О чем говорит имя тихона в грозе. Сравнительная характеристика тихона и бориса


Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы «Гроза», муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая является максималисткой и занимает бескомпромиссную позицию, Тихон, Варвара и Кудряш научились приспосабливаться к сложившемуся порядку и, невзирая на гнет старших, жить по своим правилам.

Формально они признают традиционные порядки, но на деле поступают так, как им хочется.

Тихон – человек незлой, но слабый. Он не видит необходимости придерживаться в быту старинных традиций, но открыто идти против матери тоже не собирается. Герой всячески старается избегать конфликтов и разрывается между сочувствием к жене и страхом перед матерью. Он любит Катерину, но не понимает ее страданий. Мягкий характер Тихона не позволяет ему помочь собственной жене и поддержать ее. Кабаниха требует от сына «мужских» поступков, но Тихон не хочет показывать Катерине свою власть и требовать от нее слепого подчинения. Ему хочется тепла, уюта и ласки, но в родном доме он этого не получает.

Тихону все время приходится исполнять роль послушного сынка. Только дальние поездки по делам являются для него отдушиной: он забывает о постоянных унижениях, топит их в вине. Тайком напиваясь, Тихон, таким образом, выражает свой протест материнскому гнету, на более серьезные поступки ему не хватает смелости. Он и Катерину пытается научить жить по своим принципам: не обращать внимания на упреки и унижения, приспосабливаться к сложившимся условиям и не высказывать свою точку зрения. В патриархальной семье муж должен быть не только властелином, но и надежной защитой, опорой жены. Тихон не соответствует этой роли, он не способен уберечь жену от греха, поскольку вызывает у нее лишь чувство жалости. Постоянно унижаемый попреками матери, Тихон даже иногда готов сорвать на Катерине свою досаду и обиду. Он радуется тому, что вырвется на свободу на целых две недели и совсем не замечает того, что происходит с его женой. Тихон отказывается взять с собой в поездку Катерину, не понимая того, что эта ее просьба является мольбой о спасении. Да, он мог ее уберечь, но не захотел. После возвращения Тихон узнает об измене жены. Это известие он принял достаточно мягко: не разозлился, не вышел из себя. Тихону следовало бы поддержать жену после ее публичного покаяния, защитить от гнева свекрови и насмешек домочадцев, однако он этого делать не стал. Лишь, склонившись над телом мертвой Катерины, Тихон решается на открытый бунт против матери, обвиняя ее публично в смерти своей жены.

Финал пьесы трагичен и неоднозначен. Добро не побеждает, но и зло не торжествует. Внешний конфликт разрешен крушением семьи, что очень напоминает последствия страшной грозы, несущей смерть и разрушения. Кроме внешнего конфликта в душе некоторых героев пьесы происходит активная борьба, которая становится основой конфликта внутреннего. Тихон все время подчинялся влиянию матери, подавляя собственную индивидуальность. Он любил Катерину, но боялся воспротивиться материнскому гнету. Смерть жены пробудила в Тихоне душевные силы для открытого протеста. Именно этот публичный протест наносит Кабанихе самый страшный удар.

Обновлено: 2012-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тихон Кабанов в произведении А.Н. Островского является одним из ключевых героев. Это сын жестокой купчихи Марфы, прозванной автором Кабанихой. Образ персонажа Тихона очень удачен тем, что здесь показывается огромное число проблем современного автору общества.

Главная героиня пьесы Катерина - жена Тихона, которой, собственно, и уделено основное внимание. Но сам Тихон — не менее важный персонаж, и не только потому, что он достаточно часто появляется в разных ситуациях, как герой, но и потому, что он существенно влияет на душевное состояние собственной супруги, и это формирует ее мотивации в конечном итоге.

Характеристика героя

Этот мужчина выставлен Островским этаким маменькиным сынком, не смеющим «шагу ступить» самостоятельно. Прежде, чем что-то сделать он должен получить согласие матери. О такой его натуре говорят слова, обращенные к матери: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" Он терпит все выходки своей «маменьки», как и все члены семьи Кабановых - в этой семье все решения принимала женщина, и наш герой привык во всем подчиняться ей.

По отношению к жене он пытается строить из себя грозного мужа, признавая, что своего ума у него нет. От этого мужчина чувствует себя несчастным. Вечно плаксивый, мягкий характером, Тихон живет словно тюрьме, метаясь между женой и матерью. Но мечтая освободиться от влияния матери, он ничего для этого не делает, а уезжая по делам из дома, беспробудно пьет. Послушавшись матери, Тихон даже бьет Катерину, хотя сам признается, что не имеет желания этого делать:

"...А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...". Этот крайне недостойный поступок говорит не только о душевной слабости персонажа, но и о неспособности искренне и по-настоящему любить. Его любовь остается только на словах, а на деле он самостоятельно толкает супругу к измене и самоубийству.

Этот безвольный человек все же не признает за собой вины. Во всем винит маменьку. Из этого можно сделать вывод, что он не только не имеет собственного мнения и способности делать свой выбор, но и не способен брать на себя ответственность за свои же поступки. Из того, какими словами Островский описывает поведение персонажа, можно сделать вывод, что сам автор дает, скорее, негативную оценку героя:

"...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..." - пишет автор словами другого персонажа, и отмечает дополнительно: "...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...". В этих цитатах других героев просматривается, скорее, личное мнение автора, которое передается читателям. При этом к жене Тихона автор высказывает свою симпатию, но делает это так же осторожно:

"...Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится..." - эти слова подчеркивают не только ее красоту, но и духовность.

Образ героя в произведении

Этот персонаж в пьесе не слишком молод. Он старается жить так, чтобы его никто не замечал. Даже имя автором пьесы дано ему не зря. Тихий, нерешительный характер, как никогда подходит, к этому имени. В нем с детства воспитывались такие черты характера как мягкотелость, беспомощность, отсутствие своего мнения. Эти черты впоследствии превращают его в человека, неспособного что-либо предпринимать самостоятельно.

Будучи добрым по натуре Тихон любит Катерину по-своему, сострадает ей, пытается остановить, когда жена в присутствии Кабанихи кается. Но, его мягкотелость и привычка во всем подчиняться матери лишают мужчину даже подобия воли. Поэтому защитить жену от унижений Тихон не только не может, а даже сам унижает ее по приказу Кабанихи. И хоть он обвиняет мать в смерти жены, продолжает ей подчинятся и дальше, поскольку иначе уже не умеет жить.

Образ этого персонажа примечателен тем, что этот персонаж вместе с негативными чертами отражает переход от патриархальной жизни к новой. Вспомним, что Тихон не считал необходимым следовать старым устоям и правилам. К примеру, при прощании с Катериной он не желал, чтобы Катерина бросалась в ноги мужу. Однако, будучи слишком слабым, Тихон не решился следовать своим взглядам Только после гибели жены он выразил свой слабый протест.

Произведение:

Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.

Этот образ по-своему указывает на конец патриархального уклада. Т. уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!»

Т. – незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Дома он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что Т. любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные муки она испытывает. Мягкость Т. – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины. Именно этот бунт при людях наносит Кабанихе самый страшный удар.

Кабанов Тихон Иванович - один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано - «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т, по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» - говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать»,- отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Каба-ниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», - не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все». И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

Тихон -- загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам "темного царства". Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении/ внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: "...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!" Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: "Вы ее погубили!"

Так как пьеса "Гроза" произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Кабанов Тихон Иванович - характеристика персонажа

Кабанов Тихон Иванович - один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано - «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т, по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» - говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать»,- отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Каба-ниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», - не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все». И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

Борис Дикой и Тихон Кабанов - два совершенно разных персонажа. Они оба очень тесно связаны с главной героиней - Катериной, и составляют с ней любовный треугольник. Тихон - её муж, а Борис - мимолётный интерес, интрижка, мужчина, с которым она изменила Тихону. Конечно, это сразу ставит их в совершенно разные положения. Следует отдельно поговорить о каждом персонаже, чтобы выявить их различия и немногочисленные сходства.

Тихон Кабанов - законный муж Катерины и сын Кабанихи. Он воспитан в строгости и привык во всём слушаться свою матушку; находится, так сказать, у неё «под каблуком». Он не умеет самостоятельно принимать какие-либо решения, он не знает, как жить вдали от матери и поэтому, улетев временно из-под матушкиного крыла, сразу же уходит в разгул: «Уж очень рад был, что на волю-то выбрался. И пил всю дорогу» . Тихон представляется мне как тряпка, а не как настоящий мужчина, ведь в нём отсутствует то самое главное - мужественность. Конечно, у Тихона есть и положительные качества - он умеет прощать, а это дорогого стоит. Он простил Катерину, когда та ему изменила, хотя, я считаю, это не тот поступок, который нужно прощать. В любом случае, это говорит только о духовности, душевности Тихона. Тихон верный, добрый, но, к сожалению, настоящим мужчиной я его назвать не могу.

Что же касается Бориса, то он для меня фигура ещё более неоднозначная, чем Тихон. Он племянник богатого купца, всю юность провёл в Москве и получил надлежащее образование, что в то время было огромной редкостью. В небольшой городок Калинов, в котором происходят действия пьесы, ему пришлось переехать. Я думаю, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, Борис бы не стал бегать за Катериной, ведь она, замужняя женщина, а Борис воспитанный человек, и вряд ли бы он пошёл на свидание к занятой даме. Его чувства к Катерине, нежные слова, которые он ей говорит - всё это делает образ Бориса более живым и романтичным, особенно по сравнению с тем же Тихоном. Борис уверенный в себе человек - это делает его ближе к понятию «настоящий мужчина». Есть одно «но» - к концу пьесы Борис проявляет себя как настоящий подлец. Его слова к Катерине рушат весь образ романтичного молодого человека: «Только одного Бога надо просить, чтобы она умерла поскорее» . Желать человеку смерти, хоть и скорой, не самая удачная мысль. Тем более, если ты клялся этой женщине в любви. Так был он честен или просто решил по-тихому сбежать? Кто его знает.

Подытожив, можно сказать, что Борис показывает себя более активным человеком во всех сферах жизни, нежели Тихон - тот совершенно пассивен. Но их обоих настоящими мужчинами назвать можно лишь с натяжкой, я вижу в каждом из них черты мальчишек, ещё не сформировавшихся личностей. Они оба не умеют решать проблемы, предпочитая их игнорировать. Тихон прощает Катерине измену, а Борис уезжает от неё, не желая исправлять собственные ошибки. Тихон и Борис совершенно полярны, их характеры различны, но оба они, совершенно точно, не настоящие мужчины.