Виды танго. История танго

Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Марчук Валентина Александровна
Преподаватель аргентинского танго студии «Camiito»

«История развития аргентинского танго»

Доклад на 39 Всемирном Танцевальном Конгрессе, CID UNESCO

Россия, Санкт-Петербург, 2015

История аргентинского танго такая же красочная как и сам танец. И такая же загадочная, как история древних цивилизаций.
Совместная презентация Аргентины и Уругвая на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО о признании танго нематериальным наследием человечества, гласит:
«Танго родилось среди низших классов обоих городов (Буэнос-Айрес и Монтевидео), как выражение произошло от слияния элементов афро-уругвайской и афро-аргентинской культуры, а также подлинных креольских и европейских иммигрантов. Как результат художественного и культурного процесса гибридизации. Сегодня танго считается одним из главных признаков, удостоверяющих личность Рио-де-ла-Плата».
Говорят, что сущность вещи содержится в ее названии. Поэтому, прежде чем мы рассмотрим историю танго, давайте кратко остановимся и сосредоточимся на самом слове танго. Хотя не существует никаких доказанных происхождений слова, существует огромное количество теорий относительно того, как появилось это понятие.Вот некоторые из них.

  • Слово из Африки, означающее закрытое пространство или зарезервированную территорию.
  • Производная слова тамбо, используемое работорговцами, чтобы указать место, где содержались рабы.
  • В своей книге «Tango: TheArtHistoryofLove», Роберт Фаррис Томпсон определяет перечень дополнительных производных африканских слов, имеющих отношение к танго или включающий танго (означает фестиваль или церемония отмечания конца траура), тангадунгулу(прогуливаться или красоваться), тангала(ходить тяжело или идти шатаясь), тангала-тангала (идти, как краб), тангама (прыжок) и таганана(прогулка).
  • Звук барабанной дроби Кандомбе.
  • Производная от африканского диалекта, в котором танго означало прикоснуться, почувствовать или быть близко.
  • Производная от латинского глагола тангере, означающего коснуться.
  • Историк музыки Карлос Вега писал, что танец называемый танго существовал в 18 веке в Мексике, его танцевали индивидуально, а не в паре.
  • Архивы Святой Инквизиции в Мексике относятся к старинному танго как к песне в 1803 году.
  • В начале 1800-х годов танго развивалось в Бразилии в стиле хоринхо.
  • Производная имени бога и молнии Йорубы, Шанго, которое звучало как «танго» на Кубе.
  • Производная от слова тангонетте, означающего особый вид кастаньет, используемых в танце.
  • Вернон и Ирен Касл в их книге «Современный танец» утверждают, что на самом деле танго не из Южной Америки, а цыганский танец.
  • В 1914 почта Милфорда написала, что танго имело японское происхождение.

Сейчас уже сложно сказать, кто из исследователейбыл ближе всего к истине. Аргентина была колонизирована Испанией в 1542. Миллионы африканских рабов былипривезены в Северную и Южную Америку, и более чем две трети из них прибыли из регионов Восточной и Экваториальной Африки, называемых Банту. Музыка на основе барабанов и танец, который возник в Банту — называются кандомбе. Рабы использовали слово танго как для барабана, используемого для исполнения кандомбе, так и для места, в котором они исполняли музыку, и самих танцев. Позже, в испаноязычных странах Латинской Америки, слово танго постепенно стало применяться к черным танцам в целом – и, в конечном счете, к современному танго.
Испанская королевская академия, которая часто критикуется за то, что несколько медленно отражает развитие языка, в 1899 году определяло танго, как «фиеста и танец негров или низкого социально-экономического класса в Америке». А в издании 1925 года это определение было изменено на танец высшего общества, импортированный из Америки в начале век. До 1984 года вообще не было официального определения танго как аргентинского танца.
Но, есть и более ранние письменные свидетельства. Первое письменное использование слова танго в его современной форме находится в документе 1786 года, подписанном испанским губернатором Луизианы, который содержит записи про lostangos, o bailoesdenegros, означающие танго, или танцы чернокожих.
Даже среди ученых Аргентины ведутся споры о времени зарождения танго, и о месте его появления (то ли в Аргентине, то ли в Уругвае), и, собственно, о самом слове и понятии «танго». С большей доли вероятности, можно говорить только о том, что танго, как музыкальный жанр и танец, зародился в конце ХIХ века. Слияниеиспанской, африканской, итальянской и многих других этнических культур эмигрантов из Европы с культурой гаучо (пастухов, которые в основной массе были метисами), остатками индейцев и потомками чернокожих рабов и дало начало этому уникальному явлению. Есть несколько исследований, которые направлены на определение, насколько точна географическая точка появления танго. Некоторые источники утверждают, что впервые танго появилось в Буэнос-Айресе, другие, что в загородных окрестностях Монтевидео и даже Росарио или окрестных городах Буэнос-Айреса, таких как Авежанеда и Саранди, которые теперь интегрированы в пригород, известный как Южные казармы, и также записаны в старых историях тангерос(танцоров танго).
Также бесспорным остается то, что это танец окраин. Пригород Буэнос – Айреса, понятие не столько географическое, сколько качественное. Это, уже и еще не город, но и не деревня. Данное отношение относится ко всему — быту, культуре, и самому сознанию «человека предместья». Одна из самых характерных особенностей предместья - его космополитичность. Аргентинское танго, в этом смысле, «дитё мира», потому что, именно в предместьях, в годы зарождения танго проживали эмигранты со всех концов света, которые и привнесли свою культуру в данный музыкальный и танцевальный жанр.
Время, когда появляется танго, вторая половина девятнадцатого века, время крупных миграционных волн из самых различных стран и частей света.
На берега Ла-Платы тысячами хлынули крестьяне из аргентинской глубинки (гаучо) и иммигранты - безработные из Европы. В поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение языков. Мужское население превышало женское как минимум в три раза.
Также эммигранты со всего мира прибыли в Аргентину во время «серебряной лихорадки». Серебра на берегах Рио де Ла Платы приехавшие в поисках легкой наживы авантюристы так и не нашли и обосновались в столице Аргентины, днем работая в порту, а вечерами собираясь в многочисленных барах, кафе и игорных домах.
Из естественной необходимости общаться друг с другом в иммигрантской среде родился особый жаргон «лунфардо» - грубоватая смесь из разных языков. На этом уличном языке сочинялись куплеты о суровой мужской жизни вдали от дома и любимой, под которые стали танцевать танго. А за женской лаской шли в публичные дома. Но при всем изобилии таких заведений девушек на всех не хватало. В ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом. Согласно одной из версий, таким образом родилось танго.
Музыка танго была написанна в трущобах предместий (пригородах), портах, борделях, тюрьмах, среди иммигрантов, индейцев и африканских рабов. Не удивительно, что танго отвергалось богатыми слоями населения и запрещалось католической церковью.
Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, поэт и исследователь танго, сказал: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго» - и подарил миру свою версию происхождения «опасного танца». На окраинах аргентинской столицы конца XIX века царил криминальный дух. Иммигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью - поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Понятно, что часто в основе таких ссор была борьба за право обладать женщиной. Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось
танго.
Классическим составом первых оркестров, игравших аргентинское танго считалось трио: скрипка, флейта и гитара. Бандонеон появился позднее. В 1910х гг. бандонеон был привезен Генрихом Бандомиз Германии. И с тех пор он неразрывно соединился с музыкой танго. В 1912г. Juan «Pacho» Maglio стал очень популярным благодаря своим записям танго, которые были записаны с участием бандонеона в главной роли в сопровождении флейты, скрипки и гитары.
Но так было тоже далеко не всегда. Оркестр обычно формировался как попало, т.е. из тех музыкантов, которые на тот момент были под рукой, включая арфистов, аккордеонистов, музыкантов, играющих на мандолине, ударных инструментах и других. Было совершенно обыденным видеть всех этих музыкантов играющими в самых разных оркестрах. Они играли у тех, кто их нанимал, а когда срок договора подходил к концу, они расходились в разные стороны. Отсюда следует, что каких-то постоянных составов не существовало.
Иногда, оркестр как таковой и вовсе находился в зачаточном состоянии. Некий дуэт, состоящий из гребешка с куском папиросной бумаги для мелодии и гитары для ритма – и этого было вполне довольно. Другими словами, едва два инструмента (один из которых был самодельным) образовывали группу, как люди уже называли её оркестром. «Оркестр, состоящий из бандонеона и гитары был настоящим событием. Такое не часто доводилось видеть» — свидетельствует старый милонгеро. И частенько случалось, что в услугах того или иного оркестра не было необходимости.
Многие годы танго не было танцем. В танго пелось о рабочих кварталах Барракас; о чахоточных девушках-работницах, преступивших грань отчаяния. Власть предержащие предавали танго анафеме, клеймили за безнравственность. А песня рабочих кварталов пробивалась все дальше, преодолевая яростное сопротивление сеньоров из богатых семей.Оно выражало чувства и эмоции мужчины и женщины на тему любви, тоску по Родине, безысходность и многое другое. Энрике Сантос Дисеполо, один из величайших поэтов, определяет танго, как «печальные мысли, которые танцуют».
Сражение за право называться портеньо (жителем Буэнос – Айреса) началось с порта. Докеры задались вопросом: почему на центральных респектабельных улицах Буэнос-Айреса рабочий парень не смеет даже показаться? Докеры ведь общались с иностранными моряками и от них узнавали многие странные для себя вещи. И рабочие парни перешагнули запретную черту с ножом-факоном за поясом и гитарой в руке. Гимном им служило танго, песня рабочего предместья, незамысловатая, как сама жизнь, и такая же правдивая.Самые ожесточенные схватки происходили на улице Корриентес, одной из центральных артерий города, на которой до рассвета не гаснут огни кафе, баров, кино, увеселительных заведений.
Бурное развитие Аргентины с 1880 до 1930 года, налаживание торговых связей с Европой, привело к тому, что местные богачи раз или два в год ездили в Старый свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго, которое тут же стало всеобщим увлечением.
В период с 1903г. по 1910г. более одной трети выпуска виниловых пластинок тиражом более 1000 экземпляров были с танго музыкой. Сборники нот танго музыки продавались в огромных количествах. В периоде с 1910г. по 1920 характеризуется крупнейшим выпуском записей виниловых пластинок.
В 1902 г. TeatroOpera начало вставлять танго в свои балы. Изначально танго было известно только в узких кругах, но вскоре оно стало популярным во всем обществе, в т.ч. и светском, т.к. театры и шарманщики на улицах распространяли его из предместьев и рабочих районов по всему городу.
В 1912г. танцоры и музыканты из БА прибыли в Европу и первым местом массового помешательства танго стал Париж.
Париж был выбран неслучайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы — не зря ведь, созданная в 60-х годах XVII века, Парижская академия танца многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения «бальной хореографии». Париж влюбился в Танго с первого взгляда. Это был золотой век Танго, период тангомании. Возникла мода на все, что связано с Танго — танго-вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго.Далее повальное увлечение подхватили Лондон, Берлин и другие столицы Европы. К концу 1913 года танго поразило NewYork в США и Финляндию. Вывезенная из БА версия танго была модифицирована. Появилось салонное танго. Но все же танец шокировал многих.
В 1922 руководства (методички, инструкции) установили «Английский» международный стиль салонного танго. Но оно потеряло свою популярность в Европе, уступило место новым танцам: фокстроту и самбе. Кроме того, во всех танцах был общий упадок, в следствии развития кинематографа.
Как только танец Танго широко распространился среди аристократии и среднего класса во всем мире, верхушка общества Аргентины приняла до этого недостойный танец, как свой родной.
В 1913г. танго переместилосьс задворок города в элегантные танцевальные дворцы.
В 1916г. RobertoFirpo, невероятно популярный руководитель оркестра того периода, создает аранжировку для стандартного танго секстета.
Марш РадригесаДж.М. (сочиненный студентами во время беспорядков в Монтевидео) был адаптирован для танго, таким образом появилось популярнейшее культовое танго LaCumparsita.
В 1917 г. народный музыкант CarlosGardel записал первую танго песню MiNocheTrisrte, и с тех пор танго ассоциируется с переживаниями любовной трагедии, изложенной в стихах.
Именно Карлоса Гарделя многие считают родоначальником стиля «старая гвардия».
До 1920 года популярен стиль танго «Канженге». Мода на длинные обтягивающие платья той эпохи ограничивала движения ведомого. Поэтому, стиль предполагал короткие шаги. Танцоры, как правило, двигались со слегка согнутыми коленями, с небольшим смещением относительно друг друга, и в закрытом объятии. Стиль, как правило, танцевали под две четверти ритма.
Танго никогда не относилось к классической музыке до тех пор пока в 1920г. JulioDeCaro, скрипач, не сформировал оркестр и сделал танго более элегантным, целостным и благородным. Кроме того он замедлил темп. Вместе с PedroLaurenz, бандонеонистом, оркестр Caro был популярным на протяжении десятилетий.
В 30-40-е годы ХХ столетия, в Буэнос-Айресе происходит расцвет танго. Танго становится национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель. Он был любимцем всей страны. Сентиментальные песни о любви затронули сердца аргентинцев. На его концерты были аншлаги и танго-пластинки с его песнями вошли в дома многих жителей Буэнос-Айреса. Доступные цены на пластинки сделали возможным широкое распространение танго-музыки для среднего класса. В местечковых салонах танго играли и музыканты на бандонеонах. Появляются профессиональные танго-оркестры. Танго становится народным танцем. Жители Буэнос-Айреса танцуют танго в небольших салонах, где совсем немного свободного места для танцпола. Посещение милонг становится способом общения для местного населения и танго активно развивается как танец.
Пришедший к власти в 1946 году Хуан Перон всячески поощрял народную массовую культуру, в том числе и танго, для которого наступили дни небывалого подъема.
Это время было названо «Золотым веком» танго. В это время самым популярным стилем танго, который танцевали вплоть до и во время Золотоговека, стал Танго Салон. Милонги (танго вечера) проводились на крупных танцевальных площадках под выступления полноценных танго оркестров.
Танго Салон характеризуется медленными, размеренными и плавно выполненными движениями. Он включает в себя все базовыешаги танго и фигуры плюс сакады, барриды и болео. Акцент делается на точность, плавность и музыкальность. Пара танцует в близких объятиях, но объятие гибкое, слегка открывающееся, чтобы освободить место для различных фигур и закрывается вновь для поддержки и равновесия. Походка является наиболее важным элементом, и танцоры обычно ходят около 60% -70% танго мелодии.
В эти годы было создано огромное количество танго музыки. Большое количество музыки, и широкие стилистические отличия между оркестрами позволяли танцорам с легкостью танцевать всю ночь. Четыре яркие школы определяют стилистику танго: DiSarli, d`Arienzo, Troilo иPugliese. Именно в эти годы, говорят о музыкальной классификации танго. О мелодическом, ритмическом и драматическом танго.
Однако в 50-е годы танго опять пришлось уйти в подполье уже в самой Аргентине из-за смены политического режима в стране. Экономический застоем и установление военной диктатуры, которая преследовала любые сборы более 7 человек, так как считала их политическими митингами и собраниями, привело к закрытию многих мест, где танцевали танго.
1976 год… Guerra Sucia en la Argentina… «Грязная война» в Аргентине. В марте 1976 года, в результате государственного переворота, военные захватывают власть в Аргентине. Аресты, пытки, массовое исчезновение людей, убийства. Экономическая нестабильность. Если вместе собиралась группа больше 7 человек власти рассматривали это как политический митинг. Полиция или военные не утруждали себя видимостью судебных процессов. Людей бросали в застенки и пытали. Тела убитых тайно закапывали в братских могилах или сбрасывали в море.
Танго, как и народ Аргентины, подверглось репрессиям. Началось вторжение иностранной музыки. Клубы закрывались, во многих местах перестали нанимать музыкантов. Началось время подпольных милонг. И, танго на долгие семь лет оказалось под запретом.

Старые танцоры вспоминают:

«Нам угрожали, потому что мы учили танцевать Танго…анонимные угрозы, но мы были молоды, нам было всё равно, мы не хотели, чтоб Танго было утрачено.»

Gloria&RodolfoDinzel

«Нас задерживали на улицах для выяснения личности. Меня чаще, чем его, из-за яркого макияжа и одежды, которая для той эпохи была скандальной, хотя я всегда одевалась сдержанно. Допросив, нас отпускали, но все равно это было неприятно. Полицейские не понимали, что мы делаем на улице в такое позднее время. Дело в том, что обычно мы работали не в одном месте за ночь, и нам приходилось ездить по городу, или надо было немного отдохнуть и перехватить чего-нибудь в баре.»

MariaRivarola

Правительство, поддерживаемое политикой США, всячески пыталось искоренить культурное наследие Аргентины. Вместо старых кафе открывались дискотеки с американской музыкой и рок-н-роллом. В результате рок-н-ролл стал более популярным.В 60-70-е годы про танго забывают и аргентинская молодежь предпочитает другие танцы и формы общения.
Милонги переехали в небольшие кафетерии в центре города, в результате чего родился стиль «милонгеро». Изначально возник как стиль «petitero» (маленький с исп.) в 1940-х и 50-х годов в крайне многолюдных танцевальных залах и кафе. Танцуют его в близком объятии, грудь к груди, с партнерами, стремящимися друг к другу, чтобы освободить пространство для ног и движения. В оригинальном стиле Милонгеро не так много украшений или сложных фигур ввиду отсутствия места. Но в наше время эти фигуры в танце этого стиля присутствуют, которые только на первый взгляд кажутся невозможными в тесном объятии. На самом деле, множество сложных фигур можно исполнить даже в милонгеро. Хотя ритмичный стиль близких объятий существует на протяжении десятилетий, термин «Милонгеро Стиль» появился только в середине 90-х годов. Имя ему дала Сузанна Миллер, которая ассистировала Педро «Тете» Рускони. Многие из старых танцоров, которые являются представителями этого стиля (в том числе «Тете») предпочитают не использовать это название.
Так продолжалось до 10 декабря 1983 года, когда к власти пришло конституционное правительство во главе с Раулем Альфонсином. Новое правительство восстановило демократические свободы и действие конституции. С окончанием военной диктатуры танцоры танго по всей стране вновь наконец-то почувствовали, что это значит – быть настоящим Аргентинцем. Все радиостанции круглосуточно крутили хиты аргентинского танго, а танцевальные клубы возникали тут и там.
Начинается эпоха возрождения аргентинского танго. В Париже ставится шоу «Танго Аргентины», на Бродвее мюзикл«ForeverTango» и в Европе «TangoPasion».
После окончания аргентинской военной диктатуры в 1983 году, этот стиль был возрожден танцорамиЗолотого века:

  • Эль Турко Хосе Брахемча
  • ХерардоПорталея
  • Луис «Милонгита» Лемос
  • «Финито» Рамон Ривера
  • «Лампазо» Хосе Васкес
  • Вирулазо
  • Мигель Бальмаседа
  • на милонгах в клубахСинРумбо, Сандерленд, и Каннинг.

Один из самых известных примеров элегантного стиля Салон – стиль Виллы Urquiza, названный в честь северного пригорода Буэнос-Айреса, где расположены клубы СинРумбо и Сандерленд. Танцоры, которые в настоящее время возглавляют течение стиля Виллы Уркиза:

  • Карлос Перес и Розa
  • Хорхе Диспари и Ла Турка
  • Мигель АнхельЗоттои Милена Плебс
  • ОсвальдоЗоттоиЛоренаЭрмоцида
  • Эль ЧиноПеричо
  • Хавьер Родригес иАндреаМиссэ
  • Алехандро Акино
  • Андре Лаза Морено иСамантаДиспари
  • ФабианПеральтаи Наташа Поберадж
  • Семья Миссэ (Андреа, Себастьян, Габриэль иСтелла).

По сей день, танго классы, которые преподают стиль Виллы Уркиза проводятся в клубе Сандерленд каждые понедельник и среду около 8 вечера.
Музыка в современном мире не стояла на месте. И аргентинское танго не явилось исключением.
Настоящим явлением стало творчество аргентинского музыканта и композитора, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп tango nuevo ) Астора Пьяцоллы. На родине в Аргентине он известен как «E lGran Ástor» («Великий Астор»).Однако представители классического аргентинского танго или так называемой «старой гвардии» до такой степени не принимали музыку Пьяццоллы, что даже дали ему прозвище – «убийца танго». Егоэксперименты не очень хорошо воспринимались большинством музыкантов танго.
Человек не легкой судьбы, не однозначная фигура в истории и творчестве, рассказ о нем требует много времени и отдельного доклада.
С Астора Пьяцоллы начались эксперименты со старым классическим танго. Помимо смешения музыки началось смешение инструментов, электронные интерпретации.
Но, такое обновление произошло не только в музыке, но и в стиле танца и преподавания.
Танго Нуэво как стиль преподавания подразумевает структурный анализ танца. Это результат работы «Группы Исследования Танго» (позже преобразованной в организацию «Космотанго»), впервые разработанной Густаво Навейра и Фабианом Саласом в 1990 в Буэнос-Айресе. Воспринимая танго как физику движений на систематической основе, они создали метод анализа с полным набором возможных движений в танго, определяемых двумя телами и четырьмя ногами, движущимися в шагах или кругах.
В шагах, их исследования привели к тому, что в наши дни называют «изменения направления» или «cambios». В поворотах они сосредоточились в основном на том, где располагается ось (уследуемого / у лидера / между ними).Это дало развитие«текучему стилю», где партнеры вращаются вокруг друг друга с постоянно меняющей положение осью, либо постоянно меняя направление в танце.
Многие из последних популярных слов в танго лексике, таких как кольгады, обязаны своим появлением в танго популярности подхода Густаво и Фабиана.
Из этого стиля преподавания сложился новый и уникальный стиль танца, называемый многими стилем Танго Нуэво. Самые известные представители Танго Нуэво– Густаво Навейра, Норберто «Эль Пульпо» Эсбре, Фабиан Салас, Эстебан Морено и Клаудия Кодега, Чичо Фрумболи, и Пабло Верон. Интересно отметить, что все эти танцоры обладают крайне индивидуальным стилем, который невозможно спутать друг с другом, но, в то же время, могут быть легко признаны как Танго Нуэво.
Танго Нуэво часто ошибочно путают с шоу танго потому, что большой процент нынешних шоу танцоров переняли элементы танго нуэво для своей хореографии.
Пока аргентинское танго танцевалось исторически под танго музыку ведущих оркестров DiSarli, d`Arienzo, Troilo, Pugliese, в 1990-е годы молодое поколение танцоров танго начало танцевать танго шаги под альтернативную музыку: «worlddance», электро-танго, экспериментальный рок, «trip-hop» и блюз.
Сегодня Танго вновь накрывает нас уже третьей волной. На наших глазах происходит превращение классического аргентинского городского танца в особый жанр. Танго выходит на сцену. Миллионы людей во всем мире рукоплещут постановкам знаменитых танцоров Танго.
В России тоже появляются свои профессионалы. Танго больше не является новичком и на российском телевидении. Танго звучит из динамиков в торговом центре и в рекламе по телевизору, про Танго пишут деловые еженедельники и рассказывают элегантные ведущие в ночном эфире. Танго очень уверенно входит в российскую современную жизнь.
Еще несколько лет назад число танцующих Танго в Москве и Петербурге измерялось десятками. Теперь счет идет на тысячи. Современное Танго — весьма развитая индустрия, в России первая школа Аргентинского Танго открылась в 1998 году, проходят семинары и мастер-классы известных танцоров и преподавателей, проводятся милонги и международные фестивали. И все это вместе — на фестивалях Танго. Многие любители Танго из России участвуют в этих фестивалях. Их количество огромно, участники съезжаются со всего мира. Можно целый год путешествовать по Европе, переезжая из города в город, из страны в страну, следуя за графиком проведения фестивалей. Можно просто слетать на выходные в любой крупный европейский город «потанцевать». Можно отправиться в Аргентину, чтобы «припасть к истокам» и вдохновиться атмосферой Буэнос-Айреса — родины Танго. Удивительная живучесть мелодий, танца, стиля поражает. Танго вновь стало актуальным. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма.
Сами аргентинцы, конечно, считают танго истинно национальными танцем и музыкой. Но сегодня Танго — просто очень европейский и абсолютно городской танец. Танго — это движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода и еще что-то… Аргентинское танго танцуют во всем мире, и, конечно, в России. Тысячи людей нашли себя в танго или танго в себе.
Вместе с Аргентиной танго прошло через все радости и горести этой страны. Перевороты, кризисы, взлеты и упадок, новое возрождение. И, вот сейчас, аргентинское танго снова «шагает» по миру и завоевывает новых поклонников этого танца.
Начиная с 1977 года, 11 декабря, день рождения певца, «короля танго» Карлоса Гарделя и композитора, дирижёра Хулио де Каро, отмечается в Аргентине как «Национальный день танго».

Список литературы:

  • Tango: The Art History of Love», РобертФаррисТомпсон
  • Драгилёв, Д.Лабиринты русского танго. - СПб.: Алетейя, 2008. - 168 с - ISBN 978-5-91419-021-4
  • Кофман, А.Аргентинское танго и русский мещанский романс // Литература в контексте культуры. МГУ, 1986, с. 220-233
  • Вокруг Света, 31.03.2015
  • Статья «Танго». URL:http://es.wikipedia.org/wiki/Tango
  • Статья «Аргентинское танго». URL:http://en.m.wikipedia.org/wiki/Argentine_tango
  • Статья «История танго». URL:http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_tango

Уже более века страстный, волнующий, ритмичный танец, который носит название «аргентинское танго», ежегодно завоевывает сердца миллионов людей по всему миру.

Популярность танго обрело еще в 19 веке, в Буэнос-Айресе. В те времена, этот, еще совсем юный городок, уже заселяли не только аборигены, но и эмигранты. Музыка, созданная специально для этого танца, представляет собой «коктейль» из мелодий различных национальностей и культур. Впрочем, это можно сказать и о движениях - милонга, рожденная в Аргентине, хабанера из Гаваны, индийские ритуальные танцы, фламенко из Испании и даже немецкий вальс - все они поделились частичкой своей индивидуальности, чтобы в итоге получилось танго, ставшее для многих людей не просто танцем, а настоящим стилем жизни.

История танго

Существует множество теорий происхождения этого направления, однако ни одна из них не подтверждена. Известно только, что в середине 19 века, рабы, привезенные в Аргентину с самого жаркого континента, начали постепенно влиять на местную культуру, даруя ей необычные элементы, которые местное население переняло и сделало «своими».

Когда в начале 20 века население страны достигло отметки в полтора миллиона, уже невозможно было разобраться, какие именно национальности стали родоначальниками тех или иных культурных особенностей. В Аргентине, в то время, было много испанцев, африканцев, британцев, итальянцев, поляков, русских и аборигенов, которые постоянно заимствовали друг у друга музыку, танцевальные движения, привносили в них свои традиционные элементы и выдавали совершенно новые, неповторимые «продукты». Именно так, вероятнее всего, и появилось танго.

Все, что нужно знать о танго

По традиции, музыку для этого танца исполняет оркестр, состоящий из пианино, гитары, бандонеона, контрабаса, флейты и скрипки. Однако, в наши дни, чаще всего, танцорам приходится исполнять движения под мелодии, записанные на компакт-диски или электронные носители, однако истинным ценителям танго это неважно, ведь весь смысл заключается в «общении» между партнерами, страсти, которая закипает, когда мужчина и женщина сливаются в одно целое, исполняя движение за движением.

Аргентинское танго, несмотря на свои особенности и, казалось бы, точную технологию исполнения, является импровизационным танцем, который строится из четырех основных элементов:

* шаг;
* поворот;
* остановка;
* украшение.

Для того чтобы сделать процесс захватывающим, страстным и чарующим, партнеры должны выработать свой собственный стиль, особую последовательность движений и придумать яркие, необычные украшения. Даже профессиональные танцоры, несмотря на предварительные договоренности, не могут точно знать, как именно будет проходить танец.

Один поворот или лишний шаг могут сделать его совсем иным, направить течение в другую сторону и подарить зрителям, поистине, незабываемые ощущения. В первую очередь, аргентинское танго - это слияние сердец и душ, а уже потом, строгая техника, состоящая из «набора» па. Стоит отметить, что у данного направления есть единственное строгое правило - аргентинское танго всегда танцуется против часовой стрелки. От своего «бального» собрата, оно отличается балансом, движениями, наличием импровизационных элементов, музыкой и даже шагами.

Музыка и движения пользуются большой популярностью не только в танцах. К примеру, фигурное катание очень часто сопровождается этими зажигательными мелодиями, а также элементы используются в синхронном плавании , гимнастике и других «красивых» видах спорта.

Виды аргентинского танго

Не смотря на то, что направление кажется вполне понятным и состоявшимся, оно имеет несколько разновидностей, которые, зачастую, может определить только специалист или просто человек, который ценит и уважает искусство танца. Все они имеют собственные названия:

* лисо;
* салон;
* фантазия;
* милогнеро;
* орильеро;
* нуэво.

Попробуем рассмотреть каждую из разновидностей более подробно.

Лисо

Этот стиль обязан своим появлением тесным, переполненным танцевальным залам, в которых, зачастую, не хватало место для совершения поворотов, вращений или фигур и партнерам оставалось лишь выполнять простые движения, плотнее прижиматься друг к другу, но так, чтобы каждому хватало свободы для того чтобы вставить определенное «украшение».

Салон

Это танго исполняется партнерами, которые специально смещаются вправо друг от друга и располагаются в форме буквы V. Стиль, без сомнений, один из самых изысканных, и отличается удалением партнеров друг от друга, что позволяет им выполнять сложные фигуры и повороты. Однако очень важно соблюдать определенную линию танца, в противном случае весь смысл может потеряться.

Фантазия

«Фантазия», по сути своей, является сценическим стилем танго, разработанным специально для создания эффектных, захватывающих шоу. Сюда входят сразу несколько стилей - салон, орильеро и нуэво и даже элементы балета, которые не свойственны ни одному другому виду танго.

Милогнеро

Это направление зародилось еще в сороковых годах 20 столетия, когда танцевальные площадки были малы, а желающих потанцевать так много, и даже лисо, имеющее довольно скромные «размахи» могло показаться непозволительной роскошью. Это танго по сей день любят танцевать на вечеринках и в ночных клубах, потому как тесные соприкосновения тел партнеров и интимность объятий как нельзя лучше походит для мероприятий, куда люди приходят со своими парами или в поисках второй половинки.

Орильеро

Этот стиль очень напоминает салон, однако движения танцоров более раскованы, соприкосновение тел минимально, а все украшения выполняются с размахом, присущим танго в классическом его понимании.

Нуэво

Это современное, недавно созданное направление, которое пока не успело обзавестись своими особенностями и отличительными элементами. По сути, танцоры сами вносят вклад в его развитие, добавляя совершенно новые движения, придумывая оригинальные фигуры и шаги.

Несмотря на такое многообразие направлений, танго был, есть и остается танцем, в котором мужчина и женщина должны не только передавать движения, но также понимать друг друга и дарить заряд энергии и позитива зрителям и своему партнеру.

Когда прошел примерно год с начала моих занятий танго, мне стало интересно, а откуда, собственно, взялось само слово «танго », что за скрытый смысл оно несет, или вовсе в нем нет никакой интриги? Поиски в различных словарях, энциклопедиях, Интернете дали богатую пищу для размышлений. Периодически друзья и знакомые тоже интересуются предметом моих увлечений. Так постепенно родилась идея статьи, в которой захотелось собрать воедино всю информацию, что мне удалось найти по этому вопросу. Все, что Вы прочитаете в этом тексте, отнюдь не является истиной в последней инстанции и вовсе не претендует на звание правды. Это всего лишь краткий перечень существующих гипотез, мифов, легенд, догадок с примесью исторических фактов и справок.

Совершенно точно одно: слово «танго» появилось гораздо раньше, чем возник танец под этим названием. Слово это вовсе и не аргентинского происхождения. Как оказывается, следы его можно обнаружить в африканских наречиях. В том или ином произношении его использовали в Конго, Нигерии, Танзании, Судане, а также на Канарских островах и в различных частях Америки. Так, Винсенте Росси указал на возможность происхождения слова «танго» от какого-либо из африканских диалектов. Эта теория представлена в опубликованной им в 1926 году книге «Cosas de negros» («Дела Черных»).

Еще один танго-исследователь, Рикардо Родригес Молас, соглашается с Росси и приводит целый ряд слов, которые могли стать прародителями «танго». Например, нигерийское племя йоруба поклоняется богу «шанго». В Конго существует танец «ланго». Народность банту словом «тамгу» обозначает танец как таковой.

Хосе Гобело, авторитет в теме танго, добавляет к этому, что в Танзании есть область «танга» и озеро Танганьика. Афро-южноамериканцы исполняют ритуальные пляски «tang» под барабаны, которые называются «танго» или «тамбо» (возможно, от испанского слова «tambor» — барабан).

Молас указывает, что в Конго слово «танго» обозначает «круг», «закрытое место», «частное пространство, вход в которое надо спрашивать». Гобело добавляет, что это слово можно трактовать как «место встречи» и «особое место».

Работорговцы под словом «танго » имели в виду места, где перед погрузкой на корабль собирали рабов. Оно же обозначало места содержания и продажи рабов в Америке. Возможно, таким образом слово «танго» появилось и прижилось в портовых городах Буэнос Айресе и Монтевидео, которые долгое время были перевалочными пунктами работорговли.

Многие исследователи сходятся в том, что первоначальный смысл слова «танго» — все же закрытое пространство, где африканцы собирались потанцевать, а позднее - и сам этот танец.

Некоторые исследователи проследили трактовку слова «танго» в разных изданиях Словаря Испанской Королевской Академии Словесности. Результаты — очень любопытны. Например, в издании 1899 года «танго» определено как «веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке». Второй смысл слова — «музыка для этого танца». В данном случае под Америкой следует понимать испанскую часть целого континента без Канады и США. Издание 1914 года находит происхождение «танго» в латыни и пытается связать его с глаголом «тангир» («играть на инструментах»). Например, выражение «эго танго» имеет смысл «я играю». Там же можно найти упоминание слова «тангере» в значении «трогать». Позднее эти ссылки были удалены из словаря, возможно, в их правильности усомнились. В издании Словаря 1925 года добавлена следующая трактовка слова «танго»: «танец высшего общества, ввезенный из Америки в начале столетия». Вот так на страницах одной книги «танго» прошло путь от «низших» до «высших» слоев общества. И только в издании 1984 года термин «танго» приобрело нынешний смысл - аргентинский танец.

А вот и еще несколько любопытных версий происхождения слова «танго». В разное время в родстве с ним были «заподозрены» китайская династия Тан, французский глагол tangier (трогать), некая мексиканская песня «старинное танго» (ссылка на нее найдена в архивах Святой Инквизиции в Мексике), безудержные танцы негров-колонистов под названием «тангО» (с ударением на «о») и даже японцы, жившие на Кубе (по мнению Эдуардо С. Кастильо).

Наверное, не имеет смысла спорить, какая из упомянутых версий ближе к истине. Скорее всего, существуют и другие объяснения, значения и смыслы этого слова. Более того, сам танец, который сейчас обозначают словом «танго » претерпел сильные изменения и назывался по-разному в разные периоды времени. Но это уже другая тема. Если Вам известна еще какая-либо информация, касающаяся затронутого вопроса, поделитесь ей в комментариях, это интересно.