Портрет неизвестной крестьянки в русском. История портрета

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова.

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Художник обрядил девушку в праздничный кокошник и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова.

Кружевница

«Кружевница» - картина русского художника Василия Андреевича Тропинина, написанная в 1823 году.

Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника. Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820-1830-х гг. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).

Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника П. Свиньин отмечал: «…и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Всадница (Брюллов Константин)

Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». Была в 1832 г. выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

На картине изображена сцена утренней прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приемной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака(на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы - «Samoylova»)лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую подругу.

Подавляющее большинство людей согласится с тем, что изобразительное искусство прекрасно и вечно и заслуживает особенного к нему отношения. На сегодняшний день известных мастеров кисти достаточно популярны, и это связано, конечно, с растущим интересом к классической живописи. Знаменитый российский художник Иван Аргунов отличился собственной работой под названием "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", характеристика которой представлена в читаемой вами статье.

Информация о данной картине

Написанное Иваном Аргуновым полотно представляет собой портрет маслом необыкновенной красоты. На нем изображена женщина, предположительно, крестьянского происхождения. Об этом говорит её невысокомерное выражение лица и бесхитростная и расслабленная поза. Вообще, художник никогда не стремился подчеркивать разницу между представителями различных сословий, всяческое социальное неравенство. Вместо этого он уделял особое внимание естественной красоте человека, его неповторимым чертам лица, цвету волос и глаз, оттенку кожи и так далее.

Женщина изображена в своей самой парадной одежде. На ней расшитый золотыми нитками красный сарафан, тонкая белая рубашка свободного кроя, обильно украшенный кокошник интересной формы. Также зрителю видны блестящие серьги и алые бусы достаточно крупного размера, что делает их особенно заметными. Выражение лица девушки довольно кроткое и смиренное, в нем нет ни капли жеманства и надменности. Она улыбается, но совсем слегка, лишь чуть-чуть приподнимает уголки губ. Глаза карего оттенка глядят открыто и прямо, в них нет страха и подобострастия. Незнакомка спокойна и расслаблена, видно, что ей ничто не угрожает и её мысли неспешно текут.

В настоящее время картина "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" хранится в Третьяковской галерее, она является одним из лучших её украшений. На ней наблюдатель часто подолгу останавливает свой взгляд, потому что полотно как бы притягивает к себе внимание русским колоритом.

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

Слайд 13 из презентации «Русский портрет XVIII века 1» . Размер архива с презентацией 2706 КБ.

МХК 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Модернизм в культуре» - Абстракционизм. Большой интерес к негритянской культуре. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Работу выполнил ученик 11 А класса Мазун Кирилл. Мировоззренческое основание модернистского искусства. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Все картины в пепельно-розовом цвете. Периоды(продолжение):

«Рококо в живописи» - Виртуозно расставленные цветовые акценты. Счастливые возможности качелей. 1767г. Жиль (Пьеро). 1720 г. Лувр, Париж. Поцелуй украдкой. 1780-е годы. Дама в голубом. 1732 – 1806 гг. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г.Барнаула. Англия. Собрание Уоллес, Лондон. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Характерные особенности живописи рококо. Великолепный мастер колорита и изысканного рисунка. Франция. Супруги Эндрюс. 1749 г. Национальная галерея, Лондон.

«Барокко МХК» - Костюм был подчинен этикету. Творческий проект по мхк на тему: Барокко в архитектуре. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Барокко в скульптуре. Барочная мода. Ученика 11 «Б» класса: Казанского Алексея Учитель МХК: Максимова Ольга Александровна. Петра в Риме. Барокко в живописи. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Барочный сфинкс у дворца курфюрста.

«Архитектура Ближнего Востока» - Петра (Иордания). Презантеция Любовецкой Дианы ученицы 11-Г класса. Храмовый комплекс которому более 4-х тысяч лет. Руины Храма Фортуны в римском Гелиополисе - Городе Солнца. Улу-Джами. Архитектура острова Арвад. Поражающие воображение и отлично сохранившиеся цитадель и крепость в г.Алеппо (Сирия). Крепость в г.Алеппо (Сирия). 10 архитектурных жемчужин Ближнего Востока. Центр древней Филадельфии. Мечеть Омеядов (Дамаск. Город Эрбиль. Сирия).

«Художники Возрождения» - Кусок дёрна (1502). Художники северного Возрождения. Рисунок пером. Автопортрет (?). Святая Анна с Мадонной и младенцем (1519). Портрет женщины (1506). Славу Дюрера упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве "Апокалипсис". Гравюры Дюрера. Четыре всадника. 1498. . Се человек (1511). Поклонение волхвов. (1500).

«Черты барокко» - Выдающиеся творения Растрелли. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Барокко. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Русское барокко. Обилие пышных, декоративных украшений. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Подчёркнутая театральность. Санкт – Петербург. Андреевская церковь. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г. Барнаула. Преобладание сложных криволинейных форм.

100 шедевров русских художников Евстратова Елена Николаевна

Аргунов Иван Петрович (1721–1802) Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Аргунов Иван Петрович (1721–1802)

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Из книги Эссе 1994-2008 автора Ипполитов Аркадий Викторович

Аркадий Ипполитов. Статьи в Русском Телеграфе Выставка в Лондоне опровергает расхожее представление о "малых голландцах" Великие, но не средние Аркадий ИППОЛИТОВ © "Русский Телеграф" 27 июня 1998 года При упоминании о голландской живописи XVII века перед глазами сразу

Из книги Клод Моне автора Декер Мишель де

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

Из книги Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932 автора Декс Пьер

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Жан Антуан Ватто (1684–1721) Жиль 1717–1719. Лувр, ПарижВатто - один из первых французских художников начала XVIII века, кто совершил переход от «большого стиля» эпохи Людовика XIV к изящному и легкому стилю рококо. В период правления регента при малолетнем короле Людовике XV

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Федор Петрович Толстой 1783–1873 Толстой родился в Петербурге в семье графа П. А Толстого, начальника кригс-комиссариата – ведомства, занимавшегося хозяйственными делами армии, провиантом и обмундированием. Его предшественники на этой должности наживали миллионы.

Из книги автора

Никифор Степанович Крылов 1802–1831 Крылов был странствующим живописцем, родом из Калязино, где он начинал иконописцем и писал портреты на заказ за десять рублей. В 1824 году он случайно познакомился с А. Г. Венециановым – Крылов писал иконы для церкви в имении соседа

Из книги автора

Алексей Тарасович Марков 1802–1878 Марков родился в Новгороде. Его отец окончил Петербургскую Императорскую академию художеств, но впоследствии стал часовщиком. Сам Марков тоже поступил в Академию художеств и учился под руководством знаменитых живописцев того времени:

Из книги автора

Александр Васильевич (Иоганн-Вильгельм) фон Нотбек 1802–1866 Нотбек учился в Петербургской Императорской академии художеств у профессоров А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. За картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» он получил малую золотую медаль, а

Из книги автора

Евгений Петрович Житнев 1809–1860 Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком

Из книги автора

Никитин Иван Никитич (Ок. 1690–1742) Портрет напольного гетмана Портрет был создан после возвращения Никитина из Италии, где он обучался во флорентийской Академии художеств. Имя изображенного человека неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет

Из книги автора

Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761) Портрет Сары Элеоноры Фермор В этом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии от строений Фермора маленькая девочка, затянутая в корсет декольтированного платья с фижмами, выглядит как взрослая барышня. Нежная

Из книги автора

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито

Из книги автора

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года В центре композиции из синевато-холодного тревожного полумрака вспышкой света выхвачены две фигуры. Сцену убийства можно легко вообразить во временном развитии. Вначале была вспышка царского гнева: опрокинулось кресло,

Из книги автора

Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904) Московская девушка XVII века В своих картинах Рябушкин рассказывает о минувшем так, словно оно ему хорошо знакомо. В них нет напыщенной театральности и постановочных эффектов, а есть любование виртуозного стилиста «седой стариной»,

Портрет неизвестной в русском костюме

художник Иван Петрович Аргунов.(1729-1802)

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, - «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», хранящийся в Третьяковской галлерее, написанный в 1784(1785) году.

С портрета смотрит милое и чисто русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. В нем нет и следов прежнего несколько жесткого «списывания» с модели. Лицо светится особым внутренним оживлением, спокойной, разлитой во всем ее существе молодостью. Эта молодость искрится и в ее взгляде и в губах, еще спокойно сложенных, но уже готовых дрогнуть улыбкой.

Это погрудное изображение очень ясно построено художником. Очертания головы, украшенной высокой девичьей повязкой, плавно переходят в строгие линии стройной шеи, шея покоится на широких плечах, композиция проста, четка и уравновешенна, - во всем этом есть нечто классическое. Строгость форм и моральная чистота образа увидены художником в самой русской народной жизни. В «Портрете неизвестной крестьянки в русском наряде» Аргунов во многом предвосхищает лучшие работы Венецианова.

О художнике;

Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в исключительно талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов. Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года - графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

Рос и воспитывался будущий живописец в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова - дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П.Б. Шереметеву «Миллионным домом». Называли его так потому, что помещался он на расположенной неподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник - художником.

Расцвет творчества Ивана Петровича Аргунова начинается в 1740-е годы, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Ее царствование благоприятно сказалось на развитии русского искусства: строились великолепнейшие дворцы, соборы, церкви, расцветали живопись, декоративная скульптура, прикладное и садово-парковое искусство. В Россию приглашались ведущие первоклассные художники - Георг-Христофор Гроот, Луи Токке, Пьетро Ротари. Гроот стал учителем Ивана Петровича Аргунова

В 1784(1785) году стареющий художник создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.

В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.

Умер художник в начале 1802 года.