Консультация по логопедии на тему: консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов музыкотерапия в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений. Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией , изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира.

Показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут».
  • «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную).
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение».
  • «Поздоровайся песенкой».

Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

Что ты хочешь, мишка?

Медовую коврижку.

Что ты хочешь, кошечка?

Молочка немножечко.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.

Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком.
  • Показать, как двигается

Крадущаяся кошка,

Порхает бабочка,

Бежит мышка,

Идет крокодил и т. д.

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов.

Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как:

«Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.

Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.

Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т. д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я - хороший, ты - хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!»

Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время - «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.

Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения.

В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия - это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»).

Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку.

Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

Музыкотерапия в работе с детьми

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки - игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция . Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.

Помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

Помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

Музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:

Коммуникативный,

Реактивный

Регулирующий

На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной;

Активной;

Интегративной.

Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности .

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.

Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.

Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. И вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подобраны специальные музыкальные произведения;

задействованы все органы чувств у детей;

Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Список литературы:

1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.

2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.

3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya

6) http://darmuz.ucoz.ru/

Целебное воздействие музыки на человека было замечено много столетий назад. Древнегреческий целитель Гиппократ использовал музыку для лечения бессонницы, а также эпилепсии. В современном мире в психотерапии широко пользуются методами музыкотерапии для профилактики, лечения отдельных видов заболеваний.

На основе многолетних исследований и наблюдений в 2003 году музыкальная терапия была признана Министерством здравоохранения как официальная медицина. Музыка с самого рождения повсеместно сопровождает любого человека. Музыка может заставить заплакать или поднять настроение, вызвать усталость, упадок сил, головную боль или, напротив, придать бодрость, уверенность.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика, больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша.

У родителей зачастую нет времени заниматься воспитанием подрастающего поколения. Если над воспитанием, развитием крохи до 2 — 3 лет еще мамочка работает, то обычно после 3 лет крохой занимается бабушка или малыш остается на длительное время предоставлен сам себе.

Чтобы занять внимание чада, взрослые нередко предоставляют бесконтрольный доступ к телевидению, а также к компьютеру. Маленький человечек смотрит фильмы ужасов, играет в «стрелялки». Его психика еще не адаптировалась полностью к реалиям взрослой жизни, поэтому агрессивное поведение героев кинокартин, малыш проецирует на себя и начинает вести себя агрессивно.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

В настоящее время методы музыкотерапии активно применяются в дошкольных детских учреждениях. Родители также могут использовать положительные эффекты музыки дома. Чтобы музыка лечила, а не нанесла дополнительный вред малышу, необходимо посоветоваться с психологом, вместе подобрать музыку для чада и для взрослых членов семьи.

Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.

Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.

Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:

  • лечебное, медицинское;
  • педагогическое, воспитательное;
  • профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.

Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:

  • по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
  • по организации процесса — индивидуальная или групповая;
  • по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;

Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

Музыкотерапию можно проводить в домашних условиях, при этом необходимо соблюдать правила проведения такой терапии, опробованные и принятые специалистами. В детских учреждениях в основном делается упор на групповую терапию, с целью развития коммуникативности крохи, вовлечения его в общение, включение в социум.

  • Помещение для проведения пассивной терапии должно быть специально оборудовано. Не должно быть ярких игрушек, предметов, включенных телефонов, отвлекающих внимание ребят. Освещение — искусственное, чтобы кроха лучше воспринял терапевтическое воздействие сеанса.
  • Коррекционные сеансы не проводятся на голодный желудок, или сразу после приема пищи. Необходимо подождать примерно часа 2 после кормления крохи для начала сеанса.
  • Психолог устанавливает продолжительность сеанса, количество занятий в неделю в зависимости от степени необходимой корректировки психоэмоционального состояния крохи. Родители, проводящие такие сеансы дома, должны соблюдать все рекомендации специалиста.
  • Перед началом занятия кроха должен расслабиться, настроиться на позитивный лад. Малыш должен принять свободную удобную ему позу. Кресла, кушетки или просто подушки на застеленном полу — малышу должно быть удобно во время занятия.
  • Не стоит включать прослушивание музыкального произведения на полную громкость. Это только утомит непоседу, вызовет неприятие к терапии. Прослушивание музыки должно проходить в негромком тоне. Гиперактивным, агрессивным деткам полезно включать для прослушивания спокойные мелодии во время сна.
  • После окончания сеанса, не стоит сразу заставлять ребенка бегать. Кроха должен отдохнуть. Ведь терапия с помощью музыки — это лечение.

Музыкотерапия — это лечение детей, поэтому относиться к такой терапии следует серьезно. Обязательно следует проконсультироваться с психологом, выполнять его рекомендации. Только совместная деятельность родителей, воспитателей, психологов способна помочь крохе исправить проблемы в психоэмоциональной сфере.

К сеансам терапии следует подходить ответственно. Не рекомендуется использовать первые попавшиеся мелодии, даже если в настоящее время они популярны, постоянно звучат по радио. Лучший эффект оказывает классическая музыка.

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения Моцарта. Моцарт создал не просто великие классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения великого композитора обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие, было научно доказано, музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям. Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Упражнения музыкотерапии

Любые упражнения данного вида терапии основаны на использовании двух компонентов: восприятие музыки в движении и контроль над дыханием. Именно эти компоненты помогают в основном снизить эмоциональную, а также физическую напряженность у детей.

Терапевтическое упражнение состоит из следующих фаз:

  • диагностика психоэмоционального состояния крохи, установление с ребенком контакта;
  • подбор мелодий, учитывающих задачи коррекции и эмоционального состояния непоседы;
  • снятие эмоционального напряжения с помощью динамичной, мажорной мелодии;
  • получение крохой положительного заряда эмоций через расслабляющие мелодии.

Пантомимы, игры, раскрывающие настроение детей во время прослушивания мелодий. Рисунки, показывающие, какие ассоциации вызывают песни, музыкальные произведения. Все занятия должны проходить в естественной форме, в процессе игры, чтобы дошкольники были более открыты, восприимчивы к терапии.

Мастер-класс для родителей дошкольников "Музыкотерапия в системе здоровьесбережения"

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Материал актуален для педагогов детских садов и школ.
Цель: раскрыть возможности музыкотерапии в профилактике заболеваний и оздоровлении детей и взрослых.
Задачи:
-обучить приемам вокалотерапии на основе диафрагмального дыхания;
-предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;
-обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.
Здравствуйте, уважаемые родители! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление
биорезонанса. Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.
Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра : «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.
Кроме того, звучание отдельных инструментов ( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.
В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо, как говориться, «умерить пыл», снять перевозбуждение, для релаксации.
При наступлении зимнего периода, при обострении бронхо-легочных заболеваний особенно важно использовать вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.
Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.
МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:
Перед пропеванием гласных звуков нужно занять позу балерины, сделать глубокий вдох («животом»), задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш» , который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Упражнения и этюды из «Психогимнастики» М.Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние маскулатуры, снимают напряжение.
На тренинге с родителями проводились этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».
Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются Формулы музыкального самовнушения:
1.Формулы психологической устойчивости: «Твердо по жизни я иду», «Только смеяться» и другие.
Пример: "Только смеяться!"
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться.
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
2.Формулы принятия несчастья: «Что бы со мной не случилось» (улыбка при неудачах), «Я забыл про мои неудачи» (забвение неудач) и другие.
Пример: "Я забыла про мои неудачи"
Я забыла мои пораженья, я забыла мои огорченья,
Я забыла, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного,
Не зову, не жалею, не плачу, я забыла мои неудачи.
3. Формула расслабления и успокоения: «О покой, тишина» (колыбельная самому себе)
О, покой, тишина и предчувствие сна.
Сладко мне в тишине, мягкий свет льется в душу ко мне.
Отдохни от забот, засыпай, милый друг,
И скорей в тишине позабудь всё, что было вокруг.
4. Формула защиты от беспокойства и плохих мыслей: «В любой работе не напрягайся»
В любой работе не напрягайся, а если напрягся – быстрей расслабляйся.
Напряженные мышцы – источник беспокойства, от них идет усталость в сознание и мозг.
А если их расслабишь, то долго не устанешь, здоровый будешь, свежий, как светлый майский день!
5. Формула позитивных мыслей: «Жизнь моя есть то, что думаю о ней»
Жизнь моя есть то, что думаю о ней, сила моя то, что думаю о ней.
Воля моя то, что думаю о ней, здоровье мое то, что думаю о нем.
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, я думаю о том, что очень счастлив я.
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, и счастьем одарит меня судьба моя!
6.Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"
Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.
Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.
Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.
Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.
Желающим предлагаются также Формулы голодания, Формулы здоровья при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов, при бронхиальной астме, при болях в ногах.
(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В.Петрушина "Музыкальная психотерапия")
В чем их эффективность? Они нацелены на то, чтобы сформировать в человеке такие принципы по отношению к окружающей его жизни, которые бы способствовали гармонии его внутреннего мира. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу составляют основное содержание этих формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь и поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются важным фактором душевного здоровья и психологической устойчивости.