Чертеж леонардо да винчи рыцарь. научных изобретений Леонардо да Винчи

Современные роботы уже далеки от своих предшественников, и распознать историю первых механизированных устройств в них невозможно. Тем не менее, это были весьма занятные автоматы и роботы, которые использовали в своей работе самые непредсказуемые принципы и механизмы. Среди них есть даже искусственная утка! Узнайте о семи оригинальных устройствах прежних времен, некоторые из которых действуют и сейчас, а некоторые оказались утрачены и хранятся лишь в памяти и свидетельствах литературного характера.

Рыцарь Леонардо да Винчи

Великий живописец и изобретатель Леонардо разработал множество уникальных устройств. Среди его созданий были даже гидравлические часы и роботизированный лев. Наиболее выдающимся из всех был искусственный человек в виде вооруженного рыцаря-германца. Предполагалось, что двигать им будет механизм с тросами, с помощью которых робот будет шевелить головой, сгибать руки и поднимать забрало. До наших дней не сохранилось ни одного полного черновика со схемой автомата, но свидетельства подтверждают, что Да Винчи действительно построил такого рыцаря в 1495. В 2002 специалист по роботам Марк Росхейм попробовал восстановить устройство по обрывкам записей. Устройство оказалось рабочим, что позволяет считать Леонардо да Винчи пионером робототехники. Далеко не все его изобретения оказались успешными, но это действительно рабочее и может впечатлить каждого, кто увлекается роботами и всевозможными механизмами - оно может соперничать со многими современными устройствами подобного характера.

Механический монах

Появившийся в шестнадцатом веке механический монах был результатом сдержанного обещания короля Филиппа Второго. Его сын страдал от травмы головы, и король поклялся, что создаст чудо, если мальчик выздоровеет. Когда здоровье и правда вернулось, король Филипп Второй заказал у часового мастера фигуру францисканского монаха Диего де Алькала. К 1560 году она была закончена. Фигурка управлялась натянутым тросом с различными грузами и уровнями, а также тремя небольшими колесиками, скрытыми под монашеским одеянием. Монах мог шевелить ногами, чтобы создавать видимость ходьбы, а также двигал глазами, губами и кивал головой. Фигурка правдоподобно создавала впечатление молящегося человека. Устройство до сих пор работает и выставлено в Смитсоновском Музее механики в Вашингтоне.

Летучий оркестр Аль-Джазари

Арабский математик Аль-Джазари создал в конце двенадцатого века уникальные механические фигурки. Он создал робота, который мог разливать вино, часы, управляемые водой, и механизм для мытья рук, который сам подавал мыло и полотенце. Жемчужиной коллекции стал автоматический оркестр, который мог бы плавать по воде и играть при движении музыку. В него входили четыре инструмента - арфа, флейта и два барабана. Кроме того, в оркестре размещались механические гребцы, которые двигали бы устройство по озеру. В основе механизма лежал крутящийся барабан, который двигал тросы, приводящие к созданию разных звуков. Специальные элементы заставляли музыкантов и гребцов реалистично двигаться. Меняя барабан, можно было сменять исполняемую мелодию. Выходит, что оркестр Аль-Джазари был одним из первых программируемых компьютеров в истории. К сожалению, ни одна фигурка не сохранилась до наших дней, чертежи и схемы пропали. Воспроизвести устройство или узнать точный принцип его работы остается невозможным по сей день - величайшее изобретение мусульманской культуры существует лишь в литературных произведениях.

Голубь Архита

Архит был известным математиком и политиком. По некоторым источникам, он мог быть и основателем робототехники. За 350 лет до нашей эры он изобрел деревянного голубя, двигавшегося под воздействием пара. Он мог хлопать крыльями и взлетать в воздух. Схемы и прототипы не сохранились до наших дней, так что современные ученые могут лишь гадать, как работало устройство. Некоторые считают, что голубь двигался на веревке, под воздействием сжатого воздуха, размещавшегося внутри. Как бы там ни было, древнейшее устройство все равно впечатляет воображение - это один из первых роботов в истории. Попыток воспроизвести устройство не было.

Серебряный лебедь

Удивительное устройство, работающее до сих пор, было создано в 1773 году. Используя сложную систему часовых механизмов, робот в виде птицы может двигаться, как настоящий лебедь, плывущий по бурному ручью. Птица сгибает шею и открывает клюв с впечатляющим реализмом, а множество небольших механизмов по всему телу создают иллюзию движущейся по бокам воды с шевелящейся в ней рыбой, которую лебедь будто бы ловит и ест. Внутри расположена музыкальная шкатулка, которая сопровождает представление звуками.

Роботы Жака Дроза

Швейцарский изобретатель Пьер Жак Дроз прославился как создатель роскошных часов, но кроме них создал и три уникальных механических фигуры. Первой стала кукла, созданная в 1768. Это была фигурка в виде мальчика, который сидит за партой. С помощью сложной системы из тысячи движущихся элементов, робот мог обмакивать перо в чернила и писать на листке до сорока букв, которые программировались заранее. Потом были созданы еще две куклы, действовавшие по схожему принципу - кукла художника могла рисовать портрет короля Луи Пятнадцатого, а музыкантша исполняла пять разных песен на миниатюрном органе. У каждого робота было выразительное лицо с глазами, которые шевелились соответственно действиям куклы. Музицирующая кукла даже могла дышать и кланяться. Роботы Дроза поражали придворных вплоть до конца восемнадцатого века, а потом были переданы в музей, где хранятся и сейчас. Удивительно, но они до сих пор работают.

Утка Вакансона

В 1730 году французский изобретатель Жак Вакансон покорил зрителей несколькими невероятными роботами. Он создал механического флейтиста, который использовал искусственные легкие для того, чтобы исполнять репертуар из двенадцати песен. Потом был создан робот, игравший на трубе и на барабане. Он исполнял мелодии быстрее любого живого человека. Шедевр Вакансона - механическая утка - появился в 1739. Эта птица могла хлопать крыльями, плескаться в бассейне с водой и есть зерно с рук зрителей. Она «переваривала» зерна и испражнялась спрессованными комочками на серебряную тарелочку. Удивительный механизм работал с помощью множества деталей и элементов. Гибкая резиновая трубка служила кишечником, который обеспечивал главный фокус - употребление и переваривание пищи. Утка так прославила создателя, что он представлял ее королевским семьям по всей Европе. Вакансона уважал сам Вольтер, который сравнил изобретателя с Прометеем и отметил, что утка Вакансона представляет собой славу Франции.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Византийские звери


Где: Константинополь

Когда: X век

В раннем Средневековье Византия была чуть ли не самым мощным государством Европы. В то время там создали уникальные произведения искусства, среди которых - необычные механизмы. Итальянский дипломат Льюдпранд из Кремоны описывал церемониальный тронный зал в императорском дворце Константинополя, где правитель Византии принимал иностранных гостей. По словам итальянца, трон императора окружали золотые львы, которые «издавали грозный рык с открытой пастью и дрожащими языками и махали хвостами вперёд и назад». Рядом с троном стояло золотое дерево, ветви которого были усеяны десятками позолоченных птиц, и каждая из них исполняла песню, присущую своему виду. В какой-то момент трон императора взмывал к потолку, в котором открывался люк. После этого правитель опускался в тронный зал переодетым. О том, как точно работали эти механизмы, сведений не осталось, и сами они тоже исчезли.

Ближневосточные роботы-музыканты


Где: Диярбакыр, Турция

Когда: XII век

При дворе тюркской династии Артукидов, чья столица располагалась на востоке современной Турции, работал изобретатель и инженер Аль-Джазари. Его механизмы - одно из доказательств расцвета науки в мусульманском мире Средних веков. Больше всего он известен музыкальными автоматонами. Это были сложные человекообразные устройства, которые умели играть на разных музыкальных инструментах. У них это получалось благодаря встроенной системе небольших сосудов, при переливании воды между которыми их тела и лица двигались. По сообщениям очевидцев, автоматоны Аль-Джазири владели 50 выражениями лиц, а мелодию, которую они играли, можно было запрограммировать с помощью системы колышков, изменявших ритм работы внутреннего механизма.

Робот да Винчи


Где: Милан

Когда: XV век

Вскоре после завершения фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи решил взять на себя роль творца человека и начал работу над чертежами механического рыцаря. Внешне робот выглядел как человек, полностью одетый в средневековые металлические доспехи. Внутри него была сложная механическая система, которая заставляла рыцаря двигать конечностями. Робот умел садиться, вставать, двигать руками и шеей, а также открывать челюсть, которая анатомически была очень похожа на человеческую. Судя по чертежам, в движение робота приводили два отдельных механизма. Один отвечал за верхние конечности и голову, второй - за ноги. Всё работало с помощью взаимодействия весов и жидкостей. Впервые робота представили на празднике миланского герцога Людовика Сфорцы в 1495 году, а в XX веке по вновь обретённым чертежам да Винчи сделали копию автоматона - полностью функциональную.

Механический сатана


Где: Италия

Когда: XV-XVI века

В католической Италии, где силы Контрреформации успешно не допускали распространения идей протестантизма, церковные власти были уверены, что паству нужно держать в страхе перед образами адского наказания за грехи. Добивались этого в том числе с помощью автоматонов. По сообщениям путешественников (например, британца Уильяма Ламбарда), в итальянских церквях можно было встретить механических дьяволов, которые умели «наклоняться вниз и поднимать себя вверх, трясти и вращать длани и стопы, кивать головой, закатывать глаза, изгибать брови… и собирать на лице выражения ярости, решимости и презрения, когда они притворяются, будто оскорблены, или показывать самую дружественную улыбку радости и спокойствия, когда они хотят казаться благостными».

Маленький мёртвый монах


Где: Испания

Когда: XVI век

Небольшая статуэтка монаха, которая с помощью внутреннего механизма начинает двигаться по комнате, изредка поднимая и опуская крест или чётки, а также открывая челюсть, на самом деле изображает молитву. Её сделали при дворе испанского короля в благодарность божественным силам. Согласно легенде, сын правителя Испании заболел тяжёлым недугом, и никакие средства не могли помочь ему выздороветь, пока в его постель не положили мощи монаха, умершего около 100 лет назад. Невероятным образом принц поправился, и его отец отблагодарил бога копией останков, которые, как и сын короля, чудом обрели жизнь.

Французская утка


Где: Париж

Когда: XVIII век

Французский изобретатель Жак де Вокансон произвёл на свет механическое создание, которым восхищались все его образованные соотечественники. Вольтер даже сказал, что, кроме механизма Вокансона, мало что было способно показать достижения французского народа. Робот изобретателя был уткой, которая делала всё то, что делают обычные птицы. Она хлопала крыльями, вращала головой, открывала клюв, в который можно было положить пищу. В финале представления утка испражнялась. Внутри утка и её пьедестал были заполнены сотнями деталей, которые и приводили механизм в движение. Правда, пищу она всё-таки не переваривала. Еда, засунутая в утку через клюв, оставалась в одном из внутренних резервуаров, в то время как выделяла птица заранее помещённые в другое отделение настоящие утиные экскременты.

Механические дети Просвещения


Где: Швейцария, Франция, Британия

Когда: XVIII век

Ещё один инженерный гений XVIII века проявил себя на коммерческом поприще. Швейцарец Пьер Жак-Дро соорудил трёх детей-автоматонов для продвижения собственного производства часовых механизмов. В основе работы устройств лежала система кулачковых механизмов. Их можно было программировать так, что автоматоны выполняли разные задачи: Жак-Дро создал «Музыканта», «Рисователя» и «Писателя». «Музыкант» с внешностью женщины умел играть на настоящем клавесине нажатиями пальцев, а также имитировать дыхание движениями грудной клетки. «Рисовальщик» с помощью настоящего карандаша воспроизводил на бумаге одно из четырёх изображений: портрет короля Франции Людовика XV, портрет Людовика XVI и Марии-Антуанетты, собаку с надписью «Моя собачка» и обнажённого купидона в повозке, запряжённой бабочкой. Самый сложный механизм был у «Писателя», которого можно было программировать на написание кастомизированного текста. Автоматон использовал настоящее гусиное перо, которое он время от времени обмакивал в чернила. Роботы до сих пор в рабочем состоянии, а увидеть их можно в швейцарском Нойшателе.

Злой музыкальный тигр


Где: Майпур, Индия

Когда: XVIII век

В XVIII веке раджа княжества Майпур на территории современной Индии боролся с британскими захватчиками-колонистами. После новостей о том, что сына одного из вражеских военачальников загрыз тигр, правитель, который испытывал нездоровую любовь к этим животным (многие его вещи были раскрашены под тигриную шкуру), приказал запечатлеть смерть человека в виде движущейся модели в масштабе 1:1. Получившийся механизм довольно комично изображает смерть англичанина (тигр обречён вечно перегрызать ему горло), а внутри зверя есть маленький оргáн, который до сих пор работает.

Среди иноземных государей Иван Грозный прославился не только своей уникальной богатейшей библиотекой, была у русского царя одна диковина, о которой с восхищением рассказывали и писали заморские купцы и послы. Историк Питер Дэнси разыскал в архивах дневники и записки купца Йохана Вема, который в свое время неоднократно посещал Россию и бывал при дворе Ивана Грозного. В записках купца историк обнаружил упоминания о таинственном «железном мужике »
Вем писал: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах ». Но возможности металлического богатыря не ограничивались лишь схватками со свирепым животным: «Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке , который мне так никогда и не поддался». Остается только сожалеть, что Йохану Вему не удалось овладеть русским языком, возможно, он узнал бы гораздо больше об этой царской диковине и оставил бы гораздо более подробные ее описания.

Питер Дэнси здраво рассудил, что, если Вем не приврал в своих записках, то упоминания о «железном мужике» наверняка можно найти в сохранившихся бумагах других купцов или послов, побывавших в то время в России. Вместе со специалистом по робототехнике Стивом Леннартом они перерыли горы архивных документов и наконец обнаружили сенсационные подробности об этом чуде в записках еще двух купцов. Один из них писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор . Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову . Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад ».
Обнаруженное учеными свидетельство было чрезвычайно важным, теперь не оставалось никакого сомнения, что «железный мужик» был самым настоящим роботом , а не ряженным в какую-то металлическую оболочку живым человеком.
Неизвестно, были ли подобные человекоподобные механизмы на Руси еще до Ивана Грозного, но во всяком случае, Дмитрию Ларину, автору статьи «Железный мужик» Иоанна Грозного», опубликованной в 1996 году в газете «Не может быть», удалось обнаружить уже в наших архивах свидетельства о наличии еще нескольких «железных мужиков» и «железных баб» у современников Грозного ». via . 1 >>> , . 2 >>>


Робот Леонардо да Винчи:

«Белое пятно» длиною в три года:
В 30 лет Леонардо — уже известный Мастер, востребованный живописец. И вдруг он исчезает на три года. До сих пор никто не знает, чем он занимался и где был всё это время. Есть только два косвенно подтверждённых предположения. Первое — он путешествовал. Второе — был в тюрьме. Найдены наброски «Как совершить побег» и запись в дневнике: «Ты вверг меня в темницу».

Мастер придворных театрализованных представлений:
Автором, режиссёром-постановщиком, художником и конструктором таких представлений был да Винчи.На одном из спектаклей в Милане он поместил в грот первого в мире робота, изготовленного собственноручно. Механический аппарат двигался абсолютно свободно и казался живым организмом. Сегодня некоторые роботы, используемые на космических станциях НАСА, созданы по рисункам 500-летней давности. Возможно, это лучшее свидетельство гения Леонардо, оставившего свой след в космической эре наших дней.


Леонардо да Винчи (1452-1519)путешествовал где-то (?) три года, исчезает? (1482-1485), технология человекоподобного механизма (робота) была им разработана приблизительно в 1495 году.
София Палеолог (1455-1503) — 24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима . Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола. Легенда гласит, что в состав приданого Софии входили книги, которые лягут в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного (1530-1584) .

Сказки о роботах относятся в общем-то к одному промежутку времени… Чертежи-рисунки механизма могли быть в библиотеке (сразу или позднее), а может Леонардо позаимствовал идею в путешествии?.. ;)

Всё разом в этом жж о

Подробности Создано 17.07.2018 12:23

Не так давно стали известны рисунки эскизов Леонардо да Винчи для механического рыцаря.

Робот - рыцарь мог садится, вращать руками, двигать головой, открывать и закрывать челюсть.

Робот проектировался с учетом возможности что-то держать в руках. Работой рук должно было управлять механическое программируемое устройство в груди. Ноги должны были управляться с помощью рукоятки, приводящий в движение трос, связанный с ногами.



Через 36 лет после создания эскизов идея механизма робота-рыцаря была использована в качестве основы для самодвижущегося механического льва, который создавался по желанию Медичи. При вступлении Франсиска1 на трон перед ним, королем Франции, находился лев, который смог сдвинутся со своего места. Микеланджело Буаноротти в буклете, изданном во Флоренции в 1600 году также упоминает этот автомат - механического льва, который прошел несколько шагов. К сожалению, робот-лев Леонардо да Винчи не сохранился

Эти автоматы были предшественниками мобильных роботов.



Знаете ли вы?

Щит горгоны Медузы

Однажды один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».

Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ.

* Горго́ны в древнегреческой мифологии - это змееволосые чудовища, дочери морского божества. Одна из них, горгона Медуза, могла завораживать людей взглядом, взгляд Медузы обращал все живое в камень.

Увлечение Леонардо

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Почерк Леонардо

Леонардо в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево. Некоторые считают, что его зеркальный почерк был индивидуальной особенностью Леонардо, т.е. ему было проще писать так, чем нормальным образом.