Тема урока сияние византийской живописи. Мировая художественная культура (10 класс)

Византийская империя справедливо считается прямой наследницей империи Римской. Просуществовала она более тысячелетия и даже после нападения варваров, которое удалось благополучно отбить, она еще несколько столетий оставалась наиболее сильным христианским государством.

Основные черты Византийской империи

Прежде всего следует сказать, что название “Византия” появилось не сразу – до 15 века это государство называли Восточной Римской империей. Располагалась эта империя на востоке Средиземноморья, а в период своего расцвета имела земли в Европе, Азии и даже Африке.

Благодаря средиземноморскому климату земледелие и скотоводство в стране развивались и процветали. Также на ее территории активно добывались полезные ископаемые, такие как золото, олово, медь, серебро и не только. Но важным была не только ее способность обеспечивать себя всем необходимым, но и то, что империя имела очень выгодное расположение: например, через нее проходил Великий шелковый путь в Китай. Составлял путь благовоний 11 тысяч километров, он проходил через многие важные точки и принес государству немалую часть его богатств.

Византийскую империю и восточнохристианский мир связывал не менее знаменитый путь – “из варяг в греки”, который начинался в Скандинавии и, проходя через Восточную Европу, вел в Византию.

Столицей византийской империи был Константинополь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Константинополь.

Численность населения государства была очень высокой – таким количеством людей не могла похвастаться ни одна европейская страна. Например, в Средние века в Византии проживало 35 миллионов человек – очень большое по тем временам число. Основная часть населения разговаривала на греческом языке и являлась носителем эллинской культуры, однако в Византии нашлось место и сирийцам, и арабам, и египтянам, и представителям других этносов.

Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Византия сохраняла античное наследие дольше, чем государства Западной Европы, поскольку оно стало краеугольным камнем ее государственного устройства. Как и у римлян, у византийцев было два любимых развлечения: театральные постановки и конные состязания.

Однако к 8 веку господствующей стала традиция христианская: все жанры искусства прославляли Бога и его подвижников. Так, самым распространенным жанром литературы становятся жития святых, а живописи – иконопись. Выдающиеся деятель этого периода – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Рис. 2. Иоанн Златоуст.

Именно в Византии возник крестово-купольный тип церкви, который впоследствии станет основным архитектурным направление при постройке храмов в Древней Руси. Украшали церкви мозаиками – это еще одна характерная черта византийской церковной традиции.

Рис. 3. Образец византийской мозаики.

Интересно: Образование в Византии было очень развитым и общедоступным – даже бедняк мог пойти в школу и потом претендовать на государственную должность, что было и почетно, и прибыльно.

Что мы узнали?

Сколько веков просуществовала Византийская империя и когда появилось то ее название, которое принято сейчас, какие основные черты она имела, и какой город был ее столицей. Также были рассмотрены особенности ее культуры, в которой смешались античная и христианская традиции. Обращено особое внимание на выгодность ее географического положения: через Византию пролегали путь из варяг в греки и Великий шелковый путь. Еще уделено особое внимание архитектуре и образованию, а также литературе и образу жизни византийцев в целом: перечислены его характерные черты.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 8.

Данные об авторе

Спицина Светлана Михайловна

Место работы, должность:

МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания

Воронежская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

Мир Византийской культуры

Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме, установить связь русской и византийской культур;

развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.

Внутрипредметные связи: 395г - деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г - крещение Руси;1054г. - раскол церкви на католическую и православную.

Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.

Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».

План урока.

1.Введение. Крещение Руси.

2.Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)

3.Науки - школы, развитие математики.

4.Архитектура.

5.Живопись.

q Иконы и иконописцы

q Мозаики

q Образ иконы Владимирской богоматери

6.Музыка Византии.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.

Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

- Видеофрагмент «Крещение Руси»

Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?

Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача - внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской , т. е. Римской империей.

2. Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».

Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором , является жемчужиной мировой архитектуры.

Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») - храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов - нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю - священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста - главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол - символ неба (Рисунок 3).

3. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.

Мозаика - картина, выполненная из цветных камешков - смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями - рисунки 4, 5).

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон - иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов - династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:

1.Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2.Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3.Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4.Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.

Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 - о переезде во Владимир.

4. «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.

По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами . Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков - невмов , сама же система получила название - осмогласие .

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) - музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.

Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.

5. Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.

Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.

Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».

По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.

Мир византийской культуры

Цель: способствовать развитию у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с характерными особенностями византийской культуры, ее значением в развитии мировой культуры;

Познакомить с шедеврами творчества византийских мастеров на примере собора Святой Софии в Константинополе, искусстве мозаики и иконописи;

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, интереса к творчеству цивилизаций прошлого.

Оборудование: карта «Византийская империя», репродукции.

Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.

План урока:

1. Исторический очерк.

2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.

3.Искусство мозаики.

4.Иконопись.

Ход урока

1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:

- Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.

Кто считается основателем Византийской державы?

Назовите столицу Византии.

Как называли этот город славяне?

Как называется этот город сегодня?

На территории какого современного государства он находится?

Почему Константинополь называли «золотым мостом»?

Как долго существовала империя? Какова ее судьба?

Задача для учащихся: в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.

2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).

Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.

Сообщение учащегося о храме Св. Софии (см. Приложение 2).

Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.

Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).

Запись в тетради.

Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.

3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.

Запись в тетради.

Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.

Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.

Особенности византийских мозаик:

Использование кубиков различной формы и величины;

Применение золотого фона;

Закрепление кубиков под разным наклоном;

Эффект сияния.

4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».

Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.

Запись в тетради.

Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.

Итог урока.

Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.

Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?

Выставление оценок.

Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».

Приложение 1.

Император Юстиниан.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.

Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

Приложение 2.

Собор Святой Софии.

Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Византийский стиль Изучение греческих строений начинают, как правило, с Микен.«Хотя массивность кладки и свойственное им преимущественно подземное, пещероподобное расположение сходны со всеми первобытными постройками, развалины Микен (напоминающая ассирийские

Из книги История Российская. Часть 5 автора Татищев Василий Никитич

О СОБЫТИЯХ 1618 – 1619 гг. С ОТДЕЛЬНЫМИ ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ (1625 – 1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД Подъем византийских городов, начавшийся в середине IX в. и достигший апогея в Х-ХІІ вв., был связан, главным образом, с торговой деятельностью и повсеместным распространением ремесленного производства. Появляется новый тип объединений производителей

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР

автора Гийу Андре

Византийский Запад Полководцы Юстиниана в VI в. принесли империи Италию, Сицилию, территории у гор Атласа и юг Испании, а также Сардинию, Корсику и Балеарские

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийский Восток Восточная часть Византийской империи включала в себя Балканский полуостров и Грецию, Херсонес Таврический, Малую Азию, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину и Синайский полуостров, остров Кипр, а также Египет и

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

О событиях 1618–1619 гг. с отдельными записями о событиях последующих годов (1625–1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши город,

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Спор о датах Историки имеют дело с годами, десятилетиями, столетиями; археологи и антропологи, изучающие древнейших людей, оперируют большими отрезками времени - десятками и даже сотнями тысяч лет. Это уже масштаб не только «исторический», но и «геологический». Правда,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

6.5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ЕГИПЕТ Масштабы катастрофы III в. были таковы, что торговля почти прекратилась, в IV столетии все налоги собирались натурой, и государственные чиновники вместо денег получали продуктовые пайки. О ценах в этот период трудно судить из-за огромной инфляции: в 293

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

6. О начальных датах истории Руси Выше мы установили с полной несомненностью, что первый летописец пользовался болгарским, а не византийским летосчислением, т. е. от цифры лет «от Сотворения мира» для перехода на наше летосчисление отнимал не 5508 лет, а только 5500. Отсюда

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги Книга I. Хрустальный Христос и древняя цивилизация автора Саверский Александр Владимирович

Византийский пирамидион На иконах, посвященных Сретению, мы видим изображение пирамидального камня. Сретение (встреча) символизирует как встречу человека с Богом, так и встречу Ветхого и Нового Заветов. Лучше один раз увидеть: XV в., Новгород Андрей Рублев, Даниил

Из книги Линия горизонта автора Миронов Сергей Михайлович

О «скелетах» в шкафах и объединяющих датах Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать о том, что грехи сталинизма оплачены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина, а также – о

Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович МХК 10 класс

Тема "Мир византийской культуры"

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

    Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

    Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

    Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

    Учиться анализировать памятники искусства.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

    Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

    Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

    Обогащать духовный мир учащихся.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

План урока.

I. Орг.момент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

    Византийская архитектура.

    Искусство мозаики.

    Мастерство иконописи.

    Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Беседа по вопросам.

    Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?

    Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?

    Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?

    Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики.

Что такое византийская мозаика.

    Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».

    Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

    совершенные композиционные приемы; декоративность; колористические эффекты; сопоставление контрастных цветов; регламентация цветовой гаммы; манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор; композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

    Что такое смальта?

    Откуда в Византию пришло искусство мозаики?

    Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

    Что такое икона.

    Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Характерные особенности икон:

    фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);

    строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;

    высокий лоб – средоточие духовного начала;

    сияющий нимб вокруг головы;

    пристальный, суровый взор увеличенных глаз;

    статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;

    декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;

    цвет на иконах символичен.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

    Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.

    В центре внимания художника стоит человек.

    Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

    Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.

    Синтез различных видов искусств.

    Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.

    Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

    Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.

    Православная культура развивается по канонам византийского искусства.

    В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

    Что нового узнали на уроке?

    Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

Все на свете уходит – остается искусство.