Учебный проект "памятники города десногорска". Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историей своей малой родины

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 36 города Макеевки»

Познавательно-исследовательский проект

ПАМЯТНИКИ МОЕГО ГОРОДА

Учитель истории МОУ «ОШ № 36»

Макеевка

Перед педагогами современной школы стоит ряд важных задач: формировать у учащихся высоко-нравственные качества:

Гражданственности,

Любви к своей Родине,

Бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию,

Уважения к культуре и традициям других народов России.

Мной проведена работа по разработке и

составлению проекта по нравственно – патриотическому воспитанию

у учащихся 5 - 7 классов по теме «Памятники моего города».

Актуальность:

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

В.Караковский

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Патриотизм - основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:

- гражданско-патриотическое – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;

- историко-краеведческое – формирование интереса к познанию исторических корней и осознание неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

- военно-патриотическое – формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите, знакомство с историческими и знаменательными датами в истории Республики, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно-нравственное – формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.

Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории Донбасса, общение с участниками исторических событий, работа с первоисточниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

В процессе бесед с детьми, я убедилась в том, что у детей неполные

представления об памятниках Макеевки и о достопримечательностях города. Памятники несут в себе ценные сведения о прошлом. Это нужно для того, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы мы понимали о событиях исторического прошлого и могли извлечь из них уроки. Дети не задумываются о том что в городе, где они живут, много памятников и они не знают историю их возникновения.

Цель проекта:

Развитие у юных граждан ДНР патриотического самосознания;

Воспитание безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;

- осмысление прошлого и настоящего Донбасса через участие в различных акциях и проектах;

Стимулирование познавательной самостоятельной деятельности в области индивидуальных содержательных интересов;

Совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы, публичного выступления и во время представления презентации

Задачи :

Образовательные:

Ознакомить детей с памятниками города Макеевки, их

историей;

Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ;

Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живёт в сердцах жителей города.

Закреплять знание детей о гербе, о его символическом значении.

Развивающие:

Развивать любознательность, интерес и стремление к памятникам родного города.

Умение реализовать свои впечатления в художественной творческой

деятельности.

Развивать умения обобщать, делать выводы.

Развивать интерес к национальным традициям, обычаям своего

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её

историческое прошлое.

Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего

народа, города Макеевки.

Прививать любовь к людям, прославивших, свой край; - приобщение учащихся к легендарному прошлому нашего края;

Вид проекта:

Познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители.

Срок реализации:

Работа с родителями:

Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе

познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Консультации «Для чего нужно знакомить детей с памятниками»,

«Люби и знай свой край родной».

Экскурсии к памятникам города детей с родителями.

Формы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

Анкетирование детей и их родителей по знанию памятных мест города Макеевки.

Подбор литературы, иллюстраций, стихотворений, рассказов, пословицы и поговорки о Родине.

2. Беседы с детьми «История возникновения города Макеевки»,

«Достопримечательность города, правила культурного поведения».

Познавательная беседа об исторических памятниках Макеевки.

3. Экскурсии к памятным местам города Макеевки.

Основной этап:

Сбор информации о памятниках (фотография, история, время открытия).

Интересные памятники Макеевки это его своеобразная визитная карточка. Дело в том, что создавались они в разные времена, а некоторые и в разные эпохи и только в наше время их немного отреставрировали, отшлифовав первозданный умысел их создателя. И если отдельная скульптура Макеевка еще может быть немного сравнена с общими направлениями эпохи, в которую она была реализована, то сами формы, которые здесь изображены, действительно уникальны. Жаль, что не все памятные места сегодня в полной мере доступны для обозрения. В отдельных случаях Макеевские скульптуры еще не дождались своего мастера, который вернет им тот вид, в котором они застыли навечно в своих местах. Причины этому разные, начиная от банальной нехватки денег и заканчивая изменением политических взглядов и настроев. Но если говорить в целом то культура по Макеевке в общих чертах не уступает тому, что вам могут показать в старинных европейских городах, а во многих случаях здесь вы сможете не только увидеть, но и узнать значительно больше. Судите сами история наших городов это сплошная борьба, в каждом случае из которых и рождался отдельный фрагмент представленным вам шедевров.

Памятник подневольным детям-донорам

Официально детский концлагерь назывался приютом для сирот «Призрение». На самом деле у детей забирали кровь для раненых солдат Вермахта. За неделю погибло более трехсот маленьких узников. Самому старшему донору было двенадцать лет, а младшему – всего шесть месяцев.
В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны.
В тетради – списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли.
По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой же процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении.
Увековечены имена только 120 детей из 300. Остальные остаются неизвестными.
Кстати, малолетних узников приюта "Призрение" в Украине не считают жертвами нацизма, соответственно, не платят и компенсаций.

Памятник Игорю Сергееву

Макеевка, ул. Островского

Памятник, посвященный бывшему министру обороны России маршалу Игорю Сергееву, был возведен 22 апреля 2008 года. Данный монумент является одним из самых молодых городских объектов подобного типа. Его открытие было приурочено к семидесятилетию русского маршала и сопровождалось торжественной церемонией в присутствии многочисленных делегаций из Москвы и Киева. Памятник установили в парке напротив школы № 22, в которой учился и, которую, будущий знаменитый маршал, окончил в 1955 году. Памятник представляет собой выгравированный на гранитной стеле портрет министра, а также надпись: «Макеевчанину маршалу России Сергееву Игорю Сергеевичу».

Мемориал Подвигу Шахтеров Макеевки

Макеевка, пр-т 250-летия Донбасса

Мемориал подвигу шахтеров Макеевки был возведен в 2003 году и посвящен ежедневному героизму шахтеров, которые добывая уголь, постоянно рискуют своими жизнями. Стоит отметить что аналогов подобному памятнику больше нет на Украине. Скульптором проекта является один из членов союза художников республики, Пискун В.Ф. Монумент расположен в самом центре города, рядом со зданием ДЮЦа, на пересечении проспекта 250-летия Донбасса и улицы Московской.
Композиция представляет собой трехфигурную скульптуру рабочих, вылитую из чугуна. Сам постамент представляет собой многогранник, центральная часть которого выступает немного вперед. Шахтер стоящий посередине держит перед собой отбойный молоток.

Памятник первым горноспасателям Донбасса

В период с 1902 по 1917 годы при выполнении работ по спасению в шахтах Донбасса погиб 21 горноспасатель. Самая большая для горноспасателей трагедия произошла в марте 1917 года. Тогда при проведении спасательных работ в шахте №1 «Горловка» (шахта «Кочегарка») погиб весь командный состав центральной Макеевской спасательной станции во главе с её начальником Н.Н. Черницыным (всего 10 человек).
19 мая 1927 года Макеевская центральная горноспасательная станция была преобразована в Государственный научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности, который действует и поныне.
В память о первых горноспасателях Донбасса, отдавших свои жизни при ликвидации аварий и спасении шахтеров, во дворе Мак НИИ установлен памятник – серая гранитная глыба с табличкой, на которой перечислены фамилии и инициалы горноспасателей, погибших с 1902 по 1917 гг

Памятник воинам интернационалистам

За ЦУМом в августе 2001 года был установлен памятник воинам интернационалистам погибшим в Афганистане 1979-1989гг.

Памятник первооткрывателю Донбасса Г. Капустину

На ул. Плеханова недалеко от ул. Ленина

Григорий Григорьевич Капустин Григорий Григорьевич Капустин имел увлечение геологией и успехи в обнаружении руд, что послужило его вызову в Берг-коллегию. Многократно участвовал в экспедициях, посвящённых поиску полезных ископаемых. С 1715 по 1723 года, участвуя в экспедициях по указанию Петра I, открыл месторождения золота, серебра и других полезных ископаемых и месторождения каменного угля в Донецком каменноугольном бассейне. Открытие Капустиным в конце 1721 года на реке Кундрючьей месторождения каменного угля дало начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна. Упоминания Капустина как первооткрывателя донецкого (донбасского) угля начинается с советских времен. В Макеевке в честь Капустина назван парк и установлен памятник. Памятник Григорию Капустину Открыт в 1983 г. Скульптор Ю. Седаль

Памятник героям советсвого союза, макеевчанам. Вечный огонь. "ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ"

С восточной стороны от ул. Ленина находится площадь героев, на котором расположен памятник героям советсвого союза,

«Вечный огонь» в центральном сквере Славы Макеевчане свято чтят память воинов-освободителей. В центральной части города и в ряде поселков над братскими могилами высятся скульптурные композиции и обелиски. В скверах, парках, на площадях установлены памятные орудия, которые символизируют мощь советских вооруженных сил, сокрушивших врага. Эти памятники – подлинные символы боевой славы. Один из таких памятников - « Обелиск Славы и Вечный огонь » установлен в Сквере Славы. После освобождения Макеевки от немецко-фашистских захватчиков 6 сентября 1943 года в центре сквера, на месте Троицкого собора были захоронены советские воины, павшие в боях за город. В 1946 году на месте захоронения и был сооружен памятник.

Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС. «Боль Чернобыля, подвиг земляков сохраним в веках».

Мемориал жертвам фашистского террора.

«Жертвам фашизма» В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации (с 22 октября 1941 по 6 сентября 1943 гг.) территорию городского парка Макеевки немецко-фашистские захватчики использовали для массовых расстрелов мирного населения. 22 месяца и 13 дней длилось кошмарное «хозяйничанье» фашистов в Макеевке. После освобождения города в городском саду было обнаружено 224 расстрелянных горожан: мужчин, женщин, детей. Всего же в городе в годы оккупации от рук фашистов погибло более 30 тыс. человек. В октябре 1974 года по решению Донецкого областного Совета народных депутатов в Макеевке в городском саду был сооружен памятник « Жертвам фашизма ».

Памятник рабочим металлургического завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Родник с чистой водой Здесь 31 декабря 1917 года белогвардейскими бандитами зверски убиты 30 шахтеров из числа 118 Ясиновских коммунаров. Память о героях коммунарах будет жить вечно. Никто не забыт ничто не забыто.(Надпись на стелле)

Памятник Владимиру Грибиниченко (Макеевка )

Мастер разливочного пролета мартеновского цеха №1 комсорг смены Владимир Грибиниченко в ночь с 5 на 6 мая 1963 года спас жизнь товарищей, бросившись под струю расплавленного металла. Памятник был открыт 16 июля 1972 года. Автор – скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.

памятник, монументбюстстроение 1972 года

Памятник павшим воинам


Памятное орудие «Пушка»
Памятник воинам-освободителям г. Макеевки от немецко-фашистских захватчиков

«Славьте Макеевку»

Макеевка – жемчужина Донбасса! В самом сердце Макеевки на Советской площади открылась скульптура в виде женщины-красавицы. Названием памятника стало "Славьте Макеевку» Выполнена статуя из полимербетона и декорирована под бронзу. Она не только символизирует Макеевку как "женский" город, но и полна более глубокого смысла. Фигура стоит на большом куске угля, объясняя этим, что на угольной индустрии держится все. Над головой она держит венок из четырех звезд, каждая из которых также является символом приоритетных для Макеевки направлений: угольной и металлургической индустрии, богатства природы и духовных традиций. Право открыть памятник вместе с мэром выпало почетному гражданину города, председателю городской организации ветеранов Евгению Татаринову. Работу выполнил донецкий скульптур Николай Загребной. «Славьте Макеевку» .

Памятник воинам Великой Отечественной войны

Братская могила семи неизвестных воинов.

На окраине г.Макеевки в лесопосадке у грунтовой дороги, разделяющей поля расположена братская могила семи неизвестных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В Макеевке откроют памятник жителям города, погибшим от обстрелов

8 сентября по ул.Кирова Советского района Макеевки состоится торжественное открытие памятника макеевчанам, погибшим от обстрелов.

На мероприятии будут присутствовать представители городской администрации, руководства ДНР, родственники погибших жителей Советского района Макеевки.

Дидактические игры: «Узнай по картинке» /использование карты схемы/,

«Домино» на составление изображения памятника, обелиска, скульптуры.

«Узнай по описанию», «Где находится памятник».

Художественная литература: «Макеевка история грорда» Н.Хапланов.

Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников

Экскурсия: к памятным местам города Макеевки.

Заключительный этап (ожидаемый) :

Дети имеют представление об исторических памятниках города

Макеевки, знают, что охраняет памятники государство.

Знают историю возникновения исторических памятников.

Игра – викторина «Я знаю свой край».

Работа с родителями: Сбор материала об исторических памятниках

города /совместно с детьми/.

Оформление альбома «Исторические памятники».

Совместное работа детей и родителей.

Организация выставки детских рисунков/ фотографий по данной теме.

Повышение уровня социализации учащихся 5-7 классов.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.












Назад Вперёд

1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.1 Руководитель проекта: Волкова Е. А. – учитель географии.

1.2 Участники проекта: учащиеся8-9 классов.

1.3 Учебный проект предназначен для учащихся 8-9 классов.

1.4 Учебный предмет: региональный компонент (география Смоленщины).

1.5 Учебный проект: экскурсия по городу Десногорску.

1.6 Тема проекта: “Памятники города Десногорска”.

1.7 Творческое название проекта: экскурсионная прогулка по интересным памятникам города.

1.8 Идея проекта

В нашей школе отводится значительная роль региональному компоненту образования. Большое внимание уделяется краеведческим экскурсиям. Урок-экскурсия решает разнообразные задачи по расширению жизненного опыта, накоплению наблюдений и сбору материалов. Если учесть, что недалеко от нашего села находится красивый город атомщиков, то необходимость его изучения становится очевидным. И это будет не простая прогулка. Учащиеся должны вернуться с нее с некоторым запасом знаний, приобретенных планомерно. Так возникла идея создать экскурсионный проект.

1.9 Продукт проекта: презентация.

1.10 Продолжительность проекта: в течение полугодия.

1.11 Аннотация проекта

Проект создан для изучения памятников города Десногорска. В ходе проекта учащиеся узнают, каким событиям посвящены памятники, установленные в городе, даты их открытия, авторов создания. Учащиеся ознакомятся с жителями, которые внесли свой вклад в развитие города. Также в ходе проекта рассматриваются памятники архитектуры – православный собор, деревянный храм. Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории города и на формирование представлений о памятниках как исторических источниках.

1.12 Краткое содержание проекта

Проект направлен на знакомство учащихся с памятниками города. Проект развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся посредством постановки творческих задач, решение которых требует поиска новых решений, осмысления и обобщения информации. В результате проекта учащиеся должны представить информацию о данных объектах. Такая деятельность формирует у учащихся потребность оценивать свое отношение к результатам исследования.

1.13 Цель проекта

Изучение памятников и разработка маршрута экскурсии по городу; воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село, создание условий для обогащения знаний детей о родном крае, развитие познавательных, творческих способностей.

1.14 Задачи:

1. Изучение краеведческой литературы.

2. Развитие навыков самостоятельной и познавательной деятельности.

3. Формирование умений обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии.

1.15 Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • рассказать о памятниках города;
  • провести экскурсию по городу;
  • создать презентацию.

1.16 Новизна исследования заключается в разработке экскурсии в черте города.

1.17 Практическая значимость

Разработанную экскурсию можно проводить для школьников и взрослых.

1.18 Вопросы, направляющие проект

1.18.1 Основополагающий вопрос

Всегда ли памятники – это память?

1.18.2 Проблемные вопросы

  • Нужны ли памятники городу, людям?
  • Памятники – украшение или достопримечательность?
  • Связаны ли памятники города с историей России?
  • С какими историческими событиями связаны памятники города?
  • Зачем в городах устанавливают памятники?
  • Каково значение памятника в нашей жизни?

1.18.3 Учебные вопросы

  • Что такое памятники?
  • Какие памятники города вы знаете?
  • Какие памятники, посвящённые ВОВ, установлены в городе?
  • Почему в Десногорске установлен памятник героям-морякам?
  • В каком году была построена церковь?
  • Кому в городе был установлен бронзовый бюст?
  • Где установлен памятник жертвам радиационных катастроф?

1.19 План проведения проекта

  • Формирование темы проекта, целей, задач
  • Беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя
  • Формирование групп
  • Чёткое планирование работы всей группы и каждого члена группы
  • Поиск необходимой информации учащимися, фотографий памятников
  • Работа с планом города Десногорска
  • Обсуждение промежуточных итогов каждой группой, если необходимо, консультация учителя
  • Создание презентаций, сообщений
  • Выступления учащихся
  • Рефлексия
  • Пример продукта проектной деятельности учащихся
  • Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
  • Критерии оценивания презентации
  • Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1.20 Развитие проекта. Этапы работы по проекту

1.20.1 Подготовительный – выбор темы, определение цели и задач исследования

На первом этапе идет работа над выбором темы, обсуждение материала, который необходимо собрать, возможные источники.

Сначала обсуждение проходит со всем классом. После выбора темы определяются цель и задачи исследования. Затем создаются группы учащихся, которые получают задания – разработать план экскурсии. Далее учитель представляет презентацию по теме (Презентация1.ppt ).

Необходимый прием на данном этапе – демонстрация примеров. Возможен видеосюжет о проведении проекта в прошлом, виртуальный пример.

Учитель направляет учеников проекта на определение результатов работы каждой группы, представляет критерии оценивания деятельности групп. Таким образом, учащиеся вовлекаются в совместное планирование проекта.

1.20.2 Исследовательский – выбор и систематизация материала. Экскурсия

На втором этапе начинается работа над темой. Идет поиск информации из разных источников, выбор и систематизация материала. Учащиеся, работающие в группах, составляют план работы, выполняют задания, работают с краеведческим материалом, используют энциклопедии, словари, выполняют творческие работы, посещают библиотеку.

Выбирают формы представления результатов работы, размещают материалы в “Галерею проекта”. Составляют текст и маршрут обзорной экскурсии по достопримечательностям города. На данном этапе участники проекта совершают экскурсию в город по составленному маршруту.

1.20.3 Оформление результатов – подготовка отчетов

Данный этап предполагает проведение занятий в компьютерном классе. Ученики создают шаблоны для презентации, оформляют презентацию по проведенной экскурсии, используют информационные материалы, фотографии. Здесь учащиеся оформляют результаты работы в различных формах. Обсуждение и корректировка проходят в режиме консультирования после уроков по определенному графику. На этом этапе осуществляется самооценка и рефлексия, что дает ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, методы их улучшения. А также оценивание работы групп.

1.20.4 Завершение проекта

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутри школы и т.д. Демонстрация проделанной работы. Презентация. Анализ работы. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были найдены. Отзывы приглашенных, анкетирование участников, гостей, учителей.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Учащиеся рассказывают о том, что больше всего их удивило, поразило, расстроило и т.п. Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода.

Реализация проекта: принять участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”, выступление на внеклассных мероприятиях, подготовка материала к курсу регионального компонента, реклама материала для туристов.

Мнение учителя (руководителя проекта): на что следует обратить внимание при проведении проекта.

2 ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ПРОЕКТА

Оценивается уровень владения материалом, раскрытие темы, качество оформления, культура преподнесения материала.

2.1 Критерии оценивания ученического проекта

2.2 Основные критерии оценок качества выполненной проектной деятельности

2.3 Самооценка участника проекта

3 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

4 ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ (СТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Презентация 1

5 ПРИМЕР ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Презентация 2

6 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

1. Технологии и оборудование: лазерный диск, компьютер, принтер, фото- и видеокамера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, Интернет-соединение.

2. Программное обеспечение: программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники.

3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, словари, справочный материал и т.д.

4. Другие принадлежности: карточки с заданиями для групп (Приложение 5 ), маршрутные листы.

7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

  1. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учебное пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. – 50 с.
  2. Тубельский А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания/ М.: Сентябрь, 2001. – 144 с.
  3. Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся “Народное образование” №5, 2007. – стр. 153 – 157.
  4. Зуева Д.Г. Третьякова И.Н. Экологический марафон как форма реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Мат. Всероссийской научно-практ. конф. “Формирование профессиональной педагогической компетентности как ресурс развития образовательного пространства в наукограде”. Томск-Северск – 2006.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  6. География в школе 3/2012, Солодухина Н.Н. “Совершенствование процесса обучения географии на основе проектной деятельности”

Электронные ресурсы

  1. Лист самооценки участника проекта
  2. Проект критерии оценки
  3. Учебный проект_Памятники города Балашова
  4. Памятники Тамбовщины ?

Тураева Ангелина

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

«Памятники нашего города»

Выполнила: Тураева Ангелина,

Ученица 4 А класса

Руководитель: Исаева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Саранск 2014

Введение.

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего города , спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем городе.

Мы обменялись мнениями с одноклассниками, но оказалось, что многие из нас не знают памятники нашего города. Мы провели опрос среди учеников 2 – 4 классов. (Приложение 1)

В нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории, не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу. Наш город связан со многими великими событиями и интересными людьми. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания памятников, которые хранят память о событиях и людях, важно, чтобы люди помнили историю.

Так возникла идея исследовательского проекта «Памятники города Саранска».

Цель проекта : Расширять представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Объект исследования : памятники города Саранска.

Предмет исследования : история создания памятников города Саранска.

Продукт проекта: буклет и презентация "Памятники города Саранска"

Задачи:

1. Посетить архив, краеведческий музей, библиотеку и собрать материал об истории создания памятников нашего города.

2. Провести опрос и анкетирование учащихся.

3. Подготовить буклет и презентацию « Памятники города Саранска».

Гипотеза: история создания памятников связаны с историей нашей страны, с развитием нашего города.

Методы:

1.Сбор и обработка информации по теме (статьи журналов, газет, справочная литература, архивные материалы).

2.Опрос, анкетирование.

3. Интервью.

4. Классификация.

Что же такое памятник? Памятник – это, прежде всего память о человеке, о месте, о каком либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать, узнать героев войны и труда, чьи фамилии вычерчены на мемориальных досках. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины.

Через знакомство с памятниками можно проследить историю развития города и целой страны.

Какие же памятники есть в нашем городе?

В каждом городе есть места и сооружения, посвященные памяти человека или события. В Саранске таких мест много. Это и памятники известным людям, и сооружения, построенные в память о каком-то событии. У каждого такого места или постройки своя интересная история.

Я ездила по городу, фотографировала памятники, прочитала литературные источники.

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях.

а) Памятники, связанные с историей основания города.

Основание крепости Саранск

На этом месте в 1641 году была основана крепость САРАНСК как важный ФОРПОСТ в юго-восточной окраине Российского Государства

В 1982 году в центре столицы Мордовии была установлена скульптурная композиция, посвящённая основателям саранской крепости. На месте современного Фонтанного спуска (ранее Московского) в семнадцатом веке возвышалась оборонно-сторожевая башня, в дальнейшем послужившая границей крепостного вала Саранска. Автор памятника, посвящённого строителям города, – скульптор В.П.Козин.

Военная крепость, построенная в 1641 году, являлась юго-восточной сторожевой точкой Российского государства. Один из старейших городов Среднего Поволжья – Саранск, образованный на холме между заболоченных мест ("сара" в финно-угорских языках имеет значение "болотистый"), до восемнадцатого века оставался важным форпостом, сдерживающим набеги кочевников.

Приблизительное расположение оборонительной крепости в современном городе – это территория Советской площади и Пушкинского парка, окружённая в своё время земляными валами и глубокими рвами. С 1651 года Саранск становится уездным городом и в разные времена относится к Казанской, Азовской, Симбирской и Пензенской губерниям. В течении девятнадцатого и двадцатого века город неоднократно менял свой облик (трижды сгорал дотла и отстраивался заново). До наших дней не дожила ни дозорная башня, ни крепость. Историческим напоминанием служит камень-памятник, посвящённый строителям города Саранска. Саранск - один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью.

Мордовский ученый И. К. Инжеватов в своих работах по топонимике Мордовии говорит о происхождении названия Саранск. Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой - сар : Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей.

В переписях мордовских населенных пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, встречаются также слова сара, санаксара, сарлей, саргужа, сарпомра.

Слово сара в финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест.

Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине - большое). Река Инсар создавала широкую заболоченную пойму.

Первоначально город назывался Саранеск.

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней - возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.

Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. До XVIII века город делился на слободы, которые первоначально были укреплены.

С 1651 года Саранск - уездный город. При образовании губерний в 1708 году он причисляется к Азовской, затем к Казанской, Симбирской, а с 1801 года к Пензенской.

За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов разинцев. В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный населением с большими почестями.

Памятник Е. Пугачеву.

На развилке улиц Короленко и Волгоградской, где с 27 июня по 3 июля 1774 г. располагалась ставка проходивших через Саранск пугачевских войск. Увековечено это место монументальным сооружением в виде крепостной стены с чугунными пушками и гранитной глыбой.

Здание по ул. Советской № 49-а (во дворе гостиницы "Центральная"). В нем 28 июля 1774 г. архимандрит Александр принял Е. И. Пугачева с крестом и евангелием. На здании в 1974 г. установлена мемориальная доска.

Памятное место на перекрестке улиц Коммунистической и Рабочей, у дома № 9, что у моста через р. Инсар. Мемориальная доска с надписью: "Здесь 27 июля 1774 года жители города Саранска торжественно встречали предводителя крестьянской войны Е. И. Пугачева".

Пугачевская палатка (ул. Московская, 48). Эта старинная каменная палатка принадлежала вдове саранского воеводы Каменицкого. Она овеяна легендами, повествующими о грозных событиях 1774 г. Здесь, по преданию, Е. И. Пугачев устраивал пиршества, здесь же, с высокого крыльца па латки, читались его "царские манифесты", здесь же по жалобе птичницы и по приказу предводителя восстания была казнена - повешена на воротах - и сама вдовствующая воеводша.

Памятник "Навеки с Россией"

В честь многовековой дружбы мордовского народа с русским и другими народами страны. Авторы: скульптор И. Д. Бродский, архитектор И. А. Покровский. Открыт 6 ноября 1986 г.

Памятник расположен на Аллее Дружбы.

Аллея Дружбы. Заложена в честь 500-летия добровольного вхождения мордского народа в состав Российского государства. 1985 год.

б) Памятники, сооружённые в честь исторических крупных побед Советской Армии и подвига русского народа в Великой Отечественной войне .

Памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне .

Открыт 9 мая 1970 г. Композиция монумента проста и торжественно строга. Мать - Мордовия вручает меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Рядом с памятником горит Вечный огонь. Скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена (архитекторы В. А. Бродовский и И. В. Соловьёв) - дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны.

6 мая 1995 года был открыт построенный рядом с памятником Музей боевого и трудового подвига 1941 - 1945 гг. (архитекторы Р. Г. Кананин, А. В. Костин). Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом.



Мемориальное кладбище

На кладбище похоронены видные деятели науки, культуры и искусства: писатель П. С. Кириллов, скульптор С. Д. Эрьзя, художники Ф. В. Сычков, В. Д. Хрымов, композитор Л. П. Кирюков, певец И. М. Яушев, ученый М. Н. Коляденков.


Размещается на западной окраине города. Здесь находятся братские могилы участников Великой Отечественной войны, умерших от тяжелых ран в эвакогоспиталях Саранска. На пьедестале у Вечного огня стоит Скорбящая мать. Авторы монумента - скульптор Н. И. Кондратьев и архитектор П. П. Данеленко.

Каждый год в День Победы, 9 Мая, тысячи горожан приходят на кладбище, возлагают на могилы венки, цветы. Приспущены знамена, молодежь дает клятву быть достойной памяти своих отцов

Памятник "Самолет"

Расположен в центре города на пересечении улиц: Советская-Пролетарская, недалеко от Государственного русского драматического театра Мордовии.

Сооружен в память о боевых подвигах земляков-авиаторов, храбро защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Установлен в день XXX- летия Победы 9 мая 1975 года.

Памятник «Побег из ада »

Побег из ада… Каждый житель Мордовии знает о легендарном подвиге Героя Советского Союза, нашего земляка Михаила Девятаева, сумевшего вырваться из безнадежного фашистского плена на вражеском самолете. Имя летчика увековечено в книгах и фильмах, в названии одного из боевых кораблей Российского флота… Инициатор установки памятника - автор проекта «Всероссийская аллея славы» Сергей Сердюков – племянник одного из девяти заключенных концлагеря, помогавших Михаилу Девятаеву. Совершенно бескорыстно Сергей и его брат Михаил решили установить десять памятников участникам «Побега из ада» - по одному на малой Родине героев… На гранитном памятнике – изображение бомбардировщика, на котором улетели из концлагеря заключенные, надпись: «Побег из ада» и имена всех участников побега: Михаила Девятаева, Трофима Сердюкова, Ивана Кривоногова, Владимира Соколова, Владимира Немченко, Федора Адамова, Ивана Олейника, Михаила Емеца, Петра Кутергина, Николая Урбановича. Слова под ними – словно низкий поклон героям от всех, ныне живущих: «Потомки благодарны вам, родные, за то, что вы выстояли и победили»…


Памятник "Танк Т-34"

Установлен в год 40-летия Победы в честь труженников Мордовии, собравших в годы Великой Отечественной Войны средства на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник". Расположен в северо-западном районе города.

Наименован решением горсовета от 15 ноября 1983 года в честь Героя Советского Союза П. А. Цаплина (1906-1937).

Бульвар Цаплина расположен в северной стороне Светотехники рядом с ул. А. Лусс, соединяет ул. Веселовского и Пушкина. В канун 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов на бульваре установлен танк Т-34. Памятный знак поставлен в честь тружеников тыла республики, собравших более 36 миллионов рублей на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник".

Памятник Подольским курсантам

Установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов Подольских военных училищ проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в г. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите Столицы нашей родины - Москвы.

Образован на стыке улиц Гагарина, Комарова и пр. "50 лет Октября". Создавался на пустыре в юго-западной части. В начале 70-х годов определились контуры зеленой зоны и пешеходные дорожки. Посажены деревья, кустарники, поставлена металлическая ограда.

В 1985 году страна широко отмечала 40-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. В честь этого знаменательного события 6 мая 1985 года в сквере был установлен памятный знак в честь воинского подвига курсантов подольских училищ - защитников Москвы в 1941 году.

Легендами овеян подвиг подольских курсантов, принявших неравный бой с отборными моторизованными частями гитлеровцев под Москвой в октябре 1941 года. Две недели они сдерживали противника на Малоярославском направлении, выигрывая время для усиления обороны столицы Советской Родины. В числе курсантов сражались юноши, присланные в училища с призывного пункта Саранска. Этот пункт тогда находился в районе нынешнего Юго-запада .

В память о героическом подвиге воинов-курсантов в сквере, названном их именем, на массивном бетонном постаменте установлена 75-миллиметровая пушка. На прикрепленной к переднему плану постамента плите. обозначен орден Отечественной войны и надпись: "Памятный знак установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов подольских военных училищ, проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в гор. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите столицы нашей Родины Москвы". Перед памятным знаком благодарные горожане возлагают цветы.

Студентам, учившимся в МГУ им Н.П. Огарева и погибшим во время ВОВ 1941-1945 гг.

в) Памятники, которые отражают историю нашей страны.

Памятник погибшим в годы Гражданской войны 1918 года.

Возник в 1951 году на углу ул. Московской и Республиканской на основании постановления Совета Министров МАССР от 28 апреля и решения горсовета от 22 мая 1951 года. Сюда, к стенам Мордовского республиканского краеведческого музея с Советской площади перенесли останки борцов за дело революции и с почестями перезахоронили в братской могиле. На земляном холмике поставили небольшой обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Ниже обелиска лежала металлическая плита с именами продкомиссара П. С. Семенова, сотрудницы "Известий ВЦИК" агитатора А. Я. Лусс, продармейцев П. Н. Лукина, Д. И. Зотова, Н. А. Крупнова, И. В. Сазонова, П. Е. Трушина, И. С. Максимова. Подножие памятника окаймила массивная металлическая цепь, растянутая на столбиках. Строительство памятника и склепа "Борцам революции" закончилось к сентябрю 1951 года. В его сооружении принимали участие старый большевик М. И. Спиридонов, красногвардейцы П. И. Мишин, А. Д. Спиридонов.

К 60-й годовщине Великого Октября сквер полностью перестроен. В центре на большом земляном холме памятник "Борцам за Советскую власть". Авторы памятника - ленинградский скульптор Г. Д. Гликман, архитектор профессор В. С. Васильковский

Памятник "Героям-стратонавтам"

Если вы приехали в Саранск поездом, то на привокзальной площади увидите памятник героям-стратонавтам. На высоком круглом постаменте стоит бронзовая фигура юноши, устремленного ввысь. С какой бы стороны вы ни смотрели на эту фигуру, впечатление одно, его руки сейчас станут крыльями, и он устремится далеко к звездам. Этот памятник - символ мужества, романтики, жажды подвига. Он как бы приветствует наших гостей и зовет всех у подвигу во имя процветания нашей Родины.

Кто они герои стратонавты? На постаменте портреты-барельефы покорителей стратосферы Павла Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи Усыскина и надпись - "Героям-стратонавтам". Это они начинали прокладывать дорогу в космос.

В январе 1934 года они поднялись на стратостате на высоту 22 км. Полет осуществлялся на стратостате "Осоавиахим-1", разработанном А. Васенко. При спуске стратостат потерпел аварию и упал на территории Мордовии. Один из стратонавтов - Илья Усыскин - уроженец Мордовии. Герои похоронены на Красной площади в Москве. Горожане чтут память отважных стратонавтов. Их фамилиями названы улицы.

Памятник "Героям огнеборцам"

Установлен в честь погибших при выполнении служебного долга героям огнеборцам:

Тенякшев М.А. - 1967г.
Кемаев Г.А. - 1974г.
Шапкин В.В. - 1982г.
Безруков А.С. 1983г.
Акмайкин О.Б. 1996г.

Памятник воинам-интернационалистам был установлен на площади Победы в 2005 году. Авторы памятника – архитектор В.А. Бродовский и скульптор Н.М. Филатов.

2.Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев)

а) Памятники известным людям, чьи имена связаны с историей мордовского края.

Памятник C.Д. Эрьзе

Памятник открыт 4 ноября 1996 г. к 120-летию со дня рождения С. Д. Эрьзи. Скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов.

Одной из достопримечательностей Республики Мордовия является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. История его образования уходит в предвоенное время. 14 марта 1941 года Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР принял Постановление об открытии в Саранске художественной картинной галереи, но война надолго задержала образование музея. Он был открыт 10 января 1960 года и назван Мордовской картинной республиканской галереей имени Ф.В. Сычкова.

Памятник М.Е. Евсевьеву.


Памятник А.И. Полежаеву

На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Автор памятника - скульптор М. И. Кожина. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. Фигура отлита из цветного металла.

А. И. Полежаев (1804-1838 гг.) в Саранске провел года раннего детства. Родился он в с. Рузаевка Рузаевского района в имении помещиков Струйских. Нелегкая судьба была у поэта. За вольнолюбивые стихи он был сослан Николаем I на Кавказ.

Жители Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги.

Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт. Отец его - помещик Пензенской губернии, Струйский, мать - крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого поэт и получил свое имя.

Памятник Н.П. Огареву

Установлен у входа в главный корпус Мордовского госуниверситета.

Огарев Николай Платонович , русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг Огарева и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 О. вместе с некоторыми др. участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В.Г. Белинским. 1841-46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию.

Н.П. Огарев вошел в русскую литературу как продолжатель традиций поэзии декабристов. В его творчестве отразилась история души лучших людей России 30-40-х годов.

Родился Огарев в Петербурге, в семье богатого пензенского помещика. Еще в детстве (в середине 20-х годов) познакомился с Герценом и стал его другом и саратником навсегда. Друзья мечтали посвятить свою жизнь освобождению народа, продолжить подвиг декабристов, в чем однажды поклялись на Воробьевых горах.

Огарев - выдающийся деятель русского освободительного движения, замечательный мыслитель, публицист и поэт.

Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову

Всего памятников адмиралу Ф.Ф. Ушакову в Саранске три. Первый - стелла на аллее Славы посвящена уроженцу Мордовии адмиралу флота Ф.Ф. Ушакову. Взгляд горожан и гостей Саранска она привлекает парусником, венчающим ее.

Второй памятник, работы скульптора Н.М. Филатова, располагается на Большевистской улице.
Третий памятник располагается около нашей школы № 3.

Выдающийся русский флотоводец, адмирал. Окончил Морской кадетский корпус (1766). Служил на Балтийском флоте, с 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско - турецкой войне 1768 - 1774 годов.
В 1944 году в СССР учреждены военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Его именем названа бухта в Беринговом море и мыс в Охотском море.

. С Мордовией тесно связано имя выдающегося русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Знаменитый адмирал, выигравший все свои военные сражения и не потерявший ни одного корабля, не сдавший врагу в плен ни одного своего матроса, отдал всю свою жизнь служению флоту. В Мордовии он провел последние годы своей жизни; во время Отечественной войны 1812 года на его средства здесь были построены госпиталь для раненых солдат, больница и церковь. Причисленный Русской Православной церковью к лику святых, Святой Феодор почитается как покровитель Мордовии. Его мощи покоятся в Санаксарском монастыре Темниковского района республики. В центре Саранска, у северной стороны Свято-Федоровского кафедрального собора, воздвигнут памятник легендарному адмиралу. В монументе воплощена идея сохранения памяти о героическом прошлом русского народа. Бронзовая скульптура установлена на высоком пьедестале, облицованном гранитом. Адмирал изображен без головного убора, в правой руке он держит подзорную трубу, левая рука опущена к шпаге.

К Саранску легендарный флотоводец имеет опосредованное отношение - последние годы жизни он провел в своем имении Алексеевка на территории республики. После недавней канонизации Ушаков стал святым покровителем военных моряков и почти таким же героем Саранска, как скульптор Эрьзя.

б) Памятники, посвящённые известным русским писателям, общественным и церковным деятелям.
Памятник А.С. Пушкину

Установлены в парке культуры и отдыха им. А. С. Пушкина, а также на Фонтанном спуске ведущем к парку.

В 1899 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта городскому саду было присвоено имя "Пушкинский" и установлен памятник-бюст А. С. Пушкину. Этот памятник хранится в Республиканском краеведческом музее. В 1977 г. вместо него воздвигнут новый памятник Пушкину, скульптор Е. Ф. Белашова и архитектор В. Воскресенский.

Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А. Блок говорил: "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин".

Памятник Патриарху Никону

Памятник в честь Никона, шестого Патриарха Московского и всея Руси, был открыт в 2006 году. Алексий II освятил его в день открытия. Авторы памятника – скульптор Н.М. Филатов и архитектор С.П. Ходнев.

С именем Патрираха Никона связаны важнейшие церковные и политические события в жизни Русского государства. На территории России только в Саранске есть памятник, посвящённый Никону. Власти Мордовии решили в этом монументе увековечить память церковного деятеля, сыгравшего важнейшую роль в христианизации мордовского народа.

Установка памятника была приурочена к 400-летию со дня рождения русского святителя. Хотя родился патриарх Никон в селе Вельдеманово соседнего нижегородского края, в Саранске его считают сыном мордовского народа. К его юбилею на месте родительского дома патриарха был установлен поклонный крест из черного мрамора с надписью "Его Святейшеству Патриарху всея Руси Никону от мордовского народа"

Памятник В.Высоцкому.

Установлен в парке им.А.С.Пушкина.

После Октября 1917 года в городах и весях Российской республики, а потом и в СССР появились монументы, посвящённые лидерам правящей коммунистической партии. Особенно много памятников было поставлено в честь В.И. Ленина.

Памятник В.И. Ленину

На Советской площади в 1960 году открыт памятник В. И. Ленину. Авторы его - народный художник СССР, академик, скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

Главное культовое сооружение - памятник вождю мирового пролетариата. Посаженные тридцать лет назад елочки выросли и сильно повлияли на потерю величия грозной фигуры.

Величественная фигура вождя отлита из бронзы, постамент сделан из темно-красного полированного гранита. У памятника - живописный сквер, цветники. Сюда приходят горожане и гости нашего города.

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

Это новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Памятник лисе.

Лиса является неким символом Республики Мордовия. Она присутствует как на гербе республики, так и на гербе Саранска - столицы Мордовии.

Впервые красная лиса появилась на гербе города Саранска в 18 веке, и тогда она символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Для современного же города и его жителей лиса стала символом ума, богатства и предприимчивости.

В июне 2011 года город отмечал 370-летний юбилей.

По такому случаю ОАО "МордовСпирт" (крупнейший производитель высококачественного спирта и алкогольной продукции) подарил городу бронзовую лисичку.

Памятник расположен на набережной реки Саранки, у здания художественной школы имени Рябова.

Есть и особенно душевные памятники, вернее, романтичные. В августе 2009 года был открыт Лисий мостик. Он расположен в зоне отдыха перед Мордовским музеем изобразительных искусств. В центре на постаменте из 3 стрел находится символ Саранска - лиса. Здесь же закреплены шары предсказаний. С их помощью можно заглянуть в будущее. А если погладить хвост лисе - разбогатеешь, нос - встретишь удачу. Автор проекта В. Кузнецов.

Памятник семье.

В 2008 году во многих городах России появились памятники, посвященные семье. Этот год был официально признан годом семьи в нашей стране.

В Саранске памятник счастливой многодетной семье был установлен рядом с Храмом Федора Ушакова, на пересечении улиц Советская и Демократическая.

Памятник гостеприимству "Будьте как дома!", который расположился возле центральной гостиницы "Саранск" столицы Мордовии, вошел в десятку самых необычных в России. Его автором является эрзянский скульптор Григорий Филатов.

В центре Саранска, напротив парка им. А. С. Пушкина, «выросло» символическое «Дерево любви и согласия». Новый арт-объект подарен городу компанией «Мегафон», отметившей таким необычным образом 12-летие с начала своей работы в Мордовии. Скульптура высотой более двух метров, представляет собой кованый дуб с зелеными листьями и желудями. Дерево это непростое: если молодожены повесят на его ветвях замок, а ключ бросят в расположенную поблизости реку, их союз ничто не сможет разрушить.

У здания роддома установлен памятник « Новая жизнь». Бронзовый мальчик в капусте обещает исполнение желаний.

Памятник дворнику.

4 мая 2010 года за зданием городской администрации в Саранске был установлен памятник дворнику.

Создатель бронзового дворника - известный в республике скульптор Григорий Филатов, назвавший свое творение "дядя Федор" и работавший над ним около года.

Уже немолодой мужчина, в шапке ушанке, высоких сапогах, фартуке и с привычным инструментом в руках убирает мусор в улиц города - вот так представлен этот памятник в Саранске.

Для тех, кто никогда не бывал в столице Мордовии, могу сказать, что это самый чистый и благоустроенный город России. Поэтому памятник дворнику - это не только интересный туристический объект, но и дань людям, занимающимся уборкой и благоустройством на улицах города.

Памятник сантехнику.

Памятник обычному сантехнику установлен во многих городах и странах. Два года назад он появился и в Саранске. Находится памятник на Коммунистической площади рядом с фонтаном-ромашкой. Добродушный сантехник с гаечным ключом в руке, поправляя шляпу, весело смотрит на всех прохожих. Местные жители признаются, что памятник вызывает у них улыбку. Кое-кто даже бросает в «люк» монетки. А несколько раз кто-то положил рядом букетик цветов.

Много новых памятников появилось в парке им. А.С. Пушкина. В парке представлены работы скульптора Филатова. В скульптурах воплощены герои пушкинских сказок: «Кот ученый на цепи», «Старик со старухой у самого синего моря»

Памятник ученому коту из Лукоморья. Кот выполнен в мультяшно-сказочном стиле.

«Старуха Шапокляк»

Композиция « Поцелуй»

В 2012 году, в августе для празднования тысячелетия единения русских и мордвы была построена площадь Тысячелетия. На площади у библиотеки установлены памятные камни. Они будут напоминать жителям города о празднике.

Цветы 1000-летия. (Были установлены к празднику единения мордвы с народами России)

Еще одно здание. Это - Мордовский национальный театр.

Перед театром шесть колонн. Между колоннами четыре фигуры. Они аллегоричны.

Старец, опирающийся на посох - связь с прошлым, с корнями своего народа.

Юноша, выпускающий птицу - символ устремленности в будущее.

Мокшанка держит в руках братину (чашу) - символ гостеприимства мордовского народа.

Эрзянка держит в руке ветку цветущей яблони - символ расцвета мордовского искусства.

Всего, по данным министерства культуры, в Саранске оказалось 112 памятников.

Выводы.

Познакомившись с памятниками своего города, я разделила их на группы:

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях;

2. Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев);

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

В ходе проведённой работы было установлено, что все памятники имеют огромную ценность, отражают историю нашей республики и страны. Они являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю.

Необходимо знать историю создания памятников, чтобы эти знания передавались из поколения в поколение. В последнее время в городе сооружены новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Предложения.

Выступить с презентацией своей работы для учащихся нашей школы с целью популяризации знаний об истории памятников нашего города.

Заключение.

Проходя мимо того или иного памятника, задумываешься, вспоминаешь, удивляешься. Оказывается, многие исторические события не прошли мимо нашего города. Культурное наследие, доставшееся нам, необходимо содержать в порядке, следить за тем, чтобы памятники не подвергались разрушению. Ведь нельзя строить будущее, не зная своего прошлого.

Наша задача не только содержать памятники в порядке, а знать историю своего народа, города, района и эти знания передавать потомкам.

Они являются напоминанием о нашей богатой истории, являются связующим звеном с нашими предками. Ведь человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего".

" Пока человек не прикоснётся к истории, он пребывает во младенчестве, ибо существует днём сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервётся связь времён, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти? " – это строки из книги С. Бахмустова " Разорванное ожерелье".

Список литературы

1.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

2. Знакомьтесь: Саранск. Путеводитель - справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

3. Куклин В.Н. Биографии саранских улиц. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

4. Косенков А. Я иду по родному городу. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979.

5. Саранск - столица Мордовии. Рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей. - Саранск: издательский центр историко - социологического института МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.

6. Саранск зажигает огни. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.

,
архитектор, член правления Сочинской организации Союза архитекторов России

Памятник от слова «память» - способность помнить, не забывать прошлого. Чтобы иметь право и возможность заглянуть в будущее, мы должны знать и помнить прошлое. Прошлое — это призма будущего и от того насколько она светла и чиста, настолько мы в состоянии видеть будущее и при необходимости упреждать возникающие нежелательные процессы нашего будущего.

Практически любая революция начиналась с того, что разрушительно действовала на историческую память народа претендуя на истину в новом лице. Министр образования революционной России определил, что народу необходимо преподносить историю так, чтобы у народа не возникало чувство собственного достоинства. Давно ли мы выкинули на свалку исторические опусы, писанные коммунистическими идеологами. Наверное, поэтому, сегодня мы такие - не помнящие своего родства.

Мы с глубоким сожалением всегда относимся к человеку, который в результате болезни потерял память, и не задумываемся над тем, что общество в котором мы проживаем уже заражено бациллой беспамятства.

Не будем далеко ходить, возьмем, к примеру Сочинские памятники и их содержание.

Пожалуй, единственный в Сочи памятник, который прежде, чем поставить, обсуждался на различных советах — это памятник Ленину на Курортном проспекте. С тех пор ни у кого не возникало желание его «подкорректировать» даже со сменой курса государства.



Памятник М. Горькому на улице Горького – дешевле, но на месте.



© Akela white

Памятник Островскому на Курортном проспекте – в плане, если смотреть сверху, буденновка, которую мы топчем, не замечая и спотыкаясь о выступы. Куда стремится легендарный Павка Корчагин никто не обращает внимания, потому, что необходимого пространства для создания зоны обозрения нет.


Тут же рядом у здания городской санэпидемстанции огромная не масштабная голова врача Соколова спасшего город от малярии. Сама – то скульптура выполнена талантливо, а вот найти ее правильное место, масштабировать по отношению к окружающей застройке ума и профессионализма не хватило.


Памятник «неизвестному» в сюртуке Петра Первого у морвокзала смотрится как элемент клумбы.

У Центрального стадиона «воткнули» покосившийся бюст знаменитому Сочинскому футболисту Славе Метревели . Мы уже забыли кто такой Слава КПСС, а сочинского форварда Славу Метревели помним, но как?


© ALBANDY

© landrina

За свои средства и по зову души сочинский скульптор установил памятник дружбы между народами на въезде в село Сергей–Поле, а какой-то новоявленный «спец» разрешил построить напротив памятника автоостановку, которая загородила весь памятник.


Теперь памятник можно сфотографировать только так. © s42

Такая - же участь постигла и памятник 100-летию Хосты. Очередной районный временщик перечеркнул все, разрешив установку торгового павильона закрыв памятник.

Совсем уж позорно выглядит памятная стела первому председателю Сочинского горисполкома на улице Парковой. В свое время ее устанавливали как стелу в честь переименования улицы Парковой на улицу Москвичева. На этот постамент был установлен бюст Москвичева . «Воткнули» его работяги вечером, чтоб никто не приставал с вопросами, а утром увидели бюст вниз головой. Говорят, что он хранится в сочинском музее. А остаток от памятника назвали стелой установленной в честь первого мера. Не знаю, может быть он и удостоен такого памятника, как некоторые руководители нашего города.

Моя статья в газете не возымела никакого действия и реакции. Даже наш лихой депутатский корпус ни слова. Я даже не удержался, зашел в Сочинский музей узнать о судьбе памятника. На правах зама, неизвестная ничего не знает об этом памятнике и даже не представляет где эта улица Парковая (300 метров от здания музея). Да и зачем ей, ее же поставили руками разводить, а не работать, болеть душой за историю города, тем более, что он для нее скорее всего не родной.

Теперь у нас с вами своя «Хатынь» беспамятства.

И в завершение это памятник сочинским медикам, спасших от смерти тысячам раненым советским солдатам, защищавшим нашу с вами Родину. Более двадцати лет стоит не законченным главный памятник Города-курорта Сочи. Куда только не обращался автор проекта, заслуженный архитектор России Юрий Владимирович с просьбой найти средства и . А воз и ныне там.

Наверное, неслучайно, были отлиты в бронзе орфографические ошибки на памятной стеле Архангела Михаила на Курортном проспекте. Знай наших.

Недавно купил в магазине хамсу маринованную в банке на которой написано «Клевая хавка». Вот теперь понятно – «наши» пришли жующие, сосущие, бегающие за клинским…

Конечно, я нагнал страху больше, чем надо, мне хотелось бы стряхнуть вас и одуматься.

Мы уже стоим на краю пропасти беспамятства. Для решения этих проблем не нужны миллионные вложения нужно просто участие каждого из нас, граждан города Сочи. Необходимо добиться того, чтобы вопросы установки памятников, мемориальных знаков, широко обсуждались гражданами города Сочи при непосредственном участии и ответственности профессионалов. Нужно понять главное, что если ты не будешь участвовать в жизни города, начиная с выборов, за тебя сделают другие, для которых город Сочи никогда не будет родным, а будет только источником наживы растаптывающей все на своем пути. Устанавливая, мы определяем и оцениваем деятельность личности и указываем направление по которому следует идти дальше будущим поколениям.


Актуальность:

Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Цель нашего проекта – создать систему работы по формированию у старших дошкольников интереса к истории своего города, в частности к памятникам.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Знакомить детей с памятниками города Стерлитамака, их историей;

2. Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ.

3. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.

4. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.

5. Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;

2. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой и практическо-экспериментальной деятельности.

3. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое. 2. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.

Гипотеза: Дети, познакомившись с памятниками своего города, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, педагог – психолог, музыкальный руководитель.

Основные формы реализации проекта: НОД; беседы с детьми; экскурсии; целевые прогулки; дидактические игры; изготовление фотоальбомов, буклетов; ТРИЗ (метод ММЧ, морфологический анализ); сюжетно-ролевые игры; посещение музея ДОУ; исследовательская деятельность; викторина «Знатоки Стерлитамака»; творческая мастерская; организация выставок детских работ; работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение.

Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.

Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города.

Практическая значимость: Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.

Исполнение проекта

Свою работу над проектом «Памятники города Стерлитамака» мы начали с того, что выявили проблему в группе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о памятниках нашего города.

Нам хотелось вызвать у родителей воспитанников желание знакомить детей с историей возникновения памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним.

С этой целью мы подготовили консультацию для родителей «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Этапы реализации проекта:

I этап — Моделирование ситуации, выделение проблемы.

Деятельность воспитателя:

  • Вводит детей в игровую ситуацию: назначено место встречи – памятник.
  • Формулирует проблему: помочь найти место встречи – нужный памятник.
  • Определяет конечную цель: оформить альбомы «Памятники нашего города», «Старый и новый Стерлитамак», «Эскизы памятника детскому саду». Деятельность детей:
  • Дети вживаются в игровую ситуацию.
  • Осознают и личностно воспринимают проблему
  • Принимают задачу.

II этап — Организация работы над проектом (систематизация знаний детей и планирование работы педагога)

III этапПрактическая деятельность по решению проблемы

Деятельность воспитателя:

  • Консультация для родителей «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»
  • Беседы с детьми «Мы живем в Стерлитамаке», «Памятники воинской славы», «Символика нашего города».
  • Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников.
  • Экспериментирование «Свойства глины, дерева, железа»

Метод ММЧ (ТРИЗ)

  • Экскурсия к памятникам «Вечный огонь» и Аллея славы
  • Индивидуальные беседы – консультации с родителями
  • Просмотр видеофильмов: «Мальчиш – Кибальчиш»
  • Разучивание песни «Город наш – Стерлитамак».

Деятельность детей:

  • Сюжетно – ролевые игры «Путешествие по городу», «В мастерской скульптора», «Армия»
  • Д/И «Где находится памятник?», «Расскажи о своем городе», «Собери памятник» (разрезные картинки), «Узнай по описанию»
  • Лепка «Человек», «Бюст герою»
  • Творческое рассказывание «Как я ходил(а) к памятнику», «Где в городе мы любим гулять»
  • Познавательная викторина «Знатоки Стерлитамака»
  • Психогимнастика «Живая скульптура»
  • ТРИЗ: Морфологический ящик «Создай свой памятник»
  • Рисование «Памятники воинской славы нашего города», «Памятник детскому саду»
  • Конструирование создание детских дизайнерских проектов «Я памятник воздвиг…»
  • Рассматривание открыток, буклетов, альбомов о родном городе.

IV этап — Презентация продукта деятельности

Деятельность воспитателя: Мастер – класс для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историей своей малой родины Оформление выставок детских работ Оформление стенда «Памятники Стерлитамака»

Деятельность детей: Презентация «Памятники нашего города» Защита детских дизайнерских проектов «Памятник детскому саду»

  • Творческое рассказывание детей «Как я ходил(а) к памятнику», «Где мы любим гулять» (фотоотчет)

Скачать презентацию

Авторы: Габидуллина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, Сарварова Венера Адиповна, воспитатель, МАДОУ комбинированного вида – «Детский сад №51» городского округа г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Российская Федерация.