Духовно-нравственная культура. Нравственная культура

План.

Лекция №13

«Мораль как элемент духовной культуры»

1. Мораль в жизни людей.

2. Мир моральных ценностей.

3. Нравственная культура.

Проверить!

*«Деятельность крупного ученого» (по выбору студента)

«Достижения и перспективы развития определœенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. - с учетом интересов студента).

1.Вводно-мотивационный этап

Без Доброты нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно…

Лишь с Добротой хватает в сердце места͵

Чтобы любить и помнить всœе равно.

И даже если всœе давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Все то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданью,

И Милосœердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием созданью

Необходимо с добрым сердцем жить.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

1. Мораль в жизни людей

Представьте, что сейчас, уходя из класса, я сказала бы вам: «Я ухожу на 20 минут, а вы что хотите, то и делайте. Вам за это ничего не будет». Что бы вы делали. Естественно в такие минуты у человека возникает желание крушить, ломать вес вокруᴦ. Да, сидит в человеке некий гений разрушения. Но всœе ли бросились бы ломать мебель, рисовать на стенах? Что вас сдерживает? Все – таки есть нечто, что нас сдерживает от таких поступков. Это нечто и есть мораль, нравственность.

Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

Такие понятия как мораль и нравственность и показывают нам – что есть человечного в человеке. Чем он отличается от животного. Мораль и нравственность изучает такая наука как этика.

Мораль - это совокупность правил и норм, определяющих отношение человека к социуму (обществу) и наоборот.

Мораль также является регулятором общественной жизни. Почему мы всœе не выплескиваем агрессию, а сдерживаемся? А сдерживает нас мораль. Мы боимся осуждения со стороны общества и хотим придерживаться его правил и рамок. Мораль – как узкое платье вроде бы в нем тесно, а с другой стороны оно защищает от осуждения, порицания.

Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

2. Мир моральных ценностей .

оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

Другой моральной категорией является категория долга . В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о

«химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всœегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести.

Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определœенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или

иной референтной группой.

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает чувство дискомфорта.

Наконец, моральный идеал - это- это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)

Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому нужно еще заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать?

В повсœедневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре-

альной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление принято называть параличом эмпатии, т. е. сопереживания).


  • - Нравственная культура.

    Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами: - произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура личности.

    Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. По вопросу... [читать подробенее]


  • - Современная нравственная культура и нравственные ценности

    В XIX в. нравственная культура теоретически обосновывалась в морали так называемого «разумного эгоизма». Практически же она реализовывалась в рационализованных нормах буржуазной морали, базировавшихся на христианских заповедях. На первый план при этом выдвигалось... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (то есть о добре и зле). Добро – это основная моральная святыня, показывающая содержание нравственных ценностей. Ей...

  • Бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Институт развития образования Омской области»

    Е. М. Колодина

    Учебно-методическое пособие

    БОУДПО «ИРООО»

    ББК 74.200.51

    Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»

    Рецензенты:

    Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

    доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

    Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

    «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

    Колодина, Е. М.

    К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.

    ISBN 978-5-89982-283-4

    Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

    Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

    Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

    ББК 74.200.51

    ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

    © БОУ ДПО «Институт развития

    образования Омской области», 2009

    Учебное издание

    Елена Михайловна Колодина

    Духовно-нравственная культура

    Учебно-методическое пособие

    для образовательных учреждений

    Зав. РИЦ С.В. Солдатова

    Редактор Е.А. Гингель

    Технический редактор Н.В. Слатин

    Корректор П.В.Токарева

    Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

    Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

    Издательство БОУДПО «ИРООО»

    Типография БОУДПО «ИРООО»

    644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

    Предисловие

    Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

    Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

    Духовный смысл и значение русского слова

    Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

    Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

    Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

    Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

    Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

    Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

    Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

    Тема 7. Культура родительства

    Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

    Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

    Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

    Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

    Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

    Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

    Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

    Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

    Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине

    Приложения

    Примерный тематический план курса.

    Народная мудрость (пословицы и поговорки).

    Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

    Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).

    Предисловие

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

    Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

    Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

    Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

    Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

    Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяетформирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

    Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

    Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано:«Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

    Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» - это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире - единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире - наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % - это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы - мононациональное и моноконфессиональное государство.

    Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России - культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура - это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура - это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

    Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

    Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

    Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

    Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза-ция. На-ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч-шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель - высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при-надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе-рии передали в дар Третьему Риму - Москве, Русской Империи - этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда-вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

    Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:

      сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

      воспитание бережного отношения к историческому и культурному
      наследию народов России;

      воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

      формирование культуры мира и межличностных отношений;

      разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

      формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

      систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

      непрерывность образования в течение всей жизни человека.

    Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

    Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

    Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы - побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

    Место курса в деятельности образовательного учреждения

    В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

    Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества - наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

    На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

    Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

    Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

    Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

    Цель курса - готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

    Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

    Формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

    Формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

    Содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

    Способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

    Формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

    Содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

    Мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

    Обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.

    Требования к уровню освоения содержания курса

    В результате изучения курса обучающиеся должны

    знать:

      основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

      основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

      основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

    уметь:

      ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

      принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

      принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

      развивать свои коммуникативные способности;

      работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

      свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

      владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

    Методы и формы учебной работы

      основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

      лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

      экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

      просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

      анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

      написание и защита рефератов и творческих работ;

      дискуссии.

    Оценка результатов изучения курса

    Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

    Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

    Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.

    Раздел 1.

    Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка

    Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

    России» ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Механизм формирования духовно -нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы. Духовно - нравственное развитие учащихся...

  • Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

    Документ

    Книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности , нравственности , культуре . В основе этого лежат правила... цели и задачи занятий: – формирование духовно -нравственных ориентиров; – воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины; – ...

  • Указ президента республики башкортостан о концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей подростков и

    Автореферат диссертации

    Следующих задач: 1. Воспитание гражданской и духовно -нравственной культуры , патриотизма и толерантности молодежи. 2. ... массовой информации в формировании гражданской, духовно -нравственной культуры и социальной самоорганизации молодежи; формирование...

  • Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка

    Программа

    Становление культуры цивилизаций. Духовно -нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры . Духовность человека... отдельных компонентов программы «Основы духовно -нравственной культуры народов России». Стоит обратиться...

  • Нравственная культура

    Введение

    Культура

    2. Нравственность

    3. Нравственная культура

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Каждый человек почти ежедневно прямо или косвенно сталкивается с понятием культура. Везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим всевозможные словосочетания и высказывания прямо или косвенно связанные с этим понятием. Например, зачастую при виде большой и шумной компании молодых людей выражающихся нецензурно и хамовато, проходящая мимо старушка вполне смело заявляет им: "Какие же вы некультурные, ребята", или же "Молодежь пошла - безнравственная".

    Хотим мы этого или нет, но все что нас окружает и все то,с чем мы по сути связаны и есть культура. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и уже ни при каких обстоятельствах не будет нами отложено в далекий темный угол.

    Наряду с тем, что мы так часто слышали слово культура, редкий из нас может похвастаться тем, что он интересовался или даже глубоко изучил это понятие. Чаще всего мы ограничиваемся лишь осмыслением своего понимания какого-либо понятия и не стремимся к большему. А на мой взгляд это не совсем правильно. Именно поэтому мне хотелось бы изучить глубже и раскрыть для себя некоторые понятия.

    Исходя из темы, выбранной мною, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры.

    Как мне кажется, выбранная мною тема довольно-таки актуальна и интересна. Задолго до моего появления и еще долгие годы после меня жила и будет жить "нравственная культура", она будет помогать людям обучаться и становиться личностями, будет их направлять сделать верный правильный с ее точки зрения шаг, и если человек сможет понять ее позывы и оценить ее вклад в повседневность не только отдельно взятого индивидуума, а всего человеческого рода в целом, тогда я считаю, что у человечества будет надежда на светлое и святое будущее, ибо, по моему мнению, именно в нравственной культуре залог спокойствия и благосостояния людского.

    1. Культура

    Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

    Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания, или культа. Мифологические и религиозные культуры древности, обожествлявшие природные силы и стихии, наделяли природу чисто человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что много в их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличием в языке "культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой и самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных,так и божественных сил. Появление данного слова означало рождение "культа" самого человека,пришедшего на смену всем иным культам древности.

    Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

    Культура дословно переводится как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах употребление этого слова связано с земледелием. Цицерон применил термин культура для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение "философия есть культура души" впоследствии употребление слова "культура" в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

    Стремление использовать слово "культура" не для обозначения отдельных направлений, способов и результатов преобразовательной деятельности человека, а для всего, что создано им, наметилось в XVII веке, в русле развития немецкой просветительной мысли. Первым автором, употребившим термин "культура" в этом новом, широком значении, был Самюэль Пуффендорф (1632-1694 гг).

    "…Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический - благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением…"

    Итак, под культурой мы понимаем совокупность всех материальных ценностей, всех знаний и переживаний, весь практический опыт, обращенные на решение триединой задачи - воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность - невозможна вне культуры.

    2. Нравственность

    Прежде, чем говорить о нравственной культуре, рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность.

    В настоящее время все они на бытовом уровне употребляются как идентичные. Однако, с научной точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность - это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения.

    Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура - это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического).

    Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону.

    Не могу не согласиться с мыслью известного философа Карла Поппера:

    "Человек создал множество миров - миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важнейшим из них является мир нравственности, мир моральных ценностей и предписаний, мир моральных требований - свободы, равенства, милосердия".

    Нравственность - это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, то есть добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества.

    *Ценность - это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него значимо. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий - настаивает на несокрушимости добра, четвёртый славит всепобеждающее чувство - любовь.

    На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам. Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяло осознать его отличие от животных. Нравственное чувство во многом определяло человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни. Многие мыслители в нравственности усматривали путь к Богу.

    Мораль (от лат. moralis - "нравственный") - область нравственных ценностей, которая признаётся людьми, нравственная жизнь народа. Содержание этой сферы, её специфика меняются с течением времени и различны у разных народов. В морали всех народов и во все времена можно найти общечеловеческие ценности, нравственные принципы и предписания.

    Мораль (от лат. moralis -"нравственный") нравственность, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

    Русский философ Владимир Соловьёв (1853-1900) считал, что нравственность есть прирождённое человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его", - писал он в своей книге "Оправдание добра". Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решения, куда направить свои стопы. Поэтому, по словам Соловьёва, "никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель"...

    "Золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".

    Нравственная культура

    Я считаю, уверена, что многие считают также, что культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

    Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

    По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

    Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

    Повсеместно идут разговоры и многие даже убеждены в том, что общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

    Существует необходимость внести коррективы во взаимоотношения между людьми через нравственную культуру, что является фактором развития разумного общества, становится всё очевиднее с каждым днём.

    Наше сознание имеет способ прямого воздействия на материальный мир. Это, как порой говорят, проявление торжества мысли над материей. Великий русский физиолог И.П. Павлов сказал: "Человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать". Здесь важно отметить, что многое зависит и от нас самих.

    Если мы хотим, чтобы наша цивилизация уцелела, необходимо как можно скорей предотвратить подобные происшествия. Именно поэтому наш долг, наша святая обязанность состоит в том, чтобы создать новое представление о себе и о сознании через нравственную культуру, чтобы, руководствуясь этой новой моделью на практике, человечество смогло не просто уцелеть, но оказаться на более совершенном уровне бытия.

    Конечно же очевидны трещины в нравственной культуре общества, так примером на мой взгляд может послужить нравственная культура общения, сталкиваясь с различными недопониманиями между людьми при общении почти каждый день.

    Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

    Моральное общение - это выражение содержания и уровня духовного облика личности.

    Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

    Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.

    Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными - обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

    Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

    В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

    Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

    Святые отцы говорили: человек формируется с детства, даже с утробы матери, а не тогда, когда закончит школу. И сейчас особое внимание должно уделяться воспитанию в нашей школе, она является главным институтом, который дает образование молодому поколению. Увы, школа сейчас утратила воспитательный момент, она дает только сумму знаний, но мы должны помнить, что за школьной скамьей решается не только то, научится ли молодой человек считать и писать, а и то, каким он вырастет. Как он воспринимает мир, как он относится к ближнему, как он оценивает все поступки.

    Следовательно еще со школьной скамьи нужно проводить с детьми нравственные беседы. Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные формы поведения. Если внушать ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Нравственные беседы учат видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); усваивать понятия "честно - нечестно", "справедливо - несправедливо", "правильно - неправильно"; формируют "кодекс чести", умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

    Сказка - первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказка расширяет нравственный опыт ребенка.

    Недостаточно хороших, нравственных тем на телевидении и очень много того, что разрушает душу, приносит какое-то смятение, соблазн. Телевидение должно иметь созидательную силу, помогать строить наше государство, и строить его крепким. А крепким государство не сможет быть без нравственности, без веры, без любви к Отечеству и ближнему.

    Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии - подобна срубленной смоковнице.

    культура нравственный жизнь общество

    Заключение

    В заключении хотелось бы подытожить все выше сказанное. Изучив литературу, ответила на поставленные вопросы. Определила для себя четкое понятие нравственной культуры, ее роль в общественной жизни и значимость для человека.

    Выявленные "пороки" нравственной культуры современности

    "Спаси свою душу, начни с себя, и вокруг тебя изменятся тысячи людей". На самом деле необходимо сначала изжить проблему в себе.

    Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

    Таким образом, нравственная культура - это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

    Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

    Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа".

    Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

    Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.


    Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.

    Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

    Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.

    В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры. Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.

    Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).

    Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери). Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.

    Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.

    Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.

    Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.

    Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Его нравственность определена способом мышления. Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

    Элементами нравственной культуры личности является культура этического мышления, культура чувств, культура поведения и этикет

    Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.

    Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

    Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».

    Активность творца культуры - художника, писателя, музыканта и т.п. - направлена не на материал, а на действительность, реальность жизни, на какое-то события. Их труды созданы, для того чтобы человек, через их произведение, мог понять суровую реальность или прекрасную нереальность нашей жизни, обогатить свой внутренний мир и тем самым стать культурней.

    По-моему, главным составным нравственной культуры является культурное мышление, поговорим об этом поподробнее.

    Культура мышления как определённый уровень мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем, без которого вообще невозможна культура мышления.

    Культура мышления - высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления.

    Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.

    Возникает вопрос: необходимо ли знание особой теории, для того чтобы правильно мыслить? Можно ведь рассуждать логично, не зная никакой теории, подобно маленьким детям, которые говорят на языке, не зная его грамматики.

    (Великий немецкий философ-идеалист Гегель иронично заметил, что переваривать пищу можно и, не зная физиологии.)

    Действительно, многие из людей следуют логическим законам непроизвольно, инстинктивно, даже не задумываясь, даже не зная об этих законах. При этом они следуют естественной логики, например, есть и дышать, что порождает у них иллюзии, что мышление так же не нуждается в анализе и контроле. Но если задача физиолога заключается в том чтобы «научить человека как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить дольше», то задача логики - научить человека правильно логически мыслить, не совершать собственных логических ошибок и находить их в рассуждениях других.

    Из этих суждения мы выяснили что логика, это и есть, по большей части, культура мышления. Из этого следует что, культура мышления, в свою очередь, учит человека нравственной культуре.

    Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений.

    Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные прообразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса - отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.

    Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности.

    Выделяют три уровня развития эстетической потребности:

    • 1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;
    • 2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;
    • 3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.

    Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы.

    Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.

    культура личность вкус

    Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.

    Нравственная культура есть практическое воплощение морали - особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

    Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

    Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

    Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа - учителя справедливости и великомученика.

    Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

    Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

    Нравственная культура - явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

    Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

    Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

    Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.

    Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

    - формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
    - ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
    - усвоение внешней культуры поведения;
    - формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
    - формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
    - превращение знаний в нравственные убеждения.

    Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.

    Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе имеет свои особенности. Происшедшие в годы «перестройки» и после нее социальные трансформации привели к разрушению прежних духовных устоев, моральных норм и принципов. Эта ситуация явилась источником морального нигилизма, пренебрежения нормами нравственности.

    Следует отметить, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено в целом особенностями современной культуры. Культ техники в XX веке привел ко все большему развитию технократического мышления, в котором нравственные ориентации уходят на второй план.

    Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы социального контроля (осуждение безнравственного поведения, бойкот, общественное мнение и др.) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми.

    Все эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.