Анализ твору дары волхвов крытыка. В помощь школьнику

Тип урока: урок изучения текста художественного произведения.

Класс: 6

Вид урока : урок художественного восприятия.

Форма урока : эвристическая беседа

Методы:

  1. метод творческого чтения
    • чтение по ролям
    • чтение от первого лица
  2. репродуктивный
  3. эвристический

ТСО: листки оценивания, изображение памятника книге О. Генри <Рисунок 1 >, портрет писателя <Рисунок 2 >

Цели:

  1. образовательные:
    • определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
    • объяснить смысл названия рассказа;
    • охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
  2. психического развития:
  3. воспитательные:
    • формировать чувство уважения и собственного достоинства;
    • определить истинные ценности как духовные;
  4. креативные: предоставить возможность проявить творческие способности.

Эпиграф:

Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие .

Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса:

Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

За что люди удостаиваются такой чести?

А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. Я думаю, нетрудно догадаться, на каком рассказе она раскрыта.

И сегодня нам предстоит продолжить знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов».

Тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

Попытайтесь определить цели урока?

В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какие ценности являются истинными, а какие ложными, кто истинно счастлив и мудр, по мнению писателя?

II. Работа с ассоциациями. Сообщения учащихся.

Обратимся к названию рассказа.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар» ?

О: дар – добро, любовь, радость, праздник, мама

Откроем доску со словарным определением и попросим учеников прочитать словарное определение и внести дополнения в их ассоциации: дар – пожертвование, способность, талант.

Обратимся к эпиграфу «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа?

О: дар - благословение

Послушайте сообщение о жизни писателя и запишите в тетрадь черты характера О. Генри.

Сообщение ученика:

Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер.

Он автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок родился в городе Гринсборо в США. Жизнь его была нерадостной с самого детства. Когда ему было три года, умерла от туберкулеза его мать. Отец послал его жить к тетке. В школе ребенок выделялся острым умом, богатым воображением и умением одной рукой рисовать, а другой одновременно решать арифметические задачки. После школы молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе - штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому-либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин.

Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости, учился играть на гитаре и пел в квартете, который охотно приглашали на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности.

Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку - на этот раз в 4703 доллара.

В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет.

Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого-то другого, кто прикарманил эти деньги!" Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри".

За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему сто долларов, чтобы он мог добраться до Нью-Йорка.

В первый год своей жизни в Нью-Йорке Портер опубликовал 17 рассказов, через несколько лет он выпускал уже по рассказу в неделю и больше, на вершине популярности ему платили 500 долларов за рассказ - огромные деньги для того времени. Но денег постоянно не хватало, они утекали из рук как песок. Нередко он раздавал крупные купюры нищим, а то и приводил бездомного бродягу к врачу и оплачивал лечение и лекарства. Дно большого города стало источником его вдохновения. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.

Часто О. Генри писал в большой спешке, подгоняемый необходимостью отработать давно потраченный аванс. В 1903 году он заключил договор с владельцем газеты "Уорлд" Джозефом Пулитцером, обязавшись давать рассказ к каждому воскресному выпуску.

Один из редакторов вспоминал: "Я приехал с вопросом, готов ли рассказ. "Готов, готов", - ответил писатель. И показал мне чистый лист с заглавием и цифрой 1 в углу. Затем на следующем листе он написал в углу двойку, взял еще три листа и, написав на последнем 5, сказал: "Ну, а теперь я, с вашего позволения, передохну".

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один-два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет".

Так появился рассказ «Дары волхвов», который вскоре был переведен на все языки мира.

III . Чтение текста. Беседа.

Кто главные герои рассказа О. Генри?

О: Джим и Делла

Как описывается жилище героев? Найдите детали, которые использует писатель.

Давайте вместе с вами посетим дешевую нью-йоркскую квартиру и понаблюдаем за героями.

IV . Инсценировка эпизода (два участника: Делла и автор за кадром).

Делла: Один доллар восемьдесят семь центов. И все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость (пересчитала три раза). Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество (плачет).

Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают. Пока хозяйка дома проходит все эти стадии, оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: "М-р Джеймс Диллингхем Юнг" "Диллингхем" … буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"? Но когда мистер Джеймс Диллингхем Юнг приходил домой и поднимался к себе на верхний этаж, его неизменно встречал возглас: "Джим!" и нежные объятия миссис Джеймс Диллингхем Юнг, уже представленной вам под именем Деллы. А это, право же, очень мило.

Делла заканчивает плакать и проходиться пуховкой по щекам. Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора.

Делла : Завтра рождество, а у меня только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Долгие месяцы я выгадывала буквально каждый цент, и вот все, чего я достигла. На двадцать долларов в неделю далеко не уедешь. Расходы оказались больше, чем я рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Только доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Моему Джиму! Сколько радостных часов я провела, придумывая, что бы такое ему подарить к рождеству. Что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.

Дела отскакивает от окна и бросается к зеркалу. Быстрым движением она вытаскивает шпильки и распускает волосы.

Какие качества характера Деллы раскрываются перед нами?

Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания.

Как подчеркивается их красота?

Почему они превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?

Как Делла выбирает подарок? Найдите описание в тексте.

Чем жертвует она ради Джимма?

V . Чтение по ролям. Эпизод встречи героев .

Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттера учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало Страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения. Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. Впрочем, эти туманные намеки будут разъяснены далее.

Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.

Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел.

Белые проворные пальчики рванули бечевку и бумагу. Последовал крик восторга, тотчас же - увы! - чисто по-женски сменившийся потоком слез и стонов, так что потребовалось немедленно применить все успокоительные средства, имевшиеся в распоряжении хозяина дома.
Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск.

Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала:

У меня очень быстро растут волосы, Джим!

Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула:

Ах, боже мой!

Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости.

Разве не прелесть, Джим? Я весь город обегала, покуда нашла это. Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе.

Но Джим, вместо того чтобы послушаться, лег на кушетку, подложил обе руки под голову и

улыбнулся.
- Делл, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты.

Как бы вы охарактеризовали реакцию Джима, когда он зашел в комнату?

Почему он так отреагировал?

Какие перемены в поведении Джима можно наблюдать в этом эпизоде?

Как меняется реакция Деллы, когда она видит гребни?

Можно ли назвать финал рассказа счастливым?

Что герои, действительно, подарили друг другу?

Ответьте на проблемный вопрос, который мы задали вначале урока, письменно в тетради. Какие ценности являются истинными, а какие ложными? Добавьте свои наблюдения из жизни.

Чтение нескольких высказываний.

Консультанты оценивают работу учащихся на уроке.

Домашнее задание

  1. Сообщение на тему: «Сюжет «Дары волхвов» в живописи»
  2. Создать иллюстрации к тексту
  3. Прочитать и проанализировать самостоятельно один из рассказов О. Генри.

Конечно, вы помните знаменитое утверждение русского писателя А.П. Чехова: «Краткость - сестра таланта». Мастером короткого рассказа в американской литературе конца ХІХ века считается писатель О. Генри, с творчеством которого вы познакомитесь на этом уроке. Также вы прочитаете и проанализируете рассказ О. Генри «Дары волхвов», в котором ярко проявились талант и мастерство писателя.

Тема: Зарубежная литература XlX века

Урок: О. Генри. О писателе. Рассказ «Дары волхвов»

Сегодня мы открываем для себя страницы творчества удивительного, доброго и умного собеседника, американского писателя О. Генри (рис. 1). Настоящее его имя - Уильям Сидни Портер.

Рис. 1. О. Генри. Фото ()

Свои первые литературные опыты Портер начинает в 1880-ых годах. С 1894 года в Остине он издает юмористический еженедельник «Rolling Stone», почти целиком наполненный его собственными очерками, рисунками, шутками и рассказами.

Но жизнь писателя была не столь безоблачной, как нам кажется. В ней были удивительные перипетии, страшные драматические коллизии, и эта пестрота жизни отразилась в сюжетах его произведений, порой удивительных и неожиданных.

Американский писатель О. Генри заслужил себе славу как мастер короткого рассказа, особо популярного в американской литературе под названием «short story». И этот короткий рассказ - это маленький мир, в который вводит нас О. Генри, мир, который живет по законам чистоты, этики, человечности.

Анализ рассказа «Дары волхвов»

Рис. 2. Обложка книги ()

Жанр произведения

Новелла - (от итал. novella - новость) - один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, новелла большее внимание уделяет фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Фабула - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, фабулу можно кратко пересказать. «Фабула - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель» (Б.М. Томашевский).

Обращаясь к новелле «Дары волхвов», хочется взять эпиграф из сонета 56 Уильяма Шекспира.

Чтобы любовь была нам дорога,

Пусть океаном будет час разлуки,

Пусть двое, выходя на берега,

Один к другому простирают руки

Дар - подарок, приношение, пожертвование.

Волхвы - это волшебники, кудесники, чародеи.

События рассказа происходят под Рождество. Под Новый год и Рождество люди верят в чудо, в счастливые перемены в их жизни, дарят друг другу подарки. Главные герои рассказа - молодые супруги Делла и Джим.

Роль интерьера в новелле «Дары волхвов»

Интерьер - внутренняя обстановка помещения, бытовая обстановка, среда обитания людей. Может выступать как средство характеристики персонажа.

«...оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: «М-р Джеймс Диллингем Юнг». «Диллингем» развернулось во всю длину в недавний период благосостояния, когда обладатель указанного имени получал тридцать долларов в неделю. Теперь, после того, как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове «Диллингем» потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное «Д»?»

Эпитеты : вопиющая нищета, красноречиво молчащая бедность.

Сравнения : буквы словно потускнели, задумались.

Олицетворения : буквы задумались.

Интерьер в рассказе О. Генри «Дары волхвов» является средством характеристики главных героев. И мы понимаем, что наши герои Делла и Джим бедные, но счастливые.

Интерьер здесь характеризует и социальный статус героев. Описание жилища рассказывает нам о бедственном положении героев, но вместе с тем важным является и другая мысль автора.

Идея произведения «Дары волхвов»

Вся новелла построена на антитезе . Противопоставляется материальная сторона жизни духовности наших героев. Несмотря на то, что жили они бедно, порой впроголодь, они не потеряли духовности, чистоты. И самое главное, смогли проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу. Именно чувство любви согревает этих людей в маленькой восьмидолларовой квартирке. Такая жизнь не озлобила наших героев. Мир, в котором царит зло, в котором люди жестоки и порой не обращают внимания на страдания других, не испортил этих героев, и они продолжают в своей душе нести такие чувства, как любовь, человечность и доброта.

Роль портрета в новелле «Дары волхвов»

Портрет (франц. - изображение) - изображение внешности героя.

Наиболее ярким в новелле является портрет Деллы (рис. 3). Описание Деллы мы можем найти в разных частях рассказа. И если собрать портрет воедино, вот, что получится:

«Делле, которая была хрупкого сложения...»

«Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы.

Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».

«И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».

«Снова заструился каштановый водопад».

Позже в рассказе мы встретим такие описания героини:

«Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову — и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу».

Как вы смогли заметить, главным в портрете Деллы является описание волос, особенное внимание уделено им, именно потому, что это было главным, одним из двух, сокровищем семьи.

Изобразительно-выразительные средства :

Эпитеты: прекрасные волосы.

Сравнения: точно струи каштанового водопада.

Сюжет произведения

Сюжет (франц. - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Структурные элементы сюжета - это завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка.

Проло г: описание комнаты.

Завязка рассказа: решение Деллы продать волосы.

Кульминация : покупка подарков.

Неожиданная развязк а: подарки не пригодились ни одному из супругов.

Особенность сюжета - именно неожиданная развязка. Такой авторский стиль свойствен писателю О. Генри.

Особенности композиции

Композиция - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

Особенность композиции новеллы О. Генри «Дары волхвов» - это введение эпизода о подарках волхвов (рис. 4). Именно этот эпизод важен для понимания основной мысли рассказа.

Рис. 4. Дары волхвов. Библейский сюжет ()

Вспомним Библейскую историю. Когда родился младенец Иисус, на Востоке загорелась звезда. Волхвы поняли, что это родился тот человек, который спасет мир. И тогда они пошли поклониться младенцу, взяв с собой подарки. И в дар ему принесли золото, ладан и смирну. Золото было символом царской власти, ладан употреблялся для благовонных курений, то есть был символом божественности младенца. А смирна - благовонная смола, имеющая силу предохранять тело от гниения, ее особенностью была горечь. И именно горькая смирна стала символом крестных страданий младенца.

Отсюда пошел обычай одарить друзей, знакомых, близких и родных подарками на Рождество.

Смысл названия новеллы «Дары волхвов»

«Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

О. Генри делает мудрый вывод: волхвы принесли дары, но среди них не было главного. Он не называет, что именно главное, но нам понятно, что это то, что было у наших героев, любовь и верность. И их не купить, даже если у вас в кармане миллион долларов.

У новеллы счастливый финал. Муж и жена подарили друг другу главное. Это бесценный подарок - любовь. Это бесхитростная готовность пожертвовать друг для друга самыми главными своими сокровищами. И для О. Генри важна как раз именно эта сторона жизни людей - их духовное начало, нравственная чистота.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. ).
  7. О. Генри. Фильмы и мультфильмы по произведениям ().

Домашнее задание

  1. Сравните новеллы О. Генри с прочитанными рассказами А.П. Чехова. Что объединяет этих авторов?
  2. Прочитайте новеллу О. Генри (на выбор). Определите ее тему, идею. Составьте план. В чем особенность композиции, сюжета?
  3. В сочинении на какую темы вы могли бы привести в качестве примера новеллу «Дары волхвов»? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

"Дары волхвов", потому что это важно для проведения анализа. По большому счету можно сказать, что "Дары волхвов" является коротким рассказом, хотя часть литературоведов относят его к новелле, что подтверждает неожиданная концовка. Сейчас мы проведем краткий анализ рассказа "Дары волхвов". На нашем сайте вы также можете прочитать краткое содержание рассказа .

Уже из названия видна связь замысла писателя с библейской историей, когда волхвы пришли поклониться только что родившемуся Иисусу Христу, принеся ему дары. Есть еще одна параллель с Библией. О каштановых волосах Деллы, героини рассказа, и золотых часах Джима, главного героя, легко сделать вывод, что они соотносятся с царицей Савской и царем Соломоном, а именно подразумеваются драгоценности царицы и богатство царя.

Особенности рассказа

Характер повествования заключается в рассказе самого автора, причем, время от времени он обращается к читателям фразами "друзья мои" и др. Чтобы анализ рассказа "Дары волхвов" был более полным, рассмотрим некоторые особенности:

Интересно, как автор во время момента, когда Делла плачет от невозможности подарить Джиму хороший подарок, вдруг отрывает читателя от этой сцены и начинает рассматривать "сам дом" - мы погружаемся в художественную обстановку пространства.

Есть и второй такой же момент, когда молодые супруги нежно обнимаются в концовке. О. Генри призывает быть более скромными, предлагая сконцентрироваться на том, чтобы рассмотреть "посторонний предмет", представляющий основную идею рассказа.

Главные герои

В рассказе два главных героя - это супруги мистер и миссис Джеймс Юнг. Начиная читать произведение, читатель не может понять, сколько им лет. Однако по некоторому описанию можно решить, что Делла - это девушка или молодая женщина. Например, она эмоциональна: внезапно может заплакать, побледнеть. У нее хрупкое телосложение, и она людит полюбоваться на свои шикарные каштановые волосы, длиною до колен. Конечно, О. Генри не сообщает ее возраст, но, скорее всего, она моложе супруга Джима, о котором мы знаем, что ему двадцать два года.

Из заключения автора можно понять, что он считает молодую чету чуть ли не детьми, однако в анализе рассказа "Дары волхвов" отметим, что это очень мудрые люди, по утверждению самого же автора, ведь он сравнивает их с теми, кто готов пожертвовать для близкого человека величайшие свои сокровища.

То, что материально герои рассказа бедствуют, хорошо оттеняет их превосходные качества души - любовь и великодушие. Делла боится, что после того, как потеряет свое главное сокровище, муж разлюбит ее. Во всяком случае, она станет в его глазах менее привлекательна. Делла старается сделать подарок, вложив в него душу, чтобы он оказался достойным, особенным, редким и драгоценным. Не сомневаемся мы, что и Джим поступает так же, имея подобные мотивы - он мечтает после продажи золотых часов подарить любимой жене нечто уникальное.

Выводы в анализе "Дары волхвов"

Очень важно, что рассказ "Дары волхвов" краток по объему, но при этом побуждает к глубокому размышлению. О. Генри построил повествование, используя короткие четкие фразы, метко описывающие события и героев. Мы не найдем подробные описания - длинные и затянутые. Вместо этого автор оперирует прилагательными и наречиями, лексическими повторами и уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Чтобы усилить эмоциональные составляющие, лексические повторы особенно хорошо подходят здесь: "серая кошка, прогуливающая по серому забору вдоль серого дома". Учтите эту особенность, делая анализ рассказа "Дары волхвов". В заключении можно сказать, что цепочка, на которой виднеется простой и строгий рисунок, и которую купила Делла, привлекает не тем, что сверкает. У всех хороших вещей, по мнению автора, должна быть именно такая привлекательность.

Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов».

Тема любви, преданности и жертвенности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

Цели урока:

- развивать навыки вдумчивого чтения, чтения по ролям, работы с учебной статьёй, анализа художественного произведения;

Уметь определять культурный контекст произведения;

Раскрыть значение понятий: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, дар, мудрость;

Показать мастерство писателя в создании образов героев и обстановки, которая их окружает;

Способствовать воспитанию у обучающихся чувства доброты и преданности; суметь донести до них идею «мудрости сердца» и доброты рассказа.

Оборудование: портрет О.Генри, выставка его книг, репродукции картин А. Дюрера, П.-П. Рубенса, Л. да Винчи на тему «Поклонение волхвов».

Эпиграф к уроку

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то,

что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.

Ход урока:

    Сообщение целей урока, чтение эпиграфа.

Слово учителя: Каждый из нас выбирает свою дорогу, идёт по своему пути, на котором совершает свои поступки, значимые для близких и нужные для других людей и себя. Дай Бог, чтобы эта дорога была устлана счастьем любви и взаимопонимания. Об этом сегодня мы с Вами будем говорить на уроке.

    Проверка домашнего задания:

    1. Работа с учебной статьей Ф. Золотаревской: пересказ биографии писателя (спрашивается 1 ученик, выслушиваются дополнения), работа с термином «псевдоним». Делается вывод о том, что настоящее имя писателя – Уильям Сидни Портер.

      Чтение наизусть стихотворения А Фета (индивидуальное задание).

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат,

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи-

И за аигелами в высшиих

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

    1. Выразительное чтение рассказа «Дары волхвов» по ролям.

    Работа с текстом.

Беседа по рассказу.

О чём говорится в данном рассказе?

Какие чувства вызвал у Вас рассказ «Дары волхвов»?

Расскажите о героях рассказа.

А какие чувства испытывают друг к другу герои рассказа? (Преданность, любовь, умение поддержать в трудную минуту, пожертвовать самым дорогим и ценным ради любимого человека).

Давайте перечитаем последний абзац рассказа.

Кто такие волхвы? (Мудрецы, прорицатели в «Песне о вещем Олеге»)

О каких волхвах идет здесь речь: "Те, что принесли дары младенцу в яслях"? (о библейских волхвах).

4. Работа с библейским источником. Вспомним один эпизод из самого начала жизни Христа, где волхвы приносят Младенцу дары, радуясь его рождению.

(Обучающимся раздается распечатка библейского текста. Учитель пересказывает и частично прочитывает Евангельский эпизод поклонения волхвов).

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?". Они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля": Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Они, выслушав царя, пошли: и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца вместе с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовония). И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою(Мф.2.1-12).

Итак, какие же дары принесли волхвы Младенцу Иисусу? (Золото и благовонные вещества: ладан и смирну). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.
Волхвы – мудрецы, прорицатели. Они увидели звезду на Востоке и пошли за ней. Звезда шла перед ними, и, наконец, остановилась над тем местом, где был Младенец. Войдя в дом, они увидели Иисуса с Матерью Марией, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото и благовония: ладан и смирну, которые в то время стоили столько же, сколько и золото.

К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. На репродукциях вы можете увидеть иллюстрацию к прочитанному эпизоду (демонстрируются репродукции).

Можно ли сравнивать главных героев рассказа с волхвами? Почему?

Обратимся к тексту.

    Дифференцированные задания по рассказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

1 и 2 группы – выполнение задания по образцу. Дать характеристики главным героям произведения по предоставленному плану (1 группа – Деллы, 2 группа – Джима).

    Определение места героя в произведении.

    Речевая характеристика.

    Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

    Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

    Черты характера.

    Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

    Сопоставление с другими персонажами.

    Определение типического и индивидуального в литературном герое.

    Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

3 группа – Ответьте на вопросы:

Почему для того, чтобы сделать подарок любимому, каждому из героев приходится идти на жертвы? (Они бедны).

Поработаем над словосочетаниями «вопиющая нищета» и «красноречиво кричащая бедность». Раскройте значение словосочетаний.

«Нищета» и «бедность» - синонимы. «Вопиющий» - кричащий, издающий вопль. «Красноречиво» - выразительно, многозначащий.

Почему же, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу такие дорогие подарки?

Где же они находят деньги?

4 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Найдите описания сокровищ четы?

Жаль ли Деле расставаться с волосами? Подтвердите.

Долго ли она колеблется?

Что же они дарят друг другу на деньги от проданных сокровищ.

5 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Мы видели в поступках героев только любовь или что-то еще? (самопожертвование).

А как вы считаете, бывает ли настоящая любовь без самопожертвования?
- Вернемся в творческую лабораторию и добавим самопожертвование.
- Давайте посмотрим на начало рассказа. Оно в деньгах. На следующей странице – опять о деньгах.Деньги – это что-то земное, обыденное или возвышенное? Почему же автор дает такое возвышенное название и такое земное начало.
- Имел ли автор право провести параллель между этими обычными людьми с их финансовыми проблемами и возвышенным одариванием бога волхвами ответить на проблемный вопрос. Почему?

6 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Какой же дар делает человека счастливым?

Раскройте смысл высказывания В. Маяковского: «Любовь – это сердце всего…». Проведите параллель с текстом.

Раскройте значение слов с опорой на текст: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, мудрость. Подберите синонимы к данным словам.

Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.

После 7-минутной работы группы представляют свои ответы.

    Выводы:

О чём был сегодняшний урок?

О каких чувствах мы говорили?

Мы говорили сегодня о настоящей любви, о дарах, делающих человека счастливым.
Одна из заповедей Божьих – возлюби ближнего своего. Пусть с каждым из Вас на Вашем пути рядом шагает любовь. И пусть у каждого из нас хватит мудрости, чтобы сохранить эту любовь.

Закончить урок я хочу стихотворением о любви Р Рождественского:

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

    Отметки (с обоснованием).

    Домашнее задание:

    Перечитать рассказ ещё раз. Подготовить пересказ рассказа. Используя приём устного словесного рисования, опишите героев, по желанию – проиллюстрируйте. Какая цветовая гамма преобладает при описании героев и их жизни? (1, 2 группы).

    Перечитать рассказ ещё раз и ответить на проблемный вопрос: Кто они – истинные дарители, в чём их счастье и смысл жизни? Подготовить описание исторической эпохи, страны, где разворачиваются события, описанные в рассказе. (3-6 группы).

    По желанию – напишите сочинение на тему (на выбор): «На что способен человек во имя любви?», «Истинные дарители», «Благодарность», «В чём смысл библейской заповеди « возлюби ближнего своего»?»

Жанр произведения – короткий рассказ (short-story). Некоторые исследователи определяют «Дары волхвов» как новеллу (во многом за счёт неожиданной концовки).

Название произведения – реминисценция на христианскую, новозаветную историю поклонения волхвов и принесения ими даров новорождённому Спасителю. Имеется перекличка с художественным временем рассказа – Сочельник (день, вечер). Ещё одной библейской, ветхозаветной реминисценцией является сравнение двух главных семейных реликвий – каштановых волос Деллы и золотых часов Джима – с нарядами и украшениями царицы Савской и сокровищами царя Соломона (соответственно).

Повествование ведётся от лица автора. В тексте периодически встречаются обращения к читателю (к примеру, «друзья мои» ). Два раза автор отрывает читателя от наблюдения за действующими лицами: первый раз в начале рассказа, в сцене плача Деллы, когда она понимает, что не может купить на сэкономленные деньги подарок достойный Джима; второй раз в конце произведения – во время нежных объятий молодой четы. В первом случае автор концентрирует внимание читателя на «самом доме» , погружая его в художественное пространство произведения; во втором – прямым текстом говорит о том, что нужно быть «скромнее» , и предлагает сосредоточиться на «рассмотрении постороннего предмета» , которым становится основная идея рассказа.

Главные герои произведения – мистер и миссис Джеймс Диллингем Юнг – поначалу лишены возрастных характеристик. По эмоциональности (внезапные слёзы, побледневшее лицо), хрупкому телосложению и стремлению любоваться своим главным сокровищем (каштановыми волосами, спускающимися до колен) Делла представляется юной женщиной. Истинный возраст героини автором не называется, но можно предположить, что она не старше своего мужа Джима, который со своими двадцатью двумя годами появляется перед читателем во второй части рассказа. В авторском заключении Делла с Джимом называются и вовсе «детьми из восьмидолларовой квартирки» , но сравниваются с наимудрейшими за всю историю человечества людьми – волхвами и ставятся выше их, как пожертвовавшие «друг для друга своими величайшими сокровищами» .

Материальное состояние героев, определяемое автором как «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность» , служит отличным фоном для оттенения прекрасных душевных качеств Деллы и Джима – любви и великодушия. Главная героиня переживает только из-за того, что лишившись своего главного сокровища, она может разонравиться мужу. Ни разу её не посещают мысли о том, что можно было бы купить подарок на один доллар восемьдесят семь центов или что на полученные с продажи волос двадцать долларов можно было приобрести что-то иное – к примеру, новое пальто или перчатки, которых нет у Джима. Делла вкладывает в свой подарок чувственную интонацию. Она ищет не материально, а духовно полезный предмет – что-то «особенное, редкостное, драгоценное» , «достойное высокой чести принадлежать Джиму» . Можно предположить, что и последний поступает также, ведь он продаёт свои золотые часы, чтобы порадовать любимую жену исполнением «несбыточного желания» .

«Дары волхвов» отличаются краткостью как объёма, так и отдельных предложений. Автор строит свой рассказ на коротких, чётких фразах, в которых нет ничего лишнего. Вместо подробных описаний мы видим идеально подобранные прилагательные и наречия, уменьшительно-ласкательные суффиксы и использование лексических повторов. С помощью последних О.Генри усиливает ту или иную эмоциональную составляющую: к примеру, грусть Деллы видна в том, как она «уныло» глядит на «серую кошку, прогуливающуюся по серому забору вдоль серого дома» . Авторскую манеру письма в «Дарах волхвов» можно сравнить с купленной Деллой цепочкой с простым и строгим рисунком, которая пленяет истинными качествами, а «не показным блеском» . Такими, по мнению О.Генри, «и должны быть все хорошие вещи» .

  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
  • «Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри