Изображение достоевским столицы российской империи. Основные идеи романа Ф.М

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» (1833) воспел прекрасный город, который в XVIII —начале XIX века стал символом могущества России. Чудесен был быстрый рост северной столицы, она воплощала новую Российскую империю — богатую, грозную, просвещённую. Кому ещё под силу построить каменный город на болотах! Поэтому поэт восклицает:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия, (вступление)

Но Пушкин, как считают литературоведы, был последним певцом светлого образа Петербурга — прямых улиц, прекрасных дворцов, величавой Невы. С каждым годом в творчестве поэта облик столицы становится мрачнее — Петербург воспринимается как холодный, скучный, казарменный город-призрак:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит... («Город пышный...»)

В том же духе изображена столица в петербургских повестях «Невский проспект», «Нос», «Шинель» (1835) Н.В.Гоголя. Традицию Гоголя, основателя «натуральной школы» в русской литературе, продолжает Достоевский в романе «Преступление и наказание» (1866).

Петербург у Достоевского выступает в двух ролях — как бытовой фон и как символ.

Во-первых, автор описывает обстановку, в которой действуют герои, в этом смысле «Преступление и наказание» — яркий петербургский роман. Писатель приводит множество бытовых подробностей: внешний и внутренний вид домов, где живут персонажи; одежда героев и случайных прохожих; уличные сценки, точные расстояния, количество этажей, ступеней и т.д. Городские картины у Достоевского изображают не столичные дворцы и прекрасные набережные, а трущобы вокруг Сенной площади. Раскольников, например, жил в каморке под самой крышей высокого пятиэтажного дома, она больше походила на шкаф или гроб, чем на человеческое жильё. Мармеладовы жили фактически в коридоре, через который другие квартиранты госпожи Липпевехзель могли выходить на чёрную лестницу. Похожую лестницу описывает автор, когда Раскольников идёт в полицейскую контору по вызову: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота. Вверх и вниз всходили и сходили дворники с книжками под мышкой, хожалый и разный люд обоего пола — посетители» (2,I).

Совершенно отчаявшись и разочаровавшись в жизни, Раскольников полюбил «шляться» вокруг Сенной, «чтобы ещё тошнее было» (2, VI), как он сам выражался. Рисуя этот район столицы, Достоевский отмечает: «Около харчевен на нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья Раскольникова не обращали на себя ничьего высокомерного внимания» (1 ,V). Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены, одну безобразнее другой. На бульваре он наблюдает совершенно пьяную молоденькую девушку в странно застёгнутом платье, без шляпки и перчаток, которую преследует жирный, румяный, щеголеватый франт (1, IV). Или рядом с героем, когда он останавливается на мосту, в воду бросается незнакомая женщина «с жёлтым, испитым лицом и красноватыми, впавшими глазами» (2, VI). Или герой разглядывает уличных артистов — нищего шарманщика и девушку-певицу: она выводит жалостный романс дребезжащим, но приятным голосом (2, VI). В романе все многочисленные зарисовки Петербурга показывают социальные условия жизни людей, находящихся в том же бедственном положении, что и главный герой.

Теперь становится понятно, почему и как в голове бывшего студента родилась теория о суперчеловеке, которому «всё позволено», и о «муравейнике» послушных «маленьких людей», безропотно погибающих в нищете. Эта теория стала реакцией на несправедливое устройство общества, где гибнут слабые и беззащитные люди, страдают бедные и совестливые, зато прекрасно чувствуют себя ловкие и богатые проходимцы. Таким образом, в «Преступлении и наказании» представлено реалистическое изображение действительности, когда автор не просто подражает жизни, но даёт причинное обоснование поведению своих героев в этой жизни.

Во-вторых, образ Петербурга в романе не сводится только к описанию нищего, уродливого быта героев, но приобретает философско-символическое значение. Литературоведы отмечают, что изображение столицы в романе необычно при всей точности и верности деталей; в описании слишком много для северного города пыли и солнца; в Петербурге жёлтый цвет никогда не преобладал, а летом чаще всего дождливая погода. А между тем уже на первой странице романа помещён странный пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль... Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный колорит картины» (1,I). Этот городской пейзаж позволяет говорить о том, что Петербург Достоевского вольно-невольно напоминает библейский Вавилон, который стал символом столпотворения народов, а также физического и нравственного разврата.

В ночь перед самоубийством Свидригайлов прислушивается к вою ветра, к шуму дождя и пушечным выстрелам — сигналам о том, что вода в Неве прибывает и к утру может быть наводнение: «А, сигнал! Вода прибывает, к утру хлынет на улицы, там, где пониже место, зальёт подвалы и погреба, всплывут подвальные крысы, и среди дождя и ветра люди начнут, ругаясь, мокрые, перетаскивать свой сор в верхние этажи...» (6, VI). Эта бурная ночь напоминает, что Петербург стоит «под морем» (А.С.Пушкин «Медный всадник», II), что городу постоянно угрожают наводнения-потопы (!). Вот и ещё один намёк на библейский сюжет — о мировом потопе. Грозное явление природы выглядит как Страшный суд в последнюю ночь Свидригайлова.

Петербург в философском смысле представлен как олицетворение окружающей действительности, чуждой простым людям. Об этом свидетельствует городской пейзаж — прекрасная панорама невской набережной, которую в «Медном всаднике» воспел Пушкин. Раскольников останавливается на мосту и разглядывает восхитительный архитектурный ансамбль: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, (...)так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо рассмотреть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина» (2, II). Петербург чужд простому человеку, и в этом смысле он — «фантастический город», так как создан не для людей, а для славы государства. Раскольников, рассмотрев в подробностях петербургский пейзаж, вдруг почувствовал, что сам «он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его...» (там же). По мнению Достоевского, Пётр Первый не понимал устремлений своего народа, деспотически насаждал в русских европейское мышление и вкусы, поэтому «детище Петра» Петербург получился нерусским, а «сочинённым городом». Кроме того, Пётр искалечил свой народ, оторвав его от «почвы». Именно так Достоевский объясняет раздвоенность философских взглядов Раскольникова (антигуманистическая идея и гуманистические задачи).

В романе через городской пейзаж передаётся не столько окружающая действительность, сколько восприятие её главным героем, то есть его психическое состояние. С одной стороны, Петербург изображён в деталях, по которым легко узнать конкретный район (трущобы вокруг Сенной площади); с другой стороны, Петербург представлен как город-призрак, отражённый в больном сознании Раскольникова.

Достоевский подробно описывает прогулки своего героя по улицам и переулкам вокруг Сенной площади. Если посмотреть на карту этого городского района, то можно заметить, что на пути Раскольникова не раз попадаются красивые здания и целые кварталы. Однако герой не обращает внимания на грандиозную панораму-ансамбль Сенной площади, не видит церковь Спаса на Сенной, не замечает большого парка — Юсупова сада, проходит мимо Вознесенской церкви (А.Бурмистров. Петербург в романе «Преступление и наказание» //Прометей, М., 1977). Внимание Раскольникова обращено только на отвратительные детали городского быта: на нищих прохожих, кабаки с пьяными мужиками и избитыми «прынцессами», мелких торговцев, доведённых до отчаяния самоубийц и т.п. После этих городских картинок становится понятным настроение героя, его желание любым способом изменить окружающий мир, «взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к чёрту!» (5, IV).

При описании города употребляются оценочные определения, которые свидетельствуют о болезненном состоянии Раскольникова. Его всё раздражает: страшная, нестерпимая жара, отвратительный запах, холодный вид, жёлтый цвет. «Современный Вавилон» противопоставлен у Достоевского живой природе. Раскольников уходит в дачное место на острова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, извёстке и громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных» (1, V). Но даже дачная природа не успокаивает взвинченные нервы главного героя и так же быстро раздражает его, как и душный город, где людям не хватает «воздуху для жизни» (1, VI). Ведь Раскольников находится в полубезумном состоянии, он срочно должен решить важнейшие проблемы своей жизни — семейные и философские.

Итак, Достоевский в «Преступлении и наказании» настолько точно изображает Петербург, что краеведы и сегодня могут показать дома, где жили Раскольников, Соня, процентщица Алёна Ивановна и другие персонажи романа. Однако писатель не злоупотребляет бытовыми подробностями, чем часто грешили представители «натуральной школы», — философские, социальные и психологические вопросы героев остаются для него главными. Подлинность описания места действия должна убедить читателя в реальности самого действия. Достоевский, по словам Д.С.Лихачёва, «не "сочинял" действительность, а "досочинял" к ней свои произведения» (Д.С.Лихачёв «Достоевский в поисках реального и достоверного»).

Петербург в романе не просто место действия, но символ неустроенного, несправедливого общества, безжалостного к простым людям. Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.

Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. В этом заключается психологическая нагрузка прогулок Раскольникова, который совершенно не воспринимает городских красот. Душу туманного города-призрака писатель видит именно в бедных кварталах. Современники (например, литературный критик и друг Достоевского Н.Н.Страхов) утверждали, что «Фёдор Михайлович в «Преступлении и наказании» удивительно схватил физиономию этих улиц и их жителей». Здесь живут русские люди, не испорченные западными идеями и сохранившие, по мнению автора, национальный характер, православную веру и духовную цельность. Они живут и страдают по-русски, верят и спасаются по-русски. Так Петербург включается в философские размышления Достоевского о русском национальном характере и русской истории.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене. Вот как автор характеризовал замысел своего произведения: «Действие современное, в нынешнем году... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» . Способ, выбранный им для этого, - убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «...неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Закон правды и человеческая природа взяли свое...».

Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.

Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив - это стремление найти такой способ, который позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными причинами, заставляющими Раскольникова задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное его бедственное положение, а затем - судьбы близких ему людей: как родственников, так и первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом...

Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы - это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд - это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.

«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событи­ям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.

Насилием порождается все новое и новое насилие - вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов - в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».

На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных средств к существованию - одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.

В привлечении общественного внимания к положению городской бедноты проявляется гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.

Ф. М. ДостоевскийВ сегодняшнем
мире…
тревожный
набат
Достоевского
гудит,
неумолчно
взывая к
человечности и
гуманизму.
Ч. Айтматов

…По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаня́м стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный…
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Вспомним…

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город -
источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ
власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
- Петербург Петра - «окно в Европу», т. е. город царственный,
символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не
замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
- Петербург Пушкина - город творчества, который поэт любит;
- Петербург Евгения - город простого человеческого счастья,
разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город
Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает
только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.

Узнайте автора и произведение

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней
мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не
блестит эта улица - красавица нашей столицы!.. Здесь
единственное место, где показываются люди не по
необходимости, куда не загнала их надобность и
меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург…
Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга.

Всемогущий
Невский
проспект!
Единственное
развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто
подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на
нем следы свои!..
О, не верьте этому Невскому проспекту! … Всё обман,
всё мечта, всё не то, чем кажется! …все дышит обманом. Он
лжет во всякое время, этот Невский проспект…
Н.В. Гоголь «Невский проспект»

Вспомним…

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь
слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое
время, этот Невский проспект». Это город фантастических
контрастов, вырастающий до некоего нереального символа городапризрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга
его называли дьявольским созданием, а Петра - антихристом,
построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и
даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год
стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет
державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город
представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Узнайте автора и произведение

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Н.А. Некрасов

Вспомним…

Некрасовский Петербург – это принципиально новое явление в русской
литературе. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира,
Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к
несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он
писал о Петербурге так, как до него было не принято, и подмечал стороны
жизни, до него почти не привлекавшие внимания. Вместо роскошных
дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины,
где “каждый дом золотухой страдает”, где “штукатурка валится и бьет
тротуаром идущий народ”, где мерзнут дети на “ложе своем”. На улицах
красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных,
видит такие картины, которые до него старательно обходили поэты: у
памятника Петру I он замечает “сотни сотен крестьянских дровней, которые у
присутственных мест дожидаются”

10. Как изображает Достоевский столицу Российской империи?

11. Исследовательская работа в группах

12. Пейзажи в романе

Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 1, 2, 6.
Ч. 5, гл. 5.
Ч. 6, гл. 5-6
М. Шемякин. Петербургская улица.
Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание». 1965. Офорт

13. Сцены уличной жизни

Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 2, 6.
Ч. 5, гл. 5.
М. Шемякин. Иллюстрация
к роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и
наказание». 1964. Бумага,
карандаш

14. Описание интерьеров

Ч. 1, гл 3, 2. .
Ч.2,гл. 7.
Ч. 4, гл. 4.
Ч. 6, гл. 3.
М. Шемякин. Эскиз к балету по
роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
1985. Бумага, тушь, акварель

15. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

- Кто является героями романа «Преступление и
наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в
себя все враждебное бедным. Отсюда проблема -
защитить «маленького человека» от этого мира, т.
е. от Петербурга.)
- Каким и как показан Петербург,
символизирующий мир равнодушия,
враждебности, безысходности, у разных
художников и писателей?

16. Вывод

С первых страниц романа мы попадаем в мир
неправды, несправедливости, несчастья, мук людских,
мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.
Потрясающие своей правдой картины нищеты и
страданий проникнуты болью автора о человеке.
Данное в романе объяснение судеб человеческих
позволяет говорить о преступном устройстве мира,
законы которого обрекают жить героя в коморках,
«похожих на гроб», на невыносимые страдания и
лишения. Таков конфликт между человеком и
обществом в романе Достоевского.

17. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

У Достоевского Петербург - это город контрастов: город
«униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем
дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и городпризрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе,
о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие.
Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людейубийц.
В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции
Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но
у Достоевского город - действующее лицо, герой событий, часто действие
разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям
соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем
или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают»
Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и
сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

18. РЕФЛЕКСИЯ

ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:
«Петербург Достоевского – это…»

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург. Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Петербурга

Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным. На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.

На улицах города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова. Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами. Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Раскольникова.

В домах героев

С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым или косыми лучами заходящего летнего солнца. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события - убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли - похожи на кошмарные видения безумного. В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность...

Мир нищеты

Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу... на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие - таков образ Петербурга, созданный Достоевским. Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети. Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами. Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый - негодяй, способный на любые злодеяния, второй - посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга. Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей действительности

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет. Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви. Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург - это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру. Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город - это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский - гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа. Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности. Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения. Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная

Цели:

  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Оборудование урока:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; иллюстрации Шмаринова, И.Глазунова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; презентация с достопримечательностями Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Приемы ТРКМ: «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы».

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент (слайд 3 презентации к уроку).
Стадия вызова.
На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Maria-Joao Pires - Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке
Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

О каком городе идет речь?
Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город (слайд 1 презентации к уроку).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Красотой города восхищался А.С. Пушкин. Он сложил гимн Петербургу, лирически описал его великолепные ансамбли, сумраки белых ночей, но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…

Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.
Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru ›…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии).
О каком писателе, по произведению которого снят фильм, и о каком городе идет речь?
Что станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы?
Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

Формулирование целей урока учащимися (учитель корректирует).
Стадия осмысления.

«Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым, И.Глазуновым(слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).
(Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
Какие чувства у вас вызывает этот город?
(Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где

страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?


Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.

Задания для групповой работы.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть4: глава4- комната Сони.)

Составляющие образа

Характерные признаки

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони-“уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
(Город – гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Запись выводов во вторую графу таблицы (слайд 13 презентации к уроку) .


Стадия рефлексии
1.Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.

Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
.
Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

2. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное):

  • 1.Ответить на вопросы:

Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы
объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?

  • Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
  • 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».