Портрет неизвестной в крестьянском костюме. История портрета

«Искусство портрета» - У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Портрет маньеризма. Ф. Буше. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). Портрет Возрождения. Обобщение и закрепление знаний. Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского».

«Портрет в живописи» - Рассматриваем портрет девочки. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. В.Тропинин Портрет сына художника. Материал: В.Тропинин «Портрет Арсения- сына художника. А.Мыльников Верочка. И.Архипов Девушка с кувшином. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.

«Фаюмский портрет» - В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Фаюмский портрет. Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего.

«Портрет Грозного» - Иван Грозный в изображении русских художников. К. Лебедев «Портрет Ивана Грозного». Алёна Дмитриевна и Степан Парамонович. Глава 1. Пир Ивана Грозного. Н.В. Неврев «Опричники». Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича. Добрый молодец Кирибеевич. Прощание Калашникова с близкими перед казнью.

«Портрет автора» - И. Репин Толстой за работой. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… К. Сомов А. Блок 1907 г. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. Дагерротипные портреты Л. Толстого. А. Моруа. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина.

«Портреты Чехова» - Портрет выполнен И.Левитаном. Автопортрет. О.Книппер (1868-1959). А.П.Чехов. Ольга Книппер – жена писателя. И.Левитан (1860-1900). А.Степанов (1858-1923). Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фотопортрет, сделанный С.Линденом.

Всего в теме 14 презентаций

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

1784. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Большая книга афоризмов автора

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. - М., 1988. - № 11.Амиель А. Из дневника. - СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. - М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1994.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бальзак О. Физиология брака. - М., 1995.Богословский Н. Заметки на полях шляпы и кое-что еще. - М., 1997.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. - М., 1998.Вагнер Р. Письма.

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Афоризмы о религии и вере. - Минск, 2000.Бердяев Н. А. Афоризмы. - Б.м., 1985.Бирс А. «Словарь Сатаны» и рассказы. - М., 1966.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове.) - М., 1998.Буддизм: Четыре благородные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играли в старинном русском костюме понёва и кика? Понёва (вид юбки) и кика (вид головного убора) составляли отличительную черту костюма замужней русской женщины. Без них она ни при каких обстоятельствах не могла появляться на людях. Понёву первый раз надевали

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Газеты и журналы на русском языке Некоторые российские журналы и газеты («Коммерсант», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты») продаются в газетных киосках международных аэропортов и ж/д вокзалов крупных

Из книги Химическая проверка и чистка марок автора Навотный Ладислав

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Брошюра чешского филателиста Ладислава Новотного является полезным справочным пособием о том, какими физическими и химическими способами привести в хорошее состояние загрязненную, испачканную при пересылке или небрежном

Из книги Энциклопедия татуировок автора Филатова С. В.

Надписи на русском языке «Главное в зоне - вор в законе»«Прощай и люби меня!»«Девственность - роскошь»«Не забуду мать родную»«Они устали ходить под конвоем»«Пусть ненавидят, лишь бы боялись»«Мама, спи и жди меня»«Если ты не знаешь горя - полюби меня!»«Умерщвление - не

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

The Man in the White Suit Человек в белом костюме 1951 - Великобритания (85 мин)· Произв. Ealing (Майкл Бэлкон)· Реж. АЛЕКСАНДР МАККЕНДРИК· Сцен. Джон Дайтон, Александр Маккендрик, Роджер Макдугалл по пьесе Роджера Макдугалла· Опер. Даглас Слоукэм· Муз. Бенджамин Фрэнкел· В ролях Алек

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Порядок слов в русском языке Написал про базовое и сразу же наперекор себе подумал, а что, если вот так, начиная еще с предисловия или введения, потихоньку вкраплять понемногу и законы правильной расстановки слов? Если у нас блип-учебник, то почему материал должен быть по

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. – М., 1988. – № 11.Амиель А. Из дневника. – СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. – М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. – М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных

Я продолжаю серию коротких рассказов о некоторых картинах Третьяковской галереи. Их список будет пополняться, а уже опубликованные легко найти в следующем оглавлении.

1)
2)
3)
4)

Мы поднялись на второй этаж, и попали в залы №1-7, где представлены русская живопись и скульптура XVIII века. Напомню, что XVIII век – это Реформы Петра, Полтавская битва, становление Санкт–Петербурга как столицы, а России как Российской Империи. XVIII век был также веком стремительного развития русской культуры. Светская живопись в России начиналась с полутора сотен голландских картин, купленных Петром, и нескольких выписанных из Европы живописцев. Сначала это были парадные портреты Императора и вельмож.

В первом зале галереи выставлены парадные портреты, начиная с императрицы Анны Иоанновны 1730 года и кончая портретами Петра. Официально, монументально, статично.

Притихла маленькая девочка, гуляющая со мной по галерее. Меня тоже не вдохновляет официоз. Переходим в зал № 2, там мы также видим возвышенные позы и одни вельможи. Но вдруг девочка улыбнулась и побежала, к своей доброй знакомой: «Вот она!».

Аргунов Иван Петрович. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784. Холст, масло. 67 х 53,6. Лаврушинский переулок, 10, зал 2.

Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.

Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) - живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.

В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» - крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.

В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.

И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой - крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи ( http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): « этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».

В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.

Мне кажется, " Портрет неизвестной в русском костюме" был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes ): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.

Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.

Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) - живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.

В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» - крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.

В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.

И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой - крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): « этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».

В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.

" Портрет неизвестной в русском костюме" был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes ): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.

А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи - крестьянскую тему. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати, изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки.

Есть такое французское выражение «дорогостоящая простота», в противоположность «дешевому шику». Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.

Портрет неизвестной в русском костюме

художник Иван Петрович Аргунов.(1729-1802)

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, - «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», хранящийся в Третьяковской галлерее, написанный в 1784(1785) году.

С портрета смотрит милое и чисто русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. В нем нет и следов прежнего несколько жесткого «списывания» с модели. Лицо светится особым внутренним оживлением, спокойной, разлитой во всем ее существе молодостью. Эта молодость искрится и в ее взгляде и в губах, еще спокойно сложенных, но уже готовых дрогнуть улыбкой.

Это погрудное изображение очень ясно построено художником. Очертания головы, украшенной высокой девичьей повязкой, плавно переходят в строгие линии стройной шеи, шея покоится на широких плечах, композиция проста, четка и уравновешенна, - во всем этом есть нечто классическое. Строгость форм и моральная чистота образа увидены художником в самой русской народной жизни. В «Портрете неизвестной крестьянки в русском наряде» Аргунов во многом предвосхищает лучшие работы Венецианова.

О художнике;

Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в исключительно талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов. Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года - графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

Рос и воспитывался будущий живописец в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова - дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П.Б. Шереметеву «Миллионным домом». Называли его так потому, что помещался он на расположенной неподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник - художником.

Расцвет творчества Ивана Петровича Аргунова начинается в 1740-е годы, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Ее царствование благоприятно сказалось на развитии русского искусства: строились великолепнейшие дворцы, соборы, церкви, расцветали живопись, декоративная скульптура, прикладное и садово-парковое искусство. В Россию приглашались ведущие первоклассные художники - Георг-Христофор Гроот, Луи Токке, Пьетро Ротари. Гроот стал учителем Ивана Петровича Аргунова

В 1784(1785) году стареющий художник создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.

В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.

Умер художник в начале 1802 года.