Пастух и пастушка астафьев анализ. В.П

1880 г., 16 (28 н. ст.) ноября. Родился в Петербурге в семье профессора Александра Львовича Блока и писательницы Александры Андреевны (урождённой Бекетовой). 1891-1898 г. Учёба во Введенской гимназии.

1898-1906 гг. Учится на юридическом факультете Петербургского университета; затем - на историко-филологическом.

1903 г. Первые публикации цикла стихов «Из посвящений» в журналах «Новый путь» и «Северные цветы». Венчание Блока и Л.Д. Менделеевой.

1904 г. Отдельным изданием выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённый Л.Д. Менделеевой. 1905-1910 гг. Написаны стихотворения «Незнакомка», «Россия», «На поле Куликовом», «На железной дороге». Вышли сборники «Снежная маска», «Земля в снегу», «Лирические драмы».

Конец 1900-х - начало 1910-х гг. Создаются произведения, составившие циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Арфы и скрипки», «Разные стихотворения».

1911-1912 гг. Выходит в свет «Собрание стихотворений» в трёх томах.

1914 г. Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».

1915 г. Выходят в свет сборник «Стихи о России» и поэма «Соловьиный сад».

1916-1917 гг. Во время Первой мировой войны призван в армию.

1917-1920 гг. Сотрудничает с издательством «Всемирная литература» и с Театральным отделом Наркомпроса, выступает с речами и чтением стихов.

1918 г. Написаны поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция».

1921 г. Написано стихотворение «Пушкинскому Дому». В Москве и Петрограде выступает с речью «О назначении поэта», посвящённой памяти А.С. Пушкина.

7 августа. А.А. Блок умирает в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 г. прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русский поэт, драматург, критик, переводчик. Родился Александр Александрович Блок 16 (28) ноября 1880 года . Отец, А.Л. Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета; мать, А.А. Кублицкая-Пиоттух (урожденная Бекетова), - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова, переводчица. Родители разошлись сразу после рождения ребенка. Детство А. Блока прошло в доме деда. Среди самых ярких детских и юношеских впечатлений – летние месяцы, проведенные в подмосковном имении Бекетовых – Шахматово.

В 1897 году во время поездки на курорт Бад-Наухайм (Германия) Блок пережил первое юношеское увлечение К.М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл «Ante Lucem» («Перед рассветом»), в сборник «За гранью прошлых дней» (1920 ), а также в цикл «Через двенадцать лет» (1909-1914 ). В 1906 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 году Александр Блок женился на дочери Д.И. Менделеева – Любови Дмитриевне. Писать стихи начал с пяти лет, однако осознанное следование поэтическому призванию начинается с 1900-1901 гг .

Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности Блока, - лирика и философия Вл.С. Соловьева, философия Платона, поэзия А. Фета. В 1902 году Блок знакомится с З. Гиппиус и Д. Мережковским, оказавшими на него огромное воздействие; в этот же период начинается его сближение с кругом символистов. Творческий дебют Блока – стихотворный цикл «Из посвящений» (ж. «Новый путь», 1903 , № 3). В 1904 году в издательстве «Гриф» вышла первая книга А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (на титульном листе - 1905 ), где традиционная романтическая тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, привнесенное в неё идеями Вл.С. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным и Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.

Большое впечатление на Блока произвели революционные события 1905-1907 гг. в лирике этого времени ведущей становится тема роковой стихии; резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка-раскольница» Фаина. Блок активно включается в литературную жизнь, публикуется в периодике (с 1907 года ведет критический отдел в журнале «Золотое Руно»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. С 1905 года регулярно бывает на литературных собраниях Вяч.И. Иванова, 1906 – на «субботах» в театре В.Ф. Комиссаржевской, В.Э. Мейерхольд ставит его первую пьесу «Балаганчик» (1906 ). Актриса этого театра Н.Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907 ), цикл стихов «Фаина», её черты определяют облик «стихийных» героинь в драмах этого периода («Незнакомка», «Король на площади», обе 1906 ; «Песня Судьбы», 1909) . Выходят сборники стихов «Нечаянная радость» (1907 ), «Земля в снегу» (1908 ), пьес «Лирические драмы» (1908 ). Блок выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908 ; «Стихия и культура», 1909 ). Ключевые темы творчества А. Блока этого периода – народ и интеллигенция, кризис индивидуализма, место художника в современном мире. Полемика вокруг статей Блока, всё большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 году к разочарованию в публицистической деятельности.

Пересмотр ценностей происходит во время путешествия в Индию весной и летом 1909 года : на фоне политической реакции в России и самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью для Блока становится высокое классическое искусство, увлеченность которым отразилась не только в цикле «Итальянские стихи» (1909 ) и в неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-1920 ), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910) . Получение наследства после смерти отца в конце 1909 года освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. С 1910 года он начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не завершена) – историей распада семейных связей, утраты дома, отчуждения сына от отца, осмысленных как расплата-возмездие за духовное падение и измену идеалам. В 1912-1913 гг . Блок пишет пьесу «Роза и Крест».

После выхода сборника «Ночные часы» (1911 ) А. Блок переработал свои 5 поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-1912 ). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателей как единая «лирическая трилогия», «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и 1918-1921 годах . В 1921 году А. Блок начал подготовку новой редакции, однако успел завершить только первый том. Каждое последующее издание включало в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914 ), посвященный певице Л.А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915 ), стихи из сборников «Ямбы» (1919 ), «Седое утро» (1920 ).

С осени 1914 года Блок работал над изданием «Стихотворений Аполлона Григорьева» (1916 ) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. В 1916 году был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 года возвратился в Петроград, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. После Октябрьской революции 1917 года недвусмысленно заявил о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» - «Может и обязана». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Ахматовой и мн. др. В январе 1918 Блок напечатал в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», а в феврале – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

После 1918 г. Блок писал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года . С 1918 наступил новый подъем в прозаическом творчестве Блока. Цикл «Россия и интеллигенция» вышел отдельной книгой (1918, 1919 ). Выступал с культурфилософскими докладами в Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма», 1919 ; «Владимир Соловьев и наши дни», 1920 ), Школе журнализма («Катилина», 1918 ), писал лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). После революции А. Блок был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 стал членом Театрально-литературной комиссии, с марта 1918 служил в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в апреле 1919 перешел в дирекцию Большого драматического театра. Одновременно член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 представитель Петроградского отделения Союза поэтов. В его статьях и дневниковых записях появляется образ культуры. Ушедшей в катакомбы. Мысли А. Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на неё посягнуть, были высказаны в статье «О назначении поэта» и стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921 ), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Поэтическая судьба А. А.Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. — символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов — младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый (Б.Н.Бугаев), С.М.Соловьев, Вяч.И.Иванов), — именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось наиболее законченным и универсальным воплощением всего русского символизма.

А.А.Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в Петербурге. Детские и юношеские годы поэта прошли сначала в петербургском доме деда, известного русского ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета, затем в квартире отчима — офицера Ф.Ф.Кублицкого-Пиоттух; каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, приходится на период окончания им гимназии и поступления в 1898 г. в Петербургский университет.

Начальный этап творчества поэта отмечен двумя важными событиями. Первое из них — глубокое чувство любви Блока к Л. Д. Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 г. Второе — увлечение философскими идеями В.С.Соловьева. Оба события нашли свое отражение в первом поэтическом сборнике Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Выход первой книги сделал имя автора широко известным и ввел его в круг символистов.

В период 1905-1907 гг. Блок с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908) и «Ночные часы» (1911). В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже — еще две драмы: «Песня Судьбы» (1908) и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей («Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др.). Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствуют поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию.

В период подготовки к изданию первого «Собрания стихотворений» (1910-1912) Блок критически пересматривает свой жизненный и творческий путь, поделив его на три этапа, каждому из которых поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918-1921 гг.).

К 1915-1916 гг. творческая активность поэта заметно снижается. Причиной тому были как причины личные, психологические, так и объективные — в первую очередь, начавшаяся летом 1914 г. мировая война. В это время Блок работает над поэмой «Возмездие», но завершить ее не успевает: летом 1916 г. его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляют на фронт, где, по его словам, он живет «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной» . После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает в качестве редактора стенографических отчетов «Чрезвычайной следственной комиссии». На протяжении всего 1917 г. Блок не создает ни одного поэтического произведения. После октябрьского переворота Блок поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами, — вспоминает его тетка М.А. Бекетова, — и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт переживает последний творческий взлет, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве « Всемирная литература», является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, «революционном» варианте. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), — вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Это ускорило его смерть. Поэт умер в Петрограде 7 августа 1921 г.