Проектная задача "Богатыри земли русской.". Богатыри земли русской

План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества "Богатыри земли русской"

Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель.

Задачи: познакомить детей с понятием «былина» , с героями былин Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызвать

чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. Закрепить и расширить знания о силе и славе богатырской России. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков. Формировать и воспитывать историческую память.

Оборудование: презентация «Богатыри земли русской» , канат, магнитная доска.

Ребята, пройдет совсем немного времени, и мы будем отмечать праздник «День защитника Отечества» . Самыми первыми защитниками нашей земли были герои-богатыри Древней Руси. Жили они давно, а вот слава о подвигах, как о защитниках земли русской из глубокой старины дошли до наших дней.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.

(слайд пейзажи Исаака Левитана)

Как красива наша земля! Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины. Художник Исаак Левитан воспел красоту родной земли в своих картинах. Он показал, как красива наша природа в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины.

слайд, музыка (фрагмент «Богатырской симфонии» А.Бородина.)

Жизнь наших предков была трудной. Враги постоянно нападали на Землю Русскую, разоряли села и города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины.

Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,

На границе стоял,
Русь-матушку защищал.
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.

Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

Слайд (сказитель) . Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

Из былин, сказаний, из песен.
Что такое былина?
Былина произошла от слова быль, было.
Кто слагал Былины о богатырях?

Сказитель.

Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях богатырях, об их подвигах.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые
Да про старые, да про бывалые
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.

Так и слагалась былина в русском народе много столетий из уст в уста. От деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского нapoдa.

Много песен, сказаний и былин сказывал народ о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли мужество, храбрость, силу, отвагу, смекалку.

Слайд, музыка русская народная.

Славные потомки Ильи Муромца! Выходите, покажите свою силу, ловкость да удаль богатырскую!

Игра «Перетягивание каната»

Слайд. Подвиги русских героев - богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Посмотрите, каких замечательных богатырей нарисовали наши дети

Слайд. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри» .

Кто изображен на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец. Слайд

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях Днепровских,
Стояла застава богатырская
на заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец сын Иванович
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясен сокол.

Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры. Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжелую палицу. «Как махнет Илья прямо - проложит улицу, махнет налево - переулочек» . Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем вороном коне, копье наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается, - не видать ли злого ворога

Слайд. Справа от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются, и кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

Слайд. Слева от Ильи Алёша Попович - молодой, да удалой, красавец с золотистыми кудрями. Мы видим, что он настороже - глаза внимательно глядят вдаль. Левой рукой Алёша крепко держит тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую. Да и лошадка его косится в сторону опасности.

Шлем на голове,
Щит и меч в руке,
Кольчугой опоясан,
Богатырь на коне.

Давайте рассмотрим богатырское снаряжение.

Кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Обычно на неё поверх надевались металлические пластины. Кольчуга весила 7 килограммов. Это много.

Слайд. Шлем.

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Слайды. Доспехи.

Какие доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором.

Меч украшали изображениями травы, дерева, колосков, зёрен пшеницы.

Эти знаки считались оберегами для богатырей. Они верили, что такой меч будет как будто живым, сильным, будет помогать в бою.

Слайд. Щит. А это щиты. Они были разной формы. А что это за кружок в центре щита? Круг- символ солнца. Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Знак солнца был призван помогать отражать удары врага, сохранять богатырю жизнь. Рисунок красно солнышка наносили на рукоятки меча, на ножны и щит.

Слайд. Игра «Укрась свой щит»

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской» .

Слайд дуб.

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь давайте встанем в круг и проведем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают около стульев и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на стульчиках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх) .
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Заключение.

Слайд. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою Родину.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням

Землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

Слайд-мультфильм «Богатырская сила»

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по формированию целостной картины мира

Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: Формированее представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи: 1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.Развитие понятийного словаря :
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Составление родового дерева (нарисованного).
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

Ход занятия:

Воспитатель:
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями. Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
«Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.»
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Голос:
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку, в роли мальчика выступает сотрудник сада)
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
«Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.»
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Урок в 5 классе.

Тема: Русские богатыри.

Цель : Познакомить с произведениями изобразительного искусства, с картиной В. Васнецова «Богатыри».

Задачи : развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки; воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы; для учителя: презентация.

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное.

Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен). Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Что рассказывается в былинах о Богатырях? (Слайд 3).

Чем прославился Илья Муромец? (Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

…Я иду служить за веру христианскую
И за землю Российскую
Да за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, да за бедный народ…

Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем. (Слайд 4). Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательно, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное. (Слайд 5).

3. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Посмотрите внимательно на картину. В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь под стать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко - «тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая». А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет, в 1871-1898 гг. (Слайд 6).

Физкультминутка

4. Творческая работа учащихся. (Слайды 7,8).

Выполнение коллективной работы «Русские богатыри». Лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

  • повторение основных этапов построения фигуры человека,
  • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете,
  • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Требования к работе:

  • аккуратное выполнение работы;
  • удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

5. Итоги урока.

Анализ рисунков, проработанность, завершенность.