Бородатый — значит, особенный. Зачем Льву Толстому борода? Продолжение

Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.

Ламберсексуал (от англ. lumberjack - «лесоруб») - брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода - это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих .

Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди - те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий - духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)

Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды - и то лишь, если начальство было благосклонно.

«Вместе с тем Его Величество изволил повелеть: не допускать никаких странностей и в усах, и в бакенбардах, наблюдая, чтобы первые были не ниже рта, а последние, ежели не сведены с усами, то также не ниже рта, выбривая их на щеках против оного».

Распоряжение о форме прически. Приказ по военному ведомству

Исаак Левитан. Картина Валентина Серова. 1893. Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Картина Ивана Крамского. 1872. Третьяковская галерея

Марк Антокольский. Картина Ивана Крамского. 1876. Русский музей

Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля» . Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.

Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду - причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии - писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо - наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.

Лев Толстой. Картина Ивана Крамского. 1873. Третьяковская галерея

Алексей Плещеев. Картина Николая Ярошенко. 1887. Харьковский художественный музей

Василий Верещагин. Картина Ивана Крамского. 1883. Третьяковская галерея

В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.

Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.

Аполлон Майков. Картина Василия Перова. 1872. Третьяковская галерея

Владимир Соловьев. Картина Николая Ярошенко. 1892. Третьяковская галерея

Всеволод Гаршин. Картина Ильи Репина. 1884. Метрополитен-музей

Позиция государства относительно бород смягчилась в

Великий князь Михаил Николаевич в наряде атамана запорожских казаков XVII века на костюмированном балу. 1903.

В XXI веке бородачи снова в тренде.

Император Австрии Франц-Иосиф Лев Толстой, германский император Вильгельм I — Пушкин (Кеннеди), Александр III (Карл Гольштейн): Берти кобургский и его жена Александра датская во время встречи в 17 сентября 1884 года в Скерневцах. Так сочинялась история 19 века советским союзом писателей по итогам второй мировой войны. Наше всё.

03

На фотографии Kaiser von Österreich mit seinen Brüdern Beschreibung Franz Joseph in Galauniform eines k.u.k. Feldmarschalls in deutscher Adjustierung mit seinen Brüdern Karl Ludwig, dahinter stehend Ludwig Viktor und Ferdinand Maximilian.
Vermerk auf der Rückseite: Vertrieb durch Victor Angerer.
Autor Angerer, Ludwig Technik Albuminabzug
Datierung um 1862

На фотографии Император Австрии Лев Толстый Франц Иосиф со своими братьями.

04

Солнце прусской поэзии Пушкин Кларк Кеннеди в изгнании Лондоне, как все наши новые русские. Это у них уже историческая традиция: чуть что и сразу бежать в Лондон щепетильный. Там уже на четверть бывший наш народ.

05

Франц Иосиф и Лев Толстой.

06


2. Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
3. Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
4. Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)

Да, тут у нас появляется император Мексики Максимилиан I!

07

08

А почему, скажите, у Льва Толстого так мало фотографий? Да, потому что нашкодил в своё время!

09

Шантрапа-братва и в Австрии рвань. Это они типа анператоры?
Datierung um 1862
Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
Karl Ludwig, Erzherzog von Österreich (1833 — 1896)
Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)
Schlagworte Familie, Gruppenbild, Habsburg, Österreichisch-Ungarische Monarchie

А это их бабушки, матери и жены.

10

Дама справа похожа на императрицу Марию Александровну, мать Александра III/

11

А это пособие для литераторов: как надо переводить, чтобы все прусские казаки Эльстона стали русскими евреями Гогенцоллерна?

12

Комедианты ГабсбургAbbildung des Ludwig Viktor, Ehzg von Österreich als Harlekin kostümiert mit einer Gruppe Aristokraten. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier

13
Bildnis in Oberstinhaberuniform der Kaiserjäger. Original-Fotografie von Ludwig (Hoffotograf) und Viktor (Fotograf) Angerer in Wien. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier
Technik Fotografie. Datierung 1879

1848-1849, Л. Толстой

14
Толстой отрок и Франц Иосиф.

15

И про Толстого и про ФИ пишут, что они любили вставать очень рано. Это их отличительная характеристика. И еще про ФИ пишут, что у него была жена Елизавета Браварская, с которой он жил недолго. (Видимо в Европе у него была одна жена). А в России, став уже известным писателем он встретил Софью Толстую, как пишут "первую и единственную".Толстой умер в Ноябре 1910 года. А ФИ — в 1916 году.

Кинохроника Толстого и его смерть. На "смертном одре" очень похож на Франца Иосифа.
И самое главное — за какие заслуги его так пышно хоронят??
За Войну и Мир??

16

18

Quelle: Internationales Freimaurer-Lexikon von Eugen Lennhoff und Oskar Posner (1932)
Graf, Größter nationaler Dichter Rußlands, . 1799, t 1837 im Duell, der Schöpfer des Romans "Eugen Onegin", der Tragodie "Boris Godunow" und vieler anderer bedeutender Werke, war kurz vor dem Verbot der russischen Freimaurerei, 1822, Mitglied der Loge "Ovid" in Kischinew.
.
Источник: Интернациональная лексика от Евгения Ленхофа/Ленгова и Оскара Поснера: до запрета русских масонов Пушкин был членом масонской ложи "Овид" . Фото было сделано предположительно в Штуттгарте.

PuschkinAus Freimaurer-Wiki

Источник: Международный масонский лексикон Евгений Lennhoff и Оскар Познер (1932)
Граф, Крупнейший Национальный Поэт России, . 1799, т в 1837 году на дуэли, создатель романа "Евгений Онегин", трагедии "Борис Годунов" и многих других интересных произведений, был незадолго до запрещения русского масонства в 1822 году, член ложи "Овидий" в Кишиневе.
(перевод машинный)

Это Пушкин, который типа никогда не был за границей. Надо полагать, что Англия, Германия и Китай, в которых Пушкин "отметился" при своей жизни, для гусских никогда не были заграницей.

19

20

Напомню, что национальностей в начале 20 века у гусских не было, вместо национальности у гусских было вероисповедание (принадлежность к организованным партийным группировкам николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии) 1853-1953 гг.

Что у прусских евреев-казаков красной гвардии называлось "государствами" и "державами", объяснили сами же донские евреи-казаки, красногвардейцы в своем письме кайзеру Вильгельму от 1917 года. См. роман Шолохова: "Тихий Дон" о мирной жизни прусских евреев-казаков красной армии в оккупированной ими Ростовской области.
У них Ростовская область была государством и державой. Государствам и державами у казаков в 1917-м году назывались такие же точно области, как и Ростовская. Завтра захватят блаженный Урюпинск и объявят его империей, а очередного еврея-казака старой красной (прусской) гвардии объявят кайзером, королем, царем и государем-императором. А потом будут лапшу на уши вешать всей красной (прусской) гвардией евреев-казаков о своих империях и государях-императорах красной (прусской) еврейско-казацкой национальности вероисповедания.

Если Пушкин был Кларком Кеннеди, почему бы ему не стать Вильгельмом Гогенцоллерном, германским императором николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии Эльстона (Юсуповых), задним числом? Бумага всё стерпит. Потомки разберутся.

Пушкин - германский император Вильгельм Гогенцоллерн, Горчаков - канцлер германской империи Сумарокова (Юсуповых) Бисмарк, Левий Толстый - стал Францем-Иосифом, Александр III - Берти Ротшильдом кобургским государем императором той же самой германской империи Эльстона (Юсуповых). Николай 2-й стал Георгом 5-м кобургским, Лайонелем Ротшильдом, Мария Фёдоровна стала Александрой кобургской, в девичестве Эмма Луиза Ротшильд, на белом пароходе «Мальборо» увозя с собой всю элиту николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии. Какая романтическая история.

21

Да простят меня женщины, но сегодня будем говорить не о женских слабостях и дамских штучках. Обратим свой взор на мужчин. Потому что терпение кончилось, душа горит. Будем развенчивать их наивную уверенность в собственной неотразимости. Речь пойдет о бороде.

Такое ощущение, что современные мужчины Ульяновска без бороды «и ни туды, и ни сюды». Бородачей стало так много, что иногда кажется, что ты попала в местность, далекую от цивилизации. И нет там ни бритвы, ни ножниц. Бороды отрастили артисты (не для роли) и футболисты, соседи и друзья, мои коллеги и телеведущие спортивного канала. Прямо эпидемия какая-то! Приводят при этом два убойных (на их взгляд) довода. Первый: «А мне нравится!» Второй: «А моей девушке нравится!».

Ну насчет девушек поговорим позже, а для начала попытаемся выяснить, что может нравиться в этом слегка подстриженном кустике волос, загораживающем пол-лица, причем иногда весьма симпатичного.

Вырвал клок - плати штраф

Самые образованные представители сильного пола призывают нас обратиться к истории. Надо же, даже у этой растительности есть своя история! Ну, конечно, мужики постарались, чего только в свое оправдание не придумаешь! Причем в своем историческом экскурсе они пропускают Древний Египет, где все мужчины брили бороду, только фараон (в знак о владения землей) носил... искусственную - из шерсти или срезанных волос, перевитых золотыми нитями, да еще и подвязывал ее к подбородку шнурком.

Не вспоминают и Александра Македонского, который приказывал своим солдатам сбривать бороду, а то вдруг вражеский воин схватит за нее в ходе сражения. Железная логика. Забывают мужчины и про времена Римской империи, когда бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности.

Не любят бородачи вспоминать и Петра I, который ввел обязательное бритье бороды в 1699 году - сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сия процедура шла вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина и достойного человека. Конечно, возмущались и протестовали. После чего в 1705 году вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам. А всем остальным разрешалось только за специальную плату. Хочешь носить бороду - плати. К примеру, 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне, 60 рублей - мелкие и средние купцы, посадские люди, 30 рублей - слуги, извозчики и ямщики.

С крестьян налог не брали, но каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. А спустя 10 лет эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Отменили плату за бороду лишь в 1772 году. Думаю, если бы такой указ существовал в наши дни, то 90 процентов нынешних мужчин начали бы бриться.

Зато как же греют душу другие исторические факты. В период царствования Ярослава Мудрого был установлен штраф за вырванные из бороды волосы. Вырвал у соседа клок - уплати в государственную казну 12 гривен. А во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр - им выщипывали бороду.

Ну а в конце XVII века борода стала пропуском в рай. Патриарх Адриан писал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех, кто «скоблился», отлучали от церкви. Ведь согласно Священному Писанию, человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в царствие небесное.

Крошки, сосульки, пыль

Еще ни один мужчина внятно не объяснил мне, зачем ему борода. Многие думают, что для привлечения внимания со стороны женского пола. Мол, женщины любят такие мужские черты, как уверенность в себе, мужество и храбрость. И якобы именно борода придает мужественность и уверенность мужчины в себе. Грубейшая ошибка. Все упомянутые качества проявляются только в истинно мужских поступках. А когда вместо поступков одна борода - зачем такой мужчина нужен?

Почему-то бородатые мужчины считают, что они воспринимаются как более взрослые, уважаемые и даже высокостатусные. Научного объяснения этому нет. Так что очередной приступ самолюбования.

До сих пор неизвестно, нравятся ли женщинам бороды. Это не я сказала. Это пишут мужчины-«исследователи». Ребята! Да что там может нравиться? Ничего эстетического в растительности на лице я не нахожу. К тому же крошки застревают, пыль оседает, сосульки висят, возраст не определяется. Не у всех и на голове то шикарные волосы растут, с бородой - та же история. На иного глянешь и вздохнешь: где ж ты, милый, куски бороденки-то растерял?

Наверное, зимой с бородой теплее. Но вопрос на засыпку. Вы целовались с бородатым мужчиной? Нет? И не пробуйте. Пока в его бороде к цели поцелуя пробьешься, ничего уже не хочется. Если женщина утверждает, что ей нравится бородатый любимый или муж, значит, она просто считает себя мудрой. Правду и под пытками (бородой, конечно) не скажет, а то ведь мужчина, уверенный в своей неотразимости, расстроится и разлюбит.

Погонотрофия не поможет

Кстати, процесс отращивания бороды носит специальный термин «погонотрофия». Можно пощеголять термином: отрастить бородищу и рассказывать окружающим, что вы специалист по погонотрофии. Тогда уж равняйтесь на «чемпионов». Самая длинная борода в 1927 году принадлежала норвежцу Хансу Лангсету - она выросла до 5,33 метра. В 2008 году его попытался обогнать индийский бородач Сваран Сингх, но остановился на 2,3 метра. Для любителей бить рекорды сообщаю: исследования показали, что если бы мужчины навсегда выбросили бритвы, то их бороды могли бы отрасти до восьмиметровой длины. Дерзайте.

В общем, посоветовались мы тут женским коллективом и решили: вся эта «мода» - от элементарной лени. Сама неоднократно слышала стоны бреющихся родственнников - опять бриться, опять скрести лицо. Я вам еще факты приведу, чтобы совсем этот ритуал возненавидели. Мужская борода состоит из

30 000 волосков. Чтобы держать всю эту растительность под контролем, надо бриться каждый божий день, делая по 100 - 600 взмахов бритвой за один сеанс. А за всю жизнь на бритье тратится от 900 до

3 000 часов. Представляете, сколько времени отнято от других - любимых мужских дел!

И не надо кивать бородой на великие примеры. Мол, Карл Маркс и Чарльз Дарвин, Клод Моне и Джузеппе Верди, Лев Толстой и Эрнст Хемингуэй носили бороды! Вот когда будете писать, как Толстой, или рисовать, как Моне, тогда отнесемся благосклонно к вашей слабости. А пока вашим бородам как-то ближе русские пословицы. Например, борода не в честь, а усы и у кошки есть. Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток. Особенно вот эта: бородой в люди не выйдешь. Никакая погонотрофия не поможет.

Анна ГРИГОРЬЕВА

9 октября 2014, 11:44

В комментариях к моему предыдущему посту несколько раз встречались фразы, мол "тут только Толстого не хватает!", "Толстого бы сюда - дал бы фору Лермонтову" и прочие. Я порыскала в интернете и ничего такого ужасающего, на мой взгляд, не нашла)) ну да, донжуан, бабник и даже женоненавистник, как мне показалось))) Но наша сестра в те времена часто недооценивались мужской частью общества... Обо всём по порядку. Во-первых, видели ли вы Толстого без бороды?))

↓↓↓

1848-1849, безусый)))

1856. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев (Сплетник ван лав ) , Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Усикииии!

он же (1856) - УСЫЫЫ!

1862 - это пока так... по Толстовским меркам - бороденка)))

От фото - к словам!

♦ Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки, невинную крестьянскую девушку Глашу, соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».

♦ Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
♦ Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь. Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа. Во время брачной ночи ему даже показалось, что он обнимает не жену, а фарфоровую куклу.

♦ Лев Толстой не был ангелом. Он изменял жене даже во время её беременности. Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

♦ В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

♦ Александр Гольденвейзер писал: «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».

– Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой. – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
– Зачем же ты женился? – спросила графиня.
– А не знал тогда этого.
– Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
– Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. … Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым».

♦ В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами. В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем. Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – пугала Софья Андреевна.
– Этого мне только и надо, – невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

♦ Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве. Под влиянием единомышленников Лев Толстойотказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни". Все свои права на имущество Толстой передал жене. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей. А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.

♦ Далее – своими словами: Софья Андреевна практически помешалась, врачи поставили диагноз: «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой». А 82-летний Толстой страдал по своим причинам, не выдержал (даже стал опасаться за свою жизнь) и среди ночи при помощи дочери сбежал: хотел на Каказ, но по пути заболел, сошел на станции Астапово и через некоторое время умер в квартире начальника станции. Будучи при смерти, он просил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться. А Софья Андреевна тяжело переживала смерть мужа и даже хотела покончить с собой. В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: «Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек...»

Это, что касается любви и любовных вещей. Теперь же более привычные и многим знакомые факты:

♦ С юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные в работах писателя, оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

♦ Толстой общался с Чеховым и Горьким. Он также был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями - после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.

♦ В октябре 1885 года при беседе с Вильчмом Фреем Л.Н. Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства и сразу же принял это учение. После осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери - Татьяна и Мария Толстые.

♦ Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя и был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Когда Толстой умер, в России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон)

♦ Лев Толстой вместо нательного крестика носил портрет французского просветителя Ж.Ж. Руссо.

♦ Считается, что движение толстовцев (приверженцем которого ялялся, например, Булгаков) основал сам Лев Толстой. Это не так. Лев Николевич с осторожностью, а то и с брезгливостью относился к многочисленным организациям людей, считавших себя его последователями.

И еще чуть-чуть похоти:

♦ Впервые Толстой познал радости плотской любви в 14 лет с роскошной, пышной 25-летней горничной. Потом двадцать лет мечтал Толстой о любви и семейной идиллии и боролся с искушениями плоти. Рассказывают, что однажды Лев Николаевич спросил у Чехова: «Вы сильно распутничали в молодости?» Пока Антон Павлович что-то мямлил, Толстой произнес сокрушенно: «Я был неутомим». До сих пор появляются публикации о внебрачных потомках писателя.

♦ Говорят, в день венчания Лев Толстой умудрился остаться без рубашки. Все вещи упаковали по случаю отъезда молодых, лавки в воскресенье не работали. Жениха с нетерпением ждали в церкви, а он метался по дому, искал рубашку и с ужасом представлял себе, что подумает о нем невеста.

P.S. С моим мужем в день свадьбы приключилась похожая история - рубашку он не потерял, но обнаружил испачканной, ибо накануне мыл машину на мойке и вода как-то просочилась в салон, где на вешалке висел костюм и рубашка. Наша свадьба была в маленьком, мало знакомом ему городе, и всё утро они с друзьями провели в поисках магазина и новой белой рубашки) В итоге, купили какую-то за 400 руб)))) костюм за тыщщщи-мильёны, а рубашка за копейки)