По тексту В.А.Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного.» (Проблема истинной красоты человека) (ЕГЭ по русскому). Внутренняя, истинная красота человека - аргументы В а сухомлинский во внешней человеч


Что такое красота? Какой она может быть? Говоря о красоте человека, в первую очередь мы подразумеваем внешние данные человека. Так что же делает человека красивым? Именно эту рассматривает в своем тексте Сухомлинский.

Автор обращает внимание читателя на то, что внутренний мир человека накладывает печать и на его внешность. Так, он приводит в качестве примера дискобола, которого Мирон запечатлел в момент, когда напряжение внутренних духовных сил человека гармонирует с напряжением его физических сил.

Но Сухомлинский также обращает внимание на то, что красота создается волнениями, заботами – тем, что обычно называют «муками творчества».

Вспомним героиню романа Льва Толстого «Война и мир» Наташу Ростову. Автор нарочно показывает внешнюю некрасивость Наташи, но никто из окружающих не мог назвать ее некрасивой: все были восхищены юной особой, её чистой и светлой душой. Говоря об этом романе, нельзя не соотнести образ Наташи с образом Элен Курагиной. В данном случае за красивой внешностью скрывается мелочная, жадная и эгоистичная натура, об этом говорят её многочисленные измены и ложь, которых нельзя ничем оправдать. Её внешняя красивость лишь испортила, Элен не смогла скрыть за ней свой скудный внутренний мир.

Таким образом, можно прийти к выводу, что внешность человека играет немаловажную роль в его судьбе, но самым главным все равно будет душа. Именно душевная красота кладет отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и поведение.

Обновлено: 2018-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Настоящая красота человека по тексту В. А. Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления...»

Размышляя над этой вечной нравственно-эстетической проблемой, автор пытается донести до читателя мысль о том, что красота – это не только внешнее совершенство, это прежде всего «внутренняя одухотворённость: богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважение к людям и к себе». По мнению Сухомлинского, красивым человека делают «муки творчества», любимое дело озаряет внешний облик внутренним вдохновением, «свечением души». Напротив, бездеятельность и безнравственность губят красоту, более того, уродуют, придают чертам лица грубость, нелюдимость, угрюмость.

Мне близка точка зрения Сухомлинского. Внешняя красота не всегда является показателем истинной, подлинной красоты человека. Достаточно вспомнить классический пример – героиню романа Л.Н.Толстого Элен Безухову. Ослепительная светская красавица, с мраморными плечами, тяжёлой косой вокруг головы, сияющей улыбкой оказывается внутренне нечистоплотной, развратной, лицемерной и подлой.

Полной противоположностью ей является княжна Марья Болконская. Внешне некрасивая, она внутренне озарена светом любви, бесконечной заботы о своих близких. Этот свет лучится через большие прекрасные глаза княжны Марьи и делает её лицо особенно в минуты какого-то душевного подъёма или напряжения необычайно красивым.

Нас всегда привлекают к себе люди с красивой внешностью. Кажется, что они наделены какими-то необыкновенными качествами. Но если после более близкого знакомства ты вдруг видишь, что человек высокомерен, эгоистичен, завистлив, ты разочаровываешься в нём, и внешняя красота меркнет. Бывают противоположные ситуации: ничем не привлекательный внешне человек оказывается милым в общении, доброжелательным, готовым поддержать в трудную минуту. И ты понимаешь, что лучше человека не встречал, внешние недостатки уходят на второй план, становятся незаметными.

«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней, » - сказал французский писатель В.Гюго. И к этим словам нечего добавить.

Обновлено: 2018-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Красота природы» - Ягоды соком наполнились, Солнечной краской окрасились. « Полюби родную ниву. Осина. В. Ворона. 5. Не отведать ли еще Ягодок немного. Малина. В обхвате пять аршин Три сотки крона занимает. С. Есенин. Плетут для меня Кузовки и лукошки. О. Высоцкая. Полюби зеленый бор И на землю, и на небо Устремляй пытливый взор.» А. Круглов.

«Человеческие расы» - Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Представление о расах. Для каждой расы характерно единство происхождения. Обобщить имеющиеся знания о человеческих расах. План. Сформировать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма. Европиоидная- коренное население Европы,Южной Азии и Северной Африки.

«Модель представление» - Случай рис. 2.12.а показывает нелинейную функцию вида y=f(x). Система. Классификация видов моделирования систем приведена на рис. 1.9. Феноменологическая модель основывается на качественном понимании физической ситуации. Структурные схемы отдельных фрагментов модели: Отсутствуют только конкретные значения символических параметров и начальных значений.

«Идеал человека» - Основная часть. Актуальность. Что делает человеческую жизнь осмысленной? Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных наименований. Детектив. Автор работы: Дробышева Анастасия Николаевна. Драматургия. В драме изображается жизнь в событиях, поступках, столкновениях героев.

«Информация и формы её представления» - Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. Презентацию подготовила ученица 10 класса Макарова Ксения. Приведем пример аналогового и дискретного представления информации. Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и.

«Красота японского искусства» - Искусство Японии. «Не сотвори, а найди и открой». Но в саду деревьев главное – деревья… Для Японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Деревья, камни, вода – неотъемлемые составные части Японского сада. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки.

(пособие Н.А.Сениной, 2016, вариант 1)

С древних времён люди подмечали прекрасное. Художники изображали его на своих полотнах, поэты — в стихах, а философы и мыслители размышляли над загадкой истинной красоты. Люди веками пытались постичь эту тайну.

Так какую же красоту можно назвать настоящей ? Ответ на данный вопрос даёт Павел Васильев, размышляя над поставленной проблемой.

В современном мире у людей сложился стереотип, что красота — совокупность лишь внешних признаков. Однако это большое заблуждение. Существует ещё и внутренняя красота, имеющая не меньшее, а то и большее значение, чем внешняя. Недаром говорят, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Истинная красота — это совокупность как внешности, так и души. Об этом пишет автор данного текста: «Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.» Девушка прекрасна снаружи, но имеет изъяны внутри, так как её душа черства. Она ставит свои насущные проблемы выше истинных общечеловеческих ценностей, таких как помощь близкому. «Меня там ждут… — добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, — она выразительно посмотрела на меня…» При помощи такого контраста автор показывает её истинное уродство, перед которым меркнет внешность.

Таким образом, писатель полагает, что красота — это совокупность внешних и внутренних качеств. И я абсолютно с ним согласен.

Привлекательная внешность не всегда свидетельствует о богатом внутреннем мире. Элен Курагина в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» обладает необыкновенной красотой. Однако впоследствии выясняется, что это всего лишь яркая обёртка, за которой – пустота и духовное убожество. А Наташа Ростова и Марья Болконская не идеальны внешне, зато прекрасны внутри. Именно этим героини и привлекают людей. Приведённый пример доказывает, что душа иногда играет намного большее значение, нежели внешность.

Иногда духовная красота может затмить наружные изъяны. Так, в стихотворении Н. Заболоцкого говорится о некрасивой девочке, похожей на лягушонка. Внешне она не симпатичная, зато прекрасная своей внутренней самобытностью. Её живая и открытая душа поражает и привлекает автора. Таким образом, данный пример доказывает, что духовный мир человека может быть намного важнее его внешности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: истинная красота, это не только яркая обёртка, но и богатый внутренний мир. Ведь недаром говорят, что о книге не судят по её обложке.

Владислав Соболев

Разделы: Русский язык

Цели урока.

Образовательные:

  • обобщить и расширить представление о рассуждении как типе речи;
  • систематизировать знания о публицистическом стиле текста;
  • научить отбирать материал на морально-этическую тему.

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием умения строить текст рассуждения;
  • продолжить работу над формированием умения находить в тексте языковые приметы публицистического стиля;
  • продолжить работу над формированием умения отбирать материал на морально-этическую тему.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся чувство прекрасного;
  • развить у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование: репродукции картин, мультимедиапроектор, диск с записью музыкального произведения А. Вивальди “Времена года”, раздаточный материал с фрагментом произведения В. А. Сухомлинского “Письма к сыну”.

План урока:

I. Вступительное слово.

II. Введение эстетической категории “красота” на основе произведений изобразительного искусства.

III. Разъяснение понятия “красота”. Обращение к народной мудрости и музыкальному произведению.

IV. Воплощение красоты в слове. Анализ текста (В. А. Сухомлинский “Письма к сыну”).

V. Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

VI. Определение тем сочинения.

Ход урока

I. Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

II. Посмотрите на репродукции картин: “Венеры” Боттичелли, “Джоконды” Л. да Винчи, “Портрета Карамзина” Кипренского, различных детских портретов, пейзажей, изображений архитектурных памятников.

Какие эмоции вызывают у вас эти картины?

Ученик: Чувство прекрасного. Красота порождает положительные эмоции, доставляют эстетическое наслаждение.

Учитель: Почему всем людям доставляет наслаждение смотреть на шедевры мирового искусства?

Ученик: Они несут “вечные” ценности: Доброту, Красоту, Любовь. Они отражают многовековой опыт человеческого гения.

III. Учитель: Как вы понимаете слово “красота”?

Ученик: Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).

Учитель: Вот что говорит о красоте народная мудрость: (Учитель с помощью мультимедиапроектора демонстрирует примеры пословиц)

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Красна весна цветами, осень – снопами.

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Какие примеры пословиц можете привести вы?

Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?

Ученик: Красота без разума пуста.

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту.

Учитель: Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту?

Ученик: Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство.

Учитель: Обратимся к музыкальным произведениям. Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших во время этого прослушивания. (Можно предложить отрывок из композиции “Лето” из этого цикла)

Ученик: Ветер, порывистость, стена дождя, холодные струи, ярость, мощь, буря, гроза.

Учитель: Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

IV. Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну.

(Раздаточный материал)

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат пред ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.

Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.

Прочитайте текст вслух.

Кому адресовано это послание?

Ученик: Сыну.

Учитель: Только ли ему? Подумайте.

Ученик: Это духовное завещание всему человечеству.

Учитель: Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.

Ученик: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Учитель: Как определяет В. А. Сухомлинский эту непреложную высшую человеческую ценность?

Ученик: “Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни”.

Ученик: “Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека”. “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Ученик: Идеально развитой личностью является личность гармоничная, прекрасная внешне и внутренне.

Учитель: Но нередко именно внешняя красота обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. Особенно в наше время, когда активно пропагандируются культ внешней красоты и вечной молодости. Однако многовековой опыт подтверждает мудрые и справедливые слова В. А. Сухомлинского: “Духовная пустота делает безликой внешность человека”. Размышляя о духовности, В. А. Сухомлинский подводит следующий итог. А какой именно, найдите сами.

Ученик: “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

V. Учитель: Структурным элементом какого типа речи является итог-вывод?

Ученик: Рассуждения.

Учитель: Вспомните композицию рассуждения и выявите ее в тексте.

Ученик: В качестве тезиса в тексте выступает предложение: “Красота – это глубоко человеческое”. Доказательствами являются утверждения о единстве внешней и внутренней красоты, как о необходимых составляющих гармонично развитой личности. Вывод дается в конце фрагмента: “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Учитель: В каком стиле текста чаще используется рассуждение?

Ученик: В публицистическом и научном.

Учитель: К какому стилю относится данный текст? Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в тексте?

Ученик: В тексте часто встречаются предложения, функция которых воздействие на сознание читателей: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

Повествование отличается особой эмоциональностью, проявляющейся в употреблении различных изобразительных средств: “лазурного неба”, “серые нити дождя”, “голубой колокольчик подснежника”, “расцветет благородство”. В тексте встречаются и примеры терминологического характера: “антропологическое совершенство”, “нравственного достоинства”, “эстетического совершенства”.

VI. Учитель: Дома напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Красота спасет мир?
  2. Красота вечная и красота современная.
  3. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Литература

  1. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю// Классный руководитель. – 2006. - №5. – С. 82-97
  2. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю (окончание)// Классный руководитель. – 2006. - №6. – С. 105-116
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995
  4. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. (Письмо № 22) – М., 1987. – С. 79-83