Проект по окружающему миру на тему: Проект "Мини-музеи в детском саду". Творческий проект «мини – музеи в детском саду» творческий проект «мини – музеи в детском саду» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.

Музеи в детском саду от А до Я.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1845 .
Все разделы | Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах

Мы с воспитанниками и родителями нашей разновозрастной группы «Фантазеры» структурного подразделения д. Пафнутово детского сада №2 «Теремок» г.о.Семеновский решили создать в нашем детском саду мини- музей . Это связано с тем, что мы живем в деревне, удаленной от г. Семенова,...


«Мини- музей в детском саду , как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Волшебное дерево»

Публикация «Мини-музей «Волшебное...» Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мини-музей «Казачата» Мини-музей «Казачата» В 2015 году в МАДОУ Заиграевский детский сад «Сказка» введён региональный образовательный казачий компонент. Для успешной реализации компонента была разработан план по нравственному патриотическому воспитанию детей «Заиграевские казачата». В рамках...


Согласно образовательной программе, все недели разделены на темы. В период тематики "Русское народное творчество" или "Прикладное искусство", в нашей группе был создан мини-музей "Матрёшка". В создании которого принимали участие не только педагоги, но и родители с детьми. Здесь...

«Зимние посиделки». Конспект НОД в мини-музее кукол Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: -познакомить детей с историей России на примере народной игрушки; -учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей.Всех заинтересовала эта маленькая игрушка соловушка, которая издает красивую мелодию,похожую на соловьиный свист, если в отверстие залить воду и подуть в свисток. Эта...

Презентация «Мини-музей «Ценный экземпляр семейной библиотеки» В сердце Усолья-Сибирского на базе детского сада №39 открылся уникальный мини-музей «Ценный экспонат семейной библиотеки»: книжные раритеты, принадлежащие родителям, чьи дети посещают детский сад, расположились на двух этажах здания на Интернациональной, 18. Что такое...

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста

« В воскресный день с сестрой своей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи- неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Музеи детских садов- интерактивны, т.е любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка- это что-то своё ,родное, так как дети принимают участие в его создании.

Организации в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек «система» (1)

Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (дерево в лесу, конструктор в коробке, платье в шкафу). Это место в котором находится объект и часть которого он является, называется «надсистеме» (2)

Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.Эта ячейка анатомия объекта, называется «Подсистема»(3)

Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка до того, как стала ёлочкой? (Прошлое системы)

Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдёт с этим объектом? (будущее системы)

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нём разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановится на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над системой яйца было гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 –надсистеме системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

Точно так же рассматривается система в будущем- её надсистема и подсистема (8,9). Кем станет цыплёнок? Какой будет книга в будущем?

6 Система в прошлом

2 Чашка-часть сервиза. Иллюстрация сервиза или настоящий кукольный сервиз. Иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки.(шкаф посудный, сервант)

8 Метод фокальных объектов (ТРИЗ). Кошка- пушистая, мяукающая, хвостатая,полосатая. Определения, подобранные к новым словам, переносятся на наш объект «Чашку»

4 система в прошлом: песок, глина, кусочки дерева, кусочки пластмассы.

1 чашка-главный герой (изображение чашки, панно с аппликацией из бумаги, ткани, чашка из папье-маше)

5 история возникновения чашки: глиняная посуда, деревянные кубки, раковина, рога животных

7 Система в будущем. Треснутая чашка или её осколки (в пластиковой коробочке). Варианты нового дизайна чашки.

3 Части из которых состоит чашка(коллекция чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, двумя

9 Антисистема

Сосистема

Нейтральная система

Эта таблица может быть дополнена ещё несколькими позициями:

Антисистема- условно говоря, враги нашего объекта.

Сосистема-друзья объекта.

Нейтральная система-то, что никак не реагирует на наш объект.

Цели и задачи музея

  1. Реализация направления «Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее
  5. Расширение кругозора дошкольников
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формироавание умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить музей?

«Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины»-народная мудрость.

Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.

Групповое помещение

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты.

Минус: Доступ к занятию получают дети только одной группы. Удалённость от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Раздевалка

Преимущества общение с родителями.

Минусы те же.

Холлы

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

КАК ОФОРМИТЬ МИНИ-МУЗЕЙ

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Горизонтальные и вертикальные поверхности

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • использование мобиле;
  • размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет немаловажную роль: мы уже упоминали о том, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную спираль (описание в разделе «Мини-музей измерений»), гирлянды и т. д.

Как сделать и где разместить стенды

Для изготовления стенда потребуются листы картона от упаковочных коробок, мешковина, рогожа, лен или другая ткань однотонного цвета, клей ПВА, макетный нож. Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. На картоне предварительно раскладывают экспонаты и определяют размер и форму заготовки. Это могут быть квадраты, круги, прямоугольники. Иногда лучше всего подходят фигуры неправильной формы. Заготовку вырезают макетным ножом, густо смазывают клеем, накладывают мешковину и разглаживают неровности. Края мешковины обрезают по периметру, оставляя 4- 5 см для подгиба края на изнаночную сторону стенда. Края нельзя подклеивать до тех пор, пока не приклеится лицевая сторона. Нужно иметь в виду, что упаковочный картон от влаги может выгибаться. Поэтому нужно положить заготовку на некоторое время под пресс. В детском саду для этой цели можно найти неожиданный вариант: например, положить заготовку под ковер, на котором играют дети. Тяжесть ковра и вес играющих на нем детей прекрасно справляются с ролью пресса. А если педагог изготавливает стенд вместе с детьми, то они с особым удовольствием разворачивают игру именно в ну леном месте. Когда заготовка подсохнет, ее края подгибают и подклеивают. Края мешковины (ткани) можно и не подгибать. В этом случае ткань обрезают под край, а контур оформляют нарядной тесьмой, декоративным шнуром или обычной бечевой. Особую нарядность стендам из мешковины придают элементы из ситцевой ткани. Такой вариант очень оживил, например, наш «Музей народной куклы». Крепить экспонаты к стенду можно при помощи клеевого пистолета. Можно и просто их пришить. (Картон легко протыкается обычной швейной иглой.)

Обойтись без дрели и ненужных отверстий в стене при закреплении стендов помогут декоративные панели. Если между панелями натянуть тонкие ленты, тесьму, на такой стене можно крепить и детские работы, и декоративные элементы. Стенды подвешиваются на тонкой леске, на нужной высоте, по аналогии с картинами в художественных музеях. Этот способ изготовления стендов и размещения их на стенах позволяет педагогам в одном и том же уголке создавать мини-музеи в совершенно разных стилях. К вертикальным приемам оформления относятся также вазы с раскидистыми ветками. К последним можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями. Композиции получаются очень воздушными и стимулируют детей к действиям. (Детям нравится перебирать и рассматривать подвешенные предметы и картинки.) Вазы можно изготовить и оформить в соответствии с темой музея. Техники, используемые в оформлении: аппликация по ткани, из бумаги; лоскутная техника; декупаж; мобиле, оригами, изготовление макетов и муляжей.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

ИГРЫ ДЛЯ МИНИ-МУЗЕЯ

При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В процессе работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разработали собственные. Ниже приводится описание ряда таких «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея.

Лото

Лото является одной из самых любимых настольных игр ребят вот уже на протяжении многих десятилетий. Предложенная Ф. Фребелем более 200 лет назад игра со временем не претерпела серьезных изменений. Игра состоит из большой карты с изображением главного предмета и набора маленьких карточек с изображениями предметов, которые соотносятся с главным по определенным качествам. Педагог может самостоятельно разработать и изготовить эту увлекательную игру с учетом темы мини-музея. Например, в мини-музее песка это может быть лото «Животные песчаной пустыни», «Как люди используют песок»; в мини-музее опавших листьев - «Такие разные листья», «Кому нужны листья»; в мини-музее воздуха - «Как человек использует воздух», «Летающие животные», «Летающие семена» и т. п.

Бродилки

Для этой игры требуется большое полотно (поле), на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки - разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один-два хода назад или вперед, разрешение сделать еще один, дополнительный ход. Игру можно изготовить самостоятельно. Для этого педагог подбирает по теме музея постер, плакат, например «Пустыня». На плакате фломастером или бумажными полосами наносится маршрут, на который приклеивают разноцветные кружочки - остановки. Педагог определяет, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет означает, что участник игры должен вспомнить животное, которое обитает в пустыне, зеленый - отгадать загадку (загадки могут быть написаны на специальных карточках, которые входят в состав комплекта игры), желтый - нужно изобразить животное с помощью пантомимы. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может либо пропустить один ход, либо отдать фант, который по окончании игры будет выкупать, выполняя забавные задания. Такую игру можно выполнить по любой теме музея.

Солнышко

Для игры потребуются набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание - это круг, разделенный на шесть-восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней - красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Разноцветные прищепки

Это пособие является упрощенным аналогом пособия «Логико-малыш». Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Эти картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и помечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки-задания.

Кольца Луллия

«Кольца Луллия» - это один из вариантов использования метода морфологического анализа. По утверждению А. М. Страунинга, морфологический анализ - «один из самых распространенных методов поиска новых решений, идей - является первым примером системного подхода к перебору вариантов. Он включает в себя анализ объектов, которые мы хотим использовать, и синтез новых, знакомых или невиданных ранее объектов» (Страу-нинг А. М. «Методы активизации мышления дошкольников»). Принцип изготовления игры заключается.в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разным. Например, на одном кольце изображены разнообразные деревья, а на другом - их листья или семена; на одном кольце нарисованы животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом - их «дома». В некоторых дошкольных учреждениях кольца надевают на карандаши и раскручивают на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно. Из-за этого дети быстро теряют интерес к игре. Кроме того, в таком варианте все картинки остаются на виду у детей и отвлекают их внимание. В нашем детском саду разработано и изготовлено специальное стационарное пособие на жесткой основе. Оно позволяет сосредоточить внимание ребенка исключительно на решении поставленной задачи. (Автор адаптированного варианта игры - Л. В. Логинова). Нельзя не отметить и универсальность данного игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются независимо определить цель и правила игры.

Для изготовления пособия берут два прямоугольных куска оргалита. Его ширина равна одному диаметру ваших колец, длина на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижнем листе оргалита, в местах предполагаемых середин колец укрепляют штыри, на которые затем устанавливаются две грампластинки с наложенными на них кольцами Луллия. По периметру делают небольшой бортик. С нижней стороны игры прикрепляют ножки. В верхнем прямоугольнике вырезается окошечко. При этом должны быть видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания.

Для свободного и удобного вращения колец можно использовать основу в виде старых грампластинок. Круги легко вращать за выступы, которые образуются за счет того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок.

ве. Картинки алфавита должны отражать тему музея. Например, все, что относится к теме «Волшебница-вода» (капелька, снежинка, снеговик, кораблик, сосулька и т. д.)? или к теме «Такой разный песок» (пустыня, верблюд, ящерица, стеклянные предметы, песочные часы, песочница, лопатки, формочки и т. д.)- Из картинок (букв) составляется небольшое слово, которое дети с помощью алфавита должны прочитать. (Более подробно об этом написано в разделе «Мини-музей цветка».)

Ящик ощущений

«Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется мно 1 -го усилий. Можно взять коробку из-под обуви, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается, - через нее вы будете помещать предметы внутрь. В нашем детском саду использовался вариант ящика с передней выдвижной (то есть поднимающейся вверх) крышкой. Такой ящик позволяет детям видеть, что лежит внутри. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляется рукав от старой детской кофты или верхняя часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше всего сделать их съемными и менять в зависимости от тематики мини-музея) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание дошкольников. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей - определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини-музей. Если в ящике лежит

камень, дети отправляются в мини-музей «Волшебный мир камня», если кусочек коры - в мини-музей «Такая разная кора».

Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например:

  • «Четвертый лишний».
  • «Найди пять отличий».
  • «Разрезные картинки». (Для этой игры можно взять
    подходящие картинки из настенных иллюстрированных
    календарей.)
  • «Угадай, что в мешочке».
  • «Лабиринт».
  • «Чья тень?» (узнай по силуэту).

Зашумленные картинки - это рисунки со спрятанными изображениями. Приведем пример такой картинки для мини-музея «Такой разный песок». Задача ребенка - найти на рисунке животное пустыни и раскрасить его.

Мини-музей «В гостях у сказки»

Цель создания. Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии.

Программа «Наш дом - природа»: экспонаты мини-музея используются для работы по блоку «Человек и природа».

Как оформить

Как и в любом мини-музее, в музее сказок обязательно нужен композиционный центр, который будет сразу выделяться. Это может быть большой сказочный дуб, изготовленный в технике папье-маше, нарисованный или выполненный в виде аппликации. Центром может также стать волшебный сундук, в котором хранятся все сказочные предметы, или макет большой книги. Если расположить этот мини-музей в Музее русского быта («Горница», «Изба»), то на роль его хранительницы подойдет кукла «Бабушка-сказительница». На должность хранителей могут претендовать и Ученый кот, и Фея. Если композиционным центром музея сделать книжную полочку, то хранителем музея может стать библиотекарь из любимого детьми мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Экспонаты располагаются на полочках, столиках, прикрепляются к ширмам или вертикальным тканевым полотнам.

Для того чтобы привлечь к мини-музею внимание родителей, мы вывешивали вот такие объявления:

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки!

Хотите окунуться в волшебный мир? В нашем детском саду открылся «Сказочный музей». Герои популярных сказок любезно предоставили для нашей экспозиции волшебные предметы. Торопитесь! Музей работает недолго, ведь волшебные предметы необходимо вернуть в сказки.

Наш музей особенный - посетите его всей семьей!

  • Предложите ребенку назвать знакомые ему предметы.
  • Вспомните, в какой сказке они встречаются.
  • Не забыли ли вы, в чем заключается волшебная сила этих предметов?
  • Как известно, существуют специальные волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу. Помнит ли эти слова ваш ребенок? А вы?
  • Загадайте ребенку загадки, которые спрятаны в золотых желудях.

Разделы и экспонаты

  • скатерть-самобранка - любой расшитый или расписанный квадратный лоскут ткани;
  • сапоги-скороходы - подойдут любые резиновые сапожки, декорированные нарядной тесьмой, стразами или расписанные акриловыми красками;
  • тарелочка с яблочком;
  • гусли-самогуды;
  • шапка-«невидимка» - любая красивая шапочка;
  • волшебный клубочек;
  • игла, в которой таилась смерть Кощея. Ее можно изготовить из свернутого узким конусом листа фольги и положить в сундучок или шкатулку;
  • волшебная палочка (палочка из любого материала раскрашивается либо декорируется декоративной тесьмой, бисером, кружевами, стразами);
  • зонтики Оле-Лукойе (один разноцветный, другой - черный);
  • горшочек каши (в казанок или глиняный горшочек положить синтепон или поролон, придав им форму вылезающей каши);
  • муляж тыквы или настоящая тыква (сказка о Золушке);
  • лампа Аладдина (сосуд необычной формы с восточным орнаментом).

В музее можно использовать карточки с загадками. Тексты записывают на карточках-желудях и развешивают на ветвях дуба, кладут в корзинку к бабушке-сказительнице. Неплохо смотрятся и записи на страницах волшебной книги. Украсят музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.

На игровом столике располагают разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. В музее также находятся красиво оформленные книги с волшебными сказками. На игровом столике располагаются разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. Можно разместить здесь и разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.

В музее сказок может находиться и портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформляются либо в виде альбома вместе с иллюстрациями к сказкам этого автора, либо как набор карточек. Если с детьми проводится углубленная работа по ознакомлению с художественной литературой, то такой набор может использоваться для выполнения дидактического упражнения на подбор иллюстраций к сказкам одного автора. Для обозначения народных сказок используется картинка с большим количеством людей, например хоровод, вечерние посиделки или праздничное гулянье.

Уголок самостоятельной деятельности Если дети знакомы с приемами работы по созданию сказок с помощью карт, мини-музей дополняют этими картами. Одним словом, количество экспонатов и их разнообразие зависит от фантазии детей и взрослых.

Мини-музей «Курочка Рябушка»

Цель создания. Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.

Программа «Наш дом - природа»: мини-музей используется при изучении блоков «Животные», «Человек и природа», а также в рамках экологического проекта «Напиши письмо сове».

Примечание. Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Мини-музей Курочки Рябушки поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку четвертого года жизни.

Разделы и экспонаты

Раздел «Курочки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, связанные бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.

Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.

Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела - коллекция разных кормов (пшеница, пшено, зерна кукурузы).

Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке располагают игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо - цыпленок - курица.

Раздел «Семья Курочки Рябушки».В разделе представлены игрушки, изображающие петуха, цыпленка (их может быть несколько) и курицу. Желательно подобрать игрушки, соразмерные по масштабу.

Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п.).

Раздел «Театральный уголок» - игрушки настольного театра для сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Раздел «Книжный уголок». На полочке, которая находится на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.

Уголок самостоятельной деятельности Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность детей ограничена, воспитатель сам предлагает рассмотреть книжки, игрушки и т. п. В уголке есть различные дидактические игры, картинки для рассматривания.

Как использовать в работе с детьми

Поскольку в этом возрасте деятельность ребенка, как правило, нуждается в поддержке взрослого, дети приходят в мини-музей с воспитателем. В то же время педагог может предложить одному-двум детям посмотреть книжки, картинки, взять игрушку и поиграть с ней.

Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи («Знакомство с яйцом», «Петушок и его семья», рассматривание картины «Куры», чтение рассказа К. Чуковского «Цыпленок», разучивание песенок-потешек, народных сказок). Малыши с удовольствием принимают участие в строительстве курятника, рисовании цыплят, росписи пасхальных яиц. Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье: петух - папа, курочка - мама, а детки - цыплятки. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть. Воспитатель загадывает загадки и вместе с детьми ищет «ответы» в мини-музее. Примеры загадок:

Эти всюду ходят вместе, Вместе дремлют на насесте, Вместе раньше всех встают, Очень долго воду пьют: После каждого глотка Долго смотрят в облака.

(Куры.)

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, Всех под крылья собирает. (Курица.)

Дети слушают стихи, потешки, изображают петушка курочку, цыпленка.

Пример народной песенки:

Курочка Рябушка, Куда идешь?

На речку.

Курочка Рябушка,

За чем идешь?
- За водичкой.

Курочка Рябушка,
- Зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:- Пи-пи-пи-пи!

Мини- музей «куклы наших бабушек» (народной куклы)

Разделы:

  1. куклы, изготовленные без помощи иглы.
  2. Свадебные куклы.
  3. Куклы для Мирового дерева.
  4. Куклы, сделанные с использованием иглы.
  5. Уголок самостоятельной деятельности.

Мини-музей «Хочу всё знать и измерять»

1.время: часы, календари.

2 Длина.

3 температура.

4 Вес.

Мини- музей «Волшебница вода»

1 Жизнь в воде

2 Вода в природе

3Вода в твёрдом состоянии

4 Вода- это пар

5 Вода в жизни человека. (вода в быту; Вода в жизни растений и животных)

6 Люди, реки, моря.

7 Вода на гербах.

8 Вода в опасности.

9 уголок самостоятельной деятельности.

Мини- музей «Волшебный мир камня»

1 От горы до песчинки

2 Нам камни строить и жить помогают

3 Камни- строители.

4 Камни украшают.

5 Камни пишут и рисуют.

6 Камни помогают по хозяйству.

7 К

амни в огороде

8 Уголок самостоятельной деятельности (Экспериментирование)


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад №8 «Солнышко»

воспитатель I квалификационной категории

Проект: «Мини-музей в детском саду,

как форма партнерского взаимодействия

с семьями воспитанников»

Вид проекта: информационно-познавательный.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, специалисты ДОУ.

Актуальность: Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива , по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через проектную деятельность организацию мини-музея.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Постановка проблемы: Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников через реализацию проекта «Мини-музеи в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Цель проекта: Создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности. Для реализации цели проекта я наметила задачи, представленные на экране.

Задачи:

Расширять представления и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя технологию сотрудничества детей и взрослых;

Обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Ожидаемый результат:

Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

· определение цели;

· постановка задач;

· встреча с родителями в «семейной гостиной»;

· разработка анкет и проведение анкетирования;

· составление плана-проекта «Мини-музея»;

· планирование экспозиции;

· подборка экспонатов.

На первом подготовительном этапе я организовала встречу с родителями «В семейной гостиной», где мы вместе определили тему и название экспозиции мини-музея «Мой папа и дедушка - защитники Отечества», разработали его модель, выбрали место для размещения, определили темы выставок в музее.

Родителям была отведена первоначальная задача при создании мини-музея: помочь подобрать необходимые экспонаты. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини-музея, для них, так же как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции во время родительского собрания, внося свои советы и пожелания по продолжению работы мини-музея. Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор (узнали где служил папа, где воевал дедушка, научились распознавать рода войск), узнали много интересного и познавательного и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к музеям.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, я опиралась на следующие принципы:

Партнерство родителей и педагогов;

Единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

Помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В ходе работы над созданием музея и в процессе «музейной жизни» родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности:

Подбор необходимых экспонатов для музея;

Изготовление поделок из разных материалов;

Изготовление альбомов.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в ДОУ. Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности создание мини-музеев в ДОУ.

2. Реализация проекта:

· оформление и открытие «Мини-музея» в группе;

· индивидуальная работа с родителями;

· проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов;

· организация тематической выставки;

· проведение познавательных бесед

· совместная деятельность по схеме: педагог – ребенок; ребенок – родитель; родитель – педагог.

Приступая к реализации основного этапа создание мини-музея «Мой папа и дедушка защитники Отечества» я понимала, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В мини-музей принималось все, что было связано с праздником 23 февраля (календари, книги, открытки, рисунки, игрушки, фотографии пап и дедушек).

С помощью родителей произвела подбор художественной литературы в соответствии с возрастом детей. Родители обшили кукол по теме «Защитники Отечества». Я провела с детьми беседы на темы «Почему Армия Родная?», «Летят самолеты», провела развлечение «Мы будущие Защитники Отечества», «Дружба крепкая, не сломается», организовала тематическую выставку на тему «Красивые военные». С родителями провела консультации, беседы о значении музея. 23 февраля организовала торжественное открытие музея, с разрезанием ленточки.

Мною разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность , продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям: о том какие посылки отправляли на фронт или о трудностях санитарок на передовой. Дети по желанию сами становились экскурсоводами.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка , способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Я придаю особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности и свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки.

Используя разнообразные формы работы, вовлекла родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности , помогла установить партнерские взаимоотношения , поощряющие активность и самостоятельность детей. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ.

3. Заключительный этап:

· анкетирование родителей;

· анализ анкет и отзывов;

· совместный досуг («Есть такая профессия…»);

· обобщение фотоматериалов в альбомы;

· выпуск статьи в газете «Шаманские вести».

Предварительный анализ проектной деятельности в форме организации мини-музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Перспектива развития «Мини-музея».

1. Сотрудничество с родителями:

· создание экспозиции «Мини-музея: «Часы»;

· создание экспозиции «Родословное древо моей семьи»;

· продуктивное творческое взаимодействие.

2. Взаимодействие с детьми:

· формирование у детей ценностного отношения к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;

· развитие познавательных способностей детей;

3. Совершенствование воспитателей:

· повышение профессиональной компетентности воспитателя;

· укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов.

Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини-музея. В последующем я планирую дополнять музей экспонатами при помощи родителей и создавать новые направления, такие как мини-музуй часов, родословное древо моей семьи. Несомненно, мини-музеи создавался в основном для детей и ради детей, но создав экспозицию «Мой папа и дедушка защитники отечества», я обратила внимание, что музей посещают в основном мальчики. Поэтому в будущем экспозиции будут созданы с учетом гендерного подхода.

Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

Тема : Мини-музеи в ДОУ.

Актуальность : Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель проекта:

Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музее в ДОУ

Задачи.

1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея
3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ
4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности

5)сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями,интересными делами, радостью творчества.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников

Пути и механизмы реализации проекта:

  • Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
  • Организация выставок, экскурсий;
  • Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
  • Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых;

Ресурсное обеспечение проекта:

1)Научно-методическое:

  • Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
  • Методическое сопровождение проектной деятельности;

2)Организационное

  • Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
  • Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

3)Информационное:

  • Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
  • Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

4)Материально-техническое:

  • Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
  • Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
  • Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности .

Этапы

  • Подготовительный этап

Цель : создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

сроки

Сентябрь-октябрь

Анализ ситуации в ДОУ

Изучение литературы по музейной педагогике

Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ

Анализ реализации подготовительного этапа проекта

Организация работы с детьми

Сентябрь-октябрь

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение краеведческого музея

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.

Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми

Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

Творческие работы детей(ИЗО, аппликации)

Взаимодействие с родителями

Сентябрь-октябрь

Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике

Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей»

Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ.

  • Основной этап

Цель : разработка методических материалов

Сроки

Организация работы с педагогами

Ноябрь-декабрь

Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея

Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности. экскурсий по мини-музею

Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музее

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

Анализ реализации проекта в целом

Организация работы с детьми

Ноябрь-декабрь

Совместная исследовательская и творческая деятельность

Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей

Театрализация и игры

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ

Взаимодействие с родителями

Ноябрь-декабрь

Изготовление с детьми творческих работ

Посещение мини-музея в ДОУ

Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов

  • Заключительный этап

Цель: оценка и представление результатов проекта

январь

Диагностика знаний детей о музее

Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

Взаимодействие с родителями

январь

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Заключение:

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.


Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение