Знаменитые грузинские художники. Ностальгия по прекрасному: душевные картины о жизни от грузинского художника

Нико Пиросмани - художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, - это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении - как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника - бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани - художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» - это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы - виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья - попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,


Совершенно очаровательные в своей честности и правдивости картины грузинского художника Ладо Тевдорадзе покоряют зрителя буквально с первого взгляда. Сюжеты, нарисованные в стиле примитивизма, знакомы не только жителям Грузии, но и способны вызвать улыбку ностальгии у человека, живущего далеко за ее пределами.

https://static.kulturologia.ru/files/u18046/Lado-Tevdoradze-02.jpg" alt="Академический примитивизм Ладо Тевдорадзе. " title="Академический примитивизм Ладо Тевдорадзе. " border="0" vspace="5">



Мой жизненный режим такой, что я всегда рисую. Когда рисую, я как наркоман. Я в другом мире, в другой реальности. Потому что земля это не рай, много плохого. Когда рисуем, мы в хорошем мире, легче жить на этом свете. Если я не буду рисовать, для меня жизнь будет тяжелой. Не только для меня, все художники так скажут ," - говорит Ладо Тевдорадзе (Lado Tevdoradze).

https://static.kulturologia.ru/files/u18046/Lado-Tevdoradze-05.jpg" alt="Картины грузинского художника Ладо Тевдорадзе. " title="Картины грузинского художника Ладо Тевдорадзе. " border="0" vspace="5">



Главное, чтобы в каждой картине был свет, - говорит он. - Чтобы было Солнце. Важно, чтобы были выставки, чтобы люди видели. Мое богатство в том, чтобы вам понравилось. По-моему это очень дорогого стоит. "

https://static.kulturologia.ru/files/u18046/Lado-Tevdoradze-09.jpg" alt="Старые любовники.

Древо желаний" Ладо и его жена Манана стоят справа - художника можно узнать по картине в руках. А на картине "Деревенский клуб" и вовсе каждый герой - это кто-то, кого художник лично знает. Но эта картина не для продажи, она слишком дорога Ладо, и потому висит у него дома.

https://static.kulturologia.ru/files/u18046/Lado-Tevdoradze-13.jpg" alt="Деревенский клуб.

Если Бог дал ум, отличил, сделал особенным, надо обязательно работать. Грех не сделать дело, которое Бог дал, " - говорит Ладо, и потому старается работать каждый день, не позволяя лени управлять собой.

https://static.kulturologia.ru/files/u18046/Lado-Tevdoradze-14.jpg" alt="Картины грузинского художника." title="Картины грузинского художника." border="0" vspace="5">



академическому примитивизму". "Примитивизм - это как у Пиросмани, - объясняет коллега по художественному цеху Звиад Гоголаури, - а академический, потому что мы все академию закончили ."



Художники могут не просто запечатлеть жизнь, но и дать возможность человечеству радоваться миру и любить его. В этот день предлагает читателям узнать, кто и как из современных художников Грузии останавливает прекрасные мгновенья.

Итак, знакомьтесь: топ-10 самых популярных и интересных грузинских художников современности.

Зураб Церетели

© photo: Sputnik / Кирилл Каллиников

Выставка живописи З.Церетели "Я садовником родился"

Несмотря на то, что Церетели знаменит, прежде всего как скульптор, по собственному признанию, в душе он художник, да еще какой. Его картины - это настоящие оды цвету, красоте человека и природы. Церетели любит рисовать подсолнухи, нереальные портреты реальных людей, а также неуловимые сюжеты жизни - неожиданные, милые и всегда важные. А вечным вдохновением его творчества, разумеется, остается Грузия и ее неповторимая, богатая и красочная культура.

Нино Чакветадзе

© photo: Sputnik /

Самый добрый и теплый художник современной Грузии. Ее картины не просто воплощение счастливого детства, первых сладких и горьких детских переживаний, красивых воспоминаний и мечты, полотна Чакветадзе - это настоящее антистресс-творчество. Не зря художница сотрудничала с психологами и художественно оформляла метафорические карты для работы с пациентами. В прямом и переносном смысле своими исцеляющими душу полотнами Нино Чакветадзе прославилась далеко за пределами своей родины.

Леван Мосиашвили

Грузинский живописец-самоучка из семьи художника, пишущий картины в самых разнообразных стилях. Жизнь на две страны - Грузию и Францию - вносит в его полотна яркие контрасты европейско-кавказского очарования. Но сердцем его творчества все же является Грузия, детство в Кахетии, любовь и природа. Работы Мосиашвили всегда полны солнца, а яркая гамма цветов на его простых, как все гениальное, шедеврах заставляет почувствовать, что жизнь прекрасна. Картины Мосиашвили получили признание не только на родине, но и по всему миру — от Южной Африки до Европы. Кроме того, Мосиашвили активно поддерживает подрастающее поколение художников Грузии.

Ладо Тевдорадзе

Один из самых честных, немного наивных, но самых правдивых художников Грузии, изображающих жизнь такой, какая она есть. Его картины покоряют зрителей буквально с первого взгляда: они полны домашнего уюта, примитивного обаяния, улыбки и иронии, ностальгии по теплым моментам жизни и быта - не как рутины, а как глотка воздуха. Душевные полотна Ладо Тевдорадзе дышат не раем, а жизнью, и не приукрашенной, а настоящей. И в ней нет ни грамма тяжести, только легкость бытия. В этом грузинский художник уникален.

Гия Бугадзе

Один из авторитетных живописцев Грузии. Бугадзе - художник-монументалист, специализировался на росписях и фресках. Его монументальные работы известны и за рубежом: он расписал церковь Мартина Лютера в Берлине (Германия), "Зал Свободы слова" в университете Луизианы (США) и грузинскую православную церковь в Париже. Кроме того, Бугадзе работает художником-постановщиком для театра и кино. Кроме родной Грузии Бугадзе персонально выставлялся в Ватикане, Италии, Испании, Швейцарии, Эстонии, Франции, Германии, России, Украине и Армении.

Олег Тимченко

Алена Савельева

Интересный и оригинальный художник из Тбилиси. Живописец очень правдиво передает дух современной грузинской столицы. Профессор Академии художеств в своих картинах безумно романтичен, а с его полотен можно услышать музыку - до того реальность бьет через край. И у каждого она своя. А еще Тимченко невероятно многогранен: рисует сказочные и восточные мотивы, урбанистические пейзажи, постеры в стиле поп-арта. Одним словом, живопись Тимченко - пронзительно красивая и модная.

Леван Сонгулашвили

© Levan Songulashvili Art

Картина Левана Сонгулашвили "Медуза"

Молодой грузинский художник, чьи работы сейчас более популярны в США, чем на родине. В настоящее время 25-летний живописец проходит магистрантский курс обучения в Нью-Йоркской академии искусства. Творчество грузинского художника высоко оценено представителями знаменитых аукционных домов, а также культурными критиками со всего мира. Сонгулашвили очень любит черно-белые оттенки. Его стиль отличает утонченность, магия, глубина эмоций наряду с кажущимся минимализмом, а также явно выраженный мистицизм. Излюбленный жанр - ню.

Тенгиз Марр

Один из самых загадочных, тонких и лаконичных живописцев грузинской столицы. Потомок известного историка, востоковеда и ученого Николая Марра, Тенгих Марр рисует очень своеобразные натюрморты гуашью. Виноград, гранат, персики на его картинах не просто фрукты - а произведения какого-то неуловимого, но явного магнетизма. Геометрические формы у художника принимают абсолютно потрясающие, изящные и элегантные мотивы. Архитектор по образованию, Марр рисует с детства и за это время пережил в своем творчестве много метаморфоз, каждая из которых прекрасна по-своему.

Туту Киладзе

Примитивистка с душой "маленького принца". Герои ее картин - это маленькие люди большого мира. А на картины художницы нужно смотреть по принципу "большое видится на расстоянии". Корабли, деревья, люди, города, дома и светящиеся огоньки в их квартирах - на полотнах Туту из маленьких точек превращаются в эпицентр мира, где жизненно важен каждый момент, от которого трудно оторвать взгляд.

Кока Цхведиани

Его стильные полотна выигрышно украсят стены любой комнаты, офиса, магазина, отеля или галереи. Сюжеты работ Цхведиани настолько сюрреалистичны, хрупки и содержательны, что, кажется, художник не просто космополит, а гуру это безумного, безумного, безумного, безумного мира и его человечества. Краски, жизни, параллельные миры, боль, безудержная энергия и любовь планетарного масштаба насквозь просверлили творчество Коки Цхведиани и живет в каждом миллиметре его трогательных картин.