Как сделать анализ произведения живописи пример. Анализ художественного произведения искусства на примере картины микеланджело буонарроти "страшный суд"

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

По учебной дисциплине «Культурология»

Цель изучения студентами дисциплины «Культурология» - формирование понимания социокультурного смысла будущей профессиональной деятельности при освоении системного знания о культуре как целостности; осуществление осознанного выбора ценностей в мире современной культуры.

Одной из форм изучения курса культурологии являются практические занятия. Согласно учебному плану их 2. Каждое практическое занятие включает одно задание, на которое необходимо дать развернутый и аргументированный ответ в письменном виде.

Практические работы сдаются преподавателю в день зачета. Без выполненной практической работы студент до сдачи зачета не допускается.

Каждый студент выполняет самостоятельно свою практическую работу. Объем работы – до 6 страниц машинописного текста на листе А4, напечатанного через 1,5 интервал, шрифт – Times New Roman, 14 размер, все поля должны быть 2 см. Текст выровнен по ширине, с выделением абзацев, соблюдением полей для заметок рецензента и нумерацией страниц.

Работа должна включать :

1. Титульный лист с указание названия университета и факультета, фамилии, инициалов студента, шифра, семестра обучения, учебной дисциплины, места (города) и года написания.

2. Вопрос практического задания № 1, фото памятника архитектуры, название, фото, фамилия, имя архитектора и Ваше изложение задания.

3. Вопрос практического задания № 2, фото картины, название, фото, фамилия, имя художника и Ваше изложение задания.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов, с указанием страниц и сайтов. При использовании монографий и учебных пособий после года издания необходимо указать общее количество страниц в данной книге. При использовании статей из словарей, энциклопедий, журналов, сборников следует указать страницы, на которых эти статьи опубликованы.

Примерное оформление письменного анализа произведения искусства

Практическое занятие № 2

Задание: Дайте содержательный анализ произведению архитектуры Вашего города (села, района).

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли) – белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова.

Это шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

В литературе принята датировка храма по Н. Н. Воронину – 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя – Изяславе Андреевиче.


Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. По легенде, содержащейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и тем, что камень церкви Покрова отличается исключительной белизной (это наиболее высококачественный камень из всех белокаменных владимиро-суздальских храмов), а камень в Волжской Булгарии обладает серо-коричневым оттенком. В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 3 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма – восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при подновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

В светлом образе изящного храма воплотилась глубокая печаль русского князя по погибшему сыну. У меня его созерцание вызывает чувство тихой грусти и умиротворения.

Водная гладь, заливные луга и чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, сверкающий ослепительной белизной легкий одноглавый храм (что довольно редко для храмов), вызывает у меня ассоциацию со свечой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализа архитектурного произведения Дом Пашкова

«Задача художника с помощью формы уничтожить материал»,-Ф. Шиллер, из книги Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства». И действительно, главнейшая задача архитектуры - перевоплотить материал, видоизменить его и подчинить своим художественным целям. И, как результат, создать единую композицию на основе выразительного сочетания объема и пространства. Архитекторы также призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача); с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача); с третьей - красоту форм (эстетическая задача). И в итоге, целью композиции становится - достижение единства формы и содержания. А достичь этого не так-то просто. Рассмотрим один из самых выдающихся домов Москвы. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили высокую оценку этого здания?

дом пашков архитектурный

Пашков Дом был построен в 1784-1786 г.г. во второй половине XVIII в. Василием Баженовым по заказу богатого помещика Пашкова. Это было время, когда благородная простота и сдержанность классицизма порывали с сочной щедростью барокко. Признанному мастеру того времени, Василию Баженову - удалось создать стиль московского классицизма, органически объединяющем здесь принципы барокко и классицизма. Подтверждением тому служат излюбленные методы этих стилей. Например, длинный фасад, выходящий на Моховую улицу, выполнен в классическом стиле, которому свойственно единообразие, согласованность и подчеркнуто правильный порядок. Его композиция четко симметрично разворачивается относительно оси центрального здания. Вправо и влево от него отходят две одноэтажные галереи, которые завершаются двухэтажными одинаковыми флигелями. У дома Пашкова два главных фасада -- один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой -- ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер (Баженовым он был сделан как сквозная ротонда, окруженная парными колонками с куполом, увенчанный скульптурой греческой богини Минервы) в сочетании с двумя нижними она образовывала четкий равнобедренный треугольник. Это приемы стиля классицизма, который в переводе с латинского буквально означает - «образцовый». Барочные же оттенки ясно видны в оформлении архитектурного декора, в частности ордерной системы фасада центрального здания, с одной стороны строгой классической, с другой стороны выполненной в своих деталях (вазы на балюстрадах, скульптуры, лепные детали декора) с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными классическими канонами.

Дом не сохранился до наших дней в первоначальном виде, он неоднократно перестраивался. В частности, в 1812 году дом был уничтожен пожаром. Архитекторы попытались восстановить дом по изображениям XVIII века, таким, каким он был создан изначально.

Вид архитектурной типологии здания

Дом Пашкова представляет собой дворцовый тип архитектуры, тип, который особо подчеркивает определенный образ (тип) жизни. В данном случае Баженов развивает тип русской городской дворянской усадьбы и строит Дом Пашкова как архитектурный комплекс, состоящий из трехэтажного главного корпуса, увенчанного ротондой-бельведером, и двухэтажных флигелей, соединенных с ним одноэтажными галереями.

По началу, присмотревшись к зданию, создается впечатление, что дом невелик. Но он кажется больше, чем есть, благодаря вытянувшимся вдоль улицы по одной прямой галереям и флигелям, примыкающим к главному зданию. Они как бы завершают по краям общую архитектурную композицию. Такая трехчастная композиция, состоящая из центрального здания, галерей-переходов и флигелей, не прихоть зодчего -- она обоснована тогдашней жизнью. В главном доме размещались жилые комнаты и парадные залы владельца. Во флигелях находилась кухня, жила прислуга и останавливались гости. Переходы-галереи давали возможность пройти из флигелей в дом, не выходя наружу, что было особенно важно в ненастную погоду или зимой.

Место в пространстве

Архитектурное пространство композиции Дома является организованным. Его месторасположение четко продумано. Причем не только в городском ансамбле, но и внутри самой композиции. Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Городской архитектурный ансамбль дома можно охарактеризовать как панорамный. Возвышенное положение участка и его обозримость со всех сторон способствовали лучшему выявлению объемного и высотного характера композиции сооружения, органически вошедшего в ансамбль окружения Кремля.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала общей архитектурной формы. Масса здесь расчлененная с довольно свободным расположением. Стройный пирамидный силует Дома Пашкова, подчеркнутый боковыми флигелями, стремление кверху его среднего корпуса, а также его облегчение благодаря ротонде-бельведеру -- все это, скорее, восходит к традициям народной архитектуры Древней Руси. Так называемый, органический рост массы здания Баженова здесь достигает высокой силы выражения.

Тип конструкции

Конструкция - стоечно-балочная. Здание отличает четкая планировка, и организованная тектоническая масштабность.

Архитектурный декор

В общем, архитектурный декор Дома можно назвать - пластическим. Но он настолько богат, что на нем необходимо остановиться более подробно.

а) принцип расположения арх.декора

Расположение архитектурного декора у дома Пашкова по принципу рядоположенности, такой принцип как раз свойственен дворцовой архитектуре. Ордерные элементы и элементы архитектурного декора чередуются и следуют стройными рядами.

Галерея цокольного этажа как бы уравновешивает основное здание с флигелями и, следуя закону рядоположенности, простирается во всю длину фасада.

Расположение архитектурного декора - определяет композицию здания.

б) композиция

Торжественно-легкая и богатая композиция Дома Пашкова - замечательный пример композиционного мастерства Баженова и его широкого градостроительного подхода к отдельному зданию как части городского ансамбля.

Весь архитектурный комплекс можно охарактеризовать как глубинно- пространственный вид композиции, так как он включает в себя главный дом, флигели, парадный подъездной двор, сад и разнообразные служебные постройки. Что требует движения вглубь, входа. Но если рассматривать Дом Пашкова в отдельности, то его протяженность и преобладание размеров по высоте над размерами по глубине - говорит нам о том, что композиция дома четко фронтальная. Построение решено в основном в фасадных плоскостях, здесь же и основная смысловая и эстетическая архитектурная нагрузка. Более того на лицо господство симметрии. Двухэтажные флигели как бы уравновешивают здание относительно центральной оси основного фасада. Существует также версия о том, что фасад от Кремля вовсе не парадный, а парковый и с обратной стороны расположен обширный двор, задуманный Баженовым как раз как парадный.

в) ордерная система

Ордерная систем у Дома очень богатая, она предполагается заведомо его конструкцией. В контрасте с горизонтальным рустованным цокольным этажом находятся два основных этажа центрального фасадного здания. Коринфский композитный ордер использован в выступающем портике, объединяющем оба этажа и визуально увеличивающем масштаб здания. Такой же точно ордер украшает пилястры на стенах центрального корпуса.

По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с четырехсторонними диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к ротонде, завершающей центральный объем. В ней использован накладной ионический ордер (восстановленный позже как замена прежнему коринфскому). Тем самым архитекторы казалось бы утяжелили дом постановкой более тяжелого ордера над более легким. Но ротонда-бельведер в общем не является такой статичной формой и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, облегчая общее впечатление от здания.

Как и в иных видах искусства, в архитектуре важнейшую роль играет ритм. Именно его главенство позволяет говорить об архитектуре, как об искусстве тщательно ритмизованного пространства. Потому-то так часто и называют архитектуру «застывшей музыкой». Ведь в музыкальном искусстве ритм -- тоже главнейшее композиционное средство

Элементами ритма Дома Пашкова можно назвать: и колоннаду, и аркаду, и рустовку цокольного этажа, и фриз, и многочисленные ритмически повторяющиеся элементы декора.

Однако ритм любого произведения искусства -- это не простое чередование. Это некое единство, в котором слито множество ритмических рядов. Так и здесь ритмическая пульсация колоннады, сгруппированной в три совершенно одинаковые по своим размерам и числу колонн портика, точно выверенная ритмика частей колонны по вертикали (различие только в ордере), прихотливые ритмы оформления фриза, динамичная рустовка, пилястры -- все это тщательно продумано и слито архитектором в единую гармонию.

С помощью архитектурного ритма Баженов выстраивает восприятие зрителя как в пространстве, так и во времени. Ритм очень важен. Ведь относительно сооружения зритель может оставаться неподвижным и тогда главную роль в его восприятии играют пространственные ритмы. Но коль скоро зритель начинает обходить здание или, тем более, входить в него, то он проживает ритм во времени. Так восприятие архитектурных ансамблей напоминает по характеру восприятие музыкального или литературного произведения, где форма развертывается последовательно, фрагмент за фрагментом. Более того, архитектуру сегодня принято определять как искусство выстраивания пространства человеческого бытия. И архитектор, выстраивая само пространство, заставляет его ритмически пульсировать в восприятии зрителя

Фундаментальное предназначение здания

Фундаментальное предназначение здания - административное. Задуманное изначально как иллюзия гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма оно сквозь времена превращается в сооружение общественного назначения.

Сегодня Дом Пашкова - одно из зданий Российской государственной Библиотеки имени В И. Ленина. Охраняется государством и остается одним из самых красивых зданий Москвы. К сожалению, в последнее время он практически закрыт от глаз случайных посетителей, его величием мы можем любоваться только со стороны Моховой улицы.

Заключение

С точки зрения формосозидающей фантазии превосходство архитектуры над другими сферами искусства очевидно. В чем же этот феномен? А в том, что у архитектурных форм нет прямых аналогий в натуре, она не репродуцирует и не имитирует чужой язык, а говорит на своем собственном. Таким образом, можно еще раз сказать, что архитектура - это некий синтез искусств, воплощенный в пространстве. Монументальность, декоративность, прикладное искусство, так свойственные и скульптуре, и живописи, и получило название - архитектура.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение понятия архитектуры. Рассмотрение методов архитектурного проектирования по Бархину Б.Г. Изучение метода исследования структурной проблемы, шаблонов, а также фундаментального метода проектирования. Создание образа здания и реализация проекта.

    реферат , добавлен 19.10.2015

    Разработка архитектурного и конструктивного решения двухэтажного индивидуального жилого дома, рассчитанного для проживания семьи из 4-5 человек. Объемно-планировочное решение здания. Стены малоэтажного жилого дома. Материал элементов перекрытия.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Проблема разработки архитектурного проекта школьного здания. Влияние педагогической системы образования, организации и методики мобильного учебно-воспитательного процесса на объемно-планировочное решение здания. Анализ предыдущего опыта строительства.

    научная работа , добавлен 04.06.2012

    Основные задачи архитектурного проектирования "умного дома" в соответствии с потребностями и пожеланиями семьи. Размещение здания в существующей застройке, его ориентация. Планировочное, конструктивное и архитектурно-образное решение жилого дома.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2015

    История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Определение фактического технического состояния несущих строительных конструкций и инженерного оборудования здания. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Расчет износа здания.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2012

    Разработка строительно-конструктивных решений основных элементов здания. Особенности объемно-планировочного решения здания. Расчеты благоустройства прилегающей территории и инженерное обеспечения здания. Определение стоимости строительства жилого дома.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Проект девятиэтажного жилого дома с пристроенным магазином. Характеристика расположения проектируемого здания по отношению к средствам коммуникации. Зонирование квартир жилого здания. Наружная и внутренняя отделка и архитектурно-композиционное решение.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Первые шаги в ремесле Бальтазара Неймана. Архитектурная деятельность Неймана. Его наиболее известные произведения. Органичность сочетания живописного и скульптурного декора с внутренним пространством здания. Паломническая церковь в Фирценхейлигене.

    реферат , добавлен 22.08.2012

    Разработка архитектурного, организационно-технологического и экономического решений проекта жилого дома. Внешняя и внутренняя отделка здания, его инженерное оборудование. Технология и организация работ. Утилизация отходов на строительной площадке.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
РУТ (МИИТ)
РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

Факультет «Транспортные средства»

Кафедра «Философия, социология и история»

Практическая работа

по дисциплине

«Культурология»

Работу выполнил

студент 1-го курса

группы ЗСА-192

Никин А.А.

Шифр 1710-ц/СДс-0674

МОСКВА 2017-2018 г. г

Практическое занятие №1

Задание: Дайте содержательный анализ произведению архитектуры вашего города (села, района)

Памятник железнодорожникам, 2006г. Скульптор И. Дикунов

Я родом из города Лиски Воронежской области. Мой город-это крупнейший железнодорожный узел. Начиная с 1871 года история города переплетается с развитием железной дороги. В нашем городе каждый шестой житель тесно связан с профессией железнодорожника, поэтому, когда встал вопрос о месте установки памятника в честь 140-летию Юго-Восточной железной дороги, выбор пал именно на наш город. Открытие памятника железнодорожникам было в 2006 г.

Это одна из немногих авторских работ в городе, выполненная известным воронежским скульптором Иваном Дикуновым в соавторстве с супругой Эльзой Пак и сыновьями Максимом и Алексеем. Они авторы бюстов героев Советского Союза и России на аллее Славы, а также сказочных персонажей, украшающих городской парк в нашем городе.

Дикунов Иван Павлович - заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств, лауреат государственной премии 1990г. Действительный член Петровской академии науки и искусства, профессор.

Родился Иван Павлович в 1941 г. в селе Петровка Павловского района Воронежской области. Детство его пришлось на тяжелые послевоенные годы. несмотря на трудности он находил время для творчества- ему нравилось рисовать, а еще больше лепить. Уже тогда был виден его талант. Иван Дикунов окончил ленинградское художественное училище им.В.А. Серова в 1964 году, затем институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1970 году. В 1985г. он приехал в Воронеж и поступил на работу в Воронежский государственный архитектурно-строительный институт, где преподавал 20 лет. С 1988 по 1995 г. Дикунов педагог Воронежского художественного училища.

В городах Воронежской и Липецкой областей в содружестве с коллегами ВГАСУ Иван Павлович создал целый ряд значительных памятников, которые представляют собой уникальные образы формирования архитектурной среды и являются сочетанием монументальной скульптуры и зодчества. Он выступил автором проектов и руководителем творческих групп по созданию воронежских памятников выдающимся российским личностям- М.Е.Пятницкому (1987), А.С.Пушкину (1999), А.П. Платонову (1999) и другим. Иван Павлович постоянно участвует в региональных, зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставках.

Дикунов рассказывал, что работа над памятником железнодорожникам проходила в течении трех лет и его главной мыслью было показать идею железной дороги в движении. Расположен памятник на въезде в г. Лиски и является визитной карточкой нашего города.

Памятник железнодорожникам - это монумент, поражающий нас сложной композицией, глубоким смыслом и символикой. По первоначальному замыслу памятник представлял собой изображение расходящихся от колонны в разные стороны железнодорожников. Но впоследствии скульпторы пришли к композиции, в которой обе фигуры шагают по платформе в одном направлении. Это задало тон устремленности вперед и единству неразрывной связи поколений железнодорожников.

Для создания памятника использовали камень и металл. В нем много символических деталей, которые при внимательном рассмотрении складываются в емкий, цельный образ железной дороги. В центре композиции- высокая колонна изящной формы на квадратном постаменте, украшенном изображениями рабочих инструментов на фоне расходящихся лучей. Ее увенчивает эмблема железной дороги и надпись ""Лиски"". Фигуры высотой 3,5 метра представляют два поколения железнодорожников - путейца с фонарем и длинным молотком, образ из 19 века и современного машиниста в форменном костюме с портфелем в руке. Они словно вышагивают по платформе около поезда.

Детали одежды и инвентаря подбирались с особой тщательностью: выдерживали форму, воссоздавали тонкости по музейным картинам и экспонатам. Натурой скульпторам послужили труженики Лискинского железнодорожного узла. По краю плиты проходит надпись: ""Посвящается железнодорожникам труженикам-воинам-героям 140 лет ЮВ ж.д.

У меня этот памятник вызывает чувство гордости за свой город, за простых людей тружеников, чья нелегкая, ответственная профессия увековечена в памятнике. А две фигуры разных поколений говорят о том, что железная дорога в своем развитии движется вперед, усовершенствуется с каждым годом.

Практическое задание № 2

Задание: Дайте содержательный анализ произведения живописи художника из Вашего города (села, района)

Моим земляком был известный русский художник Крамской Иван Николаевич (27 мая 1837г.- 24 марта 1887г.). Он родился в городе Острогожск Воронежской губернии (это в 30 км от моего родного города Лиски) в семье мелкого чиновника.

Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств (1863-1868 г.) В 1863г. ему присудили малую золотую медаль за картину " Моисей источает воду из скалы". Крамской был инициатором " бунта четырнадцати", который завершился выходом из Академии художеств ее выпускников, организовавших Артель художников.Являлся также одним из создателей в 1870 г. " Товарищества передвижных художественных выставок". Под влиянием идей русских демократов- революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности. В 1869 году он преподавал в Рисовальной школе Ощества поощрения художников. В 1869 г. Крамской получил звание академика.

70-80 годы 19 века стали для Ивана Николаевича тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ- это" Полесовщик", "Мина Моисеева", "Крестьянин с уздечкой" и другие. Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематику ("Незнакомка", "Неутешное горе").

Многие полотна Крамского признаны классикой российской живописи, он был мастером портрета, исторических и жанровых сцен.

Мне хочется остановиться на анализе его картины "Христос в пустыне", которая занимает совершенно особое место в творческой биографии И.Крамского.

Христос в пустыне.

Холст, масло.

180 х 210 см.

Главная мысль Крамского тех лет, сильно занимавшая его,- это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказались от всякого личного счастья, самым лучшим, самым чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос.

Свое полотно Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867г.- первый вариант картины, который его не удовлетворил. Промахом первого варианта картины был вертикальный формат холста, и художник решил написать картину на холсте горизонтальном и сидящего на камнях человека большего размера. Горизонтальный формат давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни, по которой в немом молчании день и ночь брел одинокий человек. Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, помрачневшем лице, тяжесть дум словно легла на его плечи и склонила голову.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро - заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части - предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синию накидку господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир - небо и землю - воедино». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Но между тем лик Христа выражает невероятную силу воли.

В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли. Христос на картине больше походит на человека, со своими страданиями, сомнениями, нежели на Бога, т это делает его образ понятным и близким зрителю. Этот человек делает какой-то важный шаг в жизни, и от его решения зависят судьбы людей, которые верят в него, на лице героя мы видим бремя этой ответственности.

Глядя на эту картину, понимаешь, что искушение является частью жизни человека. Зачастую люди стоят перед выбором: поступить честно, справедливо или же, наоборот, сделать что-то незаконное, предосудительное. Абсолютно все проходят через это испытание. Эта картина говорит мне о том, что как бы не было велико искушение, нужно найти в себе силы для борьбы с ним.

Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Список литературы:

1. (Электронный ресурс) Памятник железнодорожникам в Лисках.- Режим доступа: https:// yandex.ru / search / ? text = памятник железнодорожникам в Лисках (Дата обращения 23 .11.2017г.)

2. (Электронный ресурс): Дикунов Иван Павлович скульптор vrnsh.ru›?page_id=1186 (Дата обращения 23.11.2017г.)

3. Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников. Судьба и творчество. А. Ладвинская Донецк- 2006г. 448 стр.

4. 100 великих картин. Москва. Издательство "Вече"- 2003г., 510 стр.

Б. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
– (композиция, её особенности)

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
– почерк художника, своеобразие

В. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художника-

ми).
– значение произведения, ценность для мировой культуры.

ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Отзыв на произведение искусства – это обмен впечатлениями, выражение своего отношения к поступкам, изображаемым событиям, своего мнения о том, понравилось или не понравилось произведение.

Структура отзыва:

1. Часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение.

2. Часть, в которой обосновывается высказанная оценка.

Адресаты отзыва: родители, одноклассники, одногруппники, друг, автор произведения, библиотекарь.

Цель отзыва:

· привлечь внимание к произведению;

· вызвать дискуссию;

· помочь разобраться в произведении.

Формы отзыва: письмо, статья в газету, запись в дневнике, отзыв-рецензия.

При составлении отзыва используйте сочетания слов: я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д.

Как составлять отзыв о произведении искусства:

1. Определите адресата речи, цели, задачи высказывания.

2. Подберите нужную форму отзыва.

3. Определите стиль и тип речи.

4. Выскажите свое мнение о произведении искусства.

5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
Повествование сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя: 1) завязку - начало развития действия; 2) развитие действия; 3) кульминацию - момент наиболее напряжённого развития повествования; 4) развязку - подведение ито-гов повествования.
Описание словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Главными в описании являются точность детали, узнаваемость, отра-жающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание воз-можно во всех стилях речи. Композиция описания включает в себя: 1) общее представление, све-дения об описываемом предмете, человеке, явлении; 2) отдельные признаки и детали описываемого; 3) авторская оценка.
Рассуждение аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения - поставленные проблемы и пути их ре-шения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной лите-ратуры. Композиция рассуждения включает следующие элементы: 1) тезис - поставленная проблема и отношение к ней; 2) аргументы - доказательства тезиса, его обоснование; 3) вывод - подведение итогов работы.
Отзыв Рецензия
Особенности жанра Развернутое высказывание эмоцио-нально-оценочного характера о про-изведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв. Развернутое критическое суждение о про-изведении искусства, в основе которого - анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Цель Поделиться впечатлением о прочи-танном, привлечь внимание к по-нравившемуся произведению, уча-ствовать в обсуждении. 1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. 2) То же, что в отзыве.
Особенности подхода Автор отзыва объясняет свой ин-терес к произведению личными пристрастиями, а также обществен-ной значимостью поднятых в про-изведении проблем, их актуаль-ностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. В рецензии преобладает не эмоциональ-но-субъективная (понравилось - не по-нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и иссле-дователь. Предметом исследования явля-ется произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и сред-ства ее выражения (проблематика, конф-ликт, сюжетно-композиционное своеоб-разие, система персонажей, язык и т. д.).
Построение I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, ис-тории его знакомства с данным про-изведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формули-руется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обос-новывается, аргументируется выс-казанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изобра-женных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых собы-тиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в со-поставлении с другими произведе-ниями того же автора, высказыва-ется намерение продолжить знаком-ство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным чита-телям и т. п. I. Обоснование повода для рецензирова-ния (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей ав-тора и т. д.). Максимально точное указа-ние на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-ху-дожественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, аллю-зии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в расска-зе» и др.), другие композиционные осо-бен-ности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, ху-дожественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персона-жей как средства выражения художествен-ной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения автор-ской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоин-ствах исследуемого текста и его значимос-ти для литературного процесса, общест-венной жизни. Приглашение к полемике.

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (графика, живопись, скульптура, архитектура)

Методические указания к семинарским занятиям для студентов дневной и заочной форм обучения по дисциплине “Мировая культура и искусство” для студентов специальности

230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

Составитель В.Л. Правда Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 05.04.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

Методические пояснения

В курсе “Мировая культура и искусство” особое внимание уделяется живописи, графике, скульптуре и архитектуре. Именно через них наиболее ярко проявляются особенности стилей в различные эпохи. Понимание эстетики эпохи, ее художественного содержания раскрывается через постижение памятников искусства, понимание их особенностей, их красоты и образности.

Методика предлагает краткий алгоритм, последовательность примерного анализа графических произведений, живописных полотен, архитектуры и скульптуры.

При всей неизбежной схематичности и предельном лаконизме она поможет студентам самостоятельно оценить достоинства культурных памятников. Введет в круг искусствоведческой терминологии.

Оценить произведения искусства – это не только перечислить все элементы его выразительности, необходимо подключить и чувство, вступить в эмоциональный контакт с художественным образом.

Последовательность анализа является примерной. Она может быть изменена. Предложенные схемы требуют творческого подхода. Они являются лишь вспомогательным материалом для составления живого эмоционального рассказа о конкретном произведении искусства.

Анализ графического произведения искусства

Элементы выра-

Примечания

зительности

1. Определение

Определяется вид рассматриваемого графического

Часто в названии гра-

вида графики

произведения: рисунок или разновидность печатной гра-

фического произведения

фики (ксилография, гравюра на меди, офорт, литография и

обозначается вид графи-

т.д.). Это дает возможность оценить особенности произ-

ки: “Рисунок

ведения: характер линии (он разный у различного вида

“Офорт”, “Литография”

гравюр), светотени (она может быть более или менее кон-

трастной, в зависимости от техники) и т.д.

2. Анализ компо-

Анализ композиции представляет собой оценку общего

“сompositio”

построения рисунка, образно-пластической идеи: почему

(лат.) означает составле-

именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки

ние, связывание.

зрения изобразил художник фигуру, группу людей, пред-

меты и т. д.

3. Анализ техники

является

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой ри-

технической

сунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

дения. Здесь

охарактеризовать

видуальный почерк

3. Анализ техники

Анализ техники рисунка должен определять, какие

именно графические средства используются для создания

является

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой

технической

рисунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

все три графических приема. При этом оценивается также

манера рисунка: близкая к академическому, подробному,

охарактеризовать

натуралистическому, либо свободная, обобщенная, острая.

видуальный

Вся задача заключается в подборе точных, отвечающих

манере исполнения определений и эпитетов.

На анализе характера линии сосредотачивается оценка

Для оценки характе-

художественности графического произведения. Образ соз-

ра линии нужно выбрать

дается линией (штрихом, пятном), ее выразительностью,

определения.

ее изяществом, ритмом. Почувствовать характер линии, ее

Например: изящная, ло-

слитность с образом, передать это словами, сделать глав-

маная, нервная, грубова-

ную работу по анализу графического произведения. Сле-

тая и т.д.

дует обратить также внимание на ритм линий. (См. ритм в

композиции, с. 5).

Анализ живописного произведения искусства

Подвергается

Примечания

1. Определение

Первоначально следует решить вопрос о том, к ка-

Определение жанра под-

кому из существующих в живописи жанров относится

скажет немаловажную част-

анализируемое живописное

произведение

искусства

ность: к какой именно сто-

(исторический, мифологический, бытовой, батальный

роне предметного и духов-

портрет, пейзаж, натюрморт). При анализе портрета ис-

ного мира обращен интерес

пользуйте приемы анализа бюста (с.8 настоящей мето-

Анализ сюжета требует умения понять содержание и

Часто сюжет картины

смысл изображенных художником событий. Существу-

раскрывается самим ее на-

ет и бессюжетная живопись: беспредметная живопись.

Она оценивается в таких терминах, как напряжение, ди-

намика, гармония, контраст,

и требует особых

приемов анализа. Беспредметная живопись строит свою

образность исключительно

их ритмах, как на главных элементах выразительности

живописного языка. Примером беспредметной живопи-

си является абстракционизм, супрематизм.

Раскрытие художественного образа – это оценка вы-

разительности, подлинности, силы в отражении избран-

ной художником темы. Так, многие художники обраща-

лись к теме пробуждающейся природы, но редкие мас-

тера поднялись на такую высоту, как Саврасов в рас-

крытии темы весны (“Грачи прилетели”).

4. Анализ компо-

Композиция в живописи анализируется так же, как и

Сказанное, конечно, не

в графике (см. с. 2). Композиция активно влияет на вос-

исчерпывает

всех сущест-

приятие произведений.

принципов по-

Так, композиция может быть подчеркнуто театраль-

строения композиции, но,

ной, выстроенной по сценическому принципу. А может

думается, позволит ориенти-

производить ощущение случайности. Анализируя ком-

роваться в ее оценке.

позицию, можно прийти к выводу о гармоничном ее по-

строении, уравновешенности всех частей, либо острой

динамичности.

Если композиция формируется прямыми горизон-

знать о психо-

в композиции

тальными или слегка наклоненными линиями, создается

логическом

воздействии

впечатление покоя либо размеренного движения. Соче-

вертикалей

горизонталей.

тание резких вертикальных углов или округлых линий

Преобладание горизонталей

придает композиционной схеме динамичность. Диаго-

успокаивает или даже на-

нальное построение помогает лучше ощутить скорость,

страивает

меланхоличе-

натиск, движение. Живописец часто использует так на-

ский лад, подавляет. Верти-

зываемое круговое построение, которое позволяет за-

кали активны, вселяют оп-

компоновать в определенном порядке большое число

тимизм, бодрость, настраи-

людей. Следует уловить ритм композиции, увидеть ее

вают на радость, подъем.

основополагающую схему.

Цвет является “душой” живописи, требует особенно

Колорит – органи-

вдумчивого и подробного анализа.

При анализе цветового строя определяется, какая

Локальная система коло-

зация цвета на

система колорита лежит в основе цветового строя кар-

рита исторически более ран-

тины: локальный колорит или тональный. В локальной

няя. Широко применяется в

колористической гамме цвет отделен от условий осве-

декоративной живописи.

щенности, нет игры оттенков. Тональный колорит стро-

ится на сложном соотношении цвета, его оттенков; за-

висимости от освещенности, удаленности, теней, бли-

Колористическая

При анализе колористической гаммы оценивается

Следует обратить внимание

мастерство художника в подборе цветов, умение соче-

на ритм цветовых пятен.

тать их оттенки. Художник не просто наделяет предме-

художник

ты цветом, он выстраивает цветовую композицию, где

выделить ту или иную фи-

доминируют определенные цвета и их оттенки. Так, го-

гуру, лицо и т.д.

ворят о серебристо-серо-зеленой, фиолетово – сиренево

– розовой и проч. колористической гамме.

Цвета могут возбуждать и успокаивать, раздражать

Настроение, соз-

и умиротворять. Выделяют теплую (красный, оранже-

вый, золотистый и их оттенки) и холодную (фиолето-

даваемое цветом

вый, синий, зеленый и их оттенки) цветовую гамму. Те-

цвет активен, на картине он

плые цвета активны, возбуждают, веселят, но и могут

выступает вперед, привлека-

раздражать. Холодные – успокаивают, умиротворяют,

ет внимание. Холодный

иногда печалят. За цветовым решением картины стоит

цвет отступает, уходит в

еще определенное настроение, которое художник соз-

глубину. Умелым располо-

дает цветом. Попытайтесь уловить и передать это на-

жением теплых и холодных

строение в ходе анализа цветового строя картины. Цвет

тонов художник строит то-

достигает своей выразительности тогда, когда он орга-

нальную перспективу.

низован и его интенсивности соответствует интенсив-

ность чувств человека.

6.Техника мазка

Характер мазка может внести дополнительную вы-

Мазки могут быть тол-

разительность, добавит живописи художественные эф-

стые, непрозрачные – пас-

фекты. Художник может маскировать, заглаживать

тозные и жидкие – лессиро-

“кладку” мазка, а может, напротив, обнажать, наклады-

Работа пастозными

вая краску отдельными цветовыми сгусточками, бо-

мазками делает фактуру жи-

роздками. Анализ техники мазка позволяет выявить до-

вописного полотна

полнительную экспрессию живописного образа.

живой, рельефной.

7.Раскрытие

За анализом тех или иных выразительных элементов

Раскрывая общий

общего замысла

живописи не должно потеряться самое главное, на что

последнюю

художника

направляется аналитический пафос:

раскрытие замысла

образного

художника. Понимание настроения,

побудившего его

строя картины.

взяться за кисть.

Развитие европейской живописи протекало, как пра-

вило, в рамках того или иного стиля или направления.

Смена стилей свидетельствовала о смене художествен-

ных принципов, критериев, вкусов. Наиболее ярко в ев-

ропейской живописи проявлялись такие стили, как

классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. Закон-

ченность анализу придаст оценка картины с точки зре-

ния стиля.

Анализ скульптуры

Составные

Примечание

1. Определение

Задача определения вида скульптуры (круглая

– скульптура на

вида скульпту-

скульптура-статуя, бюст, скульптурная группа: рель-

плоскости. Статуя, бюст,

еф – барельеф, горельеф) не является сколько-нибудь

скульптурная группа – разно-

сложной. Однако тот или иной вид скульптуры тре-

видности

скульпту-

бует разного подхода. Анализ статуи будет отличать-

ся от анализа бюста, скульптурной группы и т.д.

При анализе статуи прежде всего оценивается

насыщена

выразительность пластики, ее смысловая и эмоцио-

нальная насыщенность. Важным элементом вырази-

этому должны обратить на

тельности является постамент, оценивается гармо-

себя внимание любые детали:

ничность его сочетания со статуей. Одежда может

что держит, на что опирается

подчеркивать монументальность образа или дина-

статуя и т.д.

мичность его пластики. Следует сосредоточиться

также на лице статуи (см. бюст).

Приемы анализа бюста тяготеют к методам ана-

лиза портрета вообще, т.е. направлены на выявление

внутренней психологии характера, выраженной в

пластике лица, мимике. Должны обратить на себя

внимание обобщенная или остро индивидуальная ха-

рактеристика образа, характер моделировки черт ли-

ца: четкой, подробной, слабой или мягкой, его про-

Скульптурная

Оценка выразительности скульптурной группы

Примеров удачной скульп-

связана с анализом цельности пластического образа,

турной группы довольно ма-

составленного из нескольких фигур. Если невозмож-

ло, но к ним, несомненно,

но отделить одну фигуру от другой без нарушения

можно отнести “Рабочего и

пластического единства – значит перед нами пример

колхозницу” Мухиной, “Пье-

удачно выполненной скульптурной группы. При

ту” Микеланджело.

этом нередко каждый из персонажей скульптурной

группы “играет свою партию”, по-своему выражая

чувства и переживая ситуацию.

Рельеф часто сюжетен, он предполагает рассказ

Нередко в виде рельефа мо-

на определенную тему. Он многофигурен. Анализ его

жет быть выполнен и портрет.

предполагает характеристику отдельных персонажей,

Приемы анализа такого рель-

выраженную в позах, жестах. Рельеф, выполненный в

ефа тяготеют к бюсту.

монументальном стиле, конечно, более насыщен

идеями и символами, чем сюжетом.