Когда возникла культурология. Культурология как самостоятельная наука

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Специфика культурологии как интегративной научной области, охватывающей всю совокупность знаний о культуре, синтезирующей и систематизирующей данные социально-гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные связи культурологии с философией, антропологией, социологией, психологией, историей и другими науками. Структура и состав современного культурологического знания. Выделение основных предметных областей: философии культуры, истории культуры, социологии культуры, теоретической и прикладной культурологии.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы XX века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры.

В отношении к событиям реальной жизни культурология ближе к истории. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой.

Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Для данной науки значимы исторические типы науки культуры и то, как их существование повлияло на вневременные общекультурные закономерности. Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

Предметом исследования этнографии являются особенности расселения народов мира в прошлом и настоящем, происхождение, нравы и обычаи, традиции, быт представителей определенной национальной культуры. Культурология, используя этот материал, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влияние на созидание мировой культуры.

Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества.

Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта.

Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Теория культуры использует для анализа культурных фактов и событий философские категории – бытие и сознание, природа и общество, мышление, деятельность, практика. Философия создает научное представление об интегральности бытия человека в мире.

Л.Н.Коган называл философию культуры ядром теории культуры, первым и высшим ее уровнем. Единство предмета изучения – человек – обуславливает тесную внутреннюю взаимосвязь философии и культуры.

Философия обобщает формы человеческого опыта: познавательного, практического и ценностного, раскрывая место и роль человека в мироздании. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры.

Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формировании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивидуальности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт(1 уровень культурологии).

2 уровень культурологии изучает закономерности развития и функционирования культуры как единого целого, т.е. наиболее универсальные, общие для всей культуры законы и категории.

3 уровень раскрывает частные закономерности региональных и национальных культур.

4 уровень – исследует закономерности отдельных видов культуры, например, политическую, нравственную, религиозную, художественную культуру. Эти уровни существуют на стыке общей теории культуры и частных культурологических дисциплин. В отличии от конкретных культурологических дисциплин, теория культуры рассматривает наиболее общие законы ее развития и значимые для целого культуры категории. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов:

Что есть культура как социальное явление?

Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?

Место культуры в структуре общества и связь ее с экономикой, политикой, производством, образом жизни человека и другими сферами человеческого опыта.

Место человека в системе культуры, его отношение к материальным и духовным ценностям, их выбор и осуществление свободы в процессе социальной деятельности человека. Виды человеческой деятельности, преобразующей материальный и духовный мир, изменяющей формы природной предметности, совершенствующей самого человека. Влияние социализации и индивидуализации на характер, особенности и результаты творческой деятельности.

Почему творчество человека является основополагающей функцией культуры и каковы условия ее реализации? Самопознание – самосознание – самомодель – самовоспитание – самообразование – самодисциплина – самоконтроль – саморегуляция – саморазвитие – самореализация – самоутверждение как следствие и результат выполнения личностью себя самой как неповторимой индивидуальности, творца и творения культуры. Этот инновационный подход к предмету культурологии, ее законам и категориям, целесообразен и необходим наряду с другими концепциями, поскольку он связывает мир человека с социальной памятью и социальным опытом, теорией, практикой. И главное – побуждает студенческую молодежь к творческой жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Методы культурологического исследования.

Культурология не имеет своих собственных методов исследования и заимствовала их у других гуманитарных наук.

1. Сравнительно-исторический (у истории).

Рассмотрение того или иного культурного явления изменения во времени.

2. Структурно-функциональный.

Позволяет выявить составные части какого-либо культурного явления, а также понять для чего оно нужно в общей системе культуры.

3. Герменевтический (герменевтика – искусство толкования символов и текстов).

Основан на правильном прочтении культурных текстов, которые дошли до нас из предшествовавших эпох или из других культур (поиск подлинного смысла).

4. Феноменологический.

Основан на «в чувствовании», «вживании» исследователя в изучающую или культурную эпоху.

5. Семиотический (семиотика – наука о знаках и символах).

Изучение культуры как сложной системе о знаках и символах.

Основные функции культурологи.

Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений -- орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии -- человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры -- преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio-- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

Коммуникативная функция. Третья функция культуры -- коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура.

Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign -- знак), буквально -- функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление -- в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы.

Релаксационная функция. Следующая функция культуры -- релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio -- ослабление) -- искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь.

Праздники -- особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами.

Культурология в системе гуманитарного знания (культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и кульурная антропология, история культуры.

Актуальность возникновения культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры.

С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру.

При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния.

Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования.

К. - область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры в процессе преодоления классической модели культуры, отождествляющей культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм - одна из причин возникновения К.

В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

В то время как Ф. к. осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества.

В целом К. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Культурантропология - одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и “этнологию” в собственном смысле.

Появление термина “этнология” (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни “диких народов”.

Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды.

Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

Изучение К. а. столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру.

Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии.

Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов.

П. к. изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое культурология, что изучает эта наука, какие выделяются ее разновидности и с какими другими дисциплинами она взаимодействует. Все это мы подробно рассмотрим. Прежде всего следует определиться с тем, какое значение имеет интересующее нас понятие. Культурология - это термин, образованный от следующих древних слов: "cultura" (латинское, переводится как "возделывание") и "logos" (греческое, "учение"). Получается, что о культуре. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Само слово "культура" имеет несколько значений. Это следует учитывать для того, чтобы дать полный ответ на вопрос: "Что такое культурология?"

Что такое культура?

В "Словаре" Аделунга 1793 года это понятие означает облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека. И. Гердер придавал ему целый ряд различных значений. Среди них можно отметить способность осваивать новые земли, одомашнивать животных; развитие торговли, ремесел, искусств, наук и др. Представления Гердера в целом совпадают с мнением Канта, связывавшего успехи культуры с развитием разума. Кант считал, что установление всеобщего мира является окончательной целью, к которой стремится человечество.

Национальная и мировая культура

Культура представляет собой многоуровневую систему. Ее принято подразделять по носителю. Выделяют, в зависимости от этого, национальную и мировую культуры. Мировая является синтезом лучших достижений различных национальных культур и населяющих нашу планету народов.

Национальная, в свою очередь, является синтезом культур социальных слоев, классов и групп того или иного общества. Ее своеобразие, оригинальность и неповторимость проявляются как в (язык, религия, живопись, музыка, литература), так и в материальной (традиции производства и труда, особенности ведения хозяйства).

Духовная и материальная культура

Культура делится также на роды и виды. Основание для этого деления - человека. Существует духовная и материальная культура. Однако данное подразделение нередко бывает условным, так как в действительности они взаимопроникаемы и тесно связаны между собой. Некоторые культурологи полагают, что отдельные виды культуры неправомерно относить лишь к духовной и материальной. Они пронизывают всю ее систему. Это эстетическая, экологическая, политическая, экономическая культура.

Культура и гуманизм

Культуру исторически связывают с гуманизмом, так как в основе ее - мера развития человека. Ни научные открытия, ни достижения техники не определяют сами по себе того или иного общества, если в нем при этом нет человечности. Следовательно, гуманизация общества является ее мерилом. Целью культуры можно считать всестороннее развитие человека.

Функции культуры

Их существует немало, мы перечислим лишь основные. Главной функцией является гуманистическая, или человеко-творческая. Все другие функции так или иначе связаны с ней. Можно даже сказать, что они из нее вытекают.

Важнейшей функцией культуры является передача социального опыта. Ее именуют также информационной, или функцией исторической преемственности. Культура, являющаяся сложной знаковой системой, - единственный механизм, с помощью которого социальный опыт человечества передается от одного государства к другому, от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Неслучайно поэтому ее называют социальной памятью всего человечества. Если преемственность разрывается, новые поколения оказываются обреченными на потерю социальной памяти.

Еще одна важная функция культуры - гносеологическая (познавательная). Эта функция тесно связана с первой. Культура сосредотачивает в себе опыт множества поколений, накапливает знания о мире и создает тем самым благоприятные возможности для его освоения и познания.

Нормативная (регулятивная) функция связана с определением разных видов и сторон личной и общественной деятельности людей. Культура влияет на поведение человека в сфере быта, труда, межличностных отношений. Она регулирует действия и поступки людей, и даже выбор духовных и материальных ценностей. Отметим, что регулятивная функция опирается на право и мораль как на нормативные системы.

Знаковая (семиотическая) - еще одна важнейшая функция. Культура - знаковая система. Она предполагает знание ее, владение ею. Овладеть ее достижениями невозможно без изучения знаковых систем.

Также очень важна. Культура является системой ценностей. Она формирует у людей определенные аксиологические ориентации и представления. По их качеству и уровню мы чаще всего судим о культурности людей. Интеллектуальное и нравственное содержание, как правило, является критерием оценки.

Возникновение культурологии

Отметим, что понятие "культурология" возникло относительно недавно, в конце 19 - начале 20 века. Исследователи начали употреблять его вместе с синонимичными понятиями. Например, Э. Б. Тайлор, английский антрополог и этнограф, дал следующей название первой главе своей книги, написанной в 1871 году "Наука о культуре". А В. Ф. Оствальд, немецкий философ, физик и химик, в работе 1915 года "Система наук" предложил называть совокупность исследований и отрасль знания о способах деятельности, являющихся специфически человеческими, "культурологией", или "наукой о цивилизации".

Эта наука за свою недолгую историю прошла несколько этапов в своем становлении и развитии. История культурологии отмечена созданием ряда подходов. Кроме того, в ней выделяются многочисленные модели, или разновидности. Сегодня известно 3 основных подхода, с помощью которых как наука определяется культурология. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Три подхода

Во-первых, это комплекс дисциплин, которые изучают культуру. Во-вторых, это специальный раздел социогуманитарной дисциплины. В этом смысле данная наука в изучении культуры опирается на свои собственные методы (к примеру, философия культуры в философии). В-третьих, это самостоятельная научная дисциплина, которая обладает неповторимой спецификой.

Мы будем рассматривать предмет и объект культурологии именно с позиции последнего подхода.

Объект и предмет культурологии

Объект науки - совокупность качественно определенных процессов и явлений действительности, по своим основным чертам, внутренней природе, законам развития и функционирования существенно отличных от других объектов данной действительности. Предмет же выражает заинтересованность ученых в изучении той или иной области реальности. Ясно, что культура может выступать как предметом, так и объектом исследования. В качестве объекта она рассматривается в широком смысле слова. С этой точки зрения ее нередко определяют как совокупность различных способов и результатов деятельности человека, которые передаются из поколение в поколение внебиологически (методом воспитания и обучения). Этот объект культурологии присущ не только ей, но и различным социогуманитарным наукам.

Что касается предмета, то в отечественной литературе есть 2 точки зрения. Первая из них заключается в том, что это культура "в узком смысле слова". Исследовательский интерес в данном случае направлен на следующие общие аспекты деятельности человека:

Знаковая, семиотическая система (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман);

Средства взаимосогласования и взаимопонимания в коллективной деятельности, то есть существующие в обществе социальные нормы (А. Я. Флиер);

Совокупность смыслов и ценностей (А. А. Радугин, Н. С. Чавчавадзе).

Вторая точка зрения относится к ленинградской школе (Иконникова, Каган, Большаков и др.). Согласно ей, для культурологии важно при изучении культуры не так важно учитывать ее многогранность. Важнее рассматривать ее в качестве целостной системы.

Модели (разновидности) культурологии

Следует заметить, что трудности определения предмета и объекта исследования в культурологии возникают из-за специфики культуры, которая является связующим звеном между человеком и миром, окружающим его. Кроме того, она является особой формой бытия, присущей обществу и человеку. Следовательно, ее можно изучать по-разному, то есть используя различные методы. Сегодня имеется множество моделей культурологии, однако единой науки пока не создано. Данные модели опираются на разные подходы и методы в изучении культуры. Их можно свести к нескольким основным разновидностям. В каждой из них рассматриваются специфические вопросы культурологии. Охарактеризуем вкратце каждую из них.

Культурология философская определяет сущность культуры, то, чем она отличается от природы. Главная задача ее состоит в объяснении и осмыслении ее с помощью анализа самых существенных и общих ее черт. Предметом изучения этой модели является роль, функции и в жизни общества и человека. Кроме того, она определяет тенденции в эволюции культуры. И, наконец, эта модель раскрывает причины ее расцвета и кризиса, взлетов и падений.

Что такое культурология историческая? Нетрудно догадаться, что она дает нам знание о конкретной культуре в определенный исторический период. Однако ее предмет несколько шире. Это региональная, национальная, мировая культура или же относящаяся к определенной эпохе. Данная модель констатирует факты, описывает ее проявления и события в ней, выделяя при этом самые выдающиеся достижения человечества. Таковы основные задачи культурологии исторической.

Мы рассмотрели еще не все модели (разновидности). Что изучает культурология социологическая? Она рассматривает происходящие в обществе социокультурные явления и процессы. Эта модель изучает функционирование в социуме культуры в целом. Однако не только это. Задачи культурологии социологической включают изучение отдельных субкультур.

Переходим к рассмотрению следующей модели. Необходимо рассказать и о том, что изучает культурология психоаналитическая. Она исследует проблемы личности, которая выступает в качестве потребителя и создателя достижений цивилизации. Ее предметом являются индивидуальные особенности отношения человека к культуре, своеобразие его духовного поведения.

Этнологическая (этническая) культурология исследует обычаи и традиции, обряды, верования и мифы. Кроме того, ее интересует уклад жизни доиндустриальных, традиционных обществ и архаических народов.

Культурология филологическая занимается изучением национальной культуры через устное народное творчество, литературу и язык.

Мы описали лишь основные ее разновидности, или модели. На вопрос: "Что такое культурология?" мы ответили. Расскажем теперь о том, с какими дисциплинами и науками она взаимодействует.

Взаимодействие с социогуманитарными дисциплинами

Культуру Это выражение принадлежит Демокриту, древнегреческому философу. Культура наследуется не биологическим путем, а лишь через воспитание, обучение, приобщение к ней. Рассмотрим, как интересующая наука взаимодействует с другими социогуманитарными дисциплинами. Все они делятся на следующие две группы:

Те которых выделяется в соответствии с видом специализированной деятельности (к примеру, педагогика, религиоведение, искусствознание, политология, экономические науки и др.);

Науки об общих аспектах деятельности человека (социологические, психологические, исторические и др.).

Развитие культурологии происходит во взаимодействии с первой группой. Здесь интересующая нас наука выступает в качестве сферы междисциплинарного синтеза. Ее интересует то, какие общие закономерности развития можно найти в политике, экономике, религии и других сферах деятельности. В рамках взаимодействия со второй группой выделяется специфический культурологический метод, который можно применять в пределах любых наук гуманитарного и социального профиля.

Взаимодействие с историей, этнографией, археологией и философией

Очевидна взаимосвязь этой науки с историей. Ни одно учебное пособие по истории не обходится без рассказа о культурных достижениях времени, о культурной жизни людей. Кроме того, интересующая нас наука связана с этнографией, занимающейся исследованием культурных и бытовых особенностей разных народностей. Археология по материальным остаткам жизнедеятельности человека изучает историю общества. А ведь достижения культуры - духовные и материальные ценности.

Археологические методы позволяют изучать достижения различных народностей и исторических эпох. Философия также связана с культурологией. Она является инструментом познания, прогнозирования, интерпретации, используются ее теории. Культурологии, как и другим наукам, необходима философия, на которую опираются все отрасли знания. Она помогает понять суть цивилизации, оценить общество, а также уровень развития культуры под определенным углом зрения.

Итак, мы раскрыли заявленную тему. В заключение добавим, что сегодня активно развивается культурология. Вузы предлагают студентам профессиональную подготовку в этой области. Хотя специалисты в этой сфере востребованы не так, как, скажем, в сфере экономики, многие выпускники школ рассматривают направление "культурология" как одно из приоритетных.

Проблемы, которые можно отнести к культурологическим, ставились учеными издавна. Необходимость изучения разнообразных форм культуры, ее достижений была осознана как научная проблема еще в эпоху античности. Становление культурологии как науки шло по пути формирования нескольких школ: антропологической, философской, психологической, социологической.

Важным шагом к формированию научной теории стало осмысление человеческой культуры как уникального феномена и понимание необходимости ее самостоятельного изучения. Культурой в качестве объекта научного исследования интересовались философы, историки, социологи, но только в начале XX века возникла необходимость обобщить накопленный эмпирический материал, а затем и исследовать целый ряд обнаруженных закономерностей.

К середине XX века стало очевидно, что следует изучать не только уже сложившиеся формы культуры, но и такие находящиеся в стадии становления и развития явления, как процесс глобализации, охвативший все сферы культуры, научно-техническую революцию, изменившую место и роль техники в системе культуры, активно протекающие процессы массовизации и коммерциализации культуры, а также появление новых видов и способов хранения, обработки и передачи информации. Кроме этого, накапливался достаточно большой опыт исследования разного рода негативных явлений, поэтому крайне актуальной стала задача отделить культуру от антикультуры.

XX век, переживший войны и катастрофы, показал, что единственный критерий, на который стоит ориентироваться в любой сфере деятельности, -- это благо человека. Отсюда задача гуманизации всех видов и направлений человеческой деятельности. Развитие техники заставило остро почувствовать, что человека собственно Человеком делает именно освоение опыта культуры. Кроме этого, в XX веке люди осознали, насколько неповторим и уникален каждый из исторических типов культур на Земле, однако несмотря на такое разнообразие диалог между ними не только возможен, но и необходим для сохранения культурного богатства человечества.

Все эти задачи и привели к появлению новой науки. Американец Лесли Уайт (1900-1975) назвал ее «наукой о культуре» или «культурологией».

В своей работе «Наука о культуре» (1949) Уайт обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки. По его мнению, ни одна из наук не рассматривает результаты духовной деятельности человека. Поэтому необходима еще одна научная дисциплина, которая будет изучать те предметы и явления, которые являются результатом специфической деятельности человека (Уайт называет ее «символической», т.е. зависящей от символической способности человека -- способности наделять предметы и явления неким смыслом, который они изначально не содержат) и не зависят от биологической, телесной (или «соматической») сущности человека. Поскольку эти предметы и явления составляют сферу человеческой культуры, то наука, их изучающая, получает название «культурология».

Называя Лесли Уайта «отцом культурологии», следует признать его заслуги:

  • 1) Уайт ввел само понятие «культурология»;
  • 2) выделил культурологию как самостоятельную науку;
  • 4) определил ее специфический объект изучения -- культуру.

Таким образом, культурологию можно определить как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития -- все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики -- системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т.д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь.

К методам культурологического исследования относятся следующие:

Диахронический метод - метод исследования исторического развития культуры в целом как предмета культурологического изучения.

Синхронический метод - метод исследования культуры с точки зрения соотношения между ее составными частями (элементы находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент) или разных культур, сосуществующих в один период времени.

Сравнительно-исторический метод - мировые культуры исследуются и анализируются в связи с историческими, социальными и другими условиями каждой данной страны, каждой данной эпохи.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать элементы, явления культуры в, так сказать, «чистом» виде.

Типологический метод. Данный метод применяется для исследования таких культурологических теоретических проблем, как классификация, систематизация, моделирование. В основе его утверждение, что культура в различных областях нашей планеты складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом.

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

  • - философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;
  • - теорию культуры -- изучение закономерностей развития и функционирования культуры;
  • - морфологию культуры -- изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

  • - историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
  • - социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.
  • - практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Иерархически в культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно культурологию (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическую, политическую, религиозную, художественную и пр. культуры).

Категории, т.е. понятия, -- важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологических категорий происходит в основном путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых категорий культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма различающиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельной разработке и обосновании.

Все культурологические категории можно разделить на следующие группы:

  • 1. Всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: «сознание», «бытие», «развитие».
  • 2. Общенаучные. К этой группе относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: «закономерность», «процесс», «типология», «система» и пр.
  • 3. Заимствованные из других наук. Категории целого ряда наук используются культурологами при изучении пограничных проблем, связанных с литературоведением, историей, искусствознанием, религиоведением: «эпоха», «период», «стиль», «конфессия» и пр.
  • 4. Собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры -- «глобализация», «массовизация», «синтез культур» и пр., либо фиксируют какие-то явления -- «культурная динамика», «архетип», «гуманизм» и пр.

Вопрос о предмете любой науки, как правило, является сложным и дискуссионным. И не только о предмете, но и о самой ее «возможности быть». Достаточно сказать, что в научном мире и околонаучных кругах в течение многих десятилетий проходили жесткие, а порой и жестокие дискуссии вокруг таких дисциплин, как философия, социология, антропология, политология, политическая экономия, генетика, кибернетика и др. В ходе этих дискуссий, носивших не только научный, но и антинаучный характер, не раз преступалась грань дозволенного, а мера значимости, научности и даже права на существование определялась не только творческими, новаторскими, но и конъюнктурными идеологическими и политическими соображениями. Каждая новая отрасль знаний, особенно гуманитарная, с огромным трудом завоевывала себе место на научном Олимпе.

Появление еще одной претендентки на достойное место в научном мире, да не какое-нибудь, а примадонны культуры, происходило, да и сейчас происходит достаточно сложно. Речь идет, разумеется, о культурологии, возникновение которой большинство исследователей связывает с научным подвижничеством американского культурантронолога Л. Уайта (1900- 1975). В трудах «Введение в культурологию» (1939) и «Наука о культуре» (1943) Л. Уайт вводит в активный научный оборот термин «культурология» и дает веские аргументы в пользу ее конституирования как самостоятельной, фундаментальной отрасли знаний. При этом Л. Уайт напоминает, что термин «культурология » использовался еще раньше: вначале знаменитым английским этнографом Э. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871), затем лауреатом Нобелевской премии, немецким химиком В. Оствальдом, который в 1915 г. предложил именовать область исследований о культуре - наукой о цивилизации или «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн тоже ставит вопрос о культурологии как о составной части то социологии, то экологии человека. Он также говорит о близости между социальной психологией и культурологией.

Однако то были спонтанные околокультурологические эпизоды, которые не вызвали цепной культурологической реакции. Лишь только Л. Уайт основательно взялся за дело. Исследуя мир гуманитарных наук, ученый пришел к выводу, что ни одна из них не изучает и не объясняет культуру достаточно основательно и всесторонне. Социология, по его мнению, не отличает «культурного» от «социального»; она растворяет культуру в своем основном понятии «взаимодействия», превращая культуру в аспект или побочный продукт социального взаимодействия, в то время как на самом деле структуры и процессы человеческого общества суть функции культуры. Относительно психологии, то «она не отличает культурных явлений от некультурных, и истолкование взаимодействия экс- трасоматических (нетелесных. - В. Г.) элементов в культурном процессе находится за ее пределами» . И вообще, полагает Уайт, культура не является предметом психологии, поскольку последняя обозначает особый класс явлений: реакции организмов на внешние стимулы. Антропология, также претендующая на лидерство в исследовании культуры, вряд ли пригодна на эту роль. Во-первых, она сама понимается различным образом - как психология, психоанализ, психиатрия, социология, история, прикладная антропология и т.д.; а, во-вторых, мир ее интересов абсолютно беспределен - от измерения черепов, выкапывания черепков, до изучения кланов и цивилизаций. Что же касается философии, то для нее культура - абстракция. Основная цель философии видится Л. Уайту в инструментальное™, способности истолкования вещей, делании мира понятным, чтобы взаимодействие с этим миром стало величайшим преимуществом человека. Следовательно, изучение культуры философией, социологией, антропологией и другими науками - недостаточно. В силу этого, требуется особая отрасль знаний, которая не сводила бы культуру только к философскому, социологическому или какому-либо иному одностороннему анализу, а изучала бы ее всесторонне, тотально, была бы, так сказать, по большому счету, наукой о культуре - культурологией. С признанием этого термина должны наступить научная эпоха концентрации и изучения культуры, произойти глубокие изменения в мышлении.

Для культурологии именно культура, культурный детерминизм обязаны стать главным предметом внимания. Культура должна рассматриваться как особый класс явлений, имеющий свои принципы и законы, а также собственную терминологию, понятийный аппарат. Необходимо изучать культуру реалистично, эффективно, конкретно и универсально. С выделением особой науки о культуре возникает принципиально новая ситуация в структуре научного знания. «Наша паука - новая , - заявляет Л. Уайт , - она открыла новую область опыта , которую едва только выделили и дали ей определение , и это означает , что еще не было времени для дальнейших достижений. Значительно именно открытие нового мира , а не относительная величина или значимость достигнутого в этом новом мире » 11, с. 1471.

Л. Уайт хорошо понимал, что конституирование культурологии дело не простое, что вряд ли сразу найдется множество ее сторонников, которые, взяв на вооружение лозунг: «Да здравствует культурология!», сплоченными рядами пойдут в массы агитировать за нее. Глубокие изменения в науке и вокруг нее происходят трудно и медленно. Об этом свидетельствует хотя бы то, с каким трудом, преодолевая сопротивление и противодействия, утверждались идеи Коперника, Галилея, Дарвина.

Противники культурологии, разумеется, Л. Уайту возражали, да и не могли не возражать. Философы защищали свое приоритетное право интеллектуальной власти над культурой, социологи - свое, психологи, естественно, - свое, ну, а антропологи и подавно свое. Многие исследователи придерживались того мнения, что охватить всю культуру в целом одной наукой никак нельзя. К тому же есть такой предмет как «История и теория культуры» и зачем, дескать, нужна еще одна какая-то наука о культуре. Были даже возражения против самого слова «культурология». Дж. Майерс, не мудрствуя лукаво, назвал его «варварским наименованием», имея в виду, что некорректно образовывать новый термин из двух разных языков (латинского cultur и древнегреческого logos), поскольку это противоречит нормам лингвистики. На что создатель культурологии аргументировано ответил: ведь употребляем же мы массу новых словесных гибридов вроде музеология, гибридология, бактериология, маммология, автомобиль, телевидение и т.п., причем они были признаны и в науке, и на уровне обыденного сознания. При этом Л. Уайт напомнил, что в варваризме в свое время обвиняли и Г. Спенсера, который активно подхватил термин «социология», введенный О. Контом, и способствовал его признанию.

В целом научная общественность склонялась к ситуации многонаучного, разностороннего изучения культуры, против чего в принципе не возражал и Л. Уайт, но при этом, доминирующую роль он все-таки видел за культурологией. Некоторые исследователи культуры, к примеру, Д. Фейблман и Р. Лоуи (США), считали, что вопрос о существовании науки о культуре неуместен, ибо это очевидный факт. Проблема лишь только в том, когда культурология действительно станет наукой. Д. Фейблман полагает, поскольку существуют науки о природе, то возможна и наука о культуре, как определенном уровне человеческого бытия. Более того, он убежден в том, что социальные науки, в сущности, есть естественные, так как социальные группы и их культуры являются продолжением природной среды и, будучи частью природы, предполагают необходимость соответствующей естественной науки. Культурология, считает Д. Фейблман, может объединить различные направления исследований культуры, поставить перед ними единую цель и формулировку общего предмета исследования и уровней культуры, при этом наиболее важными вопросами науки о культуре должны стать изучение ее функций, особенно неизменных в изменчивом мире, степень трансформации, роста, развития, проблемы диффузии культуры. Эту задачу можно решить только путем изучения реальных культур, т.е. разрабатывая гипотезы и проверяя их на конкретном эмпирическом культурном материале.

Идеи Л. Уайта и других американских исследователей стимулировали культурологический поиск во многих странах мира, хотя вызвали различную реакцию по вопросу о существовании самобытной науки о культуре. Не остались безучастными к этому вопросу и наши отечественные ученые. В 80-х гг. пробуждается интерес к подобной постановке вопроса; в настоящее время он еще более актуализировался. Приведем несколько примеров.

А. И. Арнольдов, автор «Введения в культурологию», считает, что «...культурология - одна из фундаментальных социальных наук, выполняющих интегральную функцию для различных систем гуманитарного знания. Культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, ее методологической основой, так как исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению всечеловеческих ценностей, является наукой, изучающей структуру и особенности духовного производства, расширенного воспроизводства духовных ценностей» . Таким образом, самостоятельность культурологии и ее ключевая роль в вопросах исследования культуры у А. И. Арнольдова не вызывают сомнений.

Другой наш известный исследователь П. С. Гуревич, в учебном пособии «Культурология» дипломатично обходит вопрос о статусе культурологии. Более того, науку о культуре он называет культуроведением, рассматривая ее как систематизированное знание о культуре, как теорию культуры и как возможную междисциплинарную метатеорию. Сквозь строки у П. С. Гуревича можно прочесть, что культурология - это не что иное, как преимущественно философия культуры, немного - социология культуры, немного - все остальное. Но в целом ученого интересует не специфика предметности науки, а сам феномен культуры .

Авторы известного учебного пособия «Культурология» (под ред. Г. В. Драча) воспринимают культурологию как систему знаний, как становящуюся научную дисциплину. Ее предметом, по их мнению, выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного исследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы .

Л. П. Воронкова считает возможным использовать понятие культурологии в двух смыслах - широком и узком. «Культурология (в широком смысле слова) не является отдельной научной отраслью или же метанаукой, а представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, философских и богословских концепций культуры. Другими словами, культурология в широком смысле - это все те учения о культуре, ее сущности, динамике развития, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах ученых, представляющих различные области научного и ненаучного осмысления культуры... Культурология (в узком смысле слова) представляет собой науку, теорию культуры, связанную с исследованием причин появления, закономерностей развития и функционирования культуры, с выяснением структуры культуры...» .

Из всего выше сказанного можно сделать предварительный вывод о том, что культура нуждается в особой науке, всесторонне изучающей ее, что эта наука становится все более легитимной, но имеется все же немало сомнений. Чтобы их как-то развеять (или породить еще больше?!), рассмотрим специфику философского, социологического, исторического, теологического и иных подходов к изучению культуры.

Введение

Глава 1. Культурология как наука

1.1 Современное понимание культурологии как науки

Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»

3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи

4. Дать современное понимание культурологии

5. Описать основные этапы становления культурологического знания

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.