Астафьев пастух и пастушка проблемы. Виктор Петрович АстафьевПастух и пастушкаСовременная пастораль

О повести «Пастух и пастушка»

Повесть «Пастух и пастушка» – органическое продолжение творческих поисков В. Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней, как и в прежних произведениях, автора волнует народный характер, находящийся в состоянии едва ли не предельного напряжения сил.

О чем же это произведение с таким необычным жанровым обозначением – «современная пастораль»? О войне и только о войне.

В. Астафьев и прежде писал о войне. Но так не писал никогда. Дело в том, что здесь он выразил во многом неожиданную концепцию войны. Автор ненавидит войну и рисует ее по-толстовски «в крови, страданиях, смерти», но именно это и вызывает порой отрицательную реакцию людей, осторожно полагающих, что такое «сгущение красок» излишне. Простая мысль, что Астафьева жжет ненависть к той войне, которая порождена фашизмом, почему-то отвергалась, хотя в повести с первых же сцен этот фашизм встает во весь свой рост и во всем своем отвратительном обличье. Далее у В. Астафьева идут суровые картины боя, чуждые всяческого приглаживания и прихорашивания, ибо писать, что прошедшая война, унесшая 20 миллионов советских людей, была войной «нестрашной», кощунство по отношению к тем, кто вел кровопролитные бои за каждый рубеж, кто пережил лагеря смерти и блокаду Ленинграда.

Окруженные, несдающиеся немцы идут в бой с целью прорваться – назад им ходу нет, и этим объясняется у трезвого реалиста В. Астафьева ожесточенность изображенного им конкретного боя. Но в том-то и дело, что в детальной конкретизации почти каждого момента боя передано действительное, ни на минуту не ослаблявшееся нечеловеческое напряжение всего народа во все дни войны. Не случайно снова будет сказано обобщенно, в сгущенных красках: «Казалось, вся война была сейчас здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей».

В этом повседневном напряжении – подлинный героизм советских людей, знающих, за что и почему они воюют. Как настоящие герои ведут себя в бою и старшина Мохнаков, и комвзвода лейтенант Костяев, и солдаты Карышев и Малышев, и девчушка-санинструктор, оказавшаяся во взводе случайно. Она выполняла свой долг самоотверженно и, не дожидаясь ничьих приказов, вывезла всех раненых с поля боя. Сразу после затишья она ушла в свое подразделение, оглушенная и утомленная боем, ушла одна, без провожатого, и не должна была думать об этих раненых, так как есть кому о них позаботиться, но она думала, спешила к ним, сделала для них все возможное, ибо иначе поступить не могла, не умела, другое просто не умещалось в ее нравственные нормы, и не долг она выполняла, а насущную потребность своей души.

За что воюет Карышев? За родную землю, в которой для крестьянина все – будни и праздники. Не разбирается он во всех тонкостях политики, но это знает твердо, потому и воюет, как работает, – основательно. Рабочий Ланцов хорошо понимает, что гитлеровцы – насильники и убийцы, что они все погубят, если их не остановить. О завтрашнем дне человечества неотступно думает он: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Пос-лед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле! Недостойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо...»

За родную землю, за все прекрасное, созданное трудом человека, за мир на всей планете – вот за что сражаются советские люди со всей беспощадностью к врагу; и как-то странно слышать упреки автору повести якобы за «осуждение войны вообще, выпячивание ее ужасов, ее трагизма».

В. Астафьев, как бывший солдат, со всей непримиримой страстью осуждает войну, навязанную фашизмом, писатель рассказывает о ней с едва переносимой болью и без боязни кого-то до смерти устрашить, так как уверен, что современный человек обязан отчетливо представлять, что такое война в ее неприкрытом виде, представлять, чтобы не дрогнуть перед любой опасностью в случае, если кто-то развяжет теперь уже ядерную, еще более страшную войну.

В. Камянов писал, что главный герой повести Борис Костяев – примелькавшийся в литературе рафинированный молодой человек, ничего не умеющий, никак не влияющий на ход событий, на взвод, которым он руководит. С такой трактовкой образа героя повести нельзя согласиться.

Борис Костяев действительно очень молод. Выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему воспитывали, баловали, он неопытен в военном деле, знает меньше, чем его бывалый старшина, который во все вмешивается и правильно делает, – умение воевать дается не сразу. И тем не менее Борис не растерялся в бою, делал все возможное, чтобы объединить усилия бойцов взвода, гранатой, пусть неумело, подбил танк, деловито распоряжался, когда бой затих. Придя по вызову к комбату Филькину, он прежде всего потребовал: «Раненых убери. Врача пошли. Самогонку отдай». Видно, что солдаты взвода уважают его, считаются с ним, видя в нем человека честного, справедливого и безусловно храброго. А когда старшина Мохнаков начал приставать к хозяйке, он без обиняков пригрозил: «Вот что, Мохнаков! Если ты... Я тебя убью! Пристрелю! Понял?» И Мохнаков понял: «...этот лупоглазый Боречка, землячок его родимый, которым он верховодил и за которого хозяйничал во взводе, убьет! Никто не осмелится поднять руку на старшину, а этот...»

Как видим, этот молодой человек быстро освоил науку воевать и умеет постоять за идейно-нравственные принципы.

Полемику вокруг повести «Пастух и пастушка» породила последовательная позиция В. Астафьева в отстаивании концепции войны, состоящей из двух взаимосвязанных суждений: война – необходимость, оправдываемая защитой или освобождением Отечества, и война – состояние, всегда противоестественное, примириться с которым невозможно. Особенность позиции В. Астафьева в этих вопросах заключается еще и в том, что он убежден: трагедия народа, пережившего такую войну, как Великая Отечественная, не только в том, что погибло двадцать миллионов человек, но и в том, что она, кроме того, искалечила десятки миллионов, обездолила, надломила и сократила им жизнь, наполнив ее болезнями, страданиями, муками физическими и духовными.

Вдумаемся в образ солдата Пафнутьева, недовольного тем, что он с «хорошей службы» в самое пекло попал. А из-за чего? Из-за жалости. И клянет он эту жалость, и лезет из кожи вон, чтобы притереться к какому-нибудь штабному начальству, выбраться с опасной передовой. Ни о какой жалости он теперь и не думает, вытравлена она у него войной навечно, весь он теперь в себе и для себя. Конечно, его индивидуализм родился не на фронте, но война подняла наверх всю муть, копившуюся на дне его души.

Однако же если Пафнутьев ясен и довольно традиционен, то старшина Мохнаков – фигура другая, во всем Пафнутьеву противоположная, в нашей литературе новая. Сибирский кряж Мохнаков – человек сильный, храбрый, сметливый. В бою спокоен, расчетлив, собран. Неопытному юноше комвзвода Костяеву он не только помогал, но заслонял его собою в опасные минуты, охранял, оберегал: «...на пути ко взводному все время оказывался Мохнаков и оборонял его, оборонял себя и взвод». Но уж непомерно много пьет старшина. С женщинами груб, считая, видимо, что имеет на это право: «Столько поубито, сведено народу... чего, думаю, какая-то бабенка...» Одно время с гранатой немецкой баловался: подбросит и поймает, выхватит из пространства... И во всей его с размаху, топором рубленной фигуре, в спине, тугой, как мешок с мукой, и в крутом медвежьем загривке было что-то мрачное. Чаще всего зол был Мохнаков, молчалив и замкнут. Но однажды его прорвало, и приоткрылся перед нами большой, вконец истерзанный войною человек:

« – Светлый ты парень! Почитаю я тебя... За то почитаю, чего сам не имею... А то бы...

– Ты вот что, – сдавленно произнес взводный. – Ты при мне больше не смей!.. Что ты ведешь себя так? Бьешь, хватаешь, лаешься!..

– Тебе этого не понять. Шибко ты молод и уверен в себе, – уронил в пустое овражное пространство Мохнаков и, прикрывшись рукавицей, хрипло взлаял: – А я всего навидался, истратился. Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками. Я бы их!..

– Что ты? Что ты?! – в ужасе отшатнулся Борис».

«Уронил в пустое овражное пространство», «взлаял», «истратился» – все это точное наименование последовательно нарастающего и как бы неотвратимого предельного ожесточения Мохнакова, опустошившего его душу. Потому-то и завершается этот откровенный разговор тоскливыми, полными муки, страшными словами: «Где же моя пуля-то? Что ее так долго отливают?»

Мохнаков бросился с миной под танк, который пропускать через окопы было нельзя: за десяток он там наработает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк. Но суть дела в том, что Мохнаков заранее приготовился к этому последнему для себя бою. Он на этот раз обдуманно искал случая, как с наибольшей пользой отдать свою жизнь, отдать сейчас же, осознанно, самому, так как сердце его выгорело от войны и жить в будущем светло и чисто он уже не мог.

Мохнаков – открытие сложнейшего характера, порожденного войной. Перед трагически неразрешимыми противоречиями в самом себе был поставлен это сильный и умный человек: жестокость и любовь, беспощадность и доброта, самоотверженность и обреченность, телесная мощь и душевная ранимость. Настоящий подвиг этого человека в том, что он сам разобрался в себе и смерть с пользой для людей предпочел жизни с пустым обескровленным сердцем. Он спешил и – справедливо, потому что не знал, во что завтра может вылиться его ожесточение. Не случайно же от выражения его лица, от жестокой силы его слов Борис пришел в ужас и пролепетал: «Может, попросить врача, чтобы полечил тебя...»

Образ Мохнакова потому-то так значителен, что много дает для решения непростого вопроса: что есть правда о войне?!

Еще более непонятное, на первый взгляд, происходит с двадцатилетним лейтенантом Борисом Костяевым. Он умирает не от запущенной раны (кстати, слово «запущенная» – изобретение критиков), не от усталости (тут так и напрашивается – отдохнул бы вовремя – и все прошло б), не от тоски по Люсе, хотя конечно же тоска эта гложет его нестерпимо, он умирает от пережитого им ужаса войны. Его мозг, его сознание, его нервы не выдержали нечеловеческого напряжения, потока крови и грязи, звериной жестокости, нравственных мук, то есть противоестественного состояния человека, вынужденного жить в условиях войны. Он угасает тихо, незаметно и для окружающих непостижимо, непонятно: «Такое легкое ранение, а он умер...» Но он тоже жертва войны, как и любой другой убитый на войне, жертва особого, не очевидного свойства, что никак не умаляет подлинно трагической сути всего повествования.

Создавая образ Бориса Костяева, В. Астафьев проявил себя настоящим художником. Он сумел раскрыть духовный мир юноши во всем его нерастраченном богатстве и красоте, сумел проследить сам процесс рождения в душе Бориса, сраженного войной, той опустошенности, которая оказалась для него несовместимой с жизнью.

Борис Костяев хорошо воевал, как видно из сцен боя. У него два честно заработанных ордена Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги». Мы уже знаем, как высоки его нравственные требования и как решительно он их отстаивает. Он самого Мохнакова, старше и опытнее себя, вызывает на откровенность, одним существованием своим, чистотой своей сдерживает его уже почти слепую злобную ярость.

Тяжкий бой завершился для всех похоронами случайно убитых старика и старушки, пастуха и пастушки, «заброшенных сирот в мятущемся мире, не подходящем для тихой старости». И все это, как булыжник, носил в себе Борис Костяев, пока не расслабился чуть-чуть в хате на отдыхе: «Поле в язвах воронок, старик и старуха возле картофельной ямы, огромный человек в пламени, хрип танков и людей, лязг осколков, огненные вспышки – все это скомкалось, отлегло. Борис ощупал грудь. Дергающееся сердце сжалось, постояло на мертвой точке и опало».

Люся, хозяйка хаты, заставила Бориса помыться – он в самом деле был очень грязен. Но перед тем, как все приготовить для этого, она посоветовала ему: «Возьмите книжку». Этот обычный совет в обычных условиях ничего бы не значил, здесь же резанул ухо Борису: «Книжку? Какую книжку? Ах, книжку!». Он потрясен простым возвратом к естественному человеческому состоянию: «Музыка слов, даже шорох бумаги так его обрадовали, что он в третий раз повторил начальную фразу, дабы услышать себя и удостовериться, что все так и есть: он живой, по телу его пробегает холодок, пупырит кожу, в руках книжка, которую можно читать, – слушать самого себя».

Не сама по себе точность наблюдения поражает здесь читателя – кто был на фронте в боях, тот знает это необычное состояние, – а его смысловая значимость в данных обстоятельствах. Человек на войне живет как бы в другом измерении, где все обычное на грани невероятного, невозможного, навсегда утраченного. Через простейшую «музыку слов», через обыкновеннейший «шорох бумаги», через вновь обретенную возможность «слушать самого себя» читатель постигает всю глубину происшедших в Борисе перемен после страшного для него боя.

Критик В. Камянов в сцене этой увидел «мистериальный сюжет»: «адамова нагота» героя и его «безгрешный взгляд». Хорошо, когда критик пишет талантливо. Прискорбно, когда несправедливо. Потрясение Бориса осталось незамеченным, потому что критик так и не настроился на волну автора.

Помним ли мы об «адамовой наготе» Бориса, когда читаем о его воспоминаниях, вызванных запахом отсыревшей глины в запечье, где он мылся? Это были воспоминания о печке, которую он когда-то дома, в другом далеком мире, возбужденно и радостно вместе с отцом помогал печнику класть, воспоминания об отце и матери, в которых каждый штрих, как бы мал и незначителен он ни был, наполнен для него сейчас особенным смыслом по очевиднейшему резкому контрасту с той полнейшей «бессмысленностью», в которой он по необходимости участвует.

Группировка окруженных немцев разбита, уничтожена: «...кучками лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, из рта их шел пар. Они хватались за ноги... Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмуривая глаза, про себя твердил как заклинание: «Зачем пришли? Кто вас звал?»

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жуть – чувства неистребимо человеческие – не заглушали голоса рассудка, лезли, наседали, от них надо было обороняться.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей – жить им или умереть?» Снова нелегкие для Бориса вопросы, связанные с вопиющим несовершенством мира, то есть человеческого общества в планетарном масштабе. Потому-то «одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого расхлопанного хутора, от изуродованного, заваленного трупами поля и увести с собою остатки взвода».

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день.

Солдат в истерике расстреливает пленных немцев. Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

И стало рвать лейтенанта, и накатило на него, навалилось «чувство гнетущего, нелегкого покоя, он стал казаться себе жалким и одиноким». А затем он видит сон, в котором все было наполнено «ощущением безнадежности и пустоты», видит «зыбкий мир, без земли, без леса, без травы» и ждет: вот-вот произойдет что-то, и ожидание это было жутким...

В сущности с этих минут и началась та «болезнь» Бориса, которая и привела его к гибели от легкой раны, болезнь, рожденная войной. Это не страх смерти, не испуг, заставляющий человека делать глупости, не растерянность, свойственная слабодушным, это именно перегрузка чистой и нежной человеческой души, не успевшей закалиться в создавшихся условиях – огрубеть.

Внезапная любовь, взаимная и прекрасная, с самого начала отмечена печатью трагического исхода. Оказывается, и могучее чувство первой любви бессильно вернуть Борису естественную жажду жизни, тем более оно снова и снова обернулось муками расставания и разлуки, невозможностью преодолеть даже малое пространство, разделявшее их.

Эти картины полны поэзии и правды, эти сцены, в которых неразделимо переплелись и боль, и радость, и печаль, эти детали – значительные и, казалось бы, ничего не значащие, неприметные слова и словечки, передающие робость и целомудрие вспыхнувшего чувства, их страсть, – все это, и в первую очередь тактично переданные их чувства и мысли, обостренные первым интимно-близким узнаванием и ожиданием неминуемой разлуки, – относятся к лучшим страницам повести.

В Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты. Он как будто преобразился, казнясь, стыдясь и радуясь своему чувству: «Вот что такое женщина! Что же она с ним сделала?»

Но прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают. Увы, о смерти.

Люся от счастья восклицает: «Умереть бы сейчас!» А в Борисе при этом слове сразу все оборвалось. «В памяти отчетливо возникли старик и старуха, седой генерал на серых снопах кукурузы, обгорелый водитель «катюши», убитые лошади, раздавленные танками люди, мертвецы, мертвецы...»

На прямой вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис хорошо, разумно ответил: «Беда не в этом... Страшно привыкнуть к смерти. Примириться с нею страшно, страшно, когда само слово «смерть» делается обиходным, как слово «есть», «спать», «любить».

Это ответ зрелого, убежденного защитника гуманизма, гуманизма реального и действенного в устах Бориса, который отстаивает его с оружием в руках, а не прячась боязливо за чужие спины.

Люся и Борис, наивные, запрещают себе говорить о смерти, но взорвалась противотанковая мина, сотряслось все вокруг, и невольно вырвалось: «Еще чьей-то жизни не стало...»

Во время радостного узнавания друг друга возникают грустные размышления о любви, за которую надо бороться, о доверчивости и открытости, которые всегда беспомощны, о самой беспомощности, которая казалась когда-то недоступной злу, а затем и слезы...

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы, неподходящий момент – художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее. Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси, неразрешимые вопросы: «Зачем войны? Смерти? Зачем?» – смятение: «Страшно-то как жить!» – и авторское негодование: «нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!»

Преимущественно в трагических тонах и красках рассказывается о такой короткой их любви, то есть о современной пасторали, полностью лишенной былых идиллий и былых иллюзий, помогавших жить. Любовь без боязни, любовь без угрозы потерять ее завтра кажется им немыслимой в этом мире нескончаемых катаклизмов. Люся и Борис, понимая смысл идущей войны, в глубине души не могут примириться с этой постоянно висящей над ними угрозой точно так же, как не может примириться комбат Филькин с гибелью на этой войне старика и старухи: «Не могу... Не могу видеть убитых стариков и детей... Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками...» Комбат не досказал: стыдно! Стыдно за себя, за людей, за весь мир, пока не могущий сберечь покой ни детства, ни старости.

Далее события развиваются еще более стремительно и неотвратимо. Смерть солдата Карышева, которого Борис любил, гибель Мохнакова – он добровольно бросился под танк, собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика, родившееся при этом безразличие, потому что ко всему Борис привык и притерпелся, давят и давят его. «Только там, – пишет В. Астафьев, – в выветренном, почти уже бесчувственном нутре, поднялось что-то, толкнулось в грудь и оборвалось в устоявшуюся боль, дополнило ее свинцовой каплей, и нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее». Вероятно, это и есть то, что мы называем художественным проникновением в правду характера, ибо нам не надо объяснять, что «свинцовые капли», не видимые простым глазом, постоянно, ежедневно и ежечасно вершат в нашем нутре свое злое дело.

В довершение ко всему тоска по матери и дому, тоска по Люсе, нечуткость, точнее, грубость людей, внушивших ему, и без того казнившемуся, кощунственную мысль, что он здесь, в госпитале, чье-то место попусту занимает, оборвали последнюю нить, соединявшую его с этим миром.

Опомнившийся врач пришел и как бы повинился и за себя и за сестру, которой он боялся перечить: «Душу и остеомиелиты в походных условиях не лечат», – и посоветовал: «Не отдаляйтесь от людей и принимайте мир таким, каков он пока есть, иначе вас раздавит одиночество. А оно пострашнее войны...» Совет правильный, как правилен совет мудрого мужичка, кричавшего «за травку держись, она вытащит», но сделан он поздно, душа его надорвалась не здесь и не сейчас.

Создание образа Бориса – на сегодня крупнейшее достижение писателя. Борис Костяев, наполненный обнаженными в их самой сокровенной сути противоречиями нашей эпохи, зовет, настаивает, требует: люди, боритесь за мир, спасайте, пока не поздно, своих детей от войны, делайте все, чтобы они беспрепятственно храня в себе все человеческое, не потеряли бы самих себя в разрушительном пекле войны!

Л. Якименко, правильней и точнее других проанализировавший повесть В. Астафьева, не сделал, к сожалению, необходимо вытекающих выводов. Он, например, утверждал: «Для читателя остается вопрос, на который в повести нет ответа: что же привело к надорванности, к смертельной усталости именно этого героя, Бориса Костяева?»

Но ведь всем ходом психологического анализа В. Астафьев доказывает, что виновницей гибели Бориса, а не кого-нибудь другого, с кем на войне случалось «всякое», является война в том ее качестве, в котором всегда была, есть и будет трагедия народов, трагедией человечества.

«Трудно поверить, – писал Л. Якименко как о самом главном недостатке произведения, – что у молоденького лейтенанта оказалось так мало «зацепок» в жизни...»

Но, увы, в жизни бывает и такое.

Почитаем внимательней повесть и задумаемся над судьбой Мохнакова и Люси, вспомним при этом, сколько осталось вдов и невест, так и не обретших своего счастья, вспомним о бесчисленных разбитых семьях, травмированных безотцовщиной детях, о бывших фронтовиках, искалеченных, душевно надломленных, спившихся, не сумевших вовремя встать на ноги... Статистика этого не учитывает, но художник, обеспокоенный судьбою каждого человека, не имеет права молчать!

«Бросается в глаза, – продолжал Л. Якименко, – прежде всего отвлеченно-морализаторская постановка художественной задачи: любовь не смогла преодолеть смерть...»

Жаль, что в статье Л. Якименко ситуация повести сведена к традиционному столкновению отвлеченных понятий любви и смерти: у Астафьева же этот мотив всего лишь один из многих, предопределивших гибель Бориса, так как пафос произведения в требовании мира и в осуждении войны как противоестественного для человека состояния.

В. Астафьев создал остросовременное, необходимое сегодня произведение. Оно и в самом деле о трудной судьбе поколений, участвовавших в великой освободительной войне. Одновременно оно звучит как предупреждение тем, кто сегодня бряцает оружием, предупреждение о пагубности войны, особенно в наши дни.

(по Н.Н. Яновскому)

Из книги Шлиман. "Мечта о Трое" автора Штоль Генрих Александр

Глава третья. Меланфий, козий пастух Путников он увидал, неприлично и страшно ругаться Начал и тем глубоко возмутил Одиссеево сердце... «Одиссея». XVII. 215 Когда Одиссей возвратился на родину преображенный, чтобы его никто не узнал, своей покровительницей Афиной Палладой в

Из книги Любовь Орлова автора Хорт Александр

Глава 5 Поющий пастух и танцующая молочница Я уношу отсюда кое-что подрагоценнее алмазов: твое доверье и любовь. Проспер Мериме. Карета святых даров. Пер. Н. Габинского Странные чувства охватывали Бориса Захаровича Шумяцкого при посещении Ленинграда. Когда-то, полвека

Из книги Леонид Утесов. Друзья и враги автора Скороходов Глеб Анатольевич

«Пастух из Абрау-Дюрсо»

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Пастушка королевских кровей Она самая известная на земле Героиня (если, конечно, под этим словом подразумевать «та, что свершила подвиг»). Защитница. Воительница. Святая. Национальная героиня Франции. Все это она – Жанна д’Арк, Орлеанская дева. Из школьных курсов всех

Из книги Крылов автора Степанов Николай Леонидович

«Несравненная пастушка» В гостеприимном и радушном доме Олениных имелось еще одно милое и чарующее существо - Аннета Фурман. Она рано потеряла мать, а ее отец - выходец из Саксонии Фридрих Антонович Фурман - женился вторично. Маленькую Аннету взяла на воспитание

Из книги Книга о русских людях автора автора Боже Екатерина Владимировна

Изображение войны в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» Многое в судьбе и творчестве Астафьева определила война. Поэтому о войне и его самый первый рассказ «Гражданский человек», отзвуки войны – в самых «мирных» его произведениях. Символично, однако, что уже в

Из книги Шейх Мансур автора Мусаев Алауди Нажмудинович

«Свинарка и пастух» – номинант «Оскара» Иван Пырьев, в которого актриса влюбилась сразу же, как только познакомилась с ним, сделал из нее, может быть, помимо ее воли, символ советской женщины, героической в труде, верной и страстной в любви. Фильмы Пырьева с Мариной

Из книги Полоса автора Рощин Михаил Михайлович

Глава 4 ПАСТУХ-ВОЛК НАСТУПАЕТ

Из книги Зеленая Змея автора Сабашникова Маргарита Васильевна

Из книги автора

Пастух Макарий В таком состоянии я находилась, когда летом 1910 года в Париже на бульваре св. Мишеля Алексей Ремизов рассказал мне о пастухе, виденном им на Урале близ Верхотурья. "Когда этот пастух на восходе солнца молится на коленях, обративши лицо к утренней заре, или

Тема: «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..»

(Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»)

Лапина Г.Н . учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

Цель : 1) проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», пробудить интерес к произведению, вызвать у детей размышления о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и кровопролития;

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

    воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Оборудование урока: записи песен военных лет, портрет писателя В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей- фронтовиков, авторов этих книг, стенд «Ах, война, что ж ты , подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым»;

иллюстрации, рисунки учащихся к повести «Пастух и пастушка».

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Урок сконструирован с применением компьютерных технологий. Кадры военной хроники с помощью проектора выведены на экран и вызывают эмоциональный настрой учащихся. При исполнении песни «Эхо любви» использована программа караоке, электронная презентация.

Продолжительность урока: 45 минут

Методические приёмы : аналитическая беседа, выступления учеников с проектами, показ кадров военной хроники, анализ эпизодов, прослушивание песен о войне, чтение наизусть стихотворений, словарная работа, исполнение песни «Эхо войны» ученицей.

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

    Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры» и показываются кадры из фильма.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Вступление .

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев , К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев . Онипервыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Сегодня на уроке речь пойдет о повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». В этом произведении автор не только проклинает бесчеловечность фашизма, но и утверждает, что даже страшное испытание войной не исказило, не порушило в русских людях человеческого, не смогло задушить любовь.

    Краткая справка о писателе. (Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Осенью 1942 года ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранило, контузило. Словом, на войне как на войне. «О войне писать трудно …, - говорил Виктор Петрович,. - До сих пор не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу . Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда ». Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки».

Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее тринадцать раз, начал работать над ней с 1967. Появилась впервые в журнале «Наш современник» в 1971 году. . Главная ее мысль - проклятие войне и тем, кто ее затевает.

В своем неприятии войны Виктор Петрович Астафьев следует за великим Львом Николаевичем Толстым, который считает: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать ».

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Так что эта повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет сейчас, и кто будет жить после нас. Страстный призыв автор вложил в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война долна быть последней! Послед-ней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!...».

    Словарная работа

Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть

IV Аналитическая беседа по повести «Пастух и пастушка».

-Расскажите краткое содержание повести . (Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести Виктора Астафьева, большую часть своей жизни потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика с цифрой, на сигнальном кургане, отыскать могилу с пирамидкой. Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело, и дышать ей было трудно, и сердце то частило, то отваливалось в беззвучье, и глаза ее, когда-то «невзаправдашно» красивые - уже отцвели.

Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час». Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные - в этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Виктор Астафьев взял один из драматических эпизодов войны, когда немецкая группировка войск, почти задушенная советскими войсками, отказалась принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и с отчаянием обреченных бросилась в контратаку в надежде прорваться под покровом беспросветной ночи. Но назад им ходу нет. «Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». В этом повседневном напряжении подлинный героизм людей.

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь ! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов .

Командир взвода Борис Костяев нащупал у себя на поясе единственную противотанковую гранату в тот момент, когда вражеский танк нахально утюжил наши окопы. В ярости бросился он за танком, «а ноги, ровно бы вывернутые в суставах, не держали взводного, и он падал, запинался об убитых, раздавленных людей. Он утерял где-то рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать ее, и плакал от того, что не может настичь танк и ноги не владеют у него». Он совершает подвиг, но сколько нелепого, ребячьего видится в его жестах, движениях («приподнялся и, ровно в чику играя, кинул »). И рядом с ним спокойный, уверенный, мужественный, бывалый воин - старшина Мохнаков. Всюду, где он появляется, он делает то, что больше всего нужно людям: «увидел девушку-саниструктора без шапки, снял свою и небрежно насунул ей на голову, а потом раздобыл ей меховые офицерские рукавицы; слазил в немецкий танк, отыскал там флягу с водкой, распределил раненым». В каждом его поступке - уверенность, спокойствие, мужество и доброта. Геройски погибает старшина.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки .

(Рассказывает один из учеников).

IV Обратимся к кадрам хроники … (Показываются кадры из фильма «От Кремля до Рейхстага».

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

Среди жестокости, крови, смерти, наперекор войне, вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое - любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание проявить лучшие свои человеческие качества. «Женщина! Так вот что такое женщина….». Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Вошла как самая непостижимая загадка. «Никак она не постигалась, эта женщина или девушка…все в ней вроде бы и близко, а не схватишь, все вроде бы доступно - просто, но и одного взгляда хватало, чтобы убедиться, как пугающе глубоко и далеко что-то скрыто в ней… ».

В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой и страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг для друга.

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел!..

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать!..

После недавнего боя в Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты. Он как будто преобразился, казнясь, стыдясь и радуясь своему чувству: «Люся! Что же она с ним сделала?»

Н о прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

Увы, о смерти.

Люся от счастья восклицает: «Умереть бы сейчас!» А в Борисе при этом слове сразу все оборвалось. «В памяти отчетливо возникли старик и старуха, седой генерал на седых снопах кукурузы, обгорелый водитель «катюши», убитые лошади, раздавленные танками люди, мертвецы, мертвецы…».

На простой вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис хорошо, разумно ответил: «Беда не в этом….страшно привыкнуть. Примириться с нею страшно, страшно, когда слово «смерть» делается обиходным, как слова «есть, спать, любить». Люся и Борис, наивные, запрещают себе говорить о смерти, но взорвалась противотанковая мина, сотряслось все вокруг, и невольно вырвалось: «еще чьей- то жизни не стало…».

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти, наперекор им произрастает любовь. Мы рождены друг для друга… Вот появилась на свете душа, которая может чувствовать ее печаль, жалеть ее и слышать все-все, что есть в ее душе…Прижавшись к друг другу, сидели они, соединенные этой душевной тягой».

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси: «Зачем война? Смерти? Зачем? - и смятение: страшно-то как жить!» - и авторское негодование: «Нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!».

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

VI . Далее события развиваются очень стремительно. Группировка окруженных немцев разбита, уничтожена : «…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар. Они хватались за ноги … Обороняясь от жалости и жути, Борис, зажмуривая глаза, про себя твердил как заклинание: «Зачем пришли, кто вас звал?»

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Стало рвать лейтенанта, и накатило на него, навалилось «чувство гнетущего, нелегкого покоя», он стал казаться себе жалким и одиноким. В сущности, с этих минут и началась та болезнь Бориса, которая и привела его к гибели от легкой раны, болезнь, рожденная войной.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями».

Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь - символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: « Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит.

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»

Маленький безвестный полустанок в степи, могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы сросшийся с «большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами ?

В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

«Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми», - на пределе человеческого произносит светлый парень Борис Костяев.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить

VII . Звучит песня « Эхо любви » в исполнении ученицы .

Домашнее задание : написать сочинение-эссе: «Такое легкое ранение, а он умер». Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева, написанная в 1967 году, стала первым крупным произведением писателя о войне. Он не раз возвращался к героям, событиям, переписывая их судьбу и редактируя книгу. Это история всепобеждающей любви, над которой не властны ни обстоятельства, ни даже смерть.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.

Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.

Другие персонажи

Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.

Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.

По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».

У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…

Часть первая. Бой

Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.

Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».

Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.

За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.

Часть вторая. Свидание

Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.

Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.

В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.

Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.

В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».

Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.

Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».

В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам « пример благородного поведения ».

Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь « закружила, закружила и понесла, понесла над землею ». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене « танцевали двое – он и она, пастух и пастушка », и в своей любви и « доверчивости они были беззащитны », но при этом совершенно недоступны злу.

Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…

Часть третья. Прощание

Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.

Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.

Часть четвертая. Успение

Борис, которому « тоска прожгла глаза », отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.

Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели « он снова будет в строю ».

Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его « на эвакуацию ».

В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он « плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде ». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.

Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех « пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век ».

Послушав землю, седая женщина « с уже отцветающими древними глазами » пообещала скоро встретиться там, где « уж никто не в силах разлучить » их. Женщина ушла, а он « остался один – посреди России » …

Заключение

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 299.

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: «Как долго я искала тебя!»

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным - по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались...

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: «С возвращением вас... Мы так вас долго ждали. Так долго...»

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: «Не нужно. Товарищ старшина...» Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозлённый Мохнаков ушёл в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лёг в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. «Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны». Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу...

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне - двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сражённая внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжёлых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей... Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжёлые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идёт на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашёл к нему и сказал: «Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат...»

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю... Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днём становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то...

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: «Такое лёгкое ранение, а он умер...»

Послушав землю, женщина сказала: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас...»

«А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один - посреди России».

В 1972 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел однотомник Астафьева под названием «Повести о моем современнике», в который вошли уже знакомые нам произведения «Стародуб», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» и др. Он представляет собой не сборник произведений разных лет, а единую книгу, писавшуюся автором на протяжении полутора десятилетий. Несколько прозаическое своей обыденностью название однотомника раскрывает не только его идею и обозначает тему общего разговора, но, главное, оно точно и полно определяет ту нравственную задачу, которую поставил перед собой вчерашний солдат Виктор Астафьев, на всю жизнь оставшийся верным высокому нравственному закону своего сложного и противоречивого времени. Все произведения, входящие в этот однотомник, необычайно интересны и увлекательны. История создания каждой повести различна, но одна из них, «Пастух и пастушка», отличается своей индивидуальностью и таинственностью, так как это произведение до сих пор остается для всех читателей и литераторов загадкой.

В 1967 г. В. П. Астафьев принимается за новое произведение «Пастух и пастушка». В этой повести автор представляется во всей своей зрелости писательского мастерства; удивительная емкость письма, отчетливость каждого образа и композиционное совершенство позволяют ему на страницах небольшой повести уложить материал романа, раскрыть через правду характеров философию сложного времени - переломного периода войны.

Почему произведение названо именно «Пастух и пастушка», хотя главными героями повести являются участники Великой Отечественной войны? Автору не сразу пришло такое название повести. «По-разному было... И «Легкое ранение», и «Комета»... И «Не пришел с войны» называлась»,- вспоминает автор, добавляя: «Я пишу о людях, которых видел и которых знал. Но, как говорил Моэм, если даже собственное сердце пропустить через наковальню воображения, то его нельзя будет узнать. Почему главного героя зовут Борис Костяев? Мне встречался шофер полуторки с такой фамилией. Взял только фамилию. Больше ничего. А образ этот обобщенный. Жизнь все равно не скопируешь. Собственную родословную и то не проследишь...»

О полноте выражения личности художника можно говорить лишь условно, так как каждое новое произведение раскрывает что-то новое и в личности самого художника, фиксирует этапы его творческого пути. Если во многих прежних произведениях Астафьева война в судьбе героев предполагалась как более или менее близкое событие, то в повести «Пастух и пастушка» главный ее герой -лейтенант Борис Костяев- находился в самой гуще этого события. Когда война, перевалив свою срединную часть, стала суровым бытом народа, отлившего свое философское осмысление переломного периода войны в лаконичное выражение - «не тот немец стал», она сфокусировала духовные резервы человека.

Повесть «Пастух и пастушка»- это органическое продолжение творческих поисков Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней, как и в прежних произведениях, автора волнует народный характер, находящийся едва ли не на пределе напряжения сил; в ней, как и всюду, у Астафьева жажда правды, той, что наполняет гневом, тоской, горечью; в ней форма, внешне не похожая на то, что ранее у писателя было, внутренне, однако, она связана с его прежними композиционно- стилевыми исканиями, с концентрацией выразительных средств для обобщений широчайшего плана, где реальные образы вырастают до символов или обретают таинственность как бы еще не до конца познанных явлений жизни.

Таким не до конца познанным по своей значимости явлением является и та земля, которую защищают советские солдаты. В мирное время они не говорили о своем чувстве патриотизма, любовь к жизни включала в себя и любовь к своей земле, стране, а сидя в политых кровью окопах, они осознавали себя единственными, на ком лежит ответственность за будущее земли, детей, страны.

Зажмурив глаза, Борис Костяев думает:» Зачем пришли сюда? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В метельные февральские дни сорок четвертого года войска южных фронтов, преодолевая жестокое сопротивление врага, в предельном напряжении всех моральных и физических сил завершают блестящую операцию по окружению и уничтожению немецкой группировки, вошедшую в летопись под наименованием Корсунь - Шевченковской

Операция завершена. Подсчитано количество убитых и пленных, учтены собственные потери, легли в сводки данные о трофеях и об уничтоженной технике, военные специалисты проанализировали ошибки врага и собственные промахи, допущенные в ходе операции. В Москве в честь героев прогремел победный салют. Конечно, и официальные сведения могут дать какое-то представление о стойкости и героизме солдат и офицеров, но они больше могут сказать о войске, нежели о войне- человеке индивидуальной судьбы слитой с общей судьбой. И только художник, чья собственная судьба слилась в тот грозный для России час с народом, участник, а не свидетель событий, сможет потом рассказать о тех сверхнагрузках, что легли на душу каждого.

Судя по некоторым приметам, в повести как раз показаны эпизоды Корсунь - Шевченковской битвы, но писатель умышленно снимает документальность, он как бы продолжает жить в том времени, когда ни его герои, ни он сам не знали, как потом назовут битву, в которой им довелось участвовать, как фамилия застрелившегося немецкого генерала, да и не осознавали значения и масштабов своей победы. Они знали одно - надо выдержать. И они выдержали.

Действие повести начинается с эпизодов напряженного боя, когда противник делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать неминуемой гибели. И каждый наш солдат чувствует свою личную ответственность за исход операции - не выдержит батальон, рота, взвод... и разомкнется кольцо окружения. В этом кровавом единоборстве трудно выделить особых героев - героизм стал нормой, а война - работой. Взвод лейтенанта Костяева выдержал, каждый боец сделал все, что - бы обеспечить общую победу.

Окончен бой. Эвакуированы раненые, погребены павшие. Остатки взвода лейтенанта Костяева расположились на отдых в уцелевшей избе, в которой усилиями молодой ее хозяйки Люси повеяло вдруг далеким домом и чем-то схожим с прежней, мирной жизнью. Солдаты пили и ели... Каждый засыпал по-своему: Ланцов качался за столом, клевал носом и, будто не слыша Бориса, философствовал Корней Аркадьевич; Пафнутьев пел песню; «Шкалик взнялся на корточки, передохнул и с трудом проделал следующую операцию: сел на соломе, севши, он поморгал, покачался и, высмотрев, чего ему надо, потянулся к банке»... Люся поставила корыто и скомандовала: «Сейчас же снимайте с себя все!».

«Современная пастораль»- так определяет жанр повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение главного героя с жестоким миром войны, однако любовь не спасает героя, остро чувствующего как нежность к любимой, так и трагедию страны.

Одну короткую ночь отвела жизнь лейтенанта Бориса Костяева на единственную в его судьбе любовь. Наступивший день принес будничные заботы и прощание - вперед на запад вели военные

Война разрушила крестьянский быт, погубила результаты тяжкого труда на кормилице - земле, сделала жизнь ужасной в своей бесперспективности, нищете, бессмысленности существования, но тем и силен русский народ, что даже в самые страшные минуты, когда жить не хочется, люди действуют согласно народной мудрости «болей, а жито сей», и любовь к земле, людей друг к другу помогает пережить страшное горе.

«За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой шалашиком из будылья, лежали старик и старуха. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику…

Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные».

Пастух и пастушка... отсюда и «современная пастораль».

Сюжет повести, связанный с исследованием «простой», «доверчивой» любви в грозные эпохи социальных потрясений, не нов в истории мировой литературы. В конце XXI – начала XX века его появление было обусловлено расцветом неоромантизма в западных литературах. В романе шведской писательницы С. Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге», к примеру, рассказывается история, напоминающая события повести Астафьева. Идея, заложенная в рассказе С.Лагерлеф, близко соприкасается с основными мотивами Пастуха и пастушки». Вот эта история: « Пастушок и пастушка решили, что когда вырастут, они поженятся и будут жить на хуторе, добывая пропитание трудом своих рук. Но они не успели пожениться: в стране разразилась война, и пастушка взяли в солдаты. Он возвратился домой цел и невредим, но война оставила неизгладимый след на всю его жизнь. Слишком уж много зла и жестокости пришлось увидеть ему; и он потерял способность видеть добро». Из этого текста можно выделить три элемента, соотносимых непосредственно с повестью В. Астафьева. Один из них связан с образованием главных героев – пастуха и пастушки. Пересекается с астафьевской и мысль о жестокости, бесчеловечности войны, способной убить в человеке добро. И, наконец, третьим сближающим моментом является та простота, естественность, доверительность, с которой рассказаны обе истории.

Образ пастуха и пастушки олицетворяет хранителей вечных творческих сил природы, основу народной жизни. ивой"ти, связанный с исследованием "ка"ей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой

Да «немец стал не тот», но война оставалась прежней. Один за другим гибнут герои повести, и гнетущее одиночество охватывает взводного.

«Снайпер угодил Карышеву под правый висок, искорежив угол гвардейского значка. Карышев был жив, когда его доставили в траншею, но нести себя в санбат не разрешил».

По- разному умирали люди, впрочем, как и жили. Пафнутьев жил без достоинств; не обрел он его и на краю гибели. Пафнутьев - бывший начальник пожарной команды сибирского зерносовхоза, а ныне рядовой взвода, стрелок. Солдат не доволен тем, что он с «хорошей службы» в самое пекло попал. А из-за чего? Из-за жалости. И клянет Пафнутьев эту жалость, и лезет из кожи вон, чтобы притереться к какому-нибудь штабному начальству, выбраться с опасной передовой. Ни о какой жалости он теперь и не думает, исчезла она у него навечно, весь он теперь в себе и для себя. Его индивидуализм родился не на фронте, но война подняла наверх всю муть, накопившуюся на дне его души.

Старшина Мохнаков - фигура иная, нежели Пафнутьев. Сибирский кряж Мохнаков - человек сильный, храбрый, сметливый. В бою спокоен, расчетлив, собран. Неопытному юноше комвзвода Костяеву он не только помогал, но заслонял его собою в опасные минуты, охранял, оберегал: «На пути ко взводному все время оказывался Мохнаков. И оборонял его, оборонял себя и взвод.

Мохнаков бросился с миной под танк, который подпускать было нельзя через окопы: за десяток он там работает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк.

В финале повести на глазах лейтенанта Бориса Костяева подрывается на мине сопровождавший его в санбат солдат Шкалик. «Шкалик был всегда беспечен. Но он- то, взводный, с собачьим уже чутьем, почему позволил себе расслабиться и не почувствовал опасности?»... Вот это «расслабление» будет потом стоить жизни и самому лейтенанту, когда он, оказавшись в санитарном поезде, не найдет в себе силы бороться за собственную жизнь и умрет от раны в общем- то не смертельной.

Смерть для Бориса является избавлением от безмерных душевных страданий, поэтому совсем в духе фольклорных представлений она желанна ему, воспринимается как «невеста».

Как личную утрату воспринимали мы гибель каждого героя повести. Погиб Борис Костяев, погибли Карышев, Мохнаков, Шкалик... Однако не все остались там, на поле боя, иных война и пощадила. Вернулся домой и Сергей Митрофаныч, хотя война и «поменяла» ему ногу на «бесчувственную деревяшку».

За что воюют лейтенант, его взвод и весь советский народ? За родную землю, в которой для крестьянина все-будни и праздники. Не разбирается он во всех тонкостях политики, но это знает твердо, потому и воюет, как работает,- основательно. Рабочий Ланцов хорошо понимает, что гитлеровцы- насильники и убийцы, что они все погубят, если их не остановить. О завтрашнем дне человечества неотступно думает он: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле! Не достойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо...»

За родную землю, за все прекрасное, созданное трудом человека, за мир на всей планете - вот за что сражаются советские люди со всей беспощадностью к врагу; и как- то странно слышать упреки автору повести якобы за «осуждение войны вообще, выпячивание ее ужасов: ее трагизма.

Повесть заканчивается строками:

«Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого одиноким бакеном качалась пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и корней, утихших до весны.

Остался один – посреди России».

Читая эти строки, невольно думаешь: не тот ли далекий разъезд «подсказал» автору композиционное решение будущего произведения и не в той ли безграничной степи он «увидел» будущую героиню, припавшую к одинокой могиле того, кого она полюбила на всю жизнь? Не там ли, прочитав книгу аббата Прево о всепоглощающей любви двух молодых людей, Астафьев вдруг навсегда поверил в вечность и неодолимость истинной любви?

Мальчишка, деревенский подросток в обстоятельствах горя и беды – такова сквозная линия в творчестве Виктора Астафьева. В повести этот развивающийся, детский, отроческий, юношеский характер нашего современника, упрямо прорастающий сквозь жизненные невзгоды, а в конечном счете, и испытание войной к свету, любви, добру. И столько трудного и подчас страшного, жестокого выпадает на долю столь любимого автором и нами героя астафьевской повести, что, казалось бы, проза его должна дочерна выжигать душу. А между тем она просветляет ее, более того – высекает в твоей душе свет.

В. Камянов писал, что главный герой повести В. Астафьева – примелькавшийся в литературе рафинированный молодой человек, ничего не имеющий, никак не влияющий на ход событий, на взвод, которым он руководит. С такой трактовкой образа героя согласиться нельзя.

Борис Костяев действительно очень молод, выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему воспитывали, баловали, он не опытен в военном деле, знает меньше, чем его бывалый старшина, который во все вмешивается и правильно делает, - умение воевать дается не сразу.

Как мы видим этот молодой человек быстро освоил науку воевать и умеет постоять за идейно – нравственные принципы.

Труд и природа в нерасторжимом одухотворенном единстве, труд и природа как образ Родины, как воплощение человечности – вот кто герой большинства книг Астафьева. Его проза – есть исполненное любви и верности, но при всем этом – и глубокой объективности художественное исследование трудовой народной жизни, народной нравственности, поднимающееся порой, в особенности на страницах, посвященных испытанию войной, до высот подлинного апофеоза.

Нравственность народа, формировавшаяся тысячелетиями труда, борьбы и преобразования земли, была в первую очередь трудовой нравственностью.

К нравственному самосознанию народа нельзя подходить однолинейно, упрощенно, метафизически. На народную, крестьянскую, трудовую в основе своей нравственность накладывали свою печать и патриархальные и мелкособственничес- кие общественные отношения. Это мир сложный, противоречивый, а главное – непрестанно развивающийся вместе с изменением условий социального существования народа.

Всем своим творчеством Виктор Астафьев упрямо доказывает, что сила и прочность современного советского характера – его глубинных, подлинно народных основах и новых социальных условиях жизни страны, в органической слитности его идейных убеждений с высокими традициями труда и преобразования родной земли. Для сыновей ее, по убеждению писателя, всегда «истинной земли». Во всех своих произведениях Земля для писателя – это и труд крестьян, люди не только своей страны, но и всего мира, семья, а самое главное защитники Земли и государства и сама отчизна.