Катакомбы капуцинов в палермо. Катакомбы капуцинов в палермо и девочка розалия

Во многих странах мира есть очень необычные музеи, но всех переплюнула Италия, где есть Музей мертвых – «Catacombe dei Cappuccini». Представьте себе тысячи останков людей, в разной стадии разложения, находящиеся, как музейные экспонаты на виду у посетителей! Кому-то интересно, а другие – просто шокированы этим в музее Палермо.

Итальянский Музей мертвых, более известен под названием «Погребальные катакомбы капуцинов в Палермо», он расположен на острове Сицилия. Катакомбы находятся под зданием Монастыря капуцинов – «Convento dei Cappuccini», за пределами исторического центра Палермо. Тут находится самая знаменитая жуткая «выставка» мумий, где почти полностью скелетированные, мумифицированные и забальзамированные тела восьми тысяч усопших из местной знати и выдающихся представителей духовенства, художников – лежат в нишах и открытых гробах, стоят или висят вдоль стен и на них, образуя своеобразные композиции.

История основания Катакомб капуцинов в Палермо уводит нас в конец шестнадцатого столетия. В этот период сильно увеличилось число насельников Монастыря капуцинов, в результате чего, появилась и необходимость в обширном и приличном кладбище для захоронения братии. Для чего было решено отвести помещение крипты под храмом монастыря. Первым погребенным здесь в 1599 году стал брат Сильвестро, позже сюда перенесли останки ранее скончавшихся нескольких монахов. Помещение крипты очень быстро заполнилось, поэтому капуцинам пришлось вырыть длинный коридор, вдоль которого, до 1871 года размещали тела умерших монахов. У монастыря имелось множество богатых покровителей и благотворителей, которые тоже хотели быть похороненными в Катакомбах капуцинов в Палермо. Чтобы суметь уместить их тела, было решено прорыть несколько новых коридоров и сделать дополнительные кубикулы. До 1739 года разрешить погребение тела в Катакомбах мог архиепископ Палермо или руководитель ордена капуцинов, потом - настоятель монастыря. С восемнадцатого столетия, Катакомбы капуцинов превратились в самое престижное кладбище для захоронения духовенства и знати итальянского города Палермо. Особенно много народу хоронили в период эпидемий.

Сначала, монахи на время оставляли останки умерших в разбавленной извести или растворах с мышьяком, затем выставляли на обозрение вдоль стен. С 1837 году размещение открытых тел запретили, но уже привыкшие видеть своих родственников и знакомых и после смерти жители Палермо нашли способ, как обойти этот запрет: в гробу удаляли одну стенку или делали «окошко», чтобы видеть мертвого. Катакомбы капуцинов в Палермо официально закрыли для захоронений в 1882 году. В виде исключения после запрета было разрешено сделать только несколько захоронений, из них два тела усопших до сих пор находятся в идеальном состоянии после тщательной мумификации. Это тело вице-консула США Джованни Патернити и двухлетней Розалии Ломбардо, - это «главные» достопримечательности Музея мертвых в Палермо. Тела до сих пор нетленны, благодаря природным особенностям катакомб и таланту бальзамировщиков. К мумии Розалии мы вернемся позже, после краткого экскурса в историю развития мумификации в Палермо.

Практика мумификации начала развиваться на острове Сицилия с конца шестнадцатого века: отцы-капуцины внезапно сделали вывод, что в палермских катакомбах под монастырем есть загадочный консервант, который непостижимым образом задерживает трупное гниение. Позже, в семнадцатом столетии, стало ясно, что это особенность местной почвы и атмосферы. Чтобы приготовить тело к помещению в Катакомбы капуцинов, их восемь месяцев высушивали в специальных камерах – «Collatio», затем мумифицированные останки промывали уксусом, наряжали в красивые одежды, а если в завещании было указано, даже переодевали несколько раз за год, и размещали в коридорах или кубикулах Катакомб капуцинов в Палермо. Некоторые тела помещали в открытые гробы или гробы с окном, другие тела просто ставили вдоль стены или вешали на них, некоторых умерших укладывали в открытом виде на полках.

Итак, самой известной и прекрасной, если так можно сказать, обитательницей Музея мертвых стала последняя, похороненная тут, в виде исключения из правил в 1920 году, двухлетняя малышка - Розалия Ломбардо, умершая от воспаления легких. Ее смерть так потрясла отца, что он нашел самого талантливого бальзамировщика – доктора Альфредо Салафии, чтобы тот уберег тело дочери от тления, и она осталась столь же прекрасной и после смерти. И чудо случилось: бальзамировщик создал секретный состав, с помощью которого сотворил из тела малышки – «спящую красавицу», как называют ее все посетители палермского Музея мертвых. Благодаря трудам Салафии у девочки идеально сохранились мягкие ткани лица, глазные яблоки, ресницы, волосы. Глядя на нее, кажется, что она просто задремала. Долгие годы специалисты искали разгадку итальянского ученого и изучали сведения из найденного дневника Альфредо Салафии, они выяснили, что в состав для бальзамирования входили: формалин, спирт, глицерин, цинк и несколько других ингредиентов. Эту смесь ученый-новатор под давлением вводил через артерию, и она расходилась по кровеносным сосудам тела. В США было проведено пробное бальзамирование, с составом Салафии, результат получился выше всяких похвал. По рассказам гидов, о мумии девочки ходит несколько таинственных историй. Одна из которых случилась тридцать пять лет, когда здешний смотритель за несколько часов своего ночного дежурства сошел с ума и поседел. Когда были вызваны врачи, он словно зомбированный, твердил, что Розалия открыла глаза и посмотрела на него.

Чтобы посетителям было удобнее знакомиться с «экспонатами» Катакомб капуцинов в Палермо, залы поделены по категориям: мужчины; женщины; девственницы; дети; священнослужители; монахи; люди прочих профессий.

1. «Коридор монахов» - самая древняя часть Музея мертвых, захоронения тут производили с 1599 до 1871 года. Здесь находится сорок тел самых почитаемых монахов и других близких к религии личностей.

2. «Коридор мужчин» - место упокоения благотворителей и спонсоров монастыря мужского пола, их хоронили с восемнадцатого по девятнадцатый века. Они одеты в одежду, которая была указана в завещании: одни в погребальном саване, другие в роскошных костюмах, сорочке, жабо.

3. «Кубикула детей» - небольшая комната, где дети лежат в закрытом или открытом гробах, в нишах также находятся несколько десятков открытых детских останков. В центральной нише у стены стоит детское кресло-качалка, на ней сидит мумифицированный мальчик, который держит на руках младшую сестру.

4. «Коридор женщин» - основная часть женских останков лежит в отдельных нишах, несколько – стоят в нишах. Во время бомбардировки эта часть Катакомб капуцинов в Палермо была повреждена: стеклянные преграды и решетки разрушились, многие останки сильно повредились. Тела женщин наряжены в одежды по моде восемнадцатого-девятнадцатого веков.

5. «Кубикула девственниц» - комната для захоронения девушек и незамужних женщин. Тела лежат или стоят рядом с деревянным крестом, а на их головы надеты металлические венцы – символ чистоты усопших.

6. «Новый коридор» - самая последняя часть Катакомб капуцинов, которую стали использовать после запрета 1837 года выставлять на обзор тела усопших. В стенах нет ниш, поэтому коридор переполнен гробами. После бомбардировки, случившейся в 1943 году и вспыхнувшего затем пожара, основная часть гробов сгорела. Уцелевшие гробы поместили в несколько рядов вдоль стен коридора. Кроме того, тут имеются «фамильные группы» - тела всех членов семьи: родителей, детей - собраны вместе.

7. «Коридор профессионалов» - место упокоения тел, выдающихся ученых, юристов, художников, скульпторов, военных. Тут лежат тела: скульпторов Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитти; хирурга - Сальваторе Манцелла; военного - Франческо Энеа. Говорят, что в «Коридоре профессионалов» Катакомб капуцинов в Палермо нашел последнее пристанище и великий испанский живописец - Диего Веласкес.

Катакомбы капуцинов – место жуткое и загадочное для шокированных туристов, но самое обыденное кладбище – для коренных жителей Палермо. Похороненным здесь было вопросом престижа и уважения, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие. Местные жители постоянно посещают катакомбы, ведь тут лежат останки их предков. Кроме того, некоторых усопших, согласно их завещания, приходится переодевать в свежую одежду, что их потомки усердно исполняют. Когда Катакомбы официально закрыли для погребений, сразу за стенами Монастыря капуцинов, выросло огромное «классическое» кладбище, чтобы хоть как-то продлить традицию захоронения своих усопших родных «у капуцинов».

Мы не можем вам настоятельно рекомендовать посетить этот удивительный и необычный Музей мертвых: люди бывают разные – кто-то заинтересуется, другой – побоится оказаться среди тысяч открытых человеческих останков. Но, если вы не относитесь к людям с «тонкой душевной организацией», то можете составить свое собственное мнение об этом спорном месте.

Каких только музеев нет на нашей планете! Но самым необычным считается знаменитый Catacombe dei Cappuccini, экспонаты которого шокируют неподготовленного посетителя. Это не просто музей, а настоящее элитное кладбище, где покоятся более восьми тысяч мумий.

Самые необычные в мире катакомбы

Разберемся, что означает слово "катакомбы". Оно произошло от латинского catacumbae, что переводится как "ложиться спать". В Западной Европе подземные лабиринты всегда были связаны с местами погребения усопших. В XVI веке действовал учрежденный папой римским монашеский орден капуцинов, члены которого занимались миссионерством, проповедуя христианство по всему миру.

Самая многочисленная община находилась в Палермо, на Сицилии. Катакомбы капуцинов появились в конце XVI столетия, когда усопших стало слишком много. Именно тогда и возник вопрос о новом месте погребения. Члены ордена вспомнили о крипте - огромном подвальном помещении, находившемся в монастыре Convento dei Cappuccini, куда и было принято решение складывать тела умерших. В 1599 году появились знаменитые на весь мир катакомбы, а необычность их состояла в том, что усопших хоронили не в гробах, а в открытом виде. Разрешения на погребение выдавали городские архиепископы или настоятели монастыря.

Бальзамирование, позволявшее телам сохраняться

В подземных усыпальницах тела разлагались очень медленно, кроме того, их высушивали в специальных камерах в течение нескольких месяцев, промывали останки уксусом, бальзамировали и переодевали в лучшие одежды. Затем их выставляли в открытом виде на полках, проходивших вдоль стен.

Когда начинались страшные эпидемии в городе, метод сохранения тел немного менялся: останки помещали в специальные сосуды, заполненные раствором с мышьяком, и только после этой процедуры их выкладывали на всеобщее обозрение.

Элитное кладбище

Изначально катакомбы капуцинов предназначались лишь для членов монашеского ордена, однако со временем они превратились в престижное кладбище, на котором хотели быть погребенными знатные люди Палермо. В завещаниях богатые покровители монастыря обговаривали все моменты, прописывая, через какие промежутки времени должна меняться одежда.

И вскоре элитное кладбище стало существовать на пожертвования родственников усопших, которые могли прийти в определенные дни, чтобы потрогать за руки ушедших близких и помолиться. Каждое тело находилось на постоянном месте, но как только семья переставала выплачивать деньги, труп перекладывали подальше.

Последний приют для 8 тысяч горожан

Вскоре подвал становится тесным, и монахи начинают рыть дополнительные подземные коридоры, которые в настоящее время образуют прямоугольник. Катакомбы капуцинов были закрыты властями в 1882 году, просуществовав 283 года. За столь внушительный срок в них нашли последний приют около восьми тысяч богатых и уважаемых жителей Палермо. По приблизительным подсчетам, в Catacombe dei Cappuccini хоронили почти по 30 покойников в год.

Когда было запрещено размещать тела в открытом виде, монахи удаляли одну из стенок в гробу, оставляя "окошки" для членов семьи, которые могли видеть останки.

Структура катакомб

По своей структуре мрачные катакомбы капуцинов в Палермо состоят из нескольких подземных коридоров. Все залы самого крупного в мире некрополя мумий разделены на отдельные категории: умершие различаются не только по половому признаку, но и по принадлежности к социальным слоям общества. В одном из помещений лежат тела уважаемых монахов, куда запрещен доступ посетителям. Далее следуют коридоры, где захоронены мужчины и женщины, а дети, не достигшие 14 лет, покоятся в кубикуле - небольшой комнате под землей. Отдельно хоронили выдающихся жителей города и девственниц.

Коридоры

Коридор монахов - это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена - грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса - знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Кубикулы

Останки детей помещались в кубикулу. Здесь в открытых и закрытых гробах лежат мальчики и девочки, а также их тела уложены в ниши, идущие вдоль стен. В центре комнаты на кресле-качалке сидит ребенок, прижимающий к себе младшую сестру. У туристов наворачиваются на глаза слезы при виде скелетов ребятишек, облаченных в милые платьица и костюмчики.

Еще одна небольшая кубикула отведена для погребения умерших девственниц. У деревянного креста, расположенного в центре комнаты, покоится с десяток тел девушек, на головах которых красуются металлические венцы, символизирующие чистоту усопших.

Прекрасная обитательница, прославившая катакомбы капуцинов

Девочка Розалия Ломбардо - это последний погребенный человек после официального закрытия властями элитного кладбища и самый известный экспонат необычного музея. Она умерла в декабре 1920 года, не дожив до двухлетнего возраста. Тяжело переживавший страшную утрату отец попросил забальзамировать свою малышку, чтобы предотвратить разложение тела. Официальных документов, рассказывающих о самой девочке, к сожалению, не сохранилось, как и не осталось фотографий живой Розалии, которая была очень болезненным ребенком.

Известный мастер А. Салафия, владевший эффективной технологией бальзамирования, выполнил просьбу безутешных родителей. Раствор, в состав которого входили спирт, соли цинка, формалин, глицерин и другие химические соединения, разошелся по кровеносным сосудам, что позволило телу девочки, находившемуся в застекленном гробу в дальней части подземелий, прекрасно сохраниться. Нетленными остались мягкие ткани лица, глазные яблоки и ресницы с волосами.

Скандалы, связанные с именем малышки

Прошло почти сто лет, а мумия ребенка, помещенная в катакомбы Капуцинов, выглядит свежо и естественно, что вызвало разговоры о замене тела девочки, превратившегося в прах, восковой копией. Для опровержения слухов сюда было доставлено специальное оборудование, чтобы просветить гроб. Исследователи увидели скелет ребенка, его мозг и органы, оказавшиеся целыми. А после выхода на экраны документального фильма, рассказывающего о Розалии, все слухи прекратились. Зрители рассмотрели тело малышки не только снаружи, но и внутри гроба, а также были показаны руки, покоящиеся под одеялом, которых ранее никто не видел.

Маленькая спящая красавица будоражит воображение людей, а несколько лет назад, после того как ее глаза приоткрылись, началась настоящая истерия. Экзальтированные туристы заявили, что в тело малышки вернулся ее дух, а ученые, заметившие странные изменения температуры в подвале, назвали именно их причиной явления, вызвавшего страх у людей.

Мумия невинного ребенка, от которой часто исходит приятный аромат лаванды, привлекает огромное количество посетителей, а для многих творческих людей на протяжении века она служит источником вдохновения. В честь малышки старинная культовая постройка при монастыре была переименована, и сейчас девочка находится в часовне Святой Розалии.

Регулярно потомки тех, кто покоится в подземельях Палермо, посещают катакомбы капуцинов, фото которых наводят на многих ужас. После официального закрытия некрополя у стен монастыря появилось обычное кладбище, а члены ордена создали в других населенных пунктах подземные склепы, и самыми известными являются сооружения в городе Савоке, где находятся около 150 мумий местной знати и духовенства.

В конце XVIII века Палермо посетил известный поэт И. Пиндемонте, который настолько был впечатлен катакомбами, что посвятил им поэму Sepolcri ("Гробницы"). В ней он пропел о торжестве жизни над смертью и вере в воскресение человека.

Сто лет спустя в мрачные погребальные катакомбы капуцинов в Италии заглянул Мопассан, но увиденное зрелище вызвало у него настоящий ужас. В отличие от романтически настроенного поэта, он заметил гниющую плоть, отвратительные скелеты, одетые самым нелепым образом, и мышей, перегрызающих шейные позвонки…

Где находится некрополь?

Найти это место очень просто: подземные склепы находятся в черте города, на площади Piazza Cappuccini, дом 1. Именно здесь располагается знаменитый монастырь, хранящий тела жителей. Стоимость посещения музея, где мумии усопших ограждены решеткой, составляет 1,5 евро.

Что говорят туристы?

Туристы, посетившие погребальные катакомбы капуцинов в Палермо, признаются, что это зрелище не для слабонервных. Наряженные скелеты с пустыми глазницами и высохшие мумии оставляют гнетущее впечатление. И многие из тех, кто побывал в подземелье, не ощутили пасхальной радости. Им захотелось поскорей уйти из царства мертвых, где все пропитано горем, а смерть представлена в очень безобразном виде. Однако для жителей Палермо жуткое место является самым обычным кладбищем, и никакого страха они не испытывают.

Погребальные катакомбы капуцинов, в которых монахи наглядно показывали всем, что ждет людей в будущем, являются одной из главных достопримечательностей итальянского города. Ежегодно их посещают сотни тысяч зевак, однако не во все помещения жуткого некрополя можно попасть. Здесь запрещено фотографировать, но некоторые туристы все-таки ухитряются сделать снимки. В последнее время все активней ведутся разговоры о том, чтобы запретить доступ в подземные коридоры и наконец-то оставить в покое тех, кто умер много веков назад.

Массовая усыпальница – место не для слабонервных. И тем не менее катакомбы капуцинов – одна из самых посещаемых достопримечательностей Палермо.

«Жуткое отвращение» и «нескрываемый восторг» – вот, что прочёл на лицах сюда забредших Диего Веласкес, посетивший подземные кладбищенские коридоры Палермо. Даже самая ужасная комната страха «отдыхает» в сравнении с этим сицилийским музеем смерти. Мумифицированные, скелетированные и забальзамированные тела усопших здесь повсюду: они лежат, стоят и висят вдоль стен, а в их одежде легко угадываются модные веяния былых эпох.

Погребальные катакомбы капуцинов находятся на в городе Палермо. Эта известнейшая выставка мумий располагается за пределами исторического центра города в районе Пьяцца Капуччини под Монастырём капуцинов. Останки самих монахов, местных аристократов, зажиточных горожан и даже одного американского консула хранятся здесь в открытом виде. В общей сложности катакомбы капуцинов хранят более 8000 «музейных экспонатов», погребённых в период с XVI по XIX века.

Чтобы попасть в сицилийский музей мертвецов, нужно пройти от площади Независимости два квартала по Корсо Калатафими и свернуть на улицу Пиндемонте. Заканчивается эта улица площадью Капуцинов, на которой и располагается монастырь.

Катакомбы капуцинов. Страницы истории

К концу XVI века количество постоянно проживающих в монастыре монахов и послушников увеличилось настолько, что возникла острая необходимость в организации отдельного кладбища. По одной из версий, в одном из погребов монахи обнаружили, что воздух в нём обладает какими-то особенными свойствами «консерванта», замедляющими процессы разложения. Именно поэтому здесь было решено устроить последнее прибежище. Усыпальница была оборудована в монастырской крипте. Первым здесь в 1599 году был захоронен брат Сильвестро, рождённый в Губбио. Немного позже сюда занесли тела ранее скончавшихся капуцинов. С течением времени крипта стала слишком тесной, и монахи вырыли длинный подземный коридор, в котором до 1871 года продолжали хоронить «постояльцев» монастыря.

Сначала в усыпальнице находили последний приют только капуцины и только с разрешения прелата. Но многочисленные благодетели, жертвовавшие на монастырь, тоже захотели, чтобы их родные были захоронены здесь. Это позволяло им иметь постоянный доступ к телам усопших. В результате уже в XVII веке катакомбы превратились в престижное кладбище для аристократов и духовенства, разрешение на захоронение на котором после 1739 года выдавал уже настоятель монастыря. Для захоронения всех желающих были прорыты дополнительные подземные коридоры и кубикулы. За три столетие здесь было погребено более 8000 человек.

Официальное закрытие катакомб состоялось в 1882 году. С тех пор захоронения в подземных коридорах Палермо производились лишь несколько раз. Исключения были сделаны для Джованни Патернити, усопшего в 1911 году вице-консула США, и умершей от пневмонии в 1920 году Розалии Ломбардо.

О методах захоронения в катакомбах капуцинов

Подмеченные монахами особенности почвы, препятствующие разложению, позволяли размещать тела практически открытыми. В некоторых случаях умерших клали в гробы, но и здесь родственники оставляли открытую стенку или окошко для «общения». Долгие годы основным методом подготовки тела к погребению было его восьмимесячное высушивание в специальной камере. После этого тела обрабатывали уксусом и одевали в праздничные одежды. К слову, некоторые особы, беспокоящиеся о красоте своей в мире ином, завещали капуцинам переодевать их по нескольку раз в год.

В периоды эпидемий процедура подготовки тела несколько менялась: его помещали в раствор мышьяка или известь, после чего тоже выставляли на обозрение. Некоторые тела, всё же, помещались в гробы, но в большинстве случаев их просто устанавливали или вывешивали вдоль стен в коридоре. Запрет на открытое размещение мёртвых выдан был в 1837 году, но их родственники всячески «обходили» данное предписание.

Описание катакомб в Палермо

Адрес: Площадь Капуцинов 1, Палермо, Сицилия, Италия.
Телефон: +39 091 212117.
Катакомбы открыты для посетителей с 8.30 до 13.00 и с 14.30 до 18.00.
Стоимость билета – 1.5 евро.

В результате многих работ по переоборудованию катакомбы капуцинов в Палермо приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором священников в плане. Все стороны этого прямоугольника – коридоры (монахов, женщин, мужчин и профессионалов), на пересечении которых находятся кубикулы девственниц, детей и часовня святой Розалии.

Исторически самой древней частью катакомб в Палермо является коридор монахов . В нём захоронения производили на протяжении всей истории подземного кладбища. Тела 40 наиболее почитаемых монахов располагаются в правой части коридора, а первый и последний погребённые здесь братья Сильвестро и Риккардо – в левой. Все усопшие капуцины облачены в грубую рясу с верёвкой, обвитой вокруг шеи.

Самую меньшую сторону прямоугольника катакомб составляет коридор женщин , большинство тел которых лежат в нишах. Две решётки ранее закрывали коридор, а стеклянные перегородки защищали ниши до 1943 года. Но после бомбардировки союзников большая часть этих перегородок было разрушено. Тела женщин облачены в кружевные шёлковые платья с оборками и шляпки в соответствии с модой XVIII–XIX веков.

Первую длинную сторону прямоугольника образует коридор мужчин , в котором в XVIII–XIX века захоронены благотворители из числа мирян. В соответствии с их собственными завещаниями тела облачали как в грубые погребальные саваны, так и в роскошные костюмы с жабо и галстуками.

Вторую длинную сторону занимает коридор профессионалов , где помещены тела скульпторов, юристов, художников, профессоров и профессиональных военнослужащих. Местная легенда гласит, что где-то в этом коридоре покоится и знаменитый испанец Диего Веласкес.

Самая недавняя часть катакомб – новый коридор , используемый после запрета на открытое погребение. Именно поэтому здешние стены не содержат ниш, а всё пространство коридора было заполнено гробами. Правда, в результате бомбардировки 1943 года большая часть гробов была уничтожена. Нынче уцелевшие гробы располагаются вдоль стен, благодаря чему можно рассмотреть майолику на полу.

На пересечении коридоров профессионалов и женщин располагается кубикула девственниц , отведённая для захоронения незамужних женщин и девушек. Приблизительно десяток тел стоит и лежит вокруг деревянного креста, головы девушек в знак чистоты усопших увенчаны металлическими венцами. В месте пересечения коридоров священников и мужчин находится кубикула детей . Останки нескольких десятков детей расположены вдоль стен в открытых и закрытых гробах. В центральной нише стоит кресло-качалка, в котором мальчик держит младшую сестру. Скелетированные останки детей резко контрастируют с разноцветными платьями и костюмчиками, любовно подобранными скорбящими родителями.

Самой известной частью катакомб Палермо является часовня святой Розалии, вплоть до 1866 года посвящённая Богородице. Сейчас в её центре стоит стеклянный гроб, в котором покоится практически нетленное тело усопшей в 1920 году Розалии Ломбардо. Успешно произведённая Альфредо Салафия процедура бальзамирования позволило ему сохраниться почти без изменений. Примыкает к часовне кубикула, в которой располагаются ещё несколько хорошо сохранившихся тел, среди которых и американский консул.

Несмотря на давно «приклеившийся» к катакомбам статус достопримечательности, местные жители продолжают считать их кладбищем, пускай и необычным. Потомки многих нынешних жителей Палермо покоятся в подземелье, рядом с которым располагается и действующее кладбище. Традиция погребения «у капуцинов» остаётся модной и в наши дни.

Безусловно, катакомбы капуцинов в Палермо — это не самый весёлый музей на планете, но любители разнообразия и экстрима его оценят.

На знаменитом прибежище итальянской мафии о-ве Сицилия находится уникальное подземное захоронение – Катакомбы Капуцинов в столице о-ва Палермо. Этот своеобразный Музей мёртвых находится под монастырём Капуцинов (Convento dei Cappuccini) и вмещает в себя около 8 тысяч мумифицированных останков монахов, представителей местной аристократической элиты, духовенства прошлых эпох, являясь зрелищным и отчасти научным объектом исследований.

Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.

До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.

Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.

Неординарность музея

Необычен этот музей тем, что представляет собой не что иное, как погребальные галереи, находящиеся под землей. Они заключают в своих стенах массовое захоронение - более 8 тыс. знатных людей Сицилии XVI-XIX веков. Склеп и в наши дни пользуется большим спросом у туристов. На палермской экспозиции мумий тела погибших лежат, сидят, стоят и даже подвешены на крюках, образуя композиции. Останки усопших покоятся в открытом, доступном для обозрения виде. По одетых на них вещах без труда угадывается мода тех эпох, в которые они были захоронены.

Сами катакомбы больше напоминают лабиринт - сеть из коридоров и отсеков, в которых каждый сантиметр заполнен мумифицированными мертвецами. Зрелище не для слабонервных, порой возникает ощущение, что мумии вот-вот придут в движение. Все «экспонаты», находящиеся в капуцинских монастырских катакомбах, разделены: по статусу, занимаемому при жизни, профессиональным, половым и другим признакам. Здесь вы обнаружите коридоры: для монахов, священников, мастеров, мужчин и женщин, девственных девушек и непорочных малышей. Кроме того, здесь присутствуют: «новый» коридор, в коем хоронили с 1837 года, после принятия решения о запрете на выставление тел почивших в открытом виде, и часовня.

Описание катакомб

Образовался такой огромный склеп под монастырём Капуцинов в 16 веке, когда возникла необходимость хоронить монахов-капуцинов. Число обитателей монастыря с каждым годом увеличивалось, а, соответственно, и число умирающих, поэтому подземелье продолжало удлиняться, превратившись в грандиозные катакомбы, разделённые на коридоры.

Сначала в них хоронили монахов, тела которых предварительно препарировали, бальзамировали уксусом и высушивали. Когда было установлено, что состав почвы в катакомбах способствует сохранению останков, много родственников умершей знати Палермо также стали желать, чтобы тела их родных заняли место в нишах катакомб. Так образовались специальные коридоры, где покоятся люди с разным социальным статусом. Посещение катакомб капуцинов – зрелище не для слабонервных, но и в то же время захватывающе интересное. Сейчас доступ запрещён в коридор с останками особо чтимых монахов, не выставляются на обозрение мумии самого жуткого вида.

Коридор монахов

Первым в коридоре монахов, образовавшемся из крипты, был захоронен капуцин Сильвестро, после чего сюда были перемещены останки ранее умерших монахов. В самом древнем коридоре нашли свой приют особенно уважаемые монахи, внесшие значительный вклад в развитие ордена Cappuccini и монастыря. Мумии одеты в традиционные капуцинские рясы с капюшоном из холста и с верёвкой на шее. Сегодня сюда доступ для посещений закрыт по религиозным и научным соображениям.

Коридор мужчин

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

Кубикула детей

В небольшой угловой комнате со стенами, облицованными расписными панелями, погребены останки маленьких детей как олицетворение самого страшного горя родителей. Их тела расположены в гробах, установленных на постаменты, и в нишах. На табличках, размещённых у отдельных гробов, указаны имена и фамилии усопших детей. По детским одеяниям можно судить, с какой мученической любовью родители хоронили своих крох именно здесь, чтобы приходить сюда, надеясь преодолеть страшное горе.

Огромное впечатление производит центральная ниша, в которой на кресле-качалке «сидит» мальчик, держащий на руках свою младшую сестрёнку. Мороз пробегает по коже не только от вида мёртвых деток, но и масштабов родительского горя, потерявших свои «сокровища».

Коридор женщин

Авиационные обстрелы 1943 года над Сицилией были настолько мощными, что коснулись и катакомб, частично разрушив Коридор женщин, повредив часть мумий. Но и по сохранившимся останкам можно составить представление о погребальных традициях, связанных с женщинами. Предварительно подготовленные тела одевались в яркие красивые платья, кружевные чепчики. На ноги надевались изящные сандалии или туфли, на руки – кокетливые перчатки, то есть, весь дамский антураж. Конечно, при посещении жутковато видеть чёрный оскал рта и зияющие пустотой глазницы на фоне белоснежных кружев чепчика той или иной мумии, но надо отдать должное родственникам, заботившимся о респектабельном виде покойницы.

Большинство женских тел покоится в открытых деревянных нишах-полках или гробах, меньшая часть находится в положении стоя. Надо отметить хорошо сохранившиеся одеяния обитательниц женского коридора. Это лишний раз подтверждает особую атмосферу катакомб, препятствующую разложению. Чувство печали, смешанной с отвращением от неприятного зрелища, утешается слабой надеждой, что, действительно, душа человека вновь обретает прекрасную плоть.

Кубикула девственниц

Такая же небольшая угловая комната, как и для детей – кубикула вмещает мумифицированные тела девственниц. Наверно, как символ непорочной девственности, их огораживает металлическая решётка, преграждающая свободный доступ к ним. На головах девственниц надеты венки из металлических цветов, олицетворяющие невинную чистоту.

С грустью можно рассмотреть красивые яркие наряды тех, кто в полной мере не успел испытать блаженства чувственной любви, не познать счастья материнства. Причудливые чепчики, обрамляющие некогда пленительные личики, усугубляют и без того мрачное созерцание. Если бы эти бывшие красавицы могли представить, что когда-то они станут объектами такого нелицеприятного зрелища, наверно, не согласились бы быть погребёнными в открытом виде!

Новый коридор

Несмотря на запрет хоронить усопших в катакомбах (1837 г.), находилось немало желающих поместить там тела своих родственников, поэтому пришлось образовывать Новый коридор, принимавший умерших до 1882 года.
Здесь отсутствуют ниши в стенах – вся площадь коридора вдоль стен заставлена гробами. Они установлены в несколько рядов, независимо от пола и социального статуса мумий. Примечательная особенность Нового коридора – несколько фамильных погребений, где тела обоих родителей покоятся вместе с телами своих детей подросткового возраста. Есть и супружеские пары, не разлучившиеся и после смерти.

Коридор профессионалов

Красноречивое название коридора свидетельствует о захоронении в нём выдающихся граждан различных профессий, внёсших при жизни немалый вклад в развитие общества. Здесь покоятся тела скульпторов Ф. Пеннино, Л. Марабитти, украшавших своими произведениями соборы Монреаля и Палермо. Нашли здесь приют хирург Сальватор Манцелла, полковник Ф. Энеа, лежащий в роскошном военном мундире (прекрасно сохранившемся). Не даёт покоя исследователям бытующая легенда о погребённом здесь знаменитом испанском художнике Диего Веласкесе. Но точно установить это сейчас просто невозможно.

Коридор священников

Проповедникам божьего слова – священникам также посвящён отдельный Коридор, идущий параллельно Коридору монахов. В основном здесь похоронены представители Палермской епархии. Их тела, облачённые в пышные церковные ризы разных расцветок, размещены вдоль стен в 2 ряда. Яркость одеяний, строго вертикальное расположение мумий как бы подчёркивает былое величие и влияние деятелей церкви. Но созерцание изуродованных следами тления лиц в обрамлении риз навевает противоречивые чувства. Почётную и единственную здесь нишу занимает мумия епископа итало-албанской церкви Франко де Агостино.

Часовня святой Розалии

Этот уголок катакомб – Часовня святой Розалии – самое удивительное и мистическое место, вызывающее, пожалуй, самые светлые чувства. В центре помещения в стеклянном гробу лежит нетленное тельце 2-летней девочки Розалии Ломбардо (13 декабря 1918 - 6 декабря 1920), одна из наиболее прославленных мумий музея, когда-то не дожила до своего двухлетия всего неделю, скончавшись от воспаления легких). Её похоронили здесь в 1920 г. по просьбе убитого горем отца, умолявшего забальзамировать тело дочери так, чтобы оно как можно дольше сохранилось.

Доктор Салафи, бальзамировавший тело, так искусно это сделал, что даже по истечении века все внутренние и внешние органы ребёнка не поддались тлению. Существует версия о разгадке способа доктора, по которой смесь спирта, формалина, глицерина, цинка и других веществ закачивалась в кровеносные сосуды. Розалия лежит как живая: щёки, глазницы, кудри, ресницы, брови прекрасно сохранились, что доказывает эффективность бальзамирования по Салафии. Проводимые в США опыты с применением подобного метода подтвердили его эффективность. Но некий флёр мистической загадочности продолжает витать над часовней Розалии.

То, как хорошо сохранилось тело малышки, вызывало сомнения у многих специалистов в том, что эта мумия когда-то была живым ребенком. Однако изучение ее тела с помощью рентгеновского аппарата доказало, что в гробике покоится девочка, а не кукла. Кроме того, исследование выявило, что все органы малютки спустя почти столетие находятся в сохранности.

Ранее останки ребенка экспонировались в выполненном из стекла гробу, стоящем на постаменте из мрамора в центре одноименной часовни. Однако в 2000 годах на мумии все же проявились признаки тления. Дабы предотвратить последующее разрушение тканей, тело малышки было перемещено в более сухое место и заключено в стеклянное вместилище, заполненное азотом.

Приемы погребения

В XVII веке было обнаружено, что химический состав почвы и воздуха капуцинских катакомб не дает телам почивших разлагаться. Принципом подготовки останков к помещению в склеп являлось их засушивание в специализированных камерах. Сушка занимала 8 месяцев, после чего тела протирали уксусом и наряжали в лучшие одеяния. После всех манипуляций мумии перемещали в коридоры и кубикулы подземного склепа. Во времена эпидемий способ консервации останков модифицировали: тела усопших окунали в растворы извести или мышьяка. Затем их, как обычно, размещали в открытом виде в коридорах.

Время работы и стоимость билетов

Катакомбы открыты для посещений каждый день, с 9 утра до 18 вечера. Перерыв – с 13.00 до 15.00. Закрыт подземный музей по воскресеньям (конец октября — конец марта).

Плата за вход – 3€ (цена 2017 г.) Не разрешено фотографировать и делать видеосъёмку.

Где находятся катакомбы и как до них добраться

Музей мёртвых (катакомбы) находится по адресу: площадь Капуцинов. Хотя площадь расположена вне исторического центра города, к ней можно легко добраться пешком. Чтобы дойти к Piazza Cappuccini, нужно пройти от центральной площади Индепенденца, где расположены Норманнский и Орлеанский дворцы, по ул. Корсо Калатафимии пройти 2 квартала, свернуть на ул Виа Пиндемонте и дойти по ней до пл. Капуцинов и монастыря с катакомбами.

В сицилийском городе Палермо расположены Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) — подземные погребения, где покоятся останки более чем 8000 человек. Особенность этих катакомб в том, что забальзамированные, мумифицированные и скелетированные тела усопших в открытом виде стоят, лежат и висят, образуя довольно страшные композиции. Это крупнейший некрополь мумий в мире.

Как они возникли?

В Италии, на Катакомбы капуцинов расположены под палермским монастырем капуцинов (Convento dei Cappuccini). Из-за того что в конце XVI века значительно увеличилось количество монахов и послушников, проживавших в монастыре, возник вопрос о том, где погребать останки почивших братьев. Было принято решение об организации захоронения в крипте под монастырским храмом. Первым здесь был захоронен брат Сильвестро из Губбио в 1599 году, а впоследствии здесь же перезахоронены тела нескольких монахов, умерших ранее. Постепенно в помещении крипты не осталось свободного места, и капуцины прокопали в котором проводились захоронения умерших монахов вплоть до 1871 года.

Богатые и состоятельные монастырские благотворители со временем стали выражать желание, чтобы после смерти их тела были помещены в Катакомбы капуцинов в Палермо. Для захоронения светских лиц вырыли дополнительные кубикулы и коридоры. Погребение в палермских Катакомбах в XVIII-XIX веках стало престижным. Представители аристократических и состоятельных семей Палермо обращались за разрешением на захоронение к настоятелю монастыря.

Последние погребения

В 1882 году были официально прекращены все захоронения в Катакомбах капуцинов, где к этому времени уже покоились примерно 8000 жителей Палермо, монахов и представителей духовенства. После этой даты в Катакомбы были помещены по исключительным и особым прошениям всего несколько умерших, в том числе Джованни Патернити и Розалия Ломбардо. Сегодня именно их нетленные останки являются основной достопримечательностью этого подземного некрополя.

Особенности катакомб

Монахи уже в XVII веке зафиксировали, что, благодаря атмосфере и почве Катакомб, тела практически не подвержены разложению. С этого времени применялся специальный метод подготовки останков умерших к помещению в Катакомбы капуцинов: в течение восьми месяцев они высушивались в особых комнатах-камерах под землей. Затем полученные мумифицированные тела омывали уксусом и одевали в предоставленные родственниками одежды. После этого мумии вывешивали, усаживали и выставляли в открытом виде в кубикулах и коридорах, а некоторые тела укладывали в гробы.

Во времена эпидемий тела сохраняли несколько иначе: трупы погружали в растворы мышьяка или извести и после этого выставляли в галереи и залы.

Структура катакомб

Огромный подземный некрополь для возможности в нем ориентироваться был разделен по категориям:

  • священники;
  • монахи;
  • мужчины;
  • женщины;
  • девственницы;
  • супружеские пары;
  • дети;
  • профессии.

Ниже вы можете увидеть схему Катакомб.

Самая древняя их часть — коридор монахов, где захоронения проводились с 1599 по 1871 год. В его правой, закрытой для посещений части, находятся мумии 40 лиц, связанных с религией и наиболее почитаемых священников и монахов.

В коридоре мужчин помещались тела мирян из числа монастырских жертвователей и благотворителей. На пересечении галерей священников и мужчин расположена кубикула — комната детей. В центре этого небольшого зала размещена мумия мальчика в кресле-качалке, держащего на руках младшую сестру, а в нишах вокруг еще несколько десятков детских тел.

Вплоть до 1943 года галерея женщин была закрыта решетками из дерева, а все мумии - защищены стеклом. После бомбардировок 1943 года одна решетка и стекла были разрушены, а останки довольно сильно повреждены. Сегодня большая часть мумий находится в горизонтальных нишах, а несколько хорошо сохранившихся тел выставлены вертикально.

Параллельно коридору мужчин расположена галерея профессионалов, где находятся тела юристов и профессоров, скульпторов и художников, врачей и профессиональных военных. Одна из легенд Палермо гласит, что в Катакомбы капуцинов, а именно в коридор профессионалов, было помещено тело известного испанского живописца Однако ни подтверждений, ни опровержений пока не найдено.

На пересечении галерей профессионалов и женщин находится небольшой зал, в котором размещены тела девственниц и незамужних женщин. Около десятка тел положены и установлены рядом с деревянным крестом, их головы в знак девственной чистоты увенчаны венцами из металла.

Новый коридор — самая молодая часть Катакомб, в которой в 1837 году, после того как был введен запрет выставлять на обозрение останки умерших, устанавливали гробы с покойными. В результате бомбардировки в 1943-м и пожара в 1996 году основная часть гробов была уничтожена, а оставшиеся впоследствии установлены вдоль стен. Кроме того, в Новом коридоре расположены мумии нескольких семейных групп, где собраны тела отца, матери и нескольких детей подросткового возраста.

Часовня святой Розалии

Прославила Катакомбы капуцинов двухлетняя девочка, умершая от воспаления легких в 1920 году. Ее тело находится в центре часовни святой Розалии, которая до 1866 года была посвящена Скорбящей Богородице, в гробу из стекла. Особенностью Розалии, а верующие называют это чудом, является то, что ее тело сохранилось нетленным: волосы, ресницы, мягкие ткани лица. Ее бальзамирование проводил доктор Альфредо Салафии, секрет которого американские ученые смогли открыть недавно. После погребения тела Розалии в Катакомбы капуцинов, здесь больше никого не хоронили.