Японские арки тори в саду. Ворота, бегущие по волнам

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Тории - ритуальные врата, устанавливаемые перед синтоистскими святилищами, имеют особое значение для японцев. Но эти врата не символ удачи или счастья. Тории символизируют границу между миром земным и миром сакральным. В Японии считается, что через эти священные ворота души умерших улетают в мир иной. Сакральный мир называется у японцев "ками ".

Ворота "птичий насест"

Традиционно тории (в переводе с японского это слово означает "птичий насест") представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок. Обычно они состоят из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название "касаги", а нижняя, расположенная сразу под ней, называется "нуки". Касаги так и переводится "верхняя перекладина, балка", а нуки - "балка, поперечная рейка". К сожалению, никакого более поэтического перевода здесь нет… Тории - один из самых узнаваемых знаков Страны восходящего солнца. Ну, а уж встающие прямо из воды тории святилища Ицукусима - самые известные и большие.

Тории - ворота чисто символические

В древние времена их сооружали из дерева (часто драгоценных пород), красили в красный цвет и украшали иероглифами или сдержанным узором. Устанавливают их обыкновенно вблизи синтоистских храмов. Часто у храма есть не одни такие ворота, а несколько. Чем их больше, тем лучше: ворота жертвуют храму в честь каких-либо событий верующие синтоисты. В одном из храмов Киото (храм Фусими Инари) есть целая галерея тории, потому что считается, что человек, добившийся успеха, должен обязательно пожертвовать храму тории. В этой галерее красные ворота установлены почти вплотную другу к другу и образуют длинный проход, устроенный так, чтобы через щели между ними просвечивало солнце.

Ворота на "тот свет" или символы удачи?

Может быть тории чем-то и напоминают наши западные триумфальные арки, но только смысл у них совершенно другой. Ни о каком триумфе они не говорят. Их назначение символизировать границу между миром обыкновенным и сакральным. То есть, пройдя под тории, ты можешь оказаться в мире ками - божественных сущностей, населяющих окружающий человека мир. А можешь и не оказаться, это уж зависит все от тебя! Обозначая вход и выход, тории равны любой трансформации, любому переходу. Поэтому считается, что когда в них входит солнце, то через них уходят души предков. У японцев бытует поверье - птицы садятся на перекладину и, улетая, уносят души умерших людей.

Тории в Японии символизируют удачу, а связано это с легендой об их происхождении. Якобы однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории - деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры. Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов, выманивших своим криком богиню Аматерасу. Но есть и другая легенда, согласно которой бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил на ворота своем храме метелку - символ удачи, связанный с культом петуха, и вот с этих-то пор такие ворота и начали строить у храмов.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Из описаний в Кодзики Моноготари, первом дошедших до наших дней литературном памятнике Японии, явствует, что да - в самом начале это были всего лишь два столба с верхней поперечиной без крыши. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

"Плывущие ворота"

Впрочем об этих тории разговор особый, потому что это самые узнаваемые тории в Японии. Их построили в 1875 году из камфорного дерева. Высота ворот - 16 метров и, как и другие, они сложены из двух вертикальных столбов и двух горизонтальных перекладин. Тории с моря открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят на некотором расстоянии от храма и - на территории залива. И в этом, возможно, и состоит их главное очарование. В вечерние часы можно видеть, как заходящее солнце садится в пологую чашу верхней перекладины тории. Каждый раз во время прилива тории оказываются в воде, и именно такими их обычно и фотографируют. Когда же начинается прилив, то, кажется, что это не воды бегут через ворота, а сами тории плавно скользят по поверхности вод.

Известности этих тории способствует и то, что святилище Ицукусима - не из обычных. Это одна из самых важных святынь в Японии и, прежде всего, потому, что на остров Миядзима, целиком занятый монастырем и храмом, веками не пускали простолюдинов, тогда как сегодня сюда запрещено привозить собак. На священном острове нет захоронений: здесь никогда не рождались и не умирали люди. Кроме деревянных построек, соединенных галереями, остров известен еще пятиярусной пагодой, "Залом тысячи циновок", и домом, построенным в воде на сваях. Но главная достопримечательность святилища Ицукусима, его туристический символ - вот эти самые "плавающие тории", самые большие и знаменитые тории в стране.

Не просто ворота, а символы статуса

Интересно, что даже обыкновенные ворота в Японии всегда служили не только для ограничения входа на территорию, но и указывали на социальное положение семьи, живущей за ними. В древней столице Хэйан, ныне городе Киото, знатные аристократы соревновались в возведении роскошных ворот на улицах города. Ну и, конечно, особой красотой славятся ворота в императорском дворце. Тем не менее, хотя дома с воротами и являлись привилегией только лишь высшей знати, но со временем эта планка все больше снижалась, хотя даже в 17 - 18 веке мелкой буржуазии запрещалось иметь ворота, а простолюдины получили право беспрепятственно сооружать их только с начала 19 века. В наши дни ворота не несут такой яркой социальной значимости, но их вид по-прежнему может многое рассказать об их владельце.

В некоторых храмах набожных прихожан всячески поощряют дарить храму тории, и расценивают это как знак особого внимания, ну, а на дарителя в этом случае, естественно, нисходит благодать. Но места в Японии мало, земля дорогая, поэтому их часто, как в случае с храмом бога риса Инари в Киото, возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Зато вы вполне можете встретить тории где-нибудь в чаще леса, куда и дороги-то нет, одна только узенькая тропинка. Считается, что если именно с вами такое случилось, то это означает особую милость ками, хотя есть и другая точка зрения, что ками специально привели вас в столь уединенное место к воротам между нашими мирами, чтобы вы в тишине могли поразмыслить о суетности бытия и, возможно, в чем-то исправить свое поведение.

Эмблема навсегда

Раньше тории всегда делались из бревен, но затем дерево заменили камнем и даже металлом, а в последнее время в их конструкции все чаще используют железобетон . Существует более двадцати различных видов тории, различающихся по конструкции. Большинство из них названы в честь тех храмов, рядом с которыми они построены. Например, есть Исэ-тории, Хатиман-тории из храма Ивасимидзу Хатиман, Мива-тории из храма Омива и т. д. Можно добавить, что тории, как символ удачи, часто изображали и на японских фамильных гербах-монах, а также во времена самураев они красовались на их флагах нобори и сасимоно, служивших для опознавания на поле боя. В любом случае тории для японцев это "эмблема навсегда"!

Многие японские традиции могут показаться вечными, потому что со времен средневековья они практически не изменились. Жители страны восходящего солнца все также бережно относятся к чайным церемониям, костюмам, японской литературе и театру. А созерцание цветущих садов и полной луны на небе, несмотря на растущий темп жизни, осталось важной частью жизни японцев. Все это связано с верой в духовный мир и в то, что с ним существует какая-то связь.

История

Сегодня мы поговорим об одной из таких традиций, а именно об установке ритуальных ворот – торий. Смело называем тории ритуальными, потому что их появление в архитектуре Японии связано с множеством мифов и легенд. Одна из таких легенд объясняет значение слова тории: в переводе с японского – это насест, гнездо. История гласит, что, сидя на высоком насесте, стая птиц (голосистых петухов) пыталась выманить из пещеры божество. Это божество было воплощением Солнца и, когда оно вышло из пещеры, в мире снова засиял свет.

Поговорим в этой статье о том, какое место ворота, в частности тории, занимали в культуре японцев. И какие виды ворот можно выделить.


Священные ворота в Японии

Как и во многих культурах, в Японии социальное положение человека определяется конкретными признаками. Ограда перед домом могла многое поведать о том, какая семья живет за ней. Вплоть до 19 ст. только японская аристократия могла позволить себе такой элемент архитектуры, как ворота. Знать устраивала даже что-то вроде соревнований на улицах города по их постройке. И хотя сейчас ворота перед домом не определяют так ярко социальное положение, считается, что они все равно могут многое рассказать об их обладателе.

Также ворота были обязательной архитектурной частью чайных садов. Для чайных церемоний строили дома, к которым вел сад с воротами и дорожкой.

Тории нельзя назвать полноценной оградой, потому что они не имеют створок и состоят всего из двух, чаще деревянных, вертикальных столбов и нескольких перекладин. Скорее это ориентир. Приглашение войти. Японцы считают их границей между двумя мирами. Неудивительно, что тории можно увидеть перед входом в синтоистский храм или кладбище. Иногда их можно встретить возле дерева, горы или источника. Редко над дорогой.

Материал для тории

Сооружают тории из дерева драгоценных пород (криптомерия, камфорное дерево), красят традиционно в красный цвет и расписывают неброским узором или иероглифами. В наше время материал, конечно же, разнообразней. Можно встретить тории из бронзы, гранита, железобетона. Как и во многих других странах, деньги на постройку культовых сооружений выделяю верующие спонсоры.

В Токио находится знаменитая аллея из стоящих вплотную торий. Длинной дорогой они ведут к храму.


Аллея из торий в Токио

Самыми узнаваемыми считаются тории в храме Ицукусима. Ворота возведены прямо в воде и со стороны моря приглашают войти в важнейшую святыню страны.


Ворота в Ицукусиме

Каменные тории установлены при входе в храм в городе Нагасаки. Они чудом устояли при взрыве атомной бомбы.

Ясно, что никто не может запретить Вам построить тории у себя в саду (тем более, что своими руками это сделать не сложно), но не забывайте, что целый народ вкладывает в это сооружение символический смысл и сакральное значение.

Предназначение торий

Тории имеют такое же название, как и храмы, перед которыми они стоят. Тории являются самым узнаваемым символом современной Японии.

Каждый турист, который побывал в этой стране, должен иметь хотя бы одно фото на фоне этих таинственных ворот. Увидеть их можно также на фамильных гербах и флагах.

Конечно, кроме торий, японцы устанавливают и другие ворота возле храмов и святилищ. Это полноценные массивные ворота со створками и их можно запирать на ночь. Некоторые из них выглядят потрясающе, потому что покоятся под крышей. Храмовые ворота можно поделить на два вида.

До 19 столетия в синтоистских храмовых комплексах находились храмы буддистов, проходили буддистские обряды. Элементы культа заимствовались друг у друга, а учения смешивались. Но после Революции Мейдзи 1868-1889 г.г. вышел указ о разграничении синто и буддизма. Это положило начало новым традициям. В это время строились ворота в синтоистском стиле без примесей других религий. Они имели простую конструкцию: неокрашенные балки под тростниковой, черепичной, медной крышей. Пример таких ворот можно встретить в самом крупном синтоистском святилище Мейдзи Дзингу в Токио. Храм был построен в честь императора Мейдзи и его жены. А также в храме Ясукуни, Токио, который является центром религиозных церемоний синто.


Простые ворота

Буддизм

Второй вид ворот – это внушительных размеров сооружение. Эти двухэтажные ворота выкрашены традиционно в красный или черный цвет и роскошно украшены. Образ завершают скульптуры по сторонам от ворот. Это могут быть парные стражи – лев, собака, олень. От вандалов и вреда они защищены оградой. Стиль этих ворот был сформирован тогда, когда в Японии доминировали буддистские учения. Пример таких ворот – ворота Ёмэймон. Они поражают своей архитектурной и дизайнерской задумкой. Почти 3 сотни изображений культовых японских животных, мудрецов и всевозможных узоров оживляют стены ворот. Они по праву считаются культурным и национальным наследием Японии. Ворота перед храмом Ясака тоже достойны отдельного внимания. В традиционном красном цвете под замысловатой крышей (японские крыши начали строить над воротами под влиянием китайской культуры) они постоянно привлекают к себе множество верующих и туристов.


Ворота Ёмэймон

Чайные сады

Свои сады японцы украшают воротами более простой конструкции. Это два столба с калиткой, плюс простая или двускатная крыша (или без нее). Буквально за одно столетие в Японии появилась традиция разбивать чайные сады. И ворота в них ставились со смыслом. По традиции гостей встречали либо приоткрытыми, либо настежь распахнутыми воротами. За последним приглашенным закрывалась калитка и церемония начиналась. Интерес ко всему сакральному побуждал их верить, что суета и бренность остались там, за садом и ворота разделяют два мира.

Японцы известны своей любовью к гармонии, поэтому в маленьких чайных садах Вы не встретите высоких ворот.

В больших садах чередовались картины, изображающие определенные исторические события. В них устанавливаются массивные ворота и калитки, отделяющие одну сцену от другой.


Чайный сад с торией

Тории сегодня

Но не обманывайтесь видимой простотой конструкции японских ворот. Ворота из двух столбов с перекладиной без крыши легко превращаются в простую перегородку, если окружающий ландшафт не выдержан в нужном стиле. Если Вы задумали разбить сад в японском стиле у себя на участке, то избегайте использования разных стилистических направлений. Тогда ворота или какой-то сюжет не будут выглядеть нелепо. Также советуем обратить внимание на материал ворот – традиционно это дерево. А крышу можно крыть медью, железом или мелкой/крупной черепицей.


Современные тории

Выбор растений

Ну и конечно, если мы говорим про сад, нельзя не упомянуть о растениях. Чтобы создать японские нотки у себя в саду, парадные ворота украсьте холодоустойчивым бамбуком. Используйте декоративные сорта слив, яблонь и абрикос. Добавьте ярких красок с помощью барбариса и айвы. В японском стиле прослеживаются преобладающие цвета: красный, зеленый, белый. Важно не переборщить с пестротой. Пусть цвета будут натуральными. Японские сады не пышные, должны побуждать к уединению, умиротворению. Ну и конечно же камни. Мелкий гравий, щебень, рокарий, – камни в любом виде. В Японии камни считаются самым совершенным материалом.


Растения для японского сада

В японских садах ворота создают единый образ с арками и беседками. Это достигается иллюзией, что даже объекты созданные людьми, на самом деле созданы природой. Но не переживайте, на самом деле это не такая уж сложная задача. Японские сады хотя и довольно экзотичны, их обустройство больших затрат не требует. И ворота, к примеру, из бамбука обойдутся не дороже установки обычных.

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

Праздники:
музыкальный фестиваль Кангэнсай - июль-август
священные представления Дзин-Но - 16-18 апреля
демонстрация старинных придворных танцев Бугаку - 2,3, 5 января

(правильнее - ицукусима) - одно из трех самых знаменитых мест вЯпонии, которые славятся потрясающими пейзажами.

Остров расположен в Японском внутреннем море (Сэто найкай). На острове Миядзима воздвигнут храм Ицукусима, один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков, и одна из самых известных достопримечательностей Японии ворота синтоистского храма (тории ), стоящие посреди океана, пройти под которыми можно только во время отлива. Каждому, прошедшему под тории должна улыбнуться удача и счастье.

Неподалеку от храма располагается один из древнейших в Японии буддийских монастырей – Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн. Рядом с ним находится 5-ти ярусная пагода (16век), а также Зал тысячи татами.

До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова.

Дословно Миядзима означает Остров храма, и это вполне справедливо, поскольку здесь воздвигнут храм Ицукусима - один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков. В нынешнем виде он был перестроен в XII в. стараниями клана Тайра, когда один из его военачальников был обожествлен здесь. Ицукусима посвящен трем дочерям одного из главных божеств синтоистского пантеона - Сусаноо. Все они считаются покровительницами мореплавателей. Основное, поднятое на сваи, строение храма стоит на самом берегу, и во время прилива оно как бы плывет на поверхности моря. Многочисленные его залы соединены галереями-мостиками, которые ведут к открытой площадке, где исполняются ритуальные танцы.

Ворота ТОРИ

Создающие один из трех самых впечатляющих видов страны (Нихон санкэй), тории святилища Ицукусима как бы плывут в воде. (Другой выдающейся достопримечательностью считается песчаная коса Аманохасидате). Полководец Тайра-но Киёмори возвел первые тории в воде залива в 12 в. Настоящее сооружение восходит к 1875 г и имеет высоту 16 м. Четыре столба (ёццуаси) обеспечивают устойчивость ворот. Ярко-красные ворота - тории - вынесены далеко в море. Пройти под этими воротами можно только во время отлива. Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Тысячи японцев и иностранных туристов приезжают на остров, чтобы попытать удачу. Вместе с "плывущим" храмом тории производят незабываемое впечатление.

Святилище Ицукусима дзиндзя

Посвящено трем морским богиням, дочерям синтоистского бога Сусаноо, было основанов 593 г, во время регентства императрицы Суйко. Окончательный вид оно приобрело в 1168 г при Тайрано Киёмори (1118-1181), великом предводителе клана Хэйкэ (Тайра) и предпоследнем правителе эпохи Хэйан. Здание святилища с пристроенными крытыми коридорами знаменито своими соломенными крышами и ярко-оранжевыми резными деревянными деталями. Возведенное на сваях прямо над морем, во время прилива оно как будто плывет по воде. Это действительно выдающийся пример храмовой архитектуры периода Хэйан. Ряды бронзовых фонариков свисают с карнизов; когда они зажигаются по праздникам вместе с каменными фонарями, возникает просто магический эффект. Знаменитые ворота тории высотой 16 м находятся в 160 м от святилища. Они сооружены из камфорного дерева и в 1875 г были перестроены в 8-ой раз. На территории святилища находится установленная еще в 16 в сцена театра Но, которая используется в священных представлениях Дзин-Но (16-18 апреля).

Сокровищница

Хранит ценную коллекцию (около 4000 предметов), 130 из которых имеют статус Важного культурного достояния или Национального сокровища: веера, мечи, доспехи, маски и собрание знаменитых свитков с сутрами, некогда принадлежавших клану Хэйке.

Пятиэтажная пагода

На расположенном над святилищем холме высится Годзюното, пятиэтажная пагода, построенная в 1407 г. Рядом с ней находится Сэндзёкаку, "павильон тысячи татами", сооруженный в 1587 г.

Храмы Дайгандзи и Дайсёин

Этот храм отвечал за содержание Ицукусима дзиндзя до 1868 г, когда синто-буддисты были объявлены вне закона. Самый важный храм в Миядзиме - Дайсёин, он находится выше по склону к юго-западу.

Гора Мисен

С подступающих к самому морю невысоких гор открывается замечательный вид не только на отражающийся в воде храм, но и островки почти всегда затянутого легкой дымкой Внутреннего моря. Венчает остров гора Мисэн, к которой ведут две нитки фуникулеров. Подъем на одном (1100 м) занимает около 9 минут, а на другом (500 м) - 3 минуты. Каждые 60 секунд уплывают вагончики фуникулеров. В пути можно любоваться девственной природой Миядзимы. С горы Мисэн виден не только весь остров, но и огни Хиросимы - города, знающего, что такое война и мир.
По склону горы проходит также несколько природных троп. Пешком подъем займет около 90 мин.

Обезьяний парк (Мисэн Яэнкоэн)

По набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долина кленов) бродят всегда рассчитывающие на угощение олени и почти ручные мартышки. На острове расположено отделение Японского центра по изучению обезьян, в котором исследуется жизнь этих животных в природных условиях. привезли и расселили здесь в 1962 г. Похоже, им понравилось на Миядзиме.

Расположен на высоте 530 м, возможно вы не увидите обезьян - они прячутся в лесу, но будьте готовы к тому, что животные могут напасть на туриста, если его движения слишком резки. Существует 2 правила общения с обезьянами: не смотреть им прямо в глаза и не кормить их. У самой вершины расположилось несколько маленьких храмов, среди которых есть, говорят, и построенный монахом Кукаем (774-835), основателем буддийской секты Сингон.

Добраться до Миядзимы можно довольно быстро: 30 мин на комфортабельном поезде или маршрутном такси и еще 10 мин на пароме от . Приехать в город можно после полудня, но здесь так много интересного, что лучше посвятить осмотру целый день. Остаться на ночь - большое искушение, но гостиницы недешевые.