Танцевально двигательная терапия. Что такое Танцетерапия? Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец — это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх , основоположник телесной терапии , считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а "застревают " в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Тело не может лгать, оно помогает раскрыть себя во всей полноте. Не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, что ты выражаешь своим танцем. Не нужно бояться давать волю чувствам. Нужно простооткрыться в самовыражении и возобновить поток чувств в теле. В процессе ТДТ раскрывается информация, лежащая в основе различных болей и человек научается конструктивно взаимодействовать со своими чувствами. ТДТ основана на принципе, что движение отражает структуру индивида мыслить и чувствовать.

Танцевальная импровизация — это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия — это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Если для вас движение является способом переработки информации, способом самовыражения и самопознания, то танцевальная терапия, — это для вас. Возможно, именно сейчас пришло время научиться понимать своё тело, научиться управлять своими ощущениями, найти чувство собственного достоинства, и, — овладеть искусством социальной коммуникации. А поможет в этом танцевально-двигательная терапия.

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

»

Болезнь - это всего лишь результат , внешний показатель наших эмоций и переживаний. Не имеет смысла лечить её таблетками. Физическое состояние зависит исключительно от состояния психики.
Городской ритм жизни приводит к мышечным зажимам.

Однин из лучших и эффективных средств, снимающих мышечное напряжение- это танец . =)

Расслабляется тело - расслабляется и психика , высвобождаются подавляемые эмоции, энергия свободно перетекает по каналам тела, улучшая здоровье и общее состояние.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения, где мы можем выразить себя и свои чувства. Человек обретает возможность познать себя изнутри и почувствовать целостность физического и ментального.

В лечебном танце не обязательно обладать танцевальными навыками, важно ощущать и выражать себя в танце. Танцевать нужно не только телом, но и душой, глазами, улыбаясь внутри.

Задачи:

  • Следовать внутреннему процессу, освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, телесного дискомфорта и ограничений в движении.
  • Научиться понимать язык своего тела и использовать танцевальные движения для полного выражения чувств.
  • Развитие самоуважения, принятие себя, доверие к себе и к жизни.

Танцевальная импровизация помогает:

  1. Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
  2. Выразить чувства, для которых нет слов.
  3. Освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
  4. Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Суть танцетерапии заключается в том, чтобы движением выразить свое состояние или проблему. «Прожить» настроение, конфликт, чувство, ощущение в танце, и это означает пройти половину пути к выздоровлению.

Создавая свой танец, мы создаем пространство, в котором перевоплощаемся, разыгрывая свои переживания. „Протанцовывая“ свое состояние, освобождаемся от мышечных зажимов, мешающих нам жить полной жизнью.

Тело способно восстанавливаться, нужно лишь научиться обращаться с ним правильно, уметь „договариваться“. Болезни тела вызваны психологическими блоками, которые ощущаются на физическом уровне.

Недоверие к собственному телу, нелюбовь к своему телесному облику, неумение воспринимать как единое целое свое духовное и физическое «Я» — из этих проблем вырастают десятки других.

Танец избавляет людей от комплексов, учит дружить со своим телом, понимать его язык. Только сначала нужно обязательно станцевать свой „танец души“, а уже потом переходить к классическим ритмам.

Цель танцетерапии — убрать ограничения личности.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни.

Техника танцевальной импровизации.

Стоя ощутить своё тело как единое целое, „войти в состояние“. Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела. Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое. Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело.

Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается. Не надо руководить этим процессом. Также работать прорабатывая психологические проблемы или протанцовывая темы.

Импровизация под музыку – это выражение телесных ощущений, вызванных музыкой.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия является - это новая форма лечения для широкого спектра болезней. Лечение происходит на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Они работают с детьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцевальные терапевты стараются помочь детям развить навыки общения, позитивный образ и эмоциональную стабильность. Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Танец уже долгое время используется в качестве терапевтического инструмента. Истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной чертой составляющей жизнь. Возможно, люди начали танцевать и применять движение тела как средство коммуникации до возникновения языка. Специалисты доказывают, что еще народные целители в индейских племенах применяли танец в качестве своеобразного искусства исцеления. В Китае же в медицинское лечение были добавлены определенные движения, такие как Тай Цзи. Еще в 19 веке в Англии врачи были осведомлены о влиянии движения для лечения как физических, так и психических заболеваний. Разнообразные теории танцевальной терапии были разработаны в Великобритании под влиянием американских современных хореографов, таких как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она начала преподавать танец после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она позволила им обращаться к свободе движения, а не механике танца. Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста - это очень сложный и трудоемкий процесс. Цель - развить творческие способности детей, средствами танцевального искусства. Основные задачи танцевальной терапии с детьми:

  1. Не только улучшить физическое и эмоциональное состояние детей, но и правильно использовать свое тело в танце
  2. Развить социальные навыки, посредством творческого взаимодействия
  3. Снять физическое напряжение, наладить контакт с собственными чувствами; установить связь чувств с движениями
  4. Научить детей работать в коллективе
  5. Повысить двигательную активность
  6. Раскрепостить ребенка
  7. Привить любовь к танцу
  8. Наработать широкий репертуар детских танцев и танцевальных игр

Ритмика в системе обучения знакомит с методикой преподавания и репертуаром детского танца. В детском возрасте, на начальном этапе обучения, закладываются многие важные навыки, поэтому развитие ребенка во многом предопределяется профессионализмом педагога. Ритмика помогает развить ритм, умения слышать и понимать музыку, согласовывать движения, развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Ритмика создает для организма ребенка физическую нагрузку, равную нагрузке нескольких видов спорта. Используемые на уроках ритмики движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На таких занятиях в раннем возрасте формируется осанка, мышечный скелет, развитие физических и природных данных в раннем возрасте помогает, подобно скульптору, вылепить из простого материала уникальное тело. В обучения детей младшего возраста необходимо добавить игровое начало, сделать игру главным компонентом урока, который должен возникать на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры формируют умение трудиться, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому педагогу важно внимательно относиться к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно обновлять его, внося определенные коррективы с учетом времени и особенностей обучаемых детей, научиться самостоятельно, создавать танцевальные композиции и постановки с учетом возрастных, психологических и физиологических возможностей детей.

Приемы обучения ритмики тесно связаны с постоянной физической нагрузкой и требуют от хореографа совершенного исполнительского мастерства при демонстрации танцевального репертуара. Сама по себе физическая нагрузка обязательно должна быть сочетаться с творчеством, развитием памяти и эмоциональным выражением. Педагога-хореографа должен воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Необходимо «разбудить» в детях интерес к занятиям и получению новых знаний, поставить четкие для детского понимания цели. Хореограф должен создать условия для дружного целеустремленного творческого процесса, где в равной степени трудятся и педагог, и ребенок. В этом отношении приносит большой успех индивидуальная постановочная работа. Дети любят ее, относятся к подготовке с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на уроках, включаются в рабочий процесс, фантазируют, работают с огромным увлечением и отдачей. В процессе подготовки к постановке педагогу необходимо сформировать собранность, творческую активность и артистизм, которые необходимы в дальнейшем от будущих исполнителей. Они должны уметь перевоплощаться и владеть высочайшими навыками актерского мастерства. Педагоги-хореографы, репетирующие ярко и убедительно, добиваются высоких положительных результатов, их ученики различаются артистизмом, выразительностью в исполнении сложных танцевальных элементов. Сочиняя танцевальные композиции для детей, необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть простыми и в то же время интересными. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, перестроений, технических сложностей - недоступность гасит в ребенке желание заниматься. Если же он чувствует, понимает композицию танца, то он уже не отступит перед трудностями и будет упорно трудиться. Будущий специалист должен умело отбирать танцевальные движения, соединяя их в интересные сочетания, строить хореографические этюды. Методика предварительной этюдной работы полезна в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев и произвольных программ. Самым важным фактором работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, повторение небольшого количества движений дают возможность качественного его усвоения, отработка является прочным фундаментом знаний. Различное сочетание танцевальных движений открывает новизну и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит благодаря практическому показу и объяснений на словах. Нужно четко обозначить баланс в сочетании этих двух методов. Подробное словесное объяснение приводит к потере внимания учащихся, утрате интереса к занятиям. Нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимается подражательно и неосознанно. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время. Хореографическая тренировка - это длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Будущим педагогам следует помнить, что обучение двигательными навыками всегда должно сопровождаться конкретным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, надо раскрывать эмоциональную выразительность учеников. На первых этапах обучения педагог знакомит детей с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, эмоциональная выразительность. Происходит знакомство с актерским мастерством через игровые задания на передачу эмоциональных состояний. На занятиях необходимо использовать импровизацию. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе, оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося опыта. Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют, ритмизируют, участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения. Применяя свои движения в ход восприятия музыки, дети реализуют свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Детям очень нравится импровизация, они любят замирать в определенных позах, кружится, любят танцевать парами. Так же в игровой форме можно знакомить учеников с анатомией: части тела - суставы и мышцы. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные элементы и избегать возможных травм. Таким образом, при подготовке педагогов-хореографов спортивного бального танца важное место отводится предмету «Ритмика», который закладывает творческие и профессиональные основы, учит организовывать, планировать концертно-постановочную деятельность коллектива, быть руководителем и реализовывать задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры у современного подрастающего поколения.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Кроме того, танцы способствуют развитию в ребенке эстетического вкуса и стремлению к красоте. Это выявляется самим набором танцев и одеждой, которая для танца выбирается самая красивая. Также у ребенка появляется музыкальный слух, который и позволяет попасть в такт музыке. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции ребенка. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. Занятие в танцевальной студии способствует тому, что у ребенка и родителей возникают общие точки соприкосновения, а их в современных мире у семей очень мало. Поэтому родители должны мотивировать интерес своего ребенка к танцу, своим интересом, гордостью за все его маленькие победы, прежде всего над собой. Ребенок будет гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, научится гордо держать спину. Все это в комплексе позволяет ребенку стать полноценной личностью - здоровой морально и физически.


Определение

Происхождение

Теоретическая основа

Описание

Подготовка

Предупреждения

Обучение и сертификация

Техники танцевально-двигательной терапии

Трансформация движения в коммуникацию

Развитие темы в действие

Внимание к взаимодействию

Использование ритма

Освобождение от напряжения

Работа с реквизитом

Танец стихий

Определение

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.

Происхождение

Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое действие. Здесь нет посредника для выражения чувств - как краски и холст для художника или музыкальные инструменты для музыкантов, инструментом и создателем является тело человека.

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В своем межкультурном исследовании танца в различных обществах Бартеньефф, Поулей и Ломакс обнаружили, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры. Например, широкая и устойчивая стойка эскимоса с быстрыми, напоминающими стрелы движениями рук, которые были необходимы для подледного лова рыбы и метания копья, была включена в танец. Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец, таким образом поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Другими примерами использования танца в культурах являются приготовления к чему-либо, празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах танец продолжает служить этим важным функциям. Именно этот выразительный и коммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций на предвербальном и физическом уровне в совместных движениях под общий ритм, характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитие танцевально-двигательной терапии. Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическое понимание друг друга.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания “Я". Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.

Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие ТДТ. Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, - и является средством выражения и коммуникации.

Открытие психологических аспектов танца чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз - танцовщицы и преподавателя танца. В процессе занятий в своих классах она заметила, что некоторые студенты больше интересуются чувствами, выражающимися в танце, чем техникой. Тогда она стала обращаться к свободе движения, а не к механике танца.

Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения, а не механике танца.

Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Для этих пациентов улучшение состояло в возможности участия в классах движения под ритмичную музыку. Чейс однажды сказала: "Ритмичное движение в унисон с другими приносит ощущение благополучия, расслабления и единения".

Чейс затем окончила Школу психиатрии в Вашингтоне и могла ставить диагноз и назначать лечение своим пациентам наравне с другими врачами. Ее работа привлекла многих последователей, и первые стажеры начали изучать и преподавать танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы.

В тот же период другие танцоры также стали использовать танцевальную терапию, чтобы помочь людям лучше чувствовать свое тело и самих себя. Среди этих танцоров были Труди Шуп и Мэри Уайтхауз. Уайтхауз позднее стала юнгианским аналитиком и влиятельным членом сообщества танцтерапевтов. Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующимся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше помочь движущие силы прошлого и настоящего. Одна из учениц Уайтхауз, Джанет Адлер, развивала аутентичное движение и в 1981 г. основала Институт Мэри Старкс Уайтхауз.

В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии (ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

В 1946 году Чейз пригласили опробовать свои "методы" на душевнобольных. Именно этот момент считают началом развития танцевально-двигательной терапии как метода лечения. Основным умением танцевального психотерапевта, как учила впоследствии Мэрион Чейз, является инстинктивная радость, которую он получает от движения. Только в этом случае он сможет передать, "заразить" ею клиента или пациента. В настоящее время профессиональные танцтерапевты работают более чем в 30 странах мира. Чуть подробнее стоит остановиться на психосоматике и телесно-ориентированном подходе - первом шаге, с которого началось теоретическое обоснование всех танцевально-двигательных практик. Например, Уильям Шелдон - американский ученый, заложивший основы "психологии телесности", рассматривал движение тела человека как слово, произнесенное душой. А основоположник телесной психотерапии, известный психоаналитик Вильгельм Райх доказал, что мышечный "панцирь" является результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. А впоследствии накапливаются в теле на протяжении всей жизни как защитная реакция на эмоциональные переживания. Это создает различные напряжения - зажимы и блоки, что является первопричиной всех заболеваний души и тела. Райх добивался восстановления естественного дыхания и спонтанных движений тела пациента. По его мнению, это активизировало движение энергии, провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональных всплесков. Благодаря этому мышечное напряжение полностью растворялось.

Он первым обнаружил, что после распускания "панциря" его клиенты обретают возможность полной и гармоничной жизни. Последователи Райха развивали этот принцип и находили новые точки его применения.

Например, Лоуэн видел, что у многих его клиентов нет ощущения твердой почвы под ногами. Иметь "почву под ногами" - быть в энергетическом соприкосновении с реальностью, чувствовать уверенность и стабильность крайне важно для психологического и физического здоровья. Получить "заземление", прочувствовать его и закрепить в теле - в этом и состоит главная задача техник танцевально-двигательной терапии.