Музыкальные лады: мажор и минор. Три вида минора – другие примеры

Значение слова МИНОР в Словаре музыкальных терминов

МИНОР

(итал. minore , от лат. minor - меньший) - лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5 ступени) образуют малое (минорное) трезвучие. минорное трезвучие вместе с мажорным является основой гармонии. эти трезвучия равноценны в консонантном и ладовом отношении, т. к. состоят из одних и тех же консонирующих интервалов (но в обратном сочетании) и в качестве тоник соответствующего лада имеют равное значение.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИНОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИНОР в 1000 биографий знаменитых людей:
    старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто-социалистическим …
  • МИНОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. minore от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), в музыке - лад, устоем которого …
  • МИНОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (moll, мягкий) - минорное наклонение тональности, в которой третья ступень диатонической гаммы отстоит от первой на малую терцию. М. или …
  • МИНОР в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИНОР
    (итальянское minore, от латинского minor - меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую "сумрачную" …
  • МИНОР в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. муз. Лад, устойчивые звуки которого (I, III и V ступени) образуют малое трезвучие, имеющее груст-ную, …
  • МИНОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное …
  • МИНОР
    МИН́ОР, определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или …
  • МИНОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́ОР (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) (муз.), лад, устоем к-рого является …
  • МИНОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мино"р, мино"ры, мино"ра, мино"ров, мино"ру, мино"рам, мино"р, мино"ры, мино"ром, мино"рами, мино"ре, …
  • МИНОР в словаре Анаграмм.
  • МИНОР в Словаре великорусского языка делового общения:
    миноритарный …
  • МИНОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции; имеет грустную, скорбную звуковую окраску. Гамма …
  • МИНОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Печальный …
  • МИНОР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. mineur, ит. minore лат. minor меньший) 1) иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (I, III в …
  • МИНОР в Словаре иностранных выражений:
    [фр. mineur, ит. minore 1. иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (i, iii в v ступени) образуют малое …
  • МИНОР в словаре Синонимов русского языка:
    имение, лад, настроение, …
  • МИНОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. …
  • МИНОР в Словаре русского языка Лопатина:
    мин`ор, …
  • МИНОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    минор, …
  • МИНОР в Орфографическом словаре:
    мин`ор, …
  • МИНОР в Словаре русского языка Ожегова:
    музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд которого строится на малой терции Spec минор грустное, подавленное настроение Быть в …
  • МИНОР в Словаре Даля:
    муж. , муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противоп. мажор, дур …
  • МИНОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя. - (итал. …

Если говорить о самых распространенных ладах, то с точки зрения теории музыки, минор - это лад, обладающий неким грустным оттенком. Такую окраску ему придает сочетание малой терции и чистой квинты в построении трезвучий и арпеджио. При этом малая терция строится от тонической ноты, а затем к интервалу присоединяется большая терция. В итоге между тоникой и доминантой получается чистая квинта.

Минор и его значение

Значение слова «минор» неразрывно связано с его трактовкой с точки зрения латинского языка. Ведь пришло оно именно оттуда. Минор - это слово, образованное от латинского «molls», что дословно можно перевести как «мягкий» или «грустный». Неудивительно, что обозначение минорных тональностей производится с помощью прибавления к тонике слова «moll». Например, C-moll (до-минор).

Разновидности минора

Имеют три основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический минор. Построение гаммы в каждом случае отличается вне зависимости от того, какие ключевые знаки использует тональность.

В натуральном миноре исполнение гаммы задействует только знаки в ключе. Гармонический минор - это гамма с повышенной седьмой ступенью, а мелодический минор имеет повышение сразу двух ступеней (шестой и седьмой) и играется в разных последовательностях вверх и вниз. То есть, при игре по восходящей указанные ступени повышаются. В обратной последовательности для них применяется знак «бекар», и ноты звучат в чистом виде. Это стандартное правило касается всех диезных или бемольных тональностей, а также единственной минорной тональности, не содержащей ключевых знаков «Ля-минор» (A-moll).

Кстати сказать, для упрощения обозначения зачастую полное название минора не используется, а к основной тонической ноте в латинском варианте просто прибавляется маленькая буква «m». Если привести самый простой пример на основе такой аббревиатуры, то тот же «ми-минор» будет выглядеть как «Em». Это очень просто и удобно. Само собой разумеется, что для обозначения тональностей типа «до-диез минор» можно использовать обозначения типа «C#m» или «Cis-moll». Вторая категория обозначений применяется крайне редко. Достаточно и самой простой аббревиатуры.

Наиболее распространенные минорные гаммы

Самыми распространенными и наиболее часто используемыми можно назвать минорные тональности с тониками на нотах «ля» и «ми». В данном случае минор - это гамма содержащая минимум ключевых знаков. В минорной гамме «ля» в ключе их нет вообще. В «ми-миноре» присутствует только «фа-диез». Именно благодаря простоте исполнения гаммы и построения основных трезвучий, эти миноры получили наибольшее распространение среди пианистов и гитаристов.

Для обоих инструментов аккордовая техника является самой простой и входит в начальный курс обучения музыке. Для гитары можно выделить еще и «ре-минор», аккорд которого является базовым для исполнения всего тремя пальцами, как и «ля-минор». «Ми-минор» использует всего два пальца, которыми прижимаются четвертая и пятая струна на втором ладу.

Лирические характеристики минора

Минорные тональности отличаются тем, что придают музыкальному произведению скорбную окраску или даже некоторые лирические нотки. В сочетании с основными ступенями гаммы и параллельными мажорами они могут вызвать бурю эмоций, которую просто невозможно передать словами. Если разобраться, большинство музыкальных баллад или медленных композиций представлено именно в минорных тональностях. Это и понятно, ведь глубокое чувство передается только таким способом. Стоит только услышать начальные аккорды, как душу тут же повергает в трепет.

Конечно же, только сочетанием стандартных гармоний и аккордов дело не ограничивается. К примеру, использование группой Pink Floyd увеличенных и уменьшенных трезвучий добавляет в композиции просто непередаваемый эффект психоделического стиля. Для любого музыканта использование минорных тональностей дает широкое поле для творчества, несмотря на семь стандартных нот гаммы.

— м. муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противопол. мажор, дур.
Толковый словарь Даля

Минор — минора, м. (ит. minore от латин. minor - меньший). 1. Музыкальный лад, гамма к-рого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.........
Толковый словарь Ушакова

Минор М. — 1. Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. 2. перен. разг. Грустное, подавленное настроение.
Толковый словарь Ефремовой

Минор Осип (иосиф) Соломонович — (12 ноября 1861, Минск, – 1934, Париж). Из семьи раввина, еврейского писателя С.А. Залкинда (псевдоним – Минор). Студентом Московского университета участвовал в революционных........
Политический словарь

Минор — -а; м. [от итал. minore - меньший].
1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями........
Толковый словарь Кузнецова

Мажоро-минор — лад, образующийся в результате объединения двух одноименныхили параллельных тональностей. В мажоро-миноре на равных правахприменяются аккорды и мелодические обороты мажора и минора.

Минор — определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечениипроизвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы илиопределителя.
Большой энциклопедический словарь

Александрия-минор — см. Искендерун
Географический словарь

Минор — - мягкий музыкальный лад, устоем которого является малое трезвучие, придающее ему специфическую «темную» окраску. В переносном значении - лирическое, мягкое, грустное настроение.
Исторический словарь

Гармонический минор — разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. - высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники;........
Музыкальная энциклопедия

Минор — (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) - лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия.........
Музыкальная энциклопедия

Минор — порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк. Если номера отмеченных строк совпадают........
Математическая энциклопедия

Минор, З. Ш. (солом. Алексеев.) — моск. обществ. раввин, проповедник, р. 1826 в Малороссии в купеч. семье, † в Вильне 8 янв.

Минор, Лаз. Соломон. — невропатолог, пр.-доц. Моск. ун., р. 17 дек. 1855 в Вильне, с. З. Ш. Минора
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Лазарь Соломонович — - невропатолог; род. в 1855 г. в Вильне (сын Соломона М., см.). Окончил московский университет; несмотря на полученную на IV курсе золотую медаль, не был оставлен при университете.........
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Осип Соломон. — переводчик, сотруд. "Северо-западн. слова", р. 1861, б.
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Осип Соломонович — - род. в 1861 г. За участие в разных политических делах был приговорен к каторжным работам. По манифесту был выпущен в 1895 г. на житье в Читу, а в 1898 г. получил право возвратиться........
Большая биографическая энциклопедия

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления