Движения для танца. Изучаем танцевальные движения с дошкольниками

Танец, эмоциональный, страстный, наполненный динамизмом и чувствами, бьющими через край. Кто из нас не хотел бы, глядя на танцевальные па опытных профессионалов, научиться делать то же самое? Для этого, прежде всего, следует посмотреть внутрь себя и увидеть там «свой» танец. Можно быть уверенным, что глубоко внутри, там, где живет душа, есть и книга чувств каждого человека. По ней можно с легкостью прочитать, каким танцем легче всего можно выразить свое собственное «Я». Средств для выражения таких чувств – великое множество, так же, как много на свете и стилей, направлений танцевальной музыки. Кому-то больше нравятся быстрые, веселые танцы, кто-то без ума от классических видов этого искусства, а кто-то предпочитает медленные движения.

На самом деле, движения для танца легко рождаются в нашем теле, если определен вид танца и в распоряжении танцора имеется соответствующая музыка. Страстная, лавинообразная латина, энергичный брейк, стремительный рок-н-ролл или изящное танго. Что выбрать из всего этого многообразия? Когда выбор сделан, можно приступать к подбору музыки. Проще всего скачать ее из Интернета и затем вывести на колонки компьютера. При этом не обязательно делать максимальный звук. Он – один из главных «двигателей», но не основной, потому что любой танец исполняется, прежде всего, мыслями и движениями души. Под оглушающую мелодию можно только «оторваться», вытрясти скопившуюся энергию. А вот исполнить танец можно только при 60-75-процентом уровне звука. В этом случае, кстати, и колонки компьютера звук не будет «запирать», а значит, его качество гарантировано!

Задавшись целью, как придумать танец, можно приступать к ее реализации. Если выбрано что-либо из латиноамериканских танцев (самый популярный сегодня, пожалуй, мамбо, воспетый в первой серии фильма «Грязные танцы») , то главными движениями здесь будет все, что имеет отношение к покачиванию бедрами, вращениям, динамичным и ритмичным перемещениям по помещению, выбранному для тренировки. Впрочем, достаточно вспомнить некоторые эпизоды из вышеупомянутого фильма – и попробовать (нет, ни в коем случае не копировать!) импровизировать на заданную тему. При этом нельзя забывать о придании движениям сексуальности и игривости – непременных спутников знойных латиноамериканских танцев. Если больше по душе акробатика, то прекрасно подойдут ритмы брейка. Наглядным пособием для этого вида танцев служат отрывки из советского «Курьера» и более поздних «Шаг вперед» и «Будь круче! »

Теперь, когда произошло определение по части музыкальных пристрастий, пора переходить к вопросу о том, как придумать танцевальную композицию. Для примера того, с чего необходимо начинать, следует просмотреть характерный эпизод из фильма «Метод Хитча». Главный герой (его роль играет актер Уилл Смит) учит своего подопечного, какие движения лежат в основе всего. Итак, становимся прямо перед зеркалом. Руки согнуты в локтях и локтями прижаты к линии талии. Стараясь попадать под музыкальный ритм, делаются следующие движения: левая нога в сторону с переносом на нее веса (раз!) , правая приставляется к ней (два!) , правая нога возвращается на свое место с переносом на нее веса тела (три!) , левая приставляется к ней (четыре!) Вот основа, на базе которой можно выучить все, что угодно, тем более, если львиная доля клубной музыки, как известно, легко попадает в формат «четыре четверти».

Следующая прогрессирующая фаза обучения – постижение понятия того, как красиво танцевать. Для этого поначалу совсем не обязательно в поте лица «штудировать» видео-самоучители. Достаточно встать в выше упоминавшуюся «классическую» позу, начать движения на раз! -два! -три! -четыре! , довести их до автоматизма и начать думать о чем-нибудь очень хорошем. Например, о девушке или молодом человеке, встреченном накануне на улице. Теперь, когда мозг получил позитивный заряд, можно начинать фантазировать. Другой, не менее продуктивной темой, является мысленное воспроизведение сюжета о том, что у танцующего связаны ноги. Попытки освободиться от пут и станут наиболее эффективным методом для того, чтобы начать вносить в танец разнообразие. В принципе, лучшая часть известных танцевальных композиций рождена на основе импровизации.

О том, как двигаться в танце, лучше всего подскажет сердце танцора. При этом важно помнить, что не экстравагантные трюки из раздела высшей акробатики, а проявление душевных чувств могут заставить избранницу отдать свое сердце танцору. Если же танец исполняет девушка, то следует знать: лучший способ завоевать сердце парня – исполнить стриптиз. Но при этом не делать танец вульгарным, а, напротив, придать ему в меру эротический, дразнящий характер. Чем больше недосказанности, чем глубже тайна – тем острее желание того, для кого демонстрируется танец, принять в нем самое активное участие. Не этого ли эффекта добивается изначально тот, кто желает показать свои чувства другому? А чувства, как другие проявления симпатии, могут составить успех только в том случае, если они романтичны, волшебны и сказочны.

Танцевальные движения

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно):
ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими.

«Три притопа» (исходное положение «узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично. Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой. Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполнятся в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед. Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка» :

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

«Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.

«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямится, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.

«Елочка» - исходное положение: ноги - «узкая дорожка», руки «полочка», «поясок» и др.. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.

«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.

«Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает до правого плеча, рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение. Все на «пружинке». Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении. 1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д. 2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга - шеренги меняются местами. «Играть с платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.

Танцевальные движения для мальчиков 6-7 лет:

«Козлик» - исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх), на счет «два» - возвращаются в исходное положение.

«Веселые ножки» - положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.

«Гусиный шаг» - исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке». Широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не 8-ми тактов.

При постановке танца не обойтись без творческого подхода, терпения и упорного труда! Позвольте музыке и выбранному жанру стать вашим вдохновением, чтобы все движения могли сложиться в захватывающую последовательность. Важно быть уверенным в танцевальных шагах и умениях исполнителей. А важнее всего получать удовольствие от процесса! Отрепетируйте и проведите ваше выступление с уверенностью в собственных силах.

Шаги

Часть 1

Ищите вдохновения

    Хорошо обдумайте танцевальную программу. Возможно, вы хотите донести зрителям конкретную идею или передать настроение. Начните записывать свои идеи и мысли в блокнот, компьютер или делать заметки на телефоне. Во время работы над постановкой перечитывайте свои ранние записи, так как в них будет содержаться ваше вдохновение и общее направление мыслей.

    • Вдохновляйтесь другими постановками. Это могут быть уличные выступления, ролики на YouTube и классические постановки. Пересматривайте старые мюзиклы и современные клипы.
  1. Учитывайте место вашего будущего выступления, повод и зрителей. При постановке танца очень важно знать, для чьих глаз предназначается ваша постановка. Для кого вы будете выступать? Какой вид танца от вас ждут? Хореографу нужно учитывать характер будущего мероприятия и место его проведения. Танцоры будут выступать на сцене, в спортзале или на улице? Ваш танец будет исполнен на творческом вечере или в перерыве баскетбольного матча школьной команды? Ответы на эти вопросы определяют характер вашего танцевального номера.

    Определитесь со стилем. Вам придется выбирать из сотен вариантов. Можно поставить танец в стиле хип-хоп или зажигательное фламенко. Выбирайте стиль соразмерно талантам и умениям ваших танцоров. При наличии достаточной смелости можно поставить сборный танец. Объедините и смешайте разные стили в рамках одной программы.

    • Выбирайте нескучный стиль, который по душе вам и вашим танцорам.
  2. Выберите песню. Важно, чтобы песня дополняла танец. Классические произведения уместны для балета, а вот для хип-хопа нужна более современная мелодия. Песня должна стимулировать ваши творческие способности, мотивировать танец и заинтересовать зрителей.

    • Не бойтесь выбрать нестандартную песню. В некоторых случаях риск сполна оправдывает себя. Слушайте новых исполнителей и музыкантов из других стран.
  3. Определитесь с количеством танцоров. Это будет прекрасное соло или смелый дуэт? Возможно, вы хотите создать сложный групповой номер или простой танец, который подхватит толпа? Важно решить, сколько танцоров вам нужно, чтобы передать вашу идею зрителям.

    • Проявляйте гибкость! Если ваши танцоры вызвались выступать добровольно, то вы можете не собрать изначально желаемое количество выступающих.
  4. Отработайте переходы. После создания основных фрагментов танца нужно придумать переходы. Они не должны разрушать структуру танца, но органично соединять разные фрагменты. Переходы не станут самыми яркими моментами танца, однако нельзя допустить, чтобы они были скучными. Придумайте запоминающиеся переходы между фрагментами.

    Реквизит, костюмы и звуковые эффекты. Обдумайте необходимость реквизита для вашего танца – не оставляйте этот момент на потом. Реквизит должен помогать танцу и расширять границы движений. Также важным компонентом танца являются костюмы. Парящая юбка всегда подчеркнет вращательные движения или выразит эмоцию. Звуковые эффекты сделает постановку объемной. Выкрики, хлопки, притопы и подпевания станут дополнительным измерением вашего танца. Их нужно использовать экономно и последовательно.

    • Реквизит и костюмы должны нести смысл, подходить стилю танца. При этом они не должны отвлекать внимание зрителей от самой постановки.
  5. Запишите программу танца. Перед репетициями нужно подготовить программу в письменной форме. Включайте столько информации о шагах, сколько вам покажется необходимым. Не бойтесь использовать собственные сокращения. Запишите особо сложные места, которые могут потребовать дополнительное время на объяснения и демонстрацию. Организованность и подготовленность – ключ к успеху.

Часть 4

Повторяйте, репетируйте и прогоняйте номер на сцене
  • Не все движения должны быть сверхсложными. Простые шаги разбавят общую картину.
  • Считайте до восьми, чтобы было проще запоминать последовательность.
  • Дайте свободу творчеству. Выражайте собственный стиль и личные ощущения.
  • Просто придумать танец под песню недостаточно. Расскажите целую историю!
  • При постановке танца важно слышать мнения и советы со стороны.
  • Экспрессия – самая важная часть хореографии. Вы и ваши танцоры не должны забывать об этом во время танца. Никто не поверит вашей истории, если танец и действующие лица лишены эмоций.
  • Танцы - отличный способ взбодриться, поднять себе настроение и сжечь лишние калории. Не стоит недооценивать пользу от столь простой кардио нагрузки. Даже легкие движения танца способствуют укреплению сердечной мышцы и помогают сжечь около 300 калорий в час.

    Легкие движения ногами

    Самое легкое движение для танца называется «квадрат». Мысленно нарисуйте перед собой квадрат с шириной ребра, равной расстоянию между вашими ступнями. На счет раз – наступите левой ногой в левый верхний угол воображаемого квадрата, делая шаг вперед. На счет два – наступите правой ногой в правый верхний угол квадрат (левая, все еще стоит в левом углу). Во время разучивания движения, руки лучше держать на поясе, а корпусом немного подаваться вперед к той ноге, которая шагает. Далее ставим левую ногу назад в нижний левый угол воображаемого квадрата, а правую в правый. Все - движение окончено. У вас получиться шаг «box step» который вы неоднократно видели в клипах и различных фитнесс программах.

    «Квадрат» можно выполнять крест-накрест. Представим себе все тот же воображаемый квадрат. Теперь шаг будет несколько сложней, попробуйте сделать медленно, чтобы не запутаться в ногах. Начинаем с правой ноги, выносим ее вперед и ставим в левый верхний угол вымышленного квадрата. Ступни у нас будут теперь стоять крест-накрест, но нужно левую ногу вынести из-за правой ноги и поставить в верхний правый угол вымышленного квадрата. Можно податься немного вперед, так как соблюсти четкую линию не получится. Снова получился крест – накрест. Из этого положения, шагаем правой ногой назад, ставя ее в нижний правый угол квадрата, а левой ногой назад в нижний левый угол. Все правильно, вперед мы шагали крест-накрест, а назад ровно.

    Еще одно простое движение ногами - это «слайд». Ставим одну ногу в сторону и немного ее сгибаем, а вторую «тянем» следом как по скользкому полу, понемногу выпрямляя опорную ногу, теперь в другую сторону: поставили ногу, перенесли на нее вес тела, и по инерции вторая нога тянется за телом. Не забываем приставлять ту ногу, которую тянем к опорной ноге. В этот момент можно сделать хлопок руками и получается готовое движение для танца. Такие слайды часто используют в хип-хоп.

    Легкие движения руками

    Самое легкое движение рук для танца начинается с плеч. Ставим руки на пояс, подтягиваем сначала левое плечо к уху, потому правое, левое потом правое. Делаем по очереди. Теперь опустили руки и выпрямили. Поднимаем левое плечо потоп правое и снова левое и правое, быстро. Добавим небольшие покачивания корпусом из стороны в сторону (каждый раз к тому плечу, которое поднимается), у нас получилось движение руками.

    Если вам плохо удаются стандартные движения, представьте что перед вами стекло, а в руках тряпка. Теперь вам нужно помыть стекло, и вы начинаете делать характерные движения тряпкой, как при мытье окна. Меняйте руки: то левая, то правая, пробуйте «мыть стекло» двумя руками сразу, то выше, то ниже.

    Из таких ассоциативных движений может состоять весь танец. Например, представьте, что вы отправляете на дорожку шар для боулинга. Простые движения бедрами в стороны и параллельно вы отпускаете вымышленный шар для боулинга, сначала одной рукой, потому другой.

    Восьмерка

    К легким движениям для танца можно отнести и «восьмерку». Принцип движения очень прост. Нужно двигаться по траектории знака бесконечности. Отдельно можно выполнять «восьмерку» бедрами, отдельно коленями, отдельно плечами или сразу всем корпусом. Попробуйте выполнять этот прием, с разной амплитудой, чтобы понять какая именно «восьмерка» лучше всего смотрится в вашем исполнении.

    Инструкция

    Выберите музыку. Не ориентируйтесь на стили и направления в современном танце. Пусть станет основным проводником и путеводителем. Просто включите музыку, которую любите. Встаньте посреди комнаты, закройте глаза, слушайте. Будет эта музыка грустной или веселой - не важно. Главное, чтобы вы почувствовали гармонию во время прослушивания. Когда ваше тело почувствует, что ему хочется двигаться - позвольте ему это делать. Отдайтесь этому порыву и начните импровизировать. Двигайтесь по комнате как можно более свободно. Помните, что вам некого и стесняться. В комнате только вы . Если хочется контролировать движения можете танцевать перед зеркалом. Но лучше всего ни на что не ориентироваться и быть абсолютно свободной.

    Прослушайте выбранную композицию еще раз. Изучите ее структуру - любая музыкальная композиция ее имеет. Можете построить , опираясь на развитие мелодии, продумайте послание, которое хотите передать зрителям вместе .
    Встаньте перед зеркалом и начинайте двигаться, уже ориентируясь на звучание более осознанно, для удобства считайте - «раз и два и три и четыре и... (до восьми)». Каждое движение, которое будет казаться вам удачным, рожденным в союзе с музыкой - запоминайте, повторяйте несколько раз. Для этого останавливайте музыку в любой необходимый момент. Постепенно начнет выстраиваться композиция самого . Соединяйте движения между собой таким образом, чтобы они пластически выходили одно из другого.
    Не бойтесь делать паузы, просто постоять, не двигаясь, несколько секунд. В танце важна пульсация, потому что он состоит как из моментов действия, так и из моментов покоя. Не забудьте соблюсти правило высшей точки - в танце, наряду с завязкой и , обязательно должна быть кульминация - самый яркий момент, в котором вы раскроетесь на сто процентов.

    Учитывайте, что танец для одного намного сложнее поставить, чем для группы. Просто потому что-то одному на глазах у многочисленных зрителей всегда сложнее. Поэтому придумывайте танец по частям, и при этом начинать с первой не обязательно. Сгруппируйте все движения в блоки и развивайте каждый блок, как отдельный маленький танец . Так легче будет удерживать структуру. Следите, чтобы придуманные вами движения стилистически подходили друг другу, логично рождались одно из другого.
    Старайтесь избегать грубых «склеек» - долей секунды когда вы ждете изменения музыкальной темы, чтобы начать новое движение. Заполняйте такие промежутки движением.