

Если ехать на личном автомобиле, то нужно выехать на Таллинское шоссе до Волосово (85 километров) и оттуда до Извары (12 километров).

Двери музея-усадьбы Н. К. Рериха открыты для посетителей в течение всего года каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10.30 до 17.30 часов. Последняя среда месяца - санитарный день.

Вход в музей, экскурсии, фотографирование и видеосъёмка платные, поэтому цены нужно уточнять в кассе. Экскурсионные группы формируются на месте и проводятся в два этапа - в 13.00 и в 15.00 часов. Также можно заказать групповую экскурсию по телефону.

Для лиц льготных категорий (Героев Советского Союза и Героев России, музейных работников, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, многодетных семей, детей до 18-ти лет, военнослужащих срочной службы, полных кавалеров Орденов Славы) каждую первую среду месяца вход в музей бесплатный.

В деревне Извара с 12.00 до 18.00 часов без выходных работает кафе «Милана», в котором можно заказать как комплексный обед, так и что-нибудь попроще. Ближайшая к усадьбе гостиница «Наири» находится в городе Волосово, так что желающие отдохнуть могут в ней остановиться, предварительно забронировав номер по телефону (см. на официальном сайте музея-усадьбы).