Означает минор и мажор. Тональность

Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

В чем отличие между минором и мажором

Контраст между мажором и минором – один из наиболее важных в музыке. Мажор противоположен минору. Согласно европейской традиции звуки разделяются при помощи тонов и полутонов. Вследствие физических особенностей звуков, а также физиологического строения человеческого уха даже полутон создает значительный контраст в восприятии звучания.

Чаще всего мажорные аккорды слушатели ощущают как радостные, а минорные - как грустные. Например, вспомните, как звучит знаменитое мажорное произведение - «Свадебный марш» Мендельсона. Однако далеко не все марши обычно энергичные и бодрые. К примеру, « » Шопена создан в миноре, поэтому при прослушивании появляется скорбное, трагическое ощущение.

Минор обладает ярко выраженной «негативной» окраской, а мажор - «позитивной». Такая особенность звучания музыки обычно характеризуются человеком как «печаль» или «радость». Причем, что особенно интересно, эмоциональная окрашенность аккордов никак не зависит от изменения в громкости или тембре составляющих их звучаний.

Тем не менее бывает и так, что мажор может выразить лирические, трагические чувства, а минор – радостные и светлые. К примеру, многие американские блюзы созданы в мажоре, а вот русская зажигательная «Цыганочка» - как ни странно, в миноре.

По аналогии, в языке минором называют печальное, унылое, подавленное, скорбное настроение, а мажором - приподнятое, веселое, бодрое состояние духа.

Разница между минором и мажором

Таким образом, отличие минора от мажора заключается в следующем:
- в музыке минорный аккорд строится на малой терции, а мажорный – на большой;
- и в мажорной, и в минорной гаммах отличается порядок интервалов (как тонов, так и полутонов);
- обычно минор имеет сумрачную и темную, а мажор – светлую окраску звучания;
- минор вызывает отрицательные эмоции, такие как скорбь, уныние, печаль, а мажор - положительные (радость);
- также минором зачастую называют унылое, грустное, подавленное состояние, а мажором - приподнятое, веселое, бодрое настроение.

В музыке существует большое разнообразие ладов . На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Мажорный лад

Лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным . Сразу поясним сказанное. Трезвучие - это уже аккорд, о нём - чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним - большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками - малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:

Рисунок 1. Мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.

Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд . Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад - натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда - у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.

Рисунок 2. Ступени мажорного лада

Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:

    Ступень I: тоника (Т);

    Ступень II: нисходящий вводный звук;

    Ступень III: медианта (средняя);

    Ступень IV: субдоминанта (S);

    Ступень V: доминанта (D);

    Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);

    Ступень VII: восходящий вводный звук.

Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени - побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).

Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.

Коротко о главном

Итак, мажорный лад - это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 - большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 - малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:

Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада

На рисунке обозначено:

  • б.2 - большая секунда (целый тон);
  • м.2 - малая секунда (полутон);
  • цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
  • цифрой 0.5 обозначен полутон.
Итоги

Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.

Мажор и минор являются двумя основными ладами музыки. Ладом называют соотношение, сочетание между собой музыкальных звуков, которые объединяются основным тоном или аккордом. Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются абсолютной противоположностью друг другу. Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно. А мажорная музыка отличается радостным характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками.

Чем отличается мажор от минора?

Если вы помните как строится трезвучие (аккорд из трех звуков), вы без труда поймете отличие минора от мажора. Минорное трезвучие строится следующим образом: большая терция + малая терция. Если взять этот аккорд на инструменте, предположим, построить аккорд от ноты «До». Получается, что аккорд будет выглядеть так: «До / Ми / Соль». Нажав эти три клавиши, мы услышим мажорное трезвучие. Аккорд получится светлым, радостным и ярким.

Минорное трезвучие состоит из следующих интервалов: малая терция + большая терция. На клавиатуре инструмента следует нажать ноты «До / Ми бемоль / Соль». Этот аккорд звучит грустно, тоскливо, темно.

Для чего нужен музыкальный лад?

Музыкальный лад служит для выражения характера музыки. Если композитор хочет показать переживания, тревогу, печаль, плачь, он использует минорный лад. Радостные, светлые, игривые настроения передаются мажорным ладом. Смена характера музыки всегда сопровождается сменой лада. Большие произведения, состоящие из нескольких частей содержат как мажорные, так и минорные части.

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

Выводы сайт

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Давайте внимательно посмотрим на клавиатуру фортепиано. На ней есть белые и черные клавиши. Расстояние между соседними клавишами называется полутон. Два полутона составляют тон.

Например, между клавишами «до» и «до диез» – полутон, между клавишами «до диез» и «ре» тоже полутон. А между клавишами “до” и «ре» – тон. Между клавишами «ми» и «фа» – полутон, потому что они ближайшие клавиши, между ними нет черной клавиши.

Мажор и минор

Определенное строение полутонов и тонов составляет музыкальный лад. В музыке много ладов. Самые распространенные из них – мажор и минор. Вы наверняка слышали эти названия.

Мажорный лад строится по такой системе:

Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Например, нам нужно построить мажорный лад от звука до. Вот что у нас получится:

Мы построили «до мажор». Если по такой же схеме построить мажорный лад от звука «ре» получится «ре мажор». И так же по аналогии можно построить мажорный лад от любого звука.

Минорный лад строится по другой схеме:

Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Для примера построим минорный лад от звука ля, как вы уже, наверное, догадались, ля минор. Вот как он выглядит:

По такому же принципу можно строить минорные лады от любых других звуков.

Получается, что тональность – это высотное расположение мажорного или минорного лада. То есть построение лада от конкретного звука (тоники). Звуки лада называется ступенями лада. Обозначаются они римскими цифрами.

Одна из функций лада – соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней. I, III и V – устойчивые ступени. II, IV, VI, VII – неустойчивые. Неустойчивые звуки тяготеют в устойчивые. Обычно музыкальное произведение начинается и заканчивается устойчивыми ступенями. I ступень (тоника) имеет особое значение, она самая главная и самая устойчивая.

Тоническое трезвучие состоит из устойчивых ступеней (I, III и IV). В до мажоре это будут звуки (до-ми-соль). Это основа лада, самое устойчивый аккорд, к которому тяготеют все остальные аккорды лада. Помимо тоники к основным трезвучиям относятся трезвучие IV ступени (или субдоминанта), трезвучие IV ступени (доминанта). Доминанта (обозначается латинской буквой D) неустойчивая, всегда тяготеет к тонике (обозначается буквой T). Субдоминанта (обозначается буквой S) – выражает мягкую неустойчивость, тяготеет к тонике гораздо менее активно, чем доминанта.

Главные трезвучия (Т, S, D) образуют основу ладотональности. Когда говорят про песню, что она строится на трех аккордах, обычно имеют ввиду эти аккорды.

Помимо основных трезвучий есть еще и побочные. К ним относятся II, III, VI, VII ступени. Они не имеют специальных названий, кроме VII ступени, называются по номеру ступени, например, трезвучие II ступени. Трезвучие VII ступени называется уменьшенное трезвучие.

Задание

Для закрепления материала предлагаю выполнить такое задание.

Постройте самостоятельно следующие лады по схеме построения мажора и минора: фа мажор, соль мажор, си минор, ре минор. Задание нужно выполнять письменно карандашом на нотном листе.

Если будет что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях.