Что такое открывающая и закрывающая ремарка. Что такое ремарки в литературе и каково их назначение

К внесюжетным элементам произведения относятся описание, вставные эпизоды и авторские отступления. И любой из этих терминов может ответить на вопрос: "Что такое ремарка?"

Суть термина "ремарка"

Это слово заимствовано из французского языка (remargue), в переводе оно означает "авторская сноска". В произведениях им отводится значительная, а иногда и главенствующая роль. Динамичную сторону романа или рассказа представляет развивающийся сюжет, а вот авторские отступления, сноски, ремарки, объясняющие его или дополняющие, относятся к статичной стороне. Этот может быть весьма разнообразным. С его помощью автор может прибегать к автобиографическим воспоминаниям, выказывать свое эмоциональное отношение к действию, что в литературе получило название лирического отступления.

Многофункциональность ремарки

Авторские ремарки могут принимать даже форму эпилога, завершающего сюжет. Иногда этот литературный прием сводится к указанию места и времени действия, иногда за текст выносятся авторские переводы диалогов героев. Так, в «Войне и мире» такие сноски занимают по две-три страницы. Такой как аллюзия, форму которой может принимать ремарка, относит читателя к предыдущим сюжетным событиям. Существует авторское примечание, рассказывающее о последующих сюжетных поворотах. Есть ироничные, нравоучительные размышления и уточнения автора. Все вышеперечисленные приемы способны ответить на вопрос о том, что такое ремарки в литературе.

Место ремарки в драматургии

Особое место принадлежит этому в драматургии. Чаще всего в театре ремарке отводится роль инструкции, Объяснить поступки, характер действующих лиц, их эмоциональное состояние, место и время действия в пьесе - ее основная функция. Обычно в тексте драматического произведения место ремарки перед началом действия - указание времени суток, расположение мебели, нахождение окна или балкона, а дальше по ходу диалога ее место в скобках. Авторское примечание может указать на тон разговора - (произносит тихо или кричит), подсказывает действия героев, ведущих диалог - (доставая меч), их эмоциональное состояние - (входит взволнованный Петров). Что такое ремарка в пьесе? Это чисто служебная часть общего текста, вносящая ясность в сюжет пьесы.

Метаморфозы термина

Начиная с периода античности, ремарка претерпевала определенные изменения, но долгое время ей отводилась незначительная объясняющая функция - чему посвящено произведение или что оно собой представляет. Дидро с целью полного подчинения актера своей авторской и режиссерской идее превратил ремарку в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматического произведения. Новые сценические приемы, разработанные этим реформатором сцены, превратили ремарки в целые инструкции с подробным описанием всего, что должно произойти на сцене. Вплоть до позы, до незначительного жеста героев. Подробная, детальная авторская разработка будущего спектакля - вот что такое ремарка у который был не только крупным философом, но и видным французским драматургом конца XVIII века.

Ремарка как главенствующая часть произведения

Обширны авторские сноски и в драматических произведениях Гоголя. Вообще, пьеса состоит из реплик (разговор действующих лиц) и ремарок (их движение и жесты, мимика и интонации). Это обусловило определенное ограничение художественных возможностей жанра. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, авторские примечания все более расширяются, появляется такой как lesedrama - драма для чтения. «Маленькие трагедии» Пушкина и «Фауст» Гете - яркие его представители. В них роль отступлений, авторских размышлений, объяснений сюжета очень велика. В любом случае одна из двух составляющих пьесы, роль которой переоценить нельзя, вот что такое ремарка.

Ремарка (от франц. remarque - замечание, примечание) - в литературе - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету. Может принимать различные формы:
  • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
  • автобиографические воспоминания автора;
  • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
  • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
  • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
  • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
  • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
  • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
  • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.

Напишите отзыв о статье "Ремарка (в литературе)"

Отрывок, характеризующий Ремарка (в литературе)

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.

Кратко:

Ремарка (от фр. remarque - примечание, заметка) - пояснения, даваемые автором в драматическом произведении с указанием возраста, внешних черт, поведения, жестов, интонации действующих лиц, а также сценической обстановки и проч. Они адресованы читателям, режиссерам и исполнителям.

Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помещенное между репликами персонажей.

Цель ремарки:
1) обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело. Во-вторых, проводится жесткая граница между разными моделями поведения: стандартной «светской» и, по Ю. Лотману, «декабристской». Времяпрепровождение за танцами, картами и др. представители передовой молодежи считали праздной тратой времени (см.: Лотман Ю. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)).

2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.

3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.

4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.

Античная драма почти не знала ремарок - за редким исключением. Автор пьесы таким образом как бы дистанцировался от происходящего, самоустранялся, придавая действию «объективный» характер. По мере движения литературного процесса и развития авторского субъективизма ремарки в литературе не только стали более подробными, но и начали определяться жанром и стилем драматургического произведения.

Распространенная, описательно-предметная ремарка - черта реалистической драматургии XIX - начала XX в. Особенной детализацией отличаются они в натуралистической драме. Например, в пьесе Гауптмана «Возчик Геншель» описываются одновременно и физические действия, и психологические состояния: "Геншель, без видимого волнения, хватает Гауфе за грудь, встает и оттесняет тщетно сопротивляющегося старика к стеклянной двери; резко обернувшись, нажимает левой рукой ручку двери и выталкивает Гауфе наружу; при этом происходит следующий разговор <...>" (действие IV). Символический характер приобретают ремарки в пьесах Чехова, Ибсена. Сравним две ремарки из "Вишневого сада": «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действ. II); "Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" (действ. IV). Почти дословное повторение одного и того же описания создает образный, эмоциональный лейтмотив пьесы.

В пьесах Леонида Андреева ремарки имеют философско-символическую окраску (самое начало пьесы «Жизнь Человека», в котором дается ключ к пониманию всего произведения - и для постановщика или актера, и для читателя).

В целом можно сказать, что ремарка в литературе развивается вместе с развитием понимания авторского субъективизма, роли автора и авторского начала в создании произведения искусства.