Дом музей горького расписание экскурсий. Асимметрия и оригинальность

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

Городской особняк по улице Малая Никитская, 6 был построен в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван . Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы.

Фото 1. Так сегодня выглядит главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки.

Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской.

Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель.



Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков.

Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.



Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем.

Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов.

Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского.



Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно.

Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца.



Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы.

Музей-квартира А.М. Горького

Музей-квартира А.М. Горького в Москве – это мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству знаменитого русского писателя и драматурга Алексея Максимовича Горького.
Музей писателя располагается в доме, который представляет собой великолепный памятник московского модерна. Он был построен в самом начале 20 века по заказу известного столичного миллионера Сергея Рябушинского. Проектировал и строил дом архитектор Ф. Шехтель.

Здание, в котором расположена мемориальная квартира А.М. Горького

Здание само по себе является интересным объектом для изучения – невероятная гармония прямых форм и кривых линий, кирпича и росписи. Стены дома выложены из светлого кирпича и декорированы мозаичным фризом с изображением ирисов.

Здесь восхищает все – ручки дверей, лестничные пролеты и забор. Шехтель задумал придать внутреннему пространству дома морские мотивы, поэтому парадная лестница здания, знаменитая, как «тающая» выполнена в виде волны из белого мрамора. Люстра в холле выполнена в виде медузы, а ручки дверей на пролете отлиты в форме морских коньков. Морские мотивы проступают и в оформлении внутренних комнат. В разработке их дизайна принимал участие знаменитый художник М.А. Врубель.

Алексей Максимович занимал лишь первый этаж дома, на втором жила его семья - сын писателя с женой и двумя дочерями. Писатель оставил неизменными все помещения в доме, кроме своего кабинета. В Крыму, на Капри и в Москве у него были абсолютно одинаковые кабинеты, без этого он не мог нормально писать. Благодаря этому сохранились уникальные витражи в верхней части дома, выполненные по рисункам Шехтеля и старообрядческая придомовая церковь-часовня. Рябушинский был старообрядцем и скрывал это, поэтому осматривая здание снаружи, невозможно догадаться о ее существовании. С наступлением темноты на куполе молельни начинают светиться цветочные узоры.

Горький приехал в Москву из Италии в 1932 году и прожил в доме Рябушкина до самой своей смерти в 1936 году. С 1965 года в квартире писателя по решению московских властей работает мемориальный музей.

Экспозиция музея-квартиры Горького в Москве

В музее работает постоянная экспозиция, размещенная в мемориальном кабинете и в комнатах, где жил и творил Горький – в спальне, столовой, библиотеке и секретарской. Московский период жизни писателя связан с написанием известного романа писателя «Жизнь Клима Самгина». В квартире Алексея Максимовича сохранилась уникальная библиотека и множество личных вещей и предметов быта, принадлежащих писателю. Библиотека писателя используется для научных исследований.

Сотрудники музея полностью воссоздали обстановку интерьеров комнат в том виде, какими они были при жизни писателя. На стенах комнат развешены фотографии писателя с семьей, друзьями и политическими соратниками, репродукции полотен знаменитых художников. Конечно, не все элементы интерьера удалось сохранить. После смерти Горького дом поступил в коммунальную собственность города, из комнат пропали предметы мебели, старинные осветительные приборы, а также был разобран великолепный камин из каррерского мрамора.

Многие экспонаты были переданы музею родными и друзьями писателя. Экскурсии в музее-квартире проводятся бесплатно, имя каждого посетителя записывается в гостевую книгу и бережно хранится.

Часы работы музея-квартиры Горького

Среда-воскресенье с 11 до 17 часов;
- выходные дни – понедельник и вторник;
- санитарный день – последний четверг месяца.

Музей-квартира А.М. Горького – возможность узнать о последнем творческом периоде жизни писателя и осмотреть великолепную архитектуру дома Рябушкина.

Семенов Павел

Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи, наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Музей начал свою работу в 1965 году. Экспонаты рассказывают об истории семьи и домовой церкви.

На углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки стоит особняк, выстроенный в 1900—1902 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского.

Начать думаю лучше с наружнего устройства. Так выглядит бывшая главная-парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через черный ход.

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичем, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов, а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Такая экстравагантность во внешней отделке прекрасно сочетается с рациональностью и комфортом внутренней планировки, изяществом интерьеров.
Однако необычность облика этого здания связана с принадлежностью Рябушинского одновременно к старообрядчеству и буржуазии. С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Во второй половине XIX - начале XX века в Западной Европе, а затем и в России широкое распространение получило художественное направление под названием модерн (от фр. moderne — современный) или ар-нуво (фр. art nouveau - новое искусство). Модерн проявлялся в архитектуре, изобразительном искусстве, в оформлении интерьеров, в прикладном искусстве и даже в книжном деле. К тому времени широкую известность в Москве получил архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926). Черты модерна в его произведениях проявились на рубеже веков. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил за свои работы серебряную медаль. К тому времени одним из самых известных его сооружений был особняк З. Г. Морозовой в Москве, построенный на деньги российского предпринимателя и мецената С. Т. Морозова. К оформлению интерьеров этого здания был привлечен малоизвестный еще художник М. А. Врубель.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо работницы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей виллы, на что ответил в газете "Рабочая Москва": "Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей "недвижимой собственности".
По воспоминаниям писателя М. Слонимского известен такой случай. Однажды некий льстивый гость поднял тост "За хозяина дома!". Лицо Горького стало почти алым, и он перебил вопросом: "За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин - Моссовет!" после чего встал и вышел из комнаты.

Когда началось строительства дома на Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры, внутренняя отделка, участие в которой принимал М. А. Врубель, поражает великолепием.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Как говорят по одним только ручкам в доме можно писать поэмы. Я соглашусь с этим мнением.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.

Вместо дверей Шехтель соорудил широкие арочные проемы, в вестибюле - ширму-витраж. Сами помещения - большие и просторные, украшенные лепниной. Каждая деталь дома - от рисунка паркета до формы осветительных приборов — создает единую композицию.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой..

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Библиотека.

Столовая. Самая большая комната служила столовой, гостиной.
Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем.
Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства.
В этой комнате велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Этот термин обобщал живую реальность, практический опыт большой группы писателей - Маяковского, Фадеева, Леонова, Шолохова, А. Толстого, самого Горького - всех тех, чье творчество ориентировалось на идеи социальной справедливости.
Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького - его дом заменял им писательский клуб.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями. Творческая деятельность Горького в эти годы была огромна.
Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя, там, где он жил - в Сорренто, Тесседи в Крыму, на подмосковной даче. "Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой", - вспоминал Маршак.
Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.

Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII-XX веков (нецки). На сегодняшний день здесь собрана одна из крупнейших коллекций. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.

Спальня. Здесь только самое необходимое. Спальный гарнитур - случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде - личные вещи и одежда Алексея Максимовича.
По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: "Народные русские сказки", собранные А. Афанасьевым, "Песни" Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К. С. Станиславского и В. Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя "профессиональным читателем". На тумбочке возле кровати - снимок старшей внучки Алексея Максимовича - Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына - Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от трудно протекавшего крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

Изголовье кровати.

shelphur.livejournal.com

При входе можно увидеть узкую лестницу наверх, в молельню Рябушинских. Семья была старообрядческой, поэтому домовую церковь не строили на видном месте. Рядом с молельней сейчас в маленькой комнатке экспозиция, посвященная Рябушинским.

История требует своего завершения. Архитектор, Федор Осипович Шехтель долго пытался найти свое место в новой России. Один свой дом он был вынужден продать за бесценок, второй у него забрала новая власть на «собственные нужды». В результате он был вынужден вместе с женой и старшей дочерью переехать в квартиру своей дочери Веры (за которой ухаживал Маяковский!) и ее мужа на Малую Дмитровку. Чтобы как-то ощущать себя востребованным и иметь средства к существованию, Шехтель создавал и выставлял на конкурсы проекты Мавзолея, Петроградского крематория, плотины и шлюзов для ДнепроГЭСа. Но все это не позволяло содержать больную дочь, жену, при том, что сам он уже тоже был тяжело болен. Федор Осипович Шехтель умер от рака желудка 7 июля 1926 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Двое из четверых его детей - дочь Вера и сын Лев - стали художниками. Сын носил фамилию матери и картины Льва Жегина можно увидеть даже в Третьяковке. Дочь дважды была замужем и от второго брака у нее родился сын Вадим, который стал народным любимцем под именем Вероники Маврикиевны (те, кому хорошо за 30, должны помнить известный советский эстрадный дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Говорят, чтобы добиться такой популярности, ему пришлось отречься от своего великого деда. И только перед смертью в 2001 году он покаялся в этом.