Композиция определение. Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

Композиция - основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.

Принято различать несколько видов композиции:

Фронтальная или плоская - витраж, фреску или картину;
- объемная - скульптура или архитектура;
- глубинно-пространственная - архитектурные ансамбли.

Базовые принципы композиции

У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:

  • Целостность - все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
  • Определение смыслового центра - выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
  • Использование контрастов - это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
  • Статика - состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
  • Динамика - состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.

Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.

Выразительные средства композиции

Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.

В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.

Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.

Фокусная точка - центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.

Четкое следование основным принципам построения композиции - ключ к созданию уникального произведения искусства.

Лекция 1

Понятие композиции. Визуальное восприятие изображения на плоскости. Средства графического изображения. Средства выражения художественного образа.

Эстетические требования к проектированию можно сформулировать как систему эстетических норм, обеспечивающих создание изделий, выразительных в художественном отношении и оказывающих положительное воздействие на человека. Требования разнообразны (технические, эргономические, социально – экономические, эстетические). Они включают обеспечение рациональной конструкции и формы, максимальной функциональности, образной выразительности объекта, удобства эксплуатации. В процессе проектирования дизайнер реализует эти требования, с помощью средств композиции добиваясь соответствия формы закономерностям композиции, подчиненность всех элементов изделия общему композиционному решению.

Композиция научная дисциплина, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием внутреннего пространства.

Композиция (от латинского – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом.

Композиция - «сочинение» - система построения художественного произведения. Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике, они изучаются в основном по материалам архитектуры, промышленного проектирования, декоративно прикладного искусства. В процессе работы над композицией художник оперирует движениями образов – элементов. Композиционное равновесие связано с установлением определенных пространственных интервалов между измеряемыми элементами формы, например точками.

Для успешного решения проектных задач специалисту необходимо освоить все основные закономерности композиции и уметь пользоваться ее средствами. Композиция как объект изучения может выступать в трех состояниях:

    как независимо существующая реальность;

    визуально выявленная и зафиксированная воображением гармония;

    как результат сознательной эстетически направленной деятельности. Отсюда и ее определения:

    композиция есть объективное свойство ограниченного множества элементов, организованного на основе общих признаков, отличающих его от других множеств;

    композиция есть субъективное отражение в сознании наблюдателя множества элементов, организованного на основе реальных или воображаемых общих признаков;

композиция как действие есть приведение к гармоническому единству элементов ограниченного множества.

Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Знаменателем вышеприведенных формулировок является их эстетическая направленность, т.е. оценка композиции в любом аспекте осуществляется с точки зрения ее эмоционально-художественного воздействия на зрителя. (Ткачев)

Формирование композиции - процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Современные концепции прогрессивных дизайнерских школ утверждают, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике, поэтому просто вооружить студента лишь графическими навыками практического проектирования недостаточно. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в проектной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия.

Возможно, художественная интуиция удачливого дизайнера и есть основа его монопольного имиджа, однако составляющие секрета профессии достаточно просты, и они давно открыты. Их общее название - композиционное мышление. Как обязательный признак мировоззрения творческой личности, композиционное мышление основано на воспитанном (или даже врожденном) внимании к гармоничным связям вещей и явлений (чувство формы и цвета, тонкий музыкальный слух, вкус), практическая реализация которого заключается в освоении многочисленных составляющих мастерства, «извлекающего» гармонию и делающего ее достоянием людей.

Рецептурное изложение основ творческого процесса, касающегося сферы композиционного мышления, предполагает необходимость изначального выявления наблюдаемых свойств объектов и пространства, изучение тех видов и форм их взаимодействия, которые вызывают впечатление единства или дисгармонии. Обратите внимание на то, что композиционное мышление оперирует не объективным состоянием среды и предметов, а их отображением в нашем сознании, сформированным на основе наблюдения. Когда же дело доходит до практического воплощения результатов композиционного мышления, то объективные итоги работы отображают закономерность преобладания визуального начала в формах регулирования созданного человеком мира. (Ткачев)

Объектом и результатом композиционного мышления в дизайне являются: композиция, элементы, ее составляющие, и организационные формы их сочетаний .

Композиционное мышление, использование законов визуального восприятия помогает:

    овладеть принципами создания композиции, основанными на психологии и физиологии визуального восприятия;

    осознанно выбирать художественно-выразительные средства, заранее предполагая реакцию зрителя, возможность корректировать композицию;

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета. Изучение уровней художественного языка и средств передачи формы:

Знаковый, восприятие линии, как единицы художественного языка на эмоциональном, подсознательном уровне;

Символический, закрепленное в традициях значение и смысл линий, форм, фигур, основано на сознательном использовании при условии специального знания символики;

Образный, привлечение художественных образов восприятия человека, активизации воображения в процессе визуального восприятия.

При изучении знакового уровня художественного языка формы рассматриваются эмоциональные качества точки, линий, пятна определяющих строение формы. Эмоциональное воздействие тех или иных изображений на человека связно с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и потому вызывает ощущение удовлетворения, вертикальная воспринимается с большим напряжением, неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, воспринимает более спокойно.

Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следу ет, что в дизайнерской школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. (Кудряшов) Изучение композиции на начальном этапе заключается в изучении средств, особенностей и закономерностей композиции: теоретические параметры построения композиционных модулей различных культурно – исторических эпох.

Средства изображения Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета.

Понятие средств изображения в проектной Г неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель проектируемого объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму ПГ, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства:

    Положение в пространстве

    Размер, масштабность,

    Тектоника, стиль

Свойство графического изображения:

    Стиль изображения

    Лаконизм

    условность

ТОЧКА играет заметную роль в промграфике. станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. Точка чаще всего является бесконечно малой единицей - частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент точечного, линейного рисунка. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры, реже очень малые по своей величине детали изображения. Именно по этим причинам в палитре средств ПГ чаще фигурируют три важнейшие разновидности - линия, тон и цвет.

Точка . Понятие точки – исходное понятие в арифметике и геометрии. В теоретическом смысле точка не имеет измерения, она безмерна и указывает лишь место объекта. В формальном понятии – точка геометрическая форма, имеющая нулевые размеры(абсурд) – точка отсчета, место положение, в механике точка наделяется массой, в кинематике точка трактуется как шар имеющий, визуальную «протяженность»,(наша земля, вращаясь вокруг солнца – «научная абстракция точки»).

Рассмотрим точку в пределах композиционного пространства. Мы невольно награждаем ее известными материальными характеристиками: формой (шарик), конечностью (протяженность), граничностью (ощущается барьер между телом точки и непосредственно прилегающим к нему пустым пространством).

Точка результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с бумагой. Материализуясь невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости (на уровне ощущений). Она приобретает границы, контуры, чтобы отделить себя от окружающего:

Соотношение точки и основной плоскости по величине и соотношение ее величины с другими формами на этой плоскости.

Необходимо уметь не просто поставить точку, а сделать это на таком уровне, чтобы она обладала необходимым качеством. Под качеством подразумевается отношение размера точки к ее положению на плоскости, контраст между точкой и плоскостью (фоном). Задача сводится к тому чтобы разрушить пассивную целостность пространства плоскости, выявить активное начало, нанеся на белую плоскость черный предмет – точку. Точка может подвергаться формальным графическим превращениям – изменятся по размеру, плотности, насыщенности.

точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит

от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Линия. Пятно

Линиям также свойственно выражение образа. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы.

В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость.

Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна.

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать

утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия . Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции.

Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется

несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости. Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1.Простейшие формы природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы - «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Щемайтис и В. Миронов11 к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль - одна из форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы - вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль - кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, - сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и Sобразную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации»).

Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем

на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал - наиболее часто встречавшиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чемто условным.

Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

Труба - среди природных форм встречается в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов

жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное сред ство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево - ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

Звезда - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги - лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники . Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они

полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню - пирамида (тетраэдр); земле - куб, т. е. гексаэдр; воздуху - октаэдр, воде - икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию.

    Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии

    - … Википедия

    - «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З … Википедия

    Изобразительное искусство и экспрессионизм - В изобразительном искусстве экспрессионизм оставил самый ранний по времени и самый заметный след, прежде всего, в Германии, где его признаки обнаруживаются в графике и живописи уже в середине первого десятилетия XX в. Об экспрессионизме до… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны … Российская педагогическая энциклопедия

    Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство - К. Цукки, Ф. Х. Гармендия. Театр «Солис» в Монтевидео. 1841—56. Боковые крылья — 1869—74, архитертор В. Рабю. Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. Территория У. в течение длительного времени была мало… …

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший периодБольшая советская энциклопедия

    Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство - Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский),… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Сенегал. Архитектура и изобразительное искусство - Ж. Диоп «Родители». Двойная маска. Дерево. Дакар. Среди памятников средневековой культуры Сенегала могильники в виде невысоких круглых насыпей, мегалиты менгиры прямоугольного и круглого сечений, поставленные по кругу (XII XIV вв.; район Тамба… … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Фаворский , Герчук Юрий Яковлевич. Книга станет "Путеводителем по Фаворскому", введением в художественный мир этого глубокого мастера станет эта книга. В издании не только описаны основные этапы и обстоятельства его жизни и…
  • Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Изобразительное искусство , Логвиненко Г.М.. Учебное пособие знакомит с основными принципами организации декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Каждая глава…

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Формальная . Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция . Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция . Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая . В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная . При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная . События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает связывание или составление. Попросту говоря, композиция - это способ построения картины, определяющий ее восприятие зрителем. Любое произведение изобразительного искусства имеет определенную структуру, соответствующую его сюжету.

Композиция в живописи в плане техники - понятие не точное, так как в каждой школе прошлого существовали свои приемы и правила построения картин. Однако если проанализировать целиком область мирового изобразительного искусства, то можно выявить некие объективные, универсальные закономерности, лежащие в основе любого творчества. Они никоим образом не зависят от индивидуальностей отдельных художников, направлений и школ. Их и будет правильнее всего называть законами композиции.

Идейность

Композиция в изобразительном искусстве - это прежде всего средоточие идейного начала. Ни один рисунок, будь то натюрморт или даже портрет и пейзаж, не является «фотографическим» копированием модели. Отбирая различные детали и решая, каким именно образом разместить их на холсте, художник стремится в первую очередь отразить свое, индивидуальное отношение к выбранному сюжету, собственное его понимание.

Попросту говоря, композиция в изобразительном искусстве способствует выражению того, что именно заинтересовало живописца в модели, и почему он решил ее изобразить. Без этого картина станет просто ремесленным копированием, не больше. Поэтому наличие творческого, идейного замысла при написании трудно переоценить.

Для того, чтобы создавать настоящие, «живые» картины, имея представление о том, в изобразительном искусстве чисто технически, художник должен обладать еще и горячим сердцем, умом и быть способным мыслить самостоятельно и глубоко. Проще говоря, идейность картины заключается не столько в ее теме, сколько в отношении художника к ней и даже ко всей жизни в целом.

Анализ и интуиция

Любое художественное творчество требует наличия у мастера интуиции и способности к анализу. Композиция в искусстве написания картин, ее формат, средства исполнения и мотив должны устанавливаться им только в процессе интуитивного движения от содержания к форме. Кроме того, только сумев проанализировать созданное таким образом произведение, живописец может сделать его законченным. Причем плодотворной может считаться только проверка, вызывающая в мастере подъем чувств, вдохновляющая его, способная подвигнуть к взволнованному и точному завершению вещи. Таким образом, искусство, начинаясь, воспринимаясь и заканчиваясь чувством, может быть объяснено только с помощью детального анализа.

Цельность

Идейность, анализ и интуиция - основополагающие принципы, которыми отличается композиция в изобразительном искусстве. Однако едва ли не первым ее законом можно считать цельность конечного произведения. Все элементы должны находиться в определенной взаимосвязи. Ни цвет, ни форма не могут существовать отдельно друг от друга. Серьезную картину можно написать, только обнаружив принцип устройства мотива, его «композиционную схему», гармонию конструкции, созданную природой.

Все художники идут к цели написания проанализированных, целостных и имеющих законченность сюжетов разными путями. Главное в этом - наличие способностей и желание их развивать.