На каком языке говорят амиши. Запрет на цивилизацию

Начались в субботу с поездки в «страну Амишей». Хотя, если честно, применить слово «страна» для этого не вполне корректно, потому что там живут не только амиши, но и американцы. Многие блоггеры так называют места проживания амишей, потому что слово country переводится как страна, но это только одно значения этого слова, но есть также понятие деревня, территория, местность, область. Поэтому я применил бы определение местность или территория проживания этих удивительных людей.

Дома их стоят вперемешку с другими жителями штата. Но верно и то, что графство или округ Ланкастер, действительно является местом компактного проживания большого количества амишей. Кроме Пенсильвании, большие общины их проживают в Огайо и в Индиане

Наш путь лежал в небольшой район Ланкастера под названием Bird in Hand (в переводе – птица в руке). О чем говорит это название, нам, людям, далеким от такого образа жизни? Да просто они предпочитают иметь синичку в руке, чем любоваться шикарным журавлем где-то высоко-высоко в небе.

Об амишах в интернете много материалов. Пишут о них даже те, кто никогда не видел этих таинственных и очень простых людей, кто не был в местах их проживания. А это породило много неточностей в вопросах их вероучения и ежедневных бытовых моментах. Этому еще способствует то, что разные общины амишей на самом деле имеют различия. То, что одни общины применяют в своей жизни, другим категорически запрещено. Но основные постулаты веры являются общими для всех.

В своей статье я опишу то, что видел и слышал от нашего гида, совмещая с информацией туристического бюро, организовавшего для нас эту удивительную по своей доброте экскурсию на ферму. Все фотографии сняты мною лично, за исключением миниатюры, которая взята с экскурсионного сайта.

Для того чтобы узнать немного больше о жизни амишей, мы воспользовались услугами экскурсионного бюро Aaron & Jessica’s Buuggy Rides . Если вы владеете английским языком, вы можете сами познакомиться с этим бюро по ссылке, которую видите.

Кто такие амиши

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских общин: из которых самые большие - это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons - основателя секты) в 40-х годах 16 века, как протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством). Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не учитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Кстати, этот факт дает повод некоторым блоггерам думать, что и сейчас амиши крестят младенцев, а потом перекрещиваются в зрелом возрасте. Напомню, этот факт исторический и сейчас крещение совершают только взрослым амишам.

Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории, и на практике. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием.

Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они в начале 18 века, по приглашению видного квакера Уильяма Пенна, переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее графство Ланкастер - можно условно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек. Так же много амишей живет в штате Огайо. В общей сложности сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, которые проживают на территории США и Канады.

Но началось зарождения народа амишей с переселения в 1720-х годах в Пенсильванию около 300 человек. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Этот рост особенно удивителен на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах.

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры». Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере, которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере - это также необходимое условие для вступления в брак. После приобщения к церкви, каждый член общины может вступать в брак только с единоверцами. У амишей нет церквей. Собрания и богослужения проводятся каждое второе воскресенье на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди.

Местная религиозная организация амишей обычно состоит из 20-40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами.

По правилам, в каждой конгрегации должны быть, как минимум, один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.

Традиции

Образ жизни амишей установлен «Орднунгом» (англ. Ordnung- установленный порядок, устав), который незначительно различается в разных общинах. И в разных церковных округах одной общины правила тоже могут слегка отличаться. Порядки, приемлемые в одной общине, могут быть недопустимы в другой. Трудно что-то говорить об образе жизни и культуре амишей вообще, потому что всего несколько общих положений будут истинны для всех амишей.

«Орднунг» - это скорее практическое руководство к жизни в общине, нежели религиозная доктрина, определяющая понятие греха.

Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к богу образа жизни", — считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.

Вот теперь познакомимся с законами их предков, и попробуем понять чем амиши отличаются от нас. Ответ очевиден — многим, если не всем. Ведь они живут примерно в 19 веке, и отвергают все достоинства цивилизации, хотя не во всем цивилизация имеет достоинства.

Транспорт

Такого количества гужевого транспорта как в Ланкастере вы не увидите больше нигде. Первое, что поражает посторонних при въезде в места проживания амишей — повозки, запряженные лошадьми.


Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь дорогой автомобиль, для амишей лошадь всегда была и по-прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Самые распространенные экипажи - это характерные прямоугольные кабинки. Сами амиши называют эти кабинки «багги». Молодой амиш получает в подарок багги в день своего совершенолетия. Стоимость багги составляет 5000—8000 долларов. Каждая повозка оснащена светоотражающими треугольниками и поворотниками. Управлять ею может любой, даже ребенок, и никаких прав на это не требуется.

Еще одним средством преодоления расстояний являются индивидуальные самокаты. На таком самокате в основном ездят дети, проезжая большие расстояния между деревнями. А знаете почему нет педалей? Правильно, чтобы не слишком быстро ехать. Чтобы не спешить в след современным скоростям – этому все соответствует в жизни амишей.


Хотя большинство амишей не управляют автомобилями, они могут нанимать водителей и фургоны. Например, чтобы поехать в гости к другой семье амишей, раз в месяц съездить в бакалейный магазин или ездить на работу за пределы фермы. Все это регулируется местными решениями конгрегаций.

На практике, транспортная доступность амишей увеличивается, а их изоляция уменьшается. На лошади можно проехать за один раз максимум 40 км, после чего ей нужен продолжительный отдых. Это ограничивает радиус ежедневных поездок амишей 20-ю километрами от дома. Кроме того, на больших расстояниях конный экипаж может выдерживать среднюю скорость не более 16 км/ч, а это очень мало для экстренной транспортировки (в случаи аварии, болезни и так далее). В некоторых регионах между поселениями амишей установлено регулярное автобусное сообщение. Поездки по железной дороге тоже допускаются.

Одежда и внешний вид

Общее во всей одежде амишей - скромность и простота. Одежда не должна привлекать внимание разрезами, раскраской или любыми другими штучками. Застёжки, крючки или булавки используются чаще, чем пуговицы, молнии или липучки. Застёжки-кнопки используются на повседневной одежде, а плоские пуговицы - на рабочих рубашках и брюках. Ограничение на использование кнопок - это дань традиции, а также чтобы избежать хвастовства своей одеждой перед другими

Женщины всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок. Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные (ниже колен, часто до щиколотки) одноцветные платья простого покроя. Передники (у незамужних - обычно белые, у замужних - чёрные или пурпурные) часто носят дома, и всегда надевают на богослужение. Начиная с подросткового возраста, девочки обычно носят платок - большую косынку (треугольный кусок ткани), края которой прикалывают булавками к переднику. Либо чепчик, накидку или другой подобный головной убор. В холодные месяцы женщины могут надевать длинный шерстяной плащ. Украшения и макияж недопустимы.



Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах темного цвета на подтяжках. Одежда шьется женщинами самостоятельно и поэтому платья у женщин и рубашки у мужчин часто бывают одного цвета. Дети носят рубашки и платья того же цвета, что и родители.

Рубашка у мальчика из того же материала, что и платье у мамы

Отличительная черта мужской половины амишей – это шляпы. Их носят и дети, и взрослые.

«Том Сойер»

Шляпы двух типов, соломенные желтые для работы и черные фетровые для торжеств. Еще одно отличие – бороды. Бороды разрешено и положено носить женатым мужчинам.

Обручальные кольца запрещаются и борода — это своего рода социальный признак мужчины. А вот усы нельзя носить, потому что они у амишей ассоциируются с европейскими армейскими офицерами и с милитаризмом вообще. По этой же причине запрещено носить ремни с пряжками, все брюки только на подтяжках.

Современные технологии

Амиши выступают против любой связи с внешним миром. Поэтому существует запрет на использование сетевых линий электропередач, проводных телефонов и газовых трубопроводов. Некоторые утверждают, что амиши вообще не используют электричество. На самом деле это не так. На фотографиях видно, что ни к одному дому, ни к одной ферме действительно не подходят провода электропередач.

Но в тоже время разрешено использовать генераторы на бензине. В домах используются холодильники, работающие на балонном газу, на фермах используются электрические доильные аппараты, да и поворотники на конных телегах работают на батареях. Даже некоторые швейные машины имеют эдектропривод, работающий на автомобильном аккумуляторе. Но нужно отметить, что каждая община имеет свои правила, и многие послабления принимаются советом после обращения члена общины.

По этой же причине не используются телефоны в доме. Хотя можно использовать таксофон, то есть телефон с односторонней связью. Иногда таксофон имеется у кого-то на участке, но предназначен он для нескольких семей.

Язык

Внутри семей используется пенсильванский немецкий язык, но в школе изучается английский язык.

Образование

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Обычно школа у амишей представляет одну комнату, в которой сидят ученики всех возрастов. Учителями работаю молодые незамужние девушки, которые сами недавно закончили эту школу. Изучаются предметы, пригодные для дальнейшей работы в общине.

Семья

Иметь детей, растить их, и жить в ладу с соседями и родственниками - вот важнейшие функции амишской семьи. Амиши верят, что Бог благословляет большие семьи. Семья обеспечивает своему члену определенный статус как в семье, так и в общине. Прежде всего, человек позиционируется как член семьи, а не как индивидуальность. Каждый имеет работу, положение, ответственность соответственно своего статуса.


Повседневная работа по дому обычно традиционно разделена между мужчинами и женщинами. Традиционная семья амишей даёт своим детям большую часть образования и обучения. Хотя формальное образование заканчивается восьмым классом, мальчик или девочка далее учатся тому, что им предстоит делать, став взрослыми. Мальчики работают с отцом в поле, на конюшне или в мастерской.

Девочки — в доме или в саду, неподалёку от матери. Практическим навыкам работы обучают в семье, как это было многие века в традиционном обществе. В общем и целом, молодые амиши следуют примеру своих родителей, занятых, как правило, тяжёлым физическим трудом, и стремятся стать производительной частью семьи.

Глава мужу - Христос, а глава жене - муж. К сожалению, большой кризис нашего времени - это мужчины, которые берут на себя ту ответственность, которую Бог возложил на их плечи. Не принимать этой ответственности - значит работать спустя рукава и нарушить волю Бога.

Медицина

Амиши не имеют своих врачей. Обычно они используют народные средства — лечение травами. Но при острой необходимости все же обращаются в больницы. Роды обычно принимают повивальные бабки, у которых всегда есть работа, так как обычные семьи имеют 7-10 детей. Амиши не имеют медицинских страховок, поэтому в случае вынужденного обращения в больницу, или при операции, они самостоятельно оплачивают все услуги врачей. Если расходы большие, помогает вся община.

Образ жизни и культура амишей

Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами, реже с меннонитами.

В трудных ситуациях, будь то трудности материальные или психологические, большинство из них полагается только на помощь своей семьи, близких родственников и других членов своей общины. Многие не приемлют пенсионного, медицинского, социального и иного страхования, как частного, так и публичного.

В США давно существующие общины-поселения амишей даже освобождаются от обязанности платить взносы на обязательное для других граждан социальное страхование, так как они фактически не пользуются его преимуществами и осознанно отказываются получать социальную поддержку от государства (но обеспечивают приемлемый уровень жизни зависимых людей своими силами).

Как и другие анабаптисты, амиши придерживаются пацифистских убеждений и отказываются от прохождения любого рода военной службы, а также от другого применения насилия для защиты. Даже обращения амишей в суд для защиты своих прав встречаются нечасто. В прошлом отказ от военной службы приводил к преследованиям амишей государственными властями, и послужил одной из причин их массовой эмиграции из Европы в Америку. В настоящее время и в США, и в Канаде, где проживает большинство амишей, обязательная военная служба по призыву отменена, армии стали полностью профессиональными.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть еще одна отличительная черта, не свойственная другим протестанским общинам. Это - испытательный срок, окольничество (rumspringа) для подростка в возрасте от 16 лет до принятия осознанного решения о крещении по вере в Церкви амишей.

Покинув общину и привычный уклад жизни, подросток в это время может увидеть все стороны жизни в окружающей действительности — как позитивные, так и негативные. Самостоятельно сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине – дело непростое. По сути, это первое в жизни серьезное испытание на прочность.

Через некоторое время подросток уже делает окончательный выбор – возвращается в общину, принимает крещение или уходит в «мир», и тогда теряется всякая связь с родными, всякая надежда на помощь. Здесь важно понимать: каким бы необычным или даже странным ни казался образ жизни и верования амишей, каждый из них сделал выбор сам, имея альтернативу. И уже одно это непростое решение делает человека взрослым и ставит его на одну чашу весов с остальными членами своего маленького общества. А вот насколько можно идти на компромиссы с окружающим миром - этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Амиши эту заповедь понимают дословно, и поэтому большинство отказывается фотографироваться. Поэтому прежде чем запечатлеть кого-то из амишей, желательно спросить у экскурсовода разрешение. Камеру у вас не отнимут, но неудовольствие в глазах вы прочтете. Власти даже пошли навстречу и разрешили иметь паспорт без фотографии, хотя по большому счету это всего лишь формальность, так как на самолетах они не летают, а в пределах Америки паспорт им не нужен.

Фермы амишей в Ланкастере

В графстве Ланкастер есть около 4800 мелких хозяйств. Это больше, чем в любом другом округе Соединенных Штатов. Примерно 2000 из этих хозяйств — молочные фермы, а остальные 2800 — производители мяса птицы и продуктов из свинины. Так вот фермы амишей в Ланкастере составляют примерно 1500 единиц от общего числа.



Знакомьтесь — ослик
А это родильное отделение фермы Перед входом в молочное отделение

Соответственно этому, округ Ланкастер производит молока, яиц и мяса птицы больше, чем любой другой округ в США. А по производству свиней он занимает почетное четвертое место. Это производство требует и много кормов. В среднем за год округ импортирует около 600 тысяч тонн зерна, большинство из которого выращивается в Огайо и в Индиане. Сено закупается даже в Канаде.

Молочные продукты амишей славятся по всей Америке, и, несмотря на более высокие цены на их продукцию, пользуются огромным спросом.

Кроме молочного производства, амиши славятся своими столярными изделиями. Мебель, сделанная из натурального дерева, хоть и простовата, но славится своим качеством.

Отношения амишей с окружающим обществом

Со времени возникновения, амиши испытывали на себе значительное давление со стороны окружающего их современного мира. Например, законы США о детском труде создают угрозу для освящённого временем образа жизни общины и вызывают много вопросов по поводу обращения с детьми в семьях, а также по поводу взглядов амишей на психологическую и медицинскую поддержку. Современное общество не придаёт большого значения тем крепким эмоциональным и духовным связям между людьми, беспрецедентной взаимной поддержке и взаимопомощи, которые существуют в семьях и общинах амишей.

Амиши вызывают споры и разногласия в современном обществе насчёт их методов воспитания малолетних детей, которые очень отличаются от обычных. Эти люди сознательно отдалились от современного общества и построили собственное, где у них свои правила и порядки. Ведь они же не просто так отказываются от многих благ цивилизации – они видят в этом смысл жизни и путём таких ограничений получают понятные им одним блага.

Мои впечатления о жизни амишей

За один день, конечно, трудно получить полное представление об этой общине. А еще труднее представить себя в их обществе. Вывод напрашивается сам собой – община амишей по всем понятиям не является сектой. Это стиль жизни, который основан на привычке, передающейся из поколения в поколение, записанной в сознании на уровне генома. В чем-то они безусловно привлекают – своей простотой быта, добротой, верностью дедовским традициям и убеждениям. Заслуживают уважения их внутрисемейные отношения: почтение к родителям, к старшим, и вообще их понимание важности семьи. Нам бы так!

К сожалению, нам, детям цивилизации, пожалуй, непросто согласиться с ними. Мы живем в век скоростей и технологий. Вроде бы все, что окружает нас, направлено на то, чтобы сделать жизнь легче и комфортней. И все же не хватает времени даже на простое общение. Телефоны, компьютеры, которые с одной стороны помогают услышать и увидеть своих родных и близких через огромные расстояния, в то же время безнадежно разъединяют нас, мешая общению с другом на соседней улице, братом или сестрой в комнате за стеной.

Отказываясь от средств коммуникации, амиши отдают предпочтение личному общению. Они никуда не торопятся. Как это важно! Все что нужно для жизни, они успевают сделать за световой день. Остается масса времени для жен, для мужей и для многочисленных, обласканных родительским вниманием детишек. Вот оно – счастье! Остается только завидовать этим детям природы тихой светлой завистью.

Амиши пользуются благами цивилизации, но по принципу: «не навреди» и «можно ли без этого обойтись?». То есть машинка есть электрическая и механическая. И та, и та — шьет. У них будет механическая. Каждое новшество очень тщательно взвешивается главой общины и решается, можно ли данный факт допустить в жизненные правила или нет. Как часто мы совершаем бездумные покупки, только потому, что такая вещь есть у соседа. Как часто покупаются здесь, в Америке, дома, машины только чтобы не выглядеть беднее, чем соседи, чем друзья. И «гонка вооружения» набирает новые обороты. А простота, даже одинаковость в одежде у амишей, исключает малейший намек на выпячивание своей гордыни.

Можно конечно порассуждать, а что было бы с амишами, если бы вокруг не было цивилизации? Можно поговорить о молодом поколении амишей, которое хоть и имеет право выбора, но это выбор птички из клетки. Им проще жить по привычке – дома, в семье, в общине, чем бороться за выживание в чуждом для них мире.

А как вам такая вековая мудрость амишей — женщина может быть счастлива только тогда, когда ей надо кормить как минимум 7 человек. Многие ли наши женщины согласятся с этим высказыванием?

Вот такие мысли посетили меня после поездки в «страну амишей». И наверное при возможности, такую поездку стоит повторить, что бы снова хоть ненадолго остановится и подумать, а все ли правильно в нашей цивилизации?

И еще немного фотографий

Столярное производство очень распространено у амишей

Так как мои фотки не вызывают никакой реакции , что весьма удручает… учитывая ливень за окном… Короче, мной принято волевое решение — прекратить заниматься никому не нужной фигней, не буду больше их постить. Вместо этого придется развлекать вас местными байками.

Намедни, то бишь на прошлой неделе, довелось мне пообщаться с амишами.

Для тех, кто не в танке

Амиши — это одно из ответвлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства.

Лидеры амишей не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно.

Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Службы проходят через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но вообще прекрасно говорят по-английски.

Женщины носят длинные однотонные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев — их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, (похоже на российскую школьную униформу 70-х — 80-х годов). Все девочки и женщины носят чепчики — белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Одежда сшита так, что нет ни единой пуговицы. Все потому, что пуговицы считались предметом роскоши, и не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая - для церковной службы. Гардероб у мужчин дополняет черная войлочная шляпа или соломенная. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Во взаимоотношениях с мирским окружением ведут себя замкнуто.Они сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования — нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни. Запреты на использование электричества, автомобилей и прочих элементов цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей: осуждается не само использование технических благ, а их возможные нравственные последствия. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы «во зло».

Амиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации. Если детям не нравится быт родителей, они вполне могут выбрать другую жизнь. Основной закон амишей — «рай через тяжелый труд».

В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата. Главный город округа и центр «страны эмишей» - Кросс-Кис (современное название — Интеркорс).

Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году).

Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь.

Численность амишей в США на конец XX в. — 90-120 тысяч человек, проживающих преимущественно в штате Огайо. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). Амиши называют остальных жителей США «англичанами».

В 198 году на экраны вышел фильм под названием «Свидетель» с Гаррисоном Фордом в главной роли. Многие полагают, что лучшего фильма про амишей и найти сложно, ибо режисёр показал общину амишей с огромным уважением.

Семья амишей с которой я общался, производит впечатление. Статные, худые, в старинной немного мешковатой одежке. Амиши очень высокие: мужчины под два метра, женщины под метр 1.80. Мужчины бород не бреют и ходят в соломенных шляпах. Такие хорошие, крепкие, открытые люди, настоящие крестьяне. Большие, крепкие, натруженные руки. Мне сразу почему-то подумалось, что именно благодаря таким был завоеван Запад. Говорят по-английски очень чисто без акцента. Неукоснительно соблюдается уважение к старшим, если говорит глава семьи, то все остальные хранят молчание.

Эта семье приехала в Канаду из Штатов навестить знакомых. Однако, американцы на них за что-то взъелись и дали им в дополнение к имеющимся у них американским паспортам бумагу, свидетельствующую о том, что у них нет гражданства. Вот и получается, что в Штатах их не очень долюбливают, а по их словам с приходом Буша к власти все только ухудшилось и их стали постепенно выживать. В Канаде они тоже нежелательные гости, учитывая канадско-американские добрососедские отношения. Короче говоря амиши решили рвать когти…. правильно, в Россию Они говорят, нам столько твердили, что русские — это зло, что они плохие, а мы убеждаемся что это все не так. Мы бывали в вашей стране и нам там очень понравилось. Так что, говорят хотим получить вид на жительство, переехать в Россию (подумывают о Калининградской области), активно учат русский язык (дочки уже сносно пишут и болтают, взрослые читают печатный текст и продолжают активно карпеть). Написали письмо министру сельского хозяйства Гордееву и губернатору Калининградской области с просьбой оказать содействие.. Вообщем, дело движется…

Весь мир постепенно делится на тех, кто приветствует любой порок, называя его выбором человека, и тех, кто стремится жить праведно. К сожалению, последняя группа намного меньше. Но не так уж и малочисленна. К праведникам относятся амиши. последователи учения Якоба Аммана - швейцарца, который верно решил, что цивилизация и порок - это одно и то же. Жил он в XVII веке и принадлежал к очень строгой секте меннонитов (ветвь протестантства). Но его не устраивал тот факт, что общество катится в бездну. По его мнению, праведному человеку нельзя с остальными даже общаться. Он собрал вокруг себя кучку приверженцев. Они переселились в Новый Свет, чтобы построить иное общество, очищенное от пороков.

Современные амиши - кто это?

В США и Канаде существует множество общин, которые ведут обособленный образ жизни. Они стараются общаться только в своем кругу. Правила их жизни строги. обеспечивает их существование. Амишей насчитывается порядка 200 тыс. человек. В связи с предстоящим концом света их ряды все время пополняются новыми приверженцами. Самая многочисленная община амишей расположена в Пенсильвании. Округ Ланкастер по-другому именуется их страной.

Во что верят амиши

Кто это придумал, что Дьявол, а не Господь правит миром - неизвестно. Но амиши искренне в это верят. Души человеческие похожи на хрупкие ростки в поле селекционера - Дьявола, который всеми способами старается привить им многочисленные пороки. Только самым стойким дано сопротивляться, чтобы соединиться с Господом, когда придет пора уйти на небеса.

Эти праведники проживают в оазисах добра - поселениях амишей, где очень сложно поддаться дьявольским соблазнам, так как весь уклад здесь строго регламентируется. Общины подчиняются строгому уставу - Орднунгу, в котором прописан буквально каждый шаг праведника.

Смирение - главное достоинство, которое почитают амиши

Кто это сказал, что с пороком нужно бороться силой? Совсем нет. Амиши верят в то, что только смирением и непротивлением они проложат себе дорогу в Рай. Вся их жизнь состоит из испытаний и страданий, которые они должны перенести не ропща и не противясь. Даже если плюнуть верующему в лицо - он не обидится и не разозлится. Гнев, злость, гордыня - это страшные пороки. Религии мира не знают другого такого течения, где верующие - чистые дети. Они будут молиться за спасение своего палача. При этом истово и искренне.

Быт амишей

Эта группа населения живет обособленно. Занимается натуральным хозяйством. Семьи создаются с единоверцами. Детворы в них очень много, поэтому поселения быстро разрастаются. Есть вероятность, что эта человеческая популяция будет страдать от своей закрытости, из-за ограниченности выбора пары. Но сейчас от цивилизации сбегает столько людей, что такие опасения уже не актуальны. Многим людям, желающим уйти от мира, приют дают амиши. Кто это так стремится удалиться от благ? Множество людей, которые таким способом выражают протест против безобразия, творящегося в современном мире. Их не устраивает разнузданность нравов, вездесущий секс, невозможность иметь что-то личное, так как даже самое сокровенное тотчас становится известно публике. Не такова жизнь амишей. Для них сокровенное существует. Они не смотрят телевизор, не лазят по интернету, даже радио запрещено. Женщины ходят полностью одетыми, а не полуголыми, как принято в рекламе. Мужчины отпускают бороду и никогда не ругаются. Это очень добрые и славные люди.

Религиозное движение Амишей возникло в шестнадцатом веке, а её основатель Якоб Амман. Приверженцы движения живут общинами, не признают блага цивилизации, не платят налоги, ограничивают взаимодействие с внешним миром. воспитываются по внутренним правила общины, но имеют право выбора после шестнадцати лет – остаться в общине или уйти.

На территории России представителей общины значительно меньше, чем в других странах. Это объясняется особенностями национальной политики. Например, Екатерина вторая пригласила в Россию немцев – колонистов, которые придерживались учения амишей. Немецкие деревни были в Поволжье, на Кубани, в Сибири. Немцы были ремесленниками и учили ремеслу русских, вели хозяйство, держали торговые лавки. Времена глобальных потрясений не пощадили немецкие общины и амиши в России пострадали. После октябрьской революции приверженцы религиозных общин подвергались гонениям и истреблялись. В тридцатые годы двадцатого столетия многие семьи амишей были высланы в Сибирь и погибли от голода в дороге. Репрессии были в годы Великой отечественной войны, а также послевоенные годы. Современным американским общинам нравится Россия. Например, община численностью одна тысяча триста семей планирует перебраться в Калининградскую область, чтобы заниматься фермерством. Несколько семей написали письмо губернатору Калининградской области и просят оказать содействие в вопрос выделения земель.


Трудолюбие в многодетных семьях воспитывается с детства. Наверняка по этой причине дети амишей многое умеют и не боятся работы, доброжелательны и готовы прийти на помощь. У девочек и мальчиков труд разделяется. Девочки моют посуду, ткут, доят коров, пекут хлеб. Мальчики помогают в поле, мебель делают, ремонтируют обувь, помогают ухаживать за домашними животными. учатся в школе всего восемь лет, чтобы освоить базовые предметы на английском языке. Между собой говорят на немецком. Община не приветствует образования, поскольку считается, что достаточно хорошо знать ремесло. Детей подрастают, чтобы работать на семейной ферме, заниматься хозяйством. Тем не менее, дети хорошо считают, умеют читать, знают язык страны в которой живут и обязательно немецкий. Дети почитают родителей и следуют во всем их примеру.


Подростки амиши это

В общинах амишей подростками считаются дети от девяти до шестнадцати лет. От обычных подростков они отличаются особым трудолюбием, скромностью в одежде, отсутствием вредных привычек. Когда подростки достигают шестнадцати лет, родители и община предоставляют им уникальную возможность увидеть мир вне общины. Впереди у них взрослая жизнь. Подростки должны сделать внутренний выбор – уйти или остаться. Если подросток возвращается в общину, то этот выбор осознанный и на всю жизнь. Крещение проводится только после решения остаться в общине. Подростки амиши это будущие родители, ответственные за жизнь семьи и общины.

Амиши в Америке, кто они и как живут


Одна из самых известных групп религиозных меньшинств в мире, амиши знамениты своим традиционным образом жизни. Они живут намного проще, чем подавляющее большинство людей, часто сугубо за счет сельского хозяйства и промысла. Вокруг этой группы, которая отделилась от меннонитов несколько веков назад, ходит множество легенд, поэтому попытаемся разобраться, что же на самом деле является правдой.

1. Происхождение амишей



Термин «амиши» происходит от имени Якоба Аммана, швейцарского анабаптиста и меннонита, который яростно выступал за буквальное толкование Библии. Его идеи вызвали раскол в церкви, а последователи Аммана, которые ушли с ним, стали известны как амиши.

2. Крещение и брак



Крещение у амишей происходит чаще всего в 18-22 лет. Пока этого не произойдет, человеку не разрешается вступать в брак. Также на момент вступления в брак оба будущих супруга должны состоять в церкви.

3. Ненасилие



Амиши – отъявленные пацифисты и отвергают любую форму насилия. Именно поэтому они не участвовали ни в одной войне.

4. Безликие куклы



Тот, кто увидит куклы амишей, ничего не зная о них заранее, наверняка вспомнит парочку фильмов ужасов. У них попросту нет лиц. Безликие куклы, как полагают, должны удержать людей от гордости и тщеславия. Также по подобной причине амиши не играют на музыкальных инструментах, утверждая, что инструменты представляют собой метод самовыражения, который будет стимулировать развитие чувства гордости и превосходства.

5. Румспринга



Когда ребенку в семье амишей исполнится 16 лет, он становится «румспринга». В течение определенного времени ему разрешено выходить на улицу и делать вещи, которые, как правило, запрещены в общине амишей. В течение этого времени подросток должен определиться, примет ли он крещение и станет членом Церкви амишей или навсегда покинет общину.

6. Амиши в цифрах



Амиши впервые эмигрировали в Северную Америку в начале 1700-х годов и изначально осели в Пенсильвании. Сегодня более 300 тысяч амишей живут в более чем 28 штатах США и в Канаде.

7. Роль женщины у амишей


Женщина в семье амишей в первую очередь является домохозяйкой, в обязанности которой входит приготовление пищи, домашнее хозяйство и помощь соседям. «На людях» же женщина, как правило, следует примеру своего мужа.

8. Избегание и отлучение



Амиши могут наказывать членов своего общества двумя различными способами. Первым из них является «избегание», при котором члены сообщества ограничивают все контакты с нарушителем, чтобы посрамить его и указать на ошибочность его пути. Более серьезное наказание – «отлучение». Это полное прекращение контакта с человеком и изгнание его из общины. Даже родители должны прекратить контакты со своим ребенком, если тот был отлучен от церкви.

9. Автомобили



В целом, хорошо известен тот факт, что амиши не могут использовать моторизованные транспортные средства, такие как автомобили. В основном они используют лошадей и коляски-двуколки.

10. Знаменитые бороды



Если просто посмотреть на мужчину амиша, сразу можно сказать – он женат или нет. После свадьбы каждый амиш сразу же начинает растить бороду.

11. Платья женщин



У женщин амишей после свадьбы есть другая традиция. Они надевают свой свадебный наряд (который обязательно должны пошить сами) на воскресные церковные службы.

12. Образование



Дети амишей учатся в маленьких школах на один класс у учителей из общины. После окончания такого начального образования ребенок начинает получать профессиональное обучение (к примеру, сельскохозяйственные и плотницкие навыки) у своей семьи и членов общины.

13. Проповедование

Те, кто хочет вступить в Церковь амишей, столкнутся с определенными трудностями. Во-первых, нужно выучить немецкий диалект, на котором говорят пенсильванские амиши (некоторые говорят только на немецком языке), а также отказаться от современных удобств, которых попросту нет у амишей. Новообращенного селят в семье амишей, чтобы он адаптировался к их образу жизни. После достаточного периода акклиматизации в церкви проводится голосование по вопросу целесообразности признания потенциального новообращенного членом общины.

И в продолжение темы ещё об одном народе с интересной историей - .