Гердер идеи кратко. Иоганн готфрид гердер биография

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803)

Немецкий философ-просветитель. Основное произведение - "Идеи к философии истории человечества" (1784- 1791). Формирование мировоззрения Г. осуществлялось под влиянием "критическому" Канта, Амана, английских сенсуалистов; позже - Бруно, Руссо, Спинозы; особенно - Лессинга, что оказал определяющее влияние на все творчество Г. Философия Г. знаменует новый этап просвещения в Германии, основанный на отказе от одностороннего рационализма, еще присущего Лессинга, и завышенной роли чувств, разнообразия творческих проявлений человека в различных сферах деятельности и в контексте отличных культур. Одним из самых влиятельных немецких мыслителей и главным вдохновителем первого общегерманского литературного движения «Бури и натиска", оказывающим влияние на Гете, Г. стал в начале 70-х годов XVIII в. В конце 60-х начале 70-х годов Г. пишет труда, в которых, в противовес попыткам представителей класицистськои эстетики определить над исторические, значимые для всех времен и народов принципы художественного творчества, разрабатывает основы конкретно-исторического подхода к искусству, отстаивает тезиса о единстве мышления и речи, естественный характер их возникновения и развития. В первой половине 70-х годов вместе с Гете выдавал сборник "О немецкое искусство", где печатал и свои работы по искусствоведению, в которых разъяснял народность искусства, выражает "дух народа" и закладывает основы современной фольклористики. В этот период Г. проявляет повышенный интерес, находясь тогда на посту придворного проповедника в Бюккебурзи, к религии, углубленно изучает Библию, толкований ним сначала только как древнейший памятник народной поэзии, а позже - как проявление божественного откровения. Теологический колорит чувствуется и в постановке и трактовке вопросов о происхождении и движущие силы общества, о закономерном, поступательное и одновременно противоречивый характер истории в написанной им работе "Еще одна философия истории формирования человечества" (1744-). Да и в своей самой главной труда "Идеи к философии истории человечества" он проводит тезис, что человек создан богом, что религия является древнейших, исходным компонентом человеческой культуры и тому подобное. И все же эти утверждения расходятся с лейтмотивный, концептуальной идеей Г. - о невозможности существования духа вне материи, основными ступенями развития которой, как своеобразного единого вселенского организма является неживая природа, живая природа и общество. По Г., органическое развитие мира происходит по природным закономерностями, без всякого вмешательства потусторонних сил, через самозарождения возникает жизнь, а в результате эволюции живых организмов - общество, которое тоже видоизменяется по природным законам. Историю человечества Г. рассматривает как единственный и одновременно разветвленную цепь развития народов, каждое звено которого направлена на достижение высшего, гуманного состояния и одновременно связана с предыдущими и последующими звеньями. Бизнаючы влияние на исторический процесс внешних, в том числе географических факторов, Г., однако, в отличие от Монтескье, решающее значение оказывает внутренним

источникам возникновения и развитию общества как органической системы индивидов. Человек, подчеркивал Г., рожденный для общества: за ним - ничто; сочетает же людей культура, является достоянием и одновременно двигателем общества. Отмечая в качестве производства и науки в развитии человеческой культуры, возникновении языка, Г., однако, фиксирует как характерный момент наличие несовпадения отдельных целей и конечных результатов исторической деятельности людей. К главных составляющих культуры он относил и религию, признавая ее особо важную роль на первых этапах культурогенеза народов, а также искусство, семейные отношения и государство, с развитием общества приобретает первостепенное значение, но имеет в дальнейшем отмереть. Демократизм политических убеждений Г. оказался и в том, что он разделял интересы бюргерства и отстаивал необходимость национального единства Германии, сочувствовал колониально угнетенным народам. В последние годы жизни Г. подвергал резкой критике философию позднего Канта, доказывал, вопреки ему, объективную природу прекрасного, обусловленность возникновения искусства практической деятельностью людей, а ума - языке. Идеи Г., произведя заметное влияние на немецкий романтизм и немецкую классическую философскую мысль, позже (вплоть до конца XIX в.) Оказались на периферии развития мировой философии. Только с XX в. нарастает новая волна интереса к творческой, в частности философской, наследия Г.

Иоганн Готфрид Гердер

Гердер, Иоганн-Готфрид (1744 - 1803) - известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества ".

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, теолог, поэт, критик и эстетик, теоретик «Бури и натиска», большой друг и учитель И. Гете . Родился в Морунгене (сейчас Моронг) в семье бедного лютеранского священника. Ученик раннего Канта. В 1764 году окончил Кенигсбергский университет. В 1764-1769 годы служил пастором в Домском соборе в Риге, с 1776 года – в Веймаре, много путешествовал по Европе. В Риге сблизился с кружком К. Беренса, члены которого бурно обсуждали проекты реформ в духе Просвещения. Затем стал членом и секретарем одной из масонских лож . Написал трактат о происхождении языка. Основоположник понятия народности. Собирал и переводил народные песни, преподавал. Находясь вдали от Кенигсберга не прерывал связи с Гаманом и Кантом , печатался в кенигсбергских изданиях. Заметно повлиял на взгляды А. Н. Радищева .

Материалы перепечатываются из проекта "Восточно-Прусский словарь", составленного Алексеем Петрушиным с использованием кн.: "Очерки истории Восточной Пруссии", под редакцией Г.В. Кретинина.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ, писатель, литературовед (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Румянцева Т.Г. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Прослыл «горячим русским патриотом» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010 ).

Счастливцев Р.А. Испытал влияние Г. Лессинга и особенно И. Гамана (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. I, А - Д ).

Гулыга А.В. Предсказывал большое историческое будущее славянских народов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963 ).

Бейкер Д. Р . «Ни шимпанзе, ни гиббон не являются вашими братьями...». (Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015 )

Проводил идею становления и развития мира как органического целого (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Реабилитировал народную средневековую поэзию (Всемирная история. Том V. М., 1958 ).

Далее читайте:

Гердер Иоганн Готфрид. Идеи по философии истории человечества . (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977 ).

Гердер. Идеи к философии истории человечества (Статья А. А. Костикова о неоконченной работе И. Г. Гердера ).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Германия в XIX веке (хронологическая таблица)

Сочинения:

Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. В.-Weimar, 1978; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1959.

Литература:

Гулыга А. В. Гердер. М., 1975;

Adler Н. Die Pragnanz des Dunklen. Gnoseologie, Asthetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamb., 1990;

Schmitz M. J. G. Herder: Ahndung kiinftiger Bestimmung. Stuttg.-Weimar, 1994.

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман.

Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей.

Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли.


В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800).

Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.

Словник : Гальберг - Германий . Источник: т. VIII (1892): Гальберг - Германий, с. 471-473 ( · индекс ) Другие источники : БЭЮ : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : НЭС :


Гердер (Иоганн Готфрид Herder) - замечательный немецкий ученый публицист, поэт и философ-моралист, род. в 1744 г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школьный учитель. В молодости Г. испытал все лишения бедности. Уже взрослым мальчиком исполнял он разные, подчас очень тягостные мелкие услуги у своих наставников. Один русский хирург убедил его заняться медициной и свез с этой целью в Кенигсберг в университет, но первое же посещение анатомического театра вызвало обморок, и Г. решил сделаться богословом. Знания 18-летнего Г. были уже настолько значительны, что его в насмешку прозвали ходячей книжной лавкой. Любовь к чтению у Г. была так развита, что он даже в окнах домов совершенно незнакомых ему лиц не мог видеть книг без того, чтобы не зайти туда и выпросить их для прочтения. Кант заметил талантливого студента и немало содействовал расширению его умственного кругозора. Значительное влияние на развитие Гердера оказал другой известный кенигсбергский философ, Гаман (см. VIII, стр. 54) . Ко времени пребывания Гердера в Кенигсберге относится и увлечение его сочинениями и идеями Руссо. Уже в Кенигсберге Г. обратил на себя внимание даром слова и искусством преподавания. Это доставило его друзьям возможность определить Г. на место проповедника и заведующего церковной школой в Риге (1764). В 1767 году Г. получил выгодное предложение в Петербурге, но отказался его принять, хотя и увлекался «Наказом» Екатерины и мечтал сблизиться с ней. В Риге Г. имел огромный успех и как проповедник, и как воспитатель. Здесь Гердер мечтает о роли реформатора в духе идей «Эмиля» Руссо и хочет сделаться спасителем и преобразователем Лифляндии с помощью новой школьной системы. В 1769 г. он оставляет Ригу для путешествия по Франции, Голландии и Германии, которое длится два года. По возвращении он поступает на должность воспитателя при одном немецком принце и совершает с ним другое путешествие, во время которого сближается с Гёте, оказывая на его развитие огромное влияние. С 1771 до 1776 г. Г. живет в Бюкебурге в качестве главного проповедника, суперинтендента и члена консистории. В 1776 г. он при содействии Гёте получает место придворного проповедника при веймарском дворе и до самой смерти остается в Веймаре. Здесь Г. и умер в 1803 г.

Литературная известность Г. начинается со времени пребывания его в Риге. Здесь он написал «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (1767), которые должны были служить дополнением к литературным письмам Лессинга, и «Kritische Wälder», примыкающие к Лессингову «Лаокоону». В Страсбурге Г. написал на премию Берлинской академии книгу «Ueber d. Ursprung d. Sprache» (1772). В Бюкебурге он занимался собиранием материалов для своей философии истории и народных песен и напечатал «Ursache d. gesunkenen Geschmacks bei d. verschiedenen Völkern» (1773); «Aelteste Urkunde d. Menschengeschlechts»; «Auch eine Philosophie d. Gesch. zur Bildung d. Meoscheit» (1774). В Веймаре он напечатал: «Volkslieder od. Stimmen der Völker in Liedern» (1778-1779), «Vom Geiste d. Ebräischen Poesie» (1782-83), «Briefe das Studium d. Theologie betreffend» (1793-97), «Ideen zur Philosophie d. Geschichte d. Menschheit» (1784-91), «Briefe zur Beförderung d. Humanität» (1793-97), «Метакритику» (против Канта), «Адрастею», перевода романсов о Сиде (1805). Отличительная особенность с внешней стороны всех сочинений Г. - отрывочность, отсутствие строгого метода научной критики. Каждая его статья - своего рода импровизация, обнаруживающая в авторе наклонность к поэтическим обобщениям; во всем видно стремление найти общие законы, гениальное проникновение в самые отдаленные уголки духовной жизни народов, поддерживаемое самоуверенностью пастора-проповедника и в то же время поэта, как бы осененного вдохновением свыше. Тщетно старались рационалисты низвергнуть с пьедестала Г.; даже тогда, когда они были правы (Шлецер), влияние Г. было неотразимо, и каждый немец предпочитал «лежать с Г. в облаках и с презрением смотреть на ходивших по земле» (Шлоссер). Деятельность Гердера совпадает с эпохой «Sturm und Drang», периода времени бурного и страстного протеста против рассудочной сухости «века просвещения». Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей, космополитической гуманности (Humanität). Он был апостолом идеи единства цивилизации, но вместе с тем, признавая, что между общечеловеческим и народным нет внутреннего противоречия, Г. являлся заступником национальности. Соединяя обе эти идеи, он был одинаково свободен и от поверхностного космополитизма, и от узкого национального чванства. Прогресс заключается, по Г., в постепенном развитии в человечестве идеи гуманности, т. е. тех начал, которые принципиально возвышают людей над миром животных, очеловечивают людскую природу. Г. стремился доказать, что эта идея гуманности, это понятие об общечеловеческой любви и взаимности растет и развивается в обществе; он пытался осветить пути к ее полному торжеству. Он верил, затем, что над судьбой людей царит мудрая благость, что в кажущемся лабиринте истории может быть найден гармонический порядок. Философско-исторические сочинения его могут быть отнесены к так называемым теолицеям (Кареев). «Если есть Бог в природе, то есть он и в истории, и человек подчинен законам не менее превосходным, чем те, по которым движутся все небесные тела. Вся наша история - школа для достижения прекрасного венка человечности и человеческого достоинства». Национализм Г. - это стремление понять, признать народные права и особенности; его увлекает народная поэзия, самобытная и своеобразная внутренняя жизнь каждого народа. Из этого чистого источника возникла та идеализация всего народного, которая передалась потом всем славянским патриотам эпохи славянского возрождения, а в более позднее время дала развитие и русскому народничеству.

Труды Г. по изучению языка и народной поэзии особенно замечательны по тому глубокому влиянию, которое они оказали на развитие интереса к народности и народной поэзии у разных народов. С юных лет Г. увлекался Гомером, песнями Оссиана, Библией. Он уже смутно предчувствовал те выводы, которые сделал несколько позже Вольф, утверждая, что Илиада и Одиссея - памятники народного, а не личного творчества. Вчитываясь в эти поэмы, а также в песни Оссиана, Г. пришел к заключению о необычайной важности песен для уразумения народа. Со страстным воодушевлением доказывает он необходимость собирать их, объясняет их несравненные поэтические достоинства. В своем сборнике «Stimmen der Völker» он с одинаковым тщанием и любовью помещает переводы песен лопарей, татар, гренландцев, испанцев и др. Сюда попадает, в чудном переводе Гёте, и славянская песня «Жалобная песня Асан-Ашницы», изумившая мир своей художественной прелестью, пробудившая в славянах чувства национального достоинства и гордости. «Для Г. все человечество было как бы одна арфа в руке великого артиста; каждый народ казался ему отдельной струной, но он понимал общую гармонию, истекавшую из этих различных аккордов» (Гейне). В статьях «О древнейшем памятнике человеческого рода», «Письма об изучении теологии», «О духе еврейской поэзии» Г. впервые рассматривает Библию как такой же памятник народной поэзии, как и Илиада и Одиссея; а всякая народная поэзия для Г. - это «архив народной жизни». Моисей для Гердера такой же национальный еврейский герой, как Одиссей - герой Греции. Тонкое чувство поэзии и глубокое понимание народных настроений нигде так прекрасно не проявляется, как в сочинении Г. «О песни песней», самом нежном из всего, что было когда-либо им написано. Всеобщую известность приобрели также переводы Г. испанских народных былин о Сиде. Позднейший романтизм и сама история литературы в дальнейшем своем развитии многим обязаны деятельности Г. Он снял зарок осуждения со средних веков, положил начало науке сравнительного языковедения, раньше Шлегеля указал на необходимость изучения санскритского языка; в его философских взглядах кроются зародыши натурфилософии Шеллинга. Последние годы деятельности Г. омрачены задорной полемикой с Кантом, свидетельствующей о значительном упадке сил. Вслед за порывами чувства, составляющими преобладающую черту в деятельности Г., должна была наступить реакция, во время которой и проявился основной недостаток характера Г.: внутренняя раздвоенность, объясняемая между прочим полным несоответствием между официальными обязанностями Г. как пастора и его более глубокими убеждениями. Именно этим объясняются в последние годы жизни Гердера попытки затемнить и изменить смысл прежде высказанных воззрений. Большое значение имел Г. не для одного только германского племени. Из славянских деятелей под сильным влиянием Г. находились: Коллар, называвший его в своей поэме «Dcera slavy» другом славян; Челяковский, сборник песен разных народов которого представляет частью перевод «Stimmen der Völker», частью подражание ему; Шафарик, прямо переведший несколько глав из «Ideen» в своей книге «Slav. Staroż». Из поляков нужно отметить Суровецкого и в особенности Бродзинского. В России имя Г. делается известным еще в XVIII в. Им увлекался Карамзин, на его сочинениях воспитался отчасти Надеждин; лекции Шевырева по истории теории поэзии написаны в значительной степени на основании трудов Г. Максимович, Метлинский знали его и им отчасти были возбуждены к деятельности. Из европейских писателей особенно сильное влияние имел Г. на Эдгара Кине, который перевел на французский язык и некоторые сочинения Гердера (например, «Ideen»). Среди многочисленных отзывов о значении Г. следует отметить мнение Шлоссера, Гервинуса, Блюнчли («Geschichte der neueren Staatswissenschaft», 1881), который полагает, что как политический ум Г. может быть сравниваем только с Монтескье и Вико. Наиболее цельная и меткая оценка принадлежит Геттнеру в его известной книге о литературе XVIII в. и Шереру в «Geschichte der deutsch. Lit.» (6 изд. Берлин, 1891).

Ср. Каролина Г., «Erinnerungen aus dem Leben J. G. H.» (Штутгардт, 1820); «J. G. v. H. Lebensbild» (переписка и сочинения юношеского возраста, Эрланген, 1846 г.); Ch. Joret, «Herder et la renaissance littéraire en Allemagne au XVIII siècle» (П., 1875); Nevison, «A sketch of H. and his times» (Лондон, 1884); Bächtold, «Aus dem Herderschen Hause» (Берлин, 1881); A. Werner, «Herder als Theologe»; Kroneberg, «Herders Philosophie» (Гейд., 1889); Fester, «Rousseau u. die deutsche Geschichtsphilosophie» (Штутгардт, 1890); Раумер в его «Gesch. der Germ. Philologie». Обстоятельная монография Гайма «Гердер и его время» (Б., 1885, 2 изд.; переведена на русский язык М., 1887-1889); о ней статья А. Н. Пыпина «Гердер» («Вест. Евр» 1890, 3-4 кн.). Статья Шевырева о Г. в «Моск. наблюд.» (1837). На рус. яз. переведены некоторые стихотвор. Г., романсы о Сиде и «Мысли, относящиеся до истории человечества» (СПб., 1829). Полные собрания соч. Гердера вышли в 1805-1820 и в 1827-30 гг.; новое издание, достойное Гердера, под редакцией Б. Зупана, еще не окончено. Есть также изд. избран. сочинений Г. Переписка Гердера: «Briefsammlungen aus Herders Nachlass» (Франкфурт, 1856-1857); «Von und an Herder» (Лейпциг, 1861-62). Письма к Гаману изд. Гофманом (Берлин, 1880).

Немецкий историк культуры, писатель-просветитель.

Главный труд Иоганна Готфрида Гердера : Идеи к философии истории человечества / Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, печатался частями с 1784 по 1791 годы. Одна из идей книги - о беспредельном совершенствовании человека.

«Мир встаёт перед Гердером в виде единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего вполне определённые необходимые ступени. О том, как Гердер представлял себе эти ступени, говорит следующий черновой набросок:

«1. Организация материи - теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, пыль, вселенная, электрические и магнитные силы.
2. Организация Земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание.
3. Организация неживых вещей - камни, соли.
4. Организация растений - корень, лист, цветок, силы.
5. Животные: тела, чувства.
6. Люди - рассудок, разум.
7. Мировая душа: всё […]

Центральное место в «Идеях к философии истории человечества» занимает проблема законов общественного развития. Существуют ли они вообще? Есть ли в обществе что-либо похожее на прогресс? Если поверхностный наблюдатель, ограничивающийся лишь внешним рассмотрением судеб человечества, на эти вопросы Может дать отрицательный ответ, то более глубокое ознакомление с историей приводит к иным результатам: философ обнаруживает в обществе незыблемые законы, подобные тем, которые действуют в природе. Природа, по мнению Гердера , находится в состоянии непрерывного закономерного развития от низших ступеней к высшим; история общества непосредственно примыкает к истории природы, сливается с ней. Тем самым Гердер решительно отвергает теорию Руссо , согласно которой история человечества представляет собой цепь заблуждений и находится в резком противоречии с природой.

Для Гердера естественное развитие человечества именно таково, каким оно было в истории. Законы развития общества, так же как и законы природы, носят естественный характер. Живые человеческие силы - вот двигательные пружины человеческой истории; история представляет собой естественный продукт человеческих способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени. В обществе произошло лишь то, что обусловлено этими факторами. Это, по Гердеру, основной закон истории».

Гулыга А.В., Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» - послесловие к книге: Иоганн Готфрид Гердер, Идеи к философии истории человечества, М., «Наука», 1977 г., с. 623 и 629.

«Наиболее видным теоретиком «штюрмеров» был Иоганн Готфрид Гердер . Человек универсального образования, он не только превосходно знал историю литературы и искусства, древнюю и новую философию, но был и в курсе естественно-научных знаний своего времени.

Не обладая твердостью революционно-демократических убеждений Лессинга , Гердер тем не менее, как и его старший коллега, страстно ненавидел феодальные порядки Германии и всю жизнь боролся с феодальной идеологией, со схоластикой. Как и Лессинг, он причислял себя к спинозистам .

Под конец жизни он выступил с резкой критикой своего учителя Канта по вопросам теории познания и эстетики. Полемизируя с Кантом, он, например, заявлял: «Бытие есть основа всякого познания. Бытие связывает всякое суждение рассудка; никакого правила разума нельзя мыслить вне бытия». В другом месте он говорит: «Наше мышление возникло из и через посредство ощущения». Религию Гердер называл «вредным, смертоносным опиумом для души».

Можно привести большое число атеистических и материалистических высказываний Гердера. Вместе с тем необходимо отметить, что от самого понятия «Бог» он всё же не отказывается. Внимательно вчитываясь в те его произведения, где он критикует Канта , мы убеждаемся, что критикует он кенигсбергского мыслителя скорее с объективно-идеалистических, чем с последовательно материалистических позиций. Поэтому получается, что отдельные высказывания Гердера звучат материалистически, а общая концепция вырисовывается как объективно-идеалистическая. Философское мировоззрение Гердера противоречиво.

Большой заслугой Гердера является то, что он первый из немецких мыслителей подробнейшим образом останавливается на характеристике исторической роли народа. В этом свете он и решает проблемы эстетики.

В своих трудах: «Очерки о новейшей немецкой литературе» (1766- 1767), «Критические рощи» (1769), «Об Оссиане и песнях древних народов» (1773), «О Шекспире» (1770) и др. Гердер выдвигает принцип исторического подхода к явлениям искусства. Он доказывает, что поэзия - продукт деятельности не отдельных «утончённых и развитых натур», а целых народов. В поэзии каждого народа отражаются его нравы, обычаи, условия труда и быта. Каждое явление искусства может быть понято только при изучении тех условий, в которых оно возникло.

У каждого народа, говорит он, есть свои поэты, равные Гомеру. «Разве возможно сочинить и петь в наши дни «Илиаду»! Разве возможно писать, как писали Эсхил, Софокл, Платон!».

Гердер считает народное творчество неистощимым источником возникновения всякой поэзии. Поэтому он собирает песни гренландцев, татар, шотландцев, испанцев, итальянцев, французов, эстонцев. Он говорит о свежести, смелости, выразительности народных песен. Он рекомендует прислушаться к «голосам народов» и призывает собирать народные песни. Гердер при этом подчёркивает, что истинный вкус формируется не при дворе меценатов, не в высшем обществе, а в народе. Только народ является носителем подлинно здорового вкуса.