Андреев леонид николаевич смерть. Леонид андреев краткая биография
В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.
Характеристика Капитона Климова в рассказе «Муму» Тургенева
Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе. Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен. Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.
Характеристика Татьяны в рассказе «Муму» Тургенева
Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием. В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо». Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична. У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.
Характеристика дворецкого Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева
Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается. Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды. А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом. Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.
Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока :
Образовательные:
- познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству
- познакомить с историей создания рассказа «Муму»
- проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
Развивающие:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
- учить сжато излагать повествовательный текст
- развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
Воспитательные:
- воспитание общечеловеческих ценностей
- уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, целей. (Слайды 1, 2)
3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1)) (Слайд 3):
- Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
- Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
- Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
- Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
- Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.
4. Вступительное слово учителя.
(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.
Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на 180 лет назад…
(Слайд 5) Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке – Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.
Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший, Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька. Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.
Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и уходят в свои комнаты.
(Слайд 6) Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-Лутовиново.
(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные, кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе свои музыканты, актеры для развлечения господ.
(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из самых больших комнат отведена под библиотеку.
Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)
Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.
Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это расписание.
Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.
Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)
Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском – Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.
(Слайд 11) Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что сын уедет.
«Как жить? Что делать?- думал Тургенев.- И разве только одна мать так жестоко поступает со своими крепостными? Разве не все почти помещики на Руси такие же?!»
Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком- крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми силами бороться за отмену крепостного права.
Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам, отражая в своих героях душевную красоту русского народа.
5. Таким произведением как раз является рассказ «Муму». О том, как и когда было написано это произведение, нам расскажут…
Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.
Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не хватало нам ещё народных возмущений.
Канцлер: Но… Ваше Величество…(Протягивает газету «Ведомости»)
Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)
Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…
Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!
(Слайд 14) В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.
За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно сжаты, брови сведены острой болью.
Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо сказать об этом громко, на всю Россию!
Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет спокойнее.
Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!
(Полицейские перебирают листы бумаги и читают: «Муму». Пожимают плечами)
Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.
Так, находясь под арестом в Петербурге, Тургенев написал рассказ «Муму».
6. Слово учителя.
Впоследствии Иван Сергеевич признавался, что всё написанное им не «сочинено», «придумано», а навеяно действительными событиями, а его герои – не вымышленные персонажи, а живые люди, с которыми писатель когда-то встречался.
И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице Москвы, в сером доме с белыми колоннами…
Кто живет в этом доме?
(Слайд 15 -отрывок из мультфильма «Муму»)
И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто они? Дворня, челядь, холопы.
Беседа по тексту рассказа Тургенева «Муму»
-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?
(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)
- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)
Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?
(Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.)
Запись характеристики барыни
- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты собственной матери.
- Что сказано о дворовых людях? (Они целый день работают, чтобы ублажить злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)
И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.
А теперь обратимся к тексту произведения.
- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?
(О его жизни в деревне).
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик..»
- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
-Как Герасим оказался в городе?
(«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)
Работа по иллюстрации И.И. Пчёлко «Герасим около дома барыни»
- 1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
- 2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу Герасима?
- 3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
- Как Герасиму жилось в доме барыни?
(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.
Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.
С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.)
- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение) Что это такое(слайд 18)?
То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.
Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.
1) В работе Герасима: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».
Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?
3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.
«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)
7. Подведение итогов (Слайд 19).
В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь, силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей дворовой челяди он чувствует себя одиноким.
Какие события представлены в рассказе И.С.Тургенева «Муму»,мы узнаем на следующем уроке.
Задание на самоподготовку: Гл 2 (стр.211-221).
Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года
в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.
В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.
Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.
В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.
В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».
В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).
В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.
Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.
Согласно краткой биографии Леонида Андреева, он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества Шопенгауэра .
Через некоторое время умер отец юноши, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов юношу отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.
В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось и ему диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.
Юноша был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.
Зрелые годы
В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ, который был отмечен самим М. Горьким , который пригласил молодого писателя в книгоиздательское товарищество «Знание».
В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился на внучатой племяннице Тараса Шевченко . Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен тюрьму, потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.
С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель постепенно разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом – в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».
Писатель и революция 1917 года
Февральскую революцию писатель встретил с воодушевлением и даже какое-то время возглавлял редакцию газеты «русская воля», а вот Октябрьскую революцию Андреев не принял, более того, все произведения писателя того времени были проникнуты ненавистью к большевизму.
Смерть
На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в 1919 году.
Другие варианты биографии
- Литературная биография Андреева невероятно насыщена. В общей сложности он написал около 90 рассказов, 20 пьес, 8 романов и повестей. Произведениями Андреева зачитывались его выдающиеся современники. О нем как о писателе хорошо отзывались
Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 – 12 сентября 1919) – всемирно известный русский писатель и публицист, один из видных и популярных представителей Серебряного века в русской литературе. Кроме того, именно Андреева многие критики и библиографы считают родоначальником нового литературного жанра – экспрессионизма.
Детство
Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.
Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.
Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.
Юность
Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно. Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам. Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.
И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.
Юность Леонида была связана и с алкоголем. По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.
Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.
Карьера
Как только Андреев оправился после потери отца, он попытался вновь начать писать и публиковаться. Первые произведения (вернее черновики рукописей) были отнесены им в одну из петербургских редакций, но уже через день их вернули с многочисленными издевками и сарказмом главного редактора о том, что «таланта в них не было видно ни грамма».
Отчаявшись найти поддержку и финансовое благополучие в Петербурге, Леонид Андреев переезжает в Москву и поступает там на юридический факультет. Здесь уже его проблемы не остаются без внимания: друзья по комнате в общежитии входят в положение начинающего писателя и сбрасываются на то, чтобы тот мог спокойно творить.
В 1897 году Андреев с отличием заканчивает высшее учебное заведение и устраивается в одну из адвокатских контор города, занимаясь карьерой юриста вплоть до 1902 года.
В этот же период он начинает всерьез заниматься писательской деятельностью: сочиняет фельетоны и маленькие рассказы, носит рукописи сразу в две редакции газет «Курьер» и «Московский вестник».
Наконец в 1898 году Андреева с его рассказом «Баргамот и Гараська» публикуют в одном из номеров газеты, что становится его дебютом в мире писателей и позволяет заработать свой первый небольшой гонорар и немного славы. Благодаря этому самому рассказу о Леониде Николаевиче узнает писатель Максим Горький, который приглашает его в книгоиздательное товарищество «Знание», объединявшее на тот момент многих начинающих и известных писателей и поэтов.
Жизнь в периоды революции и войны
Будучи человеком очень впечатлительным и невероятно вспыльчивым, Андреев всегда критиковал существующую в России власть. В 1901 году выходит его рассказ «Жили-были», который публикует газета «Курьер». За это произведение с Леонида Николаевича берут подписку о невыезде, так как в рукописи несколько раз упоминается некая «дружба с революционными друзьями», которой так опасается местная власть.
Но подписанная бумага никак не отражается на поведении Андреева, который к 1905 году практически в открытую приветствует Первую русскую революцию, а спустя несколько месяцев укрывает у себя беглых членов РСДРП, за что зимой того же года попадает в Таганскую тюрьму. Но, к счастью, друзья, поддержанные им во время революции, не забывают о верном товарище и через 15 дней вносят за Леонида залог, под которым его выпускают на свободу.
Многие друзья Андреева искренне надеялись, что и события Первой мировой войны будут встречены писателем с воодушевлением, однако этого не случилось. Тот, наоборот, ругается с Максимом Горьким, старавшимся «возродить бунтарский дух» Леонида, и переезжает вместе с новой супругой на виллу, купленную в Италии.
Творчество и известные произведения
По мнению многих известных критиков, творчество Андреева всегда было более драматичным, чем у его коллег. Его начальные рассказы – «Баргамот и Агаська», «Город» ─ проникнуты невероятным скептицизмом и негативным отношением к жизни (возможно, сказывалось беднейшее существование самого писателя в этот момент).
Далее в произведения Леонида Николаева вплетается неверие в человеческий разум и рассудительность («Жизнь Василия Вифейского», «Стена»), а также спиритуализм и увлеченность религиозной тематикой. Известным произведением того периода становится рассказ «Иуда Искариот».
В периоды революции произведения Андреева отражали всё его стремление быть и бороться вместе с друзьями. К этому периоду относятся такие произведения писателя, как «Рассказ о семи повешенных», «Иван Иванович», «Губернатор», «Красный смех» и многие другие.
Личная жизнь
В найденных отрывках дневников, принадлежавших когда-то Леониду Николаевичу Андрееву, присутствует упоминание его первой любви – девушки, которую он встретил в 1890 году. На протяжении четырех лет он пытался добиться её взаимности, но, по мнению библиографов, та была благородного происхождения и не могла ответить взаимностью бедному писателю. В результате в 1894 году Андреев решает покончить жизнь самоубийством, но друзья вовремя приходят на помощь, и писатель отделывается лишь пороком сердца (к слову, именно это и убьет его в будущем).
В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Карницкой и после некоторых раздумий переезжает вместе с ней в Италию. Там же рождается наследник – сын Даниил, который в будущем пойдёт по стопам отца и тоже станет писателем.